ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (JURISPRUDENCE)
УДК 343.1 Научная статья
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕЙ НАРКОТИКОВ
Феткулов А.Х.
Научно-исследовательский институт экономических и правовых исследований Карагандинского Экономического Университета Казпотребсоюза
(г. Караганда, Республика Казахстан)
Каримов Н. .
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва, Российская Федерация) Тогайбаева Ш.С.
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Статья посвящена аспектам международного антинаркотического сотрудничества. Злоупотребление наркотиками все чаще рассматривается в качестве растущей глобальной проблемы, требующей принятия глобальных ответных мер. Поэтому активизация международного сотрудничества в этой области просто необходимо.
Ключевые слова: наркотики, ЦАРИКЦ, психотропные вещества, профилактика, наркопреступность.
Для цитирования: Феткулов А.Х., Каримов Н.М., Тогайбаева Ш.С. Международно-правовое регулирование в противодействии с транснациональной торговлей наркотиков // Наука и реальность. 2024. № 3 (19). С. 77-83.
INTERNATIONAL LEGAL REGULATION IN COUNTERING TRANSNATIONAL DRUG TRADE
Fetkulov A.H. Karaganda University of Kazpotrebsoyuz (Karaganda, Kazakhstan)
Karimov N.M.
Federal State Educational Public Institution of Higher Education "Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation"
(Moscow, Russian Federation) Togaybaeva Sh.S.
Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)
Abstract. The article is devoted to aspects of international anti-drug cooperation. Drug abuse is increasingly seen as a growing global problem requiring global responses. Therefore, it is essential to intensify international cooperation in this area.
Keywords: drugs, CARICC, psychotropic substances, prevention, drug-related crime.
For citation: Fetkulov A.H., Karimov N.M., Togaybaeva Sh.S. International legal regulation in countering transnational drug trade // Science & Reality. 2024. no. 3 (19). pp. 77-83. (in Russian).
Вызывает обеспокоенность, что на нелегальном рынке идет постепенное замещения традиционных наркотиков растительного происхождения на синтетические наркотики, которые более опасны для здоровья людей и имеют необратимые последствия для организма человека после их употребления. В последние годы увеличивается количество изъятых психотропных веществ синтетического происхождения. Так, например, за 9 месяцев 2023 года на пространстве государств-участников Центральноазиатского регионального информационного координационного центра (далее ЦАРИКЦ) объем изъятого героина уменьшился на 17,5%, а объем изъятых психотропных веществ напротив увеличился на 10,5%. В целом, объем изъятых наркотиков увеличился на 100,4% за счет каннабисной группы. Тем не менее, количество изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, практически не уступают количеству изъятых наркотиков каннабисной группы, и это вызывает обеспокоенность правоохранительных органов. Сокращение поставок героина может привести к появлению альтернатив, как фентанил и другие синтетические опиоиды. Здесь следует акцентировать внимание на том, что новые синтетические наркотики стали более дешевыми и доступными. Закрытие внешних границ, ограничения в передвижении людей, товаров и услуг способствовало тому, что в Казахстане увеличилось количество подпольных лабораторий по нелегальному производству психотропных веществ на 23,9% (с 46 до 67).
В этой связи, в рамках международного антинаркотического сотрудничества в 2023 году реализованы следующие мероприятия:
- в формате Организации Договора о коллективной безопасности: международные антинаркотические операции «Канал-Аракс» (с 22 по 26 мая, г. Ереван, Республика Армения) и «Канал-Перехват» (10-15 сентября, г. Алматы, Республика Казахстан);
- в формате Шанхайской организации сотрудничества: утвержден Рабочий план по реализации Программы действий по выполнению Антинаркотической стратегии государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018-2023 годы (Решение Совета глав государств-членов ШОС от 14 июня 2019 года).
Также, под председательством индийской стороны представителями правоохранительных органов Республики Казахстан в режиме видеоконференции принято участие в рабочих заседаниях экспертов по контролю за прекурсорами, правоохранительной деятельности и пресечению наркопреступности, совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества, снижению спроса на наркотики, а также в Совещаниях старших должностных лиц и руководителей компетентных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В формате Управления ООН по наркотикам и преступности реализуются глобальные проекты, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в странах Центральной Азии, Афганистане и соседних странах.
Кроме того, в настоящее время продолжена работа по подписанию двусторонних и многосторонних проектных документов в сфере незаконного оборота наркотиков со странами ближнего и дальнего зарубежья
В многостороннем формате налажен обмен оперативными данными о наркодельцах с межрегиональными и международными связями, при этом активно используются потенциал ЦАРИКЦ.
В формате сотрудничества с ЦАРИКЦ осуществляется обмен информацией, а также координация антинаркотического взаимодействия компетентных служб региона, многосторонних (СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ШОС) и специальных образований (Интерпол и Европол). Проводятся совместные специальные операции со странами-партнерами по изъятию крупных партий наркотиков. ЦАРИКЦ содействует в обеспечении сбора, хранения, защиты, анализа и обмена информацией в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Наряду с этим, Центром в рамках своего мандата на систематической основе проводится работа по сбору и анализу наркоситуации в его государствах-участниках.
В эпоху глобализации и практически ничем не ограниченной свободы перемещения через государственные границы людей и денежных средств преступность, которая все больше становится международной, быстро научилась играть на разнице законодательств разных стран, на стремлении отдельных государств настаивать на приоритете своих законов перед чужими и не допускать, чтобы в то, что происходит на их территории, вмешивались другие.
Совершив преступление в одной стране, преступники легко могут скрыться на территории другой страны, порою сталкивая лбами представителей правоохранительныгх органов этих двух или даже нескольких стран. Не исключено, что они могут вообще уйти от ответственности по той причине, что совершенное ими преступление в разных странах толкуется по-разному или просто потому, что власти одной страны рады уязвить другую.
Злоупотребление наркотиками и связанная с этим активность дельцов наркобизнеса, насилие и расширяющаяся коррупция затрагивают миллионы людей во всем мире. Они не только разрушают человеческие жизни, но и ставят под угрозу всю социальную структуру и даже стабильность правительств. Связанные с наркотиками проблемы все шире затрагивают различные страны большинства регионов мира, невзирая на национальные границы и социальное устройство. На это расходуются миллиарды и миллиарды долларов. Такая опасность угрожает всем странам независимо от их географического местоположения, политической ориентации или уровня экономического развития. Ввиду огромных масштабов данного явления, злоупотребление наркотиками все чаще рассматривается в качестве растущей глобальной проблемы, требующей принятия глобальных ответных мер. Нет никаких сомнений в том, что необходимо активизировать международное сотрудничество в этой области [1].
Государства не в состоянии справиться с этим бедствием в одиночку - необходимы международная солидарность и сбалансированные коллективные и одновременные действенные меры международного сообщества. На протяжении XX и начала XXI вв. состоялись многочисленные международные форумы, на которых обсуждались проблемы противодействия наркотикам, принимались соответствующие решения, в том числе закрепляемые в международно-правовых нормах.
Импульсом к созыву и проведению таких международных форумов служит фактическое состояние данной проблемы в мире и в отдельных государствах, определяемое на основе статистических данных изучения, анализа и обобщения теории и практики, экспертных оценок специалистов. На таких форумах разрабатываются, формулируются и закрепляются международно-правовые нормы, которые становятся нормами национального законодательства государств, ратифицировавших эти документы.
Вместе с тем, мировое сообщество давно пришло к пониманию того, что во всем комплексе мер борьбы с наркотиками первостепенное значение следует уделять мерам профилактического характера [2].
В статье 14 Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. предусмотрено, что «в целях уменьшения страдания людей и ликвидации финансовых стимулов для ликвидации незаконного оборота Стороны принимают надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества».
В результате обобщения многолетнего опыта борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их аналогов выработаны две основные стратегические линии, которые зафиксированы в документах ООН:
- сокращение незаконного спроса на наркотики и психотропные вещества;
- сокращение незаконного предложения наркотиков и психотропных веществ.
Говоря о сотрудничестве государств как форме борьбы с наркоманией и
наркопреступностью, следует отметить, что основные усилия стран (в том числе и Казахстана) в этом направлении реализуются следующими способами:
- заключение многосторонних и двусторонних договоров и соглашений государствами в области контроля над наркотиками и борьбы с распространением наркомании;
- сотрудничество государств с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с Европейским союзом;
- сотрудничество государств в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками;
- сотрудничество государств по вопросам выявления и пресечения фактов «отмывания» наркодоходов;
- поддержание на постоянной основе контактов между правоохранительными органами и специальными службами государств по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков;
- расширение института офицеров связи по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в государствах, являющихся крупными производителями и распространителями наркотиков, прежде всего, Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах-участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола;
- проведение международных оперативно-профилактических операций; кроме того заметим, что развертывание многоуровневой системы международного сотрудничества выступает своеобразным механизмом координации усилий и средств всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом, и среди его первоочередных приоритетов государства выделяют формирование антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика [3].
Вместе с тем, различия в законодательстве государств-участников международного взаимодействия в определенной степени снижают его результативность. Несмотря на то, что правовой основой национальных законодательств государств являются одни и те же универсальные конвенции ООН, имеются определенные расхождения в терминологии: по критериям формирования перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю; по порядку установления мер контроля
за оборотом указанных средств и веществ; критериям установления ответственности за правонарушения, связанные с их нелегальным оборотом и т.д. [4].
Учитывая эти различия, целесообразно разработать и принять новый модельный закон, который кроме мер, направленных на противодействие наркопреступности, содержал бы положения об организации легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, меры по профилактике наркомании, оказанию наркологической (медико-социальной) помощи больным наркоманией и их реабилитации [5].
Следует сказать, что успешно предупреждать и бороться с наркоманией и международным наркобизнесом в одиночку не в силах ни одна страна мира. Только совместными усилиями можно предупредить и пресечь эти явления.
Общим логическим заключением статьи является безусловное признание института международного сотрудничества, представляющего собой новый институт международного права. Его объектом являются международные отношения, а также деятельность государств по соблюдению международных обязательств, обеспечению международного правопорядка и законности в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В международно-правовой литературе этот вопрос исследовался в основном применительно к отдельным отраслям международного права или при анализе деятельности международных организаций [6].
Таким образом, необходимость тесного сотрудничества государств СНГ в целом, и правоохранительных органов в частности, объясняется следующими моментами:
- минимизировать влияние дестабилизирующих факторов, оказываемое международной преступной средой на политическую и экономическую систему;
- получить информацию о неизвестных в достаточной степени формах и методах деятельности организованной преступности;
- затруднить проникновение иностранных криминальных организаций в государства и замедлить тенденцию сращивания с отечественными преступными формированиями;
- получить доступ к научно-технической информации и передовым технологиям, которые могут быть использованы не только в противодействии преступности, но и в экономической деятельности;
- привлечь международные финансовые средства на ассигнование деятельности правоохранительных органов по противодействию организованной наркопреступности.
Список источников
1. Драпкин Л., Вафин Р., Злоченко 3. и др. Основные направления противодействия транснациональному организованному криминальному наркобизнесу: монография / под общ. ред. Е.П. Ищенко. - М., 2003- С. 76.
2. Бондарев И.М. Система международных судебных учреждений: учеб.пособие / ИМ. Бондарев - М., 2004. - 288 с.
3. Доклад Директора-исполнителя Комиссии по наркотическим средствам на тему: «Незаконный оборот и предложение запрещенных наркотиков: последующие мероприятия по итогам двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи Международная помощь государствам транзита запрещенных наркотиков» // Док. ООН E/CN.7/2006/6.
4. Гарманов В.М. Повышение квалификации следователей по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учеб.пособие / В.М. Гарманов, О.Г. Григорьев - М, 2008. - 456 с.
5. Кушхов А.А. Противодействие преступному обороту наркотических средств в Северо-Кавказском регионе / А.А. Кушхов, P.M. Кульбаев, З.Л. Шхагапсоев - Краснодар, 2004. - С. 134.
6. Кобоц П.Н. К вопросу о предупреждении незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль - 2008. - № 4. - С. 102.
Феткулов Аликжан Халелович, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт экономических и правовых исследований Карагандинского Экономического Университета Казпотребсоюза (г. Караганда, Республика Казахстан).
Fetkulov Alikzhan Khalelovich, candidate of legal sciences, associate professor, leading research fellow, Karaganda University of Kazpotrebsoyuz (Karaganda, Kazakhstan).
Каримов Нурлан Махсотович, магистрант 2го курса, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России» (г. Москва, Россия).
Karimov Nurlan Makhsotovich, 2nd year master's student, Federal State Educational Public Institution of Higher Education "Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation" (Moscow, Russia).
Тогайбаева Шолпан Серикбаевна, кандидат юридических наук, профессор кафедры «Юриспруденция», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).
Togaybaeva Sholpan Serikbaevna, candidate of legal sciences, professor of the Department of Jurisprudence, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan).
: [email protected] Дата поступления: 24.06.2024
© Феткулов А. X., Каримов Н. М., Тогайбаева Ш. С., 2024