Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭПИДЕМИЯМ И ПАНДЕМИЯМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭПИДЕМИЯМ И ПАНДЕМИЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
598
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное сотрудничество / эпидемия / пандемия / международное право / право на здоровье / international cooperation / epidemic / pandemic / international law / right to health

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артур Евгеньевич Баньковский, Кристина Максимовна Панкратова

Статья посвящена анализу международно-правовых основ сотрудничества государств в противодействии эпидемиям и пандемиям. Авторами рассмотрены существующие проблемы правового регулирования данного вида сотрудничества через призму правового регулирования права на здоровье. На основе анализа многои двусторонних соглашений, а также норм международного мягкого права, авторами предложено принятие универсального международного соглашения в рассматриваемой сфере, а также расширение компетенции Всемирной организации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артур Евгеньевич Баньковский, Кристина Максимовна Панкратова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COUNTERING EPIDEMICS AND PANDEMICS

The article is devoted to the analysis of the international legal framework for cooperation between states in countering epidemics and pandemics. The authors considered the existing problems of legal regulation of this type of cooperation through the prism of legal regulation of the right to health. Based on the analysis of multilateral and bilateral agreements, as well as the norms of soft international law, the authors proposed the adoption of a universal international agreement in this area, as well as the expansion of the competence of the World Health Organization.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭПИДЕМИЯМ И ПАНДЕМИЯМ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.76:343.126 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10315 © А.Е. Баньковский, К.М. Панкратова, 2020

Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭПИДЕМИЯМ И ПАНДЕМИЯМ

Артур Евгеньевич Баньковский,

доцент кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49)

E-mail: [email protected];

Кристина Максимовна Панкратова, слушатель

Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49)

Аннотация. Статья посвящена анализу международно-правовых основ сотрудничества государств в противодействии эпидемиям и пандемиям. Авторами рассмотрены существующие проблемы правового регулирования данного вида сотрудничества через призму правового регулирования права на здоровье. На основе анализа много- и двусторонних соглашений, а также норм международного мягкого права, авторами предложено принятие универсального международного соглашения в рассматриваемой сфере, а также расширение компетенции Всемирной организации здравоохранения.

Ключевые слова: международное сотрудничество, эпидемия, пандемия, международное право, право на здоровье.

ACTUAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COUNTERING EPIDEMICS AND PANDEMICS

Artur E. Ban'kovskiy,

Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, Candidate of Legal Sciences Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);

Kristina M. Pankratova, Learner

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the international legal framework for cooperation between states in countering epidemics and pandemics. The authors considered the existing problems of legal regulation of this type of cooperation through the prism of legal regulation of the right to health. Based on the analysis of multilateral and bilateral agreements, as well as the norms of soft international law, the authors proposed the adoption of a universal international agreement in this area, as well as the expansion of the competence of the World Health Organization.

Keywords: international cooperation, epidemic, pandemic, international law, right to health.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Баньковский А.Е., Панкратова К.М. Актуальные проблемы международно-правового сотрудничества в противодействии эпидемиям и пандемиям. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):161-6.

XXI век сформировал перед человечеством мно- ситуацией в области общественного здравоохране-

жество проблем, затрагивающих интересы каждого ния, имеющей международное значение и унесшая

государства и всего мирового сообщества в целом. жизни нескольких тысяч людей [10]. По состоянию

Это и проблемы связанные с развитием научно-тех- на июль 2020 года основным очагом распростра-

нического прогресса, возникающие при освоении нения вируса стала Демократическая Республика

новых территорий, с новыми угрозами окружаю- Конго, где Всемирной организацией здравоохра-

щей среде, новыми формами преступности, и яв- нения (далее - ВОЗ) зафиксирована окончание

ляющиеся предметом настоящей статьи проблемы десятой вспышки болезни, вызванной вирусом

противодействия эпидемиям и пандемиям. Эбола, и было объявлено о начале одиннадцатой

На протяжении своей истории человечество вспышки [20]. страдало от многих глобальных (мировых) эпи- Проблема противодействия эпидемиям, к сожа-

демий, например: грипп, малярия, туберкулез, хо- лению, актуализировалась вновь в 2020 году, в свя-

лера, СПИД, желтая лихорадка, полиомиелит и зи с распространением коронавирусной инфекции

другие. Так весной 2014 года наблюдалась первая COVID-19, также названной ВОЗ глобальной угро-

вспышка вируса Эбола, объявленная чрезвычайной зой общественному здравоохранению.

Впервые зарегистрированный в Китае 30 декабря 2019 года, коронавирус распространился на многие государства, в том числе и в Российской Федерации выявлены больные 2019-пСоУ При этом ВОЗ объявив чрезвычайную ситуацию международного значения в связи с распространением коро-навируса, заявлял о распространении болезни как об эпидемии с потенциалом пандемии, а в дальнейшем признал пандемией.

Обострившаяся в 2020 году проблема противодействия эпидемиям и пандемиям порождает множество препятствий для нормального функционирования каждого государства и всего мирового сообщества.

В сложившейся ситуации в канву неблагоприятных последствий, помимо самого страшного - смерть людей, вплетаются и другие, например дискриминационное отношение к людям азиатской внешности, мошенничество, основанное на страхе людей и слепую веру в непроверенные средства и методы лечения, нарушения прав человека при изоляции потенциальных больных, удорожание лекарственных средств, стоимости перевозочных документов, неконтролируемая миграция, порождающая потенциал новых и новых заражений, убытки туристической и спортивной отрасли, связанные с ограничениями свободы передвижения и отменой спортивных мероприятий, массовые сокращения трудящихся и многие другие.

В современном глобализирующимся мире, все больше очевидно понимание взаимосвязанности народов и государств, общности проблем с которыми приходится сталкиваться человечеству. Процессы глобализации качественно меняют современную картину мира, сущность общественных отношений и требуют адекватного правового регулирования в интересах каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества в целом.

Представляется, что адекватное правовое регулирование предполагает унификацию законодательства государств, в части создания единого подхода к механизмам противодействия таким угрозам, основанную на универсальных правовых инструментах, коими являются нормы международного права, представляющих собой правовой инструмент регулирования отношений между субъектами международного права.

Сотрудничество государств в противодействии эпидемиям и пандемиям неразрывно связано с обе-

спечением и защитой права на здоровье. В период становления правового закрепления права на здоровье в нормах международного права, оно развивалось в качестве составляющей части международного гуманитарного права о защите жертв вооруженных конфликтов. В ст. 23 Статута Лиги Наций принятом в 1919 году, содержалось требование о принятии мер для «предотвращения болезней и борьбы с ними». В ст. 25 Статута было зафиксировано обязательство государств-членов Лиги Наций «поощрять и облегчать учреждение и сотрудничество добровольных национальных организаций Красного Креста, надлежаще разрешенных, имеющих задачей улучшение здравоохранения и предупредительную борьбу с болезнями и смягчение страданий населения» [20].

В современном международном праве, период которого принято отсчитывать с созданием Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в 1945 году, принималось множество соглашений закрепляющих право на здоровье. В том числе в рамках специализированных учреждений ООН. В Уставе (Конституции) ВОЗ провозглашено, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения» [28].

Во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. ст. 25 содержится следующее положение: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обеспечение, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [5].

В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст. 12 закрепляет право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [19].

Последующие универсальные соглашения по правам человека, такие как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. [17], Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. [12], Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. [14], Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г. [16], Конвенция о правах инвалидов 2006 г. [13], не только подтвердили право на здоровье, но и во многом

детализировали его применительно к конкретным категориям людей.

В 2000 году в Декларации тысячелетия ООН [7] были отмечены Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Одной из целей была борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. В принятой в 2015 году Генеральной Ассамблей ООН Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, одной из целей указана «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», а одной из задач достижения данной цели указана «К 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями» [25].

Право на здоровье получило свое дальнейшее нормативное закрепление и в международно-правовых актах регионального характера, таких как Европейская социальная хартия 1961 г. [8], Африканская хартия прав и благосостояния ребенка 1990 г. [2], Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 г. [1].

Среди источников правового регулирования защиты права на здоровье следует выделить и Европейскую конвенцию защиты прав и основных свобод человека 1950 г. [11], которая прямо не предусматривает такого права, но в практике Европейского суда по правам человека, данное право рассматривается в контексте других, предусмотренных Конвенцией и Протоколах к ней правах, в частности в контексте ст. 2 Конвенции (Право на жизнь). Например дело «Лопез Остра против Испании» [23].

Источником правового регулирования права на здоровье также являются многочисленные решения международных организаций (Генеральная Ассамблея ООН, ВОЗ, МОТ и др.), например в 2001 г. Резолюцией Б-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИД были определены основные направления сотрудничества государств в борьбе с данной пандемией [24], в 2020 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции направленные на укрепление сотрудничества в противодействии COVID-19 «Глобальная солидарность

в борьбе с коронавирусным заболеванием 2019 года (COVID-19)» [26], «Международное сотрудничество в целях обеспечения глобального доступа к лекарствам, вакцинам и медицинскому оборудованию для противодействия COVID-19» [27].

В контексте противодействия эпидемиям и пандемиям как составляющим элементом обеспечения и защиты права на здоровье, немаловажную роль играют и общепризнанные принципы международного права, в первую очередь принципы сотрудничества и добросовестного исполнения принятых на себя обязательств по международному праву. Так принцип сотрудничества, закрепленный в Уставе ООН [29], Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [6], Заключительном акте СБСЕ 1975 г. [9], в равной степени распространим и в отношении рассматриваемого вида сотрудничества. Данный общепризнанный принцип международного права конкретизируется в специальном принципе международного сотрудничества в исследовании и решении проблем медицины и здоровья, являющимся одним из основополагающих в международном здравоохранительном праве, принцип направлен на осуществление всеми государствами совместного решения проблем в области охраны здоровья, минимизации факторов влияющих на состояние здоровья и выработки общих подходов к оказанию медицинской помощи с учетом интересов разных государств.

В контексте данной работы представляется необходимым соблюдение принципа сотрудничества, ни одно из существующих ныне государств уже не может осуществлять свои функции по охране здоровья и борьбы с эпидемиями и пандемиями без взаимодействия с другими государствами.

Принцип добросовестного исполнения принятых на себя обязательств по международному праву занимает одно из центральных мест в системе принципов международного права, несмотря на полное юридическое равенство всех принципов, именно принцип добросовестности пронизывает «красной нитью» всю существующую систему международных отношений, следовательно и отношений связанных с обеспечением мира и безопасности, в контексте которых рассматривается и обеспечение эпидемиологической безопасности.

Бесспорно, главная роль в регулировании сотрудничества государств в противодействии эпидемиям и пандемиям принадлежит Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Главная и историческая обязанность ВОЗ состоит в обеспечении международного режима контроля за международным распространением болезней. Статья 2 Устава (Конституции) ВОЗ устанавливает в качестве одной из функций организации поощрение и развитие работы по борьбе с эпидемическими, эндемическими и другими болезнями». В соответствии со Статьями 21(а) и 22 Устава (Конституции) ВОЗ, Ассамблея здравоохранения состоящая из делегатов, представляющих государства - члены Организации уполномочена устанавливать правила, «направленные против международного распространения болезней».

Значительное количество резолюций ВОЗ имеют свей целью противодействие наиболее опасными заболеваниями (СПИД, туберкулез, малярия, птичий грипп, лихорадка Эбола, коронавирус и многими другими).

Среди норм, регулирующих международное сотрудничество в противодействии эпидемиям и пандемиям, важное место занимает новая редакция Международных медико-санитарных правил [18] (далее - ММСП), которые являются юридически обязательными для всех членов ВОЗ, которые не выразили свое несогласие.

Новая редакция ММСП расширила предметную сферу ММСП, ранее ММСП 1969 года были ограничены тремя конкретными видами заболеваний (чума, холера, желтая лихорадка), новая редакция содержит более широкую формулировку предоставляющие большие возможности субъектам реализации ММСП, закрепив положения о противодействии любой болезни, которая может угрожать здравоохранению.

Редакция ММСП 2005 года значительно расширяет обязательства государств участников. В частности государства обязаны информировать ВОЗ о рисках в области здравоохранения, принимать защитные меры только в строгом соблюдении принципа уважения прав и свобод человека, создавать необходимый потенциал противодействия рискам в области здравоохранения (в том числе и на национальном уровне).

Кроме того, в редакции ММСП 2005 г. расширены полномочия и обязательства самой ВОЗ. В част-

ности ВОЗ, наделена правом издавать рекомендации государствам, в которых зафиксированы вспышки инфекций, использовать наряду с официальной информацией, информацию от неправительственных организаций, медиа-источников, в том числе интернет-ресурсы. При этом, этому праву корреспондирует обязанность ВОЗ проверять достоверность информации и сохранять ее конфиденциальность.

Также немаловажное значение имеет и осуществление международно-правового сотрудничества на двустороннем уровне, в том числе сотрудничество между государствами, а также между государствами и международными организациями, позволяющем учесть более узкие интересы участников таких соглашений. К примеру, отметим Соглашение между Правительством Российской Федерации и Всемирной Организацией Здравоохранения (Женева, 18 января 2009 года), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством королевства Швеция о сотрудничестве в области здравоохранения и социального обеспечения подписано в Москве 9 марта 2010 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки 2014 г., статья 2 которого раскрывает основные направления сотрудничества, всего их 12, в их число входят: инфекционные заболевания (в том числе туберкулез, ВИЧ/СПИД и болезни, передаваемые половым путем), включая меры по подготовке к пандемиям и реагированию на них.

Таким образом, на сегодняшний день в целом сложился значительный массив международно-правовых источников регулирующих сотрудничество субъектов международного права по противодействию вызовам и угрозам, связанным с распространением эпидемий и пандемий. Однако это не обеспечивает идеального механизма защиты от таких угроз и соответственно защиты права на охрану здоровья.

Рассмотрев основное нормативное закрепление сотрудничества государств в рамках здравоохранения, вполне целесообразно указать, что в Уставе (Конституции) ВОЗ ст. 2 содержит перечень функций организации, где п. к закрепляет такую функцию как «предлагать принятие конвенций, соглашений и правил и делать рекомендации по вопросам международного здравоохранения и исполнять те

обязанности, которые в связи с этим могут быть возложены на Организацию и которые соответствуют ее целям». Как упоминалось выше и Международные медико-санитарные правила содержат полномочия ВОЗ давать рекомендации. Полагаем, что в условиях современных масштабов последствий эпидемий и пандемий, целесообразно было бы наделить ВОЗ более широкими функциями и в ст. 2 Устава (Конституции) слова «предлагать» и «рекомендации» изменить на «принимать» и «обязательные указания». То есть наделить ВОЗ правотворческими полномочиями в сфере правового регулирования обеспечения здравоохранения для реализации совместных целей и задач стоящих перед всем мировым сообществом. К примеру, такие обязательные указания о соблюдении необходимых карантинных мер, позволили бы снизить распространение COVID-19 в некоторых государствах (например, Швеция), правительства которых достаточно легкомысленно отнеслись к рекомендациям о необходимом локдауне и самоизоляции.

Кроме того, полагаем, что для обеспечения более действенных мер мирового сообщества, необходимо подписание универсального международного договора содержащим в себе положения касающиеся: сотрудничества государств, в области обеспечения населения земли права на охрану здоровья; активного финансирования работ по исследованию глобальных мировых эпидемий и пандемий; расширения полномочий ВОЗ в противодействии с эпидемиями и пандемиями, а также указание на более эффективную нормотворческую деятельность ВОЗ; соотношения прав человека и возможным их ограничением в условиях угрозы эпидемиологической безопасности.

Безусловно, в какой-то мере данный международно-правовой акт будет ограничивать суверенитет государств в области принятия решений по вопросам ответных мер в противодействии угрозам здоровью населения, но на наш взгляд, он будет обеспечивать, прежде всего, права не отдельного государства, а всего населения планеты, обеспечение благополучия которого и является основной задачей мирового сообщества.

Подводя итог, следует отметить, что эпидемия и пандемия это явление, не знающее границ и представляющее угрозу безопасности каждому государству и всему мировому сообществу, что требует принятия основанных на нормах международного

и национального права адекватных мер реагирования. Правовое регулирование сотрудничества в рассматриваемой сфере должно иметь международно-правовую основу с целью унификации механизмов противодействия эпидемиям и пандемиям, а также дальнейшей имплементации норм международного права в национальные правовые системы. Отсутствие универсального международного договора в сфере обеспечения права на охрану здоровья предопределяет необходимость его принятия. Исходя из положений Устава (Конституции) ВОЗ, представляется необходимым расширение полномочий организации в целях обеспечения международного контроля над распространением инфекций, представляющих глобальную угрозу.

Литература

1. Additional Protocol to the American convention on human rights in the area of economic, social, and cultural rights «Protocol of san Salvador» 1988: [Электронный ресурс] URL: http://www.oas.org/juridico/ english/sigs/a-52.html (дата обращения: 02.02.2020).

2. African Charter on the Rights and Welfare of the Child: [Электронный ресурс] URL: http://www. crin.org/Law/instrument.asp?InstID=1015 (дата обращения: 02.02.2020).

3. Барнтенев Д.Г. Право на охрану здоровья в международном праве. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / Бартенев Д.Г. СПб., 2006.

4. Белоусова А.А. Право на здоровье в современном международном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.

6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

7. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

8. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // СПС КонсультантПлюс.

9. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // СПС КонсультантПлюс.

10. Заявление ВОЗ по итогам совещания Комитета Международных медико-санитарных правил по чрезвычайной ситуации в отношении вспышки Эболы 2014 г. в Западной Африке [Электронный ресурс]. иИ!: https://www.who.int/mediacentre/news/ statements/2014/ebola-20140808/ru/ (дата обращения 10.03.2020).

11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // СПС КонсультантПлюс.

12. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Заключена 18.12.1979) (с изм. от 22.05.1995) // СПС КонсультантПлюс.

13. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // СПС КонсультантПлюс.

14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // СПС КонсультантПлюс.

15. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М.: Зерцало, 2008. Т. 2. С. 138.

16. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Заключена 18.12.1990) // СПС КонсультантПлюс.

17. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Заключена 21.12.1965), (с изм. от 15.01.1992) // СПС КонсультантПлюс.

18. Международные медико-санитарные правила (2005 г.) (Приняты в г. Женеве 23.05.2005 Резолюцией WHA58.3 на 8-ом пленарном заседании 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения) // СПС КонсультантПлюс.

19. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

20. Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор), (Вместе со Статутом Лиги Наций,

Уставом Международной организации труда, Протоколом), (Подписан в г. Версале 28.06.1919) // СПС КонсультантПлюс.

21. Михайлов В.С. Международно-правовое регулирование здравоохранения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л.: ЛГУ, 1973.

22. Объявление об окончании десятой вспышки лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who. int/ru/news-room/detail/25-06-2020-10th-ebola-outbreak-in-the-democratic-republic-of-the-congo-declared-over-vigilance-against-flare-ups-and-support-for-survivors--must-continue (дата обращения: 10.07.2020).

23. Постановление ЕСПЧ от 09.12.1994 «Ло-пез Остра (Lopez Ostra) против Испании» (жалоба № 16798/90) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. М.: Норма, 2000. С. 69-78.

24. Резолюция S-26/2 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом» (Принята в г. Нью-Йорке 27.06.2001 на 26-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

25. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ RES/70/1 от 25.09.2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». URL: https://undocs.org/ ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 10.07.2020).

26. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/74/270 от 03.04.2020 г. «Глобальная солидарность в борьбе с коронавирусным заболеванием 2019 года (COVID-19)». [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/74/270 (дата обращения: 10.07.2020).

27. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/74/274 от 20.04.2020 г. «Международное сотрудничество в целях обеспечения глобального доступа к лекарствам, вакцинам и медицинскому оборудованию для противодействия COVID-19». [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/ RES/74/274 (дата обращения: 10.07.2020).

28. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946), (с изм. от 24.05.1973) // СПС КонсультантПлюс.

29. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС Кон-сультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.