Научная статья на тему 'Международно-правовые стандарты регулирования межнациональных отношений: проблемы их соблюдения в Российской Федерации'

Международно-правовые стандарты регулирования межнациональных отношений: проблемы их соблюдения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1732
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международно-правовые стандарты / права народов / international-legal standards / the right of nations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефременкова Д. А.

Цель. Статья посвящена одной из актуальных проблем современности – предотвращению межэтнических конфликтов путем регламентации прав человека и прав народов в законодательстве. Результаты и научная новизна. В статье рассмотрены проблемы реализации превентивных мер по предотвращению межэтнических конфликтов и имплементации норм международно-правовых стандартов в национальное законодательство и обеспечение их эффективного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL-LEGAL STANDARDS FOR INTERNATIONAL RELATIONS REGULATION: THE PROBLEM OF COMPLIANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose. The paper is devoted to one of the most burning issues of our time – prevention of ethnic confl icts by way of regulating human rights and rights of nations in legislation. Results and scientifi c novelty. The article deals with problems of implementation of measures to prevent inter-ethnic confl icts and implementation of international-legal standards into national legislation and ensuring their effective operation.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые стандарты регулирования межнациональных отношений: проблемы их соблюдения в Российской Федерации»

ВОПРОСЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ефременкова Д.А.

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г.Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, efremenkovada@e1.ru

УДК 341

ББК 67.911.11

Цель. Статья посвящена одной из актуальных проблем современности - предотвращению межэтнических конфликтов путем регламентации прав человека и прав народов в законодательстве.

Результаты и научная новизна. В статье рассмотрены проблемы реализации превентивных мер по предотвращению межэтнических конфликтов и имплементации норм международно-правовых стандартов в национальное законодательство и обеспечение их эффективного действия.

Ключевые слова: международно-правовые стандарты, права народов.

INTERNATIONAL-LEGAL STANDARDS FOR INTERNATIONAL RELATIONS REGULATION: THE PROBLEM OF COMPLIANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Efremenkova D.A.

Candidate of Sciences(Law), Assistant Professor, Assistant Professor of Constitutional and International Law Department, Ural Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66,

8 Marta str., Ekaterinburg, Russia, 620990, efremenkovada@e1.ru

Purpose. The paper is devoted to one of the most burning issues of our time - prevention of ethnic conflicts by way of regulating human rights and rights of nations in legislation.

Results and scientific novelty. The article deals with problems of implementation of measures to prevent inter-ethnic conflicts and implementation of international-legal standards into national legislation and ensuring their effective operation.

Key words: international-legal standards, the right of nations.

В современную эпоху мир вновь столкнулся с обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов внутри полиэтнических

и многоконфессиональных государств. То есть вновь возникла необходимость в решении вопросов, которые, казалось бы, уже давно должны были уйти

143

© Ефременкова Д.А., 2015

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

в прошлое, будучи тщательно урегулированы правом.

Учитывая горький опыт колониальных эпох, мировых войн, борьбы с самой идеологией превосходства одной расы над другими, международное сообщество не могло оставить без внимания проблемы межнациональных отношений. Как известно, лучшим способом разрешения конфликта является исключение самой возможности такого конфликта. Добиться этого возможно с помощью достаточно детальной регламентации предоставляемых прав. С этой целью на международном уровне были выработаны международные стандарты защиты прав человека и прав народов, которые в большинстве своем изложены в соответствующих международных договорах и иных международно-правовых актах.

Основанные на международном опыте, такие соглашения в полной мере позволяют обеспечить должный уровень правовой защиты и ввести все национальные отношения в подлинно правовое русло. Соблюдение международно-правовых норм позволяет обеспечить в полной мере, как подлинную защиту интересов отдельной личности, так и снижения социальной напряженности на национальной почве в государстве в целом. Кроме того, подписание подобных соглашений является в ряде случаев необходимым условием участия государства как в универсальных, так и в региональных международных организациях. Положения этих международно-правовых документов зачастую имплементируются в правовую систему го-сударств-участников соглашения, становясь основой для правового регулирования в этой сфере. Не является исключением здесь и Российская Федерация, как одно из крупнейших полиэтнических и многоконфессиональных государств планеты. В соответствии с ч. 4 ст.15 Конституции РФ эти соглашения становятся частью нашей правовой системы.

Проблема эффективного правового регулирования межэтнических, межнациональных отношений в нашей стране всегда была актуальной. Попытка учесть пестроту национального состава нашей страны отражена в ее устройстве. Россия - федеративное государство. Ее особенностью является то, что она построена не только по территориальному, но и по национально-территориальному признаку, что делает ее достаточно «асимметричной». С одной стороны, такое устройство позволяет наиболее полно учесть интересы практически всех народов, проживающих на территории нашей страны, но, это же, в современных условиях, создает и определенные проблемы.

В советскую эпоху проблемы в межнациональных отношениях сглаживались как советской идеологией, так и проведением своеобразной национальной политики, направленной фактически на ассимиляцию

отдельных народов. После распада СССР на отдельные «национальные квартиры», в самой России также произошел рост национального самосознания и осознания отдельным индивидом себя как члена определенного «народа», а не, как ранее, одним из «советских людей». Свою отрицательную роль в росте националистических настроений сыграли также разный уровень развития отдельных регионов, усиление процессов миграции населения, глобализация экономики. В результате, к сожалению, в настоящее время, мы можем наблюдать, как проблема межнациональных отношений также, как и во всем мире, начала приобретать значительную остроту.

Одним из ключевых принципов международного права является право народов на самоопределение. Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, самоопределяться является одной из принципиальных основ международных отношений. В качестве обязательной нормы этот принцип получил свое развитие после принятия Устава ООН. Так, одна из целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» (п. 2 ст. 1 Устава) [1, ст.1]. В развитие положений Устава ООН Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., где было прямо сказано, что все народы имеют право на самоопределение и никакие соображения их недостаточной подготовленности не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости. Кроме того, всякая попытка, направленная на то, чтобы разрушить национальное единство, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Право наций и народов на самоопределение в том или ином виде закреплено в целом ряде международных документов. В Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах указано, что «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Все участвующие в этих Пактах государства должны «... поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право» [2, ст. 1].

Декларация о принципах международного права подтверждает обязанность государств поощрять право на самоопределение, устанавливает обязанность государств «воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше. их права на самоопределение, свободу и независимость». В Декларации закрепляются такие формы самоопределения как «свободное присоединение

144

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом... ». С другой стороны, Декларация указывает, что «ничто... не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств». При этом «каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства» [3].

Важным элементом этого принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Но, хотя право народов на самоопределение является общепризнанным в международном праве принципом, следует отметить, что до настоящего времени нет единого понимания, кто является субъектом данного права и как именно оно должно быть реализовано. Поскольку в различных документах это право предоставляется то, как отдельному народу, то, как нации.

Говоря о праве на самоопределение, некоторые исследователи подчеркивают, что субъектом этого права является именно народ, поскольку ни одна нация в «чистом» виде не существует [4, с. 5]. При этом народ рассматривается как территориальная и политическая общность, а не однородная в этническом или национальном отношении общность. Народ, объединенный единой территорией проживания, способен быть субъектом права на самоопределение.

Учет мнения народа должен происходить на основании референдума, при проведении которого каждому гражданину должна быть обеспечена возможность свободного волеизъявления (см. Консультативное заключение Международного Суда ООН по вопросу соответствия международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово) [5, с. 16, 39, 40, 47-49.].

Самоопределение народов должно осуществляться на основе всесторонней защиты прав человека.

Одновременно, международное право закрепляет принцип территориальной целостности государств, который вступает в известное противоречие с принципом права народов на самоопределение. Каждое государство стремится сохранить свою территорию и единство. И обязанность всех государств воздерживаться от любых насильственных действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности другого государства.

К сожалению, зачастую право народов на самоопределение может быть использовано в ущерб интересам народов, проживающих на определенной территории. «Раскачивая» националистические настроения извне, используя имеющиеся проблемы как пусковой механизм недовольства населения, внешние силы могут искусственно привести к распаду многонационального государства на несколько мононациональных. Так, например, произошел распад Югославии.

Таким образом, обострение межнациональных отношений в отдельном регионе многонационального государства может стать предметом геополитических игр со стороны других государств. И для безопасности общества и государства категорически не следует допускать таких обстоятельств, которые позволят подняться националистическим настроениям.

В правовом регулировании национальных отношений международное право не останавливается только на решении геополитических проблем. Правовому регулированию подвергаются практически все сферы человеческой деятельности.

В соответствии со ст. 55 Устава ООН [1, ст.55], с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, экономическому и социальному прогрессу и развитию, международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Защите подлежат как права народа в целом, так и права отдельного человека, принадлежащего к определенной расовой или национальной группе.

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая резолюцией 2106 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года, и ратифицированная нашей страной, устанавливает в качестве принципа, что: «всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна

145

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

и в социальном — несправедлива и опасна, и что не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства, а само существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества» [6, ст. 1].

Все государства обязаны принять все необходимые меры для скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях. Помимо законодательных мер каждое государство должно проводить внутреннюю политику, направленную на повышение толерантности, терпимости, пропаганду добрососедских отношений между разными этносами.

Кроме того, все государства-участники обязаны объявить караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения. Также преступлением является предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование. Организации, а также организованная и всякая другая пропагандистская деятельность, которая поощряет расовую дискриминацию и подстрекает к ней, должны быть запрещены. Участие в таких организациях или в такой деятельности должно быть объявлено преступлением, караемым законом. Национальные или местные органы государственной власти или государственные учреждения не должны поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней.

В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., также зафиксировано, что каждый ребенок, без какой-либо дискриминации, обладает всеми правами и свободами, предусмотренными Конвенцией. И обязанность государств-участников принимать все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации. В соответствии со ст. 30 этой Конвенции, в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком [7, ст. 2, 28, 30].

Таким образом, недопустимо ограничивать в регионах возможности создания национальных школ, изучения обычаев народов, запрещать исповедовать свою религию и одеваться в соответствии с принятыми в ней традициями. При этом стоит отслеживать любые попытки под маской религиозного воспитания пропагандировать экстремистские идеи. С этой целью власть обязана наладить диалог, как с институтами гражданского общества, так и с религиозными организациями.

Запрет дискриминации по признаку национальности или определенной этнической группы установлен также Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [8]. Она была принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 года; Конвенцией МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования и целым рядом других.

Установленные ими правила запрета дискриминации охватывают значительную сферу человеческой деятельности. Диапазон предпринимаемых мер крайне широк. Так, Международная конвенция против апартеида в спорте, принятая резолюцией 40/64 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1985 года, не только запрещает любую дискриминацию по этническому признаку, но и обязывает страны-участницы Конвенции не допускать спортивных контактов со страной, практикующей апартеид [9, ст. 3]. Каждая страна-участник этой Конвенции обязана принимать все соответствующие меры для того, чтобы их спортивные организации, команды и отдельные спортсмены не вступали в такие контакты [9, ст. 4].

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, принятая резолюцией 3068 Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1973 года, устанавливает обязанность государств определить как караемое законом преступление убийство членов расовой группы или причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, а также посягательства на их свободу или достоинство или в результате применения к ним пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Должно быть запрещено под угрозой уголовного наказания умышленное создание для расовой группы или групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение, а также любые меры законодательного характера и другие меры, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Запрещено умышленно создавать условия, препятствующие полному развитию такой группы или таких групп, в частности путем лишения членов

146

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

расовой группы или групп основных прав человека и свобод. Как международное преступление должны рассматриваться любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы или групп, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или группам или их членам [10, ст. 2,3,4].

Международной уголовной ответственности, независимо от мотива, подлежат лица, члены организаций и учреждений и представители государств, проживающие как на территории государства, где совершаются эти действия, так и в любом другом государстве, где они совершают, участвуют в совершении, непосредственно подстрекают или замышляют совершение таких актов.

Не обошло своим вниманием международное право и права малочисленных коренных народов, проживающих на определенной территории. История развития человечества изобилует примерами их насильственной ассимиляции или вообще уничтожения.

Права коренных народов закреплены как в международных соглашениях, так и в решениях международных организаций, носящих нормативный характер. В частности, в Конвенции Международной организации труда № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах, в резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года, которая содержит Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и других.

Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, являясь по сути рекомендательным актом ООН, сформировала тем не мене прообразы будущих международно-правовых стандартов, к которым должно стремиться все международное сообщество. Часть этих положений уже существует в том или ином виде в законодательстве ряда стран, в том числе и в законодательстве Российской Федерации. В то же время отдельные положения этого документа вызывают активные споры и не встречают соответствующей поддержки. Проанализировав положения вышеуказанных документов можно выделить следующие ключевые положения.

Лица, принадлежащие к коренным народам, и сами коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа. Они имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав. В соответствии с ними коренные и малочисленные народы признаются равными со всеми другими народами. Одновременно за ними признается право

отличаться друг от друга, поскольку все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества.

Коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление всех прав человека и основных свобод, признанных в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и в нормах международного права, касающихся прав человека. Поэтому лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав.

Важно, что за коренными народами международным правом признается право на самоопределение. В силу него они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Такое самоопределение может быть осуществлено в рамках автономии или предоставленного самоуправления в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам [11, ст.2]. Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.

Категорически запрещается международным правом принудительная ассимиляция или воздействие на них в целях уничтожения их культуры [11, ст. 5]. Примером таких действий могут служить действия властей США принудительно изымавших детей из индейских поселений с целью обучения их в миссионерских школах. Результатом становился полный отрыв от своего этноса.

Защита и обеспечение прав народов - это задача государства, на территории которого находятся такие народы. С этой целью должны быть обеспечены эффективные механизмы предупреждения и правовой защиты от любых действий, имеющих целью или результатом лишение самобытных народов или их культурных ценностей, или их земель, территории или ресурсов. Как и с любыми другими народами недопустима пропаганда в любой форме, имеющая целью поощрение или разжигание расовой или этнической дискриминации, направленной против них.

Недопустимо принудительное перемещение населения в любой форме, имеющего своей целью принудительную ассимиляцию или интеграцию в любой форме. Коренные народы вообще не подлежат принудительному перемещению со своих земель или территорий. Никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится

147

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию и, где это возможно, вариант возвращения [11, ст. 10].

Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев. Это включает в себя право на сохранение, защиту и развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких, как археологические и исторические объекты, памятники материальной культуры, рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература. Даже в случае исключительной исторической ценности не допускается изъятие таких предметов и перемещение например, в столичные музеи государства [11, ст. 12, 15].

Следует отметить, что коренные народы имеют право на свою традиционную медицину и на сохранение своей практики врачевания, включая сохранение важнейших лекарственных растений, животных и минералов. Разумеется, применяемые методы не должны наносить ущерб здоровью таких лиц. Порядок использования традиционных методов врачевания определяется национальным законодательством государства. В частности, право на занятие народной медициной закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [12, ст. 50]. Лица, принадлежащие к коренным народам, также имеют право на доступ без какой бы то ни было дискриминации ко всем видам социального и медицинского обслуживания, существующим в стране. Кроме того, с учетом определенных особенностей их образа жизни государство имеет право установить специальные дополнительные гарантии.

Достаточно своеобразным правилом, закрепленным в международных документах является право таких народов на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали [13, ст. 1]. Коренные народы имеют право иметь в собственности, использовать, осваивать или контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения или другого традиционного занятия или использования, а также те, которые они приобрели иным образом. И в задачу государства входит юридическое признание и защита таких земель, территорий и ресурсов.

Особое внимание в международном праве уделяется народам, которые в силу исторических и иных причин оказались разделены и находятся в разных государствах. В этом случае те народы, которые разделены международными границами, имеют право поддерживать и развивать контакты, отношения и сотрудничество, в том числе в связи с деятельностью духовной, культурной, политической, экономической

и социальной направленности, с теми, кто входит в их состав, а также с другими народами через границы. Государства, на территории которых находятся такие народы, обязаны принимать действенные меры по облегчению использования этого права и обеспечению его осуществления.

Каждое государство - участник обязано принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем, чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между национальными меньшинствами и лицами, принадлежащими к большинству населения. Также, задача государства - это создание благоприятных условий, позволяющих обеспечить национальным меньшинствам возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиций и культурное наследие. Разумеется, принятие таких мер ни в коем случае не может наносить ущерб общей интеграционной политике государства. Основой взаимодействия должно стать сотрудничество на основе терпимости, диалога между культурами.

На уровне местных властей должны быть приняты эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации. Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право исповедовать свою религию, выражать свои убеждения, создавать религиозные учреждения и организации, обмениваться информацией на языке меньшинства без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ.

В районах традиционного проживания, а также там, где такие лица составляют значительную часть населения, если эти лица просят об этом и если такие просьбы отвечают реальным потребностям, государство обязано обеспечить, насколько это возможно, условия, позволяющие использовать язык меньшинства в отношениях между этими лицами и административными властями.

В соответствии с международными нормами Совета Европы каждое государство обязано признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства. Такие фамилия, имя и отчество должны быть признаны официально в соответствии с условиями, предусмотренными правовой системой государства. Кроме того, в районах традиционного проживания значительного числа лиц, принадлежащих

148

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

к национальному меньшинству, власть должна стремиться по возможности устанавливать указатели с традиционными местными наименованиями, названиями улиц и с другой, предназначенной для населения топографической информацией, также и на языке меньшинства, если в этом имеется достаточная потребность [14].

Весь спектр этих правил закреплен и в национальном законодательстве Российской Федерации. Тем не менее, несмотря на это, отмечаются определенные проблемы в эффективности установленных законодателем мер. Причина тому лежит не столько в несовершенстве законодательства, сколько в недостаточном проведении на местах политики, направленной на развитие добрососедских отношений между разными этносами. Проведения различных разовых мероприятий для этой цели недостаточно. Необходимо планомерное последовательное и постоянное проведение на местах такой политики, начиная с образовательных учреждений. Задача властей формировать и поддерживать определенный национальный баланс в органах власти и бизнесе.

Каждый, проживающий на территории муниципального образования, субъекта РФ, гражданин должен чувствовать себя как представитель многонационального российского народа, объединенного единой судьбой. Формирование такого менталитета нисколько не мешает одновременно такому гражданину быть представителем и определенного народа. Недостаточное же внимание властей к этим проблемам незаметно, исподволь, приводит к нарастанию социальной напряженности, которая может привести к печальным последствиям.

Литература:

1. Устав Организации Объединенных Наций [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ charter/ (дата обращения 21.12.2014)

2. Международный пакт о гражданских и политических правах [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения 21.12.2014)

3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения 21.12.2014)

4. Онохова В.В. Проблемы развития межнацио-

нальных отношений в РФ [электронный ресурс]. URL: http://www.law.edu.ru/doc/document.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

asp?docID=1117546 (дата обращения 23.12.2014)

5. Консультативное заключение «О соответствии международному праву односторонней декларации

о независимости Косово». Доклады Международного Суда, 2010.

6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ raceconv.shtml (дата обращения 23.12.2014)

7. Конвенция о правах ребенка [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml (дата обращения 23.12.2014)

8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения 23.12.2014)

9. Международная конвенция против апартеида в спорте [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/apartheid_in_sports. shtml (дата обращения 23.12.2014)

10. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/apartheid1973.shtml (дата обращения 23.12.2014г.)

11. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ indigenous_rights.shtml (дата обращения 23.12.2014)

12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

13. Конвенция о биологическом разнообразии [электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения

23.12.2014)

14. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств [электронный ресурс]. URL: http://www.coe. int/t/dghl/monitoring/minorities/1_AtGlance/PDF_Text_ FCNM_ru.pdf (дата обращения 23.12.2014)

References:

1. Charter of the United Nations [e-resource]. URL: http:// www.un.org/ru/documents/charter/ (date of reference

21.12.2014)

2. The International Covenant on Civil and Political Rights [e-resource]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pactpol.shtml (date of reference

21.12.2014)

3. Declaration on Principles of International Law concerning Friendly Relations and Cooperation among States in accordance with the Charter of the United Nations [e-resource]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/intlaw_principles.shtml (date of reference 21.12.2014)

149

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ефременкова Д.А.

4. Onokhova V.V. The problems of inter-ethnic relations development in the RF [e-resource]. URL: http://www. law.edu.ru/doc/document.asp?docID=n 17546 (date of reference 23.12.2014)

5. Advisory Opinion “On the conformity with international law of the unilateral declaration of independence of Kosovo.” Reports of the International Court of Justice, 2010.

6. International Convention on Elimination of All Forms of Racial Discrimination [e-resource]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv. shtml (date of reference 23.12.2014)

7. Convention on the Rights of the Child [e-resource].URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml (date of reference 23.12.2014)

8. Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women [e-resource]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (acess date 23.12.2014)

9. The International Convention against Apartheid in Sports [e-resource]. URL:http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/conventions/apartheid_in_sports.shtml (date of reference 23.12.2014)

10. International Convention on the Suppression and Punishment of the Crime of Apartheid [e-resource]. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apart-heid1973.shtml (date of reference 23.12.2014г.)

11. The United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples [e-resource]. URL:http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights. shtml (date of reference 23.12.2014)

12. On the foundations of health protection in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 № 323-FL // Collection of the RF legislation. 28.11.2011. № 48. Art. 6724.

13. Convention on Biological Diversity [e-resource]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ biodiv.shtml (date of reference 23.12.2014)

14. Framework Convention for the Protection of National Minorities [e-resource].URL:http://www.coe.int/t/dghl/ monitoring/minorities/1_AtGlance/PDF_Text_FCNM_ ru.pdf (date of reference 23.12.2014)

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.