Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_6 УДК 349.41
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО International cooperation of the Russian Federation in the field of climate change and its impact on agriculture
САМОНЧИК Ольга Анатольевна,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected];
Samonchik Olga Anatolyevna,
PhD in law, senior research associate of the ecological, land and agrarian law department of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по изменению климата, затрагивается проблема влияния климатических изменений на сельское хозяйство. Показано, как принципиальные положения важнейших международных соглашений по климату, участником которых является РФ, имплементируются в российское законодательство. Основное внимание уделено определению правовых мер по адаптации к негативным последствиям изменения климата, а также по смягчению антропогенных воздействий на климат, в частности, за счет сокращения выбросов парниковых газов. Обозначены некоторые векторы развития законодательства в этой области.
Abstract: the article discusses the issues of the participation of the Russian Federation in international cooperation on climate change, touches on the problem of the impact of climate change on agriculture. It is shown how the principal provisions of the most important international climate agreements, to which the Russian Federation is a party, are implemented in Russian legislation. The main attention is paid to the definition of legal measures to adapt to the negative consequences of climate change, as well as to mitigate anthropogenic impacts on the climate, in particular, by reducing greenhouse gas emissions. Some vectors of the development of legislation in this area are indicated.
Ключевые слова: изменение климата, адаптация к изменениям климата, сокращение выбросов парниковых газов, международные соглашения по климату.
Keywords: climate change, adaptation to climate change, reduction of greenhouse gas emissions, international climate agreements.
Дата направления статьи в редакцию: 22.07.2021
Дата публикации статьи: 31.08.2021
Изменение климата является одной из основных угроз для человечества в XXI веке, поэтому закономерно, что международное сотрудничество в этой области приобретает все большее значение.
Прогнозируемые в течение ближайших десятилетий изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития. Как указывается в Климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп [1] (далее - Доктрина), эти обстоятельства предопределяют необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности страны и выдвигают проблему глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях в число приоритетов политики Российской Федерации.
Как указано в Доктрине, Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и выполнении принятых международных соглашений по проблемам климата, в деятельности международных организаций, входящих в ООН и занимающихся проблемами климата и смежными проблемами. Россия также участвует в международных исследовательских программах и проектах, касающихся изменений климата, при этом их реализация в РФ осуществляется в рамках российского законодательства и с учетом интересов безопасности страны.
Среди отраслей экономики, на которые в наибольшей степени влияет состояние климата, сельское хозяйство занимает одно из первых мест. Для реализации мер по адаптации к изменениям климата и смягчению антропогенного воздействия на климат, в частности, в сфере сельского хозяйства, требуется дальнейшее совершенствование законодательства РФ в этой области и обеспечение его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Также необходима гармонизация российского законодательства с нормами международного права в рамках международных обязательств РФ (п. 32 Доктрины).
В этой связи интерес представляет Комплексная программа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 1806-р [2]. В ней определены основные направления и формы международного сотрудничества по всем отраслям агропромышленного комплекса РФ с акцентом на качественное увеличение сельскохозяйственного производства, развитие сельских территорий, сохранение земельных и других природных ресурсов. Указывается о международном обмене технологиями, сокращающими негативные воздействия изменения
климата на продовольственную безопасность, о мерах адаптации сельского хозяйства к таким изменениям.
Следует отметить, что в России в настоящее время положения, связанные с адаптацией сельского хозяйства к изменениям климата, содержатся главным образом в политико-правовых документах - концепциях, планах, стратегиях и ведомственных актах, поэтому необходимо в регулировании данных отношений в большей мере переходить в плоскость закона. Разработка и принятие законодательных актов по адаптации сельского хозяйства к изменениям климата - это новая тенденция в развитии национального права [3].
К числу наиболее масштабных источников загрязнения окружающей среды и, в частности, атмосферного воздуха, специалисты относят: использование бурого угля для получения электроэнергии и отопления, транспорт (выбросы CO2), сельское хозяйство (выбросы метана), сжигание природного газа в факелах при добыче нефти (попутный газ). Суммарно эти и другие источники оказывают масштабное воздействие на состояние климата и динамику его изменения [4]. Вот почему мировое сообщество уделяет такое пристальное внимание регулированию сокращения выбросов парниковых газов.
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 г. [5] (далее - Рамочная конвенция, РКИК) является основополагающим международно-правовым документом в данной области, ее нормами предусмотрено постепенное сокращение выбросов парниковых газов странами-участницами. Международные обязательства России в области изменения климата вытекают из названной конвенции, других международных договоров. В ст. 4 РКИК указывается, что все Стороны сотрудничают в разработке, применении и распространении технологий, методов и процессов, приводящих к снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов в соответствующих секторах экономики, включая энергетику, промышленность, сельское хозяйство и т.д.; сотрудничают с целью адаптации к последствиям изменения климата, в частности, разрабатывают комплексные планы по водным ресурсам, сельскому хозяйству и т.д.
Поскольку поставленные в РКИК цели не являются обязательными для стран-участниц, то их невыполнение не несет отрицательных юридических последствий. По мере накопления и выявления новых знаний и задач Конвенция дополняется новыми, более конкретными соглашениями [6]. Одним из таких соглашений стал Киотский протокол (г. Киото, 11 декабря 1997 г.) [7], согласно которому развитые страны и страны с переходной экономикой, а также Европейское сообщество обязаны добиваться количественных сокращений или ограничений выбросов шести парниковых газов (углекислый газ, метан и др.) в различных секторах экономики. Для каждой стороны соглашения была установлена квота на выбросы в атмосферу парниковых газов, если же газов выбрасывается меньше выделенной квоты, то можно продать излишки другому государству, у которого тем самым появляется возможность увеличить количество выбросов («механизмы гибкости»).
В последующие годы принимались и другие международные соглашения в развитие положений РКИК. 21-й сессией Конференции сторон Рамочной конвенции ООН 12 декабря 2015 г. было принято Парижское соглашение по климату [8]. Оно регулирует снижение содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года и направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата. Положения Соглашения во многих случаях служат своего рода ориентиром для национальных законодателей. Так, в соответствии со ст. 2 странам-участницам необходимо адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и снижать уровень выбросов парниковых газов таким образом, чтобы это не ставило под угрозу производство продовольствия [9].
Соглашение фактически заменило собой Киотский протокол, устранив некоторые недостатки его дорожных карт и планов действий. Важно, что адаптации к изменениям климата, которая признана одной из целей Парижского соглашения, посвящена специальная объемная ст. 7. В п. 2 статьи дано определение адаптация, под которой понимается глобальный вызов, стоящий перед всеми в местном, региональном и международном измерениях; адаптация является ключевым компонентом долгосрочного глобального реагирования на изменения климата в целях защиты людей, средств существования, экосистем. Указывается, что Стороны укрепляют свое сотрудничество в целях: активизации действий по адаптации, в том числе по обмену информацией, эффективной практикой, извлеченными уроками; углубления научных знаний о климате и создания информационной основы для климатических услуг; и т.д. (п. 7). Каждая Сторона участвует в планировании и осуществлении мер в области адаптации, включая разработку соответствующих планов, политики, в целях определения на национальном уровне приоритетных действий (п. 8, 9). Обратим внимание, что в соответствии с Соглашением Стороны должны опубликовать рассчитанные до середины XXI века национальные стратегии долговременного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, проработать механизмы контроля и обмена опытом, методику адаптации и т.д.
В рамках реализации Парижского соглашения по климату распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 3183-р был утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года [10]. В нем определены меры, которые осуществляют федеральные и региональные органы исполнительной власти в целях уменьшения уязвимости населения, различных отраслей экономики, включая сельское хозяйство, и природных объектов к изменениям климата, а также использования благоприятных возможностей, вызванных такими изменениями. Предусмотрено проведение федеральными органами, в том числе Минсельхозом России анализа действующих и разрабатываемых нормативных актов, содержащих положения о мерах адаптации к изменениям климата, что, как представляется, должно способствовать упорядочению законодательства в данной сфере и его развитию. Федеральным органам поручено утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата. Так, Минсельхоз России с Росрыболовством, Росгидрометом разрабатывают отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства (III кв. 2021 г.) [11].
Поскольку главной климатической угрозой для всех государств является глобальное потепление, многие международные документы ориентированы на решение проблемы парниковых газов. Так, Рамочной конвенцией ООН предусмотрено принятие Сторонами мер по смягчению изменения климата путем ограничения антропогенных выбросов парниковых газов и защиты и повышения качества их поглотителей и накопите-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 8(200)
лей (ст. 4.2(а)). Распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 504-р был утвержден план мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году [12]. Минприроды России в 2015 г. утвердило Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации [13].
Одна из основных целей Парижского соглашения состоит в удержании прироста средней температуры на Земле к концу XXI века в пределах 2 0С сверх доиндустриальных показателей за счет снижения содержания углекислого газа в атмосфере и уменьшения выбросов парников газов. Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. № 2344-р утвержден «План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» [14]. В нем Правительству РФ поручалось подготовить доклад Президенту РФ о целесообразности ратификации соглашения. В итоге Правительство РФ 21 сентября 2019 г. приняло постановление № 1228 «О принятии Парижского соглашения» [8], что в правовом смысле не является ратификацией.
Как указывается в литературе, понадобилось без малого 4 года, чтобы с оговорками принять Парижское соглашение по климату, и еще год, чтобы определить в самом общем виде национальную стратегию его реализации, которая не выглядит стратегическим экологическим приоритетом России на фоне решений членов Евросоюза, Южной Кореи и Японии о полном прекращении выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 г. [15].
Общие стратегические направления реализации Парижского соглашения определены в Указе Президента РФ от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» [16]. В нем Правительству РФ поручено: обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации; утвердить Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года; обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов.
Обратим также внимание на Указ Президента РФ от 8 февраля 2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» [17], которым предусмотрено принятие Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы. Программа должна быть ориентирована на изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям; на принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду и т.д. В этой части повторено все то, что уже неоднократно провозглашалось предыдущими документами. В то же время представляются важными положения Указа о финансировании этих мероприятий, о создании научных центров и лабораторий по исследованию климатических изменений и их технической поддержке и подготовке кадров в этой области. Остается только надеяться, что все или хотя бы часть из этих указаний будут выполнены.
Остановимся теперь на недавно принятом Федеральном законе № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Закон был подписан Президентом РФ 02 июля 2021 г., но начнет действовать с 30 декабря 2021 г. [18], за это время должен быть принят целый ряд подзаконных актов, без которых применение Закона просто невозможно, что свидетельствует о его фактически рамочном характере. Так, Закон вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов», который должен быть установлен Правительством РФ вместе с порядком оценки достижения показателя (ст. 6). Предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов, имеющих значительные выбросы парниковых газов (регулируемые организации), представлять в уполномоченный орган отчеты о таких выбросах. Критерии же деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены Правительства РФ (ст. 7).
Бесспорный интерес вызывают нормы Закона о праве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц реализо-вывать климатические проекты (комплекс добровольных мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения). Однако данные нормы можно будет применять, когда будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим проектам, порядок верификации результатов таких проектов, порядок и формы представления отчетов об их реализации и т.д. (ст. 9).
Представляется, что за непредставление или несвоевременное представление регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов, а также за недостоверную информацию в них в Кодексе РФ об административных правонарушениях необходимо установить соответствующие меры ответственности.
Среди мер по ограничению выбросов парниковых газов Закон называет государственный учет выбросов; установление целевых показателей сокращения выбросов; поддержку деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов (ст. 4). Как и в случае с установлением целевых показателей сокращения выбросов, Правительству РФ предстоит утвердить порядок государственного учета выбросов и ведения их реестра. Крайне важной мерой является поддержка деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, которая вряд ли начнет применяться в ближайшем будущем.
Принятие Закона № 296-ФЗ имеет важное значение не только на национальном, но и на международном уровне. Отсутствие законодательного урегулирования вопросов по ограничению выбросов парниковых газов сужало перспективы вхождения России в активное международное сотрудничество в этой сфере. С принятием Закона и актов по его реализации ситуация должна измениться в лучшую сторону.
В заключение хотелось бы отметить, что тенденции развития отечественного законодательства в области климата показывают, что в России складываются организационно-правовые основы для перехода к «зеленой энергетике», под которой понимается переход на возобновля-
емые источники энергии [19]. Этот переход во многом будет определяться правовой базой, формируемой в соответствии с Законом № 296-ФЗ и Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которая должна быть принята в ближайшее время. При этом принимаемые правовые акты не могут не учитывать нормы документов международного права и, в частности, рассмотренных в настоящей статье.
Надо отметить, что Закон № 296-ФЗ на стадии проекта вызывал серьезное сопротивление компаний - эмитентов углеводородов. Однако с новыми требованиями законодательства им придется считаться. Более того, по мнению специалистов, компании «неэкологичных» секторов экономики могут столкнуться в ближайшее время с проблемами доступа к кредитам. Так, например, более 100 международных банков с активами на сумму свыше 47 трлн. долл., а это треть мирового финансового сектора, объявили о том, что они переходят на новые принципы работы, соответствующие Парижскому соглашению по климату 2015 г. В результате компаниям, занимающимся добычей ископаемого топлива, теперь будет намного труднее с кредитами [20].
В свете изложенного трудно согласиться с положением п. 9 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 [21], о том, что внешнеполитическим вызовом энергетической безопасности страны является наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике». В то же время понятен подход государства к определению принципа участия в международном сотрудничестве, согласно которому Российская Федерация принимает участие в решении вопросов международной климатической политики в той мере, в какой эта политика отвечает ее национальным интересам, связанным с повышением качества жизни граждан, охраной окружающей среды и рациональным природопользованием (п. 10).
Библиогра фия:
1. СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6305.
2. СЗ РФ. 2010. № 44. Ст. 5702.
3. Самончик О.А. Адаптация сельского хозяйства к изменениям климата: тенденции правового регулирования //Право и государство: теория и практика. 2020. № 7. С. 129-133. DOI: 10.47643/1S15-1337_2020_7_129.
4. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Андросов M^., Бажайкин А.Л., Бортник И.Ю., Бринчук M.M. и др.). M., 2016.
5. Россия ратифицировала РКИК Федеральным законом от 4 ноября 1994 г. № 34-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2927.
6. Mеждународное экологическое право: учебник // Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. РМ Валеев. § 3. M.: Статут, 2012. 639 с.
7. Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г. Россия является Стороной Протокола. Федеральный закон от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» // СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4378.
S. Россия подписала Парижское соглашение по климату 22 апреля 2016 г.; 21 сентября 2019 г. принято постановление Правительства РФ № 1228 «О принятии Парижского соглашения» //СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5430.
9. Дубовик О.Л., Аверина К.Н. Значение Парижского соглашения для охраны климата: крупномасштабные планы и проблемы с их реализацией // Mеждуна-родное право и международные организации. 2018. № 4. С. 18 - 27. DOI: 10.7256/2454-0633.201S.4.27597 (www.doi.org).
10. СЗ РФ. 2020. № 1 (ч. II). Ст. 115.
11. Самончик О.А. Национальный план адаптации к изменениям климата и пути его реализации в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2021. № 5. С. 45-50. DOI 10.47643/1S15-1329_2021_5_45.
12. СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1778.
13. Приказ Mинприроды России от 30.06.2015 г. № 300 (зарег. в Mинюсте России 15.12.2015 № 40098) // http://www.pravo.gov.ru, 17.12.2015. //СПС «Консуль-
тантПлюс».
14. СЗ РФ. 2016. № 46. Ст. 6504.
15. Харьков В.Н. Проблемы развития экологического и природоресурсного законодательства Российской Федерации в контексте модернизации функционирования публичной власти // Экологическое право. 2021. № 1. С. 14 - 1S. DOI: 10.1S572/1S12-3775-2021-1-14-1S (www.doi.org).
16. СЗ РФ. 2020. N 45. Ст. 7095.
17. СЗ РФ. 2021. № 7. Ст. 1098.
1S. Закон № 296-ФЗ в соответствии со статьей 14 вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 02.07.2021) //СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. I). Ст. 5124.
19. Новикова Е.В. Эколого-правовое регулирование на этапе развития зеленой экономики в России // Экологическое право. 2020. № 4. С. 9 - 16. DOI: 10.1 S572/1S12-3775-2020-4-9-16 (www.doi.org).
20. Рубченко M. Кредитов не будет: банки объявили смертный приговор сланцевой индустрии. URL: https://ria.ru/20190927/1559127595.html (дата обращения: 05.03.2021).
21. СЗ РФ. 2019. № 20. Ст. 2421.
References (transliterated):
1. SZ RF. 2009. № 51. St. 6305.
2. SZ RF. 2010. № 44. St. 5702.
3. Samonchik O.A. Adaptaciya sel'skogo hozyajstva k izmeneniyam klimata: tendencii pravovogo regulirovaniya //Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. № 7. S. 129-133. DOI: 10.47643/1S15-1337_2020_7_129.
4. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» (Androsov M.V., Bazhajkin A.L., Bortnik I.YU., Brinchuk M.M. i dr.). M., 2016.
5. Rossiya ratificiro/ala RKIK Federal'nym zakonom ot 4 noyabrya 1994 g. № 34-FZ «O ratifikacii Ramochnoj konvencii OON ob izmenenii klimata» // SZ RF. 1994. № 28. St. 2927.
6. Mezhdunarodnoe ekologicheskoe pravo: uchebnik // T.G. Avdeeva, A.I. Aliev, R.R. Amirova i dr.; otv. red. R.M. Valeev. § 3. M.: Statut, 2012. 639 s.
7. Kiotskij protokol vstupil v silu 16 fevralya 2005 g. Rossiya yavlyaetsya Storonoj Protokola. Federal'nyj zakon ot 04.11.2004 № 128-FZ «O ratifikacii Kiotskogo protokola k Ramochnoj konvencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij ob izmenenii klimata» // SZ RF. 2004. № 45. St. 4378.
S. Rossiya podpisala Parizhskoe soglashenie po klimatu 22 aprelya 2016 g.; 21 sentyabrya 2019 g. prinyato postanovlenie Pravitel'stva RF № 1228 «O prinyatii Parizh-skogo soglasheniya» //SZ RF. 2019. № 39. St. 5430.
9. Dubovik O.L., Averina K.N. Znachenie Parizhskogo soglasheniya dlya ohrany klimata: krupnomasshtabnye plany i problemy s ih realizaciej // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii. 2018. № 4. S. 18 - 27. DOI: 10.7256/2454-0633.201S.4.27597 (www.doi.org).
10. SZ RF. 2020. № 1 (ch. II). St. 115.
11. Samonchik O.A. Nacional'nyj plan adaptacii k izmeneniyam klimata i puti ego realizacii v sfere sel'skogo hozyajstva // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2021. № 5. S. 4550. DOI 10.47643/1 S15-1329_2021 _5_45.
12. SZ RF. 2014. N 15. St. 177S.
13. Prikaz Minprirody Rossii ot 30.06.2015 g. № 300 (zareg. v Minyuste Rossii 15.12.2015 № 40098) // http://www.pravo.gov.ru, 17.12.2015. //SPS «Konsul'-tantPlyus».
14. SZ RF. 2016. № 46. St. 6504.
15. Har'kov V.N. Problemy razvitiya ekologicheskogo i prirodoresursnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v kontekste modernizacii funkcioni-rovaniya publichnoj vlasti // Ekologicheskoe pravo. 2021. № 1. S. 14 - 1S. DOI: 10.1S572/1S12-3775-2021-1-14-1S (www.doi.org).
16. SZ RF. 2020. N 45. St. 7095.
17. SZ RF. 2021. № 7. St. 1098.
18. Zakon № 296-FZ v sootvetstvii so stat'ej 14 vstupaet v silu po istechenii 1S0 dnej posle dnya oficial'nogo opublikovaniya (opublikovan na oficial'nom internet-portale pravovoj informacii http://pravo.gov.ru - 02.07.2021) //SZ RF. 2021. № 27 (ch. I). St. 5124.
19. Novikova E.V. Ekologo-pravovoe regulirovanie na etape razvitiya zelenoj ekonomiki v Rossii // Ekologicheskoe pravo. 2020. № 4. S. 9 - 16. DOI: 10.1S572/1S12-3775-2020-4-9-16 (www.doi.org).
20. Rubchenko M. Kreditov ne budet: banki ob"yavili smertnyj prigovor slancevoj industrii. URL: https://ria.ru/20190927/1559127595.html (data obrashcheniya: 05.03.2021).
21. SZ RF. 2019. № 20. St. 2421.