Научная статья на тему 'Международно-правовой статус европейского центрального банка'

Международно-правовой статус европейского центрального банка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1232
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовой статус европейского центрального банка»

Международно-правовой статус Европейского центрального банка

НА. Сухарева

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) состоит из европейского центрального банка (ЕЦБ), а также национальных центральных банков Европейского союза. Европейский центральный банк по праву можно считать руководящим органом европейской системы центральных банков.

ЕЦБ был создан в 1998 г. в соответствии со ст. 108 Договора о европейском сообществе. Правовой основой действия данной организации является также Протокол ЕС о статуте ЕСЦБ и ЕЦБ, который конкретизирует статус ЕЦБ.

В Договоре о ЕС четко указывается, что ЕЦБ является юридическим лицом, следовательно, данная организация может выступать в качестве стороны в судебном процессе, а также владеть движимым или недвижимым имуществом в любом государстве-члене ЕС.

Основной целью ЕЦБ, как и всей ЕСЦБ, является поддержание стабильности цен, что четко закреплено в Договоре о ЕС. Кроме того, его деятельность направлена на поддержание основной экономической политики в Сообществе с целью внесения вклада в достижение целей Сообщества. Также должен соблюдаться принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией во всех государствах-членах ЕСЦБ.

Изначально ЕСЦБ задумывалась как совокупность ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, которые перешли на единую валюту - евро. Тем не менее, в настоящее время не все члены ЕСЦБ перешли на евро, что влияет на статус этих государств. Следует в связи с этим отметить, что до тех пор, пока такие государства, проводящие собственную валютную политику, отличную от курса ЕСЦБ, не вправе участвовать в реше-

нии вопросов, связанных с принятием решений, относящихся к единой валютной политике, которая распространяется на зону евро, а также выполнение таких решений.

Говоря о статусе ЕЦБ необходимо от -метить задачи, которые в основном возложе -ны на эту организацию:

- определение и осуществление валютной политики Сообщества;

- проведение международных обменных операций;

- владение и распоряжение официальными резервами государств- членов в иностранной валюте;

- содействие плановому функционированию платежных систем.

ЕЦБ вправе принимать правила необходимые для осуществления задач, на него возложенных. Правила имеют общее применение. Они обязательны во всей своей полноте и являются актами прямого применения во всех государствах- членах. Также ЕЦБ принимает решения, которые принимаются для осуществления этих задач, но в отличии от правил, решения обязательны для тех, кому они прямо адресованы. Такие решения затрагивают всю европейскую систему центральных банков. Кроме того, ЕЦБ принимает рекомендации и заключения, но они не имеют обязательной силы. В случае неисполнения обязанностей, в соответствии с правилами и решениями, ЕЦБ имеет право наложить на организацию штраф или периодические штрафные платежи.

Органами ЕЦБ являются Управляющий совет и Исполнительный комитет. Однако поскольку не все государства - члены перешли на евро, в настоящий момент действует еще один орган, Общий Совет.

N8 (Август) 2007 Российский внешнеэкономический вестник

71

Управляющий Совет включает в себя всех членов Исполнительного Комитета и управляющих центральных банков государств-членов, которые уже перешли на евро. Данный орган принимает решения по наиболее важным вопросам, таким как :

- разработка основных направлений и принятие решений, необходимых для обеспечения гарантий деятельности задач, порученных ЕСЦБ.

- формулирование валютной политики в зоне евро, включая решения, относящиеся к достижению промежуточных целей валютной политики, ключевым процентным ставкам по поставке резервов в ЕСЦБ.

- установление необходимых направлений для их выполнения.

В состав Исполнительного Комитета входят: Президент ЕЦБ, Вице-Президент ЕЦБ и 4 других члена, которые выбираются из лиц с общепризнанным положением и профессиональным опытом в валютной и банковской сферах. Все члены Исполнительного Комитета назначаются по общему согласию правительств государств-членов, но нередко этот вопрос решается на уровне глав государств. Также необходимо отметить, что данные кандидатуры, как правило, выдвигаются по рекомендации Совета Европейского Союза, только после того как Европейский Парламент и Уп -равляющий Совет ЕЦБ провели консультации по данному вопросу. Исполнительный комитет является постоянно действующим руководящим органом ЕЦБ. Основными задачами Исполнительного комитета являются:

- Осуществление валютной политики по основным направлениям и решениям, которые установлены Управляющим Комитетом ЕЦБ, при этом, а также выдача необходимых инструкций национальным центральным банкам, входящим в ЕСЦБ.

- Осуществление полномочий, которые были делегированы Исполнительному Комитету Исполнительным Советом ЕЦБ.

Как было сказано выше, в настоящее время не все государства-члены перешли на единую валюту евро. Исходя из этого возникла необходимость функционирования Общего Совета. Рассматриваемый орган состоит из Президента ЕЦБ и Вице-Президента ЕЦБ, а

также управляющих национальных центральных банков всех государств-членов. Остальные члены Исполнительного Комитета могут присутствовать на заседаниях данного органа без права голоса. Общий Совет выполняет задачи ЕЦБ, поставленные Европейским Валютным Институтом

Основными функциями Общего Совета являются:

- консультативные функции ЕЦБ;

- сбор статистической информации;

- подготовка ежегодного доклада ЕЦБ;

- установление необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчета по операциям, которые подписаны национальными центральными банками;

- принятие мер, относящихся к установлению процентной квоты для подписки на капитал ЕЦБ, за исключением тех, которые уже выполняются по Договору о ЕС;

- выполнение условий найма персонала

ЕЦБ;

- необходимая подготовка для безотзывного фиксирования обменного курса валют государств- членов с изъятием евро.

Говоря о правовом положении ЕЦБ, нельзя не затронуть вопрос о независимом статусе этой организации. Данному вопросу уделяется особое место, о чем говорится в самом Статуте ЕСЦБ и ЕЦБ. Согласно данному документу, ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или органов Сообщества, от любого правительства государства-члена или от любого другого органа. Важно отметить, что институты и органы Сообщества, а также правительства государств -членов, обязуются уважать этот принцип и не пытаются влиять на членов руководящих органов ЕЦБ или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач. Таким образом, поскольку ЕЦБ является составной частью ЕСЦБ, то основной его целью является поддержание стабильности цен, а при зависимости ЕЦБ от другой организации такая цель не может быть достигнута.

Следует отметить и вопрос личной автономии сотрудников ЕЦБ. Статут ЕСЦБ и

72

Российский внешнеэкономический вестник N8 (Август) 2007

ЕЦБ предусматривает следующие меры для обеспечения безопасности для управляющих национальных центральных банков и членов Исполнительного Комитета:

- минимальный срок продления полномочий для управляющих национальными центральными банками составляет 5 лет.

- срок полномочий для членов Исполнительного Комитета составляет 8 лет и не может быть продлен (следует отметить, что система поочередной смены при назначении работников, другими словами - ротация, использовалась только для членов Исполнительного Комитета, за исключением назначения Президента, для обеспечения непрерывности функционирования ЕЦБ).

- увольнение работника возможно только в случае его неспособности выполнять свои обязанности или серьезного проступка (Примечание: Суд Европейских Сообществ обладает компетенцией в сфере разрешения таких трудовых споров).

Таким образом, становится очевидно, что ЕЦБ является организацией с особым статусом. Только ЕЦБ имеет исключительное право санкционировать выпуск банкнот на территории сообщества. Особо нужно подчеркнуть, что банкноты выпущенные ЕЦБ и национальными центральными банками являются

единственными банкнотами, имеющими статус законного платежного средства на территории Сообщества. Также его значимость подчеркивается тем, что каждое из государств-членов должно было обеспечить, самое позднее - к дате учреждения ЕСЦБ, соответствие Договору о Европейском Сообществе и Статуту о ЕСЦБ и ЕЦБ, включая Положение о его национальном центральном банке. Следует обратить внимание на то, что у ЕЦБ должны консультироваться по поводу любого предложения в сфере его компетенции, а также национальные власти по поводу любого проекта законодательного положения в сфере его компетенции, но в тех границах и при тех условиях, которые установлены Советом ЕС в соответствии с процедурой, закрепленной в Договоре о Европейском Сообществе.

В заключении необходимо указать, что согласно Статуту ЕСЦБ и ЕЦБ, такая организация, как ЕЦБ, имеет на территориях государств - членов такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы для решения его задач при соблюдении условий, изложенных в Протоколе о привилегиях и иммунитетах Европейских Сообществ. Данный документ является приложением к Договору, устанавливающему Единый Совет и Единую Комиссию для Европейских Сообществ.

Широкое использование пиратского ПО в Великобритании

По сообщению Business Software Alliance (BSA), процент использования нелицензионного программного обеспечения в британских компаниях находится на уровне около 27%. BSA считает, что британское правительство должно ужесточить наказания за использование в бизнесе нелицензионного ПО, в частности, увеличить штрафы.

“Несмотря на попытки просвещения бизнеса и усилий правительства обеспечить соблюдение лицензионных законов, ясно, что нужно сделать ещё больше”, - прокомментировала статистику С. Кумбс, директор юридического отдела BSA EMEA - подразделения альянса по Европе, Среднему Востоку и Африке. Согласно данным IDC, использование пиратского ПО в Великобритании в 2006 году привело к недополучению компаниями - разработчиками ПО 1,67 млрд долл.

Соб. инф.

N З (Август) 2007 Российский внешнеэкономический вестник

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.