УДК 37
Бердыева А.Х.
старший преподаватель кафедры географии Туркменский государственный университет им. Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием системы образования и науки как ключевого фактора решения задач социально-экономического развития страны. Выявлено, что необходимой инфраструктурой развития человеческого фактора в экономике станет система непрерывного образования во взаимосвязи с внедрением общедоступных информационно - коммуникативных технологий.
В материалах статьи автором представлена характеристика, поэтапного вхождения Туркменистана в мировое образовательное пространство. Раскрыта особенность внедрения новой информационной системы управления образованием.
Ключевые слова: система образования, непрерывное образование, международное образовательное пространство, мировые стандарты, информационная система управления образованием, электронная образовательная информация, модернизация научной базы, внедрение цифровой экономики, подготовка квалифицированных специалистов, послевузовское профессиональное образование.
Серьёзные коррективы в деятельности учебных заведений вносит рынок, который диктует понимание новых экономических отношений между ними и потребителями кадров. В этой связи общепризнанным является тот факт, что уровень образования - это не только один из факторов социально-экономического прогресса. Он также призван обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, воспроизводство развитие его кадрового потенциала, формирование у
обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуры.
Всеобщим глобальным вектором развития образования в настоящее время стало понятие «образование для всех через всю жизнь», реализация которой, как нового подхода, осуществляется в рамках непрерывного образования. При этом каждое государство определяет собственные направления и средства её реализации.
В Туркменистане политика в сфере образования строится, исходя из приоритетности развития этой отрасли, как неотъемлемого условия модернизации общества и обеспечения конкурентоспособности туркменской экономики на мировых рынках. Современной экономической закономерностью, свойственной многим странам, является интеллектуализация экономической и вообще социальной жизни.
Система образования должна не только обеспечить возможность получения человеком базовых образовательных услуг определенного уровня, требующихся для начала профессиональной деятельности, но и создать соответствующие условия, инфраструктуру, которая способна поддерживать, а также обновлять знания и навыки, необходимые ему в течения всей трудовой жизни.
В условиях реформирования национальной системы образования и её интегрирования в международное образовательное пространство одной из важнейших и актуальных задач является практическое использование зарубежного опыта. Установив крепкие связи с престижными центрами науки и образования Америки, Европы и Азии, Туркменистан расширил участие в международных исследованиях, межвузовских обменах и развитии академических информационных сетей.
Вывод отечественного образования на уровень мировых стандартов подразумевает целый комплекс задач, которые в настоящее время успешно решаются в Туркменистане. На основании международных контрактов наша
молодёжь получает образование по востребованным направлениям в учебных заведениях зарубежных государств. К примеру, в соответствии с «Программой сотрудничества в области образования между Министерством образования Туркменистана и Министерством образования Румынии» туркменские юноши и девушки стали обладателями студенческих билетов престижных вузов этой страны. Кроме того, на основе достигнутых межправительственных соглашений они отправились за знаниями в вузы Китайской Народной Республики.
Отрадно, что Туркменистан последовательно и целенаправленно приобретает ценный опыт, необходимый для повышения конкурентоспособности туркменского образования, его вхождения в мировое образовательное пространство. Одно из свидетельств тому является подписание Соглашений со структурой Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры о создании кафедр ЮНЕСКО в Туркменском государственном университете имени Махтумкули «Культурное наследие: от прошлого к будущему» и в Туркменском государственном педагогическом институте имени Сейитназара Сейди «Экологическое образование для устойчивого развития». Открытие этих кафедр, в свою очередь, создало дополнительные возможности для сотрудничества с ведущими научно-образовательными вузами и укрепления международных связей.
Вышеназванные кафедры, это не просто кафедры, а международные учебно-исследовательские центры, которые отличаются от традиционного учебного процесса содержанием и формой работы: они будут играть главную роль в обмене опытом, знаниями и информацией по всему комплексу вопросов, относящихся к высшему образованию и развитию науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бердыева А.Х. Система образования в условиях рыночной экономики: перспективы развития непрерывного образования. Наука и современность -
2011: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - 171-175 с;
2. Летопись эры Возрождения новой эпохи могущественного государства -год 2023. Образование и наука. // Нейтральный Туркменистан. - 12 января, 2024. - 1-2 с
Berdyeva A.Kh.
Makhtumkuli Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)
INTERNATIONAL COOPERATION OF UNIVERSITIES AS IMPORTANT COMPONENT IN SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION
Abstract: the article discusses issues related to the improvement of the education and science system as a key factor in solving the problems of socio-economic development of the country. It is revealed that the necessary infrastructure for the development of the human factor in the economy will be a system of continuing education in conjunction with the introduction of publicly available information and communication technologies.
In the materials of the article, the author presents a characteristic of Turkmenistan's gradual entry into the world educational space. The feature of the introduction of a new information system for education management is revealed.
Keywords: education system, continuing education, international educational space, world standards, educational management information system, electronic educational information, scientific base, digital economy, training of qualified specialists, postgraduate professional education.