14.5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
Офицерова Марина Игоревна, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: Северо-Западный институт управления. E-mail: [email protected]
Аннотация: Целью данного исследования является рассмотрение международно-правовых стандартов двойного гражданства. В настоящее время это актуальное направление для исследования, так как в научном сообществе отсутствует единообразие по следующим вопросам: во-первых, в восприятии института; во-вторых, в его определении; в-третьих, в определении смежных категорий. В статье проанализированы доктринальные источники, систематизированы подходы к трактовкам двойного гражданства. Выделены два основных подхода к установлению содержания двойного гражданства. Рассмотрены международные договоры, заключенные Российской Федерацией, а также международно -правовые стандарты двойного гражданства зарубежных стран (Австралии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Ирана, Ирака).
Методология. Использовались общенаучные методы: анализ и синтез, специально - юридические методы: методы правового моделирования и прогнозирования; а также методы толкования права: грамматический, системный, ретроспективный, функциональный.
Сделаны выводы о том, что не всегда двойное гражданство возникает вследствие целенаправленной государственной политики. Причины его формирования могут быть и объективными, не зависящими от воли сторон. Этим и обусловливаются особенности института двойного гражданства в различных государствах, а также правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство.
Ключевые слова: двойное гражданство, государство, договор, соглашение, право.
INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS OF DUAL CITIZENSHIP
Ofitserova Marina Igorevna, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation. Branch: North-West Management Institute. E-mail: [email protected]
Annotation: The aim of this study is to examine the international legal standards of dual citizenship. Currently, this is an important area for research, as in the scientific community there is no uniformity on the following issues: first, in the perception of the Institute; second, in its definition; third, in the definition of related categories. It is concluded that dual citizenship does not always arise as a result of a purposeful state policy. The reasons for its formation may be objective, independent of the will of the parties. The article analyzes the doctrinal sources, systematizes approaches to the interpretation of dual citizenship. Two main approaches to determining the content of dual citizenship are identified. International agreements concluded by the Russian Federation, as well as international legal standards of dual citizenship of foreign countries (Australia, Belgium, Brazil, great Britain, Greece, Iran, Iraq) are considered.
Methodology. Were used General scientific methods: analysis and synthesis, a specially - legal methods: legal methods of modeling and forecasting; and methods of legal interpretation: grammatical, systematic, historical, functional.
This explains the peculiarities of the institution of dual citizenship in different States, as well as the legal status of persons with dual citizenship.
Keywords: dual citizenship, state, Treaty, agreement, law.
Исследование института двойного гражданства традиционно приводит к выявлению отсутствия терминологического единообразия и вытекающему из данного факта спору о целесообразности существования двойного гражданства как явления в целом и как института правовой системы Российской Федерации в частности.
Представляется, что ключевым в данном вопросе является неопределенность и неоднозначность в раскрытии содержания двойного гражданства. Раскрывая термин "двойное гражданство", отметим, что в настоящее время в научном сообществе отсутствует единообразие по следующим вопросам:
- во-первых, в восприятии института (его оценке с точки зрения возможных позитивных или негативных последствий его существования для правопорядка);
- во-вторых, в его определении (раскрытии понятия исходя из законодательной дефиниции термина, либо возможности применения иного, в том числе доктри-нального, подхода);
- в-третьих, в определении смежных категорий (в частности, бипатризма, полипатризма, так называемой категории двугражданства).
Обращаясь к анализу доктринальных источников отметим следующее. Н. В. Витрук понимает двойное гражданство как "сложный правовой статус лица, одновременно имеющего гражданство двух государств, который обычно является следствием существенных различий в законодательстве о гражданстве соответствующих государств либо результатом их целенаправленного и согласованного решения об этом. По его мнению двойное гражданство осложняет положение лица, поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает "двойные обязанности" [5. C. 133-134]. А.С. Прудниковым обосновывается мнение о том, что двойное гражданство является особым политико-правовым состоянием физического лица, при котором данное физическое лицо обладает одновременно гражданством двух или более государств [7. C. 43].
В научной литературе можно встретить самые различные точки зрения об институте двойного гражданства, вплоть до позиции о необходимости его полного исключения из правовой системы Российской Федерации. В частности, достаточно категоричен в этом отношении В.С. Шевцов [8. C. 45]. Так, им отмечается, что институтом двойного гражданства нарушается государственный суверенитет, подрывается основополагающий принцип гражданства - осуществление полной юрисдикции суверенной государственной власти над своими гражданами.
Понятие "двойное гражданство" имеет множество определений, которые в ряде случаев отражают и различные подходы государств к данному явлению.
В целом можно выделить два основных подхода к установлению содержания двойного гражданства. Согласно первому являются синонимичными такие категории, как "двойное гражданство" и "двугражданство"
3'2019
Пробелы в российском законодательстве
или наличие у лица двух (нескольких) гражданств. Второй подход предполагает неравнозначность термина "двойное гражданство" и случая, когда индивид обладает гражданством двух или нескольких государств.
Первый подход иллюстрирует позицию согласно которой двойное гражданство должно рассматриваться в широком смысле, включая признаваемый государством статус лица с двойным гражданством, а также случай наличия у лица непризнанного статуса, который предполагает наличие у лица гражданств нескольких государств, либо случаи, когда лицо вправе в будущем реализовать такой статус, но на текущий момент не осуществило для этого юридически значимых действий.
Второй подход отображает позицию, в силу которой двойное гражданство рассматривается исключительно как признание государством статуса лица.
Приверженцем первого подхода, не выделявшим его, тем не менее, в качестве самостоятельного, можно считать С.В. Черниченко, который представил определение двойного гражданства, характерное для теории международного права в советский период [9. С. 69-71].
Анализируя приведенные дефиниции понятия "двойное гражданство", можно сделать вывод, что двойное гражданство определяется как учеными, так и законодателем как состояние, которое характеризуется наличием гражданства двух государств. При этом в рамках действующего в Российской Федерации законодательства для ответа на вопрос о том, обладает ли лицо двойным гражданством, решающим будет являться факт признания на законодательном уровне (либо в соответствии с действующим федеральным законодательством - согласно заключенному международному договору) каждым из государств второго гражданства.
В противном случае строго формально наличие у лица двух и более гражданств не представляет значимости, создавая политико-правовые связи для данного лица с несколькими государствами без каких-либо особенностей, а лицо в каждом из государств обладает условно одинаковым объемом прав и обязанностей, наравне с остальными его гражданами. Однако даже в указанном случае наличие двойного гражданства признается в форме "скрытого признания" - лицо с таким статусом ограничивается в ряде прав, при этом такое ограничение устанавливается именно для данной категории лиц, а не для иностранных граждан в целом (что и свидетельствует о признании статуса, пусть и в части установления для данной категории лиц определенных ограничений).
На наш взгляд, формальное разграничение терминов "двойное гражданство" и "второе гражданство" весьма условно и выражается в том, что второе гражданство в зависимости от подхода:
а) является состоянием, обусловливающим возможность приобретения двойного гражданства, признанного государствами;
б) используется для обозначения лиц, наделенных гражданством нескольких государств при наличии пробелов в нормативно-правовом регулировании либо отсутствии международных договоров;
в) применяется для обозначения лиц, наделенных гражданством нескольких государств в случае, когда государство придерживается линии отказа от института двойного гражданства.
Полагаем, что более ясным и четким является следующее разделение двойного гражданства на два вида:
- признанное (государствами) двойное гражданство;
- непризнанное (государствами) двойное гражданство.
Таким образом, термин "двойное гражданство" должен рассматриваться в узком и широком смыслах.
Первый из описанных случаев, а именно приравнивание двойного гражданства к наличию у лица признанного гражданства двух государств, необходимо рассматривать как двойное гражданство в узком смысле.
Второй случай - признание двойного гражданства при наличии у лица двух гражданств вне зависимости от факта признания данного статуса государством -двойным гражданством в широком смысле. В широком смысле двойное гражданство должно обозначать как признанный, так и не признанный государством статус лица (т.е. случаи спящего или отложенного гражданства).
Рассматривая международно-правовые стандарты двойного гражданства, обратимся к международному опыту.
Многими государствами допускается возможность двойного гражданства. В частности, двойное гражданство допустимо в: Австралии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Иране, Ираке и т.д.
Вместе с тем, в некоторых государствах не позволительно иметь двойное гражданство. К ним относят: Австрию, Боливию, Данию, Малайзию и др.
Законодательством Турции и Греции разрешено иметь двойное гражданство. Германией предусматривается необходимость выполнения особых условий, а Испанией - иметь второе гражданство только определенных стран.
Вместе с тем, анализируя положения международных конвенций, отметим Гаагскую конвенцию от 12.04.1930 г., которой двойное гражданство не признавалось и к бипатридам было рекомендовано относиться как к лицам, имеющим только одно гражданство. Было предложено определять гражданство или исходя из места «обычного или подавляющего проживания», или же руководствуясь принципом «эффективного» гражданства, то есть гражданства государства, с которым лицо более тесно взаимосвязано и где им реально используются все или подавляющее большинство прав [1]. Кроме того, имеются еще документы, регулирующие отдельные вопросы двойного гражданства [2].
Правовое регулирование договорных отношений в области гражданства между развитыми странами систематически обновляется, дополняясь и совершенствуясь. Судами, при разрешении вопросов установления гражданства бипатридов в судебном порядке, на национальном или международном уровне используется прецедент, который изначально был создан Международным судом ООН по делу Ноттебома. Так, исходя из имеющихся документов, он являлся гражданином Лихтенштейна и Гватемалы. В соответствии с вердиктом Международного суда ООН гражданство бипатридов должно устанавливаться с помощью концепции эффективной гражданской принадлежности [5. С. 52].
В результате анализа международно-правовых стандартов можно выделить нижеследующие причины двойного гражданства:
- коллизия нормативных правовых актов о гражданстве в различных государствах;
- натурализация, в случае, если такая просьба удовлетворена относительно лица, которое уже признано гражданином другого государства;
- изменения территориального характера;
- миграция;
- передвижение беженцев и т.д.
Обратимся к стандартам двойного гражданства стран ближнего зарубежья. Активное желание получить румынское гражданство можно наблюдать в пограничной с Румынией Черновицкой области Украины.
Гражданами Украины обосновывалось свое решение о приобретении второго гражданства упрощенным безвизовым режимом проезда в шенгенскую зону для румынских граждан. Совершенно иначе обстоят дела в законодательстве самой Румынии. Так, согласно ст. 37 ее Закона о гражданстве: "Иностранные граждане и лица без гражданства, которые были лишены румынского гражданства до 22 декабря 1989 года по разным, не зависящим от них причинам, а также их потомки имеют право на возвращение гражданства Румынии" [6. С. 57]. Можно сделать вывод о том, что правом получить румынское гражданство обладают все жители Черновицкой области (до Днестра), если у их родителей или предков до 28.06.1940 года имелся паспорт гражданина Румынии.
Кроме того, обращаясь к международным договорам, заключенным Российской Федерацией, отметим, что Россией были заключены международные договоры с Туркменистаном 1993 года [3] и Таджикистаном 1995 года [4], которые актуальны и в настоящее время. Поскольку любое физическое лицо, имеющее гражданство данных государств, может не обращаться в полномочный орган Туркменистана или Таджикистана с отказом от гражданства этих стран. Также, в результате принятия Российской Федерацией мер по налаживанию политических связей были заключены соответствующие соглашения с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Не всегда двойное гражданство возникает вследствие
целенаправленной государственной политики. Причины его формирования могут быть и объективными, не зависящими от воли сторон (к которым следует относить миграционные процессы, расхождение в законодательствах государств и много другое). Этим и обусловливаются особенности института двойного гражданства в различных государствах, а также правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство.
Список литературы:
1. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Заключена в г. Гааге 12.04.1930) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 223 - 230.
2. Конвенция о гражданстве замужней женщины (Заключена в г. Нью-Йорке 29.01.1957) // Ведомости ВС СССР. 23 октября 1958 г. N 28. Ст. 373.
3. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собрание законодательства РФ. 1996. N 10. Ст. 830.
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5683.
5. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 133 - 134.
6. Мартынюк П. Принципы единого и двойного гражданства в национальном и международном праве // Правовое государство. 2017. № 5. С. 52-61.
7. Прудников А.С. Правовые основы российского гражданства: Учеб. пособ. М., 2012. С. 43.
8. Шевцов В.С. Государственный суверенитет. Вопросы теории. М., 1979.
9. Черниченко С.В. Вопросы гражданства в современном международном праве. М., 1963. С. 69 - 71.
Статья прошла внешнее рецензирование, рецензент - д-р юрид. наук, профессор Мархгейм Марина Васильевна
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,46%