1.19. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ
Геляхова Лейла Абдуллаховна, канд. юрид. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящее время развитие сети «Интернет» оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни, предоставляя огромное количество информации любому пользователю и поощряя ее создание и распространение. Особой популярностью среди пользователей сети «Интернет» пользуются социальные сети, которое представляют собой новое значимое явление не только в сетевом пространстве, но и в современном социуме. На их развитие влияют многие составляющие: возможность самореализации для большого количества людей, особые условия для участия их в жизни современного общества, в формировании новостного потока, а также создании уникальных произведений - литературных, изобразительных и аудиовизуальных.
В связи с этим обеспечение адекватных форм противодействия распространению запрещенной законом информации, в том числе и в социальных сетях, стало насущной потребностью.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, международное противодействие, глобализация, преступность.
INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING
CYBERTRORRISM Gelyahova Leyla Abdullahovna, PhD at law. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: organization of Law enforcement. E-mail: [email protected]
Annotation: Currently, the development of the Internet network has a significant impact on all areas of public life, providing a huge amount of information to any user and encouraging its creation and distribution. Especially popular with the Internet users are social networks, which represent a new significant phenomenon not only in the network space, but also in the modern society. Their development is influenced by many components: the possibility of self-realization for a large number of people, special conditions for their participation in the life of modern society, the formation of the news flow, and the creation of unique works - literary, visual and audiovisual.
In this regard, the provision of adequate forms of countering the dissemination of information prohibited by law, including in social networks, has become an urgent need. Keywords: terrorism, extremism, international opposition, globalization, crime.
Кибертерроризм признается проблемой не отдельно взятого государства, а всего мирового сообщества в целом. Противодействие кибертерроризму в развитых странах является одной из важнейших задач, обеспечивающих внутреннюю безопасность государства.
10 декабря 1934 г. Совет Лиги Наций, предшественницы ООН, принял решение, в котором говорилось,
что «на всех государствах лежит обязанность не поощрять и не терпеть на своей территории никакой террористической деятельности, преследующей политические цели...
Каждое государство не должно ничем пренебрегать в деле предупреждения и репрессии террористических актов и оказания в этих целях помощи тем правительствам, которые за ней обратятся» [8]. В 1937 г. Лига Наций пыталась дать свое определение террористического акта как «преступные действия против государства с целью вызвать страх у определенных людей или группы населения».
Формы и методы борьбы с кибертерроризма достаточно подробно регламентированы в законодательстве большинства зарубежных стран (США, КНР, Великобритания и др.).
Однако киберпреступники постоянно совершенствуют свою деятельность, появляются все новые формы проявления терроризма в сети Интернет, новые способы устрашения населения, новые методы воздействия на сознание людей. Вместе с тем и структура ки-берпреступности заметно различается в разных странах в зависимости от характера и степени развития в них информационных технологий, распространения сети Интернет, использования электронных сервисов и электронной коммерции и т.п. Указанное обуславливает необходимость постоянного обновления, совершенствования и корректировки действующего антитеррористического национального и международного законодательства.
В настоящее время на международном уровне в целях противодействия кибертерроризму приняты Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма [1], Европейская Конвенция о пресечении терроризма 1977 г. [2], призванные обеспечить безопасность международного сообщества и неотвратимость уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты.
Значимая роль в противодействии кибертерроризму на международном уровне отводится Конвенции Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации, принятая в 2001 г. [3] В ней определено понятие киберпреступлений, под которое подпадают «правонарушения, совершенные в информационной среде или против информационных ресурсов, или с помощью информационных средств, а также подробно описаны проблемы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуации, когда преступник и жертва находятся в разных странах и подчиняются разным законодательствам».
Сложность противостояния кибертерроризму обусловлена рядом факторов, к которым ряд авторов относит:
«- во-первых, пространство Интернета крайне обширно - предугадать характер информации, время, место, автора и ее цель практически невозможно. Современные технологии позволяют лишь частично отследить первоочередную информацию. Однако ряд программных средств, доступных обычному пользователю, позволяют обойти и эти технологии;
- во-вторых, террористы могут использовать для загрузки своих материалов ресурсы, не требующие регистрирующих данных, и, кроме того, популяризировать ссылки на них через социальные сети. В этом случае появляется масса пользователей, которые, просматривая новостные ленты, случайно получают доступ к тому или иному материалу;
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
- в-третьих, вероятность того, что опубликованный где-либо материал сразу же обнаружат и удалят, крайне мала;
- в-четвертых, единой законодательной базы, регулирующей содержание контента Интернета, пока не существует, хотя попытки ее создания предпринимались уже не раз» [5].
Правительства большинства зарубежных государств обеспокоены растущим уровнем киберугроз и компьютерной преступности, в связи с чем принимают специальные меры по их нейтрализации. Можно констатировать, что уже сегодня на международном уровне наработан определенный положительный опыт борьбы с кибертерроризмом.
Так, например, в Великобритании недавно вступил в действие закон о терроризме, призванный ужесточить борьбу с различными группировками, которые используют территорию Соединенного Королевства для своей деятельности. В соответствии с ним, «в случае взлома хакерами компьютерной системы, обеспечивающей национальную безопасность страны, а также попыток с их стороны каким-либо образом оказать воздействие на государственные структуры или угрожать обществу, они могут быть обвинены в терроризме со всеми вытекающими последствиями» [5].
Соединенные Штаты Америки достигли значительных успехов в сфере борьбы с терроризмом в сети Интернет, инициировав принятие в документа «Всеобъемлющая межамериканская стратегия кибербезо-пасности: многоаспектный и комплексный подход к созданию кибербезопасности», который подчеркивает необходимость правовой гармонизации в сфере ки-берпреступлений, считает необходимым предусмотреть в национальных законодательствах стран - участниц Организации американских государств преступления, зафиксированные в европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации.
После трагических событий 11 сентября 2001 года был утвержден закон «Об объединении и укреплении Америки путем задействования полномочий и инструментов, необходимых для борьбы с терроризмом», в соответствии с которым любое действие, которое ведет к нарушению работы персонального компьютера или незаконному проникновению в компьютер, классифицируется как терроризм, а провайдер (компания, представляющая доступ в Интернет) обязан по требованию ФБР предоставить всю известную ему информацию о пользователе.
Помимо этого Национальная стратегия внутренней безопасности США дополнена разделом «Защита государственного и частного секторов Интернета в США», положения которого свидетельствуют о необходимости защиты Интернет-пространства от действий террористов [6].
По мнению американских экспертов, выявлен ряд проблемных вопросов по противодействию кибертер-роризму:
- недостаток квалифицированных кадров, пробелы в законодательстве;
- технологические трудности;
- сложность идентификации виновных лиц;
- недооценка масштабов последствий преступных деяний;
- недостаточное международное сотрудничество.
В Китайской Народной Республике Правительство имеет технические возможности блокировать сайты, на которых появляется информация, идущая вразрез с законами КНР, введена обязательная регистрация
пользователей в Интернет-кафе, действует Интернет-полиция, которая выявляет противозаконный контент, появляющийся в сети, предусматривается установка на все компьютеры Интернет-фильтров, которые должны отсеивать сайты с ненадлежащим содержанием.
Эксперты отмечают, что для «решения проблем борьбы с киберпреступностью объединяются международные сообщества. Свидетельством тому является проходившее в апреле 2012 года совещание в Астане стран - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где был подписан Протокол о сотрудничестве, который определил основные направления взаимодействия МВД России и министерств общественной безопасности стран ШОС на ближайшую перспективу, а также были определены меры по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий и противоправного пользования интернетом» [9].
Немаловажное значение в вопросах противодействия кибертерроризму отводится международному сотрудничеству, которое включает деятельность государств по различным направлениям:
«- признание опасности определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения;
- помощь в розыске скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству;
- помощь в получении необходимых материалов по уголовному делу;
- изучение проблем преступности и борьбы с ней, вопросов пенитенциарной системы;
- оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности;
- обмен информацией» [4].
Вместе с тем, в настоящее время при ООН в рамках Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий действует Рабочая группа по борьбе с использованием Интернета в террористических целях, которая «занимается выявлением заинтересованных сторон и партнеров и объединением их усилий по борьбе со злоупотреблениями Интернетом в террористических целях, в том числе использованием сети с целью радикализации, вербовки, подготовки, оперативного планирования, сбора средств и других целей. В сотрудничестве с государствами-членами Рабочая группа изучает методы использования террористами сети Интернет, определяет масштабы создаваемой этим угрозы и изучает возможные действия по противодействию этой угрозе на национальном, региональном и глобальном уровнях, включая определение той роли, которую может играть в этой области ООН, без ущерба для прав человека, основных ценностей и открытого характера самого Интернета». Популяризация крупных международных и внутригосударственных Интернет-сайтов вызывает интерес и обеспокоенность со сторон большинства современных государств и органов, компетентных в сфере безопасности. Наглядным примером являются ограничения на использование социальных сетей, вводимые в США.
Их блокировку ощущают, прежде всего, работники военных объектов, военнослужащие баз в Афганистане и Ираке, причем работа частных провайдеров серьезно затрудняет, а порой и сводит на нет такие ограничения.
Следует отметить, что в США успешно функционирует правительственная организация «Национальный
центр по противодействию терроризму». Задачами этой организации являются:
- интегрирующая функция по противодействию экстремизму в масштабе всего государства;
- выработка для высшего руководства страны стратегических решений по борьбе с экстремизмом;
- стратегическое оперативное планирование.
Эта организация обладает базой данных об экстремистах на 100 тысяч человек. Фактически это досье на подозрительных физических лиц, в которое включены их фото, привычки, пищевые пристрастия и т.д.
Анализируя зарубежное законодательство о противодействии кибертерроризму П.Н. Кобец резюмирует, что «этот опыт может быть полезен для совершенствования российского законодательства, в части пере-нятия отдельных законодательно-технических приемов, используемых парламентами этих стран, о наделении особой компетенцией органов, занимающихся расследованием террористических преступлений, о праве жертв террористических актов на материальную компенсацию за причиненный им ущерб, а также о возможных мерах по предупреждению террористических актов, что в совокупности, как показывает имеющийся опыт, может играть определенную позитивную роль» [7].
Однако опыт не всех, даже европейских государств, возможно имплементировать в отечественное законодательство, даже в части законодательно-технических приемов, что объясняется не только различием в политическом устройстве, культурных традициях, но и в принадлежности отдельных государств, таких, например, как Великобритания, к англосаксонской системе права. Несмотря на это, мы должны ставить перед собой задачи по объединению усилий в сфере противодействия терроризму и экстремизму не только в России, но за рубежом.
Становится все более очевидным, что угроза кибер-терроризма является актуальной проблемой современности глобального характера, причем она будет неуклонно нарастать по мере развития и распространения информационных технологий. Поэтому эффективное международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий кибератак на государственные, жизненно важные, экологически уязвимые и другие объекты имеет все большее значе-ние[11].
Список литературы:
1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 90 -94
2. Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N 90) (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) (с изм. от 15.05.2003) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
3. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 6-8
5. Завьялов С. Зарубежный опыт в области борьбы с пропагандой терроризма в интернете // Зарубежное военное образование. 2014. №4.
6. Каскарбаева З.А. Правовое обеспечение борьбы с компьютерным терроризмом // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4) . С. 460.
7. Кобец П.Н. Законодательные основы предупреждения терроризма в европейских странах и необходимость
совершенствования российского законодательства с учетом международного опыта // Международное публичное и частное право. 2009. N 1. С. 3.
8. Лебедев А.С. Роль ООН в борьбе с терроризмом // Обозреватель-OBSERVER. 2008. № 5. С. 47.
9. Овчинников О.А. Научное обеспечение правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 34.
10. Селико Ю., Прохоров А. Internet - отмычка для компьютера // Компьютер-пресс. 2002. № 3. С. 58.
11. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А.Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел по предотвращению экстремистских проявлений. // В сборнике: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 226-229.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму»
Одним из главных факторов развития государства и общества является производство и использование информации. В современных условиях информация играет ключевую роль в функционировании не только общественных и государственных институтов, но и жизнедеятельности каждого человека. Компьютеры и телекоммуникационные системы активно используются для решения широкого круга социальных задач, проблем обеспечения национальной безопасности и межличностного общения.
Вместе с тем стремительное развитие информатизации привело к появлению новых видов преступлений, среди которых особую озабоченность вызывает компьютерный терроризм (кибертерроризм).
Существенная опасность кибертерроризма как общественного явления приводит к необходимости принятия государством действенных мер по противодействию подобного рода преступлениям.
В этой связи значимость и актуальность представленной для рецензирования статьи не вызывает сомнения.
Автором проведена существенная работа по изучению особенностей противодействия кибертерроризму в современных условиях. Отмечается, что природа кибертер-роризма качественно отличается от общепринятого понятия терроризма, сохраняя лишь стержень этого явления, признаки и схожие цели. При этом автор справедливо полагает, что в будущем произойдет изменение в динамике целей компьютерного терроризма, с чем, безусловно, нельзя не согласиться, поскольку наблюдается тенденция постоянного развития и совершенствования информационно-коммуникационных технологий.
Автором рассматриваются особенности противодействия кибертерроризму в Российской Федерации. Исследуется правовая база противодействия преступлениям в компьютерной сфере, однако отмечается ее недостаточность для успешного решения названных проблем, в связи с чем автором предлагаются направления противодействия кибертерроризму посредством правового регулирования. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов защиты информации и информационных технологий, безопасности пользователей сети «Интернет».
В целом, статья «Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму» отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода научным работам, и может быть опубликована в открытой печати.
Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности СКИ (ф) КРУ МВД России полковник полиции А.Ю.Тутуков