Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PIRLS СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ И НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PIRLS СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ И НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
читательский навык / перекодировка / техническая и смысловая сторона чтения / PIRLS / анализ / международное исследование / поиск информации / оценочное суждение / структура PIRLS / интерактивные задания / развитие речи. / reading skill / recoding / technical and semantic side of reading / PIRLS / analysis / international research / information search / value judgment / PIRLS structure / interactive tasks / speech development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Николаевна Алимова, Шоира Баймурадовна Бабаева

Данная статья рассматривает пути подготовки младших школьников к заданиям PIRLS на уроках литературного чтения в начальных классах. Раскрывается суть международного исследования PIRLS, сравнительный анализ образовательных систем разных стран и обмен опытом для улучшения качества чтения и понимания текста младшими школьниками Узбекистана. В статье уделяется внимание на значимость развития читательского навыка, понимания текста и специфика усвоения этого навыка учащимися для дальнейшего обучения в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PIRLS STUDY PROMOTES SPEECH AND READING SKILLS IN YOUNGER SCHOOLERS

This article examines the ways of preparing junior schoolchildren for PIRLS assignments in literary reading lessons in primary grades. The essence of the international research PIRLS, a comparative analysis of educational systems of different countries and the exchange of experience to improve the quality of reading and understanding of the text by junior schoolchildren of Uzbekistan are revealed. The article pays attention to the importance of developing reading skills, understanding the text and the specificity of mastering this skill by students for further education in high school.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PIRLS СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ И НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PIRLS СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ И НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Анастасия Николаевна Алимова Шоира Баймурадовна Бабаева

Бухарского государственного университет

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает пути подготовки младших школьников к заданиям PIRLS на уроках литературного чтения в начальных классах. Раскрывается суть международного исследования PIRLS, сравнительный анализ образовательных систем разных стран и обмен опытом для улучшения качества чтения и понимания текста младшими школьниками Узбекистана. В статье уделяется внимание на значимость развития читательского навыка, понимания текста и специфика усвоения этого навыка учащимися для дальнейшего обучения в старших классах.

Ключевые слова: читательский навык, перекодировка, техническая и смысловая сторона чтения, PIRLS, анализ, международное исследование, поиск информации, оценочное суждение, структура PIRLS, интерактивные задания, развитие речи.

INTERNATIONAL PIRLS STUDY PROMOTES SPEECH AND READING

SKILLS IN YOUNGER SCHOOLERS

ABSTRACT

This article examines the ways of preparing junior schoolchildren for PIRLS assignments in literary reading lessons in primary grades. The essence of the international research PIRLS, a comparative analysis of educational systems of different countries and the exchange of experience to improve the quality of reading and understanding of the text by junior schoolchildren of Uzbekistan are revealed. The article pays attention to the importance of developing reading skills, understanding the text and the specificity of mastering this skill by students for further education in high school.

Keywords: reading skill, recoding, technical and semantic side of reading, PIRLS, analysis, international research, information search, value judgment, PIRLS structure, interactive tasks, speech development.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую)

тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами. Это процесс перекодировки увиденных знаков и соотношение его звучанию и пониманию. В процессе чтения можно выявить две стороны: техническую (способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения) и смысловую (понимание и усвоение текста). Между этими двумя сторонами процесса чтения имеется тесная, неразрывная связь. Учитывая вышеизложенное, в техническую сторону навыка чтения относятся артикуляционное развитие, а главную цель процесса чтения демонстрирует его смысловая сторона. Именно развитие навыка смыслового понимания текста является оценкой приобретения полноценного навыка чтения. Международное исследование PIRLS создано для выявления развития смысловой и технической стороны чтения. Но больший акцент PIRLS делает именно на смысловую сторону навыка. С каждым днём увеличиваются требования и стандарты в образовании. Чтобы идти в ногу со временем и с современными стандартами многие страны уделяют этому фактору большое внимание.Так к примеру сравнительный анализ PIRLS отвечает всем требованиям современного исследования навыка чтения и понимания текста. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - это международный сравнительное исследование качества чтения и понимания текста для учащихся 4-х классов, которое проводится под руководством Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. В PIRLS рассматривают два вида чтения -чтения предназначенное для достижения навыка литературного чтения и чтение для овладения и применения информации. Для контроля ученикам дают два произведения, одно из которых -научно-популярный текст, а второе -художественный. Результатом освоения информации является ответы учеников на представленные задания, относящиеся к тексту. Задания к текстам рассматривают четыре навыка- поиск информации, умение делать умозаключения , объяснение и синтезирование сведений, разбор и оценочное суждение содержимого, специфика языковых структур текста .В данном исследовании рассматривают знания учащихся, оканчивающих четвертый класс начальной школы, поскольку, именно , четвертый год обучения является необходимым этапом развития детей . Чтение- это навык, являющийся не только узким смыслом проявления этого значения, но и навыком от которого зависит благополучность обучения детей по другим предметам.

Структура PIRLS заключается в том, что ученикам предоставляется в качестве задания 10 альтернатив теста. Данные текста предназначены на всестороннее формирования и развития речи школьника. В целом , в исследовании применялись 4 литературных текста: «Перевернутые мыши», «Кусочек глины», «Цветы на крыше», «Заяц предупреждает о землетрясении»; 3 научно-популярных текста: «Леонардо да Винчи», «Ночи тупиков»,

«Антарктида»; и текст «По маршруту вдоль реки», включающие разнообразные формы представления информации. Все варианты теста имели одинаковую структуру и степень трудности. Все виды теста состояли из двух частей, в каждой из которых давался один текст и от 11 до 14 заданий к тексту. На выполнение работы отводилось 80 минут, по 40 минут на каждую часть. Вопросы предполагают не стандартный облик теста, а с творческими заданиями и с тестами требующий полный ответ , в поисках которого школьнику необходимо каждый раз обращаться к тексту и задействовать логическое мышление ,память и оценочное суждение. Это в свою очередь развивает такие умения, как выявлять отдельно изолированную информацию, которая дана в тексте; умение делать выводы из полученной информации; комментировать и объединять отдельные сведения текста; умение оценивать суть, образ языка, вид как целого сообщения, так и отдельно взятой информации. Задания подразумевают развитие речи и умений проводить аналогию, противопоставлять сведения , полученных из текста, практически использовать полученные знания и информацию ,развитие оценочного суждения, то есть, определять посыл автора ,его основную тему произведения, художественные средства, которыми автор воспользовался при создании своего труда, оценка правдоподобности ситуации изложенных явлений. Из всего сказанного напрямую вытекает потребность в изменении педагогической позиции и педагогической коммуникации. Успех зависит не столько от того, насколько хорошо и интересно подает материал учитель. Основной ресурс развития - опыт чтения, слушания и обсуждения, опыт своих и чужих ошибок и побед.

Сформированность части познавательных и коммуникативных способов действий оценивалась по результатам выполнения письменной итоговой работы. К ним были отнесены учебные действия, которые связаны с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей. Основными действиями были смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно-следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов. Но после изучения результатов международного исследования было выявлено, что учащиеся столкнулись с трудностями с некоторыми вопросами PIRLS. А именно: отсутствие навыка пользоваться данным текстом для конкретизации своей идеи; несоответствие личного опыта и прочитанной информации; при условии, когда задание требует развернутый ответ испытывают трудности в высказывании своих мыслей. Во избежание таких случаев учителям необходимо чаще использовать интерактивные методы на уроках литературного чтения, что позволит учащимся

привыкнуть к такому роду деятельности. Учителям следует принимать ответы от школьников только в полном, развернутом виде.

Обучение по традиционной форме развития техники чтения не всегда дает нужных результатов. Для того чтобы учащиеся начали привыкать к интерактивным заданиям как в PIRLS, уже с первого класса на уроках литературного чтения ведётся работа над улучшением читательского навыка и методы проверки понимания текста. В первых годах обучения типы заданий имеют следующую структуру: нахождение точных сведений - в него можно включить выявление основной темы и идеи ,установить время и место художественной картины , отыскать значение отдельного слова или целой фразы, установить взаимосвязь между явлениями и отношениями между персонажами , осознавать какой предмет или живое существо заменяется местоимением , подытоживать общую картину произведения . Ближе к концу начальной школы задания к произведениям усложняются и имеют отличительную структуру. Они уже требую большего анализа прочитанного и работы над собственным выводом. Задания подразумевают развитие умений проводить аналогию и противопоставлять сведения , полученных из текста, практически использовать полученные знания и информацию ,развитие оценочного суждения, то есть, определять идея автора ,его главную тему произведения, художественные средства, которыми автор воспользовался при создании своего труда, оценка правдоподобности ситуации изложенных явлений. В Республике Узбекистан с общими усилиями министерства образования создаются подходящие условия, в результате чего, предоставляется возможность подготовки и обмена опытом международного анализа по контролю качества образовательных систем, развития у младшего школьника речи, читательского навыка и логического мышления.

Педагогические требования развития речи через задания PIRLS: ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие личности на основе компетентностного подхода, реализация которого происходит посредством главного содержательного компонента предмета - учебную задачу, нацеленную на формирование способности решать стандартные учебные задачи, а также задачи взаимодействия с обществом на основе преимущественно практико-ориентированных знаний (данные, сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и сбор информации). Использование педагогом инновационных технологий обучения организации самостоятельной деятельности учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании собственных действий.

Следовательно, для достижения хорошего уровня развития речи ученика, в первую очередь следует спроектировать дополнительные задания на определенном уровне, гарантирующие увеличению мотивации у обучающихся и формирование основных компетенций.

REFERENCES

1. Кузнецова Марина Ивановна Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции. П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Е ИЗМЕРЕНИЯ / E D U C A T I O N A L MEASUREMENTS 2 / 2 0 1 7 35-45 стр.

2. Алимова А. Н "СУТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PIRLZ -ГАРАНТ РАЗВИТИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ И КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ". ЯНГИЛАНАЁТГАН УЗБЕКИСТОНДА ФАН, ТАЪЛИМ ВА ИННОВАЦИЯ УЙГУНЛИГИ" МАВЗУСИДАГИ РЕСПУБЛИКА 6-СОН КУП ТАРМО^ЛИ ИЛМИЙ-МАСОФАВИЙ ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИЯСИ 1-^ИСМ МАТЕРИАЛЛАРИ с 269-276

3. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Ш.Б Бабаева, НР Курбанова World science 4 (1 (5)

4. The development of the Speech of Primary School Students in the process of studying a work of Art in Primary School BS Babaeva, AB Uzakova, ZI Rohatova, AN Alimova, NS Fazilova Middle European Scientific Bulletin 10 (1)

5. The effect of Studying Morphology in Modeling Syntactic concepts in the lessons of the native Language in Primary Grades BS Babaeva Middle European Scientific Bulletin 5 (10), 84-90

6. Babaeva S. MODELING NATIVE LANGUAGE LEARNING BY DESIGNING EDUCATION. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8 (10), Part II, 1-9.

7. Azimov Y., Babaeva S. Use of innovative technologies in lessons of writing in primary classes //Bridge to science: research works. - 2019. - С. 214-218.

8. Baymuradovna B. S. et al. Pedagogical technologies for the development of cognitive creative abilities of students in the lessons of the Russian language //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 6. - С. 492-496.

9. Бабаева Ш. Б. Роль СМИ при обучении русскому языку в национальных группах //Молодой ученый. - 2018. - №. 9. - С. 138-141.

10. Бабаева Ш. Б. Роль СМИ при обучении русскому языку в национальных группах //Молодой ученый. - 2018. - №. 9. - С. 138-141.

11. Babaeva B. S. et al. The basics of communicative competence are the guarantee of the development of speech in primary schoolchildren in the lessons of their native language //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 518-529.

12. Babaeva S. MODELING NATIVE LANGUAGE LEARNING BY DESIGNING EDUCATION //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - Т. 8. - №. 10. - С. 1-9.

13. Бабаева Ш. Б., Курбанова Н. Р. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ //World science. - 2016. - Т. 4. - №. 1 (5).

14. Babaeva B. S. The effect of Studying Morphology in Modeling Syntactic concepts in the lessons of the native Language in Primary Grades //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 10.

15. Hamroev A. R. Modeling activities of teachers when designing creative activities of students //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. -2019. - Т. 2019.

16. Kamroev A. STUDENTS' CREATIVE ACTIVITIES IN DESIGNING MOTHER TONGUE EDUCATION //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2019. -Т. 1. - №. 7. - С. 285-296.

17. Adizov B. R., Khamroev A. R. Modeling activities of teachers when designing creative activities of students //Ilmiy xabarnoma. - С. 69.

18. Azimov Y. Hamroyev A//Husnixat va uni oqitish usuliyoti (Maruza matnlari). -2003.

19. Хамраев А. Моделирование деятельности учителя при проектировании творческой деятельности учащихся //Педагопчш шновацп: где!', реалп, перспективи. - 2018. - №. 2. - С. 23-26.

20. ДАМРОЕВ А. БОШЛАНЕИЧ СИНФ ОНА ТИЛИ ТАЪЛИМИДА УКУВЧИЛАРНИНГ ИЖОДИЙ ФАОЛИЯТИНИ ЛОЙИХАЛАШТИРИШ МЕТОДИК МУАММО СИФАТИДА //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 1. - №. 1.

21. Hamroyev A. R. Designing students' creative activity in primary school mother tongue education as a methodological problem //Middle European Scientific Bulletin. -2021. - Т. 11.

22. Hamroyev R. A., Qoldoshev A. R., Hasanova A. M. Methods of teaching 1st grade students to use writing tools effektively //Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR). - 2021. - Т. 10. - №. 1. - С. 168-174.

23. Hamroyev A. Quality and effectiveness for design of learning outcomes in the language teaching //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 549-558.

24. Qo'ldoshev, R. A., SINF CHAPAQAY O'QUVCHILARINING MAKTABGA BIRINCHI, and MAKTABGA MOSLASHISHI DAVRIDAGI PEDAGOGIK YORDAMNING MOSLASHISHI. "MAZMUNI//Pedagogik mahorat." (2020).

25. Qo'ldoshev, R. A., and Y. Y. Azimov. "Чапакайларни ёзишга ургатишга доир айрим мулохазалар." НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Ш-Международная научно-практическая конференция. 2020.

26. Qo'ldoshev, R. A. "THE CONTENT OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN THE PERIOD OF ADAPTATION OF LEFT-HANDED FIRST-GRADERS TO SCHOOL, ADAPTATION TO SCHOOL AND ITS FEATURES AMONG STUDENTS OF THE FIRST YEAR OF STUDY." Pedagogik mahorat.-Buxoro 5 (2020): 132-135.

27. Qo'ldoshev, R. A. "LEFT-HANDEDNESS AND THE REASONS FOR ITS OCCURRENCE." MONOGRAFIA POKONFERENCYJNA SCIENCE, RESEARCH, DEVELOPMENT 32: 2020-31.

28. Qo'ldoshev, R. A. "Cognitive activity of left-handed сЫШгеп.«НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» III-Международная научнопрактическая конференция." (2020): 132-136.

29. Rustambek Q. O. L. Birinchi sinf chapaqay o 'quvchilarining maktabga moslashishi, maktabga moslashishi davridagi pedagogik yordamning mazmuni //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2020. - Т. 1. - №. 1.

30. Кулдашев Р. А. ЧАПАКДЙ УКУВЧИЛАРДА ЁЗУВ КУРОЛЛАРИ БИЛАН ИШЛАШ КУНИКМАЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ: РА Кулдошев, Бухоро давлат университети Бошлангич таълим методикаси кафедраси укитувчиси //Образование и инновационные исследования международный научно-методический журнал. - 2021. - Т. 2. - №. 3. - С. 198-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.