Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА МОРЕ: К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОБЛЕМЫ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА МОРЕ: К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
спасание на море / морская перевозка / судовладелец / спасатель / вознаграждение за спасение / опасности на море / the salvage / rescue at the sea / the sea transportation / shipowner / salvor / reward for the salvage rescue / dangers at the sea

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутакова Надежда Александровна

В статье рассматриваются актуальные международно-правовые проблемы спасания на море, которые возникали и возникают в судебной и коммерческой практике. Морское спасание важнейшая отрасль, которая защищает жизни, имущество и окружающую среду на море. Чтобы заявить о своих правах на спасение судна, следует ознакомиться с юридическими процедурами. Автор исследует проблемные вопросы спасания в практике торгового мореплавания. Рассматривает договорные тонкости спасания, а также основные признаки, позволяющие признать лиц, осуществляющих любые спасательные операции на море, спасателями, достойными вознаграждения за спасение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL PROBLEMS OF SALVAGE OPERATIONS AT SEA: TO THE CHARACTERISTICS OF THE PROBLEM

The article considers the current international legal problems of salvage at the sea, which appeared and appease in litigation and commercial practice. Marine salvage is the most important industry that protects life, property and the environment at the sea. To claim your rights to the salvage a ship, you should familiarize yourself with the legal subtleties and procedures. The author examines the problematic issues of the salvage in the practice of merchant shipping. Examines the contractual subtleties of salvage, as well as the main signs that allow recognizing persons carrying out any salvage operations at the sea as rescuers worthy of compensation for the salvage.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА МОРЕ: К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 347.4 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-174-178

БУТАКОВА Н.А.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА МОРЕ: К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: спасание на море, морская перевозка, судовладелец, спасатель, вознаграждение за спасение, опасности на море.

В статье рассматриваются актуальные международно-правовые проблемы спасания на море, которые возникали и возникают в судебной и коммерческой практике. Морское спасание - важнейшая отрасль, которая защищает жизни, имущество и окружающую среду на море. Чтобы заявить о своих правах на спасение судна, следует ознакомиться с юридическими процедурами. Автор исследует проблемные вопросы спасания в практике торгового мореплавания. Рассматривает договорные тонкости спасания, а также основные признаки, позволяющие признать лиц, осуществляющих любые спасательные операции на море, спасателями, достойными вознаграждения за спасение.

BUTAKOVA, N.A.

INTERNATIONAL LEGAL PROBLEMS OF SALVAGE OPERATIONS AT SEA: TO THE CHARACTERISTICS OF THE PROBLEM

Key words: the salvage, rescue at the sea, the sea transportation, shipowner, salvor, reward for the salvage rescue, dangers at the sea.

The article considers the current international legal problems of salvage at the sea, which appeared and appease in litigation and commercial practice. Marine salvage is the most important industry that protects life, property and the environment at the sea. To claim your rights to the salvage a ship, you should familiarize yourself with the legal subtleties and procedures. The author examines the problematic issues of the salvage in the practice of merchant shipping. Examines the contractual subtleties of salvage, as well as the main signs that allow recognizing persons carrying out any salvage operations at the sea as rescuers worthy of compensation for the salvage.

Необходимость спасать суда, грузы и людей, терпящих бедствие на море, неразрывно связана с развитием мореплавания, история которого уходит в глубь тысячелетий. Морская аварийно-спасательная практика выработала средства и способы спасания. Огромный толчок к решению проблем спасания на море был дан в период Великих географических открытий и плаваний Магеллана, Колумба, Васко да Гамы и пр., во времена покорения и колонизации Америки, появления громадных флотов и вторжения на территорию Англии испанской «Непобедимой армады» в конце 1500-х годов. Много в рассматриваемую эпоху судов тонуло, между тем их груз и металлические части, в том числе якоря, пушки, представляли тогда значительную ценность. Необходимость их подъема после кораблекрушений, особенно в прибрежных водах, заставляла, например, решать водолазные проблемы, а потребность предотвращать аварии - аварийно-спасательные задачи.

Помощь друг другу в море в случае опасности уже тогда было традицией мореходного братства, законом морского товарищества. На бескрайних просторах моря судно, находящееся в опасности, взывает к опытным и смелым - тем, кто ищет награды в виде прав на спасение. Морское спасание является очень сложной операцией, осуществляемой немногими избранными, и сопровождается чрезвычайно сложными юридическими процедурами и связанными с ними последствиями. Это делает крайне необходимым чёткое понимание юридических терминов, концепций и последствий, связанных со спасанием, с проведением соответствующих работ.

В этой статье рассматриваются шесть факторов, которые необходимо знать при спасании на море. Знание этих юридических тонкостей важно для того, чтобы убедиться, что при найме кого-либо для проведения спасательных работ оговорены все необходимые аспекты. Эти знания также полезны лицам, осуществляющим спасательные операции, чтобы они были осведомлены об опасностях, процедурах и вознаграждении, которых следует ожидать при проведении операций по спасению терпящих бедствие судов.

Все юридические моменты, упомянутые в этой статье, соответствуют последнему изданию руководства Международной морской организации (IMO) по поиску и спасанию на море. Они подпадают под действие статей Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года [1] и соответствуют современным нормам в области спасания.

Эволюция индустрии аварийно-спасательных работ имела глубокие правовые последствия, затрагивающие права и обязанности различных заинтересованных сторон, участвующих в

операциях по спасению. Современная правовая база уделяет приоритетное внимание безопасности на море, защите окружающей среды и сохранению ценных ресурсов. Следовательно, спасатели обязаны соблюдать строгие правила, касающиеся операций по спасению, воздействия на окружающую среду и утилизации опасных материалов.

Юридические последствия также распространяются на договорные соглашения между спасателями, судовладельцами и грузовладельцами. Стандартные формы договоров о спасении, такие как открытая форма Lloyd's (LOF), обеспечивают основу для обсуждения положений и условий, включая вознаграждение за спасение и потенциальные обязательства. Эти контрактные соглашения обеспечивают ясность и прозрачность спасательных операций и способствуют быстрому разрешению споров.

Достижения в области морского спасательного законодательства сыграли важную роль в стимулировании роста и профессионализма индустрии спасательных работ. Чёткая правовая база придаёт спасателям уверенность и стимул для проведения сложных спасательных операций, зная, что их усилия будут должным образом вознаграждены. Поэтому следует выделить несколько факторов, влияющих на выплату вознаграждения.

1. Владельцы терпящего бедствие судна и груза могут потребовать спасти только определённые части судна, но не все судно целиком.

Основной причиной путаницы, затяжных судебных разбирательств и финансовых потерь для сторон, участвующих в спасении, является то, что условия спасания чётко не сформулированы и не понятны всем заинтересованным сторонам. Как правило, это сводится к явному недопониманию подлежит ли спасению все судно целиком, либо лишь его часть/груз. Главный спорный вопрос касается того объёма имущества и оборудования, которые должны быть спасены в соответствии с договором. Поэтому для обеих сторон важно убедиться в том, что ожидания чётко сформулированы до начала спасательной операции.

В большинстве случаев все судно придётся спасать, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды или если затонувшее судно представляет потенциальную опасность для судов, проходящих через регион крушения. С другой стороны, оценив возможности подъёма и буксировки потерпевшего крушение судна, может быть принято решение спасти только определённые, имеющее важное значение предметы. Сюда входят контейнеры и другие единицы грузов, оборудование на борту судна или морские установки и т.д.

2. Существуют очень конкретные условия, установленные для определения действий, которые считаются спасательными.

Спасение может иметь широкое значение в зависимости от контекста. Эта двусмысленность может привести к разногласиям или юридическим проблемам после осуществления спасательных операций. Простое возвращение части имущества владельцу судна не является актом спасения. Спасатели, чтобы иметь право на вознаграждение, должны придерживаться определённых правил. Аналогичным образом, судовладельцы также должны быть осведомлены об условиях спасения, чтобы их не заставляли выплачивать ненужные премии.

Правилами, по которым такая оказанная услуга должна рассматриваться как акт спасения на море, являются [2; с. 68]:

a) Спасённое имущество включает в себя: судно, груз на борту или подлежащий оплате фрахт. Ответственность за утилизацию влечёт за собой принятие мер по защите окружающей среды от ущерба.

b) Упомянутому имуществу должна угрожать реальная опасность, но не обязательно абсолютная или немедленная.

c) Услуги спасателя должны быть добровольными, т.е. они не должны действовать в соответствии с предыдущими контрактами или обязательствами. Здесь не должно быть никаких интересов самосохранения.

d) Наконец, должен быть достигнут определённый уровень успеха, в противном случае по закону спасатель не имеет права на вознаграждение (в отрасли это называется «Нет спасения; нет вознаграждения»).

3. Существуют конкретные условия, определяющие размер вознаграждения по договору о спасании, присуждаемое спасателю.

Наряду с договорами, гарантирующими выплаты спасателю по завершении успешной спасательной операции, существует несколько условий, определяющих размер вознаграждения, на которое можно рассчитывать. Эти условия включают, но не ограничиваются следующим [2, с. 69]:

a) Степень успешности спасательных работ.

b) Степень потенциальной опасности, с которой сталкивается спасатель.

c) Оценка стоимости спасённого имущества.

d) Соблюдение предложенных сроков завершения работ по спасению.

4. В последнее время ещё одним фактором, определяющим размер вознаграждения, является то, были ли предприняты разумные усилия для предотвращения ущерба окружающей среде.

Спасательные операции не обязательно бывают успешными из-за целого ряда факторов. Если будет установлено, что при соблюдении условий договора была проведена спасательная операция, но судно все же затонуло, спасателю может быть предоставлено небольшое вознаграждение по усмотрению судовладельца. В таких случаях остальная часть затонувшего или севшего на мель судна может представлять серьёзную экологическую опасность, особенно в случае сухогрузов и танкеров, перевозящих загрязняющие вещества, такие как сырая нефть, сжиженный газ, уголь и другие опасные вещества. В таких случаях, когда спасатель прилагает усилия для предотвращения экологических опасностей в меру своих возможностей, определённых независимым арбитром, ему предоставляется специальное вознаграждение за заботу об окружающей среде.

Такие вознаграждения не являются распространёнными, но недавно были введены для обеспечения того, чтобы предпринимались все усилия по сохранению окружающей среды. Однако судовладелец не обязан выплачивать такое вознаграждение и все зависит от ряда других факторов. В случае возникновения коллизии, решение обычно принимается соответствующим судом по морскому праву. Некоторые правительства самостоятельно выплачивают вознаграждение за ликвидацию последствий экологических катастроф.

5. Спасательные работы могут включать военно-морскую помощь, но не распространяются на иностранные военные корабли и подводные лодки.

В море терпят бедствие все виды судов, начиная от небольших рыбацких лодок и заканчивая крупными танкерами и пассажирскими судами. Часто они могут находиться вблизи территориальных вод другой страны и казаться без помощи какого-либо другого судна, находящегося поблизости. В таких случаях военно-морские суда обязаны оказывать помощь в спасательных операциях, чтобы предотвратить возможные потери. В их обязанности входит оказание помощи пострадавшему судну, экипажу и пассажирам, при этом их действия могут охватывать дальнейшие спасательные операции, которые не могут быть безопасно проведены гражданскими спасателями.

Права на спасение - это юридическая концепция, которая позволяет физическому или юридическому лицу, успешно спасшему судно, получить вознаграждение за свои усилия. Риск и трудности - постоянные спутники, но награда за спасение на море огромна. Спасатели претендуют на компенсацию за свои усилия, часто в процентах от стоимости имущества, которое они спасают. Спасатели получают не только материальную выгоду, но и честь защищать жизни и имущество на море, обеспечивая безопасный проход судов и грузов по всему миру.

По сути, спасение на море - это борьба с опасностью - игра с высокими ставками, балансирующая между риском и вознаграждением, требующая опыта, специализированного оборудования и готовности противостоять неизвестному. Для тех, кто достаточно смел, чтобы принять вызов, морское спасение предлагает полезный и значимый путь.

Морское спасание, опасный и масштабный бизнес, привлекает спасателей к борьбе с чрезвычайными ситуациями, когда минуты драгоценны. Быстрая и эффективная работа необходима для предотвращения дальнейшего повреждения судна или груза. Спасательные операции вынуждают их бороться с неблагоприятными погодными условиями, покровом ночи и неспокойным морем. Неизвестное - их противник, а адаптация - их оружие.

Соблюдение строгих правил и руководств по технике безопасности не подлежит обсуждению, и безопасность цениться превыше всего. Важное значение имеет готовность к чрезвычайным ситуациям, а также наличие специализированного оборудования для выполнения спасательных задач.

Тем не менее, несмотря на такие меры предосторожности, морские спасательные работы сопряжены с риском для тех, кто в них участвует. Спасатели сталкиваются с множеством опасностей: среди них опасные материалы, взрывы и пожары. Постоянная бдительность по отношению к своему окружению имеет решающее значение, как и минимизация риска. Скрытая сторона спасания показывает, что время от времени происходят несчастные случаи, когда спасатели идут на крайние жертвы в своих усилиях по спасению судов и грузов. Операции сложны, и командная работа спасателей необходима для обеспечения безопасности.

Размер и стоимость терпящего бедствие судна и груза в значительной степени влияют на вознаграждение спасателям, в то время как степень опасности и сложность операции ещё больше влияют на прибыльность предприятия. Тем не менее, в рамках этих проблем кроется потенциал для получения существенной финансовой выгоды. Спасатели получают процент от стоимости имущества - премии за спасение - в диапазоне от скромного 1% до полных 100%, в зависимости от обстоятельств операции.

Следует отметить, что затраты на морское спасание могут быть высокими, и эти расходы могут повлиять на прибыль спасателей. Спасательные операции требуют специального оборудования, квалифицированной рабочей силы и достаточных ресурсов для обеспечения безопасного и эффективного их выполнения. Прибыльность морских спасательных работ трудно предвидеть, но вознаграждение может быть щедрым для тех, кто достаточно смел, чтобы противостоять рискам и вызовам, присущим этой важнейшей отрасли.

Чтобы заявить о правах на спасение судна, спасатели должны выполнить несколько шагов. Должно быть сделано действительное заявление о спасении, что означает, что спасатель внёс значительный вклад в операцию по спасению. Заявление о спасении подаётся, когда спасатель помог судну, находящемуся в опасности, и его вклад имел решающее значение для успеха операции. Заявление о спасении должно доказывать, что спасатель играл значимую роль в спасательной операции, предоставляя оборудование, рабочую силу или экспертные знания, которые помогли спасти судно или груз [3, с. 233].

Если судовладелец согласится с заявлением спасателя о спасении, согласуется вознаграждение за спасение, которое обычно составляет процент от стоимости спасённого имущества.

Как только операция по спасению будет завершена, спасателю следует подать заявку на получение вознаграждения за спасение. Спасатель должен предоставить доказательства вклада в операцию по спасанию и стоимости сохранённого имущества. Этими доказательствами могут быть счет-фактуры, квитанции или другая документация, демонстрирующая роль спасателя в операции и стоимость сохранённого имущества.

Заявка на права по спасению судна - сложный процесс, требующий тщательного внимания к деталям. Но если спасатель выполнит все процедурные шаги, то сможет увеличить свои шансы на успех и гарантировать, что его усилия будут справедливо вознаграждены.

Литература и источники

1. Международная конвенция о спасании 1989 г. (SALVAGE) (Заключена в г. Лондоне 28.04.1989) Россия ратифицировала данный документ 25 мая 1999 года с оговоркой (Федеральный закон от 17.12.1998 N 186-ФЗ). // Бюллетень международных договоров. 2001. № 4. С. 5-12.

2. Бутакова Н.А., Иванова Т.Н. Спасание на море: международно-правовые проблемы // Право и экономика. 2017. № 7. С. 6671.

3. Reeder, John. The price of the maritime law of salvation. Published by Thomson Reuters, 5th ed, London, 2011. 413 p.

References and Sources

1. Mezhdunarodnaya konvenciya o spasanii 1989 g. (SALVAGE) (Zaklyuchena v g. Londone 28.04.1989) Rossiya ratificirovala dannyj dokument 25 maya 1999 goda s ogovorkoj (Federal'nyj zakon ot 17.12.1998 N 186-FZ). // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2001. № 4. S. 5-12.

2. Butakova N.A., Ivanova T.N. Spasanie na more: mezhdunarodno-pravovye problemy // Pravo i ekonomika. 2017. № 7. S. 66-71.

3. Reeder, John. The price of the maritime law of salvation. Rublished by Thomson Reuters, 5th ed, London, 2011. 413 p.

БУТАКОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, заведующая кафедрой государственного и международного права, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (nadbutakova@gmail.com).

BUTAKOVA, NADEZHDA A. - Doctor of Law, Head of the Department of State and International Law, St. Petersburg State Maritime Technical University (nadbutakova@gmail.com).

УДК 341.1/8 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-178-184

МИРЗАЕВ Ф.С. РОЛЬ ПРИНЦИПА UTI POSSIDETIS В РАЗРЕШЕНИИ ПОГРАНИЧНОГО СПОРА ОТНОСИТЕЛЬНО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО - ХРАМА ПРЕАХ-ВИХЕАР

Ключевые слова: uti possidetis, Камбоджа, Международный суд ООН, Таиланд, территориальный спор.

Статья посвящена анализу позиции Международного суда ООН и применению с его стороны принципа uti possidetis juris в территориальном споре вокруг Храма Преах-Вихеар между Камбоджей и Таиландом. Анализ, приведенный в данной статье показывает, что произошедший из римского гражданского права принцип uti possidetis, впоследствии преобразованный в принц международного права и регулирующий вопросы государственного и территориального суверенитета, применен при рассмотрении территориального спора вокруг Храма Преах-Вихеар. Осуществлен краткий анализ истории самого территориального спора, рассмотренного Международным судом ООН на наличие оснований применения принципа uti possidetis juris для определения линий границ между Камбоджей и Таиландом в целях определения территориальной принадлежности Храма Преах-Вихеар. Особое внимание уделяется позиции Международного суда ООН относительно географических карт и договоров, которые определяли территориальные пределы бывших колоний. Делается вывод относительно того, что в территориальном споре вокруг Храма Преах-Вихеар между Камбоджей и Таиландом Международный суд ООН эффективно применил принцип uti possidetisjuris для определения принадлежности территории, оспариваемой сторонами.

MIRZAYEV, F.S.

THE ROLE OF PRINCIPLE OF UTI POSSIDETIS IN UNESCO WORLD HERITAGE LISTED THE PREAH-VIHEAR

TEMPLE BOUNDARY DISPUTE

Key words: Principle of uti possidetis; Cambodia; International Court of Justice; Thailand; territorial dispute.

This paper provides an analysis of the position of the International Court of Justice and its application of the principle of uti possidetis juris in the territorial dispute on the Preah-Vihear Temple between Cambodia and Thailand. The analysis provided in this paper argues that the principle of uti possidetis derived from the Roman civil law and subsequently transformed into the principle of international law governing issues of state and territorial sovereignty was effectively applied in the consideration of the territorial dispute over the Temple of Preah-Vihear case. The paper also provides a brief analysis of the history of the territorial dispute examined by the International Court of Justice for the purposes of applying the principle of uti possidetisjuris to determine the border lines between Cambodia and Thailand to define the territorial jurisdiction over the Preah-Vihear Temple. Particular attention is paid to the position of the International Court of Justice with respect to the geographical maps and treaties that determined the territorial boundaries of the former colonies. It is concluded that in the territorial dispute over the Preah-Vihear Temple between Cambodia and Thailand the International Court of Justice effectively applied the principle of uti possidetis juris to determine a territorial jurisdiction over the Temple disputed by the parties.

Весьма примечательным судебным делом, в котором Международный суд ООН эффективно применил принцип uti possidetis является пограничный спор между Камбоджой и Таиландом относительно принадлежности Храма Преах-Вихеар (The Temple of Preah-Vihear) [1, p. 6]. В этом деле Международный суд рассматривал указанный принцип в контексте стабильности договоров о границах [2, c. 36]. В данном деле Камбоджа обратилась в Международный Суд ООН с иском о нарушении Таиландом ее территориальной целостности в районе руин Храма Преах-Вихеар [3, c. 27-28]. В свою очередь, Таиланд не принимал аргументы Камбоджи и отрицал нарушение суверенитета Камбоджи, утверждая, что руины Храма полностью находятся на его территории на близком расстоянии к общей границе [4, p. 46-47].

Как известно, uti possidetis является принципом международного права, который относится к преобразованию бывших административных границ колониальной метрополии или распавшегося государства в международные границы новообразованных независимых государств [5, p. 46-47]. Он служит целям укрепления принципа территориальной целостности [6, p. 527-528]. Принцип uti possidetis является правом вновь созданного государства определять собственные границы [7, p. 408]. Большинство юристов-международников также поддерживают вывод о том, что принцип uti possidetis способствует защите границ новых независимых государств [6, p. 527528; 8, p. 85; 9, c. 18-22] и служит защитным щитом от их дальнейшей дефрагментации [10, p. 107; 11, p. 573-637; 12, c. 56-72].

В споре вокруг Храма Преах-Вихеар между Камбоджой и Таиландом Международный суд определил, что основополагающей целью сторон при заключении соглашений относительно установления границ является достижение стабильности и окончательности в разрешении территориального спора [1, p. 34; 13, p. 37; 14, p. 79]. Международный суд отметил следующее: «В целом, когда две страны устанавливают границу между собой, одной из основных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.