Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере высшего образования как фактор обеспечения республики Казахстан квалифицированными кадрами в первой половине 1990-х гг'

Международное сотрудничество в сфере высшего образования как фактор обеспечения республики Казахстан квалифицированными кадрами в первой половине 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере высшего образования как фактор обеспечения республики Казахстан квалифицированными кадрами в первой половине 1990-х гг»

© В.А. Смирнова, 2005

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-х гг.

В. А Смирнова

Обеспечение Казахстана квалифицированными кадрами было одной из важнейших задач в экономической сфере, которые предстояло решать руководству республики после обретения Казахстаном независимости. В рамках решения данной проблемы казахстанское руководство провело ряд реформ. Существенным фактором, оказавшим воздействие на их успешное проведение, стало международное сотрудничество.

На момент распада СССР в республике отсутствовала автономная система вузов, которая обеспечивала бы независимое воспроизводство специалистов для местных производств. В 1992 г. (первом году самостоятельного развития) кадры по 40 специальностям Казахстан готовил в РФ 1. Кроме того, страна, испытывавшая серьезные экономические трудности и столкнувшаяся с новыми экономическими реалиями, остро нуждалась в квалифицированных кадрах по новым специальностям. Особенно остро в стране чувствовалась нехватка специалистов в сфере экономики. Необходимо было готовить специалистов в области внешнеэкономической деятельности, международного права. Рыночные специальности были введены в этот период во всех университетах и ряде технических вузов2.

Для достижения автаркии в процессе воспроизводства необходимых специалистов в Республике Казахстан (РК) в 1990-е гг. был открыт ряд вузов. Например, в 1991 г. Казахстанский государственный экономический университет готовил студентов по таким специальностям, как экономика и управление производством, денежно-кредитная и банковская системы, коммерческая деятельность и т. д.3 Казахстан нуждался в специалистах-международ-никах, поскольку международные контакты являются важным ресурсом развития страны. В 1992 г. в КазГЭУ был открыт новый факультет — международных экономических отношений, на котором студенты наряду с экономикой изучали иностранные языки4.

Одним из препятствий на пути развития международных контактов стала проблема незнания английского и других иностранных языков. Эта проблема решалась достаточно медленно. Через 8 лет после обретения Казахстаном независимости сотрудник Министерства науки и высшего образования5 писал о проблеме языковой безграмотности среди выпускников вузов РК. Для решения этой проблемы в июне 1993 г. Алматинский пединститут иностранных языков был преобразован в Казахский государственный университет мировых языков. Поменялось не только название вуза. Для его развития Кабинет министров обязан был ежегодно выделять валюту на финансирование международных связей, приобретение литературы и оборудования 6. Это шаг в тяжелейшее для страны время — знак действительно четкого осознания необходимости такого рода деятельности со стороны казахстанской политической элиты. Это также является свидетельством того, что международные контакты воспринимаются как существенный ресурс для выхода из кризиса. Актуальной была потребность в управленцах нового образца. В рамках решения этой проблемы в июле 1993 г. Казахский государственный экономический университет был преобразован в Казахскую академию управления7.

Кроме того, в советский период вузы, находившиеся на территории Казахстана, полностью не обеспечивали кадрами его промышленность. Необходимость компенсировать образовавшийся после распада СССР пробел была осознана довольно оперативно. В 1992 г. ВКГУ открыл ряд специальностей, в которых нуждались предприятия цветной металлургии, химической промышленности, атомной энергетики 8. В 1993 г. в г. Актау был создан политехнический институт и открыт атомно-энергетический факультет. Задачей учреждений была подготовка кадров для атомной промышленности Казахстана, ко-

торые до распада СССР готовились на территории России9.

Независимому государству предстояло предпринять меры для обеспечения собственной военной безопасности. Казахстан сколько было возможно поддерживал концепцию единых вооруженных сил после распада СССР, поскольку испытывал дефицит высококвалифицированных военных кадров. С 1992 г. по 1995 г. в результате эмиграции и увольнения в запас число офицеров уменьшилось на 89 % 10. Решая эту проблему государство образовывало новые профильные вузы или трансформировало их из уже существующих вузов и училищ 11, образовывало необходимые факультеты в уже действующих непрофильных вузах 12.

Механизм воспроизводства квалифицированных кадров предполагает наличие высококвалифицированных преподавателей. В случае с Казахстаном проблема неполноты их штата усугублялась еще и интенсивными миграционными процессами, происходившими в республике в постсоветский период. В 1996 г. ректор Карагандинского технического университета Г. Пивень писал, что начиная с 1992 г. имел место массовый отток высококвалифицированных педагогов из вузов республики 13. Отъезд специалистов высшей квалификации носил лавинообразный характер. Так, к примеру, в 1994 г. сразу 5 докторов наук оставили преподавание в Карагандинском государственном университете и переехали на постоянное местожительство в Россию 14. В течение 1994 г. Северо-Казахстанский региональный университет покинули 19 кандидатов наук и 1 доктор наук15. Такая ситуация имела место практически во всех вузах.

Одним из серьезных препятствий на пути успешного развития Казахстана стало отсутствие самодостаточной системы высшего образования. Высшая школа Казахстана не могла в полном объеме обеспечивать специалистами промышленность и оборонную сферу РК, чем вкупе с разрушением хозяйственных связей между бывшими республиками СССР способствовала их упадку. Переход к рыночной экономике и независимому развитию породил нехватку кадров «нового образца»: экономистов, международников, юристов, переводчиков, управленцев, которые в новых условиях должны были бы мыслить и работать во многом по-другому, чем это было в советский период.

Кардинальные перемены в системе высшей школы, которых требовало независимое

развитие, должны были осуществляться людьми, которые желали и могли действовать по-новому. Необходим был новый преподавательский и руководящий состав высшей школы. У государства не было времени и средств ни на повышение квалификации работавших преподавателей, ни на приглашение их из-за рубежа. Преподавательский состав вузов в какой-то мере обновился за счет оттока кадров в бизнес и другие сферы, миграционных процессов, но это обновление не послужило толчком для развития высшей школы. Реформирование образования для реализации цели по созданию независимой системы вузов было бы неэффективным без помощи международного сообщества.

Одним из способов решения проблемы нехватки квалифицированных преподавателей являлось налаживание международных контактов и приглашение на преподавательскую работу иностранцев. Однако проблемы с финансированием образования не позволяли оплачивать труд профессоров из дальнего зарубежья 16. Еще одним препятствием для развития международных связей в этой сфере был невысокой процент казахстанских преподавателей студентов со знанием иностранных языков в мере, необходимой для понимания иностранного преподавателя. В этом отношении старые связи с российскими вузами поддерживать было гораздо дешевле и удобнее с точки зрения отсутствия языкового барьера: в рамках решения кадровых проблем в начале 1990-х гг. в ВКГУ, к примеру, приглашали профессоров-консультантов из МГУ, Томска, Омска, Караганды 17.

Международное сообщество быстро среагировало на появление новых независимых государств на постсоветском пространстве. Государства мира начали проводить активную политику на постсоветском пространстве, в том числе и в гуманитарной сфере. Развивая сотрудничество в образовании, они в определенной мере обеспечивали компенсацию нехватки квалифицированных кадров в РК.

Переход Казахстана к рынку поставил проблему нехватки высококвалифицированных специалистов для работы в новых условиях. Одним из ресурсов решения этой проблемы стали международные контакты. Страны западной Европы и США одной из целей своей политики в РК провозгласили помощь в построении рыночной экономики. Все постсоветские государства испытывали нехватку информации, литературы и специалистов для реализации поставленной задачи. Важным

фактором решения этой проблемы стало образовательное сотрудничество. В этом секторе оно принимало различные формы. Одной из самых эффективных стали стажировки для преподавателей. К примеру, в апреле 1992 г.

30 казахстанских преподавателей прошли стажировку в университете штата Кентукки (США). Они прослушали курс лекций по экономическим дисциплинам, культуре США и информационным системам. Поездка стала возможной благодаря соглашению между Министерством образования США и Колледжем бизнеса и экономики 18. К 1992 г. группа ученых из КазГУ прошла переподготовку по рыночной экономике в США 19. Студенты экономического факультета Акмолинского сельскохозяйственного института в 1995 г. были отправлены на обучение в вузы США благодаря сотрудничеству своего вуза с консорциумом американских колледжей20. В 1992 г. при поддержке Фараби-Фонда шла организация подготовки 30 банкиров из РК на базе «юго-западной аспирантуры Южного методологического университета в г. Даллас (США)»21. Благодаря соглашению Министерства образования РК и университета Кентукки, с участием американских профессоров были проведены ряд лекций и семинаров для научно-педагогических работников вузов, представителей государственных и коммерческих структур РК по дисциплинам, связанным с рыночной экономикой: банковское дело, управленческая деятельность, коммерческое законодательство 22. Реализация подобных проектов способствовала как освоению теоретической программы, так и формированию представлений о практике функционирования рынка (последнее обеспечивалось личным пребыванием в стране с рыночной экономикой). Менялось мировоззрение преподавателей. Важным было и то, что в стажировке участвовали именно преподаватели, люди которые могли распространять полученные знания среди студентов.

Существенным вкладом в обеспечение экономики специалистами нового образца стали стажировки, организованные Британским советом. В 1992 г. Британский совет разработал программу стажировки в Великобритании 1 000 молодых финансистов из СНГ с полной компенсацией расходов принимающей стороной23. Начиная с 1994 г. по 1996 г. в Великобританию выехали 500 человек,

12 из которых были казахстанцами. Их принимали на работу с выплатой зарплаты 400 крупных британских финансовых компа-

ний. Требования к кандидатам: возраст от 22 до 35 лет, хорошее знание английского языка, диплом экономиста, юриста, программиста с опытом работы не менее 1 года. В 1996 г. к участию в конкурсе были допущены выпускники вузов. Стажировка длилась от 4 до 11 месяцев. Программа покрывала расходы на дорогу и вводный курс в университетах Великобритании. Программа имела своей целью дать участникам представление о принципах работы бизнеса в западной Европе. В отличие от академических стажировок, программа представляла возможность практической работы 24.

В 1989 г. между ФРГ и СССР было подписано соглашение, по которому Германия обязалась оказать помощь в подготовке специалистов для рыночной экономики. В сентябре 1992 г. в результате переговоров между ФРГ и 6 бывшими советскими республиками, в числе которых был Казахстан, было решено, что преподаватели из Германии приедут работать в казахстанские вузы, а казахстанские студенты могут учиться в Германии. Казахстан обязался оплатить проезд участников обмена, а Германия — питание и проживание 25. Проекты иностранных организаций в этой сфере реализовывались с самого начала независимого развития Казахстана. Так, в

1992 г. при поддержке Германской академии союза государственных чиновников и учебно-консультативной фирмы Михель-Инсти-тут для обучения в Алматы и Бонне были отобраны преподаватели вузов для обучения предметам, связанным с рыночной экономикой 26.

Благодаря межвузовским контактам удавалось наладить связи, выходящие за рамки сотрудничества в сфере высшего образования. В течение 1992/93 учебного года при частной академии информатики в г. Ансбах и на отделении специального сельскохозяйственного института Вайнштефан в г. Триздорф при содействии Акмолинского сельскохозяйственного института проходили двухнедельную стажировку по проблемам рыночных отношений, организации работы фермерских хозяйств и пищеперерабатывающих предприятий 35 руководителей и специалистов из Акмолинской и Торгайской областей27.

Политика налаживания образовательных связей с Казахстаном, проводимая США, Германией и Великобританией, была более активной по сравнению с курсом других стран запада. Со стороны США, имеющих внешнеполитические интересы по всему миру, ак-

тивное развитие гуманитарных контактов с РК было вполне логичным и обоснованным. Политика Великобритании может быть связана с ее традиционным интересом к центральноазиатскому региону, проявляемым еще со времен Большой игры XIX века. Для Германии реализация крупных образовательных программ в РК связана с желанием что-то противопоставить «германскому выбору». С 1989 г. по 1999 г. в результате интенсивных миграционных процессов численность немцев в Казахстане уменьшилась в 2,7 раза28. С одной стороны, Германия была заинтересована в притоке населения в связи с «демографической зимой», с другой стороны, она столкнулась с серьезными проблемами полноценной интеграции советских немцев.

Так как в советский период Казахстан не имел возможности проводить самостоятельную внешнюю политику, в республике отсутствовала система воспроизводства кадров в этой сфере. В РК не хватало квалифицированных преподавателей по международным отношениям. Ситуацию спасало наличие большого числа иностранных представительств в республике. В 1993 г. послы и другие работники иностранных представительств проводили лекции для будущих переводчиков, до-кументоведов, журналистов-международни-ков в КазГУМЯ 29. В 1996 г. в Алматы была открыта Высшая дипломатическая школа МИД РК. Лекции в академии читали не только международники из-за рубежа: преподаватели институтов международных отношений Нидерландов и ФРГ, но и сотрудники посольства и МИДа Финляндии, сотрудники Государственного департамента США, директор 30. В данных случаях взаимодействие происходило между системами образования РК и зарубежных стран, так и на уровне «вуз — внешнеполитические институты иностранных государств».

Еще одной формой международного образовательного сотрудничества стало создание совместных учебных заведений. Их основание также способствовало решению проблемы обеспечения Казахстана квалифицированными кадрами. Так, к примеру, в 1995 г. на базе ВКГУ действовал высший международный казахстанско-американский колледж экономики и гуманитарных наук, где студенты получали образование на английском языке. Преподавали в колледже магистранты американских, казахстанских вузов. Для чтения лекций приезжали профессора из США и Канады. Выпускники получали казахстанский и аме-

риканский дипломы. Второй высший свободный российско-казахстанский колледж вел обучение по специальностям экономист-банкир, экономист-переводчик, экономист-менеджер. Его выпускники получали диплом ВКГУ и Новосибирского государственного университета. За счет этого «негосударственного сектора» вуз укреплял свою материальную базу — до 40 % бюджета университета, а преподаватели получали 80 % доплаты к основному заработку. Студенты ВКГУ на старших курсах обучались или проходили стажировку в МГУ, НГУ, Томском, Тюменском, Омском и Алтайском университетах31. Такое сотрудничество не только обеспечивало подготовку специалистов нового образца в экономической сфере, но и решало задачу улучшения финансового положения учреждения, чем способствовало его развитию. В рамках вузов появлялись целые структурные подразделения, чья образовательная деятельность в очень большой степени базировалась на ведении международной деятельности.

Государство, которое должно было по-новому функционировать, нуждалось в управленцах нового образца. Иногда неформальные связи были важным фактором развития международного сотрудничества в этой сфере: после того как к 1993 г. ректор КазГУМЯ А.К. Ахметов прошел двухлетнюю стажировку в штате Аризона, г. Туссоне, побратиме Алматы, представители руководства г. Туссо-на отобрали 13 специалистов городских и областных администраций РК для бесплатного обучения в США по их специальности32. Так, образовательное сотрудничество способствовало налаживанию контактов между администрациями отдельных территориальных образований, в результате чего налаживанию дальнейшего образовательного сотрудничества в виде повышения квалификации руководящих работников РК.

Благодаря международному сотрудничеству в образовательной системе РК появлялась информация о современных тенденциях в организации различных сфер жизни общества. Международное сообщество оказывало помощь в процессе следования этим тенденциям. Так, в частности, Южно-Казахстанская медицинская академия сотрудничала с американским агентством международного развития здравоохранения по подготовке семейных врачей33. В данном случае взаимодействие происходило на уровне «вуз РК — правительственное учреждение США».

Благодаря иностранной помощи шла подготовка специалистов в области сельского хозяйства. Так, с 1992 г. по 1995 г. при департаменте сельского хозяйства Баварии 55 студентов и 8 преподавателей Акмолинского сельскохозяйственного института прошли шестимесячную стажировку34. Впрочем, упоминания подготовки специалистов в области медицины и сельского хозяйства за рубежом довольно редки в казахстанской прессе, что, по всей видимости, свидетельствует о доминировании интереса международного сообщества к контактам в сфере гуманитарных наук. Сотрудничество осуществлялось по схеме «университет — администрация государственно-территориального подразделения».

Нехватка преподавательских кадров ощущалась в вузах, готовивших специалистов для казахстанской промышленности. Межвузовское сотрудничество было существенным ресурсом для решения этой проблемы. Так, в

1992 г. в ВКГУ в качестве профессоров-кон-сультантов работали специалисты из МГУ, Томска, Омска 35. В 1994 г. в МГУ училось 350 студентов и аспирантов из РК36. Сотрудничество с Россией было удобным для РК: отсутствовал языковой барьер, географическая близость снижала транспортные расходы на ведение подобного рода международной деятельности.

Нефтяная промышленность РК нуждалась в специалистах. Международные контакты между казахстанскими вузами, зарубежными образовательными структурами и бизнес-корпорациями стали основой для реализации проектов в этой сфере. Например, в 1993 г. Техасский образовательный консорциум объявил о желании создать на базе Атыраус-кого педагогического университета казахстанско-американский университет для подготовки кадров для нефтяной промышленности. Это было связано с началом функционирования СП «Тенгизшевройл» и освоением американскими компаниями месторождений в Казахстане в целом и в частности в Атырауской области. Американская сторона была заинтересована в кадрах, подготовленных именно по американскому образцу, поскольку технологии добычи нефти существенно отличались в СССР и США. Так, экономические интересы напрямую влияли на развитие международных образовательных контактов37.

Нехватка кадров в сфере безопасности остро ощущалась Казахстаном в первые постсоветские годы. В советский период многие

офицеры учились на территории России, после распада СССР эта традиция была продолжена. Так, в 1993 г. в Академии Министерства безопасности РФ обучались 19 казахстан-цев38.

Острота проблемы нехватки кадров для развития Казахстана осознавалась руководством республики. В 1992 г. появилась идея о возможности обучения молодежи за рубежом, ставшая прообразом будущей программы «Бо-лашак». Коллегия Министерства образования принимает в декабре 1992 г. решение о необходимости создания при министерстве централизованного валютного фонда для обучения талантливой молодежи в престижных учебных заведениях за рубежом 39. В ноябре

1993 г. президент выступает с инициативой реализовать проект «Болашак» — государственная стипендия для талантливых казахстанцев, желающих получить образование за рубежом.

В 1994 г. впервые был проведен конкурс на право стать обладателем международной стипендии президента. Он проходил в 4 этапа с участием около 10 000 человек из всех регионов республики. Наблюдение за ходом отбора, а он проводился в форме тестирования, вели эксперты из-за рубежа. Перед отъездом за рубеж участники программы подписывали договор, по которому обязались вернуться в РК, в противном случае возвратить государству все расходы, связанные с обучением (порядка 25—26 тыс. долл. в год, в зависимости от страны проживания)40.

В результате конкурса в 1994 г. студентами вузов США стали 114 казахстанцев, Великобритании — 32, Германии — 29, Франции — 8 41. Такой баланс был обусловлен в первую очередь спецификой изучения языков в учебных заведения СССР: английский был самым распространенным, на втором месте шел немецкий, на третьем — французский. Явное доминирование США над Великобританией — свидетельство существования стереотипа массового сознания об Америке как наиболее развитой страны мира.

В 1995 г. по программе «Болашак» за рубеж был отправлен 171 человек, в 1996 г. — 187 человек. К концу 1996 г. более 40 стипендиатов завершили свое обучение и работали в государственных учреждениях РК42. Проблемой конкурса был небольшой процент участников, собирающихся продолжить обучение за рубежом по техническим специальностям. Большинство претендентов желали учиться на специальностях, связанных с экономикой, правом и международными отно-

шениями43. Слабо были представлены студенты и выпускники региональных вузов. Это было связано с невысоким уровнем преподавания иностранных языков в регионах и технических вузах. Студенты вузов были слабо информированы о конкурсе 44. В итоге большая часть стипендиатов обучалась по популярным специальностям, связанным с экономикой, юриспруденцией, международными отношениями — в основном с непроизводственной сферой. Отрасли промышленности не получали необходимую существенную подпитку в виде специалистов по электронике, машиностроению, роботостроению и другим остродефицитным специальностям45.

В 1996 г. в связи с деятельностью программы «Болашак» разразился серьезный правительственный скандал. Общественным достоянием стал факт, что участниками программы стали дети, внуки и другие родственники высокопоставленных чиновников. Попав за границу, многие из них вели образ жизни, не соответствующий студенческому. Президент республики в связи со скандалом сместил несколько злоупотреблявших своим служебным положением чиновников. Участников, которые плохо учились за рубежом, отозвали обратно в РК46.

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в ходе реализации проекта «Болашак», он внес важный вклад в решение проблемы обеспечения РК квалифицированными кадрами.

В целом международное сотрудничество имело важное значение для обеспечения республики квалифицированными кадрами, необходимыми для становления рыночной экономики и достижения автаркии в формировании внешнеполитических ведомств. Немалую роль оно сыграло и в обеспечении кадрами казахстанской промышленности. Международное образовательное сотрудничество было по-разному институционализировано: казахстанские университеты взаимодействовали с зарубежными вузами, правительственными структурами, фондами. Сотрудничество осуществлялось в различных формах: создание международных университетов и отделений в вузах, стажировки, академические обмены, прохождение полного цикла обучения за рубежом.

В выдвижении и реализации совместных проектов зарубежные институты играли более активную роль, поскольку у них, помимо интереса, были и финансовые возможности, несопоставимые с казахстански-

ми. Из всех перечисленных проектов только программа «Болашак» предусматривала существенные затраты на международную деятельность со стороны Казахстана. Однако нельзя сказать, что Казахстан был только страной-реципиентом помощи. Очень важно, что политика, проводимая руководством республики, не препятствовала налаживанию вузами международных контактов. Курс на открытость экономического поля в первые постсоветские годы распространился и на поле образовательное. Это положительно сказалось на динамике развития казахстанской системы высшего образования, возможностях для утверждения в обществе либеральных ценностей. Население Казахстана невелико — порядка 15,5 млн человек, поэтому процент людей, участвовавших в международных проектах, существенен. В долгосрочной перспективе курс руководства республики на открытость будет иметь важное значение для развития страны в целом, поскольку люди, получившие высшее образование, участвуя в международных проектах, будут мыслить по-другому и формировать отличную от сегодняшней политику.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Председатель комитета по вопросам науки и народного образования Сабденов О. Приоритет личности ученого // Казахстанская правда. 1992. 19 мая. С. 3.

2 Министр образования РК Шаяхметов Ш. Кадры заказывает рынок // Там же. 18 марта. С. 3.

3 Черкасов В. Кадры для рыночной экономики // Там же. 27 февр. С. 2.

4 Ихданов Ж. Университет меняет курс. Нужна поддержка // Там же. 9 июня. С. 3.

5 Сотрудник департамента высшего образования Министерства науки и высшего образования Дамитов Б. Реформирование высшего образования в республике Казахстан: опыт и перспективы // Вестник высшей школы Казахстана. 1999. № 2. С. 6.

6 Постановление Президента РК Н.А. Назарбаева № 1983 от 23 июня 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РК. 1993. № 20.

7 Постановление Кабинета министров РК № 426 от 21 мая 1993 года // Там же. № 18.

8 Ректор ВКГУ Мамбетказиев Е. Суверенитет предполагает смелые решения // Казахстанская правда. 1992. 8 апр. С. 3.

9 Ректор Актауского политехнического института Божанов Е., член-кор. НАН РК По-мернцев Г., декан Актауского политехнического института Садыков Н. Проблемы и перспективы подготовки кадров для атомной промышленно-

сти Казахстана // Вестник высшей школы Казахстана. 1996. № 1. С. 26.

10 Генерал-майор запаса, к. и. н. Тауланов С. О начальном этапе становления системы военно-профессионального образования республики Казахстан // Высшая школа Казахстана. 2004. № 3. С. 43—44.

11 Указ Президента РК № 1245 от 17 июня

1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РК. 1993. № 22.

12 Постановление Кабинета министров РК // Там же.

13 Ректор Карагандинского Государственного технического университета Пивень Г. Технический университет на пути реформ // Вестник высшей школы Казахстана. 1996. № 5. С. 11.

14 Сообщение агентства Азия-пресс. Цит. по: Гранты международных фондов теперь может получить и казахстанец // Казахстанская правда. 1994. 10 сент. С. 3.

15 Интервью с А.М. Малыгиным, ректором-координатором Северо-Казахстанского регионального университета. Университет: старт в будущее // Северный Казахстан. 1995. 23 янв. С. 2.

16 Ректор Казахстанского государственного экономического университета Черкасов В. Кадры для рыночной экономики // Казахстанская правда. 1992. 27 февр. С. 2.

17 Ректор ВКГУ Мамбетказиев Е. Суверенитет предполагает смелые решения // Там же. 8 апр. С. 3.

18 ЦГАРК Ф. 2255. Оп. 1. Д. 211. Л. 6. Справка об итогах международного сотрудничества в 1992 году.

19 Проверяя алгебру гармонией. Интервью с проректором КазГУ по языкам и международным связям А.Б. Дербисалиевым // Огни Алатау. 1992. 9 дек. С. 4.

20 Нестеренко С. Если Запад не поможет деньгами, то хотя бы умами // Казахстанская правда. 1995. 2 марта. С. 2.

21 Костина Т. Первые ласточки Фараби-Фон-да вылетели в Турцию // Там же. 1992. 4 июня. С. 1.

22 ЦГАРК. Ф. 2255. Оп. 1. Д. 270. Л. 89. Справка об итогах за 1991—1993 годы и приоритетных направлениях международного сотрудничества.

23 Петровский А. Стажируйтесь, на здоровье, в Лондоне, но полученные знания постарайтесь с пользой для дела применить у себя на родине // Казахстанская правда. 1992. 24 дек. С. 2.

24 Нурпеисова Г. Умение общаться важнее знания английского // Там же. 1996. 31 мая. С. 1.

25 Смирнова М. Германия научит нас жить при капитализме // Там же. 1992. 15 сент. С. 2.

26 Омарова А. Михель-институт для казахстанців // Там же. 17 янв. С. 3.

27 Нестеренко С. Указ. соч. С. 2.

28 Национальный состав населения Республики Казахстан: Стат. сб. Т. 1. Итоги переписи населения 1999 года в республике Казахстан / Под ред. А. Смаилова. Алматы, 2000. С. 6—7.

29 Бородинов К. Седьмой университет республики (Интервью с проректором Казахстанского государственного университета иностранных языков С.С. Кунанбаевой ) // Казахстанская правда. 1993. 27 июля. С. 1.

30 Ректор дипломатической академии РК Жолдасбеков М. О месте и роли дипломатической академии в реализации задач, вытекающих из стратегии Казахстан-2030 // Вестник высшей школы РК. 1998. № 4. С. 17.

31 Ректор ВКГУ Мамбетказиев Е. Самостоятельность вуза — главное условие его процветания // Казахстанская правда. 1996. 2 апр. С. 3.

32 Бородинов К. Указ. соч. С. 1.

33 Интервью с ректором Южно-Казахстанской государственной медицинской академии М. Рыс-Улы // Казахстанская правда. 1998. 19 июля. С. 5.

34 Нестеренко С. Указ. соч. С. 2.

35 Ректор ВКГУ Мамбетказиев. Суверенитет предполагает смелые решения // Казахстанская правда. 1992. 8 апр. С. 3.

36 В науке работать вместе (КазТАГ) // Там же. 1994. 10 июня. С. 1.

37 Сутягин В. Адрес Техасского университета — Атырау // Там же. 1993. 13 июля. С. 1.

38 Костина Т. Границы будут прозрачными, однако постов таможенного контроля нам не избежать // Там же. 27 февр. С. 1.

39 ЦГАРК. Ф. 2255. Оп. 1. Д. 211. Л. 3. Решение коллегии Министерства образования РК № 19/1 от 24.12 1992 года.

40 Липатникова Т., Бузин Б. «Болашак» поднимает паруса надежды. Интервью с представителем ACCELS, директором программы «Болашак» по США Мэтью Таккарович // Казахстанская правда. 1997. 4 дек.

41 ЦГАРК. Ф. 2255. Оп. 1. Д 330. Л. 52 О реализации внешних связей в области образования в 1994 г.

42 Там же. Д. 428. Л. 13. Выступление начальника управления международного сотрудничества А.Н. Алмасова на коллегии Министерства образования РК 09.01 1997.

43 Там же. Ф. 2265. Оп. 1. Д. 117. Л. 5. График собеседования претендентов на международную стипендию президента республики Казахстан «Болашак».

44 Там же. Л. 14. Пресс-релиз Министерства образования, культуры и здравоохранения республики Казахстан.

45 Там же. Л. 10. Перечень остродефицитных специальностей.

46 Липатникова Т., Бузин Б. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.