УДК 37
Аннаева Гунча Annayeva Guncha Чарыева Саадат Charyeva Saadat Сяхедов Овлягулы Sahedow Ovlyaguly преподаватели Lecturers
Туркменский государственный архитектурно-строительный
институт, город Ашхабад Turkmen State Institute of Architecture and Construction,City Ashgabat
РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО НЕЙТРАЛИТЕТА ТУРКМЕНИСТАНА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
THE ROLE OF POSITIVE NEUTRALITY OF TURKMENISTAN IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL INNOVATIVE EDUCATION
Аннотация: Позитивный статус нейтралитета Туркменистана, утверждённый на международном уровне, является уникальным источником положительных преобразований в отечественном образовании. В соответствии с «Законом об образовании» в высших учебных заведениях страны ведется подготовка высококвалифицированных специалистов инновационного типа. Интеграция основ фундаментальных знаний и информационно-образовательных технологий способствуют индивидуализации процесса обучения. При таком подходе повышается уровень качества подготовки специалистов технических направлений, что способствует позитивному вкладу в развитие инноваций в образовании
независимого и нейтрального Туркменистана.
Abstract: The positive status of Turkmenistan's neutrality, approved at the international level, is a unique source of positive changes in national education. In accordance with the "Law
on education", highly qualified specialists of innovative type are trained in higher educational institutions of the country. Integration of the fundamentals of fundamental knowledge and information and educational technologies contribute to the individualization of the learning process. This approach improves the quality of training of specialists in technical areas, which contributes to a positive contribution to the development of innovations in the education of independent and neutral Turkmenistan.
Ключевые слова: позитивный статус нейтралитета Туркменистана, концепция национальной образовательной системы, подготовка высококвалифицированных кадров, национальные исследовательские университеты.
Key words: positive status of neutrality of Turkmenistan, concept of the national educational system, training of highly qualified personnel, national research universities.
В 2020 году независимый Туркменистан отмечает 25-ю годовщину международного признания Туркменистана как постоянно нейтрального государства. Проводимая под непосредственным руководством уважаемого Президента страны Гурбангулы Бердымухамедова нейтральная политика указывает на ее эффективность и соответствие долгосрочным интересам мирового сообщества. Позитивный статус нейтралитета Туркменистана, утверждённый на международном уровне и учитывающий национальные интересы туркменского народа, является уникальным источником положительных преобразований в отечественном образовании. Безусловно, успешное сотрудничество правительства нашей страны и ООН на международной арене служит подтверждением конструктивного характера политики позитивного нейтралитета, позволяя наращивать взаимовыгодное сотрудничество в образовательном секторе.
С первых дней своего правления Лидер нации инициировал коренные реформы образовательной системы Туркменистана, материально и морально стимулировал работников системы образования (1). Принятый в августе 2009 года закон Туркменистана «Об образовании» отражает современную концепцию образовательной системы независимого и нейтрального государства, сочетающую в себе как национальные духовные ценности, так и общемировые достижения в этой области. Образование - важная инвестиция в будущее нации (3). Значительные капитальные вложения в образовательную отрасль способствовали формированию современных образовательных, детских дошкольных учреждений, с развитой материально-технической базой, оснащенных современным коммуникационным оборудованием. Создаются
законодательные, организационные, материально-технические базы для организации и осуществления образовательного процесса в соответствии с международными образовательными стандартами.
На современном этапе основным направлением в развитии отечественного вузовского образования является преобразование в высшие учебные заведения (ВУЗ) инновационного типа, способные соединить научный поиск с разработкой проблем прикладных и технических наук. Так реализация программы информатизации ВУЗов, направлена на создание единой информационной среды для проведения учебной, научной и управленческой деятельности на базе современных компьютерных технологий. Внедряются и активно используются в учебном процессе мультимедийные средства и интерактивные формы обучения. При этом учитывается индивидуально-интеллектуальные особенности каждого студента. Аудитории оснащены современной компьютерной техникой и интерактивными досками. Научные электронные библиотеки при ВУЗах существенно повышают как уровень получаемого образования, так и эффективность научных исследований. Внедрение непрерывного инновационного обучения, реализация программ высшего и послевузовского образования на уровне международных стандартов, выполнение различных прикладных научных исследований являются высшими приоритетами дальнейшего развития вузовского образования в стране (3). Возрождение послевузовского профессионального образования в форме аспирантуры, докторантуры создает условия для формирования такого интеллектуального пространства, которое призвано способствовать экономическому росту, основанному на знаниях.
Гармоничное соединение научных подходов, практической информированности обогащает как науку, так и практику. В этом отношении весьма перспективным направлением интеграции науки и образования является преобразования высших учебных заведений в национальные исследовательские университеты. Цель подобных образовательных структур заключалась бы в
подготовке уникального научного потенциала путем отбора наиболее талантливых старшекурсников из действующих высших учебных заведений для специализированного обучения по углубленной послевузовской специализированной программе. Подобная практика имеет место как в российской образовательной системе, так и в европейской.
Таким образом, политика позитивного нейтралитета способствует расширению и углублению интеллектуального пространства Туркменистана, и поддержанию долговременного устойчивого развития образовательнойти научной сфер государства, способствуя повышению престижа страны в мировом образовательном сообществе.
Библиографический список:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Образование-счастье, благополучие, успех. Ашгабат, Туркменская государственная издательская служба, 2014
2. B.Muhammedowa.Bilim ruhy galkyny§yn gözba§ydyr.// Bilim, ylmy-usuly zumal, A§gabat, 2020 №3 (на туркменском языке)
3. Н.А.Исаков, А.Р.Медеу. Казахстан: Природа, Экономика, Экология. Алматы, 2007