Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (С ОСОБЫМ УЧЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (С ОСОБЫМ УЧЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное публичное право / международные договоры / международное право в системе источников права Республики Польша / правовые основы взаимоотношений Республики Польша со странами Центральной Азии / international public law / international treaties / international law in the system of the sources of law in the Republic of Poland / the legal basis of bilateral relations between the Republic of Poland and Central Asian states

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чахор Рафал Ришардович

На современном этапе договоры являются главным источником международного права и механизмом регулирования двусторонних и многосторонних отношений. Они дают возможность мирного и взаимовыгодного проведения внешней политики в области экономики, безопасности и других. Анализ количества и содержания двусторонних договоров способствует определению взаимной заинтересованности стран друг другом, выявлению главных областей сотрудничества. Настоящая публикация посвящена международно-правовой базе отношений Республики Польша со странами Центральной Азии с особым учетом Республики Казахстан. В первой части статьи установлено, что ратифицированные международно-правовые акты являются в Республике Польша источником общеобязывающего права. Среди них главную роль играют межгосударственные и межправительственные договоры и соглашения. В дальнейшей части статьи установлено, что самое большое количество двусторонних договоров Республика Польша заключила с Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан. Только с последней из них заключен договор о дружбе. Главную часть международно-правовой базы отношений Республики Польша со странами Центральной Азии составляют межправительственные соглашения, касающиеся, прежде всего, экономики и инвестиций, налогообложения и консульских вопросов. Отличительной чертой договорной базы Республики Польша и Республики Казахстан являются соглашения в области безопасности, оборонной промышленности, обмена секретными информациями, реадмиссии и сельского хозяйства. В целом, учитывая прочное и многостороннее развитие отношений между Республикой Польша и Республикой Казахстан, обоснованным кажется заключение договора о дружбе и развитии сотрудничества. Он мог бы стать отправной точкой для четвертого десятилетия официальных отношений обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS OF BILATERAL RELATIONS BETWEEN THE REPUBLIC OF POLAND AND CENTRAL ASIAN STATES (WITH A FOCUS ON THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)

Today, international treaties are the main source of international law and constitute a mechanism of regulation of bilateral and multilateral relations. International agreements provide states with an opportunity to run peaceful and profitable foreign policy in economics, security, and others. The number and the scope of bilateral agreements indicate the mutual interest of countries and reveal the main fields of cooperation. The following paper is devoted to the legal basis of bilateral relations between Poland and Central Asian republics with a particular focus on Kazakhstan. The first part of the paper argues, that ratified treaties belong in the Polish legal system to the sources of law. Among them, the crucial role play inter-state treaties and inter-government agreements. The next part of the paper reveals that the biggest number of treaties Poland has concluded with Kazakhstan and Uzbekistan. Only with the latter Poland has signed a treaty of friendship. The agreements concluded by Poland with Central Asian countries are mainly devoted to trade, investments, taxation, and consular matters. The unique feature of mutual Polish-Kazakh cooperation constitutes agreements in the fields of security, defence industry, secret information, and agriculture. In general, taking into account the strong and comprehensive cooperation between Poland and Kazakhstan, the paper asserts the need for concluding a treaty of friendship and cooperation. It could serve as a good starting point for the fourth decade of bilateral official relations.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (С ОСОБЫМ УЧЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)»

УДК 341.2

го с

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (С ОСОБЫМ УЧЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

Чахор Рафал Ришардович

Доктор политических наук, кандидат политических и юридических наук, профессор Краковской Академии им. А. Фрича Моджевского, заместитель декана Факультета права и администрации; Республика Польша, г. Краков, e-mail: rczachor@afm.edu.pl

Аннотация. На современном этапе договоры являются главным источником международного права и механизмом регулирования двусторонних и многосторонних отношений. Они дают возможность мирного и взаимовыгодного проведения внешней политики в области экономики, безопасности и других. Анализ количества и содержания двусторонних договоров способствует определению взаимной заинтересованности стран друг другом, выявлению главных областей сотрудничества.

Настоящая публикация посвящена международно-правовой базе отношений Республики Польша со странами Центральной Азии с особым учетом Республики Казахстан. В первой части статьи установлено, что ратифицированные международно-правовые акты являются в Республике Польша источником общеобязывающего права. Среди них главную роль играют межгосударственные и межправительственные договоры и соглашения. В дальнейшей части статьи установлено, что самое большое количество двусторонних договоров Республика Польша заключила с Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан. Только с последней из них заключен договор о дружбе. Главную часть международно-правовой базы отношений Республики Польша со странами Центральной Азии составляют межправительственные соглашения, касающиеся, прежде всего, экономики и инвестиций, налогообложения и консульских вопросов. Отличительной чертой договорной базы Республики Польша и Республики Казахстан являются соглашения в области безопасности, оборонной промышленности, обмена секретными информациями, реадмиссии и сельского хозяйства.

В целом, учитывая прочное и многостороннее развитие отношений между Республикой Польша и Республикой Казахстан, обоснованным кажется заключение договора о дружбе I и развитии сотрудничества. Он мог бы стать отправной точкой для четвертого десяти- T летия официальных отношений обеих стран. о

Ключевые слова: международное публичное право; международные договоры; между- о народное право в системе источников права Республики Польша; правовые основы взаимо- а отношений Республики Польша со странами Центральной Азии. G

A

а о

THE LEGAL BASIS OF BILATERAL RELATIONS BETWEEN R

THE REPUBLIC OF POLAND AND CENTRAL ASIAN STATES T

(WITH A FOCUS ON THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)

Czachor Rafal Richardovich

Doctor of Political Sciences, Candidate of Political and Legal Sciences, Professor of the A. Frycz Modrzewski Krakow Academy, Deputy Dean of the Faculty of Law and Administration; Republic of Poland, Krakow, e-mail: rczachor@afm.edu.pl

Abstract. Today, international treaties are the main source of international law and constitute a mechanism of regulation of bilateral and multilateral relations. International agreements provide states with an opportunity to run peaceful and profitable foreign policy in economics,

сr> I T

с

4

а

0 а

1

ГП

CD

О а

О

70

м о

M

security, and others. The number and the scope of bilateral agreements indicate the mutual interest of countries and reveal the main fields of cooperation.

The following paper is devoted to the legal basis of bilateral relations between Poland and Central Asian republics with a particular focus on Kazakhstan. The first part of the paper argues, that ratified treaties belong in the Polish legal system to the sources of law. Among them, the crucial role play inter-state treaties and inter-government agreements. The next part of the paper reveals that the biggest number of treaties Poland has concluded with Kazakhstan and Uzbekistan. Only with the latter Poland has signed a treaty of friendship. The agreements concluded by Poland with Central Asian countries are mainly devoted to trade, investments, taxation, and consular matters. The unique feature of mutual Polish-Kazakh cooperation constitutes agreements in the fields of security, defence industry, secret information, and agriculture.

In general, taking into account the strong and comprehensive cooperation between Poland and Kazakhstan, the paper asserts the need for concluding a treaty of friendship and cooperation. It could serve as a good starting point for the fourth decade of bilateral official relations.

Keywords: international public law; international treaties; international law in the system of the sources of law in the Republic of Poland; the legal basis of bilateral relations between the Republic of Poland and Central Asian states.

ПОЛЬША РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ ОРТАЛЬЩ АЗИЯ ЕЛДЕР1МЕН ЕКГЖАЦТЫ ЦАТЫНАСТАРЫНЫЦ

ХАЛЬЩАРАЛЬЩ-К^КЬЩТЫЦ НЕГ1ЗДЕР1

(КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫН ЕРЕКШЕ ЕСКЕРЕ ОТЫРЫП)

Рафал Ришардович Чахор

Саясаттану гылымдарыныц докторы, саяси жэне зац гылымдарыныц кандидаты, 3 А. Фрич Моджевский атындагы Краков Академиясыныц профессоры, цуцыц жэне

SI этмшшк факуль-тетi деканыныц орынбасары; Польша Республикасы, Краков ц.,

£ e-mail: rczachor@afm.edu.pl

Аннотация. K,азiргi кезецде шарттар Халыцаралыц цуцыцтыц msi3si m3i жэне ек1-

^ жацты жэне квпжацты цатынастарды реттеу тетт болып табылады. Олар экономи-

^ ка, цаутЫздт жэне басца салаларда бейбт жэне взара тиiмдi сыртцы саясат ЖYргiзуге

< мYмкiндiк бередi. Еюжацты шарттардыц саны мен мазмунын талдау елдердщ бiр-бiрi-

£ не взара мYдделiлiгiн аныцтауга, ынтымацтастыцтыц негiзгi багыттарын аныцтауга

в ыцпал етедi.

Осы бап Казацстан Республикасын ерекше ескере отырып, Польша Республикасыныц о Орталыц Азия елдерiмен цатынастарыныц халыцаралыц-цуцыцтыц базасына арналган. о Мацаланыц бiрiншi бвлтндератификацияланган халыцаралыц-цуцыцтыц актыер Польша £ Республикасында жалпыга мiндеттi цуцыцтыц цайнар квзi болып табылатыны аныцтал-^ ды. Олардыц штде мемлекетаралыц жэне Yкiметаралыц шарттар мен келшмдер басты с рвл атцарады. Мацаланыц одан эрi бвлтнде Польша Республикасы Казацстан Республи-£ касымен жэне Озбекстан Республикасымен еюжацты шарттардыц ец квп санын жа-^ саганы аныцталды. Олардыц соцгысымен гана достыц туралы келшм жасалды. Польша ь Республикасыныц Орталыц Азия елдерiмен цатынастарыныц халыцаралыц-цуцыцтыц ба-g засыныц негiзгi бвлiгiн, ец алдымен, экономика мен инвестицияларга, салыц салуга жэне g консулдыц мэселелерге цатысты Yкiметаралыц келшмдер цурайды. Польша Республиканцу сы мен Казацстан Республикасыныц шарттыц базасыныц айрыцша ерекшелт цаутЫздщ ™ цорганыс внеркэсiбi, цупия ацпарат алмасу, реадмиссия жэне ауыл шаруашылыгы сала> сындагы келшмдер болып табылады.

Тутастай алганда, Польша Республикасы мен Казацстан Республикасы арасындагы

" цатынастардыц берт жэне квпжацты дамуын ескере отырып, достыц жэне ынты-

^ мацтастыцты дамыту туралы шарт жасасу негiздi болып кврiнедi. Бул ек1 елдщ ресми

| царым-цатынасыныц твртiншi онжылдыгыныц бастапцы нYктесi болуы мYмкiн.

¡5 Ty^h свздер: халыцаралыц жария цуцыц; халыцаралыц шарттар; Польша Республика-

ш сыныц цуцыц квздерi ЖYйесiндегi халыцаралыц цуцыц; Польша Республикасыныц Орталыц Азия елдерiмен взара царым-цатынасыныц цуцыцтыц негiздерi.

DOI: 10.52026/27885291 2024 76 1 185

Введение

Среди главных черт государственного суверенитета находится право заключения международных договоров с другими субъектами международного права и, таким образом, самостоятельное формирование своей международной ситуации взаимовыгодным путем. О значении международных договоров, являющихся на данном этапе главным источником международного права, свидетельствует их растущеее число, особенно с середины XX века. Сегодня международные договоры - это главный механизм регулирования всех важных для государств вопросов двусторонних и многосторонних отношений. Они заключаются в сфере политики, экономики, безопасности, культуры и других, которые по ходу технического прогресса требуют международного сотрудничества, к примеру, кибербезопасности. Государства часто прибегают к международным договорам как к средству проведения внешней политики по нескольким причинам. Во-первых, в связи с всеобщим запретом применения силы и угрозы ее применения в международных отношениях, согласно ст. 2 Устава ООН1, осуществление внешнеполитических целей может достигаться исключительно мирными средствами. Во-вторых, в связи с принципом суверенитета и равенства государств, международные договоры заключаются добровольно, вследствие переговоров, во время которых стороны могут определить выгодное для всех их содержание.

Предметом настоящего исследования является международно-правовая база двусторонних отношений Республики Польша (далее - РП) со странами Центральной Азии. Автором статьи учтены все действующие и денонсированные договоры, заключенные после 1991 г. с Республикой Казахстан (далее - РК), Кыргызской Республикой (далее -КР), Республикой Таджикистан (далее - РТ), Туркменистаном и Республикой Узбекистан (далее - РУ). Следует отметить, что отношения РП со странами Центральной Азии рассматриваются польской дипломатией в рамках так называемой восточной политики, охватывающей все постсоветское про-

странство. Среди них традиционно приоритет придается Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине. Значительно меньше акцентируется внимание на других странах, в том числе среднеазиатских. Экономическое развитие, интеграция в мировые процессы сотрудничества как РП, так стран Центральной Азии, несомненно, приведет в будущем к интенсификации и расширению их международно-правовой базы их отношений.

Материалы и методы

Основным материалом данного исследования послужили двусторонние договоры, заключенные РП с РК, КР, РТ, РУ и Туркменистаном. Общедоступная в режиме он-лайн база международных договоров РП ведется Министерством иностранных дел РП2. В ходе настоящего исследования применялись основные для научной дисциплины права методы, в том числе формально-правовой и сравнительный. Их использование дает возможность раскрыть содержание и специфику правовых отношений РП со странами Центральной Азии, с особым учетом РК.

Основные положения, результаты и обсуждения

В польской доктрине права международный договор определяется как «совместное волеизъявление субъектов международного права, которое создает права и обязанности» [1, с. 71; 2, с. 186]. Он является «соглашением двух или большего количества субъектов международного права, в котором они определили свои права и обязанности (...). Задачей международного договора является создание определенных правовых результатов, его необходимым элементом является международно-правовая субъектность сторон и совместно определенное и изъявленное желание урегулирования неких вопросов» [3, с. 52; 4, с. 115]. Международным договором является любое соглашение между государствами, которое заключалось с определенной целью и в определенной форме. Это находит свое подтверждение в Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 г., стороной которой с 1990 г. является РП3.

го с

1 Karta Narodów Zjednoczonych. — [Электронный ресурс]. — http://libr.sejm.gov.pl/tek01/txt/onz/1945.html (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

2 Internetowa baza traktatowa MSZ RP. — [Электронный ресурс]. —https://traktaty.msz.gov.pl/umowa-1 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

3 Konwencja wiedenska oprawie traktatów z 23 maja 1969 roku. — [Электронный ресурс]. — http://libr.sejm.gov.pl/tek01/txt/ onz/1969.html (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

сл I

т с

4 m

0 m

1

гп

I

5

II

о

m A Z

о

а

A

0 73 К A

1

О m О

70

м о м

ГМ О ГМ

CL

< CL

0 в

1

О ш О

ш <

CL IZ

<

ш н

о л

<

d О п:

О <

со <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О S S

н

о ш ш

Ст. 2 данного акта гласит, что «договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»4. Таким образом, независимо от названия (договор, соглашение, пакт, конкордат, хартия) такого рода документы являются для их сторон источником права. В случае польской дипломатической практики принято использование разных названий для обозначения международно-правовых актов, при этом «трактат» является особой формой международного договора, заключаемого в торжественной обстановке [5, с. 81]. Отличительной чертой трактата является то, что участие в его заключении принимают высшие государственные должностные лица, формирующие внешнюю политику, главным образом Президент РП. В свою очередь, соглашение представляет собой международно-правовой акт, заключаемый правительстом либо ведомствами. Подробное функционирование международных договоров в системе права РП установлено законом от 14 апреля 2000 г. «О международных договорах»5.

Согласно базе международных договоров МИД РП, РП заключила двусторонние договоры со всеми странами Центральной Азии. По состоянию на 1 декабря 2023 г. в отношениях с РК действует 17 договоров, с КР - 10 договоров, с РТ - 5 договоров, с Туркменистаном - 1 договор, с РУ - 24 договора, однако часть из них является соглашениями, дополняющими и изменяющими положения предыдущих соглашений относительно кредита, выделенного правитель-стом РП правительству РУ. В итоге с данной страной действует 17 самостоятельных до-

говоров. Среди них только один имеет ранг «трактата» - это Договор о дружбе и сотруд-ничстве с РУ подписанный 11 января 1995 г.6 Все остальные документы, за исключением двух межведомственных соглашений (Соглашение о сотрудничестве в области экономики между Министром развития и финансов РП и Министерством национальной экономики РК от 2017 г.7 и Соглашение между Министром инфраструктуры РП и Почтой РУ о сотрудничестве в области почты и телекоммуникации от 2002 г.8, являются межправительственными соглашениями. Согласно материальному критерию, наибольшее количество действующих договоров касается экономического сотрудничества и инвестиций: 3 договора -с РК, 2 договора - с РУ, по одному - с остальными странами региона. Другие вопросы регулируются в меньшем объеме.

Если идет речь о времени развития международно-правовой базы двусторонних отношений РП со странами Центральной Азии, то самым интенсивным периодом было последнее десятилетие XX века (было заключено 24 договора) и первое десятилетие XXI века (заключено 20 договоров). После 2011 г. число заключенных двухсторонних договоров значительно снизилось.

Думается, что особый исследовательский интерес у казахстанских правоведов может вызвать международно-правовая база двусторонних отношений РП и РК на фоне договоров, заключенных РП с другими странами Центральной Азии. При этом следует отметить, что только с РУ РП заключила ратифицированный межгосударственный договор - Договор («трактат») о дружбе и сотрудничестве между РП и РУ от 11 января 1995 г.9. В целом после 1990 г. РП было заключено всего 19 договоров, которые были зачислены МИД РП к «договорам о дружбе».

Переходя к анализу международно-правовой базы польско-казахстанских отноше-

4 Konwencja wiedenska oprawie traktatow z 23 maja 1969 roku. — [Электронный ресурс]. — http://libr.sejm.gov.pl/tek01/txt/ onz/1969.html (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

5 Ustawa z dn. 14 kwietnia 2000 r. O umowach mi^dzynarodowych, Dz.U. 2000 nr 39 poz. 443. — [Электронный ресурс]. — https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU20000390443/U/D20000443Lj.pdf(дата обращения 1 декабря 2023 г.).

6 Traktat o przyjazni i wspolpracy mi^dzy Rzeczqpospolitq Polskq a Republikq Uzbekistanu sporzqdzony w Warszawie dn. 11 stycznia 1995 r. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=8067 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

7 Porozumienie o wspolpracy w dziedzinie gospodarki mi^dzy Ministrem Rozwoju i Finansow RP i Ministerstwem Gospodarki Narodowej Republiki Kazachstanu. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&idd ok=23669 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

s Umowa mi^dzy Ministrem Infrastruktury RP a Agencjq Poczty i Telekomunikacji Uzbekistanu o wspolpracy w dziedzinie poczty i telekomunikacji. — [Электронныйресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=8628 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

9 Traktat o przyjazni i wspolpracy mi^dzy Rzeczqpospolitq Polskq a Republikq Uzbekistanu sporzqdzony w Warszawie dn. 11 stycznia 1995 r. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=8067 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

ний, следует отметить, что она развивается стабильно и охватывает практически все вопросы, которые регулируются договорами между РП и другими странами Центральной Азии. Среди вопросов, которые не регулируются соглашениями с РК, находится региональное сотрудничество и охрана могил и мемориальных мест, предусмотренное соглашением РП и КР. При этом среди стран Центральной Азии только с РК заключены соглашения об обороне, сельском хозяйстве и реадмиссии.

Важное значение для двусторонних отношений имеет упомянутая Декларация о развитии дружественных отношений и сотрудничества между РП и РК, подписанная в Варшаве 27 ноября 1997 г.10 Президентами А. Квасьневским и Н. Назарбаевым. Она состоит из преамбулы и 12 статей. Стороны, стремясь к развитию дружественных отношений и сотрудничества, выражая волю укрепления взаимовыгодных, партнерских отношений, декларировали их развитие на основе взаимного уважения, доверия и партнерства. В декларации заявлена взаимная поддержка в деятельности, направленной на интеграцию с европейскими и трансатлантическими организациями. В ней говорится о развитии экономического сотрудничества в сфере транспорта, защиты окружающей среды, культуры, науки и техники, образования и здравохранения, а также о развитии туризма, поддержке обмена молодежи и сту-

дентов, об обеспечении взаимной защиты национальных меньшинств, о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и проведении консультаций по двусторонним и международным вопросам. В отличие от договора, заключенного с РУ в 1995 г., декларация РП и РК не является документом, подлежащим ратификации, поэтому она не имеет юридической силы. Оно рассматривается исключительно как форма выражения намерений сторон.

Первые два соглашения между РП и РК были заключены 21 сентября 1994 г. Они касались поощрения и защиты инвестиций, избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов11. Следующие соглашения были заключены в 1997 г. - это консульская конвенция12 и два соглашения о международном автомобильном транспорте и гражданском воздушном транспорте13. В 2002 г. были заключены два соглашения: соглашение о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и другими видами преступности и соглашение о сотрудничестве в таможенных делах14. В 2005 г. было подписано соглашение об экономическом сотрудниче-стве15, а в 2007 г. - соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических паспортов, о сотрудничестве в сфере туризма и о сотрудничестве в оборонной промышленности16. В 2010 г. - соглашение о взаимной защите секретной информации17, в 2012

го с

10 Deklaracja o rozwoju przyjaznych stosunkow i wspolpracy mi^dzy Rzeczqpospolitq Polskq a Republikq Kazachstanu (документ неопубликованный, из архива МИДРП).

11 Konwencja mi^dzy Rzqdem Rzeczypospolitej Polskiej a Rzqdem Republiki Kazachstanu w sprawie unikania podwojnego opodatkowania i zapobiegania uchylaniu si% od opodatkowania w zakresie podatkow od dochodu i majqtku. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=24789 (дата обращения 1 декабря 2023 г.). Umowa mi^dzy Rzqdem Rzeczypospolitej Polskiej a Rzqdem Republiki Kazachstanu o popieraniu i wzajemnej ochronie inwestycji. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=6427 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

12 Konwencja konsularna mi^dzy RP a Republikq Kazachstanu. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile. php?action=getfile;0&iddok=15284 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

13 Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o mi^dzynarodowych przewozach drogowych. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=7313 (дата обращения 1 декабря 2023 г.). Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o komunikacji lotniczej. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz. gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=14797 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

14 Porozumienie mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o wspolpracy w zakresie zwalczania przestgpczosci zorganizowanej i innych rodzajow przestgpstw. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile. php?action=getfile;0&iddok=7333 (дата обращения 1 декабря 2023 г.). Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o wspolpracy i wzajemnej pomocy w sprawach celnych. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/ getFile.php?action=getfile;0&iddok=7338 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

15 Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Rep. Kazachstanu o wspolpracy gospodarczej. — [Электронный ресурс]. — https:// traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=10519 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

16 Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Rep. Kazachstanu o zniesieniu obowiqzku wizowego dla posiadaczy paszportow dyplomatycznych. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=15927 (дата обращения 1 декабря 2023 г.). Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Rep. Kazachstanu o wspolpracy w dziedzinie turystyki. — [Электронныйресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=14305 (дата обращения 1 декабря 2023 г.). Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o wspolpracy w przemysle obronnym. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=13361 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

17 Umowa mi^dzy Rzqdem RP a Rzqdem Rep. Kazachstanu o wzajemnej ochronie informacji niejawnych. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=18905 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

сл I T

с н m

0 m

1

гп

I

S

II

о

m A Z

о

а

A

0 73 К A

1

О m О

73

м о м

ГМ О ГМ

CL

< CL

0 в

1

О m О

m <

CL IZ

<

m н о -û

<

d

0

1

о ^

<

со <

о

s

s m H

о

Ш Ш

г. - о сотрудничестве в сфере обороны18, в 2014 г. - о сотрудничестве в сфере образования19, в 2016 г. - соглашения о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства и реадмис-сии лиц20. Перечисленные соглашения, за исключением последнего в новейшей истории двустороннего акта, т.е. заключенного в 2017 г. между Министерством развития и финансов РП и Министерством национальной экономики РК соглашения в области экономики21, имеют межправительственный характер.

Итак, следует указать на некоторые особенности соглашений между РП и РК. Соглашение об экономическом сотрудничестве от 2005 г. устанавливает, что стороны будут поддерживать развитие сотрудничества во всех областях и отраслях экономики, в том числе посредством проектирования, строительства, реконструкции или технологической модернизации объектов, реализации финансовых механизмов и страхования, а также предоставление гарантий экономическим проектам, сотрудничество в реализации проектов в нефтяной, горнодобывающей и электроэнергетической отраслях. Помимо этого, в соглашении указано о развитии консалтинговых, юридических, банковских и технических услуг и развитии сотрудничества в сфере туризма. Для реализации этой цели стороны создали Польско-казахстанскую межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству, которая должна проводить заседания не реже одного раза в год. Данное соглашение заключено на неопределенный срок. РП заключила аналогичное соглашение с РУ в 2007 г. Содержание этих соглашений схоже, хотя в соглашении с РУ сделан акцент на сотрудничестве в легкой и химической промышленности, автомобилестроении, электроэнергетике, нефтегазовом секторе, перерабатывающей и пищевой промышленности. В целях реализации соглашения также была создана Польско-узбекская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, а соглашение заключено также на неопределенный срок.

Соглашение 2014 г. между РП и РК о сотрудничестве в сфере образования охватывает широкий спектр вопросов, среди них вопросы проведения ежегодных студенческих обменов, поддержки сотрудничества между учебными заведениями всех уровней, реализации совместных научных проектов, в том числе конференций, симпозиумов и конкурсов. Соглашение также предусматривает совместные исследования в области культуры и языка. Соглашение заключено сроком на 3 года с автоматическим продлением на последующие трехлетние периоды. Это соглашение, по сути, выходит за рамки сферы школьного образования, поскольку регулирует элементы научного сотрудничества. В случае соглашений между РП и другими странами Центральной Азии, в том числе и РТ, сотрудничество в научной области регулируется отдельным межправительственным соглашением.

Соглашение 2007 г. между РП и РК о сотрудничестве в сфере туризма предусматривает, что стороны на основе принципа взаимности будут стремиться к упрощению визовых и таможенных процедур для посещения стран с туристической целью, способствовать инвестициям для развития туризма, поддерживать взаимный обмен туристической информацией и способствовать обмену образовательных программ, результатов исследований и опыта в области туризма. Соглашение заключено на неопределенный срок.

Аналогичное соглашение правительство РП заключило с правительством КР в 1998 г. Однако в данном случае стороны иначе определили его цели: создание совместных предприятий по обслуживанию туристов, совместные инвестиции в сфере туризма, обмен специалистами и организация выставок и ярмарок. Данное соглашение также заключено на неопределенный срок.

Двусторонние соглашения РП и РК об обороне и взаимной защите секретной информации уникальны. РП не заключала подобных соглашений с другими странами

18 Umowa miçdzy Rzqdem RP a Rzqdem Rep. Kazachstanu o wspolpracy w dziedzinie obronnosci. — [Электронный ресурс]. —https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=23976 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

19 Porozumienie miçdzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o wspolpracy w dziedzinie edukacji. — [Электронный ресурс]. —https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=22627 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

20 Porozumienie miçdzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o wspolpracy w dziedzinie rolnictwa. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&iddok=23146 (дата обращения 1 декабря 2023 г.). Umowa miçdzy Rzqdem RP a Rzqdem Republiki Kazachstanu o readmisji osob. — [Электронный ресурс]. —https://traktaty.msz.gov.pl/ getFile.php?action=getfile;0&iddok=23743 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

21 Porozumienie o wspolpracy w dziedzinie gospodarki miçdzy Ministrem Rozwoju i Finansow RP a Ministerstwem Gospodarki Narodowej Republiki Kazachstanu. — [Электронный ресурс]. — https://traktaty.msz.gov.pl/getFile.php?action=getfile;0&idd ok=23669 (дата обращения 1 декабря 2023 г.).

бывшего СССР. В соглашении о сотрудничестве в оборонной промышленности от 2007 г. указано, что стороны будут развивать сотрудничество в оборонной промышленности по следующим направлениям: производство, услуги, технологии и коммерческие поставки, реализация совместных научно-исследовательских проектов в производственных целях, обмен кадрами, оборудованием и информацией. Данное соглашение в частности предусматривает сотрудничество в сфере военного производства и закупок, логистического обеспечения, научно-исследовательского сотрудничества, обмена кадрами, технологиями и информацией. В целях реализации соглашения стороны создали Совместную комиссию по сотрудничеству в оборонной промышленности. Данное соглашение заключено на неопределенный срок.

В 2010 г. было заключено двустороннее соглашение о защите секретной информации. В 2012 г. - о сотрудничестве в сфере обороны. В преамбуле стороны сослались на соглашение между государствами-участниками Североатлантического договора и другими странами-участницами программы НАТО «Партнерство ради мира». Широкий спектр сотрудничества включает оборонную политику, подготовку военных кадров, миротворческие операции, военную науку, поддержку вооруженных сил обеих стран, военную медицину, правовые вопросы и организацию спортивных, культурных и развлекательных мероприятий для военнослужащих и гражданского персонала. Соглашение предусматривает официальные визиты и рабочие встречи, конференции, консультации и тренировки, совместные военные учения, обмен информацией и учебными материалами, а также другие спортивные, культурные и развлекательные мероприятия. Это соглашение заключено на неопределенный срок.

Интересным фактом, является то, что РП только с РК заключила соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Согласно ему, сотрудничество должно включать растениеводство и животноводство, сортоиспытание, регистрацию и правовую охрану сортов растений, карантин и защиту растений, ветеринарию, механизацию сельского хозяйства, сельскохозяйственные науки и торговлю.

Следует отметить, что РП заключила с РК еще три соглашения, которые уже не действу-

ют: в 1992 г. соглашение о сотрудничестве и торговле (денонсированное РП в связи со вступлением в Европейский Союз), в 1994 г. о предоставлении кредитов на приобретение польских товаров и в 1997 г. о культурном и научном сотрудничестве. Последний из вышеупомянутых актов был заключен сроком на 5 лет, автоматически продлен еще на 5 лет и перестал действовать в 2017 г. Его положения частично были повторены в соглашении о сотрудничестве в сфере образования от 2014 г. Это единственное соглашение такого рода между РП и страной Центральной Азии. Соглашение о культурном и научном сотрудничестве было подписано с КР в 1993 г., а соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки с РТ - в 2003 г. Например, соглашение с РТ предусматривает взаимное продвижение художественного творчества, установление контактов между художественными учреждениями, сотрудничество между библиотеками, музеями, архивами, перевод, издание и обмен литературными произведениями. Данное соглашение заключено сроком на 5 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние сроки.

Заключение 0

В свете вышеуказанного, можно заклю- о чить, что международно-правовая база дву- =° сторонних отношений РП со странами Цен- I тральной Азии соответствует характеру их и политических и экономических контактов т на данном этапе. Наиболее развито сотруд- т ничество с РУ и РК. Среди особенных черт Е сотрудничества РП со странами Централь- ^ ной Азии - заключение договора о дружбе с > первой из этих стран, со второй - соглаше- ° ний в области обороны, сельского хозяйства т> и реадмиссии. §

В целом, учитывая роль РК в Централь- е ной Азии, традиционно дружественные > казахстанско-польские отношения и раз- О витое сотрудничество в сфере экономики, о науки, образования, совместного противо- м действия угрозам безопасности, представ- > ляется оправданным заключение договора о о дружбе и сотрудничестве между РП и РК. т Несомненно, обоснованным является также т> рассмотрение возможности заключения до- т полнительных соглашений, регулирующих К в частности вопросы научного и культурно- № го сотрудничества. (7

^HTEPATYPA

1. Goralczyk W. Prawo migdzynarodowe publiczne w zarysie. - Warszawa: Wolters Kluwer, 2003. - 453 c.

2. Antonowicz L. Podrgcznik prawa migdzynarodowego. - Warszawa: Wydawnictwa Prawnicze PWN, 1998. - 242 c.

3. Gelberg L. Zarys prawa migdzynarodowego. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1967. - 259 c.

4. Barcik J., Srogosz T. Prawo migdzynarodowe publiczne. - Warszawa: C.H. Beck, 2017. -726 c.

5. Bierzanek R., Symonides J., Prawo migdzynarodowe publiczne. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1985. - 439 c.

REFERENCES

1. Goralczyk W. Prawo migdzynarodowe publiczne w zarysie. - Warszawa: Wolters Kluwer, 2003. - 453 s.

2. Antonowicz L. Podrgcznik prawa migdzynarodowego. - Warszawa: Wydawnictwa Prawnicze PWN, 1998. - 242 s.

3. Gelberg L. Zarys prawa migdzynarodowego. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1967. - 259 s.

4. Barcik J., Srogosz T. Prawo migdzynarodowe publiczne. - Warszawa: C.H. Beck, 2017. -726 s.

5. Bierzanek R., Symonides J., Prawo migdzynarodowe publiczne. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1985. - 439 s.

CN O CN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CL

< CL

0 0

1

O m O

m <

CL IZ

<

m lo .0

<

d o n:

o ^

<

CO <

0 s

s

1 I-

o

LLI

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.