Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛУНЫ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛУНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Луна / договор по космосу / запрет национального присвоения / национальная деятельность / Moon / space treaty / prohibition of national appropriation / national activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.Ю. Горелов, А.Н. Городищева

В данной статье рассматривается международно-правовой режим Луны и попытки национализировать ее ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGIME OF THE MOON

This article examines the international legal regime of the Moon and attempts to nationalize its resources.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛУНЫ»

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 379.8, 659.3

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛУНЫ

М.Ю. Горелов Научный руководитель - А.Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

makc1598@list.ru

В данной статье рассматривается международно-правовой режим Луны и попытки национализировать ее ресурсы.

Ключевые слова: Луна, договор по космосу, запрет национального присвоения, национальная деятельность.

INTERNATIONAL LEGAL REGIME OF THE MOON

M.Yu. Gorelov Scientific supervisor - A. N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

makc1598@list.ru

This article examines the international legal regime of the Moon and attempts to nationalize its resources.

Key words: Moon, space treaty, prohibition of national appropriation, national activities.

В настоящее время происходит очень активное освоение космического пространства. Выглядит все так, что международное сотрудничество в данной области отработано и совместное использование космического пространства имеет устойчивый правовой режим. Однако когда в октябре 2020 г. NASA объявило, что на Луне обнаружена вода, и что Агентство разработало новые стандарты исследования Луны. При этом администратор НАСА Джим Бриденстайн ясно дал понять, что международные партнеры агентства должны работать с НАСА для обеспечения устойчивого присутствия на поверхности Луны и вокруг нее [1]. Стало ясно, что пересмотра многих соглашений уже не избежать. Вопросы: Кому принадлежат небесные тела? Как делить участки на Луне? Чьи законы действуют на орбитальных станциях? Эти и многие другие вопросы потребовали актуализации в международном космическом праве.

Договор 1967 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (также известный как Договор по космосу), является основополагающим договором [2]. Этот договор установил ряд общих руководящих принципов относительно того, как страны должны исследовать космос: исследование космоса должно быть мирным делом, и никто не должен размещать там оружие массового уничтожения. Он был дополнен отдельным Соглашением 1979 года, регулирующим деятельность государств на Луне и других небесных телах (Соглашение о Луне) [3]. Хотя оба договора вступили в силу, их принятие

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

было различным: 110 участников Договора по космосу и только 18 участников Соглашения о Луне [4].

Как показала практика, Договор по космосу намеренно расплывчат, а государства должны должным образом учитывать соответствующие интересы других государств. Все дело в том, что действующее космическое право основано на доктрине res communis omnium, т.е. общее достояние, что выражается в трех принципах: исследование и использование космического пространства в интересах и на благо всех стран, свободный доступ во все районы небесных тел и запрет национального присвоения в космическом пространстве [5]. Более того, в СМИ появились сообщения, что Соединенные Штаты не собираются требовать от ООН разрешения на изменение стандартного прохождения процедуры заключения договора. «Мы не собираемся ждать переговоров по договору, который, по нашему мнению, отвечает нашим национальным интересам», - говорит Джонсон. «Мы считаем, что можем отправиться на Луну и использовать там ресурсы, поэтому мы собираемся отправиться на Луну и использовать там ресурсы. И мы будем делать это в партнерстве с другими странами» [1].

Статья II Договора о космосе 1967 г. декларирует, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами [2]. Многие специалисты рассматривают как синонимичные понятия «национальное» и «государственное», а значит, согласно статье II Договора 1967 г. частные лица могут свободно приобретать права собственности в космосе. Соединенные Штаты и Советский Союз, как и большинство других государств, Соглашение о Луне не подписали, оставив тем самым за своими гражданами и бизнес-структурами право на приобретение права собственности на объекты в космическом пространстве по Договору о космосе 1967 года. Другой подход сформулирован М. Р. Юзбашян: Договор по космосу «не содержит специальных норм относительно правового режима природных ресурсов небесных тел и в то же время прямо не запрещает эксплуатацию таковых» [6, с. 75-76].

Время изменило многое, и сегодня мы наблюдаем размывание монополии государств на освоение космоса. Так, в 2015 г. в США был принят закон о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос , стимулирующий американские частные компании к добыче минералов на Луне и других небесных телах [7]. В начале апреля Трамп 2020 г. подписал указ, подтверждающий способность США добывать ресурсы с Луны и других объектов, утверждая, что это не противоречит Договору о космосе. Теперь, заключив эти договоренности, НАСА и администрация Трампа хотят сделать еще один шаг и заставить несколько стран согласиться с тем, что такой способ использования космических ресурсов является приемлемым. Соглашения установят, что это так называемые «зоны безопасности», которые дадут потенциальным исследователям возможность работать на Луне без вмешательства других стран. Соглашения также гарантируют, что страны могут добывать и использовать ресурсы, которые они находят на Луне [1]. Несоблюдение международно-правового запрета на присвоение небесных обосновывается тем, что природные ресурсы, содержащиеся в небесных телах, неразрывно связаны с ними лишь до момента извлечения. Руководство НАСА рассматривает окололунную космическую станцию в качестве основной платформы для обеспечения высадки астронавтов на поверхность Луны в рамках реализации будущих коммерческих проектов по созданию многоразовых автоматических модулей, способных осуществлять посадку на естественный спутник Земли. Достижение космической станцией полной оперативной готовности запланировано на 2027 год [8, с. 25].

Отметим, что не только США «положили глаз» на естественный спутник Земли и его недра. Лунная программа Китая быстро догоняет конкурентов. Китайский луноход был доставлен на Луну в январе 2019 года, планируется приступить к строительству лунной базы, используя которую, китайцы к 2050 году рассчитывают осуществить полёты к Марсу [9, с.

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

61]. Предполагается, что Китай может претендовать на разработку ценных минеральных ресурсов на астероидах, Луне и Марсе. Отечественная «Концепция национальной программы освоения Луны» предусматривает появление большой лунной базы в 2040-х гг. Амбициозные лунные планы есть и у руководства Индии. Индия удивила мир тем, что запустила первый космический зонд «Чандраян», предназначенный для исследования Луны [9, с. 128].

Действительно, идеи о скором заселении и освоении Луны звучат все чаще и убедительнее. На момент создания Договора о космосе 1967 г. его авторы исходили из конкретных исторических реалий, которые были таковы, что осуществлять космическую деятельность могли только государства. Сегодня эти условия перестают действовать. Прошло всего несколько лет и стало очевидно: развитие международных норм не успевает за технологиями и развитием предпринимательства. Даже если предположить, что страны готовы добросовестно выполнять положения Договора 1967 года в плане ограничения военного использования Луны, то развитие коммерческого сегмента лунных программ требует существенных усилий по модернизации норм международного космического права.

Библиографические ссылки

1. Loren Grush NASA announces international Artemis Accords to standardize how to explore the Moon [Electron. data]. - access mode: https://www.theverge.com/2020/5Z15/21259946/nasa-artemis-accords-lunar-exploration-moon-outer-space-treaty (date accessed: 22.03.2021)

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела // ООН. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (Дата обращения: 22.03.2021)

3. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах // ООН. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml (Дата обращения: 22.03.2021).

4. Романова, А.В. Космос и право // Интеллектуальный капитал XXI века: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 210-212.

5. Степаненко А.С., Пиеткевич М. Попытки национального присвоения космического пространства и небесных тех // Инновационная наука. 2016. № 5. С. 217-275.

6. Юзбашян М. Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. 2017. Т. 106. № 2. C. 75-76.

7. Сайт Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/spacelaw/treatystatus/AC 105_C 2_2019_CR P03E.pdf.

8. Ганиев Т.А., Карякин В. В. Космическая политика мировых и региональных держав / Т.А. Ганиев, В.В. Карякин. Монография. - М.: Архонт, 2020. - 175 с.

9. Wong, Catherine; «China's Chang'e 4 lunar probe sends first photo of far side of the moon after historic soft landing»; South China Morning Post; 3 January 2019.

© Иванов А. Б., Петров В. Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.