Научная статья на тему 'Система образования в условиях рыночной экономики: перспективы развития непрерывного образования'

Система образования в условиях рыночной экономики: перспективы развития непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердыева А. Х.

Совершенствование системы образования и науки в эпоху нового Возрождения является одним из приоритетов государственной политики Президента страны и рассматривается как ключевой фактор решения задач социально-экономического развития Туркменистана. Развитие технологии приводит к усилению роли образованности населения, потому что только благодаря наличию квалифицированных специалистов для страны становится возможным быстрое внедрение всех нововведений, которые позволяют экономике эффективно функционировать в современных условиях. Осуществление рыночных реформ в Туркменистане базируется на таких результатах человеческого развития, как рост знаний и умений работников, а именно повышение образовательного уровня. Другими словами, на базе образования повышается экономическая производительность человека, а вместе с этим и общенациональный запас интеллектуального потенциала, который в свою очередь, влияет на темпы экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система образования в условиях рыночной экономики: перспективы развития непрерывного образования»

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Бердыева А.Х.*

Туркменский государственный университет им. Махтумкули, Республика Туркменистан, г. Ашхабад

Совершенствование системы образования и науки в эпоху нового Возрождения является одним из приоритетов государственной политики Президента страны и рассматривается как ключевой фактор решения задач социально-экономического развития Туркменистана. Развитие технологии приводит к усилению роли образованности населения, потому что только благодаря наличию квалифицированных специалистов для страны становится возможным быстрое внедрение всех нововведений, которые позволяют экономике эффективно функционировать в современных условиях.

Осуществление рыночных реформ в Туркменистане базируется на таких результатах человеческого развития, как рост знаний и умений работников, а именно повышение образовательного уровня. Другими словами, на базе образования повышается экономическая производительность человека, а вместе с этим и общенациональный запас интеллектуального потенциала, который в свою очередь, влияет на темпы экономического развития страны.

С обретением независимости Туркменистана советская система образования стала перестраиваться в связи с переходом экономики на новые рыночные отношения. И, несмотря на трудности переходного периода Туркменистан сохранил высокий уровень образования населения.

Серьезные коррективы в деятельности учебных заведений вносит рынок, который диктует понимание новых экономических отношений между ними и потребителями кадров. Резко возрастают требования к профессиональным, деловым, моральным, физическим качествам рабочих и специалистов, и соответственно, затраты на образование.

В этой связи общепризнанным является тот факт, что уровень образования - это не только один из факторов социально-экономического прогресса. Он также призван обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

* Преподаватель кафедры Географии, соискатель.

Определяя стратегию государства на период на 2030 года как инструмента дальнейшей диверсификации экономики и создания конкурентных преимуществ на мировом рынке разделения труда, Президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым за основу принята новая комбинация обстоятельств, причем не только сугубо внутренних, но и глобальных. Из этого сложился новый системный структурированный подход к производству совокупного валового продукта. Суть этого подхода изложена в статье Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Экономическая стратегия Туркменистана: опираясь на народ, во имя народа». «Провозгласив главной ценностью человека, пишет глава государства основной резерв производства мы стали искать именно в человеческом факторе как в совокупной потенциальной способности людей воплотить в жизнь экономическую стратегию государства... Не случайно программой номер один у нас была объявлена программа по коренному реформированию образования, включая академическую, высшую, профессионально-техническую и сред-необразовательной школы» [1].

Всеобщим глобальным вектором развития образования в настоящее время стало понятие «образование для всех через всю жизнь», реализация которой, как нового подхода, осуществляется в рамках непрерывного образования. При этом каждое государство определяет собственные направления и средства ее реализации.

В Туркменистане политика в сфере образования строится, исходя из приоритетности развития этой отрасли, как неотъемлемого условия модернизации общества и обеспечения конкурентоспособности туркменской экономики на мировых рынках. Современной экономической закономерностью, свойственной многим странам, является интеллектуализация экономической и вообще социальной жизни.

В стране созданы все необходимые условия для продолжения послевузовского профессионального образования, основными формами подготовки научных кадров являются аспирантура, докторантура и соискательство. С целью подготовки специалистов высокого класса в 2010 году прием в аспирантуру, докторантуру и регистрация соискателей ученых степеней проводились по 99 специальностям, в том числе 8 новым. В прошлом году в аспирантуру было принято 45 человек, в докторантуру - 9 человек, соискателями ученой степени кандидата наук стали 221 человек, ученой степени доктора наук - 47 ученых. В 2011 году подготовка научных кадров осуществляется уже по 22 отраслям наук, включающим 151 специальность, из них по медицинским наукам - по 28 специальностям, по техническим наукам - по 24 специальностям, по сельскохозяйственным наукам - по 12 специальностям. На сегодняшний день общее количество аспирантов составляет свыше 230 человек, докторантов и соискателей ученой степени доктора наук -свыше 150 человек. Растет численность соискателей ученой степени кандидата наук, в настоящее время их уже свыше 700 человек.

Чем выше уровень образованности населения, тем более оно адаптировано к использованию в производстве новых информационных технологий. Важное значение имеют акценты, расставляемые системой образования. Наилучшим образом к целям развития адаптирована ступенчатая система, выводящая наиболее талантливых молодых людей к той точке, в которой они могут работать в науке, генерировать новые идеи. В современных условиях, когда изменяется структура занятости населения, возрастает доля умственного труда в производстве, уменьшается потребность общества в малоквалифицированном труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения.

Система образования должна не только обеспечить возможность получения человеком базовых образовательных услуг определенного уровня, требующихся для начала профессиональной деятельности, но и создать соответствующие условия, инфраструктуру, которая способна поддерживать и обновлять знания и навыки, необходимые ему в течение всей трудовой жизни.

В условиях реформирования национальной системы образования и ее интегрирования в международное образовательное пространство одной из важнейших и актуальных задач является практическое использование зарубежного опыта. Установив крепкие связи с престижными центрами науки и образования Америки, Европы и Азии, Туркменистан расширил участие в международных исследованиях, межвузовских обменах и развитии академических информационных сетей.

По определению ЮНЕСКО, ХХ1 век является веком образования. Ценно само по себе не образование, а способность на основе полученных знаний создавать новое знание, умение им управлять на основе теоретического задела, который был получен в вузе на базе обучения не столько практического, сколько имеющего в своей основе научную и творческую составляющую. Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль основы реформ всей системы образования.

Мы живем в быстроменяющемся мире. Главная суть происходящих изменений состоит в переходе к информационному обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. Мировой опыт свидетельствует о том, что именно образование - ключ к тому, что страна займет достойное место в новых условиях. Именно образование - это то главное звено, за счет которого удастся достичь экономического, политического и культурного благополучия страны. Освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального

поведения граждан с учетом быстрой информатизации общества, роста динамики изменений, новых требований является неотъемлемым условием нового времени.

Одной из главных проблем модернизации общества, создания условий для дальнейшего его развития, освоения достижений мировой науки, культуры является качественная подготовка высококвалифицированных специалистов, как основного экономического и духовного капитала туркменского общества.

Совершенствование системы образования - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны - они несут в себе отказ от всего устаревшего, и закладывают основы социальных преобразований.

«Сегодня, когда наша Родина заново возрождается, а авторитет ее неуклонно растет, для достижения новых рубежей нам особенно нужны образованные и талантливые молодые люди, нам нужен их творческий потенциал, - подчеркивает Гурбангулы Бердымухамедов. - Поэтому основная задача и главная цель образовательной политики государства - совершенствование системы образования, воспитание подрастающего поколения на национальных и общечеловеческих ценностях, формирование конкурентоспособной системы образования».

«Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы» заключает в себе основу реализации образовательной политики Туркменистана на долгосрочный период и является основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, для институциональных изменений. Система образования Туркменистана согласно «Национальой программе социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы» будет развиваться в условиях рыночных отношений с общемировых тенденций развития.

Данная программа будет осуществляться в три этапа и на втором этапе реформ (2016-2020 годы) система профессионального образования пойдет по пути развития высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий, осуществления информатизации образования, совершенствования форм и методов нравственного и патриотического воспитания молодежи. Необходимой инфраструктурой развития человеческого фактора в экономике станет система непрерывного образования во взаимосвязи с внедрением общедоступных информационно-коммуникативных технологий. Важнейшим фактором повышения эффективности системы профессионального образования послужит повышение квалификации преподавателей, связь их образовательной деятельности с наукой и практикой [2].

Совершенствование социальной политики предусматривает изучение спроса на рынке труда на квалифицированные кадры. На втором этапе реформ намечено формирование адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг, обновление профессионального образования, повышение его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда.

Список литературы:

1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 11-х т. Т. 1. - Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2010. - С. 11-12.

2. Атаев М., Язмурадова М. Образование и наука - важнейший фактор экономического роста // Нейтральный Туркменистан. - 10 ноября, 2010.

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

© Бокарева В.Б.*

Дзержинский филиал Современной гуманитарной академии, г. Дзержинск

В статье с позиции категориального подхода анализируется эффективность социального управления малым бизнесом в современной России, и приводятся рекомендации по его совершенствованию для каждой категории предпринимателей.

Категориальный подход (М.Р. Радовель, Н.А. Рубакин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Г.В.Ф. Гегель, Дж. Холтон), подразумевает разбивку полного объекта, на секции, отнесение отдельных частей к определенным категориям и анализ категорий. Категориальный подход полезен, когда исследователей интересуют проблемы или феномены, свойственные определенным группам людей.

Категория - это понятие, обозначающее наиболее общий признак, понятие, отражающее характерные свойства восприятия действительности в какой-либо среде; группа однородных предметов, явлений или лиц, объединенных общностью каких-либо признаков [5].

Будучи представлены в теоретико-эмпирическом составе науки, категории не существуют независимо от него и не выступают в качестве объ-

* Преподаватель, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.