Научная статья на тему 'Международное сотрудничество: общетеоретическое и правовое измерение'

Международное сотрудничество: общетеоретическое и правовое измерение Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11481
1630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / INTERNATIONAL COOPERATION / INTEGRATION / PRINCIPLE OF INTERNATIONAL LAW / SUBJECTS OF INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крысанов А.В.

В статье автор предпринимает попытку рассмотреть категорию «международное сотрудничество» в общем теоретическом виде, а также в двух значениях, которые она приобретает в международных актах: как принцип международного права и как совместную деятельность субъектов международного права. Кроме того, отражены наиболее типичные сферы международного сотрудничества и формулируется тезис об их многообразии и зависимости от области международного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Крысанов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION: GENERAL THEORETICAL AND LEGAL DIMENSION

In the article, the author attempts to consider the category of “international cooperation” in a general theoretical form, as well as in two meanings that it acquires in international acts: as a principle of international law and as a joint activity of subjects of international law. In addition, the most typical areas of international cooperation are reflected and a thesis is formulated on their diversity and dependence on the field of international communication.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество: общетеоретическое и правовое измерение»

LAW

УДК 341.01

Крысанов А.В.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В статье автор предпринимает попытку рассмотреть категорию «международное сотрудничество» в общем теоретическом виде, а также в двух значениях, которые она приобретает в международных актах: как принцип международного права и как совместную деятельность субъектов международного права. Кроме того, отражены наиболее типичные сферы международного сотрудничества и формулируется тезис об их многообразии и зависимости от области международного общения.

Ключевые слова: международное сотрудничество, интеграция, принцип международного права, субъекты международного права.

* * *

Krysanov A. V.

INTERNATIONAL COOPERATION: GENERAL THEORETICAL AND LEGAL DIMENSION

In the article, the author attempts to consider the category of "international cooperation" in a general theoretical form, as well as in two meanings that it acquires in international acts: as a principle of international law and as a joint activity of subjects of international law. In addition, the most typical areas of international cooperation are reflected and a thesis is formulated on their diversity and dependence on the field of international communication.

Key words: international cooperation, integration, principle of international law, subjects of international law.

AAA

В современном мире наблюдаются процессы глобализации, которые опосредуют процесс международного общения. В процессе международной коммуникации в силу объективных и субъективных причин возникают различные по своей активности контакты. Наиболее тесное международное взаимодействие, как правило, перерастает в сотрудничество, которое направлено на решение общих целей и задач. В настоящее время очень широкое распространение имеет международное сотрудничество по различным направлениям и в самых разнообразных формах. В связи с этим полагаем отметить важность уяснения сущности понятия «международное сотрудничество» в его теоретическом и правовом контексте.

Термин «международное сотрудничество» достаточно широко употребляется в научных публикациях, а также во внутригосударственных законодательных и международных актах. Анализ указанных источников свидетельствует о том, что в большинстве случаев авторы обходят стороной вопросы, связанные с установлением содержания и природы рассматриваемой категории. Более или менее полно теоретическая проработка вопросов международного сотрудничества осуществляется в рамках такой отрасли знаний, как международные отношения.

Следует также отметить такую тенденцию, как «специализация в вопросах международного сотрудничества». Суть ее заключается в том, что исследователи, как

правило, обращают свой взор на конкретные сферы международного сотрудничества, а общетеоретические вопросы здесь остаются без внимания. Однако не следует упускать тот факт, что все-таки встречаются попытки обоснования необходимости разработки категориального аппарата международного сотрудничества и определения его сущности и содержания [см., например, 1].

Полагаем, что, анализируя термин «международное сотрудничество», следует уяснить содержание составляющих его элементов.

Термин «сотрудничество» отыскать в толковых словарях не представляется возможным. Однако его можно определить через глагол «сотрудничать».

Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение термина «сотрудничать» - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле [2].

В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «сотрудничать» - значит совместно с кем-либо заниматься какой-либо деятельностью [3].

Таким образом, сотрудничество это совместная деятельность заинтересованных субъектов, которая направлена на достижение определенного результата.

Международный характер сотрудничества заключается в том, что оно осуществляется между субъектами международного права.

Полагаем, что термин «международное сотрудничество» можно рассматривать в двух значениях:

- во-первых, как принцип международного права;

- во-вторых, как непосредственно совместную деятельность заинтересованных субъектов международного права.

Как справедливо отмечается в литературе, принцип международного сотрудничества получил конвенционное закрепление и общее универсальное признание лишь в XX веке [4, с. 182]. В основу Устава ООН положена идея всестороннего сотрудниче-

ства государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе. В соответствии с Уставом, государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

В последующем принцип международного сотрудничества получил более конкретное содержательное наполнение, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [5], было установлено, что государства в целях международного сотрудничества обязаны:

- сотрудничать с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

- сотрудничать в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

- осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

- государства-члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Принцип сотрудничества между государствами также получил нормативное закрепление на региональном уровне. В частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [6] говорится, что государства-участники будут стремиться, развивая свое сотрудничество

как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости.

Концепция внешней политики Российской Федерации в качестве одной из задач предусматривает расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России [7].

Таким образом, принцип международного сотрудничества в международном праве представляет собой основополагающее начало деятельности субъектов международного права, которое посредством международных актов приобретает обязательный для них характер.

Говоря о «международном сотрудничестве» во втором значении, указанном выше, можно отметить, что «международное сотрудничество» понимается как совместные действия субъектов в какой-либо сфере их взаимных интересов, их взаимосвязанная деятельность по согласованию своих позиций, координацию действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений [4, с. 182].

М.А. Мунтян отмечает, что «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия, доминируют совместные поиски возможностей реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию сотрудничество - это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм [8, с. 176].

На основании сказанного «международное сотрудничество» можно определить как совместную деятельность субъектов международного права, основанную на общих целях и задачах в соответствии с нормами и принципами международного права.

Международное сотрудничество содержательно может существенно различаться

в зависимости от того, в какой сфере оно осуществляется, поскольку они (сферы) очень разнообразны. Как правило, основные направления международного сотрудничества в той или иной области оговариваются в международных актах.

В законах, принимаемых в Российской Федерации, в которых находят свое отражение вопросы международного сотрудничества, устанавливается, что международное сотрудничество основывается на положениях международных договоров Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации. В некоторых законах можно наблюдать указание на возможность создания международных организаций [см., например: 9].

Проводя анализ международных актов, можно выделить наиболее типичные направления международного сотрудничества:

1) определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в установленной области сотрудничества;

2) создание механизмов двустороннего сотрудничества;

3) мониторинг угроз в предметной области международного сотрудничества;

4) выработка совместных мер по развитию норм международного права в регулируемой области международного сотрудничества;

5) противодействие возникающим угрозам в той или иной сфере международного сотрудничества;

6) проведение экспертиз, исследований и оценок в установленной сфере;

7) обеспечение безопасности;

8) разработка и осуществление совместных мер доверия;

9) разработка и осуществление согласованной политики в установленной сфере международного сотрудничества;

10) обмен информацией;

11) содействие совершенствованию международно-правовой базы;

12) создание условий для взаимодействия компетентных органов государств;

13) взаимодействие в рамках международных организаций и форумов;

14) сотрудничество между образовательными учреждениями стран партнеров;

15) ознакомительные поездки в страны-партнеры молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств.

При этом специфика той или иной области международного сотрудничества может обусловливать «рождение» иных направлений международного сотрудничества.

В теории международных отношений выделяют несколько типов международного сотрудничества:

- переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования);

- сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политики (формальные договоры и соглашения о деятельности);

- неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов);

- навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную;

- создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии, содействующие развитию сотрудничества [8, с. 177].

Следует отметить, что межгосударственное сотрудничество не возникает без наличия определенных условий. Среди ученых существует мнение о том, что международное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партнеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод [10, с. 441]. Полагаем, следует согласиться с тем, что межгосударственное со-

трудничество наиболее часто возникает при наличии представленных элементов. Однако наиболее эффективным и долгосрочным международное сотрудничество видится в том случае, когда субъекты международного права не проявляют чрезмерной эгоцентричности, а уважают интересы своих оппонентов.

Рассматривая сущность международного сотрудничества, многие авторы затрагивают вопрос о разграничении понятия «сотрудничество» и «интеграция». Для отграничения таких близких категорий в литературе используются критерии полноты или ограниченности государственного суверенитета. Так, если международное сотрудничество предполагает сохранение за государством его суверенных прав, то интеграция имеет место в случае передачи части государственного суверенитета в сферу общей компетенции объединяющихся государств [10, с. 446]. Таким образом, международная интеграция предполагает взаимодействие в первую очередь государств (государственно подобных образований), а не иных субъектов международного права, что также отличает интеграционные процессы от сферы международного сотрудничества.

Проведенный анализ позволил определить международное сотрудничество, с одной стороны, как принцип международного права, с другой - как совместную деятельность субъектов международного права, основанную на общих целях и задачах в соответствии с нормами и принципами международного права. При этом возможно выделить наиболее типичные направления международного сотрудничества. Однако следует отметить, что содержание международного сотрудничества обусловливает многообразие его форм, которые в значительной мере динамичны. В связи с чем, значимость теоретических и правовых исследований в области международного сотрудничества видится в поиске оптимальных в настоящее время инструментов для решения глобальных мировых проблем.

LAW

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фуражнин Д.Ю. О понятии «международное сотрудничество в области противодействия терроризму» // Право в Вооруженных силах. 2017. №12. С. 83 - 88.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=29978 (дата обращения: 01.12.2018).

3. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: http://efremova-online.ru/ slovar-fremovoy/sotrudnichat/103327/(дата обращения: 01.12.2018).

4. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М., 2010. 720 с.

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975 г. [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

7. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

8. Мунтян М.А. Основы теории международных отношений: Учебное пособие. М., 2007. 270 с.

9. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 04.12.2018).

10. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. М., 2003. 590 с.

REFERENCES

1. Furazhnin D.YU. O ponyatii «mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti protivodejstviya terrorizmu» // Pravo v Vooruzhennyh silah. 2017. №12. S. 83 - 88.

2. Tolkovyj slovar' S.I. Ozhegova [EHlektronnyj resurs]. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=29978 (data obrashcheniya: 01.12.2018).

3. Tolkovyj slovar' T.F. Efremovoj [EHlektronnyj resurs]. URL: http://efremova-online.ru/slovar-fremovoy/sotrudnichat/103327/ (data obrashcheniya: 01.12.2018).

4. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. V.I. Kuznecov, B.R. Tuzmuhamedov. 3-e izd., pererab. M., 2010. 720 s.

5. Deklaraciya o principah mezhdunarodnogo prava, kasayushchihsya druzhestvennyh otnoshenij i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizacii Ob"edinennyh Nacij. Prinyata 24.10.1970 g. Rezolyuciej 2625 (XXV) na 1883-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON [EHlektronnyj resurs]. URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

6. Zaklyuchitel'nyj akt Soveshchaniya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. Podpisan v g. Hel'sinki 01.08.1975 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

7. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii». [EHlektronnyj resurs]. URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

8. Muntyan M.A. Osnovy teorii mezhdunarodnyh otnoshenij. Uchebnoe posobie. M., 2007. 270 s.

9. Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).

10. Cygankov P.A. Teoriya mezhdunarodnyh otnoshenij: Uchebnoe posobie. M., 2003. 590 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КРЫСАНОВ Антон Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

E-mail: AmK1984@e1.ru Рецензент:

кандидат юридических наук В.А. Галицков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.