Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СДЕРЖИВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (АМЕРИКАНСКИЙ, ЯПОНСКИЙ И КИТАЙСКИЙ МЕТОДЫ)'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СДЕРЖИВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (АМЕРИКАНСКИЙ, ЯПОНСКИЙ И КИТАЙСКИЙ МЕТОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анкоси Муртаз Михайлович

Изучаются основные элементы, положенные в основу принципа сдерживания преступных группировок: 1) предупреждение преступлений путем синергии негативных санкций и учета смягчающих обстоятельств, послуживших основанием совершения преступлений, исключение унижающего достоинство этноса в процессе изобличения лиц, состоящих в организованной преступной группе; 2) обеспечение информационного обмена мнениями между правоохранительными органами и представителями этнических сообществ по вопросам функционирования преступных группировок; 3) разумные меры по предупреждению преступлений, применение более мягких санкций с целью обеспечения условий двойной превенции; 4) концентрация предупреждения на организованную группу, а не на конкретного члена; 5) использование социальных норм через механизм преднамеренного морального обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анкоси Муртаз Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN DETERRING AND COUNTERING ETHNIC ORGANIZED CRIME (AMERICAN, JAPANESE AND CHINESE METHODS)

The main elements underlying the principle of deterring criminal groups are studied: 1) prevention of crimes through synergy of negative sanctions and taking into account mitigating circumstances that led to the commission of crimes, exclusion of the degrading ethnic group in the process of exposing persons belonging to an organized criminal group; 2) providing information exchange of views between law enforcement agencies and representatives of ethnic communities on the functioning of criminal groups; 3) reasonable measures to prevent crimes, the application of lighter sanctions in order to ensure the conditions of double prevention; 4) concentration of warning on an organized group, and not on a specific member; 5) the use of social norms, through a mechanism of deliberate moral obligation.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СДЕРЖИВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (АМЕРИКАНСКИЙ, ЯПОНСКИЙ И КИТАЙСКИЙ МЕТОДЫ)»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-89-93

ББК 67 © М.М. Анкоси, 2021

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СДЕРЖИВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (АМЕРИКАНСКИЙ, ЯПОНСКИЙ И КИТАЙСКИЙ МЕТОДЫ)

Муртаз Михайлович Анкоси, адъюнкт

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Изучаются основные элементы, положенные в основу принципа сдерживания преступных группировок: 1) предупреждение преступлений путем синергии негативных санкций и учета смягчающих обстоятельств, послуживших основанием совершения преступлений, исключение унижающего достоинство этноса в процессе изобличения лиц, состоящих в организованной преступной группе; 2) обеспечение информационного обмена мнениями между правоохранительными органами и представителями этнических сообществ по вопросам функционирования преступных группировок; 3) разумные меры по предупреждению преступлений, применение более мягких санкций с целью обеспечения условий двойной превенции; 4) концентрация предупреждения на организованную группу, а не на конкретного члена; 5) использование социальных норм через механизм преднамеренного морального обязательства.

Ключевые слова: этническая организованная преступность, международное сотрудничество, правоохранительные органы, уголовный закон, транснациональная преступность, наказание.

INTERNATIONAL COOPERATION IN DETERRING AND COUNTERING ETHNIC ORGANIZED CRIME (AMERICAN, JAPANESE AND CHINESE METHODS)

Murtaz M. Ankosi, Adjunct

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. The main elements underlying the principle of deterring criminal groups are studied: 1) prevention of crimes through synergy of negative sanctions and taking into account mitigating circumstances that led to the commission of crimes, exclusion of the degrading ethnic group in the process of exposing persons belonging to an organized criminal group; 2) providing information exchange of views between law enforcement agencies and representatives of ethnic communities on the functioning of criminal groups; 3) reasonable measures to prevent crimes, the application of lighter sanctions in order to ensure the conditions of double prevention; 4) concentration of warning on an organized group, and not on a specific member; 5) the use of social norms, through a mechanism of deliberate moral obligation.

Keywords: ethnic organized crime, international cooperation, law enforcement agencies, criminal law, transnational crime, punishment.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Анкоси М.М. Международное сотрудничество в сфере сдерживания и противодействия этнической организованной преступности (американский, японский и китайский методы). Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(1):89—93.

Предметом данной статьи является изучение американского, японского и китайского методов противодействия этнической преступности, а также некоторых аспектов международного сотрудничества России с этими странами в сфере сдерживания и противодействия этнической организованной преступности.

После распада СССР прекратили свое существование общественно-хозяйственные формы самоуправления, существовавшие в городах и сельских поселениях, включая такой крупный город, как Москва. Это негативное условие социального характера в современное время не позволило сохранить существующий механизм социальной коммуникации между право-

охранительными органами и населением, которое в Советский период активно содействовало органам внутренних дел. Что касается международного взаимодействия США и России в борьбе с транснациональными преступными организациями, то с этой позиции важно обеспечить взаимодействие крупнейших государств мира, с целью налаживания контактов по обмену информацией о фактах и условиях террористических проявлений.

Американский опыт борьбы с организованной преступностью. Поскольку взаимодействие России и США находятся не на самом динамичном уровне, это негативное политическое условие, как представ-

ляется, будет затруднять работу силовых ведомств по выявлению и пресечению деятельности различных этнических преступных группировок, включая «Братский круг» (Brother's Circle), или «Московский центр» (Moscow Center) — многонациональная группировка, распространившая свое влияние на Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку1.

Несмотря на это, по официальным данным МВД России, во исполнение соответствующих Указов Президента Российской Федерации и распоряжений Правительства Российской Федерации, правоохранительное ведомство направило на работу за рубеж восемь своих представителей, которые работают в следующих странах: Армения, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестина, США, Франция, Швейцария. Ранее представители МВД России работали и в ряде других стран — в Германии, Польше, Болгарии, Испании, Финляндии. Прорабатывается также вопрос о направлении офицеров связи в Беларусь, Катар и Никарагуа.

Кроме того, 24 сотрудника МВД России в настоящее время принимают участие в пяти миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ: Конго — 1, Гаити — 5, Восточный Тимор — 4, Либерия — 11, Киргизия — 3. Ранее наши полицейские миротворцы также проходили службу в Хорватии, Македонии, Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Судане2.

По смыслу приказа МВД РФ от 16 декабря 2009 г. № 975 «Об утверждении Инструкции о порядке направления и организации деятельности представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах» в зарубежные государства направляются представители МВД России, которые выполняют задачи взаимодействия с компетентными органами государства пребывания, анализа законодательства, в том числе, на предмет его эффективности, участия в конференциях, подготовке проектов международных договоров и соглашений, проведения переговоров, получения / передачи запросов, изучение опыта борьбы с трансграничной преступностью и др.3. Вместе с тем, такая работа представителей МВД России имеет больше аналитический, информационно-коммуникационный характер, поэтому не может серьезно рассматриваться на предмет оперативно-разыскного сотрудничества государств. У России и США, как представляется, существуют разные константы правопонимания в части борьбы с терроризмом, этнической организо-

ванной преступностью, кибертерроризмом, транснациональной преступностью. Различия коренятся не только в разности правовых систем, но и в политических условиях, способности найти варианты совместных решений, удовлетворяющих обе стороны. Во-первых, сложности связанные с отсутствием правового акта об экстрадиции преступников, находящихся в США не дает в полном объеме реализовать принцип неотвратимости наступления ответственности за совершенное преступление, особенно в отношении лидеров этнических преступных группировок; во-вторых, взаимодействие России и США по борьбе с организованной преступностью носит инициативный характер — характер «одного окна», не позволяющий обеспечить конструктивные действия правоохранительных органов России в отношении изобличения виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и находящихся на территории США; в-третьих, различное правопонимание (используемые в законодательстве дефиниции) в части обеспечения безопасности государств от проявлений этнической организованной преступности создают сложности в формировании единого мнения по вопросам борьбы с организованной преступностью, в том числе транснационального характера; в-четвертых, при обсуждении вопросов кибертерроризма в России делается упор на интересы безопасности государства и общества, тогда как в США, на частный сектор информационного пространства, что не позволяет достигнуть единства во мнении на условия и средства борьбы с организованной преступностью, использующей возможности Интернета.

Японский опыт борьбы с организованной преступностью. Специалисты в области исследования организованной преступности в Японии отмечают, что Якудза все активнее включается в систему транснациональной преступности, вместе с зарубежными партнерами занимается нелегальным ввозом в страну иностранной рабочей силы, налаживает контакты с

1 Сокол Е.В., Сокол Ю.В. Особенности борьбы с организованной преступностью в США // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 1. С. 40.

2 Международное сотрудничество МВД России // URL://-https://xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/mvd/structure1/Departamenti/Dogo-vorno_pravovoj_departament/Publikacii_i_vistuplenija/item/156697

3 Приказ МВД России от 16 декабря 2009 г. № 975 «Об утверждении Инструкции о порядке направления и организации деятельности представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах» // Российская газета. 2010, 17 марта.

российскими группировками в сфере торговли4. Вместе с тем, по данным Национального полицейского агентства Японии (далее — НПА Японии), уже 13 лет подряд численность якудза сокращается. Так, в 1964 г. численность якудза составляла 184 тыс. человек и за 50 лет она уменьшилась на 150 тыс. и на сегодняшний день составляет около 34 тыс. человек5. С чем связано такое сокращение численности самой крупной этнической преступной организации в Японии? Анализ материалов НПА Японии позволил автору сделать некоторые выводы относительно опыта борьбы с такими группировками, как Ямагути-гуми (около 4,7 тыс. человек), Сумиеси-кай (около 2 тыс. человек). Во-первых, на законодательном уровне были приняты меры, направленные на применение санкций в отношении тех компаний, которые сотрудничали с преступными группировками. Такие санкции заключаются в приостановлении обслуживания банковских счетов, расторжении договоров аренды и т.п., т.е. обеспечении финансовых санкций применительно к компании с тем, чтобы они больше не смогли предоставлять денежные средства преступным группировкам. Кроме того, серьезной мерой противодействия ОПГ стало законодательное закрепление уголовной ответственности лидеров японских преступных группировок за преступления, совершаемые рядовыми членами ОПГ. По мнению японских криминологов, со временем японские якудза в городах превратились своего рода в корпоративные организации со своими правилами, которые уже не похожи на исторические, традиционные нормы — ношение современной одежды, посещение работы по графику и т.п. Эти обстоятельства, по мнению специалистов в области этнической организованной преступности, создали не совсем комфортные условия, с которыми согласны не все члены преступной организации. Следовательно, в вопросах разобщения японских ОПГ правоохранительные органы сделали ставку не только на нормы законодательства, но и на социальные нормы, которые в отдельных случаях подходят для того, чтобы создавать условия для постепенного разобщения преступной организации путем создания конфликтных условий между членами якудза.

Российские специалисты в области уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права не раз обращали внимание на социальные нормы криминального мира. Однако такое обращение, как представляется, носило несколько иной ха-

рактер, поскольку предлагалось уголовно-правовыми средствами противодействовать криминальным традициям и обычаям. В Японии же наоборот, происходит криминологическая анализ и оценка социальных норм и индикаторов, сильно влияющих на корпоративную криминальную субкультуру. Следовательно, в этом вопросе правильно поставить акцент на их использование правоохранительными органами с тем, чтобы разобщать преступные группировки изнутри, создавать условия для конфликтных ситуаций, которые сами по себе невыгодны якудза, но выгодны для правоохранительных органов. Такой подход весьма перспективен, поскольку позволяет не задействовать средства и меры уголовно-правового характера, а проблема борьбы с организованной преступностью решается сама по себе. Также с целью разобщения организованных преступных группировок используются социальные гарантии местных властей, которые могут предоставлять финансовые средства лицам, решившим покинуть преступную организацию. Добровольная сдача оружия и взрывчатых средств, также вознаграждается государством.

Китайский опыт борьбы с организованной преступностью. По мнению Сюй Кай, глубоко исследовавший проблемы борьбы с организованной преступностью в Китае, для более эффективной борьбы с транснациональной организованной преступностью в континентальном Китае следует усилить международное и китайско-российское сотрудничество6. Указанный автор в своей диссертации, приводит меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью, не отличающиеся новизной — усиление сотрудничества правоохранительных органов в пограничных районах; повышение квалификации персонала правоохранительных органов России и Китая; создание финансовых инструментов поддержки сотрудничества между КНР и РФ; совершенствование сотрудничества в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности7. Между

4 Коробеев А.И., Морозов Н.А. Особенности современной организованной преступности в Японии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3. С. 160.

5 Официальный сайт Национального полицейского агентства Японии // URL://http://www.npa.go.jp/

6 Сюй Кай. Организованная преступность и борьба с ней в КНР: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2010. С. 12.

7 Там же. С. 13.

тем, специалист в области терроризма и организованной преступности Хэ Бинсун — доктор права, профессор Китайского политико-юридического университета отмечает, что количество преступных группировок, преступных организаций, китайских преступных организаций, зарубежных преступных организаций и транснациональных преступных организаций день ото дня будет увеличиваться; будет ускоряться процесс перехода от более низкого уровня развития организаций к более высокому уровню8. По данным Министерства общественной безопасности Китая, организованные транснациональные преступные группировки «Триады» весьма уверено функционируют на российской территории, занимаясь продажей молодых девушек в публичные дома Гонконга и Макао, осуществляя контроль за вывозом российского леса за границу, нелегально переправляя на территорию России граждан Китая. В Москве как минимум действуют три группировки из состава «Триад»9. Это и многое другое, связанное с разрастанием транснациональной преступности, волнует как Китай, так и Россию. Какие меры противодействия этническим группировкам применяются в Китае? По мнению профессора С.М. Иншакова, реформирование китайского общества, наряду с гуманизацией общественных отношений, инициировало и процесс их криминализации10, а поскольку этническая преступность и этническая организованная преступность хоть и явления разного порядка, однако все же стоит согласиться с профессором Хэ Бинсуном в том, что массовость преступных проявлений общеуголовного характера прямо влияет на уровень и динамику развития организованных преступных группировок, транснациональной преступности11. В своем выступлении на 19-м съезде Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин отметитл, что необходимо ускорять формирование системы предупреждения и контроля в сфере общественного порядка, пресекать и подавлять на основании закона проституцию и порнобизнес, азартные игры, наркобизнес, мафиозную преступность, киднеппинг, мошенничество и другие правонарушения и преступления, защищать личные права, имущественные права и личные неимущественные права народа12. Практика работы полиции Пекина показывает, что в организованные преступные группировки входят представители различных этносов. Причем такой вывод делается по фамилиям задержанных, подозреваемых в преступлениях чле-

нов ОПГ. Так, в рамках оперативно-разыскных мероприятий Пекинской полиции была обезврежена группировка «Восточный Туркестан», которая в Пекине считается террористической организацией, плотно взаимодействующей с исламскими террористическими организациями13. Вместе с тем, пресека-тельные мероприятия правоохранительных органов Китая предваряются предупредительными мерами по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. К таким мерам следует отнести наличие индекса восприятия коррупции. Индекс вырабатывается на основе социологической фактуры, полученной в результате опросов простых граждан, предпринимателей, работников сферы услуг14, прежде всего финансовой и коммерческой сферы. Специалисты в области исследования борьбы с организованной преступностью и коррупцией в Китае отмечают, что эффективное противодействие этим негативным социальным явлениям необходимо искать на путях применения комплексного подхода (сочетания профилактики и карательных мер, повышения уровня правового сознания, развития системы законов, формализации властных процедур и т.д.)15. Наиболее эффективным методом борьбы с организованной преступностью является реализация синергетического подхода к процессу управления общественной безопасностью — шэхуй чжиань цзунхэ чжили. Такой подход предполагает комплексную взаимосвязанность основных элементов борьбы с организованной транснациональной преступностью — развитие национального законодательства16, повышение культурного и образовательного уровней населения, усиление борьбы с коррупцией, карательно-репрес-

8 Хэ Бинсун. Тенденции развития преступности в КНР // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 128.

9 Официальный сайт Министерства общественной безопасности КНР // URL://http://eng.mod.gov.cn/

10 Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: Инфра, 1997.

11 Хэ Бинсун. Указ. соч. С. 129.

12 Доклад Си Цзиньпиня на 19-м съезде КПК // URL://http://-russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

13 Официальный сайт МОБ Китая // URL://http://eng.mod.-gov.cn/

14 Беляков А.В. Борьба с коррупцией и организованной преступностью в КНР в период реформ и открытости (19782005): Автореф. дисс. ... канд ист. наук. М., 2006. С. 12.

15 Хэ Цинлянь. Складывается новая социальная структура Китая / He Qinglian. China's listing social structure // New left.rev. L., 1999, № 5. P.68.

16 Хэ Цзэнкэ. Фань фубай синьлу:чжуань синьци чжунго фубай цэнти яньцзю (Новый путь борьбы с корупцией: исле-дование проблем борьбы с разложением в Китае в переходный период. Пекин, 2005. С. 142.

сивных мероприятий в отношении организованных преступных группировок17. Вместе с тем, в процессе взаимодействия России и Китая необходимо сформировать единство во взглядах на понятие транснациональной и этнической организованной преступности, а также отдельно выделить понятие транснациональная преступная деятельность.

В международном сотрудничестве по противодействию этнической организованной преступности существенное значение играет деятельность неправительственных организаций — Африканский институт по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Международный центр по реформе уголовного права и политике в области уголовного правосудия, Австралийский институт криминологии, Международный высший институт криминологических исследований, Арабская академия наук безопасности им. принца Наифа, Национальный институт юстиции Министерства юстиции Соединенных Штатов Америки, Институт по изучению прав человека и гуманитарного права им. Рауля Вал-ленберга и др. Однако, из анализа деятельности Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая освещает результаты деятельности таких организаций, можно сделать вывод о том, что в документах, затрагивающих вопросы борьбы с транснациональными преступными группировками, все еще мало уделяется внимания этнической организованной преступности, поскольку во-первых, само это понятие не имеет активного использования в отчетных документах и материалах, во-вторых, зарубежные исследования показывают, что этнологический фактор в криминологических исследованиях затрагивается весьма осторожно, поскольку он (такой фактор) сопряжен с категориями расизма, что вовсе не умаляет проблему этнической организованной преступности, однако и не расширяет объем его правопонимания применительно к вопросам законодательного совершенствования, что необходимо для решения общих международных задач по борьбе с терроризмом, экстремизмом и другими опасными для государств и социальных институтов явлениями.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, зарубежный опыт и международное сотрудничество в сфере противодействия этнической организованной преступности показывает, что эффективное обеспечение противодействия транснациональной преступности коренится в исключении экономических факторов, стимулирующих этнические преступные группировки, блокировке информационной и реальной взаимосвязи одних преступных группировок с другими.

Во-вторых, действенными методами разобщения этнических преступных группировок в развитых демократических государствах являются конфискация финансовых и материальных ресурсных средств, блокировка банковских счетов, членов преступных организаций, защита свидетелей преступлений и потерпевших, сделка со следствием.

В-третьих, в рамках международного сотрудничества государств в области борьбы с транснациональной преступностью следует отнести разработку единого механизма, обеспечивающего нормативно-правовое регулирование уголовно-правового право-понимания этнической организованной преступности, включающего в себя следующие элементы:

♦ консолидированный подход к нормативно-правовому регулированию дефинитивного аппарата и выработки категорий этнической организованной преступности;

♦ исключение двойного толкования в процессе правоприменения уголовно-правовых норм за совершение преступлений сорганизованными преступными группировками, построенными по этническому принципу;

♦ информационное взаимодействие правоохранительных органов договаривающихся государств с тем, чтобы исключить информационно-ресурсный обмен между преступными организациями, функционирующими на территориях разных государств;

♦ расширение объема полномочий сотрудников оперативных органов с целью пресечения преступлений на территориях договаривающихся государств.

17 Хэ Бинсун. Ю цзучжи фаньцзуй яньцзю — чжунго далу хэйшэхуй (синчжи) фаньцзуй яньцзю (Изучение организованной преступности — исследование организованной преступности континентального Китая). Пекин, 2002. С. 102-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.