УДК 342
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ДИСКУРС ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Богатырева Лидия Башировна
Заведующая кафедрой Медицинского права Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова, Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: [email protected]
Тайторина Бинур Адамовна1
Профессор Института истории и права Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор юридических наук, Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: [email protected]
Сатпаева Айжан Муратовна
Ассоциированный профессор Казахского национального аграрного исследовательского университета, кандидат юридических наук, Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование объединило данные и анализ литературы на основе междисциплинарного подхода с целью научного дискурса трансформации международно-правового регулирования системы глобального управления здравоохранением в кризисной ситуации. Статья посвящена исследованию исторической ретроспективы и анализу современных трендов международно-правового регулирования сотрудничества государств при противодействии распространению инфекционных болезней. Вопросы биологической Я безопасности в глобальных масштабах актуализируются в контексте проблемы сохране-Ч ния здоровья людей и выживания цивилизации. Проблема организации эффективного пра-R вового регулирования национальных систем здравоохранения рассматривается на уровне ^ норм международного и национального права. Акцентируется: фактор коронавируса выя-^ вил необходимость легитимации трансформации правового регулирования общественных s отношений в условиях пандемии, поскольку действующая нормативно-правовая база как ^ международного, так и национального уровней продемонстрировала несовершенство пра-Е вовых механизмов, ответственных за обеспечение регулирования систем здравоохранения. е Анализ эволюции международного сотрудничества государств дает основание для вывода
о необходимости конвергенции нормативно-правового регулирования общественных отношений в системе глобального управления здравоохранением в условиях пандемии инфекционных болезней.
Исследование основано на проблемах модернизации ММСП - Международных медико-санитарных правил, которые исторически и традиционно представляют собой универсаль-^ ный международно-правовой акт, юридическая сила которых является обязательной для всех государств-членов ВОЗ. В исследовании сделан вывод о том, что возрастание частоты крупных чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и связанных с ними кризисов требует совершенствования правовых механизмов противодействия
<
< о
о пандемии. В контексте проблемы модернизации международно-правового регулирования
< СП
X
ь
национальных систем здравоохранения рассматриваются вопросы как эффективности, так и несостоятельности деятельности Всемирной организации здравоохранения; возникновения институциональной разобщенности на международном уровне; создания единого/универсального программного акта для применения в условиях пандемии инфекционных болезней.
Ключевые слова: правовое регулирование, здравоохранение, пандемия, международное сотрудничество, международные медико-санитарные правила, модернизация.
1 Автор для корреспонденции
158
¥ЛТТЫ; ДЕНСАУЛЬЩ САЦТАУ ЖУЙЕЛЕР1Н ХАЛЫЦАРАЛЫК; К¥К;ЬЩТЫК; РЕТТЕУ: ИНФЕКЦИЯЛЫЦ АУРУЛАР ПАНДЕМИЯСЫНДАГЫ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРАЛЫ ДИСКУРС
Лидия Башировна Богатырева
С.Д.Асфендияров атындагы Казац улттыцмедицинауниверситеттщ
Медициналъщ цуцыц кафедрасыныц мецгеруш1а,
Казацстан Республикасы, Алматы ц.;е-тай: [email protected]
Бин^р Адамкызы Тайторина
Абай атындагы Казац улттыц педагогикалыцyHueepcumemi Тарих жэне цуцыц институтыныц профессоры, зац гылымдарыныц докторы, Казацстан Республикасы, Алматы ц.; e-mail: [email protected]
Айжан М^раткызы Сэтбаева
Казац улттыц аграрлыц зерттеу университеттщ Куцыц кафедрасыныц цауымдастырылган профессоры , зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан, Алматы, [email protected]
Аннотация. Зерттеу дагдарыс жагдайында денсаулыц сацтауды жаhандыц басца-ру ЖYйесiн халыцаралыц цуцыцтыц реттеудi трансформациялаудыц гылыми дискурсы мацсатында пэнаралыц тэсы негiзiнде деректер мен эдебиеттердi талдауды бiрiктiрдi. Мацала тарихи ретроспективаны зерттеуге жэне жуцпалы аурулардыц таралуына цар-сы сцимыл кезiндегi мемлекеттердщ ынтымацтастыгын халыцаралыц-цуцыцтыц рет-теудщ цазiргi замангы трендтерт талдауга арналган. Биологиялыц цаутЫздж мэселе-лерi жаhандыц ауцымда адам денсаулыгын сацтау жэне еркениеттщ вмiр CYруi мэселеЫ тургысынан езектi болып отыр. ¥лттыц денсаулыц сацтау ЖYйелерiн тиiмдi цуцыцтыц реттеудi уйымдастыру мэселеЫ халыцаралыц жэне улттыц цуцыц нормалары децгешнде
царалады. Атап етшген: коронавирус факторы пандемия жагдайында цогамдыц цатына- С
старды цуцыцтыц реттеудщ трансформациясын зацдастыру цажетттгт аныцтады, И
ейткет халыцаралыц жэне улттыц децгейлердегi цолданыстагы нормативтт-цуцыцтыц и
база денсаулыц сацтау ЖYйесiнреттеудi цамтамасыз етуге жауапты цуцыцтыц тетт- С
тердщ жетымегендтн керсеттi. Мемлекеттердщ халыцаралыц ынтымацтастыгыныц т
эволюциясын талдау жуцпалы аурулардыц пандемиясы жагдайында денсаулыц сацтауды А
жаhандыц басцару ЖYйесiнде цогамдыц цатынастарды нормативтт-цуцыцтыцреттеу- а
дi жацындастыру цажеттшт туралы цорытынды жасауга негiз бередi. о
Зерттеу дYниежYзiлiк денсаулыц сацтау уйымына мYше барлыц мемлекеттер Yшiн о
зацды кYшi мiндеттi болып табылатын тарихи жэне дэстYрлi эмбебап халыцаралыц Т
цуцыцтыц акт болып табылатын ХМСЕ - халыцаралыц медициналыц-санитарлыц ере- ь
желердi модернизациялау мэселелерте негiзделген. Зерттеу цогамдыц денсаулыц сацтау В
саласындагы iрi тетенше жагдайлар мен онымен байланысты дагдарыстар жишгтщ И
артуы пандемияга царсы турудыц цуцыцтыц тетттерт жетiлдiрудi талап етедi деген р
цорытындыга келдi. ¥лттыц денсаулыц сацтау ЖYйелерiн халыцаралыц-цуцыцтыц рет- О
теудi жацгырту мэселелерi тургысында ДYниежYзiлiк денсаулыц сацтау уйымы ДДС¥ °
цызметтщ тшмдыт де, дэрменЫздт де; халыцаралыц децгейде институционалдыц И
шашыраццылыцтыц туындауы; жуцпалы инфекциялыц аурулар пандемиясы жагдайында ф
цолдануга арналган бiрыцгай/эмбебап багдарламалыц акт жасау мэселелерi царалады. М
Ty^h свздер: цуцыцтыц реттеу, денсаулыц сацтау, пандемия, халыцаралыц ынты- Ц
мацтастыц, халыцаралыц медициналыц-санитарлыц ережелер, модернизация -жацгырту. 1
№ 7
) 2
INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF NATIONAL HEALTH SYSTEMS: THE DISCOURSE OF TRANSFORMATION IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC OF INFECTIOUS DISEASES
Bogatyreva Lidia Bashirovna
Head of the Department of Medical Law of the Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov, e-mail: [email protected]
Taitorina Binur Adamovna
Professor of the Institute of History and Law of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Doctor of Law, Republic of Kazakhstan, Almaty; e-mail: [email protected]
Satpayeva Aizhan Muratovna
Associate Professor of the Department of Law of the Kazakh National Agrarian Research University, PhD in Law, Republic of Kazakhstan, Almaty, e-mail: [email protected]
Abstract. The study combined data and literature analysis based on an interdisciplinary approach with the aim of scientific discourse on the transformation of international legal regulation of the global health management system in a crisis situation. The article is devoted to the study of historical retrospective and analysis of modern trends in the international legal regulation of cooperation between states in countering the spread of infectious diseases. Issues of biological safety on a global scale are updated in the context of the problem ofpreserving human health and the survival of civilization. The problem of organizing effective legal regulation of national health care systems is considered at the level of international and national law. It is emphasized that the coronavirus factor has revealed the need to legitimize the transformation of the legal regulation of public relations in the context of a pandemic, since the current regulatory framework at both g the international and national levels has demonstrated the imperfection of the legal mechanisms ™ responsible for ensuring the regulation of healthcare systems. An analysis of the evolution of £ international cooperation between states provides a basis for concluding that there is a needfor o, convergence of legal regulation ofpublic relations in the system of global healthcare management ^ in the context of a pandemic of infectious diseases.
s The study is based on the problems of modernizing the IHR - the International Health 5 Regulations, which historically and traditionally represent a universal international legal act, the E legal force of which is binding on all WHO Member States. The study concluded that the increase e in the frequency of major public health emergencies and related crises requires the improvement ¿E of legal mechanisms to counter the pandemic. In the context of the problem of modernizing the ° international legal regulation of national health care systems, the issues of both efficiency and § inconsistency of the activities of the World Health Organization are considered; the emergence с of institutional disunity at the international level; creation of a single/universal program act for ^ application in a pandemic of infectious diseases.
^ Keywords: legal regulation, healthcare, pandemic, international cooperation, international
£ health regulations, modernization. £
о
X
о
on
Введение
^ 11 марта 2020 года Всемирная организа-s ция здравоохранения (ВОЗ) объявила о пан-Ь демии коронавирусной инфекции COVID-^ 192, охватившей более 200 стран, в которых
S X
ь
ш
m 2 WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 - 11 March 2020. - Geneva, 2020. - March. -URL: https://www.who.int/dg/speeches/detail/ (дата обращения:04.07.2022г.)
DOI: 10.52026/2788-5291_2023_72_1_158
число зараженных COVID-19 превысило 150 000 случаев.
Пандемия представляет собой распространение тяжелого и опасного инфекционного заболевания, обретшее в сравнитель-
но коротким промежуток времени мировои масштаб3. Следует сразу отметить, что в официальных документах Всемирной организации здравоохранения нет точно сформулированной дефиниции пандемии, однако в различных энциклопедических и толковых словарях, документах медицинских учреждений представлены определения пандемии, концептуально характеризующейся как высшая категория интенсивности эпидемического процесса4, распространившегося на несколько стран или континентов и затрагивающего большое количество людей5. Роль права как универсального регулятора общественных отношений является решающей как в период пандемии, так и в «постпанде-мийный» период. Более того, очевидна необходимость использования ресурсов права в предупреждении пандемий в будущем.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования организации общественного здравоохранения в странах мира в условиях пандемии коро-навирусной инфекции. Предмет исследования - организация систем здравоохранения в качестве правового явления и юридической категории, а также проблемы совершенствования правовых механизмов в кризисных ситуациях. Исследовательская цель заключается в осуществлении комплексного анализа международно-правового регулирования в области управления глобального здравоохранения.
Материалы и методы исследования
Дизайн исследования охватывает обзор литературы - публикаций в международных рецензируемых изданиях (PubMed, Scopus, Medline), книг, документов ВОЗ и ее сайтов, онлайн-СМИ. Междисциплинарный подход является основой исследования трансформационного кризиса национальных систем здравоохранения в условиях пандемии ко-ронавирусной инфекции COVID-19. Исследование объединило данные и анализ литературы с целью научного дискурса трансформации международно-правового регулирования системы глобального управления здравоохранением в кризисной ситуации. В процессе исследования был применен весь арсенал методологических подходов в
юриспруденции, основанных на пересмотре стратегий познания действительности: системно-структурный, формально-юридический методы, методы компаративистики, социально-правового прогнозирования, правового моделирования и другие.
Обсуждение и результаты
Эпидемии сотрясали человечество значительную часть мировой истории: впервые термин эпидемия в письменных источниках упомянут и трактован Гиппократом в книгах, известных под названием «Эпидемии» -речь идет о «заразительной»/инфекционной болезни - «роже» [1].
Древнегреческий историк Фукидид, автор «Истории Пелопоннеской войны» - произведения, содержащего сведения об эпидемии «афинской чумы», вспыхнувшей в 430 г. до н.э., продолжавшейся в течение 5 лет и унесшей жизнь четверти населения Афин, - фиксирует молниеносность и губительную силу инфекции, которая «на памяти людей нигде не уносила столь много человеческих жизней» [2, с.84].
Чума, свирепствовавшая в период с 1347 года по 1351 год, насмерть поразила значительную часть населения Европы. Более миллиона жизней унес русский/азиатский грипп конца XIX века. Испанский грипп, вспыхнувший в Нью-Йорке в 1918 году, называют самой смертоносной пандемией, унесшей по разным оценкам от 17 до 100 миллионов человеческих жизней.
В современных исследованиях содержится предположительный вывод о том, что вирус-возбудитель русского/азиатского гриппа 1889-1890г.г. является коронавирусом, аналогичным вирусу SARS-COV-2, поразившему современный мир [3]. Представляет интерес, что для обоснования данной теории в числе других оснований приводятся такие симптомы потенциально тяжелой острой респираторной инфекции как отсутствие обоняния, цитокиновый шторм, а также тяжелое течение пневмонии, приводящее к летальному исходу [4].
Данная фактология свидетельствует о непредсказуемости и опасности коронавирус-ной инфекции для жизнедеятельности мирового сообщества вопреки современному уровню развития науки. Вопросы биологи-
Н
X
Т
ы А
о х
о о
А
сг
q
СП А
>
го О го О
X
е о
"U А
JZ
"и
3 ymo maKoe naHdeMun? // BceMupHan oргaнизaцим 3dpaBooxpaHeHun. URL: https://www.who.int/csr/disease/swineflu/ 7 frequently_asked_questions/pandemic/ru/ (dama o&pa^eHm: 04.07.2022г.) v
4 Eonbrnou Medu^HCKuU cnoBapb URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/53567 (dama o6pa^.emH: 04.07.2022г.) 2
5 Lesson 1: Introduction to Epidemiology. Section 11: Epidemic Disease Occurrence. Level of disease // www.cdc.gov. - URL: 3 https://www.cdc.gov/csels/dsepd/ss1978/lesson1/section11.html (dama o6pa^eHun: 04.07.2022г.)
CL
< Z
CL
О
е
X
о
m О
in <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
X
ь
ческой безопасности в глобальных масштабах актуализируются в контексте проблемы сохранения здоровья людей и выживания цивилизации. Среди вопросов противодействия возникновению и распространению эпидемий, пандемий важное значение имеет проблема организации эффективного правового регулирования отношений на уровне норм международного и национального права.
Как показала практика, фактор корона-вируса выявил необходимость легитимации трансформации правового регулирования общественных отношений в условиях пандемии, поскольку действующая нормативно-правовая база как международного, так и национального уровней продемонстрировала несовершенство правовых механизмов, ответственных за обеспечение регулирования систем здравоохранения. Исследователи отмечают, что для достижения глобальных целей в сфере охраны здоровья в процесс регулирования вовлечено более 200 международных межправительственных организаций и НПО [5], координируемых Всемирной организацией здравоохранения в рамках системы ООН.
Обращение к исторической ретроспективе международного сотрудничества государств в области здравоохранения позволяет проанализировать генезис и эволюцию противодействия вызовам планетарного масштаба в области охраны здоровья населения. Еще в 1348 году, в пандемию чумы в Европе, в Венеции были приняты первые законы, предприняты эффективные административные меры.
Генезис международного сотрудничества в сфере охраны здоровья связан с проведением первой в истории человечества Международной санитарной конференции (Париж, 1851 г.) и подписанием по ее итогам 16 января 1852 года Международной санитарной конвенции. Несмотря на прогрессивность концепции этого международно-правового акта, создавшего базу международного сотрудничества в области здравоохранения, конвенция оказалась нежизнеспособной [6].
Следует отметить значение одиннадцатой Международной санитарной конференции (Париж, 1903 г.), в результате которой организация международного здравоохранения была поставлена на научную основу. Все действующие нормы предшествовав-
ших международных конференций были кодифицированы и составили содержание Международной конвенции 1903 года. После принятия этой конвенции, в 1907 году в Риме было подписано соглашение об учреждении первой организации здравоохранения международного масштаба. Это соглашение представляет собой логическую реализацию заявления, инициированного в ходе конференции 1903 года о создании Office International d'Hygiene Publique - Международного бюро общественной гигиены (МБОГ).
Несомненным является вклад МБОГ в разработку международно-правовых актов. Вместе с тем, практика показала и проблемные вопросы, связанные с отсутствием необходимых практических результатов. В упрек МБОГ ставится такой пробел в организационной деятельности как непринятие мер по организации работы на местах, непосредственно в странах с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Действительно, за всю свою 40-летнюю историю МБОГ не организовала в кризисные периоды адресную практическую помощь государствам, нет ни одного прецедента организации экспедиций в конкретную страну.
Кроме МБОГ на международном уровне функционировали Организация здравоохранения Лиги Наций6, Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций, Панамериканское санитарное бюро. Роль и место этих международных организаций с определенной долей модернизации были замещены Всемирной организацией здравоохранения - специализированным учреждением ООН, созданным в 1948 году для решения глобальных проблем здравоохранения планеты на всех уровнях: субнациональном, национальном, региональном, международном.
Деятельность ВОЗ как руководящего органа медицинской отрасли мира основана, в частности, на нормах и положениях ММСП. В литературе всесторонне исследованы ее полномочия, важнейшим из которых является утверждение международных правил в сфере здравоохранения, предоставление рекомендаций национальным правительствам, принятие международно-правовых актов (соглашений, конвенций) [7]. ВОЗ периодически модернизировала Международные
6 Устав Лиги Наций (Статут ЛкиНацт) - URL: https://yurist-online.org/publ/istoricheskie_dokumenty_istorichni_dokumenti/ ustav_ligi_nacij_statut_ligi_nacij/2-1-0-1226 (дата обращения:04.07.2022г.)
медико-санитарные правила (ММСП). Акцентируем внимание на решении вопросов сотрудничества и координации деятельности ВОЗ с другими международными организациями как на постоянной основе, так и в условиях Чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ/РНЕ1С)7.
Международные медико-санитарные правила трактуют Чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение как «экстраординарное событие, определяемое как представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать скоординированных международных ответных мер»8. В практике ВОЗ зафиксировано 7 случаев объявления ЧС международного значения в области здравоохранения: по свиному гриппу, полиомиелиту, лихорадке Эбола, вирусу Зика, микроцефалии и синдрому Гийена-Барре, коронавирусу COVID-19, оспе обезьян9. Важное значение имеет исследование социальных последствий массового карантина в периоды ЧС [8]. В литературе подчеркивается, что начиная с двадцать первого века, частота крупных чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и связанных с ними кризисов возрастает, и существует острая необходимость в качественном управлении чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения и оценки рисков [9].
Практика показала, что декларации РНЕ1С эффективны при условии, когда они способны в чрезвычайных ситуациях в кратчайшие сроки, с использованием многоуровневого и дифференцированного подходов, организовать координацию действий государств и международных организаций, осуществить оптимизацию финансовых потоков, способствовать ускорению процесса разработки и производства вакцин, обеспечить своевременность и активизацию всех целесообразных действий [10]. Рабочая группа по устойчивому финансированию ВОЗ, отмечая факт хронического недофинансирования отдельных областей работы в
рамках программного бюджета, включая основные функции по реагированию на чрезвычайные ситуации, артикулирует идею поэтапного увеличения обязательных взносов в согласованные сроки с учетом влияния пандемии COVID-19 на экономическую ситуацию в конкретных странах. Тот фактор, что как инвестиция обязательные взносы в ВОЗ характеризуются высокой отдачей, обосновывает предложения о существенном поэтапном увеличении обязательных взносов.
Самым актуальным вопросом последних лет является проблема управления чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, связанной со вспышкой и распространением эпидемии COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции представляет собой самый серьезный в истории человечества вызов для глобальной системы здравоохранения, характеризующийся молниеносностью распространения, масштабностью человеческих жертв и материального ущерба. Актуализируется проблема принятия срочных и эффективных мер не только по противодействию текущей пандемии, но и разработке комплексных мер по предотвращению таких вспышек в будущем. Задачей национальных правительств и международных организаций является своевременное распространение и обновление информации, принятие мер по стабилизации общественных настроений, организация действенных профилактических мероприятий, совершенствование системы экстренного резервного медицинского снабжения, разработка глобальных международных программ для совместного реагирования, развитие тенденции диверсификации управления ЧС в области общественного здравоохранения [11].
Учитывая центральную роль ВОЗ в системе управления глобальным здравоохранением, исследователи подвергают критике специализированное учреждение ООН. Обосновывается точка зрения о том, что из-за дефицита финансирования и кадров здравоохранения, слабого управления глобальным здравоохранением, ВОЗ не смогла оперативно отреагировать на вспышку лихорадки Эбола в Западной Африке в 2014-
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
X
е о
"U
2 А
JZ
7 WHA58.3 Пересмотр Международных медико-санитарных правил Пятьдесят восьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. - - URL: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA58/WHA58_3-ru.pdf (дата обращения:04.07.2022г.)
8 Международные медико-санитарные правила (2005). - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30020402&pos=3;-52#pos=3;-52 (дата обращения:04.07.2022г.)
Случаи объявления ЧС международного значения в области здравоохранения.-1804566340.html (дата обращения: 04.07.2022г.)
URL: https://ria.ru/20220723/chs-
~и
7s
CL
< Z
CL
О
е
X
о
m О
сп <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
2016 гг. При этом подчеркивается, что ВОЗ всегда должна помнить о своей уникальной ответственности, заключающейся в том, чтобы взять на себя инициативу по реагированию на вспышку инфекционного заболевания путем подачи сигнала бедствия [12]. Данная ситуация была характерна и для периода пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Однако многими государствами-участниками альтернативной стратегии для устранения отмеченных выше недостатков на национальном уровне разработано не было, что обусловливает невозможность соблюдения траектории уведомлений и ответных мер на возможные вызовы в будущем [13]. Пандемия коронавирусной инфекции подтвердила неготовность системы глобального здравоохранения к возможным вспышкам и распространению инфекционных болезней как на уровне государств, так и в контексте международного сотрудничества. Чтобы свести к минимуму фрагментацию и обеспечить систематическое создание и поддержание основных возможностей, необходимо вести плановую работу, поддерживаемую транспа-рентной центральной системой отслеживания и мониторинга этих потоков ресурсов. Стратегические инвестиции в основные возможности Международных медико-санитарных правил способствуют укреплению системы глобального здравоохранения [14].
Следует признать обоснованным мнение о том, что ВОЗ в своей собственной системе необходимо провести институциональную и организационную реформы, которые позволят организации более эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения [15]. По всей вероятности, начинать эту работу следует с пересмотра и более глубокого осмысления потенциала устава, мандата, легитимности и полномочий организации. Важную роль играет роль руководящей личности ВОЗ -генерального директора, обладающего не только такими качествами, как компетентность, владение практическими навыками работы, но и обладающего сильным, напористым, решительным и ограниченным во времени руководством, способного на оперативное принятие эффективных решений. При принятии решения о введении ЧСЗМЗ
должно быть исполнено требование консенсуса всех государств-членов - для обеспечения демократичности и прозрачности процесс принятия решения. Все государства-члены должны воспользоваться своим правом на вынесение мнения путем голосования. ВОЗ необходимо возглавить управление глобальной системой здравоохранения таким образом, чтобы обеспечить эффективную координацию усилий государств и других основных заинтересованных сторон на основе модернизированной глобальной стратегии инвестирования основных национальных возможностей [14].
Эффективность чрезвычайных методов правового регулирования, исключающая злоупотребления публичной власти, обеспечивающая гарантию реализации прав и свобод граждан, зависит от уровня демократичности законодательной базы, основанной на международно-правовых и конституционных принципах. Роль международного права неоспорима, поскольку оно регламентирует условия «для все более активного использования «правовых образцов» для других стран», а также для «гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и «внешних» норм» [16, с. 103]. Вопросам межгосударственного сотрудничества по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера в области общественного здравоохранения на уровне правовых норм уделяют внимание в своей деятельности международные организации, их руководящие и рабочие органы10. Однако единый, глобальный международно-правовой акт для урегулирования отношений между государствами в уникальный период возникновения чрезвычайных обстоятельств - пандемии коронавирусной инфекции - не был создан. Как показала практика, пандемия стала самым серьезным испытанием для национальных государственных органов всех государств мира, и прежде всего законодательных органов, так как национальные парламенты призваны обеспечивать применение правовых мер реагирования на столь беспрецедентную ситуацию11. Не случайно государства придают особое значение обеспечению во время действия ЧП гарантий эффективного функ-
^ 10 Отчет Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ за 2016-2020 годы. - URL: http://cis.minsk.by/
зс news/15526/otchet_o_dejatelnosti_soveta_posotrudnichestvu_v_oblasti_zdravoohranenija_sodruzhestva_nezavisimyh_
С gosudarstv_za_2016%E2%80%932020_gody (дата обращения:04.07.2022г.)
m 11 Копенгагенский документ СБСЕ/ОБСЕ 1990 года.- URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304(дата обращени-я:04.07.2022г.)
ционирования парламентов12.
Наиболее важной проблемой в условиях чрезвычайной ситуации является необходимость достижения баланса между обеспечением правового статуса личности, гражданина и предотвращением угрозы здоровью и жизни человека. Защитные возможности права в государствах мира в период борьбы с пандемией в значительной степени трансформировались, генерация всего арсенала права проявилась в содержании стратегических и тактических решений, принимаемых государственными органами в условиях чрезвычайной ситуации. В соответствии с документами Венецианской комиссии о чрезвычайном положении все меры в кризисных условиях должны строиться и оцениваться в соответствии с критериями необходимости, соразмерности и временности (заключением по времени в рамки периода пандемии) при постоянном мониторинге чрезвычайной ситуации13.
Заключение
В контексте исследуемой проблемы важно отметить значение ММСП, при внедрении которых определяющим фактором эффективности является создание возможностей национальных систем здравоохранения, соответствующих требованиям этого международного акта. В условиях Чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ/РНЕ1С), важную роль имеет механизм действия права. Как показала практика, в период продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 Всемирная организация здравоохранения как специализированный орган ООН оказалась неспособной эффективно реализовать свои уставные полномочия, что стало триггером институциональной разобщенности в процессе правовой регламентации международно-правовых норм в системе глобального здравоохранения. Данное обстоятельство сигнализирует о необходимости реформы начинать с внесения изменений в Устав ВОЗ, прежде всего - с конкретизации и приоритезации задач этой международной организации. Вероятно, следует обратить внимание и на тот фактор, что широта мандата ВОЗ как международной организации становится основанием для углубления
кризиса управления, поскольку пандемический период требует решения более острых и «узких», но не терпящих промедления и отлагательсва вопросов. Обсуждение роли в международном сообществе ВОЗ в противодействии пандемиям обрело критическую окраску и по поводу преимущественного применения актов «мягкого права», имеющих рекомендательный характер, тогда как эта организация наделена статусом руководящего и координирующего органа в системе глобального здравоохранения, и, соответственно, ее нормотворческий потенциал не только позволяет, но и обязывает разрабатывать и применять соглашения и правила, обязательные для исполнения всеми акторами международных отношений. В данном контексте обязательно соблюдения условия, в соответствии с которым применение соглашений и правил на территории государств-участников становится возможным только с их согласия и после соблюдения внутригосударственных процедур. Нормы «мягкого права» не восполняют пробелы в международном праве, обусловленные отсутствием актов, содержащих единые требования и обязательства государств. Кроме того, для решения проблемы создания устойчивых механизмов финансирования деятельности ВОЗ требуется модернизация процедуры финансирования, которая на современном этапе основана на принципе добровольного внесения государствами и неправительственными организациями взносов.
Современные парадигмы многосторонней благотворительности, национальной безопасности и международной дипломатии продемонстрировали насущную потребность в создании международного инструмента по предотвращению пандемий, обеспечению готовности к ним и реагированию на них. Таким инструментом призван стать находящийся на стадии разработки единый международный документ ВОЗ -Договор по предотвращению пандемий, обеспечению готовности и принятию мер реагирования, содержащий строгие договорные нормы, юридически обязывающие договоренности между многочисленными глобальными субъектами, участвующими в управлении глобальным здравоохранением.
Н
X
ы А
о х о
Д А
сг
В
сп А
> сп
О
сп
О
X
е о
"u
2 А
JZ
"и
12 Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года - URL: https://www.osce. org/files/f/documents/8/a/14314.pdf( дата обращения:04.07.2022г.)
13 Европейская комиссия за демократию через закон (Венецианская комиссия): Компиляция заключений и докладов венецианской комиссии о чрезвычайном положении. Страсбург, 16Апреля 2020 г.- URL: https://www.venice.coe.int/webforms/ documents/default.aspx?pdffile=CDL-PI(2020)003-rus (дата обращения:04.07.2022г.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппократ. Избранные книги /Пер. с греч. В.И. Руднева; ред., вступ. статьи и примеч. проф. В.П. Карпова. Репринтное издание 1936 г. М.: Сварог, 1994. - 736 с.
2. Фукидид. История / Изд. подготовили Г.А. Стратановский, А.А. Нейхард, Я.М. Боровский. - Л.: Наука, 1981. - 534 с.
3. Solovejute R., Gatherer D. Hunting for Previous Coronavirus Pandemics Using Corpus Linguistic Analysis of 19th Century British Newspapers. Preprints 2020, 2020120817 (doi: 10.20944/preprints202012.0817.v1). - URL: https://www.preprints.org/manuscript/202012.0817/ v1 (дата обращения: 04.07.2022г.).
4. Buchanan M. Our Coronavirus Predicament Isn't All That New // www.bloomberg.com. - URL: https://www. bloomberg.com/opinion/articles/2020-05-15/coronavirus-of-today-eerily-similar-to-1889-russian-flu-pandemic (дата обращения: 04.07.2022г.)
5. Hoffman S., Cole C.B. 2018. Defining the global health system and systematically mapping its network of actors. - Globalization and Health. Vol. 14.Issue 1. P. 1-19. DOI: https://doi. org/10.1186/s12992-018-0340-2 (дата обращения: 04.07.2022г.)
6. Howard-Jones, Norman & World Health Organization. ({1981)1 The Pan American Health Organization : origins and evolution / Norman Howard-Jones. World Health Organization. -URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/39250 (дата обращения: 04.07.2022г.)
7. Gostin L.O., Lawrence O., Katz R "The International Health Regulations: The Governing Framework for Global Health Security" (2016). Georgetown Law Faculty Publications and Other Works. - URL: https://scholarship.law.georgetown.edu/facpub/1770. (дата обращения: 04.07.2022г.)
8. Chu IY., Alam P., Larson HJ., Lin L. Social consequences of mass quarantine during epidemics: a systematic review with implications for the COVID-19 response. J Travel Med. 2020 Nov 9;27(7):taaa192. doi: 10.1093/jtm/taaa192. PMID: 33051660; PMCID: PMC7649384. (дата обращения: 04.07.2022г.)
9. Yang L., Fang X., Zhu J. Knowledge Mapping Analysis of Public Health Emergency Management Research Based on Web of Science. Front Public Health. 2022 Mar 9;10:755201.
00 doi: 10.3389/fpubh.2022.755201. PMID: 35356021; PMCID: PMC8959372.
S 10. Wilder-Smith A., Osman S. Public health emergencies of international concern: a historic £ overview. JTravelMed. 2020Dec23;27(8):taaa227. doi: 10.1093/jtm/taaa227. PMID: 33284964; ~ PMCID: PMC7798963.
z 11. Mullen L., Potter C., Gostin LO., Cicero A., Nuzzo JB. An analysis of International Health CL Regulations Emergency Committees and Public Health Emergency of International Concern
1 Designations. BMJ Glob Health. 2020 Jun;5(6):e002502. doi: 10.1136/bmjgh-2020-002502. i PMID: 32546587; PMCID: PMC7299007.
0 12. Park C. Lessons learned from the World Health Organization's late initial response to the
1 2014-2016 Ebola outbreak in West Africa. J Public Health Afr. 2022 May 26;13(1):1254. doi: >g 10.4081/jphia.2022.1254. PMID: 35 720 797; PMCID: PMC9202458.
g 13. Executive Board, 136. (2015). Implementation of the International Health Regulations
< (2005): report of the Review Committee on Second Extensions for Establishing National Public ^E Health Capacities and on IHR Implementation: report by the Director-General. World Health
< Organization. https://apps.who.int/iris/handle/10665/251717.
14. Moon S, Sridhar D, Pate MA, Jha AK, Clinton C, Delaunay S, Edwin V, Fallah M, Fidler £ DP, Garrett L, Goosby E, Gostin LO, Heymann DL, Lee K, Leung GM, Morrison JS, Saavedra J, tt Tanner M, Leigh JA, Hawkins B, Woskie LR, Piot P. Will Ebola change the game? Ten essential о reforms before the next pandemic. The report of the Harvard-LSHTM Independent Panel on о the Global Response to Ebola. Lancet. 2015 Nov 28;386(10009):2204-21. doi: 10.1016/S0140-3 6736(15)00946-0. Epub 2015 Nov 23. PMID: 26615326; PMCID: PMC7137174. t; 15. Gostin L.O., DeBartolo M.C., Fridman E.A. The International Health Regulations 10 s years on: the governingframework for global health security. Lancet 2015;386:2222-6.36. k 16. Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния //Жур-^ нал российского права. - 2002. - № 1. - С. 101- 110.
S X
ь
ш
СП
REFERENCES
1. Gippokrat. Izbrannye knigi/Per. sgrech. V.I. Rudneva; red., vstup. stat'i iprimech. prof. V.P. Karpova. Reprintnoe izdanie 1936 g. M.: Svarog, 1994. - 736 s.
2. Fukidid. Istoriya /Izd. podgotovili G.A. Stratanovskij, A.A. Nejhard, YA.M. Borovskij. - L.: Nauka, 1981. - 534 s.
3. Solovejute R., Gatherer D. Hunting for Previous Coronavirus Pandemics Using Corpus Linguistic Analysis of 19th Century British Newspapers. Preprints 2020, 2020120817 (doi: 10.20944/preprints202012.0817.v1). - URL: https://www.preprints.org/manuscript/202012.0817/ v1 (data obrashhenija: 04.07.2022).
4. Buchanan M. Our Coronavirus Predicament Isn't All That New // www.bloomberg.com. - URL: https://www. bloomberg.com/opinion/articles/2020-05-15/coronavirus-of-today-eerily-similar-to-1889-russian-flu-pandemic (data obrashhenija: 04.08.2022).
5. Hoffman S., Cole C.B. 2018. Defining the global health system and systematically mapping its network of actors. - Globalization and Health. Vol. 14.Issue 1. P. 1-19. DOI: https://doi. org/10.1186/s12992-018-0340-2 (dama odpa^enun: 04.07.2022z.)
6. Howard-Jones, Norman & World Health Organization. ({1981)1 The Pan American Health Organization : origins and evolution / Norman Howard-Jones. World Health Organization. -URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/39250 (data obrashhenija: 04.08.2022).
7. Gostin L.O., Lawrence O., Katz R "The International Health Regulations: The Governing Framework for Global Health Security" (2016). Georgetown Law Faculty Publications and Other Works.-https://scholarship.law.georgetown.edu/facpub/1770. (data obrashhenija: 04.08.2022).
8. Chu IY, Alam P, Larson HJ, Lin L. Social consequences of mass quarantine during epidemics: a systematic review with implications for the COVID-19 response. J Travel Med. 2020 Nov 9;27(7):taaa192. doi: 10.1093/jtm/taaa192. PMID: 33051660; PMCID: PMC7649384.
9. Yang L, Fang X, Zhu J. Knowledge Mapping Analysis of Public Health Emergency Management Research Based on Web of Science. Front Public Health. 2022 Mar 9;10:755201. doi: 10.3389/fpubh.2022.755201. PMID: 35356021; PMCID: PMC8959372.
10. Wilder-Smith A, Osman S. Public health emergencies of international concern: a historic e overview. JTravelMed. 2020Dec23;27(8):taaa227. doi: 10.1093/jtm/taaa227. PMID: 33284964; q PMCID: PMC7798963. K
11. Mullen L, Potter C, Gostin LO, Cicero A, Nuzzo JB. An analysis of International Health s Regulations Emergency Committees and Public Health Emergency of International Concern q Designations. BMJ Glob Health. 2020 Jun;5(6):e002502. doi: 10.1136/bmjgh-2020-002502. | PMID: 32546587; PMCID: PMC7299007 i
12. Park C. Lessons learned from the World Health Organization's late initial response to the K 2014-2016 Ebola outbreak in West Africa. J Public Health Afr. 2022 May 26;13(1):1254. doi: o 10.4081/jphia.2022.1254. PMID: 35 720 797; PMCID: PMC9202458. g
13. Executive Board, 136. (2015)). Implementation of the International Health Regulations E (2005): report of the Review Committee on Second Extensions for Establishing National Public ? Health Capacities and on IHR Implementation: report by the Director-General. World Health B Organization. https://apps.who.int/iris/handle/10665/251717. ^
14. Moon S, Sridhar D, Pate MA, Jha AK, Clinton C, Delaunay S, Edwin V, Fallah M, Fidler p DP, Garrett L, Goosby E, Gostin LO, Heymann DL, Lee K, Leung GM, Morrison JS, Saavedra J, 0 Tanner M, Leigh JA, Hawkins B, Woskie LR, Piot P. Will Ebola change the game? Ten essential g reforms before the next pandemic. The report of the Harvard-LSHTM Independent Panel on the Global Response to Ebola. Lancet. 2015 Nov 28;386(10009):2204-21. doi: 10.1016/S0140- g 6736(15)00946-0. Epub 2015 Nov 23. PMID: 26615326; PMCID: PMC7137174. °
15. Gostin L.O., DeBartolo M.C., Fridman E.A. The International HealthRegulations 10 > years on: the governingframework for global health security. Lancet 2015;386:2222-6.36.
16. Tihomirov YU.A. Mezhdunarodno-pravovye akty: priroda i sposoby vliyaniya // ZHurnal i
rossijskogoprava. - 2002. - № 1.-S. 101- 110. i
7
) 2