УДК 341.221.25.28 К.И. ПОЛЯКОВ
аспирант кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета
Е-mail: kostya_polyakov@list.ru
UDC 341.221.25.28 K.I. POLYAKOV
postgraduate student of International and International Private Law of the Orel State University E-mail: kostya_polyakov@list.ru
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МУРМАНСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА THE INTERNATIONAL LEGAL REGIME OF THE MURMANSK COMMERCIAL PORT
Правовой режим Мурманского торгового порта в большей мере регулируется нормами национального права. С развитием экономических отношений возникает необходимость создания максимально-благоприятных условий для экспортеров и импортеров торгового мореплавания, заставляя тем самым государство осуществлять свою суверенную власть в портах с учетом сложившейся мировой практики, которая облегчает процедуру захода и пребывания иностранных торговых судов.
Ключевые слова: открытый торговый порт, стивидоры, морская администрация порта, правовой режим.
The legal regime of the Murmansk commercial port is mainly regulated by national law. With the development of economic relations is necessary to create maximally favorable conditions for exporters and importers of commercial navigation, thus forcing the state to exercise its sovereign authority in the ports given the prevailing international practice, which makes for easier entry and stay of foreign merchant ships.
Keywords: оpen trading port, harbor, sea port authorities, legal regime.
Мурманский морской торговый порт является отрытым для захода всех иностранных торговых судов. Государство объявляет перечень открытых портов в «извещениях мореплавателям». Помимо открытых портов, в правовом отношении противопоставляются закрытые порты.
Рассматривая законодательную базу Мурманского торгового порта, необходимо уточнить его основные виды деятельности.
Мурманский торговый порт осуществляет погрузку, разгрузку и обслуживание Российских и иностранных судов; транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами; перевалка на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно; перевалка крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Завоз таких грузов в порт осуществляется по согласованию грузовладельца и порта[1].
Как упоминалось ранее, Мурманский морской торговый порт является открытым, тем самым обеспечивается свободный доступ всех торговых судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. Так же нельзя забывать про суда терпящие бедствие, которые также могут осуществить заход в порт.
Немного отойдя от темы открытости, целесообразно отметить ключевые направления в развитии деятельности данного субъекта, а именно: ориентация на общемировые стандарты обслуживания, оптимизация управления портовым комплексом, постоянный рост грузооборота. В связи с чем с 2010г. реализуется совместный проект, правительства РФ, правительства Мурманской области и администрации муниципальных
образований Кольского района и города Мурманска о создании портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).
Спустя два года постановлением Администрации города Мурманска от 12.10.2012 N 2432 был утвержден административный регламент исполнения функции по осуществлению муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
Затронутые два ключевых понятия по оптимизации и развитию порта, а именно: создание портовой особой экономической зоны и открытости порта, наглядно демонстрируют стремление соответствию общемировым стандартам. Открытость Мурманского торгового порта находится на стадии постоянного дополнения, будь это изменения в КТМ или новые постановления и распоряжения правительства. Ввиду чего сегодня актуализированное в международно-правовой литературе высказывание нашло свое воплощение. А именно, «Что если перечень портов открытых для захода атомных иностранных судов будет доведен до всеобщего сведения, подобно тому, как это делается в отношении портов принимающих обычные суда» [2].
Вследствие, для захода атомных судов в эти порты, не потребуется предварительного разрешения прибрежного государства. Данное высказывание в симбиозе с понятием открытого торгового порта, вылилось в изменение и дополнение открытости Мурманского морского торгового порта.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 14.10.03 №1491-р по решению Главы Правительства РФ Михаила Касьянова, который утвер-
© К.И. Поляков © K.I. Polyakov
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014
дил перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах[3]. В частности, в перечень попали: Архангельский морской торговый порт (Архангельская область), порт г. Большой Камень; Владивостокский морской торговый порт; Высоцкий морской торговый порт (Ленобласть); Морской порт Диксон, Морской порт Дудинка (Красноярский край), Морской торговый порт Калининград; Кандалакшинский морской торговый порт (Мурманская область); Мурманский морской торговый порт; Морской торговый порт Певек; Морской торговый порт Провидения (Чукотка) Морской торговый порт Санкт-Петербург и Морской порт Усть-Луга (Ленобласть). В дальнейшем Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2010 г. № 417-р дополнено следующей позицией: «Витино». Изучив выше сказанное, складывается вывод.
На сегодняшний день понятие «открытый порт» упрощается. Непосредством изменения и дополнения новых глав и частей, кодекса торгового мореплавания, а по упрощенной форме в виде распоряжений правительства. Тем самым включение в список захода (выхода) судов и иных плавсредств разных видов осуществляется в упрощенной форме [4].
Мурманский торговый порт относится к Северному бассейну Российской федерации, насчитывает 97 единиц причалов и пользуется услугами двадцати стивидоров.
Портовая администрация основывается в своих распоряжениях на своде обычаев, норм и договоров, которые учитывают общепризнанные принципы и нормы международного права.
Учитывая сложную структуру формы собственности порта, возникает вопрос о контроле и принадлежности порта к органам государственной власти, что сказывается за надзорной деятельностью.
Обеспечение такой нормативной базой, позволяет осуществлять контроль, в определенных стандартах над собственниками, которые заключили договоры аренды портовых территорий. Перечислим основные нормативные акты регулирующие деятельность Мурманского торгового порта и опишем их.
Свод обычаев и правил терминалов ОАО «Мурманский морской торговый порт» и ЗАО «Агросфера» (далее Свод обычаев порта) основывается на Гражданском Кодексе Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах», Кодекс торгового мореплавания, «Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации», Закон «О морских портах в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ, также необходимо упомянуть о обязательных постановлениях морской администрации порта Мурманск, практике работы морских торговых портов и стивидорных компаний.
Свод обычаев порта отчасти определяет режим ра-
боты, предоставляемые услуги, правила, нормы обработки судов и грузов, производственные возможности порта, требования к участникам транспортного процессов. [5].
Определив сферу деятельности и режим работы, раскрытие полноты содержания международно-правового режима Мурманского торгового порта не дозволяется . В частности и по тем причинам что Правовой режим - это широкое юридическое понятие, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности как самого понятия, так и содержания данного феномена нет.
Правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования. - С. С. Алексеев
Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями А. В. Малько
Расхождение во взглядах ученых, изучающих феномен «правового режима», проявляется в основном в подходе к «ширине» рассматриваемого понятия. Общим является то, что все авторы видят в режимах совокупность средств, направленных на достижение какой-либо общественной цели.
В случае, расхождения положений Свода обычаев порта с положениями международных или национальных нормативных документов, применяются положения последних.
Необходимо выявить международно-правовую нормативную базу регламентирующую порядок осуществления деятельности Мурманского торгового порта.
К примеру обработка транспортных плавсредств, производится на основании договоров с клиентами. Договоры могут предусматривать иные условия, не предусмотренные «Сводом обычаев» или отличные от них, в том числе условия, определяющие взаимную ответственность сторон за невыполнение обязательств по подаче, обработке и обслуживанию транспортных средств. В этих случаях применяются условия договоров. Функции портовых властей осуществляет государственное учреждение «Морская администрация порта Мурманск» (МАПМ).
МАПМ на акватории порта осуществляет государственный надзор за безопасностью плавания всех судов и плавучих средств за соблюдением национального законодательства и международных договоров в области безопасности мореплавания «Конвенция о безопасности мореплавания 2002года», охраны человеческой жизни на море «Конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 года», предупреждения загрязнения окружающей природной среды «Конвенция по предотвращению загрязнения с судов», резолюция «О принципах, относящихся к транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю», Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г, выполняет иные функции в соответствии с требованиями международных договоров и действующего законодательства Российской Федерации. [6].
Приведенный выше ряд конвенций, устанавливает сложные существенным образом отношения субъектов права.
В свете современного международного права государства стремятся в одностороннем порядке принять наиболее выгодные условия для осуществления морской деятельности. Что в очередной раз подтверждает актуальность феномена международно-правового режима торговых портов.
Библиографический список
1. Бекяшев К.А, Ануфриева Л.П. Международное публичное право: учеб. 4-е изд., Изд-во Проспект. 784 с., 2005.
2. Бекяшев К.А. Сапронов В.Д. Мировое рыболовство: вопросы международного сотрудничества. М.: Агропром. 584 с., 2003.
3. Калинкин Г.Ф. Режим морских пространств. М., 331 с., 2002.
4. Коломбос Д. Международное морское право. М.: Прогресс, 1975. 206 с.
5. Колодкин А.Л. Правовой режим территориальных вод и открытого моря. М.: Морской транспорт, 1961. 320 с.
6. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000. 734 с.
References
1. Bekyashev KA, LPAnufrieva, Ustinov. Public international law: studies. 4th ed., Publishing House of the prospectus. 784., 2005.
2. Bekyashev KA Sapronov VD World Fisheries: international cooperation. M.: Agricultural industry. - 584 p., 2003.
3. Kalinkin GFMode of maritime areas. M., with -331., 2002.
4. Kolombos D. The international law of the sea. Moscow: Progress Publishers, 1975. 206.
5. Kolodkin AL The legal regime of the territorial waters and the high seas. M.: Sea, 1961. 320.
6. Commentary on the Code of Merchant Shipping of the Russian Federation / Ed. GG Ivanov. M.: Spark, 2000. 734 p.
УДК [349.3:364.013]-058.862(470.319) Е.Н. СЕЛЮТИНА
кандидат юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Е-mail: seljutina1@rambler.ru
UDC [349.3:364.013]-058.862(470.319)
E.N. SELIUTINA
сandidate of Juridical Sciences, associate professor, Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration Е-mail: seljutina1@rambler.ru
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЕДОМСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ ПО ПРИЗРЕНИЮ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ СЕРЕДИНЫ XIX- НАЧАЛА XX ВВ.
CREATION AND ACTIVITIES OF ESTABLISHMENT OF DEPARTMENT OF THE EMPRESS MARIA FEDOROVNA FOR CONTEMPT OF CHILDREN IN THE ORYOL PROVINCE OF SULFURS. XIX - THE HEAD OF THE XX CENTURIES.
Призрение и образование детей составляли важный аспект государственно-правовой политики Российской Империи в сер.Х1Х-нач.ХХ вв. Учреждения ведомства императрицы Марии Федоровны представляли собой развитую централизованную сеть, функционировали практически в каждой губернии, включая Орловскую. На основе архивных материалов в статье проанализирована деятельность наиболее крупных детских приютов Орловской губернии.
Ключевые слова: правовая политика, призрение детей, учреждения ведомства императрицы Марии, Орловская губерния.
Contempt and education of children made an important aspect of state and legal policy of the Russian Empire in XIX - the head of the XX centuries. Establishments of department of empress Maria represented the developed centralized network, functioned practically in each province, including Oryol. On the basis of archival materials in article activity of the largest children's shelters of the Oryol province is analyzed.
Keywords: legal policy, contempt of children, establishments of department of empress Maria, Oryol province.
© Е.Н. Селютина © E.N. Seliutina