Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / INTERNATIONAL COOPERATION / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова-шершукова Н. А., Коллегов А. К., Минеев-ли В. Е.

Введение. Статья посвящена теме развития международного сотрудничества в области высшего профессионального образования и его влияния на инновационное развитие общества. Методология. Работа базируется на практической методологии, ориентирована на решение практических задач по организации межгосударственного сотрудничества в области высшего образования, направленного на инновационное развитие общества. Результаты. Расширение форм международного сотрудничества высших учебных заведений представляется сегодня важным аспектом в развитии сферы образовательных услуг. Заключение. Автором отмечается, что развитие международного сотрудничества позволяет не только осуществлять подготовку специалистов на высоком уровне, но и способствует интеграции систем образования в мировое образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Introduction. The article is devoted to the development of international cooperation in the field of higher professional education and its impact on the innovative development of society. Materials and Methods. The work is based on practical methodology, focused on solving practical problems of the organization of interstate cooperation in the field of higher professional education, aimed at innovative development of society. Results. The expansion of forms of international cooperation of higher education institutions is currently an important aspect in the development of educational services. Conclusions. The author notes that the development of international cooperation allows not only to train specialists at a high level, but also contributes to the integration of education systems in the world educational space.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

Based on the experience of educational establishment

УДК/UDC 378.1 Н. А. Ефремова-Шершукова, А. К. Коллегов, В. Е. Минеев-Ли

N. Efremova-Shershukova, A. Kollegov, V. Mineev-Li

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Введение. Статья посвящена теме развития международного сотрудничества в области высшего профессионального образования и его влияния на инновационное развитие общества.

Методология. Работа базируется на практической методологии, ориентирована на решение практических задач по организации межгосударственного сотрудничества в области высшего образования, направленного на инновационное развитие общества.

Результаты. Расширение форм международного сотрудничества высших учебных заведений представляется сегодня важным аспектом в развитии сферы образовательных услуг.

Заключение. Автором отмечается, что развитие международного сотрудничества позволяет не только осуществлять подготовку специалистов на высоком уровне, но и способствует интеграции систем образования в мировое образовательное пространство.

Introduction. The article is devoted to the development of international cooperation in the field of higher professional education and its impact on the innovative development of society.

Materials and Methods. The work is based on practical methodology, focused on solving practical problems of the organization of interstate cooperation in the field of higher professional education, aimed at innovative development of society.

Results. The expansion of forms of international cooperation of higher education institutions is currently an important aspect in the development of educational services.

Conclusions. The author notes that the development of international cooperation allows not only to train specialists at a high level, but also contributes to the integration of education systems in the world educational space.

Ключевые слова: международное сотрудничество, высшее образование, качество подготовки будущих специалистов.

Keywords: international cooperation, higher education, quality of training of future specialists.

Введение

Бурное развитие науки, рост инновационных процессов в сфере производства и бизнеса приводят к необходимости постоянного обновления знаний студентов вуза и непрерывного повышения качества их подготовки. Высшее образование (ВО) в современное время становится одним из важнейших факторов социально-экономического развития современного государства. С учетом этого стратегией развития системы ВО в современных условиях должна стать интеграция образования, науки и производства, позволяющая создать образовательную среду, обеспечивающую подготовку компетентного специалиста, способного к инновационной профессиональной деятельности в непрерывно и неконтролируемо изменяющихся внешних условиях.

Национальная политика большинства государств в области инновационной деятельности предлагает формирование такой системы образования, которая сможет обеспечить качественную подготовку новой генерации квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям, готовых создавать и реа-лизовывать инновационные проекты.

Методология

Работа базируется на практической методологии, ориентируется на решение практических задач по организации межгосударственного сотрудничества в области высшего образования, направленного на инновационное развитие общества. Основными методами, используемыми в работе, являются теоре-

тический анализ научной литературы и нормативно-правового обеспечения процессов межгосударственного взаимодействия, анализ и синтез, экспертная оценка, моделирование.

Результаты

На пути решения этой насущной проблемы стоит ряд препятствий и одной из самых главных из них является малоэффективная советская традиция обмена и использования научной информации, для которой характерна закрытость, труднодоступность. В современных условиях инновационное развитие страны невозможно без широкого обмена научной информацией, обучения будущих специалистов навыкам работы с новейшими достижениями в области науки и техники. Это значит, что международное сотрудничество в образовании должно стать составной частью общей подготовки специалиста XXI в., так как оно способно стабилизировать развитие процессов взаимодействия в экономике, политике и других сферах. В этой связи возникает насущная потребность в привлечении к образовательному процессу современного вуза зарубежных ученых, которые не только смогут передать комплекс соответствующих знаний, но и разовьют способность оценивать явления с позиции другого человека, другой культуры, другой социально-экономической формации.

Новым направлением развития сотрудничества в области высшего образования является сотрудничество стран СНГ. Это сотрудничество отвечает коренным, стратегическим интересам всего Содружества. Единое образовательное пространство в Содружестве Независимых Государств - необходимое условие для дальнейшего развития сотрудничества в экономике и других сферах на основе международных принципов взаимодействия, признания прав каждого государства на свою модель образования.

Каким же образом должно быть организовано международное сотрудничество в области высшего образования? Изначально следует не только четко понимать необходимость такого сотрудничества, но и учитывать, какие конкретные цели оно призвано решать, в каких формах этот процесс должен проходить, какие условия для этого нужны, какие сложности могут встретиться при реализации совместных проектов.

Основными функциями международного сотрудничества высших учебных заведений являются совершенствование образовательной деятельности вуза, развитие академической мобильности, содействие развитию инфраструктуры вуза, укрепление внешней культурной политики государства. Можно опреде-

лить и основные цели развития международной деятельности вузов. Ими являются дальнейшая интеграция в мировую систему высшего образования, интернационализация образования, стимулирование инновационного потенциала посредством сотрудничества с высшими учебными заведениями мира, укрепление межкультурного и профессионального сотрудничества, выявление оптимальных путей выхода на мировой образовательный рынок.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач.

Во-первых, должны быть определены приоритетные направления развития научных связей с конкретными странами, регионами, вузами и организациями и разработаны на их основе международные программы и проекты сотрудничества.

Во-вторых, необходимо принимать активное участие в реализации международных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными партнерами о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской области, предусматривающих взаимный обмен студентами и преподавателями. При этом академическая мобильность представляет собой многоплановый процесс обмена учащимися и сотрудниками учебных заведений, свободного перемещения специалистов, а также создания возможностей для этого между образовательными и другими учреждениями разных стран.

В-третьих, инициировать процесс широкого участия профессорско-преподавательского состава и студентов в международных конференциях, проводимых за рубежом.

В-четвертых, приглашать специалистов и исследователей из зарубежных стран для участия в различных научных проектах, конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, проводимых вузом.

В-пятых, максимально активизировать процесс вхождения в систему международного научно-информационного и коммуникационного пространства.

Таким образом, наиболее перспективными формами международного сотрудничества вузов в современных условиях могут быть:

- двусторонние и многосторонние программы обмена между вузами;

- учебные стажировки;

- научные стажировки;

- совместные мероприятия вузов: от научно-образовательных международных конференций до научных исследований и разработок;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан

Based on the experience of educational establishment

по различным специальностям, направлениям и программам;

- совместные межвузовские программы включенного, параллельного, продолженного обучения за границей.

В высшем образовании России и Казахстана наиболее перспективными и экономически реальными среди направлений международного сотрудничества зарекомендовали себя некоторые формы взаимодействия.

Одним из наиболее эффективных направлений между высшими учебными заведениями России и Казахстана может быть признан обмен программами, студентами, аспирантами, профессорами и научными работниками.

Не менее важным являются разработка, внедрение и реализация совместно разработанных образовательных профессиональных программ бакалавриата и магистратуры.

При сотрудничестве в области научно-методической работы основными мероприятиями выступают взаимное участие в научно-практических и методических семинарах и конференциях.

Организация совместных образовательных и исследовательских центров в городах России и Казахстана, которые могут быть локализованы, в том числе, и в бизнес-инкубаторах при вузах-партнерах.

Участие в международных проектах в области образования, науки и культуры.

Организация выставок достижений в области образования и науки и участие в них.

Участие высших учебных заведений в создании телекоммуникационных систем для обмена информационными ресурсами и дальнейшей организации системы дистанционного обучения в новой информационной среде, которая даст возможность студентам проходить учебный курс в течение всего обучения без выезда за границу.

Заключение

Таким образом, можно резюмировать, что расширение форм международного сотрудничества высших учебных заведений представляется сегодня важным аспектом в развитии сферы образовательных услуг. Международное сотрудничество значительно обогащает деятельность вуза, расширяет сферу интересов и практических результатов в науке, учебно-методической работе, подготовке кадров, способствует приобщению коллектива к мировой культуре. Развитие международного сотрудничества позво-

ляет не только подготовить специалистов на высоком уровне, но и интегрировать системы образования в мировое образовательное пространство.

Литература

1. Галаган А. И. Интеграционные процессы в области высшего образования в странах Содружества Независимых Государств // СОЦИС. 2000. № 2. С. 208-223.

2. Гротус У Значение международного академического сотрудничества и обмена для развития общества // Высшее образование в Европе. 2003. Т. 28, № 1. С. 8-10.

3. Зновенко Л. В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования : дис ... канд. пед. наук. Омск, 2008. 272 с.

4. Иванов Д. И. Развитие международного сотрудничества российских вузов : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2002. 182 с.

5. Козлова Д. К. Методика оценки эффективности инновационной программы образования : дис ... канд. экон. наук. СПб., 2008. 152 с.

6. Кузьмин А. В. Управление академической мобильностью как фактор развития международной интеграции в образовании : дис ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 170 с.

7. Ларионова М., Суслова Д. Международное сотрудничество как ресурс развития вуза // Ректор вуза. 2012. № 7. С. 22-27.

8. Лымарь А. Б. Международная интеграция российского образования: программно-проектный и коммуникативный аспекты : дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 177 с.

9. Неборский Е. В. Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах США и Японии : дис... канд. пед. наук. М., 2011. 191 с.

10. Полищук И. Г. Международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды педагогического университета : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 119 с.

11. Пономарева Е. В. Сетевая модель международного взаимодействия университетов : дис ... канд. соц. наук. Саратов, 2008. 188 с.

12. Пушкарева Е. А. Специфика современной интеграции образования и науки: социально-философский анализ : дис ... д-ра филос. наук. Новосибирск, 2009. 305 с.

13. Смирнова В. А. Международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере высшего образования (1991-2005 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2006. 316 с.

14. Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование. 2012. № 2. С. 41-45.

References

1. Galagan A. I. Integracionnye processy v oblasti vysshego obrazovaniya v stranah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv [Integration processes in the field of higher education in the countries of the Commonwealth of Independent States]. Sociological Studies, 2000, no. 2, pp. 208-223. (In Russian).

2. Grotus W. Znachenie mezhdunarodnogo akademicheskogo sotrudnichestva i obmena dlya razvitiya obshchestva [The importance of international academic cooperation and exchange for the development of society]. Higher Education in Europe, 2003, vol. 28, no. 1, pp. 8-10. (In Russian).

3. Snovenka L. V. Razvitie akademicheskoj mobil'nosti studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [Development of academic mobility of students of pedagogical University in the conditions of continuous education]. Ph. D. thesis. Omsk, 2008, 272 p. (In Russian).

4. Ivanov D. I. Razvitie mezhdunarodnogo sotrudnichestva rossijskih vuzov [Development of international cooperation of Russian universities]. Ph. D. thesis. Kazan, 2002, 182 c. (In Russian).

5. Kozlova D. K. Metodika ocenki effektivnosti innovacionnoj programmy obrazovaniya [Methodology for assessing the effectiveness of the innovative education program]. Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2008, 152 p. (In Russian).

6. Kuzmin A. V. Upravlenie akademicheskoj mobil'nost'yu kak faktor razvitiya mezhdunarodnoj integracii v obrazovanii [Management of academic mobility as a factor in the development of international integration in education]. Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2007, 170 p. (In Russian).

7. Larionova M., Suslova D. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo kak resurs razvitiya vuza [International cooperation as a resource for University development]. University rector, 2012, no. 7, pp. 22-27. (In Russian).

8. Lymar A. B. Mezhdunarodnaya integraciya rossijskogo obrazovaniya: programmno-proektnyj i kommunikativnyj aspekty [International integration of Russian education: program-project and communicative aspects]. Ph. D. thesis. Moscow, 2005, 177 p. (In Russian).

9. Neborsky E. V. Formy osushchestvleniya integracii obrazovaniya, nauki i proizvodstva v universitetah SShA i Yaponii [Forms of integration of education, science and production in the

universities of the USA and Japan]. Ph. D. thesis. Moscow, 2011, 191 p. (In Russian).

10. Polishchuk I. G. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo kak faktor razvitiya obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo universiteta [International cooperation as a factor of development of the educational environment of pedagogical University]. Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2000, 119 p. (In Russian).

11. Ponomareva E. V. Setevaya model' mezhdunarodnogo vzaimo-dejstviya universitetov [Network model of international interaction of universities]. Ph. D. thesis. Saratov, 2008, 188 p. (In Russian).

12. Pushkareva E. A. Specifika sovremennoj integracii obrazovaniya i nauki: social'no-filosofskij analiz [Specificity of modern integration of education and science: social and philosophical analysis]. Doctor's degree dissertation. Novosibirsk, 2009, 305 p. (In Russian).

13. Smirnova V. A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Respubliki Kazahstan v sfere vysshego obrazovaniya (1991-2005 gg.) [International cooperation of the Republic of Kazakhstan in the field of higher education (1991-2005)]. Ph. D. thesis. Volgograd, 2006, 316 p. (In Russian).

14. Kharitonova O. V. Akademicheskaya mobil'nost' v prostranstve vysshego obrazovaniya [Academic mobility in the space of higher education]. Man and Education, 2012, no. 2, pp. 41-45. (In Russian).

УДК/UDC 378.1 Л. И. Никитина, В. А. Пяльченков

L. Nikitina, V. Pyalchenkov

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН»

USING THE WORKBOOK WHEN STUDYING THE DISCIPLINE "THEORY OF MECHANISMS AND MACHINES"

Введение. Статья посвящена проблемам преподавания дисциплины «Теория механизмов и машин». Это одна из сложнейших дисциплин, входящих в базовую часть учебных планов технических направлений подготовки бакалавров. В последнее время произошло значительное сокращение аудиторных часов на изучение данной дисциплины, в том числе и лекционных. Это актуализировало необходимость совершенствования традиционного способа чтения лекций, заключающегося в конспектировании студентами излагаемого материала. Повысить информативность и интенсивность лекций позволил интерактивный способ, включающий мультимедийные презентации и рабочие тетради по дисциплине.

Методология. Методологической основой данной работы является анализ информационных ресурсов, научных публикаций и обобщение опыта препо-

давания дисциплины «Теория механизмов и машин» на кафедре прикладной механики Тюменского индустриального университета.

Результаты. В статье описан принцип построения рабочей тетради и методика ее использования на лекциях. Рабочая тетрадь состоит из пятнадцати лекций, в каждой содержится теоретический материал и практические задачи. Она доступна студентам Тюменского индустриального университета. В электронном виде она находится на сайте университета.

Заключение. Предлагаемая методика в сочетании с современными информационно-технологическими способами (мультимедиа) позволила эффективно использовать аудиторное лекционное время.

Introduction. The article is devoted to the problems of teaching the discipline «Theory of mechanisms and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.