5. Protokol N 1 k Konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod ETS N 009 (Parizh, 20 marta 1952 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 18 maya 1998 g., N 20, st. 2143.
6. Postanovlenie po delu «Tendam protiv Ispanii» (ot 13 iyulya 2010 g.) // Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossijskoe izdanie. №2/2011.
7. Postanovlenie po delu «Lengyel protiv Vengrii» (ot 18 iyulya 2017 goda) // URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng# {%22fulltext%22:[%22Lengyel%20%20v.%20Hungary%22],%22documentcollectionid2%22:[%22GRANDCHAMBER%22,%22CHAMBER%22], %22itemid%22: [%22001-175483%22]}
8. Postanovlenie po delu Mihanovich protiv CHernogorii (ot 17 sentyabrya 2013 g.) // URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng# {%22respondent%22:[%22MNE%22],%22documentcollectionid2%22:[%22GRANDCHAMBER%22,%22CHAMBER%22],%22violation%22:[%2 2P1-1 %22],%22itemid%22: [%22001-126349%22]}
9. Postanovlenie po delu Krndiya i drugie protiv Serbii (ot 27 iyunya 2017 g.) // URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng# {%22languageisocode%22:[%22ENG%22],%22respondent%22:[%22SRB%22],%22documentcollectionid2%22:[%22GRANDCHAMBER%22,%22 CHAMBER%22],%22violation%22:[%22P1-1%22],%22itemid%22:[%22001-174615%22]}
10. Postanovlenie po delu Kozadzhiolu protiv Turcii (ot 19 fevralya 2009 g.) // Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossijskoe izdanie. №6/2009.
11. Postanovlenie po delu Pinkova i Pink protiv CHeshskoj Respubliki (ot 5 noyabrya 2002 g.) // Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossij skoe izdanie. №4/2003.
12. Postanovlenie po delu Messana protiv Italii (ot 09 fevralya 2017 g.) // URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{%22itemid%22:[%22001-170832%22]}
13. Postanovlenie po delu Pulimenos i drugie protiv Grecii (ot 20 iyulya 2017 g.) // URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{%22itemid%22:[%22001-175838%22]}
14. Postanovlenie po delu Osmanyan i Amirahyan protiv Armenii (ot 11 oktyabrya 2018 g.) // Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossijskoe izdanie. №4/2019.
15. De Sal'via M. Precedenty Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rukovodyashchie principy sudebnoj praktiki, otnosyashchejsya k Evropejskoj konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod. Sudebnaya praktika s 1960 po 2002 g. SPb.: Izdatel'stvo «Yuridicheskij cent Press», 2004. 1072 s.
16. De Sal'via M. Evropejskaya Konvenciya po pravam cheloveka. SPb.: Izdatel'stvo R. Aslanova «Yuridicheskij centr Press», 2004. 267 s.
17. Federal'nyj zakon ot 30 marta 1998 g. № 54-FZ «O ratifikacii Konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod» // SZ RF. 06.04.1998. №14. st. 1514.
18. Burmagin S.V. Problemy primeneniya reshenij Evropej skogo Suda po pravam cheloveka pri rassmotrenii ugolovnyh del sudami Rossijskoj Federacii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. №2. S. 299-399.
19. Kozheurov Ya.S. O Postanovlenii Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 10 oktyabrya 2003 g. №5 «O primenenii sudami obshchej yurisdikcii obshchepriznannyh principov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh dogovorov Rossijskoj Federacii» // Zhurnal mezhdunarodnogo chastnogo prava. 2004. №1. SPb., 2004. № 1 (43). S. 3-16.
20. Kurbanov R.A. Pravovye pozicii ESPCH i rossijskoe zakonodatel'stvo // Ekonomika. Pravo. Obshchestvo. 2018. №1 (13). S. 10-16.
ЧУРКИНА ЛЮДМИЛА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ([email protected]).
CHURKINA, LYUDMILA M. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, Urals Institute of Administration - Ekaterinburg branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
УДК 341.226:347.823.31 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-188-194
КУДРЯШОВА А.М.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА АЭРОПОРТА «ЖУКОВСКИЙ»1
Ключевые слова: аэропорт «Жуковский», международное авиасообщение, авиационные власти, соглашение о воздушном сообщении (СВС), международное право.
В статье анализируются позиции государств по вопросу о статусе аэропорта «Жуковский», а также возникающие в данной связи противоречия. Показано, что наделение аэропорта «Жуковский» региональным статусом привело к ряду разногласий между российскими и зарубежными авиационными властями, т.к. некоторые государства не были готовы считать аэропорт «Жуковский» региональным. Приводится обзор последствий, возникших в результате различного определения государствами статуса аэропорта, а также процесса и результатов переговоров между авиационными властями государств по вопросу осуществления полетов из аэропорта. Кроме того, рассматриваются преимущества наделения аэропорта региональным статусом, а также исследуются направления полетов, осуществляемых с момента открытия аэропорта в 2016 г.
KUDRYASHOVA, A.M. INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE STATUS OF "ZHUKOVSKY" AIRPORT
Key words: "Zhukovsky" Airport; international aviation; aviation authorities; air service agreement (ASA); international law
The article touches upon the states' positions on the status of "Zhukovsky" Airport and the controversies which have arisen due to this issue. It is shown that granting the Zhukovsky airport a regional status has led to a number of disagreements between Russian and foreign aviation authorities. some states were not ready to consider Zhukovsky airport a regional one. The article also provides the consequences of different approaches of states to defining the status of the airport as well as the process and results of negotiations between the aviation authorities of the states on the issue of operating from the airport. Furthermore, the article analyses the advantages of the regional status of "Zhukovsky" Airport and covers some data concerning directions of flights from the airport since its opening in 2016.
1 Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение научных работ молодыми исследователями под руководством докторов наук.
Открытие аэропорта «Жуковский» в мае 2016 г. вызвало необходимость согласования международных полетов из новой воздушной гавани, что, в ряде случаев, сопровождалось возникновением противоречий в мнениях авиационных властей государств. Жуковский изначально строился как четвертый аэропорт Москвы с целью уменьшения нагрузки на действующие три аэропорта [1]. Однако Министерство транспорта РФ отнесло аэропорт к городу Раменское, а впоследствии - к городу Жуковский, а не к Москве, отметив, что региональный статус аэропорта способствует развитию международных перевозок, так как «свободных прав на популярные маршруты из самой Москвы нет» [2]. Кроме того, в Перечне аэропортов федерального значения, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р [3], указан «международный» статус Жуковского, но при этом аэропорт не отнесен к какому-либо субъекту Российский Федерации, как, например, международные аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково, определяемые, в первую очередь, как «аэропорты города федерального значения Москвы» и образующие Московский авиационный узел (далее - МАУ).
Ввиду того, что аэропорт не отнесен к Москве, но при этом находится вблизи города (43 км от центра Москвы), открывается больше возможностей для авиаперевозчиков, желающих осуществлять полеты в Москву, но не подпадающих под квоты, предусмотренные межправительственными соглашениями и распространяющиеся на аэропорты МАУ. Региональный статус предоставляет аэропорту возможность использовать предусмотренные межправительственными соглашениями нераспределенные квоты на международные полеты из регионов, в то время как квоты для аэропортов Москвы могут быть исчерпаны. Кроме того, здесь зачастую предлагаются более выгодные тарифы для авиаперевозчиков.
С момента открытия аэропорта российским авиаперевозчикам были выданы допуски к выполнению полетов в Белоруссию, Казахстан, Турцию, Болгарию, Венгрию, Китай, Финляндию, Великобританию и другие государства [4]. Некоторые государства, такие как Италия, Германия, Нидерланды, в результате нескольких раундов переговоров признали региональный статус аэропорта, после чего было открыто авиасообщение по маршруту из Жуковского.
Тем не менее, наделение аэропорта «Жуковский» региональным статусом привело к ряду разногласий между российскими и зарубежными авиационными властями, т.к. некоторые государства не были готовы считать аэропорт «Жуковский» региональным. Это отразилось на количестве пассажирских рейсов в Жуковском. В некоторых случаях имело место частичное ограничение авиасообщения между странами. Так, в ходе переговоров делегация Чехии отмечала, что аэропорт «Жуковский» является московским, поэтому Чехия не может предоставить российским авиапредприятиям право осуществлять перевозки в/из аэропорта «Жуковский» [5]. Однако впоследствии была достигнута договоренность о признании за аэропортом регионального статуса, а также подтверждено, что авиаперевозчики Российской Федерации могут осуществлять авиаперелеты из Жуковского на постоянной основе [6].
Несмотря на то, что авиационные власти Швейцарии рассматривают аэропорт «Жуковский» как часть МАУ, Швейцария предоставила дополнительные разрешения на осуществление еженедельных полетов по новому маршруту в Женеву из аэропорта Жуковский и обратно [7].
Начало полетов в Киргизию из аэропорта «Жуковский» было перенесено в связи с тем, что, по мнению властей Киргизстана, изменение статуса аэропорта вызвало необходимость проведения дополнительных согласований между государствами. В связи с тем, что появился дополнительный пункт назначения, не предусмотренный ни в соответствующем Соглашении о воздушном сообщении 1996 г., ни в последующих протоколах переговоров/консультаций. Законодательство Киргизии предусматривает, что «распределение частот полетов в новый пункт может быть осуществлено только на основании итогов открытого конкурса» [8]. Поэтому авиакомпании «Air Kyrgyzstan» пришлось пройти ряд внутригосударственных процедур, прежде чем получить возможность осуществлять полеты по маршруту Жуковский - Ош [9].
В течение длительного времени авиационные власти России не могли достичь соглашения об осуществлении полетов из Жуковского в Узбекистан, Таджикистан, Израиль и некоторые другие государства. Так, Узбекистан долгое время выступал против полетов в/из Жуковского из-за непосредственной близости аэропорта к Москве. Тем не менее, государствам удалось урегулировать разногласия, и в ходе переговоров в апреле 2018 г. сторонами была достигнута
договоренность о предоставлении назначенным авиаперевозчикам права выполнения полетов из Жуковского в Карши и Нукус и обратно [10].
Израиль также отказывался согласовывать рейсы российских авиапредприятий из аэропорта «Жуковский» в Тель-Авив ввиду превышения квоты полетов, предусмотренной межправительственным соглашением. Причиной такого отказа вновь стал вопрос о статусе аэропорта, т.к., по мнению Израиля, аэропорт принадлежит к МАУ, а значит рейсы должны быть включены в квоту, предусмотренную Соглашением о воздушном сообщении 1993 г. Изменение статуса аэропорта на «региональный» вызвало необходимость проведения переговоров между авиационными властями России и Израиля по вопросу осуществления полетов из аэропорта «Жуковский», а также заключения дополнительного соглашения [11]. Тем не менее, была достигнута договоренность о выполнении регулярных и чартерных полетов из Жуковского в аэропорт Бен-Гурион и обратно авиакомпаниями «Уральские авиалинии» и «Икар» с апреля 2017 г. Примечательно, однако, что впоследствии российскими авиационными властями выдавалось разрешение только на осуществление чартерных перевозок по маршруту Жуковский
- Тель-Авив - Жуковский [12].
Результативными были переговоры между авиационными властями России и Грузии. В 2017 г. со стороны Тбилиси не были согласованы полеты российской авиакомпании «Уральские авиалинии» из аэропорта «Жуковский» в Грузию, по причине того, что грузинская сторона считала аэропорт московским, а не региональным. Впоследствии это привело к ограничению Министерством транспорта РФ полетов, осуществляемых авиапредприятием "Georgian Airways". Однако вскоре ограничения были сняты, а полеты из аэропорта «Жуковский» в Грузию согласованы.
Разногласия по вопросу о статусе Жуковского возникли также с авиационными властями Франции. В ноябре 2018 г. авиакомпании «Уральские авиалинии» было предоставлено разрешение на выполнение регулярных полетов из аэропорта «Жуковский» в Париж, а в феврале 2019 г. - в Ниццу. Однако в апреле 2019 г. французские авиационные власти ввели запрет на осуществление прямых полетов из Жуковского из-за статуса аэропорта. В связи с запретом полеты должны были временно выполняться по скорректированному маршруту с промежуточной посадкой в Калуге (Жуковский - Калуга - Париж, Жуковский - Калуга - Ницца), что значительно увеличило время полета [13].
Непростой была ситуация, сложившаяся на фоне разногласий по вопросу о статусе аэропорта между Россией и Таджикистаном. В ноябре 2016 г. авиационные власти Таджикистана отказались принимать рейсы российского авиаперевозчика «Ямал» из Жуковского, поскольку рассматривали аэропорт как московский, а не региональный, ввиду близости к Москве, следовательно, международные рейсы из него должны быть ограничены квотами, предусмотренными межправительственным соглашением, при этом должны быть учтены равные условия выполнения полетов для авиапредприятий обоих государств. По мнению властей Таджикистана, увеличение Россией в одностороннем порядке количества перевозчиков является нарушением Соглашения о воздушном сообщении 1997 г., предусматривающего равные условия эксплуатации договорных линий.
С учетом позиции Таджикистана по вопросу о статусе аэропорта, а также с учетом того, что равное количество авиаперевозчиков по маршрутам из аэропортов Москвы уже было назначено, и были распределены частоты полетов, осуществление полетов из аэропорта «Жуковский» не представлялось возможным. Однако согласно российскому законодательству аэропорт был отнесен к городу Раменское [14] и поэтому был выведен из МАУ.
Далее, в апреле 2017 г. вопреки достигнутым договоренностям, авиационными властями Таджикистана были отклонены заявки авиакомпании «Ямал» на выполнение полетов по маршрутам Жуковский - Душанбе и Жуковский - Худжанд, несмотря на то, что авиационные власти России в полном объеме приняли соответствующие заявки со стороны авиапредприятий Таджикистана. В связи со сложившейся ситуацией, Россия приняла «зеркальные» меры, и были ограничены полеты таджикской авиакомпании «Somon Air» из Душанбе и Худжанда [15].
Согласно положениям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о воздушном сообщении от 12 сентября 1997 г. (далее
- СВС 1997 г.), «каждая сторона имеет право назначить авиапредприятие для эксплуатации
договорных линий по установленным маршрутам, уведомив об этом письменно другую сторону» (п. 1 ст. 3). Другая сторона по получении такого уведомления «предоставит каждому назначенному авиапредприятию соответствующее разрешение на эксплуатацию договорных линий» (п. 2 ст. 3). При этом «авиационные власти одной стороны могут потребовать от авиапредприятия, назначенного другой стороной, предоставления доказательств того, что оно способно выполнять условия, предписанные законами и правилами, обычно применяемыми при эксплуатации международных воздушных линий в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 г.» (п. 3 ст. 3). Государство также вправе отказать в предоставлении разрешения на эксплуатацию договорных линий в том случае, когда «указанная сторона не имеет доказательств того, что преимущественное владение этим авиапредприятием и действительный контроль его деятельности принадлежат стороне, назначившей это авиапредприятие, или гражданам ее государства» (п. 4 ст. 3) [16].
Таким образом, СВС 1997 г. предусматривает лишь два основания для отказа в выдаче разрешения на осуществление полетов авиакомпанией, назначенной другим государством. Очевидно, что в данном случае Таджикистан не имел никаких формальных причин для отказа в выдаче разрешения. Кроме того, со стороны Таджикистана были нарушены положения протоколов переговоров между авиационными властями Таджикистана и России, в которых, как правило, и закрепляются маршруты, подлежащие эксплуатации, количество предоставленных частот рейсов и т.д.
В связи с разногласиями, Министерство транспорта России выступило с заявлением о том, что попытка Таджикистана определить статус российского аэропорта «нарушает суверенитет властей РФ на своей территории» [17], т.к. наделение аэропорта статусом относится к внутренним делам государства и не может являться предметом каких-либо указаний. В свою очередь, авиационные власти Таджикистана заявили, что назначение еще одного перевозчика на договорной линии является нарушением паритета, так как со стороны каждого государства должно быть назначено одинаковое число перевозчиков, равно как и перевозчикам должно быть предоставлено одинаковое число частот полетов по конкретному маршруту.
Минтранс также отметил, что «неправомочен отказ авиационных властей Таджикистана разрешить полеты российской авиакомпании со ссылкой на отсутствие паритета, так как ни единого упоминания о «паритете» в СВС 1997 г. и последующих договоренностях между Россией и Таджикистаном нет» [18]. Однако представляется возможным оспорить данное утверждение, так как ст. 12 СВС 1997 г. предусматривает, что назначенным авиапредприятиям сторон предоставляются «равные условия эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам между территориями обоих государств» (п. 1), и «объем перевозок должен равномерно распределяться между авиапредприятиями сторон» (п. 3). Кроме того, понятие «паритет» встречается в протоколах консультаций между авиационными ведомствами двух государств [19], поэтому заявление об отсутствии упоминания данного термина некорректно.
В марте 2018 г., в нарушение положений СВС 1997 г., а также положений Протоколов переговоров авиационными властями Таджикистана не были подтверждены заявки авиакомпании «Уральские авиалинии» на осуществление полетов по некоторым маршрутам, в том числе по маршруту Жуковский - Куляб [20]. Однако вскоре противоречия были урегулированы, и в апреле 2018 г. полеты назначенных авиаперевозчиков были подтверждены на всех маршрутах, в том числе и на маршруте Жуковский - Куляб [21].
Стоит отметить, что недовольство таджикских авиационных властей понятно. Ведь назначение еще одного российского перевозчика теоретически могло повлечь экономический ущерб для Таджикистана. Осуществление полетов из аэропорта «Жуковский» за пределами частот, устанавливаемых для МАУ, могло негативно отразиться на деятельности местных авиаперевозчиков в Таджикистане, так как в связи с увеличением числа рейсов российских авиакомпаний, а также в связи с возможным снижением тарифов, спрос на услуги местных авиакомпаний мог снизиться.
В данной ситуации правы, скорее, авиационные власти Таджикистана. Очевидно, что аэропорт «Жуковский» обслуживает именно Москву, а не Московскую область, и дело не столько в расстоянии до Москвы, сколько в функциональной направленности на обслуживание города. Например, аэропорт Балтимора, будучи расположенным в штате Мэриленд (США), тем не менее,
считается входящим в мультиаэропортовую систему г. Вашингтона, округ Колумбия и обслуживает конгломерат городов Балтимор и Вашингтон [22]. В случае с Жуковским наделение аэропорта региональным статусом является скорее способом освободить российские авиакомпании от ограничений, устанавливаемых в соответствии с СВС и согласованиями на уровне авиационных властей, в отношении столичных аэропортов, а также на разгрузку МАУ, но при этом увеличение притока пассажиров в Москву. Однако призвание к ответственности за подобные действия в соответствии с положениями СВС 1997 г. затруднительно в силу отсутствия в соглашении норм, касающихся этого вопроса, что наталкивает на мысль о необходимости разработки таких норм и включения их в вновь заключаемые соглашения о воздушном сообщении.
Представляется целесообразным на основе сложившейся ситуации разработать некоторые меры, которые позволили бы предотвратить возникновение подобных противоречий в будущем. Так, например, оптимальным было бы заблаговременное определение в ходе переговоров между авиационными ведомствами перечня аэропортов, входящих в авиационные узлы городов. В таком случае не будет возникать вопросов о принадлежности аэропортов к конкретным городам.
В целом, позиции России и иностранных государств по вопросу о статусе аэропорта «Жуковский» достаточно аргументированы и небезынтересны. Примечательно, что переговоры между авиационными ведомствами большинства государств завершились успешно, и на данном этапе продолжается обсуждение открытия новых маршрутов между РФ и другими государствами. Расширение направлений полетов из Жуковского напрямую зависит от успеха переговорных процессов между российскими и иностранными авиационными властями.
Литература и источники
1. 2 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в совещании Президента РФ Владимира Путина с членами Правительства РФ // Минтранс России. 2 марта 2016 г. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/7225 (дата обращения: 20.09.2020).
2. Минтранс не признал аэропорт «Жуковский» московским // Ведомости. 26 июня 2016 г. // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/27/646818-aeroport-zhukovskii (дата обращения: 20.09.2020).
3. Распоряжение Правительства РФ от 20 апреля 2016 г. N 726-р (ред. от 18.04.2020) «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197096/ a26fdd67f9cbe3ea07068c8548de3489cb086a9c/ (дата обращения: 20.09.2020).
4. См. напр.: Приказ Росавиации от 26 декабря 2018 г. №1126-П «О допуске, внесении изменений в условия допуска, отказе в допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов» (декабрь 2018) // URL: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-dopusk-perevozchikov-k-vypolneniju-mezhdunarodnyh-perevozok/?id=5044 (дата обращения: 20.09.2020).
5. Протокол переговоров между авиационными властями Чешской Республики и Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. // URL: https://favt.ru/public/materials//1/b/2/6/e/1b26e73f2bcefc47d65a6dd89e881d9d.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
6. Обмен письмами между Департаментом государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации и Департаментом гражданской авиации Министерства транспорта Чешской Республики от 14 марта 2019 г. // URL: https://favt.ru/public/materials//c/b/0/3/5/cb035dcc227b8978317104fbcf753ca8.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
7. Конфиденциальный меморандум о взаимопонимании между авиационными властями Российской Федерации и Швейцарской Конфедерацией от 2 июля 2019 г. // URL: https://favt.ru/public/materials//1/0/7/b/0/107b0521ef 7b0f2ff9d147e6f2734bfe.pdf (дата обращения: 20.09.2020). См. также: Количество разрешений на полёты между Россией и Швейцарией выросло более чем в 2 раза // Минтранс России. 3 июля 2019 г. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9181 (дата обращения: 20.09.2020).
8. Положение о проведении открытых конкурсов на право оказания услуг авиаперевозчиками Кыргызской Республики при выполнении регулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на международных воздушных линиях, утвержденное Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июля 2015 г. № 511 // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=79377 (дата обращения: 20.09.2020).
9. «Уральские авиалинии» начинают летать из Жуковского в Ош // Авиация России. 7 ноября 2016 г. // URL: https://aviation21.ru/uralskie-avialinii-nachinayut-letat-iz-zhukovskogo-v-osh/ (дата обращения: 20.09.2020).
10. Протокол консультаций между авиационными властями Республики Узбекистан и Российской Федерации от 11 апреля 2018 г. // URL: https://m.favt.ru/public/materials//6/4/5/3/3/64533aca3887fb5ed86deecb2a410878.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
11. Обмен письмами между Департаментом государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации и Управлением гражданской авиации Министерства транспорта Израиля от 16 марта 2017 г. // URL: https://favt.ru/public/materials//b/4/d/2/a/b4d2a8be8921cb0e12e28ec8729a13b8.pdf (дата обращения: 20.09.2020). См. также: Израиль и Россия договорились по выполнению рейсов из Жуковского //ТАСС. 31 июля 2017 г. // URL: https://tass.ru/ekonomika/4452481 (дата обращения: 20.09.2020).
12. См.: Приказ Росавиации от 6 марта 2020 г. № 266-П «О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов» // URL: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-dopusk-perevozchikov-k-vypolneniju-mezhdunarodnyh-perevozok/?id=6204 (дата обращения: 20.09.2020).
13. «Уральские авиалинии» отменили рейсы из «Жуковского» в Париж и Ниццу из-за запрета Франции // ИНТЕРФАКС. 16 мая 2019 г. // URL: https://www.interfax.ru/russia/661356 (дата обращения: 20.09.2020).
14. Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2017 г. N 2514-р аэропорт «Жуковский» был отнесен к городскому округу Жуковский // URL: http://docs.cntd.ru/document/555645708 (дата обращения: 20.09.2020).
15. 3 апреля с 5 часов 30 минут UTC Россия вводит ограничения на ряд рейсов таджикской авиакомпании Сомон Эйр // Минтранс России. 2 апреля 2017 г. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/7944 (дата обращения: 20.09.2020).
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о воздушном сообщении от 12 сентября 1997 г. // URL: https://favt.ru/dejatelnost-mezhdunarodnaja-dejatelnost-dvustoronnee-sotrudnichestvo-strana/?id=1844 (дата обращения: 20.09.2020).
17. Таджикистан может не взлететь // Коммерсант. 3 ноября 2016 г. // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3134196 (дата обращения: 20.09.2020).
19. Россия пригрозила остановить авиасообщение с Таджикистаном с 22 декабря // Интерфакс. 21 декабря 2016 г. // URL: https://www.interfax.ru/russia/542408 (дата обращения: 20.09.2020).
20. Протокол консультаций между авиационными властями Республики Таджикистан и Российской Федерации от 12 апреля
2016 г. // URL: https://favt.ru/public/materials//3/4/e/1/b/34e1bc9492eb7b74a20147b106dbed72.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
21. Министерство транспорта РФ выражает обеспокоенность в связи с неподтверждением полетов российского назначенного перевозчика авиакомпании «Уральские авиалинии» в Таджикистан // Минтранс России. 13 марта 2018 г. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/8578 (дата обращения: 20.09.2020).
22. РФ и Таджикистан урегулировали конфликт вокруг авиасообщения между странами // Деловой авиационный портал. 4 апреля 2018 г. // URL: http://www.ato.ru/content/rf-i-tadzhikistan-uregulirovali-konflikt-vokrug-aviasoobshcheniya-mezhdu-stranami (дата обращения: 20.09.2020).
23. Richard de Neufville. Management of Multi-Airport Systems: A Development Strategy // Massachusetts Institute of Technology // URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.571.5542&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 20.09.2020).
References and Sources
1. 2 marta Ministr transporta RF Maksim Sokolov prinyal uchastie v soveshchanii Prezidenta RF Vladimira Putina s chlenami Pravitel'stva RF // Mintrans Rossii. 2 marta 2016 g. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/7225 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
2. Mintrans ne priznal aeroport «ZHukovskij» moskovskim // Vedomosti. 26 iyunya 2016 g. // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/27/646818-aeroport-zhukovskii (data obrashcheniya: 20.09.2020).
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20 aprelya 2016 g. N 726-r (red. ot 18.04.2020) «Ob utverzhdenii perechnya aeroportov federal'nogo znacheniya» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197096/ a26fdd67f9cbe3ea07068c8548de3489cb086a9c/ (data obrashcheniya: 20.09.2020).
4. Sm. napr.: Prikaz Rosaviacii ot 26 dekabrya 2018 g. N1126-P «O dopuske, vnesenii izmenenij v usloviya dopuska, otkaze v dopuske i otzyve dopuska perevozchikov, imeyushchih sootvetstvuyushchie licenzii, k vypolneniyu mezhdunarodnyh vozdushnyh perevozok passazhirov i (ili) gruzov» (dekabr' 2018) // URL: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-dopusk-perevozchikov-k-vypolneniju-mezhdunarodnyh-perevozok/?id=5044 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
5. Protokol peregovorov mezhdu aviacionnymi vlastyami Cheshskoj Respubliki i Rossijskoj Federacii ot 5 dekabrya 2017 g. // URL: https://favt.ru/public/materials//1/b/2/6/e/1b26e73f2bcefc47d65a6dd89e881d9d.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020).
6. Obmen pis'mami mezhdu Departamentom gosudarstvennoj politiki v oblasti grazhdanskoj aviacii Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii i Departamentom grazhdanskoj aviacii Ministerstva transporta CHeshskoj Respubliki ot 14 marta 2019 g. // URL: https://favt.ru/public/materials//c/b/0/3/5/cb035dcc227b8978317104fbcf753ca8.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020).
7. Konfidencial'nyj memorandum o vzaimoponimanii mezhdu aviacionnymi vlastyami Rossijskoj Federacii i SHvejcarskoj Konfederaciej ot 2 iyulya 2019 g. // URL: https://favt.ru/public/materials//1/0/7/b/0/107b0521ef 7b0f2ff9d147e6f2734bfe.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020). Sm. takzhe: Kolichestvo razreshenij na polyoty mezhdu Rossiej i SHvejcariej vyroslo bolee chem v 2 raza // Mintrans Rossii. 3 iyulya 2019 g. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9181 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
8. Polozhenie o provedenii otkrytyh konkursov na pravo okazaniya uslug aviaperevozchikami Kyrgyzskoj Respubliki pri vypolnenii regulyarnyh perevozok passazhirov, bagazha, gruzov i pochty na mezhdunarodnyh vozdushnyh liniyah, utverzhdennoe Postanovleniem Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 22 iyulya 2015 g. № 511 // URL: http://base.spinform.m/show_doc.fwx?rgn=79377 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
9. «Ural'skie avialinii» nachinayut letat' iz ZHukovskogo v Osh // Aviaciya Rossii. 7 noyabrya 2016 g. // URL: https://aviation21.ru/uralskie-avialinii-nachinayut-letat-iz-zhukovskogo-v-osh/ (data obrashcheniya: 20.09.2020).
10. Protokol konsul'tacij mezhdu aviacionnymi vlastyami Respubliki Uzbekistan i Rossijskoj Federacii ot 11 aprelya 2018 g. // URL: https://m.favt.ru/public/materials//6/4/5/3/3/64533aca3887fb5ed86deecb2a410878.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020).
11. Obmen pis'mami mezhdu Departamentom gosudarstvennoj politiki v oblasti grazhdanskoj aviacii Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii i Upravleniem grazhdanskoj aviacii Ministerstva transporta Izrailya ot 16 marta 2017 g. // URL: https://favt.ru/public/materials//b/4/d/2/a/b4d2a8be8921cb0e12e28ec8729a13b8.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020); Izrail' i Rossiya dogovorilis' po vypolneniyu rejsov iz ZHukovskogo //TASS. 31 iyulya 2017 g. // URL: https://tass.ru/ekonomika/4452481 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
12. Sm.: Prikaz Rosaviacii ot 6 marta 2020 g. N° 266-P «O dopuske i otzyve dopuska perevozchikov, imeyushchih sootvetstvuyushchie licenzii, k vypolneniyu mezhdunarodnyh vozdushnyh perevozok passazhirov i (ili) gruzov» // URL: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-dopusk-perevozchikov-k-vypolneniju-mezhdunarodnyh-perevozok/?id=6204 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
13. «Ural'skie avialinii» otmenili rejsy iz «ZHukovskogo» v Parizh i Niccu iz-za zapreta Francii // INTERFAKS. 16 maya 2019 g. // URL: https://www.interfax.ru/russia/661356 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
14. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 11 noyabrya 2017 g. N 2514-r aeroport «ZHukovskij» byl otnesen k gorodskomu okrugu ZHukovskij // URL: http://docs.cntd.ru/document/555645708 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
15. 3 aprelya s 5 chasov 30 minut UTC Rossiya vvodit ogranicheniya na ryad rejsov tadzhikskoj aviakompanii Somon Ejr // Mintrans Rossii. 2 aprelya
2017 g. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/7944 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
16. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Tadzhikistan o vozdushnom soobshchenii ot 12 sentyabrya 1997 g. // URL: https://favt.ru/dejatelnost-mezhdunarodnaja-dejatelnost-dvustoronnee-sotrudnichestvo-strana/?id=1844 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
17. Tadzhikistan mozhet ne vzletet' // Kommersant. 3 noyabrya 2016 g. // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3134196 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
19. Rossiya prigrozila ostanovit' aviasoobshchenie s Tadzhikistanom s 22 dekabrya // Interfaks. 21 dekabrya 2016 g. // URL: https://www.interfax.ru/russia/542408 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
20. Protokol konsul'tacij mezhdu aviacionnymi vlastyami Respubliki Tadzhikistan i Rossijskoj Federacii ot 12 aprelya 2016 g. // URL: https://favt.ru/public/materials//3/4/e/1/b/34e1bc9492eb7b74a20147b106dbed72.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020).
21. Ministerstvo transporta RF vyrazhaet obespokoennost' v svyazi s nepodtverzhdeniem poletov rossijskogo naznachennogo perevozchika aviakompanii «Ural'skie avialinii» v Tadzhikistan // Mintrans Rossii. 13 marta 2018 g. // URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/8578 (data obrashcheniya: 20.09.2020).
22. RF i Tadzhikistan uregulirovali konflikt vokrug aviasoobshcheniya mezhdu stranami // Delovoj aviacionnyj portal. 4 aprelya 2018 g. // URL: http://www.ato.ru/content/rf-i-tadzhikistan-uregulirovali-konflikt-vokrug-aviasoobshcheniya-mezhdu-stranami (data obrashcheniya: 20.09.2020).
23. Richard de Neufville. Management of Multi-Airport Systems: A Development Strategy // Massachusetts Institute of Technology // URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.571.5542&rep=rep1&type=pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020).
КУДРЯШОВА АНАСТАСИЯ МАКСИМОВНА - аспирант кафедры международного права Московского государственного института международных отношений МИД России ([email protected]) KUDRYASHOVA, A.M. - Ph.D. Student of International Law Department, Moscow State University of International Relations.
УДК 323.17(460)«201» DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-194-199
ДАОВА М.Х., БОГАТЫРЕВ А.З.
КРИЗИС ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КАТАЛОНСКОГО КОНФЛИКТА
Ключевые слова: Каталония, Испания, самоопределение, право, сецессия, автономия, регион, каталанский язык, каталонский сепаратизм, референдум
В статье анализируется правовой феномен каталонской автономизации, ее трансформация в популяризирующийся сецессионизм. В ходе исследования выделены социокультурные, исторические, экономические, политические и иные компоненты в качестве предпосылок реализации права на самоопределение Каталонии. Показано, что решающей в стремлении Каталонии к независимости и проведении референдума в 2014 г. стала проблема с налоговым законопроектом (2012 г.), предполагавшим самостоятельный сбор налогов внутри Каталонии. Однако проект был отвергнут испанским правительством и даже не подвергался обсуждению. В заключении исследования предложены альтернативные перспективы разрешения каталонского вопроса, в частности, определена роль Европейского Союза, как медиатора конфронтации «центр-регион».
DAOVA, M.H., BOGATYREV, A.Z.
THE CRISIS OF ETHNOTERRITORIAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION ON THE EXAMPLE OF THE CATALAN CONFLICT
Key words: Catalonia, Spain, self-determination, right, secession, region, Catalan language, Catalan separatism, referendum
In the article analyzes the phenomenon of Catalan autonomy, its transformation into popularizing secessionism. During the study it identified socio-cultural, historical, economic, political and other components as prerequisites for the realization of the right to self-determination in Catalonia. It is shown that decisive in the aspiration of Catalonia to independence and in conducting a referee in 2014 was the test of the tax law draft (2012), which assumed from the self-imposed collection of the Catalonia and domestic tax. However, the project was rejected by the Spanish government and was not even discussed. In conclusion, the study suggests alternative perspectives for resolving the Catalan issue, in particular, it defines the role of the European Union as a mediator of the "center-region confrontation".
Испания является суверенным государством, отличающимся этническим многообразием, диверсификацией исторических традиций, диспропорциями в экономическом развитии регионов, а также фактической и юридической асимметрией субъектов. На протяжении столетий Испания характеризуется наличием очагов сепаратистских движений в различных ее областях, что объясняется преобладанием у населения чувства «малой родины». В связи с этим, испанский опыт в разрешении проблемы межэтнической конфликтогенности представляет большой интерес для исследования. В настоящее время одним из регионов, стремящимся к реализации права на самоопределение, является автономное сообщество на северо-востоке Пиренейского полуострова - Каталония. Парадигма первопричин стремления к независимости, на которую опираются каталонцы, претерпела определенные изменения. Если ранее население ссылалось на свое историческое наследие, то на современном этапе в качестве ресурсной базы самоопределения выделяют иные факторы - экономические, политические, социокультурные, геополитические.
Одним из важных аргументов в пользу изменения территориально-административной организации, является культурный фактор. Согласно ст. 3 Конституции Испании «1. Из языков Испании кастильский является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им. 2. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных Сообществах в соответствии с их Уставами. 3. Богатое языковое и диалектное разнообразие Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой» [1]. В дополнение к кастильскому, официальными языками в соответствующих автономных регионах признаны каталанский, галисийский, аранский и баскский. В Каталонии официальными языками являются кастильский, каталанский и окситанский. На каталанском языке говорит около 11 миллионов человек в Испании (автономные