Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ В РАМКАХ "СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ"'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ В РАМКАХ "СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА "СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕВРОСОЮЗ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / NORTHERN DIMENSION INITIATIVE / GLOBALIZATION / EUROPEAN UNION / RUSSIA / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калягина Анна Александровна

В статье рассматриваются исторические, геополитические и экономические предпосылки формирования инициативы «Северного измерения», как особой формы взаимодействия Евросоюза и России. Отмечены основные особенности программы«Северное измерение», как отдельной инициативы Евросоюза. Указаны условия, необходимые для успешной и плодотворной деятельности программы «Северное измерение». Анализируется практическая реализация программ, осуществляемых в рамках «Северного измерения», а также обозначены перспективы дальнейшего развития инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Калягина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL COOPERATION OF THE EUROPEAN UNION AND RUSSIA WITHIN "THE NORTHERN DIMENSION"

The article considers the historical, geopolitical and economic background of the Northern Dimension initiative`s formation, as a special form of interaction between the European Union and Russia. The main features of the Northern Dimension program, as a separate initiative of the European Union, are highlighted. The conditions necessary for successful and fruitful activities of the Northern Dimension program are indicated. The practical implementation of the programs carried out within the Northern Dimension are analyzed, the prospects for the further development of the initiative are emphasized.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ В РАМКАХ "СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ"»

УДК: 327

А.А. Калягина

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ В РАМКАХ «СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ»

КАЛЯГИНА Анна Александровна - студентка 1 курса магистратуры по направлению «Зарубежное регионоведение» кафедры «Международные отношения» Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. E-mail: [email protected].

В статье рассматриваются исторические, геополитические и экономические предпосылки формирования инициативы «Северного измерения», как особой формы взаимодействия Евросоюза и России. Отмечены основные особенности программы ««Северное измерение», как отдельной инициативы Евросоюза. Указаны условия, необходимые для успешной и плодотворной деятельности программы «Северное измерение». Анализируется практическая реализация программ, осуществляемых в рамках ««Северного измерения», а также обозначены перспективы дальнейшего развития инициативы.

ИНИЦИАТИВА «СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ; ЕВРОСОЮЗ; РОССИЯ; СОТРУДНИЧЕСТВО

В современном мире происходит глобальная интеграция всех общественных сфер жизни. Создаются надгосударственные структуры, появляются универсальные правовые нормы, а процессы в области экономики, политики, образования и многих других полях деятельности все чаще приобретают трансграничный характер. В современных условиях глобализации особую роль стал играть обратный процесс - так называемая территориальная регионализация. Возникает необходимость в сохранении региональной идентичности, культурных особенностей, а главное политической самостоятельности. Именно поэтому многие страны объединяются в региональные структуры в целях создания самостоятельных экономических и политических образований.

Северная Европа не стала исключением в процессе локальной интеграции. Данный регион характеризуется высоким уровнем интеграции

48

К^а т Фе §1оЬа1 world № 12(35) - 13(36) 2018

в экономической, политической, культурной, социальной и научно-технической сферах общественной жизни. Распад СССР вызвал изменение геополитической ситуации в том числе и в регионе Северной Европы, а также поменял вектор возможных угроз для данного региона. Проблемы, связанные с демографией, ухудшением ситуации с окружающей средой, нерациональным использованием природных ресурсов, а также неоднозначная ситуация в арктическом регионе, стали на повестке дня в обеспечении безопасности и стабильности в странах Северной Европы. Вступление в 1995 году Швеции и Финляндии в ЕС, а также членство Норвегии и Дании в НАТО распространили зоны интересов этих организаций и на регион Северной Европы. А наличие границы между Россией и Финляндией сделало РФ также весьма важным участником взаимоотношений в регионе. Таким образом, существенным элементом в решении указанных выше проблем является тесное сотрудничество не только самих стран Северной Европы, но и других государств, чьи интересы так или иначе связаны с регионом. Одним из проявлений такого сотрудничества и является «Северное измерение».

Актуальность данного исследования заключается в возрастающем значении северного региона в связи с усиливающимся интересом к Арктике. Представляется необходимым определить основные аспекты взаимоотношений различных государств, в частности России и Евросоюза в данном регионе в рамках инициативы «Северное измерение», а также перспективы их развития. Объектом исследования являются платформы международного сотрудничества в современном мире. Предметом исследования является инициатива «Северное измерение». Целью данной статьи является выявление особенностей взаимодействия России и Евросоюза в рамках инициативы «Северное измерение». Задачами исследования являются: изучение истории формирования инициативы «Северное измерение», выявление интересов каждого участника стратегии, анализ позитивных и негативных аспектов стратегии, а также определение возможных перспектив развития данной программы.

Начиная с 1990-х гг. важную роль в реализации общей внешней

политики Европейского Союза стали играть стратегии по сотрудничеству с

отдельными регионами сообщества, которые называются «измерения». С

расширением Евросоюза на север возникла необходимость в

49

формировании нового «измерения» - Северного. Начало возникновению

«Северного измерения» положила инициатива премьер-министра

Финляндии П. Липпонена в рамках заседания ЕС в Люксембурге весной

1997 года. В основе данного предложения лежала необходимость в

поддержании устойчивого развития региона Северной Европы, в

содействии стабильности и безопасности, а также в укреплении

сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Уже в ноябре 1998 года

Европейской Комиссией был представлен доклад, в котором были

намечены приоритетные цели инициативы. В мае 1999 года было

проведено заседание Совета министров иностранных дел Евросоюза в

Люксембурге, на котором было рассмотрено содержание инициативы,

определены основные направления, по которым ЕС будет действовать в

рамках программы, а также были обозначены способы осуществления

стратегии на практике. В июне 1999 года саммитом ЕС в Кельне был

одобрен документ, созданный в Люксембурге. Было решено подготовить

план действий по реализации инициативы. «Северное измерение» стало

новой международной платформой сотрудничества Европейского Союза,

России, Исландии и Норвегии, а также неправительственных организаций,

местных и региональных властей, созданной для решения различных

проблем в регионе Северной Европы, поддержании устойчивого развития

региона, а также обеспечения стабильности и безопасности [1].

Основными задачами, которые были поставлены в рамках данной

стратегии, являлись: решение возрастающих экологических проблем,

вопрос ядерной безопасности, совместная деятельность в энергетической

сфере, развитие сферы здравоохранения, расширение трансграничных

связей, совершенствование пограничной и транспортной инфраструктуры,

защита и поддержка в сохранении традиционного уклада жизни

малочисленных народов, сотрудничество в сфере образования и научных

исследований, борьба с преступностью [2]. Также, задачами стратегии

являются защита окружающей среды, региональное обеспечение

предпосылок экономического развития и поддержание здоровья граждан.

Еще одной целью инициативы является решение существующих проблем

регионального развития в регионе Северной Европы, таких как большие

расстояния, холодные климатические условия, серьезная разница в уровне

жизни между различными областями данного региона, проблемы,

50

К^а т Фе §1оЬа1 wor1d № 12(35) - 13(36) 2018

связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в том числе проблемы с удалением и обработкой ядерных отходов и сточных вод, а также дефицит транспорта и пунктов пересечения границ. Также было запланировано разумное использование инициативой богатого потенциала региона, например, ценных природных ресурсов, динамичности экономики и богатого культурного наследия.

Одним из наиболее важных условий осуществления плодотворной деятельности «Северного измерения» является, конечно же, развитие сотрудничества Евросоюза и России, у которых существуют свои интересы в данном регионе. Для России Север является регионом стратегических интересов, детерминированных особенностями геополитического расположения, спецификой экономических возможностей региона, в том числе наличием Северного морского пути, который соединяет северные территории России, газо- и нефте-трубопроводов, а также ценных природных ресурсов, которые составляют 80% от всех природных ресурсов страны [3]. В целом, можно говорить о том, что экономика России во многом зависит от хозяйственных систем Севера, которые играют значимую роль в стабилизации ее экономической ситуации, а также в обеспечении национальной безопасности в целом [4]. По данным Федеральной службы государственной статистки, удельный вес СевероЗападного федерального округа в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2016 г составил 10.4%, заняв второе место по объему после центрального федерального округа [5]. Также все более острый характер принимают экологические проблемы региона -разрушение озонового слоя, засорение Мирового океана и арктических морей, радиационное загрязнение - нуждающиеся в скорейшем решении [6]. Поэтому в виду глобализационных процессов в различных областях деятельности, затронувших в том числе и регион Севера, для России необходимо было стать участником процесса международного сотрудничества на базе программы «Северное измерение».

Для Евросоюза, после вступления в него Швеции и Финляндии в

1995 году, регион Севера представляет прежде всего территорию, где

необходимо установить прочные интеграционные связи [7]. Но интересы

ЕС в данном регионе также во многом связаны с интересами России.

Известно, что страны Евросоюза зависят от импорта энергоносителей,

51

предоставляемых Россией. Поэтому успешное использование Россией энергоресурсов, находящихся в северном регионе, поспособствует строительству сети энергораспределения по всей территории Европы, что, в свою очередь, как раз и обеспечит беспрерывную поставку энергоносителей. Евросоюз также заинтересован в совместном с Россией использовании Северного морского пути. Экономические интересы ЕС в свою очередь переплетаются с его интересами в области культуры. В рамках программы «Северное измерение» предполагается, в частности, повысить конкурентоспособность культурного пространства северных регионов в рамках глобальной экономики, а также создать совместный рынок по продвижению товаров интеллектуального и культурного производства, что в свою очередь будет иметь положительный экономический эффект, поспособствует созданию рабочих мест в культурном секторе, а также укрепит культурную идентичность в регионе.

Однако современная геополитическая ситуация, характеризующаяся обострением отношений на международной арене, поставила под угрозу развитие процесса сотрудничества между странами на различных платформах. В связи с этим встает вопрос и о перспективах успешного партнерства в рамках инициативы «Северное измерение», которые можно выявить, проследив основные позитивные и негативные аспекты стратегии.

Северная Европа является уникальным регионом с точки зрения

выстраивания отношений внутри региональных организаций. Они

характеризуются высокой степенью взаимозависимости и уравниванием

всех партнеров, где важная роль отводится не устоявшимся формам

межгосударственного сотрудничества, а органам местного самоуправления

и различным гражданским объединениям. Примечательно и то, что в

начале формирования стратегии «Северное измерение» рассматривалось

как одно из направлений политики Евросоюза в северном регионе, в

рамках которой ЕС единолично принимал решения, а все страны-члены

были объектами этой политики. Однако в 2005 году Финляндия и Россия

выступили с совместным предложением об обновлении «Северного

измерения», которое предполагало, что инициатива станет совместным

проектом Евросоюза, России, Норвегии и Исландии [8]. После проведения

ряда совещаний, в ноябре 2006 года были приняты Рамочный документ и

52

Политическая декларация по политике «Северное измерение», которые зафиксировали оживление инициативы [9]. ЕС, Россия, Норвегия и Исландия становились теперь равноправными партнерами, каждый из которых обладал правом принимать решения по осуществлению политики «Северное измерение» [10]. В свою очередь, «Северное измерение» особенно еще и тем, что не является площадкой взаимоотношений между Востоком и Западом. Северная Европа становится так называемым мезорегионом, где происходит объединение различных концепций, идей и средств, главная цель которых - совместное разрешение общих проблем.

Однако на практике подобная теоретическая модель организации деятельности и выстраивания отношений внутри «Северного измерения» не дала сколь-нибудь значимых результатов. Первое, на что стоит обратить внимание, оценивая эффективность инициативы, это особенности ее финансирования. Они заключаются в том, что Евросоюз не выделяет дополнительные средства из бюджета на финансирование «Северного измерения». Оно заключается в перераспределении и более эффективном использовании уже имеющихся средств, в использовании программ поддержки Евросоюза, таких как PHARE, TAdS и INTERREG, а также в использовании ассигнования из Фонда поддержки ППСИ [11]. Подобное отношение Евросоюза к финансированию «Северного измерения» объясняется тем, что ЕС рассматривал формирование взаимозависимых отношений и сотрудничества в рамках инициативы как опору для тогда еще предстоящего вступления в Евросоюз прибалтийских стран. Еще одной немаловажной задачей для ЕС, как было указано выше, было также налаживание регулярных поставок энергоносителей с севера России. Из этого следует, что Евросоюз, не предоставляя дополнительных ресурсов на развитие региона, рассматривает данную инициативу, лишь как помощь в решении своих собственных задач, а не как стратегию по урегулированию совместных проблем. Даже существующие программы поддержки ЕС -PHARE, TAOS и INTERREG - не были созданы для решения проблем северного региона, который имеет свои особенные задачи. А для достижения именно в рамках «Северного измерения» заявленных амбициозных целей и задач необходим достаточный уровень финансирования, который на данный момент страны-партнеры не могут предоставить.

Еще одним важным недостатком инициативы «Северное измерение» является отсутствие практической реализации намеченных программ в рамках «Северного измерения». В сущности, теоретические задачи осуществляются на практике лишь в пределах Природоохранного партнерства, которое действительно является ярким примером практических успехов стратегии «Северное измерение». Большая часть проектов инициативы содержит лишь общие планы по реализации поставленных целей и задач. Они не определяют конкретные пути осуществления данных планов.

Наконец, нужно также упомянуть о большой зависимости эффективного функционирования «Северного измерения» от вектора взаимоотношений Евросоюза и России. После обновления инициативы в 2006 году Россия стала полноправным ее членом, получив право принимать равное участие в принятии решений и обсуждении дальнейшей линии работы стратегии, и Евросоюзу необходимо мириться с нередко противоположной позицией России по тем или иным вопросам, касающихся «Северного измерения». Несмотря на то, что концепция инициативы носит характер сотрудничества в большей степени в сфере экономики, «Северное измерение» все же неизбежно сталкивается с вовлечением и влиянием политики на характер его деятельности [12].

Из вышесказанного можно заключить, что развитие международного сотрудничества в рамках инициативы «Северное измерение» зависит от многих факторов. Однако уже сейчас можно говорить о том, что, если в скором времени не произойдет существенного обновления стратегии, учитывающего неудачи в практической реализации намеченных планов и большое влияние политических аспектов на ее деятельность, «Северное измерение» может столкнуться с полной трансформацией, которая будет заключаться в преобразовании его целей и задач, а также в изменении географических рамок стратегии.

Таким образом, изучив историю формирования инициативы

«Северное измерение», выявив интересы каждого участника стратегии, а

также рассмотрев позитивные и негативные аспекты инициативы, автор

достиг цели данного исследования - были выявлены особенности

взаимодействия России и Евросоюза в рамках инициативы «Северное

измерение». Была также изучена история формирования программы,

54

определены интересы каждого участника стратегии, проанализированы позитивные и негативные аспектов стратегии, а также определены возможные перспективы развития данной программы. Стратегия характеризуется высоким уровнем взаимозависимости и равным значением всех партнеров, где важную роль наравне со странами-членами играют также органы местного самоуправления и различные гражданские объединения. Однако в связи с несостоявшейся практической реализаций планов и намерений стратегии, а также высокой вовлеченностью и влиянием политической ситуации на международной арене на функционирование «Северного измерения», инициатива в настоящее время имеет вероятность полного преобразования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. «Северное измерение»: стратегии участников // Балтийский регион, №1, 2009. С. 55-64.

2. Ходько С. МегаРегион «Северное измерение»: миссия и менеджмент для устойчивого развития // Новые Рубежи. 2010. №1 (64). С. 72-73.

3. Лузин Г.П. Северное измерение России и Северное измерение ЕС: перспективы сотрудничества // Вестник Кольского научного центра РАН, №1, 2009. С.13.

4. Зарецкая М.С., Лукьянов Е.В., Ходько С.Т. Политика «Северного измерения»: институты, программы и проекты. Значение для Северо-Запада Российской Федерации // Магнат. 2011 C. 59.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели М.: 2017. С. 26

6. Деркач М.А. Программа "северное измерение" и интересы России. - Полис. Политические исследования. 2002. № 1. С. 170-175.

7. Болотникова Е.Г., Межевич Н.М. Политика «Северного измерения»: современное состояние и перспективы развития // Балтийский регион, №4, 2010. С.49-57.

8. Стенограмма вступительного слова и комментариев Министра иностранных дел России С.В. Лаврова при открытии первой министерской встречи обновленного «Северного измерения», Санкт-Петербург, 28 октября 2008 года // Официальный сайт МИД РФ. М., 2008. URL: http://www.mid.ru/severnoe-izmerenie/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/319118 (дата обращения 4.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рамочный документ по политике «Северного измерения» // Архив официального сайте Президента РФ. М., 2006. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3736 (дата обращения 4.05.2019).

10. Болотникова Е.Г. Обновленное «Северное измерение»: концептуальные аспекты // Научные труды Северо-Западного института управления, №1, 2010. С. 20-21.

11. Журавлёв Я.А. Партнерство «Северное измерение»: исторические предпосылки и перспективы реализации // Вестник РУДН, серия Политология, № 4, 2013. С. 55.

12. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. «Северное измерение»: стратегии участников // Балтийский регион, №1, 2009. С.55-64.

KALYAGINA Anna A. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia. E-mail: [email protected].

THE INTERNATIONAL COOPERATION OF THE EUROPEAN UNION AND RUSSIA WITHIN «THE NORTHERN DIMENSION»

The article considers the historical, geopolitical and economic background of the Northern Dimension initiative s formation, as a special form of interaction between the European Union and Russia. The main features of the Northern Dimension program, as a separate initiative of the European Union, are highlighted. The conditions necessary for successful and fruitful activities of the Northern Dimension program are indicated. The practical implementation of the programs carried out within the Northern Dimension are analyzed, the prospects for the further development of the initiative are emphasized.

NORTHERN DIMENSION INITIATIVE; GLOBALIZATION; EUROPEAN UNION; RUSSIA; COOPERATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.