Научная статья на тему 'Международное телевещание и редакционный нейтралитет'

Международное телевещание и редакционный нейтралитет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
399
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГЛОСУТОЧНЫЕ НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ / 24-HOUR NEWS / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА / MEDIA ETHICS / БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ / IMPARTIALITY / EURONEWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Локтев Д. С.

В статье исследуются современные тенденции глобального рынка круглосуточных новостных телеканалов в аспекте декларируемого нейтралитета их редакционной политики. Отмечаются преимущества восприятия телеканала со стороны аудитории как нейтрального для укрепления медийной деятельности, привлечения квалифицированных сотрудников и качественной аудитории, расширения вещания и значительного сокращения производственных расходов, что иллюстрируется на примере многоязычного европейского информационного телеканала Euronews.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Editorial neutrality in transnational TV news reporting

This article examines current developments on the global 24-hour news market and focuses on the issue of declared neutrality in the channels' editorial strategies. The article argues that perception of impartiality seems to be a beneficial factor on the market, constituting a stable foundation for the media operations, attracting skilled staffand premium audience, opening distribution possibilities and allowing to significantly cut production costs, as illustrated in a case study ofthe multilingual European news channel Euronews.

Текст научной работы на тему «Международное телевещание и редакционный нейтралитет»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4

Д.С. Локтев, автор и режиссер документальных программ

телеканала Euronews (Лион, Франция)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ

И РЕДАКЦИОННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

В статье исследуются современные тенденции глобального рынка круглосуточных новостных телеканалов в аспекте декларируемого нейтралитета их редакционной политики. Отмечаются преимущества восприятия телеканала со стороны аудитории как нейтрального для укрепления медийной деятельности, привлечения квалифицированных сотрудников и качественной аудитории, расширения вещания и значительного сокращения производственных расходов, что иллюстрируется на примере многоязычного европейского информационного телеканала Euronews.

Ключевые слова: круглосуточные новостные телеканалы, журналистская этика, беспристрастность, Euronews.

This article examines current developments on the global 24-hour news market and focuses on the issue of declared neutrality in the channels' editorial strategies. The article argues that perception of impartiality seems to be a beneficial factor on the market, constituting a stable foundation for the media operations, attracting skilled staff and premium audience, opening distribution possibilities and allowing to significantly cut production costs, as illustrated in a case study of the multilingual European news channel Euronews.

Key words: 24-hour news, media ethics, impartiality, Euronews.

Международные новостные телеканалы сегодня

Начало XXI в. характеризуется периодом взрывного бума на глобальном рынке теленовостей: число круглосуточных информационных телеканалов на планете превысило сотню и продолжает расти1.

Спутниковые каналы, не связанные государственными границами и техническими ограничениями радиорелейной трансляции, передают информационные программы для зрителей целых регионов, частей света или всей планеты, ориентируясь на более или менее широкий культурно-языковой срез транснациональной аудитории.

1 Rai Mugdha, Cottle Simon. Global mediations: On the changing ecology of satellite television news // Global Media and Communication 2007. N 3. P. 51.

Удовлетворяя растущий спрос на аудиовизуальные новости «глобальной деревни», растущие информационные телесети порождают ряд неблагоприятных побочных эффектов. Так, многие отмечают, что международный терроризм, воспринимающийся сегодня как одна из главных угроз во многих странах, стал особенно эффективным с распространением круглосуточных новостных телеслужб: сторонники этой точки зрения считают, что оперативное и подробное освещение последствий атаки отвечает целям злоумышленников и тем самым провоцирует новые теракты2. Оппоненты такого подхода указывают на то, что профессионально представленные документальные свидетельства гибели и страдания невинных людей благодаря свойственной телевидению особой эмоциональности сообщения новостей3 вызывают сильный моральный отклик у зрительской аудитории самой разной географической и культурной принадлежности, формируя таким образом солидарное космополитичное общество, способное действовать в глобальном масштабе в интересах мира и безопасности4.

Исследователи дают противоречивые характеристики буму новостной телеотрасли: одни считают, что постоянно растущее количество и разнообразие информационных телеканалов, вещающих по всему миру, ведет к созданию «глобальной публичной сферы», определяемой как «арена гражданского диалога, позволяющая гражданам принимать участие в продолжающемся обсуждении актуальных вопросов»5; другие, анализируя государственную или коммерческую принадлежность ведущих телекомпаний, видят в их быстрой экспансии и положении «законодателя мод» мировой телеиндустрии проявление «культурного империализма», закрепляющего глобальное доминирование стран Запада6. Озабоченность потенциальным превращением глобальных телеканалов в самостоятельные (или

2 Weimann G, Winn C. Theater of Terror: Mass Media and International Terrorism. Longman Publishing Group, 1994.

3 Jaeho Cho, Michael P. Boyle, Heejo Keum, Mark D. Shevy, Douglas M. McLeod, Dhavan V. Shah, Zhongdang Pan. Media, Terrorism, and Emotionality: Emotional Differences in Media Content and Public Reactions to the September 11th Terrorist Attacks // Journal of Broadcasting & Electronic Media. Volume 47, Issue 3 September 2003, стр. 309-327.

4 Lilie Chouliaraki. The symbolic power of transnational media // Global Media and Communication, 2008. Vol. 4, N 3, стр. 329—351.

5 Hallin D.C. We Keep America on Top of the World. Television Journalism and the Public Sphere. N.Y.: Routledge, 1994.

6 Boyd-Barrett O. Media Imperialism Reformulated, цит. no D.K. Thussu (ed.) Electronic Empires: Global Media and Local Resistance. London: Arnold, 1998. P. 157—76.

контролируемые третьими силами) рычаги воздействия на мировую политику находит небесспорное основание в форме так называемого «эффекта CNN»7: освещение международных новостей в реальном времени вынуждает дипломатов реагировать на сообщения прессы максимально оперативно, подчас без глубокой оценки ситуации8; вышеупомянутый эмоциональный отклик аудитории на документальные видеокадры гибели людей может привести к сворачиванию необходимых военных или гуманитарных операций9; наконец, внимание международных СМИ к одним проблемам и игнорирование других может непосредственно влиять на формирование мировой повестки дня, выделяя незначительные вопросы за счет, возможно, более важных, но менее знакомых избирателям10: вот уже на глобальном уровне «публичным, реально существующим становится лишь то, что стало виртуальным — частицей телепрограммы. Малозначительное обретает ранг социальной значимости. ТВ — волшебный фонарь новейшей истории»11.

Декларации нейтралитета

Озабоченность, связанная с возможной дестабилизирующей ролью мировых телекомпаний в информационном обществе, усиливается предубеждением, с которым воспринимаются международные телеканалы: компании, контролируемые из одной страны или региона и транслирующие специально подготовленные программы для внешней аудитории, вызывают этим ассоциации со станциями пропагандистского «иновещания» — троянскими конями культурного или политического империализма, когда «стратегически ТВ работало не на аудиторию, а на идеологическое обеспечение режима, следовательно, структура зрительских предпочтений гораздо меньше интересовала руководителей ТВ, зато гораздо больше — предпочтения партийных иерархов»12. Сегодняшние редакции ведущих глобальных и региональных информационных телеканалов, заинтересованные прежде всего в завоевании аудитории, стара-

7 Livingston S. Beyond the 'CNN Effect': The Media-Foreign Policy Dynamic., цит. no P. Norris (ed.) «Politics and the Press: The News Media and Their Influence». London: Lynne Rienner, 1997. P. 91—318.

8 Livingston S. Указ. соч.

9 Seib P. Headline Diplomacy: How News Coverage Affects Foreign Policy. London: Praeger, 1997.

10 Там же.

11 Борецкий P.A. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2002, с. 47.

12 Борецкий P.A. В бермудском треугольнике ТВ / Под общей ред. Я.Н. За-сурского. М.: ИКАР, 1998, с. 27.

ются избавиться от образа «орудий информационной войны» и добиться репутации достоверных источников, декларируя в своих редакционных хартиях и этических кодексах принцип беспристрастности в освещении любых конфликтов. С принятием политики нейтралитета международные телеканалы демонстрируют претензию на космополитичный универсализм, отрываясь от своих национальных корней ради завоевания позиций в «глобальной публичной сфере».

Редакционная практика

Критерии нейтралитета в редакционной деонтологии информационных телеканалов варьируются от «справедливости», «непредубежденности» в оценках и выводах, стремления к сбалансированности отделенных от новостей аналитических комментариев вплоть до полного отказа от предоставления эфира редакционным экспертам и другим «говорящим головам», предлагающим аудитории ту или иную интерпретацию новостей. Освещая военные, политические, социальные и прочие конфликты, журналисты, как предполагается, должны оставаться «над схваткой», не выступая от имени ни одной из сторон и предоставляя слово каждой из основных. В идеале это позволяет международным телеканалам не только передавать зрителям достоверную информацию, но и выступать в роли модераторов глобальной политической арены, давая оппонентам возможность донести свои позиции до мировой аудитории полноценно и без искажения. Реализация этой цели упрощается с тенденцией к увеличению разнообразия языковых и региональных версий международных телеканалов и облегчением их доступности для массовой аудитории с распространением цифровых технологий.

Наблюдения показывают, что на практике международные телеканалы действительно занимают значительно более умеренные позиции, чем мейнстримные национальные каналы, вещающие для внутренней аудитории соответствующих стран. Так, в эфире «CNN International» не встречаются авторские программы решительно настроенных комментаторов, агрессивно излагающих собственные политические взгляды, как это происходит на его внутриамериканских «сестрах» CNN и «Headline News». Телеканал «Russia Today», в отличие от информационных выпусков государственных каналов для внутренней аудитории, более адекватно ранжирует сюжеты, отделяет новости от комментария и приглашает в свой эфир известных на Западе оппозиционных российских политиков.

Однако с расширением охвата поднимается планка качественного стандарта и увеличивается требовательность зрителей: работа глобальных СМИ неизменно сопровождается критикой, отмечающей, в частности, симптомы «рецидива» пропагандистского «иновещания» в программах и сюжетах о военных конфликтах13 и терактах14, затрагивающих стран-хозяев соответствующих вещателей. Сотрудники глобальных телеканалов свидетельствуют о самоцензуре, усиливающейся в подобные кризисные моменты, когда внимание аудитории к международному телевещанию максимально15, и препятствующей объективному освещению происходящих событий16.

Известен и феномен субъективности восприятия информации аудиторией17, находящейся в том или ином политическом контексте: сбалансированное освещение может представляться зрителям пристрастным в зависимости от их собственных взглядов на рассматриваемую тему и их отношения к данному источнику информации, по этой причине, как правило, наиболее нейтральные телеканалы подвергаются критике сразу с обеих сторон конфликтов за предполагаемую поддержку противоположного лагеря.

Пример Euronews

Декларируемое стремление редакций глобальных новостных телеканалов к нейтральному освещению новостей опирается, помимо профессиональных идеалов, на ряд ощутимых организационных и коммерческих стимулов такого подхода, отвечающего в определенных условиях интересам как журналистов, так и менеджмента компаний. Однако существующие исследования не учитывают этих факторов, переводящих проблему редакционной беспристрастности из области журналистской деонтологии в практическую сферу функционирования

13 Daya Kishan Thussu. Legitimizing 'Humanitarian Intervention'? CNN, NATO and the Kosovo Crisis, European Journal of Communication. Vol. 15(3), 2000. P. 345-361.

14 Marlis Printing. Western Media and Terrorism: Is objective journalism possible? The cases of CNN and BBC, EJO-MAZ-Workshop. Islam and the Western world: the role of the media, 16/17.3.2007. Lugano. P. 45.

15 Peter Johnson. Amanpour: CNN practiced self-censorship, USA Today. 14.9.2003.

16 Anatoly Medetsky. Conflict Opens Front in the Media, The Moscow Times. 11.08.2008.

17 Matthew A. Baum, Phil Gussin. In the Eye of the Beholder: How Information Shortcuts Shape Individual Perceptions of Bias in the Media // Quarterly Journal of Political Science. 2007, 3. P. 1—31.

международного СМИ в условиях роста глобализации и обострения рыночной конкуренции.

Непосредственное участие в реализации редакционной политики телеканала Euronews на протяжении более чем семи лет позволяет нам очертить некоторые внутренние факторы, благодаря которым, словами Я.Н. Засурского, «объективность и равноудаленность от национальных позиций [...] приближают его к идеалу объективности и независимости»18.

В отличие от своих конкурентов Euronews не является мононациональным каналом международного вещания: его акции распределены между государственными и общественными телекомпаниями разных стран Европы и Средиземноморского бассейна19, что не дает ни одному из совладельцев возможности единолично вмешиваться в деловую сторону деятельности канала, обеспечивает финансовую независимость редакции от коммерческих корпораций и политическую — от правительств стран-акционеров, ни одна из которых не обладает контрольным пакетом. Межгосударственная схема собственности стабилизирует компанию, обеспечивая ее выживание в тех случаях, когда те или иные совладельцы испытывают финансовые трудности и выходят из проекта: акционеры, наполняющие своими взносами часть бюджета Euronews, берут на себя в таких случаях дополнительные расходы для обеспечения продолжения работы канала. Однако условием этой международной солидарности является абсолютная нейтральность освещения новостей: по многим вопросам между всеми странами-акционерами существуют острые противоречия, и ни одна из них не стала бы тратить деньги налогоплательщиков на финансирование телеканала, ведущего агитацию против нее. Тенденциозность в освещении международной информации расколола бы Наблюдательный совет, объединяющий основные страны-акционеры (Францию, Италию, Россию, Швейцарию, Португалию, Бельгию, Грецию, Швецию и Украину), поставив под угрозу дальнейшее существование Euronews, поэтому существенным стимулом для редакции к беспристрастному освещению новостей является инстинкт ее самосохранения.

Политическая «надпартийность» укрепляет телекомпанию не только на уровне акционеров, но и на уровне редакции:

18 Засурский Я.Н. Глобальное информационное пространство: новые границы // Искушение свободой. М., 2004. С. 338.

19 Электронный документ (http://www.euronews.net/ru/the-station/), запрошен 08.01.2009.

благодаря этому в ней работают высокопрофессиональные журналисты самых разнообразных взглядов и убеждений, которые не стали бы устраиваться на канал, в чем-либо противоречащий в своей политике их принципам — будь то «CNN International», «Al Jazeera» или «Russia Today». Нейтральное освещение таких болезненных тем, как палестино-израильский конфликт, российские политические процессы или военные действия США на Ближнем Востоке устраивает всех сотрудников, а внутрире-дакционное разнообразие журналистов в свою очередь помогает формировать сбалансированную и объективную эфирную линию, смягчая одновременно остро стоящую перед международными каналами проблему привлечения квалифицированных сотрудников из разных стран мира. Одновременно выхолащивание аналитичности и отказ от любых комментариев упрощают и повышают эффективность работы редакторов, задачей которых остается поиск, компоновка и нейтральное изложение фактов, дающих максимально объективное представление о текущих событиях. При этом выездные корреспонденты получают более простой доступ в «закрытые» страны и чувствуют себя в большей безопасности в «горячих точках», представляя нейтральную сторону.

Редакционная политика Euronews вполне отвечает задачам менеджмента, прилагающего все силы для глобальной экспансии телеканала, привлечения новых акционеров и завоевания позиций в спутниковых и кабельных пакетах компаний-провайдеров телевизионных услуг разных стран. Подчеркнутый нейтралитет снимает вышеупомянутые опасения «информационного нападения» против действующих в тех или иных странах политических режимов: лидеры «закрытых» стран не склонны воспринимать Euronews как серьезную угрозу, что дает этому каналу возможность распространять свои программы в КНР, Белоруссии, странах Средней Азии и арабского мира, а также вынашивать планы будущего вещания на китайском и фарси. Те же факторы позволяют коммерческому департаменту Euronews привлекать таких рекламодателей, как ткацкая промышленность Ирана, активно продвигавшая персидские ковры в рекламных блоках европейского телеканала в разгар противостояния между ЕС и Тегераном по поводу иранской ядерной программы20. Широкая зона распространения вкупе с репутацией беспристрастного и достоверного информационного источника повышает объективное влияние канала,

20 Ehsan Bakhshandeh. Persian Carpets. Iran Daily, 12.09.2006.

привлекая элитарную аудиторию, а с ней рекламодателей и спонсоров.

Среди других стимулов, по сути остающихся до сих пор за рамками опубликованных исследований, — значительное удешевление производства новостей за счет их деперсонифика-ции, усиливающей эффект беспристрастности передаваемой информации. Характерной и неоднозначной особенностью Euronews, отличающей этот канал от всех конкурентов, является, за исключением интервью, отсутствие ведущих и корреспондентов в кадре («печальным результатом стал "тон Euronews", создающий ощущение крайне нейтрального — настолько нейтрального, что можно подумать, будто вещание идет из Космоса», — отмечает Рубалкаба Гарсиа21). Такая анонимность эфира позволяет экономить на студии и других производственных мощностях, полагаясь во многих случаях на использование материалов телевизионных агентств и многочисленных, благодаря привлекательности регионального нейтралитета, партнерских телекомпаний. В результате Euronews опережает таких конкурентов, как «BBC World News» и «CNN International», по цифрам европейской аудитории, уступая им по объему бюджета в семь и двадцать пять раз соответственно.

Поступила в редакцию 22.06.2009

21 Aldonza Ruvalcaba Garcia. How television failed to integrate Europe. Ge-nè ve: Institut Euroépen de l'Université de Genè ve, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.