Научная статья на тему 'Международное гуманитарное право и Приднестровский конфликт'

Международное гуманитарное право и Приднестровский конфликт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / КАЗАКИ-НАЕМНИКИ / ЧВС (ЧЕРНОМОРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковальски Станислав Владимирович, Букучь Анатолий Семенович

Сегодня, перед мировой общественностью, как никогда актуально стоит вопрос о борьбе с наемничеством. Эффективность борьбы зависит от правового обеспечения деятельности по пресечению этого явления и наказанию виновных, с учетом серьезности характера этих преступлений. Считаем необходимым проанализировать деятельность наемников в военном приднестровском конфликте на предмет адекватности в противодействии этой преступной деятельности. В рамках этой работы ставится задача обратить внимание научной общественности на необходимость обсуждения и решения указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное гуманитарное право и Приднестровский конфликт»

SCIENCE TIME

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ

Ковальски Станислав Владимирович, Кишиневский Криминологический институт, г. Кишинев

E-mail: kovstas@yandex.ru

Букучь Анатолий Семенович, Кишиневский государственный университет, г. Кишинев

E-mail: aombucuci@yahoo.com

Аннотация. Сегодня, перед мировой общественностью, как никогда актуально стоит вопрос о борьбе с наемничеством. Эффективность борьбы зависит от правового обеспечения деятельности по пресечению этого явления и наказанию виновных, с учетом серьезности характера этих преступлений.

Считаем необходимым проанализировать деятельность наемников в военном приднестровском конфликте на предмет адекватности в противодействии этой преступной деятельности. В рамках этой работы ставится задача обратить внимание научной общественности на необходимость обсуждения и решения указанной проблемы.

Ключевые слова: Международное гуманитарное право, Приднестровский военный конфликт, казаки-наемники, ЧВС (Черноморское казачье войско).

Цель статьи - анализ существующих международных стандартов по предотвращению военных конфликтов на постсоветском пространстве, а также преступные деяния наемников на территории Республики Молдовы (военные действия приднестровского конфликта проходили исключительно на правом берегу Днестра).

Изложение основного материала исследования

Практически все вооруженные конфликты современности подтверждают, что действия наемников наносят серьезный ущерб суверенитету, стабильности и безопасности государств. Понимание этого привело к разработке и принятию

377

о

Щ SCIENCE TIME Щ

универсального международно-правового акта по вопросам борьбы с наемничеством — Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. [1, с.681-731].

Осознание высокой общественной опасности наемничества и деятельности наемников отражено в ряде факторов, и наиболее важными представляются признание вербовки, использования, финансирования и обучения наемников, нарушением принципов международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государства и самоопределение народов.

Определение понятия наемника было впервые сформулировано в 1977 г. в ч. 2 ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. [2, с.758-759]. Наемник — это любое лицо, которое:

- специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

- фактически принимает непосредственное участие в военных действиях,

руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны (казаки-наемники в Приднестровии получали денежные

вознаграждения значительно выше, чем те же республиканские гвардейцы).

- не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

- не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Подчеркиваем, что официально Российская Федерация признает Республику Молдову как Суверенное государство и цивилизованного мира на всем протяжении приднестровского конфликта (1989-1992), но нас удивляет заявление официального лица, Председателя Совета ветеранов Российской Федерации - генерала М. Цветова на пресс-конференции (апрель 1992 г.) по поводу защиты национальных меньшинств в постсоветском пространстве: „Если будет необходимо, мы и миллион добровольцев найдем для отправки в Приднестровье...". Участие российских граждан в приднестровском

вооруженном конфликте объясняется патриотическим порывом, помощью славянским братьям. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации официально находились в отпуске (идет речь о лете 1992 года) и их

378

о

Щ SCIENCE TIME Щ

участие в вооруженном конфликте на стороне приднестровских сепаратистов юридически оправдывалось (не только о военнослужащих 14-ой Российской армии, но и из других Военных округов Вооруженных Сил РФ).

В военном конфликте, навязанном Молдове приднестровскими сепаратистскими властями, принимали участие в качестве наемников не только отпускники - военные, гражданские лица всех российских регионов, но и казаки всех Союзов казаков России.

На призыв Союза офицеров из Санкт-Петербурга, Союза донских казаков, Терека, Урала, казаки - наемники появились в Приднестровье уже 15 декабря 1991 года, во главе с атаманом A. Бибиковым. Денежное довольствие наемников колебалось от 3.400-4000 рублей в месяц и зависело от функции и звания. Уже к февралю 1992 года в регионе было 3-4 тысячи наемников с заработной платой выше, чем у местных гвардейцев, вследствие чего возникали социальные трения и недовольства со стороны гвардейцев, братьев по оружию. Казаки-наемники находились в прямом подчинении руководства Приднестровской республики [3,

с.1].

В молдо-приднестровском вооруженном конфликте 1992 года участвовало _ около 1000 казаков, из которых приблизительно 300 представляли донское, кубанское, оренбургское и другие казачьи войска России. В ходе боев на берегах Днестра погибли 16 человек.

В воспоминаниях россиян, участников военного противостояния есть откровенные признания того, что в их рядах было много случайных личностей, откровенных садистов и мародеров. Если у приднестровских гвардейцев был устав, централизованное командование (полковник -афганец, по национальности румын из Буковины, Штефан Кицак), то казаки демонстрировали типичную анархию и „ казачью вольницу”. По воспоминаниям коменданта Приднестровья М. Бермана, казаки ЧВС (Черноморское казачье войско) совершали регулярные набеги на правый берег, тот же Костенко (капитан-афганец, командир 2-ого батальона приднестровской гвардии в Бендерах), терроризировал и правый и левый берег, этому бандиту было все равно, кто станет жертвой его преступлений [4, с.367].

В своей общей массе казаки-наемники были недисциплинированные, одетые как на маскараде, с золотыми погонами и аксельбантами. Они не были серьезными оппонентами, как военная сила. Грабежи, погромы, пьянство и анархия- спутник казаков - наемников, участников вооруженного противостояния.

17 декабря 1991 года в Приднестровье был возрождено Черноморское казачье войско, (хотя Черное море находится на расстоянии 160 км от Приднестровья), которое позже стало частью Министерства безопасности Приднестровской республики-уникальное явление в мировой системе

379

о

Щ SCIENCE TIME Щ

государственной безопасности.

В приднестровском военном конфликте были вовлечены и военнослужащие 14-й Российской армии, дислоцированной в

Приднестровье. Было достаточно, чтобы заместитель главнокомандующего СНГ - российский генерал Столяров, будучи с визитом в Тирасполе, 21 марта 1992 года, заявить, что Армия Приднестровской Республики выполняет геополитические интересы России в регионе, чтобы почти сразу же, 59 российская дивизия (!), оружейный склад в Колбасне (100 квадратных километров военного имущества), где хранилось 2700 вагонов c вооружением, вывезенные из Германии, перешли под контроль сепаратистов [5]. Полковник М. Бергман впоследствии вспоминает: «...У меня есть точные данные, что оружие со складов воинских частей Приднестровья стреляет или ждет своего часа...».

В 2001 году, в центре Москвы из оружия, выданного девять лет назад приднестровским гвардейцам из в/ч 51962 Российской армии, был тяжело ранен депутат Государственной думы РФ Б.И. Кодзоев (Единая Россия) [5, c.351].

19 мая 1992 года, генерал в отставке бывшей Советской Армии A. Maкашов повел на штурм российской воинской части гвардейцев, казаков, женщин Тирасполя, которые захватили девять танков и 14 бронемашин. В тот же день один из российских танков был уничтожен в районе Дубоссар. Погибли двое молодых офицеров российской армии.

Вечером того же дня, из той же 59 дивизии российских войск, гвардейцы Приднестровья получили еще 10 Т64Б, 70 единиц БТР, 16 гранатометов. Подготовкой и передачей техники и вооружения руководил подполковник Виник, который с 44 офицерами и 47 солдатами выехал в зону конфликта [6, c.355]. Ночью с 19 на 20 мая 1992 в Тирасполе военным грузовым самолетом в Приднестровье были доставлены 600 донских казаков.

2 марта 1992, казаки-наемники, гвардейцы, при продержке трех БТРов, захватили городской отдел полиции в Дубоссарах. Ночью на воскресенье 1-2 марта 1992 в селе Кочиеры гвардейцы и казаки убили и сбросили в колодец учительницу, расстреляли еще двух местных жителей. 3 марта 1992 в Григориополе наемниками, бывшими рижскими омоновцами, В. Никитенко и С Бубнов расстреляли машину скорой помощи, погибла акушерка. 13 марта 1992, казаки убили в селе Кошница полицейских МВД Р. Молдовы и т.д.

На стороне сепаратистов воевали бывшие бойцы рижского ОМОНа, а также профессиональные диверсионисты 10 Бригады (ГРУ) Г.Ш. Российских Вооруженых Сил, дислоцированных в Крыму, и переброшенные в срочном порядке в Приднестровье. 23 июня на посту ГАИ у телевышки в Бендерах, диверсанты (ГРУ) зарезали трех гражданских врачей, против них всупил в бой боец молдавского ОПОНА Ион Фулга и погиб [5, с.447] (Ион Фулга- первый кавалер ордена Республики).

380

о

Щ SCIENCE TIME Щ

В подчинении Временного Комитета по обороне Приднестровья находились 5500 профессиональных наемников, хорошо обученных и оснащенных новым современным оружием.

После завершения боевых действии и расформирования (15 августа 1992 года), казаки- наемники отправились воевать в Югославию, Чечню, Абхазию, Северную Осетию. Зачастую российские наемники воевали по разную сторону, где больше платили. Кстати, черноморские казаки Приднестровья участвовали в штурме Телецентра Останкино в октябре 1993 года, и в боевых действиях в Абхазии, на стороне сепаратистов.

Обращаем внимание, что в приднестровском регионе летом 1992, проживало около 10 тысяч военных пенсионеров бывшей Советской Армии, которые активно участвовали в кровавых боевых действиях на стороне сепаратистов.

Участие российских наемников на стороне приднестровских сепаратистов во всех военных структурах, было квалифицировано Молдавским Парламентом как вмешательство Российской Федерации в политическом, внутреннем военном конфликте Молдовы.

Учитывая обстоятельства, указанные выше, Международное Право гласит, что наемники всех категорий, принимавшие участие в Вооруженных конфликтах, не имеют законное право относиться к категории комбатантов и как следствие, несут уголовную ответственность за акты насилия, и даже только за участие в вооруженных конфликтах.

Несмотря на все преступления, совершенные наемниками в период приднестровского конфликта, заявляем со всей ответственностью, что задержанные наемники, до выяснения обстоятельств участия в боевых действиях содержались в пенитенциарных учреждениях Молдовы на равном положении с заключенными гражданами Молдовы.

Ассоциация «Мемориал» в своих выводах о ходе военных операций в Приднестровье сообщает нижеследующее.

1. В Кишиневе наблюдатели «Мемориала» встретились в изоляторе временного содержания (ИВС) в исправительном учреждении с двенадцатью арестованными, подозреваемыми в том, что они являются членами вооруженных формирований ПМР. В отношении некоторых задержанных возбуждены уголовные дела. Наблюдателям было позволено говорить с задержанными наедине. Условия их содержания были такими же, как и у других лиц, заключенных в этих учреждениях. В Кишиневе к задержанным не применяли физического или психологического насилия [6, с.18].

2. По сведениям МВД и Прокуратуры Молдовы, гвардейцы творят насилие (избиения, похищения, в ряде случаев — убийства) над противниками ПМР и их родственниками, проживающими в Приднестровье. Военный комендант

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Приднестровья подтвердил, что многочисленные факты насилия над мирным населением со стороны членов различных приднестровских вооруженных формирований имеют место.

3. По обе стороны Днестра пытаются вести борьбу с преступностью в зоне конфликта. Прокуратурой Приднестровья возбуждены уголовные дела только по факту убийства семи гражданских лиц в селе Протягайловка. Учет преступлений поставлен слабо, а в Бендерах практически не ведется. Значительную работу по учету розданного оружия, разоружению недисциплинированных частей, по пресечению преступлений, совершаемых с применением оружия, проводит военный комендант ПМР полковник М.М. Бергман. Как сообщил Бергман, по распоряжению прокурора ПМР он был вынужден освободить ряд лиц, арестованных по делу Костенко, содержавшихся в военной комендатуре [6, с.20].

Д) Действия в Бендерах гвардии под командованием Костенко создали в городе атмосферу террора и насилия, в которой стал возможен инцидент, повлекший за собою трагические последствия. Определенную роль в эскалации конфликта сыграли средства массовой информации обеих сторон и России, о которые иногда распространяли недостоверную или тенденциозную информацию.

Заключение

Не стоит упускать из виду, что приднестровская тематика освещалась по большей части Тирасполем и Москвой. Реакцию Запада и мнение западных политиков в Москве стараются не популизировать.

Бендерскую кампанию выиграли российские средства массовой информации.

Кишинев же проявил в этом смысле крайне легкомысленное отношение и безразличие, отдав тираспольским лидерам полную свободу в толковании событий конфликта на Днестре. Единичные попытки представить некую иную точку зрения, претендующую на объективность, предпринимались

инициативными группами и неправительственными организациями, но никак не руководством Молдовы.

До сих пор не существует серьезных научных исследований конфликта, которые бы синтезировали документальные доказательства, данные архивов, интервью свидетелей и участников тех событий. Бытующие версии конфликта до крайности искажены, политизированы и даже поэтизированы. Безразличное отношение официального Кишинева к трактовкам приднестровского конфликта просто поражает.

Ведь все обиды и претензии жителей левобережья, подпитываемые многолетней антимолдавской пропагандой, можно уладить, только вступив в диалог с населением Приднестровья.

382

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Литература:

1. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в ее Резолюции 44/34 от 4

декабря 1989 г. Текст Конвенции см.: Действующее международное право / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 2. М., 1999. (в дальнейшем положения

Конвенции цитируются по данному источнику). Женевские конвенции 1949 г.

2. Tabel chronologic al conflictului din Transnistria, [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL http://www.trnasnistria.md.

3. Косташ Ион. Дни затмения. Хроника необъявленной войны. Кишинев, 2010.672

4. «Timpul», 2 august 1993.

5. Косташ Ион Дни затмения. Хроника необъявленной войны. Кишинев, 2010.672

6. Массовые и наиболее серьезные нарушения прав человека и положение в зоне вооруженного конфликта в г. Бендеры за июнь-июль 1992 г., [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.memo.ru

о

о

383

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.