Научная статья на тему 'Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму'

Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1366
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна

В настоящее время развитие сети «Интернет» оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни, предоставляя огромное количество информации любому пользователю и поощряя ее создание и распространение. Особой популярностью среди пользователей сети «Интернет» пользуются социальные сети, которое представляют собой новое значимое явление не только в сетевом пространстве, но и в современном социуме. На их развитие влияют многие составляющие: возможность самореализации для большого количества людей, особые условия для участия их в жизни современного общества, в формировании новостного потока, а также создании уникальных произведений литературных, изобразительных и аудиовизуальных. В связи с этим обеспечение адекватных форм противодействия распространению запрещенной законом информации, в том числе и в социальных сетях, стало насущной потребностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING CYBERTRORRISM

Currently, the development of the Internet network has a significant impact on all areas of public life, providing a huge amount of information to any user and encouraging its creation and distribution. Especially popular with the Internet users are social networks, which represent a new significant phenomenon not only in the network space, but also in the modern society. Their development is influenced by many components: the possibility of self-realization for a large number of people, special conditions for their participation in the life of modern society, the formation of the news flow, and the creation of unique works literary, visual and audiovisual. In this regard, the provision of adequate forms of countering the dissemination of information prohibited by law, including in social networks, has become an urgent need.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму»

1.19. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ

Геляхова Лейла Абдуллаховна, канд. юрид. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]

Аннотация: В настоящее время развитие сети «Интернет» оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни, предоставляя огромное количество информации любому пользователю и поощряя ее создание и распространение. Особой популярностью среди пользователей сети «Интернет» пользуются социальные сети, которое представляют собой новое значимое явление не только в сетевом пространстве, но и в современном социуме. На их развитие влияют многие составляющие: возможность самореализации для большого количества людей, особые условия для участия их в жизни современного общества, в формировании новостного потока, а также создании уникальных произведений - литературных, изобразительных и аудиовизуальных.

В связи с этим обеспечение адекватных форм противодействия распространению запрещенной законом информации, в том числе и в социальных сетях, стало насущной потребностью.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, международное противодействие, глобализация, преступность.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING

CYBERTRORRISM Gelyahova Leyla Abdullahovna, PhD at law. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: organization of Law enforcement. E-mail: [email protected]

Annotation: Currently, the development of the Internet network has a significant impact on all areas of public life, providing a huge amount of information to any user and encouraging its creation and distribution. Especially popular with the Internet users are social networks, which represent a new significant phenomenon not only in the network space, but also in the modern society. Their development is influenced by many components: the possibility of self-realization for a large number of people, special conditions for their participation in the life of modern society, the formation of the news flow, and the creation of unique works - literary, visual and audiovisual.

In this regard, the provision of adequate forms of countering the dissemination of information prohibited by law, including in social networks, has become an urgent need. Keywords: terrorism, extremism, international opposition, globalization, crime.

Кибертерроризм признается проблемой не отдельно взятого государства, а всего мирового сообщества в целом. Противодействие кибертерроризму в развитых странах является одной из важнейших задач, обеспечивающих внутреннюю безопасность государства.

10 декабря 1934 г. Совет Лиги Наций, предшественницы ООН, принял решение, в котором говорилось,

что «на всех государствах лежит обязанность не поощрять и не терпеть на своей территории никакой террористической деятельности, преследующей политические цели...

Каждое государство не должно ничем пренебрегать в деле предупреждения и репрессии террористических актов и оказания в этих целях помощи тем правительствам, которые за ней обратятся» [8]. В 1937 г. Лига Наций пыталась дать свое определение террористического акта как «преступные действия против государства с целью вызвать страх у определенных людей или группы населения».

Формы и методы борьбы с кибертерроризма достаточно подробно регламентированы в законодательстве большинства зарубежных стран (США, КНР, Великобритания и др.).

Однако киберпреступники постоянно совершенствуют свою деятельность, появляются все новые формы проявления терроризма в сети Интернет, новые способы устрашения населения, новые методы воздействия на сознание людей. Вместе с тем и структура ки-берпреступности заметно различается в разных странах в зависимости от характера и степени развития в них информационных технологий, распространения сети Интернет, использования электронных сервисов и электронной коммерции и т.п. Указанное обуславливает необходимость постоянного обновления, совершенствования и корректировки действующего антитеррористического национального и международного законодательства.

В настоящее время на международном уровне в целях противодействия кибертерроризму приняты Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма [1], Европейская Конвенция о пресечении терроризма 1977 г. [2], призванные обеспечить безопасность международного сообщества и неотвратимость уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты.

Значимая роль в противодействии кибертерроризму на международном уровне отводится Конвенции Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации, принятая в 2001 г. [3] В ней определено понятие киберпреступлений, под которое подпадают «правонарушения, совершенные в информационной среде или против информационных ресурсов, или с помощью информационных средств, а также подробно описаны проблемы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуации, когда преступник и жертва находятся в разных странах и подчиняются разным законодательствам».

Сложность противостояния кибертерроризму обусловлена рядом факторов, к которым ряд авторов относит:

«- во-первых, пространство Интернета крайне обширно - предугадать характер информации, время, место, автора и ее цель практически невозможно. Современные технологии позволяют лишь частично отследить первоочередную информацию. Однако ряд программных средств, доступных обычному пользователю, позволяют обойти и эти технологии;

- во-вторых, террористы могут использовать для загрузки своих материалов ресурсы, не требующие регистрирующих данных, и, кроме того, популяризировать ссылки на них через социальные сети. В этом случае появляется масса пользователей, которые, просматривая новостные ленты, случайно получают доступ к тому или иному материалу;

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

- в-третьих, вероятность того, что опубликованный где-либо материал сразу же обнаружат и удалят, крайне мала;

- в-четвертых, единой законодательной базы, регулирующей содержание контента Интернета, пока не существует, хотя попытки ее создания предпринимались уже не раз» [5].

Правительства большинства зарубежных государств обеспокоены растущим уровнем киберугроз и компьютерной преступности, в связи с чем принимают специальные меры по их нейтрализации. Можно констатировать, что уже сегодня на международном уровне наработан определенный положительный опыт борьбы с кибертерроризмом.

Так, например, в Великобритании недавно вступил в действие закон о терроризме, призванный ужесточить борьбу с различными группировками, которые используют территорию Соединенного Королевства для своей деятельности. В соответствии с ним, «в случае взлома хакерами компьютерной системы, обеспечивающей национальную безопасность страны, а также попыток с их стороны каким-либо образом оказать воздействие на государственные структуры или угрожать обществу, они могут быть обвинены в терроризме со всеми вытекающими последствиями» [5].

Соединенные Штаты Америки достигли значительных успехов в сфере борьбы с терроризмом в сети Интернет, инициировав принятие в документа «Всеобъемлющая межамериканская стратегия кибербезо-пасности: многоаспектный и комплексный подход к созданию кибербезопасности», который подчеркивает необходимость правовой гармонизации в сфере ки-берпреступлений, считает необходимым предусмотреть в национальных законодательствах стран - участниц Организации американских государств преступления, зафиксированные в европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации.

После трагических событий 11 сентября 2001 года был утвержден закон «Об объединении и укреплении Америки путем задействования полномочий и инструментов, необходимых для борьбы с терроризмом», в соответствии с которым любое действие, которое ведет к нарушению работы персонального компьютера или незаконному проникновению в компьютер, классифицируется как терроризм, а провайдер (компания, представляющая доступ в Интернет) обязан по требованию ФБР предоставить всю известную ему информацию о пользователе.

Помимо этого Национальная стратегия внутренней безопасности США дополнена разделом «Защита государственного и частного секторов Интернета в США», положения которого свидетельствуют о необходимости защиты Интернет-пространства от действий террористов [6].

По мнению американских экспертов, выявлен ряд проблемных вопросов по противодействию кибертер-роризму:

- недостаток квалифицированных кадров, пробелы в законодательстве;

- технологические трудности;

- сложность идентификации виновных лиц;

- недооценка масштабов последствий преступных деяний;

- недостаточное международное сотрудничество.

В Китайской Народной Республике Правительство имеет технические возможности блокировать сайты, на которых появляется информация, идущая вразрез с законами КНР, введена обязательная регистрация

пользователей в Интернет-кафе, действует Интернет-полиция, которая выявляет противозаконный контент, появляющийся в сети, предусматривается установка на все компьютеры Интернет-фильтров, которые должны отсеивать сайты с ненадлежащим содержанием.

Эксперты отмечают, что для «решения проблем борьбы с киберпреступностью объединяются международные сообщества. Свидетельством тому является проходившее в апреле 2012 года совещание в Астане стран - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где был подписан Протокол о сотрудничестве, который определил основные направления взаимодействия МВД России и министерств общественной безопасности стран ШОС на ближайшую перспективу, а также были определены меры по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий и противоправного пользования интернетом» [9].

Немаловажное значение в вопросах противодействия кибертерроризму отводится международному сотрудничеству, которое включает деятельность государств по различным направлениям:

«- признание опасности определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения;

- помощь в розыске скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству;

- помощь в получении необходимых материалов по уголовному делу;

- изучение проблем преступности и борьбы с ней, вопросов пенитенциарной системы;

- оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности;

- обмен информацией» [4].

Вместе с тем, в настоящее время при ООН в рамках Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий действует Рабочая группа по борьбе с использованием Интернета в террористических целях, которая «занимается выявлением заинтересованных сторон и партнеров и объединением их усилий по борьбе со злоупотреблениями Интернетом в террористических целях, в том числе использованием сети с целью радикализации, вербовки, подготовки, оперативного планирования, сбора средств и других целей. В сотрудничестве с государствами-членами Рабочая группа изучает методы использования террористами сети Интернет, определяет масштабы создаваемой этим угрозы и изучает возможные действия по противодействию этой угрозе на национальном, региональном и глобальном уровнях, включая определение той роли, которую может играть в этой области ООН, без ущерба для прав человека, основных ценностей и открытого характера самого Интернета». Популяризация крупных международных и внутригосударственных Интернет-сайтов вызывает интерес и обеспокоенность со сторон большинства современных государств и органов, компетентных в сфере безопасности. Наглядным примером являются ограничения на использование социальных сетей, вводимые в США.

Их блокировку ощущают, прежде всего, работники военных объектов, военнослужащие баз в Афганистане и Ираке, причем работа частных провайдеров серьезно затрудняет, а порой и сводит на нет такие ограничения.

Следует отметить, что в США успешно функционирует правительственная организация «Национальный

центр по противодействию терроризму». Задачами этой организации являются:

- интегрирующая функция по противодействию экстремизму в масштабе всего государства;

- выработка для высшего руководства страны стратегических решений по борьбе с экстремизмом;

- стратегическое оперативное планирование.

Эта организация обладает базой данных об экстремистах на 100 тысяч человек. Фактически это досье на подозрительных физических лиц, в которое включены их фото, привычки, пищевые пристрастия и т.д.

Анализируя зарубежное законодательство о противодействии кибертерроризму П.Н. Кобец резюмирует, что «этот опыт может быть полезен для совершенствования российского законодательства, в части пере-нятия отдельных законодательно-технических приемов, используемых парламентами этих стран, о наделении особой компетенцией органов, занимающихся расследованием террористических преступлений, о праве жертв террористических актов на материальную компенсацию за причиненный им ущерб, а также о возможных мерах по предупреждению террористических актов, что в совокупности, как показывает имеющийся опыт, может играть определенную позитивную роль» [7].

Однако опыт не всех, даже европейских государств, возможно имплементировать в отечественное законодательство, даже в части законодательно-технических приемов, что объясняется не только различием в политическом устройстве, культурных традициях, но и в принадлежности отдельных государств, таких, например, как Великобритания, к англосаксонской системе права. Несмотря на это, мы должны ставить перед собой задачи по объединению усилий в сфере противодействия терроризму и экстремизму не только в России, но за рубежом.

Становится все более очевидным, что угроза кибер-терроризма является актуальной проблемой современности глобального характера, причем она будет неуклонно нарастать по мере развития и распространения информационных технологий. Поэтому эффективное международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий кибератак на государственные, жизненно важные, экологически уязвимые и другие объекты имеет все большее значе-ние[11].

Список литературы:

1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 90 -94

2. Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N 90) (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) (с изм. от 15.05.2003) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.

3. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 6-8

5. Завьялов С. Зарубежный опыт в области борьбы с пропагандой терроризма в интернете // Зарубежное военное образование. 2014. №4.

6. Каскарбаева З.А. Правовое обеспечение борьбы с компьютерным терроризмом // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4) . С. 460.

7. Кобец П.Н. Законодательные основы предупреждения терроризма в европейских странах и необходимость

совершенствования российского законодательства с учетом международного опыта // Международное публичное и частное право. 2009. N 1. С. 3.

8. Лебедев А.С. Роль ООН в борьбе с терроризмом // Обозреватель-OBSERVER. 2008. № 5. С. 47.

9. Овчинников О.А. Научное обеспечение правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 34.

10. Селико Ю., Прохоров А. Internet - отмычка для компьютера // Компьютер-пресс. 2002. № 3. С. 58.

11. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А.Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел по предотвращению экстремистских проявлений. // В сборнике: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 226-229.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму»

Одним из главных факторов развития государства и общества является производство и использование информации. В современных условиях информация играет ключевую роль в функционировании не только общественных и государственных институтов, но и жизнедеятельности каждого человека. Компьютеры и телекоммуникационные системы активно используются для решения широкого круга социальных задач, проблем обеспечения национальной безопасности и межличностного общения.

Вместе с тем стремительное развитие информатизации привело к появлению новых видов преступлений, среди которых особую озабоченность вызывает компьютерный терроризм (кибертерроризм).

Существенная опасность кибертерроризма как общественного явления приводит к необходимости принятия государством действенных мер по противодействию подобного рода преступлениям.

В этой связи значимость и актуальность представленной для рецензирования статьи не вызывает сомнения.

Автором проведена существенная работа по изучению особенностей противодействия кибертерроризму в современных условиях. Отмечается, что природа кибертер-роризма качественно отличается от общепринятого понятия терроризма, сохраняя лишь стержень этого явления, признаки и схожие цели. При этом автор справедливо полагает, что в будущем произойдет изменение в динамике целей компьютерного терроризма, с чем, безусловно, нельзя не согласиться, поскольку наблюдается тенденция постоянного развития и совершенствования информационно-коммуникационных технологий.

Автором рассматриваются особенности противодействия кибертерроризму в Российской Федерации. Исследуется правовая база противодействия преступлениям в компьютерной сфере, однако отмечается ее недостаточность для успешного решения названных проблем, в связи с чем автором предлагаются направления противодействия кибертерроризму посредством правового регулирования. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов защиты информации и информационных технологий, безопасности пользователей сети «Интернет».

В целом, статья «Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму» отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода научным работам, и может быть опубликована в открытой печати.

Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности СКИ (ф) КРУ МВД России полковник полиции А.Ю.Тутуков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.