Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах противодействия кибертерроризму'

К вопросу о проблемах противодействия кибертерроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1369
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИГИЛ / GLOBAL INFORMATIONAL SPACE / THE INTERNET / CYBERTERRORISM / CYBERSPACE / ISIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кошечкина Елена Александровна

Процессы глобальной информатизации привели к существенным трансформациям общества в XXI веке. Современный терроризм успешно использует новейшие технологические достижения человечества. Взятые на вооружение актуальные методики в области коммуникаций (социальные сети, SMM-работа, интернет-пропаганда и т.п.) позволяют расширять свою аудиторию во всемирной сети, осуществлять интернет-вербовки сторонников вне зависимости от их местонахождения, наполнять выгодным контентом медийное поле. В статье рассмотрены актуальные вопросы борьбы с проявлениями терроризма в глобальном информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about problems of countering cybercrime

Global information system development has led to significant transformation of society in the 21-st century. Modern terrorism successfully uses the latest technological achievements of mankind. Up-to-date techniques in the field of communications (social media, SMM-work, the Internet promotion, etc.) allow to expanding its audience in a worldwide network and carry Internet recruiting supporters, regardless of their location, fill media field with profitable content. The article studies the current issues of countering extremism and terrorism manifestations in the global informational space.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах противодействия кибертерроризму»

УДК 93/94+323/324+004+364

Е. А. КОШЕчКИНА

Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А. С. Пушкина, г. Луга

к вопросу о проблемах

противодействия

кибертерроризму

Процессы глобальной информатизации привели к существенным трансформациям общества в XXI веке. Современный терроризм успешно использует новейшие технологические достижения человечества. Взятые на вооружение актуальные методики в области коммуникаций (социальные сети, SMM-работа, интернет-пропаганда и т.п.) позволяют расширять свою аудиторию во всемирной сети, осуществлять интернет-вербовки сторонников вне зависимости от их местонахождения, наполнять выгодным контентом медийное поле. В статье рассмотрены актуальные вопросы борьбы с проявлениями терроризма в глобальном информационном пространстве.

Ключевые слова: глобальное информационное пространство, сеть Интернет, кибертерроризм, киберпространство, ИГИЛ.

Как известно, XXI век — это век информационных технологий, ряд исследователей утверждает, что мы живем в эпоху перехода к так называемому «информационному обществу». Синонимов у него много, самый известный — «постиндустриальное общество», о котором впервые заговорил в 1959 г. Д. Белл. Однако большинство ученых употребляет термины, так или иначе связанные с распространением информации. Вот далеко не полный перечень терминов, которыми обозначают современный этап развития человечества. «Технократическое программированное общество» (А. Турен), «футуриан-ское общество» (Р. Прехода), «активное общество» (А. Этциони), «электронное общество» (М. Мори-шима), «информационное общество» (Т. Умесао и Д, Лион, Г. М. Маклюэн, И. Масуда, Дж. Мак-гейл, А. Норманн), «экспериментальное общество» (Л. Сейкс, М. Фаин), «информациональное общество», «сетевое общество» (М. Кастельс), «общество постматериальных ценностей» (Р. Инглехарт) и др. [1, с. 10].

Легко заметить, что большинство из них так или иначе связано с распространением информационных технологий. Даже уже упомянутый Д. Белл главной характеристикой «постиндустриализма» считал научные открытия и процесс технологиза-ции, то есть на первое место даже в экономике выходит наука и информация, как главная движущая и производительная сила.

Современная жизнь просто пронизана информационными технологиями. Мало кто себе сейчас представляет жизнь без сети Internet. Масштабы произошедшей информационной революции представить сложно. Ведь за последние десятилетия все системы государства: от политической до транспортной оказались полностью зависимы от информационных технологий.

Обычные люди замечают удобство интернет-банкинга, покупок посредством ПК, возможность общения через глобальную сеть с теми, кто находится на огромном расстоянии от них, легкость нахождения любой информации на просторах

глобальной сети и пр. Но мало кто представляет себе, что, например, те же поставки электроэнергии, работа общественного транспорта, работа обычных бытовых служб на сегодняшний день напрямую связана с сетевыми ресурсами. Не говоря уже о государственных структурах. И в этом кроется основная опасность.

Удобство использования высоких технологий в разных отраслях жизни и деятельности общества провоцирует легкость нанесения ударов через глобальную сеть. И здесь уже речь идет о так называемом «кибертерроризме». Эта тема изучена на сегодняшний день недостаточно. Сложность представляет уже сам термин. Ведь теоретически можно считать кибератакой любое, пусть даже самое небольшое нападение на любой сайт в сети. Но нужно четко отличать тех, кто намеренно атаковал веб-страницу какой-либо компании или даже государственной структуры, таким образом высказывая свой протест, от деятельности группы, которая исповедует экстремистские взгляды и считается террористической, стремясь через глобальную сеть причинить как можно больший вред людям и окружающей среде.

Например, посредством Internet-ресурсов нарушив деятельность атомной электростанции или нефтяной платформы либо полностью парализовав работу транспорта и пр. Да, и в том, и в другом случае мы имеем дело с киберпреступлениями, подлежащими уголовной ответственности. Но последствия по масштабам несопоставимы, а следовательно, и ответ властей должен быть адекватным.

Кроме того, на сегодняшний день через глобальную сеть Internet легко формировать группы активистов, которые в дальнейшем могут совершать террористические атаки в реальной жизни. При этом заказчик может остаться неизвестным. Запрещенное во многих странах Исламское государство (ИГИЛ) последнее время сторонников набирает именно в сети, что требует отдельного рассмотрения и адекватного ответа, в первую очередь в законодательной области.

Современные террористические организации, подобные ИГИЛ, активно используют сетевые технологии. Поскольку на данный момент это наименее финансово затратный способ совершения терактов или подготовки к ним. Ведь для того, чтобы совершить кибератаку, которая приведет к серьезнейшим последствиям, либо сформировать действующую террористическую группу на территории конкретной страны (при этом находясь за много тысяч километров от нее), либо координировать действия нескольких террористических групп, достаточно иметь персональный компьютер и доступ в сеть Internet. Легкость совершения киберпресту-плений и фактическое отсутствие уголовной ответственности — это главные причины динамичного развития кибертерроризма.

Существующие шаблоны позволяют за минуты создать собственный сайт, легко сменить его адрес в случае необходимости, либо поменять формат. Если обратиться к статистике, то можно заметить, насколько возросло количество киберпреступлений за последние годы. Если 20 лет назад лишь половина из террористических групп, которые были внесены в список террористических организаций, имели собственные страницы в сети Internet, то сегодня выбор террористических сайтов огромен. Вот лишь некоторые из них: «СендероЛуминосо» и «ТупакаАмару» (Перу), всем известное движение «Талибан», «Тамильское движение сопротивления», террористические организации стран СНГ, «Аль-Каида», «Хезболла», «Хамас», «Организация Абу Нидаля», «Черные Тигры» и многие другие фактически свободно пропагандируют свои взгляды, не говоря уже об использовании глобальной сети для нанесения ударов по объектам национальной инфраструктуры.

Об использовании социальных сетей «ВКонтак-те», «Инстаграмм», «Твиттер», «Одноклассники» и пр. для привлечения сторонников и вербовки потенциальных исполнителей терактов написано уже множество научных статей [2, с. 198 — 200].

Причины интереса террористических организаций к социальным сетям достаточно просты. И речь идет не только о легкости контактов вне границ, но и о таких факторах, как возможность осуществлять работу в разных направлениях, например, адресное, точечное воздействие. Либо, напротив, производить широкую безадресную работу на все возможные аудитории. Особенно легким представляется путь воздействия на молодежь. Поскольку в социальных сетях присутствуют в открытом доступе личные данные и даже сфера интересов, то легко делать целенаправленное распространение материалов с точечным воздействием, рассчитанным на конкретную целевую аудиторию. А молодые люди до 18 лет представляют собой особую группу ввиду неустойчивости психики и легкости внушаемости. Поэтому продвижение идей терроризма, экстремизма, религиозного фанатизма среди молодежи становится возможным именно через социальные сети.

Кроме того, социальные сети позволяют учесть такой немаловажный компонент, как национальность целевой аудитории. И пропаганда в каждом конкретном регионе посредством глобальной сети Internet идет с учетом национальной и культурной специфики. Последнее время запрещенная в России группировка ИГИЛ ведет свою подрывную деятельность в сегменте социальных сетей стран СНГ, полностью используя региональные особенно-

сти проживающих на данной территории народов. Главной целью, по признанию специалистов, является склонение граждан конкретных стран СНГ к принятию радикальных взглядов и выезду в Сирию для участия в боевых действиях на стороне Исламского государства.

И работа террористических организаций в сети более чем эффективна. По данным Национального антитеррористического комитета России в 2016 г. только на территории нашего государства были обнаружены почти 30 тысяч интернет-ресурсов экстремистского и террористического толка [3].

Уже упомянутое Исламское государство на сегодняшний день владеет медийными компаниями, которые сумели охватить огромную аудиторию. А начинались их медийные проекты с видеороликов очень плохого качества основателя ИГИЛ. Но их ставка на инновации сделала свое дело. Охват целевой аудитории в социальных сетях, в первую очередь в Твиттере и Фэйсбуке, проникновение в программы для мгновенного обмена сообщениями — Те1едгати Surespot, множество интернет-сайтов экстремистского содержания. При этом нет единого медиа-центра, действует политика эффективной децентрализации, то есть существует множество автономных друг от друга медиа-групп, охватывающих огромную территорию: от Африки до Северного Кавказа.

Согласно исследованиям, только в 2015 г. ежедневно ИГИЛ производила наполнение медиа-контента, включая видеоролики, документальные фильмы, фотоколлажи, музыку (в целом порядка 40 единиц в день). То есть все то, что активно потребляется пользователями глобальной сети.

Исламское государство использует все возможные маркетинговые ходы и следит за инновациями в медиасфере. Создатель ИГИЛ начинал с видеороликов о собственных зверствах, но сегодня лишь небольшой процент материалов содержит данные, связанные с жестокостью. Большинство медиа-проектов ИГИЛ направлены на пропаганду улучшения инфраструктуры, развитие экономики, культуры, религии. Естественно, при условии прихода к власти сторонников Исламского государства. Подобная пропаганда направлена на то, чтобы убедить неофитов в стабильности Исламского государства и его эффективном развитии.

Кроме того, ИГИЛ впервые за все существование террористических организаций в сети Internet пошла на беспрецедентный шаг — провозгласила максимальную открытость организации. В отличие от Аль-Каиды, ИГИЛ не стала контролировать собственные группы в социальных сетях, отдав их на откуп частным лицам, которые формально не были никак связаны с Исламским государством. В результате подобной политики ИГИЛ превратилось в «модный бренд», подогреваемый средствами массовой информации.

Кроме того, нацеленность на рядовых «зрителей» дает ИГИЛ возможность конкурировать с модными медиа-проектами современности. Медиа-стратегия Исламского государства построена с учетом стремления мира современных технологий к прозрачности. Больше нет секретности и закрытых арабоязычных форумов, есть открытые действия в рамках самых знаменитых интернет-проектах, то есть полная публичность.

При этом нужно сказать, что официальные каналы противодействия оказываются неэффективными. Например, власти США уже год назад признали

низкую степень эффективности противодействия ИГИЛ в социальных сетях. По данным госдепартамента США необходимо полностью пересматривать систему работы, поскольку террористы ИГИЛ более креативны и одерживают победу в информационной войне [4, с. 131 — 134].

Почему система мер, предпринимаемых властями разных стран, оказывается малоэффективной? В первую очередь, дело в том, что проблема кибер-терроризма является недавней.

Даже сам термин «кибертерроризм» относительно молодой. Впервые его употребил в 1980 г. Б. Коллин, являвшийся одним из специалистов Института Безопасности и Разведки (США, Калифорния). Применяя этот термин, он хотел обозначить возможность террористических атак в ки-берпространстве. Вслед за ним уже специалисты Федерального бюро расследований США определили кибертерроризм как преднамеренные действия, обусловленные политическими мотивами, а именно специальные атаки на информационные компьютерные системы, компьютерные программы и данные. При этом оговаривалось, что данные действия сопровождаются насилием по отношению к гражданским лицам, либо действия кибертеррористов приводят к значительному ущербу среди гражданского населения.

Таким образом, под кибертеррористические атаки теоретически подпадают и акты кибертерро-ристов, которые приводят, например, к экономическим трудностям или отключению электроэнергии, водоснабжения и пр. [5].

Современные российские исследователи дают почти аналогичные определения явлению «кибер-терроризма». Так, например, Ф. А. Усилинский под кибертерроризмом понимает действия, выражающиеся в преднамеренной, политически мотивированной атаке на информацию, обрабатываемую компьютером и компьютерными системами, создающие опасность для жизни или здоровья людей или наступления других тяжких последствий, если такие действия были содеяны с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта [6, с. 8]. Практически аналогичные определения можно найти у таких авторов, как А. А. Паненков, М. А. Ефремова и др. [7, с. 11; 8, с. 19]. Однако есть и другие точки зрения. Например, определение кибертерроризма как совокупности «противоправных действий, связанных с угрозами безопасности личности, обществу и государству, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или другими действиями с целью получения преимущества при решении политических, экономических или социальных задач, с помощью использования специального программного обеспечения в киберпространстве» [9, с. 52]. Есть еще один вариант определения данного вида преступлений: «воздействие на компьютеры, компьютерные программы, компьютерные сети или обрабатываемую ими информацию в киберпро-странстве для целей осуществления или подготовки террористического акта» [10, с. 18].

Причиной отсутствия четкой формулировки этого, безусловно, актуального вида преступлений являются, в первую очередь, пробелы в законодательстве многих стран. С одной стороны, это объяснимо, ведь первые исследования проблемы киберпреступности и разработка мер стали производиться относительно недавно.

В период с 1983 по 1985 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предприняла беспрецедентный шаг по изучению преступности в киберпространстве. Результатом работы стал доклад «Преступления, связанные с компьютером: анализ правовой политики». В нем содержались выводы по анализу современного законодательства и изложены конкретные предложения по внесению поправок в него с учетом киберпреступлений. На тот момент речи именно о терроризме не шло, ОЭСР сделало выводы о недопустимости незаконного или даже неэтичного поведения в области компьютеров в целом.

В 1985—1989 гг. была разработана Рекомендация Совета Европы за номером 89, которая содержит список правонарушений, связанных с кибер-преступлениями. Это были именно рекомендации странам-членам Евросоюза по внесению поправок в национальные законодательства. Целью являлась выработка единой стратегии уголовного преследования противоправных деяний в области компьютерных преступлений. В минимальный список преступлений попали действия преступников, которые подпадали под международную юрисдикцию и подлежали уголовному преследованию. Нужно сказать, что Рекомендация № 89 оказала благотворное влияние на изменение законодательства стран ЕС.

Организация объединенных наций неоднократно обращала внимание стран на необходимость борьбы с компьютерной преступностью, модернизации законодательств отдельных стран. Так, в 1995 г. был опубликован «Справочник ООН по предотвращению и контролю преступности, связанной с компьютерами», где были изложены результаты исследований деятельности преступных групп в сфере компьютерных правонарушений, а также проведен тщательный анализ законодательства в этой области.

Нужно отметить, что именно в 1995 г. было предпринято несколько важных шагов по разработке мер противодействия киберпреступности. Например, результатом работы совещания министров «большой восьмерки» по борьбе с терроризмом стала Декларация, в которой затрагивались также вопросы кибертерроризма [11].

В том же году первые состоялась международная конференция, организованная Интерполом. Темой конференции была компьютерная преступность. Основной вывод, который был сделан ее участниками, подчеркивал обеспокоенность международного сообщества распространением киберпреступности. В частности, обращалось внимание на отсутствие эффективных механизмов противостояния кибер-преступникам. Впоследствие подобные конференции стали регулярными. Более того, были созданы специальные рабочие группы в Европе, Азии, Африке и Северной и Южной Америке для изучения регионального опыта противодействия киберпре-ступлениям.

Год спустя все та же «Большая восьмерка» принимает пакет мер, состоящий из 40 рекомендаций по трем направлениям, одним из которых было выявление и профилактика преступлений и террористических актов, совершаемых с применением передовых технологий [12].

Предполагалось, что передовые страны разработают меры противодействия преступлениям, совершаемым с помощью передовых компьютерных технологий. В том числе речь шла и о действиях террористов, использующих сеть Internet.

Однако в течение нескольких лет все меры оставались исключительно «на бумаге», невзирая на усилия членов «Большой восьмерки». Так, в течение 1997 г. прошло несколько совещаний на уровне министров внутренних дел и министров юстиции, было принято несколько документов, декларирующих необходимость изменения законодательства и совместных мер безопасности. Управление по науке, технологии и промышленности ОЭСР подготовило доклад, в котором были отмечены трудности в развитии законодательной системы, касающиеся предотвращения и наказания за преступления, совершенные с помощью компьютерных технологий.

Важный шаг в этом направлении был сделан в 1998 г., когда по инициативе нашей страны Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию53/70. Именно там речь шла не только о киберпреступ-ности, но о кибертерроризме. О мерах противодействия данному виду преступности было упомянуто и в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (от 04.06.1999 г.)

[13].

В 2000 г. на одном из саммитов стран-членов ЕС был принят «Электронный европейский план действия», не только призвавшего скоординировать действия внутри Европейского союза, но и предлагавший рассматривать высокотехнологичные и компьютерные преступления как одну из сфер права и использовать наказания, аналогичные наказаниям за обычные преступления.

Одним из важнейших документов стала Конвенция Совета Европы о киберпреступности, принятая в 2001 г. На сегодняшний день это единственный документ такого уровня [14].

Необходимо отметить, что, несмотря на усилия, прикладываемые международным сообществом и многочисленные декларации, понятие «кибертер-роризм» законодательно закреплено лишь в двух государствах — в США и Украине.

Соединенные Штаты Америки можно считать «пионером» в сфере законодательного противодействия кибертерроризму. В 2001 г. терроризм в сфере наукоемких технологий был закреплен в «Акте 2001 г.». К кибертерроризму был отнесен достаточно широкий спектр преступлений: от ущерба, принесенного хакерами частным лицам, до вреда, причиненного государственным учреждениям [8].

Что касается нашей страны, то в 2006 г. глава государства предложил разработать глобальную стратегию по борьбе с кибертерроризмом [15]. Министерство внутренних дел активно включилось в реализацию мер по борьбе с этим видом преступности. За период 2006 — 2011 гг. было проведено более 20 научных конференций, в том числе и на международном уровне, основной темой которых была разработка совместных практических мер по защите граждан и государственных структур в сети Internet.

Нужно отметить, что, несмотря на все усилия, поправки в законодательство как стран ЕС, так и стран СНГ, которые помогли бы в борьбе с ки-бертерроризмом, так и не были внесены. И это несмотря на тот факт, что киберпреступность в целом и кибертерроризм в частности являются одним из самых значимых глобальных вызовов современности.

Помимо того, что крупнейшие террористические организации используют интернет-пространство для расширения своих сторонников, подготовки и координации актов террора, киберпреступность

приносит колоссальные убытки экономике. Так, например, в 2016 г. по признанию спецпредставителя Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности А. Крутских, убытки от киберпреступлений составили примерно $500 млрд, что сопоставимо с 1 % мирового ВВП. В 2017 году ущерб мировой экономики от участившихся кибератак может перевалить за 1 трлн долларов, а более долгосрочные прогнозы еще более неутешительны. При этом раскрываемость кибератак остается крайне низкой [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кибертерроризм уже сейчас приносит ущерба больше, чем организованная преступность. Являясь одним из глобальных вызовов человечеству, кибер-терроризм должен быть объектом пристального внимания мирового сообщества.

Для эффективного решения проблем, связанных с киберпреступностью, необходимо решить ряд задач, среди которых можно назвать следующие. Во-первых, изменение законодательства как национального, так и международного. То есть внесение поправок в уже существующие законы, либо принятие законодательных актов, регулирующих уголовно-процессуальные действия. Для справки: на сегодняшний день в нашей стране нет законодательно оформленного понятия «кибертерроризм».

Во-вторых, необходима подготовка специальных кадров, которые специализировались бы именно на киберпреступности, то есть занимались предупреждением, выявлением и раскрытием преступлений, совершенных с применением киберпростран-ства.

Третье обстоятельство напрямую связано с развитием чисто технических средств противодействия киберпреступности.

И наконец, четвертое направление. Создание системы координации и взаимодействия всех возможных служб противодействия кибертерроризму как внутри отдельного государства, так и на международном уровне. Также необходимо отметить, что действия против киберпреступности должны быть направлены, в первую очередь, на предупреждение подобных преступлений, путем целенаправленного воздействия на потоки информации. Только в этом случае информационная война, развязанная ведущими террористическими организациями в кибер-пространстве, будет прекращена.

Библиографический список

1. Курс лекций по истории для непрофильных специальностей / Под ред. О. А. Кирьяш. Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2013. 228 с.

2. Мурюкина Е. В. Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи // Медиаобразование. Media Education. 2017. № 1. C. 198-212.

3. Новостные сообщения. URL: http://ria.ru/ world/20160527/1439834739.html (дата обращения 10.08.2016).

4. Бураева Л. А. Мировой опыт противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 131-134.

5. Denning D. Е. Activism, hacktivism, and cyberterrorism: the Internet as a tool for influencing foreign policy. URL: http:// www.iwar.org.uk/cyberterror/resources/denning.htm (дата обращения: 07.08.2016).

6. Усилинский Ф. А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности // Право и кибербезопасность. 2014. № 1. С. 6-11.

7. Ефремова М. А. Уголовно-правовое обеспечение ки-бербезопасности: некоторые проблемы и пути их решения // Информационное право. 2013. № 5. С. 10 — 13.

8. Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism. Act of 2001. URL: http://www.selectagents.gov/resources/ USApatriotAct.pdf (дата обращения: 26.09.2016).

9. Асеев С. Ю., Воронцов В. А. Проблема определения кибертерроризма // Общество и цивилизация. 2016. Т. 2. С. 49-53.

10. Диденко А. И. Понятие и место кибертерроризма в уголовном праве России // Отечественная юриспруденция. 2016. № 9 (11). С. 17-21.

11. Декларация совещания министров «восьмерки» в Оттаве по борьбе с терроризмом (принята 12 декабря 1995 г.). URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=15901 (дата обращения: 18.08.2017).

12. Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.): сб. правовых актов. М., 1998. Вып. 10. 84 с.

13. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. URL: http://terroristica.info/node/84 (дата обращения: 15.08.2017).

14. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве). Будапешт, 23 ноября 2001 г. URL: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid = 4603 (дата обращения: 18.08.2017).

15. Путин призвал создать глобальный фронт по борьбе с кибертерроризмом. URL: http://www.lenta.ru/05_07_2006 (дата обращения: 26.09.2016).

кошЕчкиНА Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Адрес для переписки: sea7helena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.09.2017 г. © е. А. кошечкина

УДК 347+323/324+004

Е. А. КОШЕчКИНА С. В. НОВИКОВ

Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А. С. Пушкина, г. Луга

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КИБЕРТЕРРОРИЗМА

Статья посвящена проблемам совершенствования законодательства в сфере киберпреступности. Перечислены меры, принимаемые различными странами в целях противодействия распространению экстремизма и терроризма в сети Интернет. Особое внимание уделено законодательству РФ. Рассматриваются российская нормативно-правовая база и другие организационные меры в области противодействия кибертерроризму.

Ключевые слова: кибертерроризм, информационные технологии, киберпро-странство, противодействие киберпреступности.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что XXI век является веком революционно быстрого внедрения в различные сферы жизни компьютерных технологий. По статистике, за последние 15 лет количество пользователей глобальной сети Internet увеличилось примерно в десять раз. Почти половина мирового населения ежедневно активно пользуется глобальной сетью. На конец 2016 г. число пользователей составило почти 4 миллиарда человек. Конечно, большинство из них проживает в развитых странах, однако и развивающиеся государства мало отстают по активности использования информационных технологий [1].

Можно с уверенностью сказать, что информационные технологии стали частью нашей повседневной жизни. Но, к сожалению, вместе с несомненными плюсами от их использования в нашу жизнь

прочно входят и преступления, совершенные с помощью высоких технологий.

Проблемы киберпреступности охватывают все страны, являющиеся пользователями глобальной сети Internet, вне зависимости от места в рейтинге стран по числу пользователей компьютерными технологиями. Наиболее опасным видом кибер-преступлений считается кибертерроризм. Однако противодействовать этому виду преступных деяний оказывается сложнее всего. Причин тому несколько. В первую очередь, несогласованность в сфере самого определения данного термина. Единого понимания того, что же такое кибертерроризм, на данный момент нет. Во-вторых, далеко не все понимают, насколько велика зависимость общества и государства от информационных технологий. Компьютерная техника используются практически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.