Научная статья на тему 'Международное сотрудничество дальневосточных театров в постсоветский период'

Международное сотрудничество дальневосточных театров в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ТЕАТР / ГАСТРОЛИ / ФЕСТИВАЛЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абабкова Наталья Николаевна

В статье рассматривается развитие международного сотрудничества дальневосточных театров России в конце XX начале XXI вв. Анализируется влияние, которое социально-экономическая ситуация в постсоветской России оказала на формирование нового подхода к международной деятельности в области театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество дальневосточных театров в постсоветский период»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Абабкова Наталья Николаевна

канд. ист. наук, доцент КнАГТУ, г.Комсомольск-на-Амуре, РФ Е-таИ:АЬаЬкоуа70@тай.га

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕАТРОВ В

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация

В статье рассматривается развитие международного сотрудничества дальневосточных театров России в конце XX - начале XXI вв. Анализируется влияние, которое социально-экономическая ситуация в постсоветской России оказала на формирование нового подхода к международной деятельности в области театрального искусства.

Ключевые слова

Дальний Восток, театр, гастроли, фестиваль, международное сотрудничество.

Международное сотрудничество в области театрального искусства в разные времена играло значимую роль в популяризации национальной культуры, в возможности глубже понять искусство других стран. Взаимный диалог и крепкие культурные связи и в настоящее время дают возможность решению многих межнациональных проблем, что определяет актуальность рассматриваемой в статье проблематики.

В развитии международного сотрудничества важна позиция директора и режиссера театра. Известный российский театровед В.Я. Калиш отмечал, что глуп тот режиссер, что закроет окна и двери своего театра с единственным желанием не пустить чужих [10, 8]. Открытость и готовность театра к диалогу является залогом его успешности и узнаваемости. Помимо субъективного фактора в формировании межкультурных связей немаловажную роль играет социально-экономическое развитие страны. Кризис или расцвет экономики, проводимая политика властей, уровень жизни населения напрямую влияет на успешное сотрудничество между театральными коллективами разных стран.

Географию международного сотрудничества дальневосточных театров в постсоветский период сложно назвать широкой и разнообразной. Глубокий социально-экономический и политический кризис в России в 1990-е гг. стал причиной замораживания ряда советских международных проектов, итогом чего стало сокращение гастрольных выездов за пределы страны.

Однако и после распада СССР дальневосточные театры в непростых жизненных условиях сумели продолжить традиции международного сотрудничества с зарубежными партнерами. Так, в 1993 г. в г. Хабаровске проходил российско-американский фестиваль, участниками которого стали Блэкфрайарз театриз г. Сан-Диего (США, Калифорния), Краевой театр для детей и юношества и муниципальный театр пантомимы «Триада» г. Хабаровска. Творческие группы токийского молодежного театра «Сэйнэнза» и «Хонда театр» (Япония), выступившие на фестивали в качестве гостей, явились украшением данного мероприятия. В рамках фестиваля состоялась творческая встреча американского драматурга Бета Хенли со зрителями.

Программа фестиваля была яркой и насыщенной. Участники показали свои лучшие творческие работы. Хабаровский ТЮЗ представил спектакли различного жанра: «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (трагикомедия в стиле блюз), «Лазоревый дождь» (спектакль-притча) и мюзикл «Рони-дочь разбойника». Театр «Триада» показал полюбившиеся зрителями работы: «Дворюги» и «Страсть» (страшная история по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»). Гвоздем фестивальной программы стали постановки театра Блэкфрайарз, которые представили на суд зрителей спектакль «Анна Ахматова» и «Изобилие» Б. Хенли.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

Сложная экономическая обстановка в стране затрудняла организацию и проведение фестиваля. Программа мероприятия была реализована благодаря спонсорской поддержки Комитета по культуре и искусству администрации Хабаровского края, Дальневосточной международной торгово-промышленной корпорации «ПИК», Дальневосточного железнодорожного акционерного страхового общества ТОО «ТОР», многоотраслевого производственного объединения «Модус», Телевидения «Амур» [9].

Проведение в г. Хабаровске российско-американского фестиваля стало значимым событием в театральной жизни дальневосточного региона. В результате совместной работы произошел обмен опытом, были определены ключевые направления в развитии современного театрального искусства, выявлены сильные и слабые стороны представленных работ.

В 1994 г. международное сотрудничество дальневосточных театров было отмечено совместной творческой работой над спектаклем «Поручение» по пьесе Х. Мюллера театра КнАМ2 и немецкого режиссера К. Вушеком (Freie Kammerrspiele Magdeburg - Свободный театр, Магдебург, Германия). В дальнейшем международные контакты были продолжены визитом в театр корреспондента парижской газеты «Либерасьон» Жан-Пьер Тибода. По результатам поездки в г. Комсомольск-на-Амуре на страницах «Либерасьон» была опубликована статья, которая освещала творчество небольшого провинциального российского театра. Эти события стали не только началом межкультурного диалога, но и крепкой дружбы маленького провинциального театра КнАМ с европейскими театрами.

Театральный сезон 1995 - 1996 гг. для театра «Классическая опера» г. Владивостока был успешным благодаря его художественному руководителю Эндрю Уилеру, приглашенному из Австралии. Несмотря на экономический кризис спектакли «Классической оперы», такие как «Иоланта» П.И. Чайковского, «Чио-чио-сан» Джакомо Пуччини и другие были востребованы зрителем [7,8].

С 11 по 15 октября 1996 г. в г. Владивостоке состоялся первый международный фестиваль театров кукол стран АТР, в котором приняли участие Приморский краевой театр кукол г. Владивостока, Театр кукол «Сеул» из Южной Кореи, театр «Такеноко» из Окаямы (Япония), а также муниципальные театры кукол из Находки и Биробиджана. Фестиваль открыл новую страницу в международном театральном сотрудничестве. По итогам работы были определены перспективы развития кукольного жанра в дальневосточных театрах. Все участники фестиваля были отмечены призами и подарками. Нестандартный творческий подход продемонстрировал театр «Кудесник» из Биробиджана, в результате чего он был приглашен в творческую поездку в г. Сеул [11,84].

Практика международного сотрудничества театра «Триада» продолжилась гастролями в китайские города Пекин и Харбин в 1997 г. и совместным российско-японским проектом постановки музыкального спектакля «Хагоромо» по пьесе Тоеко Нисида, премьера которого состоялась в 1999 г. В этом же году театр КНАМ стал участником международного фестиваля «Пассаж», который проходил в Париже. Коллектив театра представил свою работу «Превращения» по повести Ф. Кафки.

Значимым событием в театральном мире Приморья стало приглашение театром «Классическая опера» английского дирижера Стивена Эллери для совместного участия в спектакле «Иоланта» [8,4], а также гастроли Камерного театра драмы г. Владивостока во французские города Париж и Блуа.

В начале XXI в. в связи с постепенной экономической стабилизацией в стране международные контакты дальневосточных театров заметно активизировались. Продолжилось творческое сотрудничество театра «Триада» с японскими театрами. Результатом совместной работы стал спектакль «Малыш, Толстяк, Худышка» по пьесе японского драматурга Т. Нисида и авторский проект «Триады» «My sweet family», в котором приняли участие японские артисты.

В 2000 г. театр КнАМ стал участником международного фестиваля «Экстрим» в Лиссабоне (Португалия). Фестиваль был организован центром «Культургест» и проводился по следующим

2 КнАМ - авангардный театр студия, созданный в 1985 г. в г. Комсомольске-на-Амуре.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

направлениям: театр, музыка, танец, кинематограф. После поездки в Лиссабон театр был приглашен на театральный фестиваль в Потсдам (Германия) [1].

В этом же году на театральной площадке КнАМа проводился фестиваль «Международные встречи на театральном уровне», в рамках которого состоялась конференция с участием директора французской театральной компании «Граффити» Ф. Гойяра и ведущего режиссера Ж. Мореля. Главной идеей конференции стало обсуждение совместного проекта КнАМ и «Граффити» - постановки спектакля по пьесе Б. Кольтеса «Западная пристань» [2]. Проделанная участниками фестиваля работа позволила оценить качество и уровень развития театрального искусства на Дальнем Востоке, а также наметить перспективы для дальнейшего международного сотрудничества.

Для реализации совместного проекта «КнАМ « и «Граффити» служба сотрудничества и культурного содействия при посольстве Франции в России, выделило 30 тыс. франков, о чем на фестивале заявил атташе по культуре посольства Франции в России г-н Дюрафле [3].

Продолжением культурного обмена между Дальним Востоком России и Францией стал визит в 2003 г. в г. Комсомольске-на-Амуре по приглашению главного режиссера театра «КнАМ» Т. Фроловой художников из Франции Софи Недорезофф и Гийом Гухельбауера на театральный фестиваль «Перспектива комнаты» [4].

Идея самобытности и неповторимости национального традиционного искусства легла в основу ряда международных проектов. Так, благодаря поддержки отдела внешнеэкономических связей администрации г. Комсомольска-на-Амуре состоялась поездка нанайского фольклорного ансамбля «Гивана» в китайский г. Цзямусы [5].

Российско-китайское сотрудничество укрепилось участием китайского детского театра г. Цзямусы в международном фестивале профессионального искусства для детей «Комсомольск-сказочный», организованного в г. Комсомольске-на-Амуре. Особенностью фестиваля стало то, что впервые лучшие мужские и женские роли выбирали сами зрители. Среди лучших актеров были названы китайские актеры г. Цзямусы в. Лоинь и В. Цичжоу [6].

Таким образом, период конца XX - начала XXI в. стал новым этапом в истории развития международного театрального сотрудничества на Дальнем Востоке. Несмотря на сложности в реализации международных проектов, связанных с экономическими проблемами в России, наметился новый подход, выраженный в заинтересованности местных властей в межкультурном обмене, в готовности организаций и частных лиц оказать финансовую поддержку в проведении совместных мероприятий. Активную позицию в международном сотрудничестве заняли дальневосточные авангардные театры, чье творчество вызвало большой интерес, как у российского, так и у зарубежного зрителя. Список использованной литературы:

1.Башура М. Театральная весна в Лиссабоне //Дальневосточный Комсомольск. 2000.

2. Башура М. Ставят спектакль французы и КнАМ //Дальневосточный Комсомольск. 2000.

3. Башура М. Французко-русскому проекту быть! //Дальневосточный Комсомольск. 2001. 16 апреля.

4. Башура М. Парижский оксюморон //Дальневосточный Комсомольск. 2003. 20 мая.

5. Башура М. Китайские нанайцы ловят рыбу в Сунгари без ограничения //Дальневосточный Комсомольск. 2005. 14 июля.

6.Башура М. Сказки, сказки-ярмарки чудес! //Дальневосточный Комсомольск. 2005. 7 октября.

7.ГАПК (Государственный архив Приморского края). Ф. р-1711. Оп.1 Д.13.

8. ГАПК (Государственный архив Приморского края). Ф. р-1711. Оп.1 Д.25.

9. ГАХК (Государственный архив Хабаровского края). Ф.1964. Оп.1. Д.44.

10.Калиш, В. театральная вертикаль / В. Калиш. - М., 1991.

11. Кудиш, Е.И. Театральный Биробиджан. Историко-документальный очерк / Е.И. Кудиш. - Биробиджан. 1996.

© Абабкова Н.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.