Научная статья на тему 'Международное сотрудничество государств в борьбе с компьютерной преступностью'

Международное сотрудничество государств в борьбе с компьютерной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3806
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / CYBERCRIME / THE INTERNATIONAL COOPERATION / DIRECTIONS OF COOPERATION / THE POLICY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Антон Борисович

Статья посвящена исследованию вопроса международного сотрудничества государств в борьбе с компьютерной преступностью. Определены формы и цели данного сотрудничества. Выявлены существующие недостатки сотрудничества государств и методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international cooperation of the states in struggle against computer criminality

The article scrutinizes the research of a question of the international cooperation of the states in struggle against computer criminality. The forms and the purposes of the cooperation are defined. The existing disadvantages of the cooperation of the states and methods of their solution are revealed.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество государств в борьбе с компьютерной преступностью»

to the use of the law ways of the affecting on Mensheviks and Socialist-revolutionaries. Administrative and legal aspects of the struggle against the hostile ideology are analyzed.

Key words: bolsheviks; dissent; law, legal methods; judicial proceedings; counter-revolutionary crime; mensheviks; socialist-revolutionaries; exile; censorship.

УДК 343.2/.7

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

© А.Б. Попов

Статья посвящена исследованию вопроса международного сотрудничества государств в борьбе с компьютерной преступностью. Определены формы и цели данного сотрудничества. Выявлены существующие недостатки сотрудничества государств и методы их решения.

Ключевые слова: киберпреступность; международное сотрудничество; направления сотрудничества; политика государства.

Во всем мире происходит объективное изменение вектора развития общества: от индустриального к информационному, от национальных стратегий развития к международным. Развитие информационного общества сопровождается негативными процессами противоправного использования информационных и телекоммуникационных технологий. С учетом специфики социального феномена киберпреступности, масштабов информатизации и развития глобальной сети 1п1ете1 становится все менее вероятным, что преступления такого вида будут ограничены территорией отдельного государства.

Актуальность темы обусловлена тем, что транснациональность угроз в информационной сфере и уровень ущерба при их реализации заставляют ставить проблему обеспечения информационной безопасности как глобальную, требующую усилий всего мирового сообщества. Количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности в глобальной сети Интернет являются самыми быстрыми на планете [1]. Так, например, в 2007 г. компания 8ушайес выявила 711 912 новых угроз, против 125 243 в 2006 г. - рост составил 468 %; это доводит общее число угроз, обнаруженных 8ушап1ес по состоянию на конец 2007 г., до 1 122 311. А по данным портала

Hackerwatch.org, еженедельно в мире регист-

рируется более 55 млн акций компьютерных хакеров [2].

Новые информационные и коммуникационные технологии совершенствуются так быстро, что развитие права и законодательства заметно отстает. Традиционные представления о территориальной юрисдикции, об административных границах применительно к киберпространству во многом теряют смысл. Роль национального законодательства снижается, и на первый план выходят инструменты межгосударственного (международного) регулирования.

Основной целью международного сотрудничества является, с одной стороны, совершенствование международного законодательства в этой области, с другой - достижение единства действий государств в лице национальных правоохранительных органов при расследовании преступлений. Сотрудничество государств базируется на договорноправовом (конвенциальном) и институциональном (внутри международных организаций) механизмах [3]. Международное взаимодействие строится на общих и специальных принципах международного права. При этом всякое сотрудничество должно осуществляться без вмешательства во внутренние дела государства. Договорно-правовое сотрудничество реализуется путем:

- универсальных международных договоров (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности);

- многосторонних соглашений по борьбе с отдельными преступлениями (Европейская конвенция о киберпреступности);

- региональных многосторонних соглашений (Соглашение СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации);

- решений ООН и других межправительственных органов;

- двусторонних соглашений государств.

Формой международного сотрудничества является совокупность организационноправовых мер, предпринимаемых государствами для достижения поставленных ими целей и задач. К ним можно отнести:

1) профилактику и пресечение преступлений, в отношении которых заключены специальные соглашения между государствами;

2) передачу лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

3) выдачу преступников другому государству или международному органу для уголовного преследования;

4) совместное изучение причин и других проблем преступности;

5) обмен опытом работы полицейских и других органов путем проведения международных семинаров и пресс-конференций;

6) обмен оперативной правовой информацией и др. [4].

Советник секретаря Совета безопасности Российской Федерации предлагает следующие дополнительные формы сотрудничества: развитие международного сотрудничества в области запрещения разработки, распространения и применения «информационного оружия»; обеспечение необходимого уровня технологической независимости государств -членов международного сообщества в важнейших областях информации и связи, определяющих их безопасность; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности; совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности [3].

В соответствии с вышеприведенными формами можно выделить следующие основные направления сотрудничества: уго-

ловно-правовое; профессионально-техни-

ческое; научно-интеллектуальное. Данные направления в общем характеризуют области, на которые распадается сотрудничество в области борьбы с компьютерными преступлениями. Не претендуя на исключительность и подробность, классификация определяет основные векторы взаимодействия государств.

Уголовно-правовое направление является, на наш взгляд, наиболее важным и определяющим. В свою очередь, оно может быть разделено на материально-правовое и процессуально-правовое сотрудничество. В целом же предпосылкой проблем осуществления сотрудничества договорно-правового характера является неосознанность некоторыми государствами актуальности угрозы роста количества преступлений в сфере высоких технологий на национальном уровне. И прежде всего это касается закрепления в уголовных законах стран составов преступлений против информационной безопасности, а также преступлений против иных значимых объектов, совершаемых с помощью компьютерной техники; создания и комплектации оперативных и следственных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий.

К проблемам же можно отнести отсутствие специализированных подразделений правоохранительных органов для борьбы с киберпреступностью. Так, например, в Министерстве внутренних дел Азербайджана создано Главное управление по борьбе с кибернетической преступностью только в начале 2008 г. [5]. Это говорит о том, что в некоторых государствах существует своеобразная «ниша» для совершения противоправных деяний в сфере высоких технологий. Более того, учитывая транснациональный характер явления, данные условия могут быть рассмотрены также в качестве плацдарма для киберпреступлений, подпадающих под юрисдикцию любого иностранного государства. Осуществление суверенного права государства на производство уголовного преследования, учитывая специфику самих преступлений и неурегулированность данных вопросов надлежащим образом на уровне международного права, приводит к своеобразной коллизии, которая позволяет преступникам избегать ответственности за соде-

янное и (или) совершать указанные преступления далее.

С другой стороны, несомненной причиной большого числа совершаемых противоправных деяний в данной сфере является отставание уровня правовой культуры общества от технических навыков специалистов или заинтересованных лиц в области техникопрограммного обеспечения, а высокого уровня латентности - отсутствие базовых знаний в сфере компьютерных технологий у потребителей соответствующей продукции и услуг, непонимание истинных угроз и последствий совершения таких преступлений со стороны потенциальных жертв. Таким образом, проблема характеризуется комплексностью и детерминируется государственной политикой страны в данной области.

На мой взгляд, установление общих принципов и материально-правовых основ по вопросам сотрудничества по борьбе с киберпреступлениями является первичным. Кроме того, учитывая специфику преступлений в сфере высоких технологий, следует сосредоточить усилия на развитии модели сотрудничества, в которую бы входили не только международно-правовые направления кооперации (договорно-правовое, институциональное), но также и научно-исследовательское, техническое; т. е. тесное сотрудничество государственных структур, научно-исследовательских институтов по борьбе с компьютерной преступностью, компаний, производителей программных продуктов и технических средств. Подобная комплексность, поставленная в основу решения проблемы, является детерминантой ее успешного разрешения. Наличие проблемы международно-правового сотрудничества на данном этапе развития также объясняется недостаточным пониманием правительствами государств серьезности проблем совершения компьютерных преступлений. В силу отсутствия программнотехнических знаний должностных лиц, способных урегулировать данные вопросы, проблема сотрудничества государств, как и национальных мер по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, остается нерешенной.

Особой задачей стоит обеспечение надлежащего уровня подготовки работников правой сферы: проведение семинаров и тренингов по данной тематике способствовало

бы устранению вакуума знаний, поскольку именно от эффективности работы правоохранительных органов и судебной системы каждого конкретного государства зависит защита прав личности от посягательств преступного сообщества.

В связи с этим следует отметить, что в целом при попытках организации сотрудничества многое зависит от политики конкретного государства в области осуществления противодействия преступности в сфере высоких технологий. Таким образом, общей целью государственного регулирования должно стать комплексное, технико-программное и правовое регулирование отношений в сфере защиты информации. Приоритетной целью взаимодействия государств по-прежнему остается унификация уголовного законодательства в данной сфере.

В этом русле целесообразным является внедрение таких форм сотрудничества, как: разработка дополнительных международных принципов и усовершенствование имеющихся, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных, а также телекоммуникационных систем и способствовали бы борьбе с кибертерроризмом и другими видами преступности; разработка государствами на универсальном уровне согласованной стратегии и в соответствии с нею государственной политики, в т. ч. разработка механизма их реализации; развитие научно-практических основ предупреждения, борьбы с киберпреступностью, а также международного сотрудничества с учетом современной геополитической ситуации [6].

Тенденция роста киберпреступности и тенденция «отставания» социально-правового контроля над ней увязываются в некий порочный круг, разорвать который можно только путем органичного сочетания уголовно-правовых и криминалистических стратегий борьбы с этим видом преступлений. Причем важной составляющей такой стратегии должно стать международное сотрудничество в этой сфере, поскольку уже очевидно, что контролировать транснациональную составляющую киберпреступлений на уровне отдельных государств практически невозможно. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере использования компьютерных технологий нуждается в

наличии правового, организационного и научного обеспечения.

1. Номоконов В.А. Глобализация информационных процессов и преступность. Кишинев. 2002. С. 98.

2. Ямбулатова Н. Еженедельно в мире регистрируется более 55 млн компьютерных атак. ЦКЪ: http://www.crime-research.ru (дата обращения: 1.04.2009).

3. Старостина Е.В., Фролов Д.Б. Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма. М., 2005.

4. О правовой помощи и правовых отношениях по уголовным, гражданским и семейным делам: Конвенция СНГ от 7.10.2002 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2002. № 2 (41). С. 3.

5. Ямбулатова Н. В МВД Азербайджана создано управление по борьбе с киберпреступностью. иКЬ: http://www.crime-research.ru (дата обращения: 01.04.2009).

6. Волеводз А.Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. М., 2002.

Поступила в редакцию 9.02.2010 г.

Popov A.B. The international cooperation of the states in struggle against computer criminality.

The article scrutinizes the research of a question of the international cooperation of the states in struggle against computer criminality. The forms and the purposes of the cooperation are defined. The existing disadvantages of the cooperation of the states and methods of their solution are revealed.

Key words: cybercrime; the international cooperation; directions of cooperation; the policy of the state.

УДК 343.2/.7

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

© В.Н. Верютин

Установление в Российской Федерации демократического политического режима и начатые рыночные преобразования потребовали выработки новых подходов в нормативном регулировании общественных отношений, возникающих в сфере отнесения сведений к государственной тайне. Сформулированный в настоящее время подход по установлению юридической взаимосвязи между величиной потенциального ущерба от противоправного распространения информации и степенями секретности, приведенный в правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, не соответствует современным теоретическим воззрениям на природу государственной тайны, что и послужило причиной написания данной статьи.

Ключевые слова: государственная тайна; степень секретности; информация; открытый доступ.

Во всем механизме административноправового регулирования в сфере государственной тайны вопрос о том, какая именно информация и по каким основаниям должна относиться к данной категории, является самым важным.

Философской платформой для оценки деятельности органов государственной власти по принятию таких решений является соотношение объективного и субъективного. Категория «объективность» напрямую связана с реальностью, освобождением от субъективных влияний. Однако такой способностью, как принято считать, человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь

комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом [1].

Решение об отнесении информации к государственной тайне принимает человек, и сокрытие этой информации также происходит от людей. Однако в данной системе всегда сосуществовали, перевешивая одно другим, начала объективные и начала субъективные. Задача правового регулирования в данной сфере - уменьшить влияние субъективного и усилить объективные начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.