Научная статья на тему 'Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов'

Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / MUVIT МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ АУДИОКНИГА / INTERNATIONAL COOPERATION / ACADEMIC MOBILITY / INTEGRATION AND INTERNATIONALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH / BOLOGNA PROCESS / INFORMATION EXCHANGE / MUVIT MULITILINGUAL VIRTUAL TALKING BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курицын Владимир Михайлович

Статья посвящена международному сотрудничеству Шуйского государственного педагогического университета как условию повышения академической мобильности. В ней рассматриваются основные направления, формы и результаты образовательного и научного взаимодействия с зарубежными университетами. Представлен опыт международного научного сотрудничества в рамках Европейского Комениус-проекта "MuViT Мультилингвальная виртуальная аудиокнига".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation and academic mobility of teachers and students

This paper is devoted to the international cooperation of the Shuya State Pedagogical University as the necessary conditions for the increase of academic mobility. It describes the main directions, forms and results of educational and scientific collaboration with the universities of Europe. The paper presents the European Comenius-Project "MuViT Mulitilingual Virtual Talking Books" as an example of the international scientific cooperation.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов»

Международное в.м. курицын, профессор, сотрудничество зав. кафедрой и академическая мобильность

преподавателей и студентов

Статья посвящена международному сотрудничеству Шуйского государственного педагогического университета как условию повышения академической мобильности. В ней рассматриваются основные направления, формы и результаты образовательного и научного взаимодействия с зарубежными университетами. Представлен опыт международного научного сотрудничества в рамках Европейского Комениус-проекта "ЫиУгТ- Мультилингвальная виртуальная аудиокнига".

Ключевые слова: международное сотрудничество, академическая мобильность, интеграция, интернационализация научных исследований, Болонский процесс, информационный обмен, ЫиУгТ - Мультилингвальная виртуальная аудиокнига.

Российская система высшего профессионального образования ориентирована в настоящее время на интеграцию в Европейское образовательное пространство, что является необходимым условием и результатом Болонского процесса. Интеграционные процессы в сфере образования обусловлены целым рядом причин, которые являются общими как для мировой, так и для отечественной системы образования. Основными среди них можно считать требования предоставления возможностей профессиональной и личностной самореализации, повышения конкурентоспособности и мобильности специалистов. Академическая и профессиональная мобильность студентов и преподавателей - одно из ключевых звеньев интернационализации европейского высшего образования: она формирует уважение к многообразию, способность понимать другие культуры, побуждает к языковому плюрализму, расширяет сотрудничество между вузами.

Расширение мобильности студентов и преподавателей является одним из ведущих аспектов международного сотрудничества Шуйского государственного педагогического университета, поскольку в настоящее время мобильность, интернационализация и социально-культурный международный обмен являются важным

показателем образовательной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности вуза.

Пути реализации процессов интернационализации и интеграции в сфере высшего образования определяются исходя из реальных условий и возможностей конкретного вуза. В ШГПУ данное направление международной деятельности реализуется в первую очередь в рамках долгосрочных соглашений о сотрудничестве с зарубежными вузами и общественными организациями: Университетом Фехта (Нижняя Саксония, Германия), психотерапевтичес-

ким институтом Бергерхаузен (г. Дуйсбург, Германия), Университетом г. Анже (Франция), Университетом Ренн-2 (Франция), Высшей школой гостиничного бизнеса и туризма (г. Ченстохов, Польша), Тихоокеанским университетом (г. Сиэтл, США), Посольством Франции в РФ, Обществом «Круг друзей г. Иваново» (Freundeskreis Iwanowo Münsterland/Tecklenburger Land e.V., Германия).

Настоящими соглашениями предусматриваются сотрудничество во всех областях науки и искусства, представляющих взаимный интерес, обмен профессорско-преподавательским составом, научными сотрудниками, студентами и аспирантами, обмен информацией об основных образовательных программах, о планах образовательного процесса, согласование учебных программ, обмен научной информацией, проведение совместных научных мероприятий, осуществление научно-исследовательских проектов в рамках европейских и мировых программ и совместные публикации.

Так, например, в рамках соглашения с Тихоокеанским университетом Сиэтла в течение 2000-2006 гг. были реализованы проекты «Мораль и этика в образовании» и «Глобализация. Инновации. Качество образования », результаты которых обсуждались на совместных конференциях, круглых столах и дискуссиях в США и России и представлены в совместных сборниках научных трудов и коллективных монографиях. В рамках сотрудничества проводятся совместные кросс-культурные исследования в области педагогического образования в России и США, которые нашли отражение в ряде диссертационных исследований аспирантов Тихоокеанского университета и Шуйского государственного педагогического университета. Преподаватели и аспиранты ШГПУ проходят научно-педагогические стажировки в Тихоокеанском университете. В свою очередь, преподаватели и научные сотрудники из университетов Сиэтла и Чикаго проводят

семинары, круглые столы, лекции по актуальным проблемам современного образования, лингвистические школы по английскому языку, американской литературе и культуре. Тематика научных семинаров и круглых столов самая разная: образование в гражданском обществе и социальное взаимодействие; междисциплинарное преподавание и обучение; специальное образование и общие образовательные модели; сравнительный анализ мотивации к обучению русских и американских студентов; символический диалог и межкультурная коммуникация в глобальном мире; глобализация и обучение языкам в современном мире.

В распоряжение студентов и преподавателей нашего университета американскими коллегами были предоставлены для свободного выбора дистанционные учебные курсы:

• Moral Education: Themes in Language and Literature (Мораль в языковом и литературном образовании);

• Moral Education in Teaching and Learning (Мораль в педагогическом образовании);

• Moralityand the World of Work (Мораль в мире труда);

• Morality and the Self-Management (Мораль и самоменеджмент).

Соглашение о сотрудничестве с университетом Фехта обеспечивает достаточно широкие возможности для академической мобильности студентов ШГПУ. В рамках соглашения студенты отделения иностранных языков ежегодно проходят включенное обучение в течение двух семестров в данном университете по направлениям подготовки «Германистика», «Англистика», «Социология ». Кроме того, все студенты проходят интеркультурный тренинг, в обязательном порядке изучают курс «Немецкий язык как иностранный», курс «Страноведение Германии», а также получают базовую подготовку на выбор по другим языкам. Особо востребованы шуйскими студентами в Университете Фехта курсы

испанского,португальского и китайского языков.

Находясь на включенном обучении в Германии, студенты принимают активное участие в различных образовательных, научных и социально-культурных проектах, организуемых университетом и различными фондами Германии. Можно отметить такие акции, как «За семь дней по миру» -Международная неделя вузов Нижней Саксонии; «Обучение, наука и практика в Восточной Европе и России»; «Русский язык в немецкой школе »; «Europa macht Schule - Европа в школе ». Некоторые студенты проходили педагогическую практику в школах г. Фехта в качестве учителей русского языка как иностранного.

Кроме включенного, соглашением предусмотрено краткосрочное обучение. Так, студенты отделения иностранных языков уже третий год проходят обучение в объеме 120 академических часов в рамках летней международной школы Университета Фехта в Германии. Слушателями являются студенты из Бразилии, Китая, Турции, Египта, Болгарии, Венгрии, России, Украины, Литвы. В программу школы входит интенсивный курс немецкого языка, интеркультурный тренинг «Коммуникация в межнациональном контексте» и курс «Введение в сферу научных исследований в области гражданского общества, истории, культуры». Культурная программа летней школы позволяет ближе познакомиться со страной, бытом, традициями народа, а неформальное общение со студентами разных стран значительно расширя-

ет межкультурную и социальную компетенцию студентов.

На базе ШГПУ совместно с университетом Фехта организуются двухнедельные школы-семинары «Встреча культур: Германия - Россия », в рамках которых проводятся выездные семинары-экскурсии в городах «Золотого кольца», занятия по русскому и немецкому языкам, лекции, дискуссии. Отдельные студенты университета Фехта проходили практику на базе ШГПУ.

Активно идет обмен научной информацией между преподавателями обоих университетов через лекции, выступления на семинарах, доклады на научных конференциях и публикации. В качестве приглашенных лекторов перед студентами и преподавателями неоднократно выступали вице-президент Университета Фехта профессор Мартин Винтер, известный германист Вильфрид Кюршнер, Вильфрид Виттштрук, Мартин Шварц, известный немецкий политолог К. Хан (Университет г. Мюнстер) и др. Стало уже традицией, что новый учебный год для студентов-германистов ШГПУ открывают преподаватели университета Фехта, в частности, доктор Ольга Говин читает курс лекций по теории немецкого языка.

В последнее время активно развивается сотрудничество ШГПУ в образовательной

и научно-исследовательской сферах с Высшей школой гостиничного бизнеса и туризма г. Ченстохов. Ректор школы профессор Гворыс Веслов регулярно проводит лекционные и практические занятия с российскими студентами. Стала хорошей традицией организация совместных круглых столов, научных семинаров и конференций. Активное участие студенты и преподаватели ШГПУ приняли в международном практическом семинаре «Туризм, экономика, бизнес: интеграция, инвестиции в инновациях -2010 », проходившем в Высшей школе гостиничного бизнеса и туризма в Польше. В 2011/2012 уч. году польские коллеги профессор Гворыс Веслов и доцент Барбара Скибински провели для наших студентов, аспирантов и преподавателей научно-методический семинар по проблемам подготовки специалистов в области туризма.

При поддержке Посольства Франции в России и французских университетов-партнеров студенты и преподаватели нашего университета ежегодно получают стипендии и гранты для прохождения научных стажировок, краткосрочного обучения, для участия в летних семинарах и научных сессиях в университетах Анже, Ренн 2, Перпиньян, Канн, Виши. Ежегодно студенты ШГПУ получают место ассистента русского языка в различных лицеях Франции, в частности, в лицее Жана-Батиста Коро в Савини сюр Орж в рамках соглашения о сотрудничестве на период 2009-2012 гг.

Начиная с 2008 г. при поддержке Посольства США в России в рамках программы "English Language Fellows" для студентов ШГПУ проводятся семинары и практические занятия по английскому языку как международному и американистике. Живой интерес у студентов, преподавателей, учителей английского языка всегда вызывают лингводидактические семинары, посвященные актуальным концепциям обучения английскому языку и коммуникации. Преподаватели программы Джон Скаффи-ди, Джон Марк Кинг, Тони Халл проводят

практические занятия по практической коммуникации со студентами и индивидуальные консультации для преподавателей университета и учителей школ города.

Традиционными стали ежегодные творческие школы-семинары по немецкому языку и культуре в объеме 72 академических часа, организуемые при поддержке общества «Круг друзей г. Иваново» (Freundeskreis Iwanowo Münsterland/Tecklenburger Land e.V.). В качестве руководителей и референтов школ-семинаров выступают преподаватели немецких вузов, учителя и руководители школ, общественные деятели, художники. Студенты на занятиях этих школ не только совершенствуют свои языковые знания и компетенции, но и овладевают разнообразными приемами организации креативной работы с учащимися и ближе знакомятся с разными аспектами культуры и быта в Германии, учатся толерантному отношению к иной культуре, традициям, религии и ценностям.

Важным показателем интеграции учреждений высшего профессионального образования в европейское и мировое образовательное пространство является интернационализация научно-исследовательской деятельности, т.е. индивидуальное и коллективное участие в разработке и реализации международных научных проектов и программ. В настоящее время преподаватели и студенты принимают участие в разработке и апробации Европейского мультилингвального виртуального проекта MuViT - Multilingual Virtual Talking Books (510277-LLP-1-DE-COMENIUS-CMP) -Мультлингвальная виртуальная аудиокнига [1]. Проект выполняется при поддержке Еврокомиссии.

По мнению специалистов, современное общество характеризуется двумя основными тенденциями: быстрым изменением новых средств коммуникации и устойчивым ростом культурного и языкового разнообразия. Эти тенденции в развитии общества заставляют ученых пересмотреть концеп-

ции обучения языкам с позиций педагогики многоязычия, что и является конечной целью проекта MuViT. Проект разрабатывается ведущими учеными Университета им. Гёте (Франкфурт-на-Майне, Германия), Университета Кобленц-Ландау (Германия), Университета Помпеу Фабра (Барселона, Испания), Университета Стамбула (Турция) и ШГПУ (Россия). Конечным продуктом является программное обеспечение для учащихся начальной школы, представленное в виде электронных иллюстрированных аудиокниг на пяти языках - английском, немецком,испанском,турецком и русском. Техническая часть обеспечивается издательством «Ольденбург» (Мюнхен, Германия), Университетом Бремена (Германия) и Центром мультимедийного программного обеспечения технологий обучения иностранным языкам TILDE (Рига, Латвия).

Многоязычные «говорящие» книги, предназначенные для работы на компьютере, могут стать одним из направлений реализации стратегии многоязычия в практике школ в странах Европы и в российских школах. Увлекательное содержание текстов на английском, немецком, испанском, турецком и русском языках и задания кним, в которых внимание учащихся фокусируется на кросс-языковых сравнениях, направлены на повышение их языкового сознания и мультикультурной сензитивнос-ти. Учащиеся в процессе работы могут читать вслух, слушать и сравнивать тексты на своем родном языке с текстами на других языках в удобном для них режиме. Программное обеспечение MuViT позволяет учащимся создавать собственные мульти-культурные тексты и включать в них изображения, звук и иные медийные компоненты, загружать продукты своего «языкового творчества» и обмениваться ими со всеми участниками веб-сообщества, которое будет создано в рамках программы MuViT. Таким образом, учащиеся получают возможность межкультурной коммуникации

по всему миру, в которой могут участвовать также и учителя, обмениваясь своими идеями и опытом.

Программа М^1Т вносит существенный вклад в развитие и совершенствование мультилингвизма учащихся, их мультимо-дальной, визуальной, медийной компетенции, а также компетенции критического мышления и способствует преодолению привычных для учителей монолингвальных стереотипов в практике обучения родному и иностранным языкам. Для учителей в рамках проекта разработаны программы семинаров и курсов повышения квалификации, а также методические рекомендации по работе с программой М^1Т [2, 3].

Существенную роль в повышении уровня академической мобильности и интернационализации образовательных и научно-исследовательских процессов играет количество иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в вузе. В 2009 г. в ШГПУ впервые был осуществлен набор иностран-ныхграждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в целях содействия зарубежным странам в подготовке кадров на основе международных договоров Российской Федерации.

Сегодня в ШГПУ обучается 62 иностранных студента из стран ближнего и дальнего зарубежья. Следует отметить, что самый многочисленный отряд иностранных студентов учится на историко-филологическом факультете и на факультете педагогики и психологии. Студенты из Кыргызстана, Грузии, Молдовы, Азербайджана обучаются на социально-гуманитарном факультете, факультете физической культуры, искусств. В очной и заочной аспирантуре университета обучались и обучаются представители дальнего зарубежья - Монголии, Вьетнама, Анголы, Ирака.

Последние три года большая группа китайских студентов изучает в течение двух семестров русский язык и культуру на историко-филологическом факультете. Они не только успешно учатся, но и вместе с

другими зарубежными студентами принимают активное участие во всех социальных акциях и культурных мероприятиях, проводимых в университете и городе.

Важной задачей, которую предстоит решить в ближайшее время, является дальнейшее повышение академической мобильности студентов и преподавателей университета, их участие в образовательных и научно-исследовательских процессах за рубежом, экспорт образовательных услуг. Расширение мобильности и дальнейшее развитие международного сотрудничества позволит вузу осуществлять дальнейшее вхождение в Европейское образовательное и научное пространство и интернационализацию образовательного процесса, что отвечает основным требованиям Болонского процесса и целям модернизации системы российского образования.

Литература

1. http://www.mu-vit.eu/

2. Эльснер Д., Вильдеманн А. Проект «МЦУ!Т» - мультилингвальная виртуальная книга: что, зачем, как? // Научный поиск. 2011. № 2. С. 15-23.

3. Худгарзаде М, Мюллер А., Шварц А., Ку-

рицын В.М. Электронные средства масс-медиа в учебных ситуациях // Научный поиск. 2012. № 2(4).С. 24-29.

KURITSYN V. INTERNATIONAL COOPERATION AND ACADEMIC MOBILITY OF TEACHERS AND STUDENTS

This paper is devoted to the international cooperation of the Shuya State Pedagogical University as the necessary conditions for the increase of academic mobility. It describes the main directions, forms and results of educational and scientific collaboration with the universities of Europe. The paper presents the European Comenius-Project "MuViT -Mulitilingual Virtual Talking Books" as an example ofthe international scientific cooperation.

Key words: international cooperation, academic mobility, integration and internationalization of scientific research, Bologna Process, information exchange, MuViT -Mulitilingual Virtual Talking Books.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.