А.А. Макеева
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ И ПРАВА РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается понятие международно-правового обычая, этапы становления международно-правового института защиты прав ребенка. Автор предпринимает попытку показать роль международно-правового обычая как источника международного права и его влияние на национальное законодательство в сфере защиты прав детей.
Ключевые слова: международное право, источники права, международно-правовой обычай, права ребенка
Источниками международного права являются установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм1. Поскольку источники являются методом создания и формой существования международных норм, то их виды должны быть определены самим международным правом. Традиционно сложились и на протяжении веков применялись два источника международного права - международный договор и международно-правовой обычай. В этом качестве о них говорится, например, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. При определении круга источников принято ссылаться прежде всего на ст. 38 Статута Международного суда ООН. Согласно этой статье суд при решении споров на основании международного права применяет международные конвенции (договоры), международные обычаи, общие приципы права, признанные цивилизованными нациями. В качестве вспомогательных средств для определения правовых норм могут применяться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов2. Так как данная статья была сформулирована после Второй мировой войны
© Макеева А.А., 2012
и нормативный материал того времени был незначителен, в ней не нашли отражение иные акты - резолюции международных организаций и международных органов, акты международных конференций, которым принадлежит сегодня важная роль в общем процессе формирования норм международного права (в том числе норм о защите прав детей), результаты которого облекаются в форму договора или обычая.
Таким образом, применительно к современному состоянию международно-правового регулирования можно выделить следующие разновидности источников международного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных организаций и международных органов.
Договор и обычай относят к универсальным источникам, их юридическая сила вытекает из международного права. В отличие от этого правотворческие решения организаций считаются специальными источниками. Их юридическая сила определяется учредительным актом соответствующей организации3.
Когда говорят об источниках международного права, касающихся защиты прав детей, то основное внимание уделяется международно-правовым договорам.
В данной статье автором будет предпринята попытка показать важность международно-правового обычая как источника международного права и его влияние на национальное законодательство в сфере защиты прав ребенка.
Международным обычаем, согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН, называется «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы»4.
Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, - это традиционное основание признания обычая как источника права. Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление)5.
Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это не говорит о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая
зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.
Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются. Достаточно сложно привести пример международно-правового обычая, действующего в настоящее время и касающегося защиты прав детей. Многие принципы и нормы нашли свое отражение в Конвенции о правах ребенка 1989 г., Декларации прав ребенка 1959 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г. и т. д. Однако идея защиты прав ребенка, закрепленная позже в конвенциях и декларациях, выросла из обычаев, сложившихся до Первой и Второй мировых войн.
О международно-правовой защите прав детей серьезно задумались еще в начале XX в., задолго до образования Организации Объединенных Наций. Отправной точкой международной защиты прав детей можно считать 1913 г. С 23 по 26 июля 1913 г. в г. Брюсселе состоялся первый международный конгресс по охране детей. Бельгийский министр юстиции Картон-де-Виар (Carton de Wiart) отметил, что «этот конгресс, несомненно, надо считать первым конгрессом, на котором только дети, и никто более, являлись фокусом, центром, на котором было сосредоточено все исключительное внимание докладчиков. Каждый из последующих конгрессов вносил что-нибудь новое то в опеку над брошенными детьми, то в организацию исправительных школ, то в помещение детей в семьях»6.
В конгрессе приняли участие представители 40 государств Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Россия была представлена Н.Ф. Лучинским от Министерства юстиции, Г.Г. фон-Витте от Министерства внутренних дел, С.В. Познышевым и другими.
Важность этого конгресса заключается в том, что впервые государства собрались ради того, чтобы обсудить проблемы, возникающие в связи с защитой детей. Ребенка признали существом, нуждающимся в особой охране и заботе. Главными вопросами на повестке конгресса были следующие:
1) об устройстве Международного бюро попечения о детях (Office International de la Protection de l'Enfence);
2) о расширении компетенции детских судов;
3) о мерах, которые могли бы быть приняты для охраны ребенка, отданного на попечение или вскормление вне места жительства отца, матери и законного опекуна.
По итогам конгресса государства договорились о следующем.
1. Предложение об учреждении Международного бюро попечения о детях было принято единогласно. В конце заседания правительственные делегаты выразили пожелание, чтобы в Брюсселе была создана международная организация, функционирующая как научное учреждение и как орган практической деятельности. Общее собрание конгресса приняло это пожелание с полным одобрением7.
2. Государства-участники конгресса пришли к выводу, что детским судам следует вверить все судебные дела, касающиеся детей: о лишении родителей их власти над детьми, об опеке, о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних и др.
3. Государства-участники конгресса пришли к следующим выводам относительно защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- всякий ребенок, переданный на вскормление или на попечение вне места жительства его отца, матери или законного опекуна, должен быть отдан под надзор публичной власти;
- сиротские дома и учреждения для призрения несчастных детей должны быть включены в число учреждений, которые должны быть регламентированы, поставлены под надзор и в случае надобности субсидированы публичной властью8.
Как развивалась защита прав детей на международном уровне после первого конгресса?
Создать международный орган, занимающийся защитой прав детей, удалось лишь через 43 года после первого международного конгресса, посвященного охране детей. В 1946 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение о создании фонда для помощи детям, ставшим жертвами Второй мировой войны. Так появился ЮНИСЕФ (UNICEF - United Nations International Children's Emergency Fund), международный чрезвычайный фонд помощи детям. Позднее он был переименован в Детский фонд ООН с сохранением аббревиатуры ЮНИСЕФ9.
Следствием договоренности конгресса о создании специальных детских судов стало широкое развитие по всему миру системы юве-нальной юстиции10: В Англии и Уэльсе, например, с 1908 г. существовала система специализированных судов по делам несовершеннолетних, которая постоянно модернизировалась. Что касается России, то в нашей стране в 1910-1917 гг. была создана система судов по делам несовершеннолетних, где функции судьи осуществлял единолично мировой судья. Они отличались следующими признаками: конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной судебной процедуры, в том числе официального обвинительного акта, упрощенное судопроизводство, сводившееся
в основном к беседе судьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия11.
Позже обычай создания новой системы судопроизводства в отношении несовершеннолетних был закреплен в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении». Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), также говорят о необходимости создания «системы правосудия в отношении несовершеннолетних».
Итогом проведения конгресса стало более подробное внутригосударственное регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России в феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей, куда вошли представители различных наркоматов - просвещения (председатель), соцобеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда. Он должен был заниматься снабжением детей пищей, одеждой, помещениями, эвакуацией их в хлебородные губернии. Помимо советских государственных органов с осени 1918 г. во многих городах России действовала общественная Лига спасения детей, которая не делала различий между детьми красных и белых.
Система учреждений для детей-сирот сложилась в основном в 1920-е гг., когда шла борьба с беспризорностью. Детьми, оказавшимися вне семьи, занимались разные учреждения и ведомства. Позднее государство продолжало заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей.
Обычай государства заботиться о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нашел свое закрепление в ст. 20 Конвенции о правах ребенка, в которой говорится: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»12.
Международно-правовые обычаи в сфере защиты прав детей играли большую роль в первой половине XX в. Из обычаев выросла вся современная международно-правовая защита детей. Россия создавала законы о защите прав детей, опираясь на обычаи. Сегодня обычаи с области защиты прав ребенка не играют большой роли, так как с принятием конвенций и деклараций, закрепляющих права ребенка, нормы обычаев стали нормами договоров.
Однако для государств, не участвующих по какой-либо причине в международных договорах (например, США не является государством-участником Конвенции о правах ребенка 1989 г., а Россия не ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления 1993 г.), имеется возможность опереться на определенные международно-правовые обычаи.
Примечания
1 См.: Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиу-
нов. 5-е изд., перераб и доп. М.: Норма, 2009. С. 137.
2 См.: Статут Международного суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [Элек-
тронный ресурс] // Юридическая Россия. URL: http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1245876 (дата обращения: 27.06.2011).
3 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учеб. для студентов
юрид. фак. и вузов. М.: Волтерс Клувер, 2007 С. 22-23.
4 См.: Статут Международного суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).
5 См.: Международное право: Учеб. для вузов. С. 114.
6 См.: Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей
в г. Брюсселе в 1913 году. СПб, 1913. № 5. С. 5-6.
7 Там же. С. 40.
8 Там же. С. 35.
9 О ЮНИСЕФ [Электронный ресурс] // ЮНИСЕФ. URL: http:// www.unicef.ru/about/.
10 Ювенальная юстиция - специализированная система правосудия в отношении
несовершеннолетних.
11 См.: Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы //
Российская юстиция. 2000. № 7. С. 51.
12 См.: Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР.
М., 1993. Вып. XLVI.