Научная статья на тему 'Международное сотрудничество Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи продовольствием'

Международное сотрудничество Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи продовольствием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
871
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИИ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / РЕСУРСЫ / COOPERATION / SAFETY / DAMAGES / ASSISTANCE / FACILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белхароев Х. У.

в статье раскрывается проблема взаимодействия в области оказания гуманитарной помощи и взаимных интересов в оказании продовольственной помощи пострадавшим странам от чрезвычайных ситуаций. Раскрывается механизм международной координации действий по предупреждению и ликвидации последствий природных катастроф и крупных промышленных аварий. Также раскрывается межгосударственная система государств участников СНГ и национальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их органы управления, подчиненные им силы и средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION TO RUSSIAN FEDERATION ON RENDERING HUMANITARIAN HELP PROVISIONS

the problem of the interaction opens in article in the field of rendering humanitarian help and mutual interest in rendering food help damaged strange from exceeding situation. Opens the mechanism to international co-ordination action on warning and liquidations consequence natural catastrophes and large industrial damage. Also opens the interstate system a state participant C.I.S. and national systems of the warning and liquidations exceeding situation, their management body, subordinated by him power and facility.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи продовольствием»

11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14), ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

11.1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

Белхароев Х.У., к.ю.н. Должность: главный специалист Место работы: ЦСИ ГЗ МЧС России. E-mail: x101010x @yandex.ru.

Аннотация: в статье раскрывается проблема взаимодействия в области оказания гуманитарной помощи и взаимных интересов в оказании продовольственной помощи пострадавшим странам от чрезвычайных ситуаций. Раскрывается механизм международной координации действий по предупреждению и ликвидации последствий природных катастроф и крупных промышленных аварий. Также раскрывается межгосударственная система государств участников СНГ и национальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их органы управления, подчиненные им силы и средства.

Ключевые слова: сотрудничество, безопасность, аварии, взаимопомощь, ресурсы.

INTERNATIONAL COOPERATION TO RUSSIAN FEDERATION ON RENDERING HUMANITARIAN HELP PROVISIONS

Belkharoev Kh.U., Ph. D in law. Position: chief expert.

Place of Employment: EMERCOM Centre for Strategic Research. E-mail: [email protected].

Annotation: the problem of the interaction opens in article in the field of rendering humanitarian help and mutual interest in rendering food help damaged strange from exceeding situation. Opens the mechanism to international co-ordination action on warning and liquidations consequence natural catastrophes and large industrial damage. Also opens the interstate system a state participant C.I.S. and national systems of the warning and liquidations exceeding situation, their management body, subordinated by him power and facility.

Keywords: cooperation, safety, damages, assistance, facility.

Обеспечение национальной продовольственной безопасности является приоритетной задачей государства. Ее решение зависит от ряда факторов, к основным из них относятся экономическая мощь государства, его авторитет на мировой арене и конкурентоспособность поставляемых на мировой рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Эти условия определяют один из двух путей обеспечения продовольственной безопасности государства.

Оперативная взаимопомощь стала актуальным и неизбежным фактором отношений между государствами на региональном и глобальном уровне. Многие чрезвычайные ситуации и их последствия имеют трансграничный характер, что требует специальной организации оперативного сотрудничества и соответствующей международной правовой базы. Поэтому развитые международные связи в этой области становятся одним из основных факторов, определяющих успех мирового комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. В широком плане эта деятельность является по существу интернациональной и гуманитарной обла-

стью взаимных интересов. Она обеспечивает помощь людям, когда они в ней особенно нуждаются, вне идеологических установок и политики.

Эффективным механизмом международной координации действий по предупреждению и ликвидации последствий природных катастроф и крупных промышленных аварий является заключение специальных двусторонних и многосторонних договоров. В них детально определяется порядок оказания содействия потерпевшей стороне, а именно: в каких случаях, кем и по чьему запросу предоставляется помощь; оговариваются методы доставки необходимых людских и материальных ресурсов через государственные границы, а также процедуры управления спасательными подразделениями, их взаимодействия с соответствующими национальными службами; выделяются положения, касающиеся распределения финансовых затрат на оказание помощи. В некоторых договорах содержится информация: о координации разделов национальных программ борьбы со стихийными бедствиями и авариями, которые в основном направлены на предупреждение катастрофических последствий этих событий; о проведении научных исследований и разработок, об обмене научно-технической информацией, о подготовке специалистов, о проведении совместных учений и т.д.

Так за 2008 год была оказана помощь продовольствием

Страна Распоряжение Правительства РФ Количество (тонн)

Молдова От 12.06.2008 № 857-р. 59,36

Боливия От 12.08.2008 № 1159-р. 11

Мьянма От 28.07.2008 № 1088-р. 15

Палестина От 15.07.2008 № 1008-р. 15

Украина От 31.12.2008 № 2052-р. 16

Приднестровье От 31.12.2008 № 2052-р 42

Южная Осетия От 18.08.2008 № 1224-р 225

Важным направлением межгосударственного взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий природных катастроф и крупных промышленных аварий, развитие которой обеспечивается главным образом на основе межправительственных соглашений, является научно-техническое сотрудничество. Оно включает широкий спектр направлений от использования космических технологий до организации специальных научно-технических центров. В настоящее время в борьбе с природными и технологическими катастрофами все более широкое применение находят искусственные спутники Земли. Они используются для слежения за опасными погодными явлениями, смещением земной коры на геологических разломах, состоянием лесов и посевов сельскохозяйственных культур. Их применяют для оценки последствий аварий или стихийных бедствий (картографирование затопленных районов при наводнениях и загрязнениях водной по-

Пробелы в российском законодательстве

3'2009

верхности при разливах нефтепродуктов), а также в ходе ликвидации этих последствий (главным образом при установлении связи с пострадавшими районами).

Одной из серьезных научно-технических и организационных проблем в области борьбы с природными катастрофами и крупными промышленными авариями является стандартизация оборудования и средств, используемых для ликвидации их последствий. Наиболее заметных результатов в этом направлении международное сотрудничество достигло в унификации медицинских препаратов и техники, необходимых для оказания помощи населению в районах бедствия.

Перспективным направлением научно-технического сотрудничества в области борьбы с природными катастрофами и крупными промышленными авариями является создание специализированных международных информационных, учебных и научно-

исследовательских центров. Один из международных центров подобного рода, который осуществляет сбор и распространение информации об авариях на объектах хозяйственного назначения в странах Западной Европы, создан в Италии. Международный центр сейсмических данных предполагается создать в рамках западноевропейского проекта «Орфеус».

Одним из основных элементов международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС является совершенствование международной системы мониторинга и прогнозирования ЧС.

Рост масштабов и тяжести последствий ЧС ставит реализацию этого права под угрозу. Поэтому как отдельные государства, так и мировое сообщество в целом объективно заинтересованы в принятии и реализации правовых обязательств, обеспечивающих на коллективной основе снижение риска чрезвычайных ситуаций. Прежде всего в рамках ООН как крупнейшего глобального института.

На международном уровне принято более 200 многосторонних соглашений (договоров, конвенций, деклараций). Эта система универсальных международных правовых актов подкрепляется множеством двусторонних международных договоров и других политикоюридических документов, полностью или частично посвященных вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Для того чтобы современная международная договорно-правовая база стала объединяющим фактором в построении национальных и межгосударственных систем управления в области защиты населения и территорий от ЧС, необходимо, чтобы ее развитие осуществлялось на основе единых, согласованных и принятых в установленном порядке целей и приоритетов. Такие цели и приоритеты были сформулированы на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (Кобе, Япония, 1995 г.).

В качестве главной цели стратегия, выработанная международным сообществом в Кобе (так называемая Киотская программа действий), предусматривает значительное снижение социального, экономического и экологического ущербов от бедствий и катастроф как для отдельных поселений, так и государств мира.

В Российской Федерации необходимо обеспечить единый государственный подход к проблемам безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на национальном и международном уровне.

Что касается России, и прежде всего участия МЧС России в международных операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий и проведении гуманитарных акций, концепция такой деятельности также исходит из необходимости проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации и учи-

тывает складывающуюся специфику деятельности МЧС России за рубежом в качестве важного компонента современных международных отношений. Она также учитывает реальные внутренние возможности страны и практику международного взаимодействия в ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности при других чрезвычайных ситуациях и особенно при проведении гуманитарных акций.

Межгосударственная система государств участников СНГ объединяет соответствующие национальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их органы управления, подчиненные им силы и средства. Ее назначение организация и осуществление взаимодействия стран в данной области деятельности, обеспечение защиты населения и окружающей природной среды, а также уменьшение ущерба экономике при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При этом Межгосударственная система ни в коем случае не подменяет национальные системы от бедствий и катастроф. Ее объединенные силы приступают к действиям, во-первых, когда какая-либо страна не справляется с ликвидацией чрезвычайной ситуации на своей территории собственными силами и обращается за помощью к Межгосударственному совету или странам Содружества на двусторонней основе, и, во-вторых, она задействуется, когда чрезвычайная ситуация принимает трансграничный характер.

Ключевыми функциями Межгосударственной системы предупреждения и ликвации чрезвычайных ситуаций являются.

Оповещение государств участников СНГ об угрозе, возникновении и масштабах чрезвычайной ситуации, которые могут носить трансграничный характер.

Информирование сопредельных государств о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей природной среды в приграничных зонах.

Организация взаимодействия органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств, при организации работ Межгосударственной системы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и первоочередному жизнеобеспечению населения.

Разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам, относящимся к компетенции системы.

Содействие в подготовке населения стран, членов этой системы к действиям в чрезвычайных ситуациях, в подготовке и повышении квалификации специалистов национальных систем.

Создание и согласованное использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Осуществление согласованной политики в сфере международного сотрудничества с другими организациями и странами по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органом, осуществляющим управление деятельностью системы, является упоминавшийся ранее Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Заседания Совета проходят два раза в год поочередно в государствах участниках СНГ.

Межгосударственная система располагает определенными объединенными силами. В качестве объединенных межгосударственных сил быстрого реагирования выступает Корпус сил СНГ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в который вошли различные аварийно-

спасательные формирования, выделенные от каждого государства. В состав Корпуса включены наиболее подготовленные, мобильные, хорошо оснащенные национальные формирования спасателей в количестве 26 подразделений общей численностью свыше трех тысяч человек и шестисот единиц различной техники.

Необходимость привлечения формирований Корпуса к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории стран Содружества на самом начальном этапе выявляется при поступлении сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации по системе взаимного оповещения государств участников Содружества. Основополагающим документом в этой области является «Положение о порядке оповещения государств участников Содружества о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Для оперативного принятия решения об участии формирований Корпуса в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории одной из стран Содружества по ее просьбе, при выполнении необходимых при этом процедур компетентными национальными и межгосударственными органами, подготовлен типовой пакет документов, регламентирующих порядок ввода в действие его формирований.

Органом управления Корпуса сил СНГ определена Исполнительная дирекция Корпуса сил СНГ, в состав которой входят по два полномочных представителя от каждой страны. Исполнительной дирекцией выработан замысел применения сил Корпуса на трех стратегических направлениях западном, южном и восточном.

Эффективная деятельность формирований Корпуса как при ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и в повседневной обстановке возможна лишь при достаточном уровне подготовки командного состава национальных формирований. Для решения этой задачи разработана «Концепция программы подготовки кадров для Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств участников Содружества в учебных учреждениях МЧС России».

Для поддержания в готовности органа управления и формирований Корпуса с ними ежегодно проводятся специальные учения и тренировки, в ходе которых отрабатываются вопросы управления и взаимодействия при выдвижении в районы чрезвычайных ситуаций и проведении в этих районах аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказания помощи пострадавшему населению и доставки гуманитарных грузов.

Важную роль в общей системе международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеет приграничное сотрудничество в двустороннем и региональном взаимодействии государств, которое следует развивать как в плане совместной оценки потенциальной опасности смежных регионов и прогноза опасности на их территории, так и в плане подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. В качестве основного содержания приграничного сотрудничества следовало бы рассматривать содействие укреплению интеграционных связей по линии МЧС России с государствами СНГ, поддержанию высокого уровня сотрудничества в этой области и формированию пояса взаимопомощи с соседними государствами, а также участие в разработке основных направлений развития Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Список литературы

1. Возжеников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: изд-во РАГС, 2001.

2. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ ред. А.А. Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

3. Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

4. Воробьёв Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. М.: Деловой экспресс, 2005.

5. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / под общ ред. Ю.Л. Воробьёва. - М.: Деловой экспресс, 2006.

6. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях / под общ ред. Ю.Л. Воробьёва. - М.: Деловой экспресс, 2006.

7. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Экономическая безопасность России / Учебник под ред., В.К. Сенчакова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.

9. Метелёв С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право.

10. Белхароев Х.У., Государственная политика Российской Федерации по обеспечению продовольственной безопасности. Монография. - М.: Компания спут-ник+, 2008.

Рецензия

Актуальность темы не вызывает сомнения. В статье подняты важные вопросы такие, как проблема обеспечения национальной продовольственной безопасности взаимодействия в области оказания гуманитарной помощи и взаимных интересов в оказании продовольственной помощи пострадавшим странам от чрезвычайных ситуаций. Раскрывается механизм международной координации действий по предупреждению и ликвидации последствий природных катастроф и крупных промышленных аварий. Также раскрывается межгосударственная система государств участников СНГ и национальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их органы управления, подчиненные им силы и средства.

Раскрыты функции межгосударственной системы предупреждения и ликвации чрезвычайных ситуаций, оповещение государств участников СНГ об угрозе, возникновении и масштабах чрезвычайной ситуации, которые могут носить трансграничный характер, информирование сопредельных государств о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей природной среды в приграничных зонах, организация взаимодействия органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств, при организации работ межгосударственной системы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и первоочередному жизнеобеспечению населения.

Создание и согласованное использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Осуществление согласованной политики в сфере международного сотрудничества с другими организациями и странами по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

С учетом важности проблемы продовольственной безопасности для обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства представляется необходимым рекомендовать ее для опубликования в юридический журнал «Пробелы в российском законодательстве»

Заведующий кафедрой «Предпринимательского права» Российской академии предпринимательства, доктор юридических наук, профессор Ю.ГШпаковский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.