Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1277
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / COUNTERACTION TO CORRUPTION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ / INTERNATIONAL LEVEL / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / INTERNATIONAL COMMUNITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов Ш.Б., Алиева М.Н.

В статье рассматривается проблема международно-правового противодействия коррупции. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что проявления коррупции, в том числе и на национальном уровне, оказывают значительное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы, затрагивают интересы всех государств. Говорится, что международное сообщество уделяет особое внимание вопросу сотрудничества в области противодействия коррупции, подтверждением чему служит принятие значительного количества актов, которые являются основой регулирования коррупционных отношений и противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровне. Дается определение международно-правовому механизму противодействия коррупции. Сказано, что международно-правовой механизм противодействия коррупции формировался на протяжении длительного времени. Перечисляются этапы его формирования. Обращается внимание на то, что для России международное сотрудничество становится все более весомым вектором в борьбе с коррупцией. Результатом исследования стали выводы о том, что на международном уровне создан эффективный правовой механизм борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM СOUNTERACTION TO CORRUPTION

The article deals with the problem of international legal counteraction of corruption. The relevance of the topic of the article is conditioned by the fact that manifestations of corruption, including at the national level, have a significant impact on the world economic, social and political processes, affect the interests of all states. It is said that the international community pays special attention to the issue of cooperation in the field of combating corruption, as evidenced by the adoption of a significant number of acts that are the basis for regulating corruption relations and combating corruption both internationally and nationally. A definition of the international legal mechanism for combating corruption is given. It is said that the international legal mechanism for combating corruption has been formed for a long time. The stages of its formation are listed. Attention is drawn to the fact that international cooperation is becoming an increasingly important vector for Russia in the fight against corruption. The result of the study is the conclusion that an effective legal mechanism for combating corruption was created at the international level.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УДК 341.123

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Магомедов Ш.Б., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

kafedraconst@mail. ru

Алиева М.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, madina_alieva_75@mail.ru

В статье рассматривается проблема международно-правового противодействия коррупции. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что проявления коррупции, в том числе и на национальном уровне, оказывают значительное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы, затрагивают интересы всех государств. Говорится, что международное сообщество уделяет особое внимание вопросу сотрудничества в области противодействия коррупции, подтверждением чему служит принятие значительного количества актов, которые являются основой регулирования коррупционных отношений и противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровне. Дается определение международно-правовому механизму противодействия коррупции. Сказано, что международно-правовой механизм противодействия коррупции формировался на протяжении длительного времени. Перечисляются этапы его формирования. Обращается внимание на то, что для России международное сотрудничество становится все более весомым вектором в борьбе с коррупцией. Результатом исследования стали выводы о том, что на международном уровне создан эффективный правовой механизм борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: противодействие коррупции, международный уровень, международно-правовое сотрудничество, мировое сообщество, международные организации, российское законодательство.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-99-103 UDC 341.123

INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM СOUNTERACTION TO CORRUPTION

Magomedov Sh.B., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, kafedraconst@mail.ru Aliyeva M.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, madina_alieva_75@mail.ru

The article deals with the problem of international legal counteraction of corruption. The relevance of the topic of the article is conditioned by the fact that manifestations of corruption, including at the national level, have a significant impact on the world economic, social and political processes, affect the interests of all states. It is said that the international community pays special attention to the issue of cooperation in the field of combating corruption, as evidenced by the adoption of a significant number of acts that are the basis for regulating corruption relations and combating corruption both internationally and nationally. A definition of the international legal mechanism for combating corruption is given. It is said that the international legal mechanism for combating corruption has been formed for a long time. The stages of its formation are listed. Attention is drawn to the fact that international cooperation is becoming an increasingly important vector for Russia in the fight against corruption. The result of the study is the conclusion that an effective legal mechanism for combating corruption was created at the international level.

Key words: counteraction to corruption, international level, international legal cooperation, international community, international organizations, Russian legislation.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-99-103

В настоящее время коррупция не знает национальных границ, ее масштабы уже давно достигли международного уровня. На современном этапе ни одно государство не застраховано от коррупционных проявлений. Поэтому можно сказать, что современная коррупция представляет собой международное явление и, как отмечает И. Иванова, международное сотрудничество в борьбе с коррупцией является самым актуальным направлением противодействия данному явлению [1, с. 112]. Такого же мнения придерживаются и другие ученые, к примеру, С.В. Корнилова и А.А. Саморуков, которые подчеркивают, что «для эффективной борьбы с коррупцией требуется системный и комплексный подход к формированию стандарта принимаемых мер, активизация, расширение и надлежащее осуществление международного сотрудничества в правовой сфере» [2, с. 33]. Профессор Е.В. Охотский полагает, что «ограничиваться антикоррупционными усилиями, не выходя за пределы национальных государств, если рассчитываешь на серьезный успех, сегодня уже невозможно и бесперспективно» [3, с. 125].

В силу сказанного проблема международно-правового противодействия коррупции требует особого внимания со стороны всего мирового сообщества и является одним из важных направлений политики каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами. Е.В. Охотский под международным сотрудничеством в сфере противодействия коррупции понимает систему «взаимодействия государств в лице их органов, международных правительственных и неправительственных объединений, транснациональных организаций и межведомственных связей в сфере противодействия коррупции» [3, с. 125].

Международно-правовой механизм противодействия коррупции представляет собой «совокупность различных по своей природе и функциям юридических средств, организованных наиболее последовательным образом, что позволяет судить о них как о комплексе правовых элементов, составляющих на основе общей цели единую систему» [4]. Он ориентирован на комплексное применение широкого спектра мер правового, организационно-кадрового и просветительско-воспитательного характера.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что становление международно-правового механизма противодействия коррупции имеет свою историю. Ранее право не основывалось на каких-либо конкретных общепризнанных антикоррупционных ценностях и нормах. Международно-правовой механизм противодействия коррупции формировался на протяжении длительного времени. Он начал формироваться сравнительно недавно: 1-й этап (1950-1960) - для этого этапа характерно то, что международными организациями обращалось внимание только на необходимость

борьбы с подкупом должностных лиц в области международной коммерческой деятельности. 2-й этап (1970-е гг.) - ООН была предпринята попытка дать юридическое определение коррупции и подготовить всеобъемлющее международное соглашени по борьбе с коррупционными правонарушениями. 3-й этап (1980-1990) - резкая активизация работы по созданию правовых основ и механизмов противодействия коррупционным преступлениям. Этот этап отличается активизацией разработки конкретных мер противодействия некоторым видам коррупционных практик и принятием 08.11.1990 года Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, которая предусматривала как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества по борьбе с этим видом преступлений, принятием в декабре 1996 года Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях и Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. 17.12.1997 года была принята Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (ОЭСР), которую подписали свыше 30 государств, а также создан эффективный механизм для принятия последующих мер, открытый для участия на равной основе государств-членов и других государств. В 1996 году Комитетом министров Совета Европы была принята Программа действий по борьбе с коррупцией, согласно которой подготовлены конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999). В 1999 г. Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств был принят модельный закон о борьбе с коррупцией. Следует подчеркнуть, что Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в целях достижения большего единства между государствами-членами Совета Европы, стала базовым документом, призванным сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне.

4-й этап - принятие Генеральная Ассамблея ООН 31 октября 2003 г. приняла Конвенцию против коррупции (ЦЫСАС) — универсальный документ особой значимости. В преамбуле Конвенции закреплена сущность коррупции как источника проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, чем подрываются демократические институты, этические ценности и справедливость и наносится ущерб устойчивому развитию и правопорядку [5, с. 263].

В международных актах коррупция признается как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка [6, с. 18]. Анализируя международно-правовые акты, мы видим необходимость в расширении спектра корруп-

ционных деяний. Данные акты международного масштаба ориентируются на широкий круг профилактических мер, которые, наряду с уголовным преследованием, могут эффективно противодействовать коррупционной деятельности [7, с. 38].

Следует отметить, что международно-правовые механизмы реализации договоров, в том числе международных договоров о противодействии коррупции, получают мощную поддержку в виде соответствующих внутригосударственных мер. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. сказано, что «каждое государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства необходимые меры, включая законодательные и административные, для обеспечения выполнения своих обязательств, вытекающих из Конвенции» (ст. 65) [8]. В настоящее время к Конвенции были присоединены 172 государства, взявшие на себя обязательство действовать согласно принципам системности, честности, прозрачности и сотрудничества, проводя на этой базе политику противодействия и предупреждения коррупции.

Составными элементами международно-правового механизма противодействия коррупции, установленными в Конвенции, следует назвать также меры по контролю над публичными закупками и управлению публичными финансами, над судебными органами и органами прокуратуры по укреплению их неподкупности; укреплению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе; установлению в нем эффективных гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение этих мер и пр.

Следует подчеркнуть, что борьбу с коррупцией на общемировом уровне обеспечивают усилиями многих международных организаций: Организацией Объединенных Наций (ООН), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Специальной группой противодействия в сфере финансов (Financial Action Task Force — FATF), Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), Советом Европы (СЕ), Группой государств против коррупции (GRECO) и др., которые разрабатывают и принимают акты, регламентирующие международное сотрудничество в противодействии коррупции и определяющие основные инструменты и механизмы в отдельных сферах общественной жизни и государственного управления. Эти акты носят обязательный характер.

Как видим, международное сообщество стремилось законодательно урегулировать отношения в области противодействия коррупции путем принятия многочисленных актов, начиная с разработки правовых норм уголовно-правового, гражданско-правового характера и заканчивая подготовкой специфических документов. Однако до сих пор нет веских оснований полагать, что достигнута

надлежащая скоординированность правовых средств и практических механизмов противодействия коррупции.

Большой интерес представляет проблема криминализации такого коррупционного деяния, как подкуп иностранных публичных лиц и должностных лиц международных организаций, а также злоупотребление данными лицами своими полномочиями в личных или групповых корыстных интересах. В связи с этим Организация Объединенных Наций и другие международные организации акцентировали внимание на необходимости борьбы с подкупом должностных лиц иностранных государств в области международных коммерческих и финансовых операций. Дополнительным протоколом к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 15 мая 2003 г. еще более расширен круг субъектов преступления за счет национальных и иностранных третейских судей (арбитров) и присяжных заседателей.

Для Российской Федерации необходимость решительных шагов по борьбе с коррупцией и подчинения государственной политики антикоррупционным задачам, поставленным международным сообществом, диктуется остротой проблемы коррупции в нашей стране. Международное сотрудничество выступает для России в качестве весомого вектора в борьбе с коррупцией. Благодаря открытому обсуждению с зарубежными странами множества антикоррупционных вопросов российская сторона может последовательно и поэтапно, учитывая международные требования, создавать эффективную национальную систему противодействия коррупции [9, с. 216].

Характерной особенностью нынешнего времени для Российского государства является формирование системного подхода в сфере противодействия коррупции. Об этой тенденции свидетельствует ратификация в 2006 г. двух основополагающих международных Конвенций по борьбе с коррупцией: Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999); вступление нашей страны в группу государств против коррупции (ГРЕКО); учреждение специальной Межведомственной рабочей группы по разработке законодательных предложений с целью эффективного противодействия коррупции, что служит дополнительным свидетельством готовности России к эффективной борьбе с коррупцией [10, с. 164].

Как нам кажется, нет необходимости руководствоваться всеми международными актами, вследствие того, что внимания заслуживают только те акты, которые способны приспособиться к условиям российского законодательства для содействия активизации общественного развития в Российской Федерации. Одновременно с этим сравнительный анализ международных актов в вопросах борьбы с коррупцией и практической деятельности правоохранительных органов говорит о том, что в рос-

сийской системе имеются серьезные проблемы в вопросе имплементации международных актов в изучаемой сфере. Главным условием имплемента-ции международных договоров в российское законодательство, является ратификация Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Все положения данной Конвенции уже включает российское законодательство, и они действуют с 1996 г. Но в правоприменительной практике разбирательства коррупционных дел не используются гражданско-правовые механизмы возмещения ущерба. В связи с этим можно сказать, что российские правоприменители не готовы и не способны применять содержащиеся в законодательстве гражданско-правовые механизмы возмещения вреда, возникшего после совершения коррупционного деяния [11, с. 136]. Как представляется, победить коррупцию возможно только проведением совместных действий самих государств, гражданского общества и международного сообщества в целом.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Международное сообщество, признавая коррупцию общественно-опасным, негативным социально-правовым явлением, уделяет особое внимание регулированию коррупционных отношений. Подтверждением тому служит принятие значительного количества актов, которые являются основой регулирования коррупционных отношений и противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровнях. Основным из этих актов является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Конвенцией предусматривается создание в каждом государстве-

участнике специальных органов, несущих ответственность за предотвращение и противодействие коррупции. Более того, в Конвенции говорится, что каждое государство-участник вправе принимать более строгие меры, чем предусмотренные Конвенцией, для предупреждения коррупции и борьбы с ней, но с учетом требований международно-правовых принципов (суверенное равенство, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела других государств). Также каждым государством-участником должна периодически проводиться оценка соответствующих правовых документов и административных мер, чтобы определить их адекватность с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Для России международное сотрудничество становится все более весомым вектором в борьбе с коррупцией. Как отмечают Е. А. Богданов и Д. О. Мельник, с которыми следует согласиться, «приближение российского законодательства к международным стандартам, имплементация положений международных документов в такой принципиально важной области, как борьба с коррупцией, является выражением магистральной линии политики Российского государства, направленной на интеграцию России в сообщество цивилизованных государств» [10].

В заключение надо сказать, что вопросы противодействия коррупции, регламентированные многочисленными международными актами и регулирующие различные аспекты этого явления, требуют системного и комплексного подхода к принимаемым мерам.

Литература

1. Иванова И.А. Коррупционные отношения как объект международно-правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2014. № 3. С. 110-116.

2. Корнилова С.В., Саморуков А.А. Международное законодательство о стандартах противодействия коррупции. // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 3 (54). С. 33-39.

3. Охотский Е.В. Правовые основы и механизмы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2 (11).). С. 125-138.

4. Правовые средства противодействия коррупции / Н.А Власенко и [др.]; отв. ред. Н.А. Власен-ко // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2013. URL: https://studfiles.net/preview/6705580/page:8/ (дата обращения: 24.03.2018).

5. Иглин А.В. Международно-правовое регулирование противодействия коррупции // Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муниципального управления в России на современном этапе: материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во «Азбука», 2016. С. 263-267.

6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31 окт. 2003 г. Резолюцией 58/4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Богданов Е.А., Мельник Д. О. Международный аспект антикоррупционной политики России // Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. П.А. Меркулова. Орел, 2016. С. 216-220.

8. СкворцоваЮ.В. Международные нормы о противодействии коррупции в системе российского права // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 1 (47). С. 162-170.

9. Бударагина Л.В. Международно-правовая оценка противодействия коррупции // Право и современные государства. 2015. № 5. С. 17-21.

10. Усенко А.С. Международно-правовые аспекты противодействия коррупции // Полиматис. 2016. № 1. С. 35-45.

11. Никитина А.В., Бурма О.А. Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве // Молодой ученый. 2018. №6. С. 133-136.

References

1. Ivanova I.A. Korruptsionnye otnosheniya kak ob"ekt mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya // Sibirskii yuridicheskii vestnik. 2014. № 3. S. 110-116.

2. Kornilova S.V., Samorukov A.A. Mezhdunarodnoe zakonodatel'stvo o standartakh protivodeistviya korruptsii. // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2016. № 3 (54). S. 33-39.

3. Okhotskii E.V. Pravovye osnovy i mekhanizmy mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere protivodeistviya korruptsii // Rossiiskii zhurnal pravovykh issledovanii. 2017. № 2 (11).). S. 125-138.

4. Pravovye sredstva protivodeistviya korruptsii / N.A Vlasenko i [dr.]; otv. red. N.A. Vlasenko // Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii. 2013. URL: https://studfiles.net/preview/6705580/page:8/ (data obrashcheniya: 24.03.2018).

5. Iglin A.V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie protivodeistviya korruptsii // Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya v Rossii na sovremennom etape: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb.: Izd-vo «Azbuka», 2016. S. 263-267.

6. Konventsiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsii protiv korruptsii: prinyata v g. N'yu-Iorke 31 okt. 2003 g.Rezolyutsiei 58/4. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. Bogdanov E.A., Mel'nik D.O. Mezhdunarodnyi aspekt antikorruptsionnoi politiki Rossii // Gosudar-stvennaya politika: metodologiya, praktika, napravleniya sovershenstvovaniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. P.A. Merkulova. Orel, 2016. S. 216-220.

8. Skvortsova Yu.V. Mezhdunarodnye normy o protivodeistvii korruptsii v sisteme rossiiskogo prava // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. 2017. № 1 (47). S. 162-170.

9. Budaragina L.V. Mezhdunarodno-pravovaya otsenka protivodeistviya korruptsii // Pravo i sovremen-nye gosudarstva. 2015. № 5. S. 17-21.

10. Usenko A.S. Mezhdunarodno-pravovye aspekty protivodeistviya korruptsii // Polimatis. 2016. № 1. S.

35-45.

11. Nikitina A.V., Burma O.A. Problemy implementatsii norm mezhdunarodnogo prava v sfere bor'by s korruptsiei v rossiiskom zakonodatel'stve // Molodoi uchenyi. 2018. №6. S. 133-136.

Поступила в редакцию 25 марта 2018 г.

Received 25 March, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.