Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ПОЛЬШЕ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ПОЛЬШЕ / РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чахор Рафал Ришардович

Защита национальных меньшинств является одной из задач современного правового государства. В Республике Польша количество представителей национальных меньшинств незначительное, однако стремительно растет. Правовая база, относящаяся к данному вопросу, функционирует уже почти 20 лет, что обосновывает актуальность обзора имеющегося опыта. В настоящей статье проанализированы основные правовые акты, регулирующие данный вопрос в Республике Польша. Конституция страны содержит общие положения, которые нашли конкретизацию в законе «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке» от 2005 г. Общие обязательства по защите национальных меньшинств содержатся также в международных правовых актах, стороной которых является Польша.В упомянутом законе представлена дефиниция и установлен перечень национальных и этнических меньшинств Республики Польша. В ходе исследования выявлено, что защита их прав основывается на следующих принципах: запрет дискриминации и ассимиляции лиц, принадлежащих к меньшинствам, право использования языков меньшинств и регионального языка в публичной сфере, обучение языкам меньшинств и в языках меньшинств. Дополнительно законом устанавливается Совместная комиссия Правительства и меньшинств, которая обеспечивает сотрудничество органов государственной администрации с представителями меньшинств. Положения данного закона соответствуют положениям других законов, в частности о польском языке, который является единственным государственным языком.В целом, сложившийся в Польше механизм защиты прав национальных меньшинств комплексно регулирует данный вопрос. В заключении статьи утверждается, что он является эффективным и вполне удовлетворяет потребности национальных и этнических меньшинств в Республике Польша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF NATIONAL MINORITIES IN THE REPUBLIC OF POLAND

The protection of national minorities is one of the salient goals of a modern legal state. In the Republic of Poland, the number of representatives of national minorities is small but growing rapidly. The legal framework regarding this issue has been in place for almost 20 years, which justifies the general review of the current experience. The following paper discusses the main legal acts regulating this issue in the Republic of Poland. The Constitution of Poland contains general provisions, which were specified in the Law „On National and Ethnic Minorities and Regional Language” adopted in 2005. General obligations for the protection of national minorities are also contained in international legal acts adopted by Poland. The abovementioned law defines and establishes a list of national and ethnic minorities in Poland. This paper reveals that the protection of their rights is based on the following elements: the prohibition of discrimination and assimilation of persons belonging to minorities, the right to use minority languages and the regional language in the public sphere, and the education of minority languages. Additionally, the law establishes the Joint Commission of the Government and Minorities, which ensures the cooperation of public administration bodies with representatives of minorities. The provisions of this law are in line with the provisions of other laws, in particular in the Polish language, which is the only state language. In general, the mechanism for protecting the rights of national minorities adopted in Poland comprehensively regulates this issue. The author it is effective

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША»

ХАЛЫК.АРАЛЫК, К,¥К,ЫК, Ж6НЕ САЛЫСТЫРМАЛЫ К,¥К,ЫК,ТАНУ

УДК 342.7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША

Чахор Рафал Ришардович

Доктор политических наук, кандидат политических и юридических наук, профессор Краковской Академии им. А. Фрича Моджевского, заместитель декана Факультета права и администрации; Республика Польша, г. Краков, e-mail: rczachor@afm.edu.pl

Аннотация. Защита национальных меньшинств является одной из задач современного правового государства. В Республике Польша количество представителей национальных меньшинств незначительное, однако стремительно растет. Правовая база, относящаяся к данному вопросу, функционирует уже почти 20 лет, что обосновывает актуальность обзора имеющегося опыта. В настоящей статье проанализированы основные правовые акты, регулирующие данный вопрос в Республике Польша. Конституция страны содержит общие положения, которые нашли конкретизацию в законе «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке» от 2005 г. Общие обязательства по защите национальных меньшинств содержатся также в международных правовых актах, стороной которых является Польша.

В упомянутом законе представлена дефиниция и установлен перечень национальных и этнических меньшинств Республики Польша. В ходе исследования выявлено, что защита их прав основывается на следующих принципах: запрет дискриминации и ассимиляции лиц, принадлежащих к меньшинствам, право использования языков меньшинств и регионального языка в публичной сфере, обучение языкам меньшинств и в языках меньшинств. Дополнительно законом устанавливается Совместная комиссия Правительства и мень-Я шинств, которая обеспечивает сотрудничество органов государственной администра-Ч ции с представителями меньшинств. Положения данного закона соответствуют поло-R жениям других законов, в частности о польском языке, который является единственным ™ государственным языком.

В целом, сложившийся в Польше механизм защиты прав национальных меньшинств s комплексно регулирует данный вопрос. В заключении статьи утверждается, что он яв-з- ляется эффективным и вполне удовлетворяет потребности национальных и этнических Е меньшинств в Республике Польша.

е Ключевые слова: конституционное право; национальные меньшинства; конституци-s онно-правовой статус национальных меньшинств в Польше; правовое положение языков

о национальных меньшинств в Польше; Республика Польша.

о

m <

CL

а

s <

m

§ THE LEGAL STATUS OF NATIONAL MINORITIES IN THE

£ REPUBLIC OF POLAND

ч

о

§ Czachor Rafal Richardovich

Doctor ofPolitical Sciences, Candidate ofPolitical and Legal Sciences, Professor ofthe A. Frycz h Modrzewski Krakow Academy, Deputy Dean of the Faculty of Law and Administration; Republic

s of Poland, Krakow, e-mail: rczachor@afm.edu.pl

Abstract. The protection of national minorities is one of the salient goals of a modern legal ¡5 state. In the Republic of Poland, the number of representatives of national minorities is small but growing rapidly. The legal framework regarding this issue has been in place for almost 20

years, which justifies the general review of the current experience. The following paper discusses the main legal acts regulating this issue in the Republic of Poland. The Constitution of Poland contains general provisions, which were specified in the Law „On National and Ethnic Minorities and Regional Language" adopted in 2005. General obligations for the protection of national minorities are also contained in international legal acts adopted by Poland.

The abovementioned law defines and establishes a list of national and ethnic minorities in Poland. This paper reveals that the protection of their rights is based on the following elements: the prohibition of discrimination and assimilation of persons belonging to minorities, the right to use minority languages and the regional language in the public sphere, and the education of minority languages. Additionally, the law establishes the Joint Commission of the Government and Minorities, which ensures the cooperation of public administration bodies with representatives of minorities. The provisions of this law are in line with the provisions of other laws, in particular in the Polish language, which is the only state language.

In general, the mechanism for protecting the rights of national minorities adopted in Poland comprehensively regulates this issue. The author it is effective and meets expectations and demands of national and ethnic minorities.

Key words: constitutional law; national minorities; legal status of minorities in Poland; legal status of minorities' languages in Poland; Republic of Poland.

ПОЛЬША РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ¥ЛТТЬЩ АЗШЫЛЫЦТАРДЫЦ МЭРТЕБЕС1Н ^ЦЫЦТЫЦ реттЕУ

Рафал Ричардович Чахор

Саясаттану гылымдарыныц докторы, саяси жэне зац гылымдарыныц кандидаты, А. Фрич Моджевский атындагы Краков Академиясыныц профессоры, цуцыц жэне эюмштк факультет.i деканыныц орынбасары; Польша Республикасы, Краков ц., e-mail: rczachor@afm.edu.pl

Аннотация. ¥лттыц азшылыцтарды цоргау-цазiргi цуцыцтыц мемлекеттщ мтдет-тертщ бiрi. Польша Республикасында улттыц азшылыц еюлдерШц саны шамалы, бiрац тез есуде. Осы мэселеге цатысты цуцыцтыц база 20 жылга жуыц жумыс wтейдi, бул цолда бар тэжiрибенi шолудыц езекттгт негiздейдi. Осы мацалада Польша Республикасында осы мэселет реттейтт негiзгi цуцыцтыц акттер талданган. Ел Конституци-ясында 2005 жылгы «¥лттыц жэне этникалыц азшылыцтар жэне аймацтыц тш тура- А лы» зацда нацтыланган Жалпы ережелер бар. ¥лттыц азшылыцтарды цоргаудыц жалпы о мiндеттемелерi Польша тарапы болып табылатын халыцаралыц цуцыцтыц актшерде де бар.

Аталган Зацда аныцтама бершген жэне Польша Республикасыныц улттыц жэне этникалыц азшылыцтарыныц тiзiмi белгшенген. Зерттеу барысында олардыц цуцыцтарын цоргау келеЫ принциптерге негiзделгенi аныцталды: азшылыцца жататын адамдарды кемстуге жэне ассимиляциялауга тыйым салу, цогамдыц салада азшылыц тiлдерi мен аймацтыц тiлдердi цолдану цуцыгы, азшылыц тiлдерi мен азшылыц тшдерт оцыту. Со-

0

X

X

о Д

Е

m Л сг

В

СП А

О

нымен цатар, Зац мемлекеттж эюмштк органдарыныц азшылыц екiлдерiмен ынты- о

мацтастыгын цамтамасыз ететт Yкiмет пен азшылыцтардыц бiрлескен комиссиясын

белгiлейдi. Осы Зацныц ережелерi басца зацдардыц, атап айтцанда жалгыз мемлекеттт о

тш болып табылатын поляк тштц ережелерiне сэйкес келедi. М

Жалпы, Польшада цалыптасцан улттыц азшылыцтардыц цуцыцтарын цоргау тетт И

бул мэселеш жан-жацты реттейдi. Мацаланыц цорытындысында ол тиiмдi жэне Поль- р

ша Республикасындагы улттыц жэне этникалыц азшылыцтардыц цажеттшктерт то- №

лыгымен цанагаттандырады. £

Тушн сездер: конституциялыц цуцыц; улттыц азшылыцтар; Польшадагы улттыц 73

азшылыцтардыц конституциялыц-цуцыцтыц мэртебеЫ; Польшадагы улттыц азшылыц 0

тшдершц цуцыцтыц жагдайы; Польша Республикасы. 3

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 73 2 176

ix

< ix

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь

ш £

ч О X

0 <

т

1

Введение

Защита прав национальных меньшинств лежит у юридических основ современных демократических стран. В Европе она зафиксирована в конституционных нормах отдельных государств и международных актах таких организаций, как Совет Европы и Организация безопасности и сотрудничества в Европе. В данном контексте для таких стран, как Республика Казахстан, где мирно сосуществуют многие этнические группы, интересным может показаться изучение опыта государств, в которых национальная картина выглядит гораздо однороднее. Такой страной является Республика Польша. Согласно переписи населения, в 2002 г. национальные меньшинства составляли 3,3% от общего числа жителей Польши, в последней переписи в 2021 г. национальность другую, чем польская, указало 13,1% жителей страны1 . Предметом данной статьи является правовое регулирование статуса национальных меньшинств в современной Республике Польша, включая нормы Основного закона, ратифицированных международных договоров и законодательство.

Материалы и методы

Основными материалами для проведения настоящего исследования явились положения Конституции Республики Польша, ее отдельных законов, а также литература польских юристов-конституционалистов. В работе были использованы следующие методы научного исследования: исторический, формально-юридический и функциональный. Их применение делает возможным выявить специфику правовой защиты национальных меньшинств в Польше.

Результаты и обсуждения

В перспективе новейшей истории принятая в 1952 г. Конституция Польской Народной Республики отдельно не регулировала вопросов национальных меньшинств. Данная тематика не была предметом интереса властей, подтверждением этому служит заявление Пленума Польской объединенной рабочей партии с 1976 г., что Польша явля-

ется моноэтнической страной [1].

Новый подход к этническим вопросам и начало демократизации во всех прежних социалистических странах датируется на стыке 80-х и 90-х гг. ХХ-го столетия. Ее завершением было принятие Конституции Республики Польша 2 апреля 1997 г.2 Согласно статье 35 Конституции, Республика Польша гарантирует гражданам, принадлежащим к национальным и этническим меньшинствам, свободу сохранения и развития родного языка, сохранения обычаев и традиций, развития культуры. Национальные и этнические меньшинства имеют право создания собственных образовательных, культурных учреждений и учреждений, сохраняющих религиозную идентичность, а также право самостоятельного решения вопросов их культурной идентичности. По мнению правоведов, такой подход совмещает две концепции защиты - индивидуальную и групповую [1].

К вопросам национальных меньшинств относятся еще две статьи Основного закона: ст. 32, устанавливающая равенство прав и запрет дискриминации, и ст. 27, определяющая польский язык в качестве государственного, что не должно ущемлять прав национальных меньшинств, вытекающих из ратифицированных Польшей международных договоров.

Количество всеобщих актов международного права, касающихся проблематики национальных меньшинств, достатачно небольшое. Из договоров, стороной которых является Польша, в первую очередь следует отметить Устав Организации Объединенных Наций, который в ст. 55 устанавливает общее уважение и сохранение прав и свобод человека, независимо от расы, пола, языка либо религии. В ст. 75 Устав ООН поощряет соблюдение прав человека и основных свобод людей, независимо от расы, пола, языка либо религии. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. также прямо не относится к национальным меньшинствам. Однако, ее ст. 2 устанавливает, что «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Де-

^ 1 Gl6wny и^с^ Statystyczny. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/

зс ludnosc/ (дата обращения 25 декабря 2022 г.).

У 2 Konstytucja Rzeczypospolitej РоЬМе] z dn. 2 kwietnia 1997 гоЫ, DZ.U. 1997 пг 78poz. 483. — [Электронный ре-

т сурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pI/isap.nsf/download.xsp/WDU19970780483/U/D19970483Lj.pdf (дата обращения 25 декабря 2022 г.).

кларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Польша приступила также к другим договорам, имеющим косвенное отношение к проблематике национальных меньшинств: ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 г. и Конвенцию о правах ребенка от 1989 г. На европейском уровне необходимо отметить также три документа, стороной которых является Польша. Как член Совета Европы с конца 1991 г., она приступила к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. Конвенция устанавливает запрет дискриминации в области прав и свобод гарантируемых данным актом. Нацеленной исключительно на защиту прав национальных меньшинств является Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1995 г., к которой Польша приступила в 2001 г. Третьим значительным документом, разработанным в рамках Совета Европы, является Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств от 1992 г., к которой Польша приступила в 2009 г. [2].

Фундаментальное значение для правовой защиты национальных меньшинств имеет закон Республики Польша «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке» от 2005 г.3 Работа над данным законом продолжалась 20 лет. Проект был разработан Хельсинским фондом прав человека в 1989 г. Сейму, нижней палате польского парламента, он был представлен во второй половине 1993 г. Окончательный вариант закона был разработан специальной парламентской комиссией и принят Сеймом 6 января 2005 г. и вступил в силу 2 мая 2005 г. Принятие этого закона вписывается в контекст более обоснованного подхода властей Польши к вопросам гражданства, статуса иностранцев и поддержки контактов с соотечественниками за рубежом, также данные сферы были урегулированы новыми законами [3].

Законодатель целью данного правового акта определил регулирование всех вопросов, связанных с сохранением и развитием культурной идентичности национальных и

3 Ustawa z dnia 6 stycznia 2005 г. о mmejszosciach паг

ный ресурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pl/isap. обращения 25 декабря 2022 г.).

этнических меньшинств и развитием регионального языка (ст. 1). Ее принятие было выполнением трабований международно-правовых обязательств Польши, вытекающих как из конвенций, так и из двусторонних договоров, в первую очередь заключенных с соседними странами. Право Европейского союза, в который Польша вступила в 2004 г., напрямую не регулирует правового положения национальных меньшинств. Общий запрет дискриминации содержит Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе от 2007 г. В ст. 2 он устанавливает, что Европейский союз основан на принципах уважения человека, свободы, демократии, равенства, правового государства, а также уважения прав человека, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Отдельные обязательства Польши по защите национальных меньшинств содержатся в двусторонних договорах, заключенных в первой половине 90-х гг. с соседними странами: Федеральной Республикой Германия, Чешской Республикой, Словацкой Республикой, Российской Федерацией, Республикой Литва, Республикой Беларусь и Украиной. Кроме перечисленных соседних стран, вопросы национальных меньшинств были урегулированы в договорах Польши с такими государствами, Е как Венгрия, Королество Испании, Греция, д Грузия, Латвийская Республика, Эстонская И Республика, Республика Молдова, Респу- И бика Болгария, Республика Узбекистан, д Румыния [4]. У

Закон от 2005 г. содержит дефиницию ^ национального меньшинства, согласно ко- А торому, им является группа граждан Поль- о ши, которая выполняет все следующие кри- Д терии: 1) является менее численной, чем Е остальное население страны; 2) существен- Ь но отличается от остальных граждан язы- В ком, культурой или традицией; 3) стремится И к сохранению своего языка, культуры или р традиции; 4) обладает собственной истори- В ческой общностью и стремится к ее прояв- О лению и защите; 5) ее предки проживали на и сегодняшней территории Польши не менее ф 100 лет; 6) утождествляется с народом, ор- р ганизованным в собственном государстве. А Закон перечисляет следующие националь- и ные меньшинства: армянское, белорусское, к еврейское, литовское, немецкое, русское, № словацкое, украинское, чешское (п. 2, ст. 2 (

)

1ом>уЛ i еЫСпу^, Dz.U. 2005 пг 17poz. 141. — [Электрон- о f/download.xsp/WDU20050170141/U/D20050141Lj.pdf (дата 3

закона). Закон различает меньшинства национальные и этнические. Меньшинства этнические должны выполнять все перечслен-ные выше критерии, кроме остального, т.е. не обязательно должно существовать собственное государство данной группы. Закон к этническим меньшиствам относит: цыган, караимов, лемков и татар (п. 4 ст. 2 закона). Такое выделение двух групп меньшинств уникальное и не имеет оснований в актах международного права. Права обеих групп и механизм их защиты, согласно рассматриваемому закону, единый.

Обобщая, закон «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке» регулирует следующие вопросы: запрет дискриминации и ассимиляции лиц, принадлежащих к меньшинствам, использование языков меньшинств и регионального языка в публичной сфере, обучение языкам меньшинств и в языках меньшинств, вовлечение органов власти в защиту их прав.

Конституционный принцип равенства и недискриминации по этническим причинам был развит в ст. 4-6 данного закона. Закон устанавливает право свободного решения лицам о их принадлежности к национальному или этническому меньшинству и возможность осуществления прав, принадле-ро жащих меньшинствам, индивидуально либо ¡3 коллективно. Закон запрещает органам вла-^ сти предпринятие каких-либо действий по ™ ассимиляции меньшинств и по изменению 1 этнических пропорций на территориях компактного проживания меньшинств, а также ^ гарантирует осуществление эффективной ^ защиты лиц, которые могут подвергаться

0 разного рода дискриминации.

1 Закон от 2005 г. определяет три ситуации, в которых допускается использование

§ языков меньшинств: использование имен и

< фамилий на языке меньшинства в государев ственных документах, использование язы-

< ка меньшинства в личной и общественной (З жизни, установление языка меньшинства в ^ качестве дополнительного в отдельных ад-^ министративно-территориальных единицах о страны (ст. 7-9).

о Лица, принадлежащие к национальным т и этническим меньшинствам, имеют право ^ использования имен и фамилий согласно 5 их звучанию и правописанию на родном Ь языке. Это право охватывает также доку-^ менты, удостоверяющие личность (вну-^ тренные и заграничные паспорта) и записи Ь в актах гражданского состояния. Язык мень-т шинств может использоваться в контактах с

органами власти. Делопроизводство ведется исключительно на польском языке и на нем выдаются административные решения, однако при необходимости они могут быть переведены органом на язык меньшинства. Закон также предусматривает механизм использования языка данного меньшинства в качестве дополнительного в контактах с локальной (общинной) администрацией, его использования для обозначения названий местностей, географических объектов, улиц (ст. 9-12). Язык меньшинства в качестве дополнительного может устанавливаться исключительно в тех административно-территориальных единицах, где количество жителей, принадлежащих к данному меньшинству, превышает 20% от общего числа жителей. Перечень единиц, в которых функционируют дополнительные языки меньшинств, ведется Министерством внутренних дел. Решение по установлению дополнительного языка принимается местным советом депутатов данной административно-территориальной единицы. Закон обязывает органы власти предпринимать определенные действия с целью поддержания меньшинств в их сохранение, развитие культурной идентичности, в частности, выделять для этого субсидии (ст. 18).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон от 2005 г. вводит еще оно понятие -региональный язык. Таким статусом обладает только один - кашубский язык (ст. 19). Его установление связано с принятием Польшей Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Согласно закону, региональным языком считается язык, который: во-первых,традиционно использовался гражданами страны, которые составляют меньшинство от общего числа жителей страны; во-вторых, отличается от государственного языка, не включая диалектов государственного языка и языков мигрантов (ст. 19). Спектр защиты регионального языка такой же, как в случае языков меньшинств. Касательно обучения на языках меньшинств, закон от 2005 г. делает ссылку на законы, касающиеся системы образования. Согласно им, в школах и других образовательных учреждениях возможно введение дополнительных предметов по языку и истории данного меньшинства. Организации меньшинств обладают также правом создания школ, статус которых сравнивается со статусом публичных (государственных) школ.

Для функционирования национальных меньшинств в Польше значение имеют также другие законы. Избирательный кодекс

освобождает избирательные комитеты, созданные организациями национальных меньшинств от необходимости превышения 5% порога голосов в парламентских выборах для получения мандатов4 . Закон от 1999 г. «О польском языке», согласно которому польский язык является государственным, гласит, что функционирование государственного языка не может ограничивать прав национальных и этнических меньшинств (п. 2 ст. 2)5 . Закон от 1991 г. «О образовательной системе» устанавливает, что школы и образовательные учреждения способствуют поддержанию учениками их национальной, этнической, языковой и религиозной идентичности, в частности, собственной истории и культуры (п. 7 ст. 12)6 . Закон от 1992 г.«О радио- и телевещании» предусматривает, что программы государственного радио и телевидения должны учитывать вопросы меньшинств (п. 2 ст. 21)7 . Уголовный кодекс от 1997 г. к преступлениям зачисляет нарушения прав на этнической почве. В частности, кто применяет насилие или угрожает группе лиц или лицу по причине ее национальной, этнической, расовой, политической, религиозной принадлежности, подвергается лишению свободы от 3 месяцев до 5 лет (ст. 119 УК)8 .

Надзор над выполнением норм законов, относящихся к функционированию национальных меньшинств, осуществляется Высшей контрольной палатой, омбудсменом и Совместной комиссией Правительства и национальных и этнических меньшинств. Данная Совместная комиссия Правительства и национальных и этнических меньшинств действует на основании закона от 2005 г. (ст. 23). Она является совещательным органом, который вправе давать рекомендации Председателю Совета министров Польши. В ее состав входят члены правительства Польши (представители: министров внутренних дел и администрации, культуры, образования,

справедливости, труда, иностранных дел и глава Канцелярии Председателя Совета Министров), представители Главного статистического центра, Совета по сохранению мест сражений и мученичества и представители отдельных национальных и этнических меньшинств. Члены комиссии назначаются Председателем Совета министров (премьер-министром) по рекомендации министра внутренних дел. Совместная комиссия в частности выражает мнение в вопросах осуществления прав меньшинств, формулирует продложения относительно их осуществления, выражает мнение по поводу проектов законодательных актов и государственным программ, касающихся национальных и этнических меньшинств, выражает мнение относительно способа распределения бюджетных средств, предназначенных для защиты и развития меньшинств, противодействия дискриминации лиц, принадлежащих к данным меньшинствам. Заседания проходят не реже, чем раз в полгода. Решения Совместной комиссии вырабатываюстся путем компромисса, не проводятся голосования.

Заключение

Подытоживая, можно отметить, что в Польше сложилась довольно простая и стойкая правовая система защиты национальных меньшинств. Основной закон Польши не содержит положений, непосредственно относящихся к меньшинствам. Устанавливает общие принципы равенства и недискриминации, которые нашли свое развитие в законе «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке» от 2005 г. Данный закон учитывает положения конституции и международных обязательств страны. Он нацелен в первую очередь на развитие и поддержку идентичности меньшинств, не регулирует их политическое положение. Закон ввел дефиницию национального и этнического меньшинства и их перечень, что

4 Ustawa z dnia 5 stycznia 2011 Kodeks Wyborczy, Dz.U. 2011 пг 12 poz. 112. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pI/isap.nsf/download.xsp/WDU20110210112/U/D20110112Lj.pdf (дата обращения 25 декабря 2022 г.).

5 Ustawa z dnia 7 pazdziernika 1999 г. o j%zyku polskim, Dz.U. 1999 пг 90 poz. 999. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pI/isap.nsf/download.xsp/WDU19990900999/U/D19990999Lj.pdf (дата обращения 25 декабря 2022 г.)

6 Ustawa z dnia 7 wrzesnia 1991 г. o systemie oswiaty, Dz.U. 1991 пг 95poz. 425. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pI/isap.nsf/download.xsp/WDU19910950425/U/D19910425Lj.pdf (дата обращения 25 декабря 2022 г.).

7 Ustawa z dnia 29 grudnia 1992 г. o radiofonii i telewizji, Dz.U. 2018poz. 1717. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU20170001414/U/D20171414Lj.pdf (дата обращения 25 декабря 2022 г.).

8 Ustawa z dnia 6 czerwca 1997 тки Kodeks karny, Dz.U. 1997 пг 88 poz. 553.— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19970880553/UfD19970553Lj.pdf (дата обращения 25 декабря 2022 г.).

о

X

Т

ы А

о х о

Д А

л

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

"О А

С

существенно влияет на практику применения положений закона. Закон также установил ранее не сушествовавшую Совместную комиссию Правительства и меньшинств, которая обеспечивает сотрудничество органов государственной администрации с представителями меньшинств. Вследствие этого, лица, принадлежащие к меньшинствам, по-

лучили возможность посредственно влиять на политику страны в области национальных меньшинств. За более чем 15 лет действия закона, он не решил всех вопросов, с которыми сталкиваются меньшинства, однако, следует отметить, что он является прочной основой для совершенствования действий в данной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Jabtonski M. Normatywne podstawy ochrony praw mniejszosci - wybrane zagadnienia // Aktualne problemy ochrony wolnosci ipraw mniejszosci w Polsce i na swiecie. Red. J.B. Banach-Gutierrez, M. Jabtonski. - Wroctaw: Uniwersytet Wroctawski, 2017. - С. 17-28.

2. Malicka A. Status prawny mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce - ustawa o mniejszosciach narodowych i etnicznych oraz jgzyku regionalnym // Aktualne problemy ochrony wolnosci i praw mniejszosci w Polsce i na swiecie. Red. J.B. Banach-Gutierrez, M. Jabtonski. -Wroctaw: Uniwersytet Wroctawski, 2017. - С. 55-78.

3. Czachor R The Card of the Pole: Evolution and Main Problems of Functioning in 20082021. Teise. - 2022. - vol. 123. - С. 165-178.

4. Bobrowski K., Kutaga L. Status prawny mniejszosci narodowych w Polsce // Polskie prawo stosunkow migdzynarodowych. Red. C. Mik. - Torun: Dom Organizatora, 2018. - С. 268-293.

REFERENCES

1. Jabtonski M. Normatywne podstawy ochrony praw mniejszosci - wybrane zagadnienia // Aktualne problemy ochrony wolnosci ipraw mniejszosci w Polsce i na swiecie. Red. J.B. Banach-Gutierrez, M. Jabtonski. - Wroctaw: Uniwersytet Wroctawski, 2017. - s. 17-28.

2. Malicka A. Status prawny mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce - ustawa o mniejszosciach narodowych i etnicznych oraz jgzyku regionalnym // Aktualne problemy ochrony wolnosci i praw mniejszosci w Polsce i na swiecie. Red. J.B. Banach-Gutierrez, M. Jabtonski. -Wroctaw: Uniwersytet Wroctawski, 2017. - s. 55-78.

3. Czachor R The Card of the Pole: Evolution and Main Problems of Functioning in 2008-| 2021. Teise. - 2022. - vol. 123. - s. 165-178.

=§. 4. Bobrowski K., Kutaga L. Status prawny mniejszosci narodowych w Polsce // Polskie prawo f stosunkow migdzynarodowych. Red. C. Mik. - Torun: Dom Organizatora, 2018. - s. 268-293.

Q-

O

e

X

о

m

О

m

<

a.

d

<

m

ь

-Q

Ш £

О X

0 <

СП

1

X

ь

ZQAI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.