Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование использования «Удобного флага»: проблемы и перспективы'

Международно-правовое регулирование использования «Удобного флага»: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1165
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
удобный флаг / международное регулирование / The article is devoted to the urgent problems of modern navigation and state registration of ships under "flags of convenience". It was determined that the registration form creates a situation of unequal competition / worsens the conditions of work and employment of national staff. The paper analyzes the factors that complicate the process of international cooperation and provides suggestions for solving this problem.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веретенников В. А.

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем современного судоходствагосударственной регистрации морских судов под " удобными флагами". Определено, что данная форма регистрации создает обстановку неравной конкуренции, ухудшает условия работа и занятости национальных кадров. В статье проанализированы факторы, которые усложняют процесс международного сотрудничества и содержатся предложения по решению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the urgent problems of modern navigation and state registration of ships under "flags of convenience". It was determined that the registration form creates a situation of unequal competition, worsens the conditions of work and employment of national staff. The paper analyzes the factors that complicate the process of international cooperation and provides suggestions for solving this problem.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование использования «Удобного флага»: проблемы и перспективы»

8. Путин: отношения России и Китая интенсивно развиваются // [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/politics/20150902/1224445253.html Дата обращения: 04.05.17 г. в 14:10.

9. Россия и Армения подписали соглашение о создании объединенной системы ПВО // [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/567aa23a9a7947c0ad251f12 Дата обращения: 03.05.17 г. в 17:10.

10. Совбез ООН проголосовал за трибунал по MH17, РФ наложила вето // [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/07/150729_un_resolution_mh17 Дата обращения: 03.05.17 г. в 14:00.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «УДОБНОГО ФЛАГА»: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Веретенников В. А.

Студент 4 курса Института Законотворчества Научный руководитель: Ларъкова М.В.

старший преподаватель кафедры Европейского права и сравнительного

правоведения

Саратовская государственная юридическая

академия

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем современного судоходства- государственной регистрации морских судов под " удобными флагами". Определено, что данная форма регистрации создает обстановку неравной конкуренции, ухудшает условия работа и занятости национальных кадров. В статье проанализированы факторы, которые усложняют процесс международного сотрудничества и содержатся предложения по решению данной проблемы. Ключевые слова: удобный флаг, международное регулирование

Аbstract: The article is devoted to the urgent problems of modern navigation and state registration of ships under "flags of convenience". It was determined that the registration form creates a situation of unequal competition, worsens the conditions of work and employment of national staff. The paper analyzes the factors that complicate the process of international cooperation and provides suggestions for solving this problem.

Keywords: convenient flag, international regulation

В соответствии со статьей 92 « Конвенции по морскому праву» от 1982 года судно может плавать под флагом только одного государства за исключением случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или положениях самой Конвенции. Также судно не может

сменить свой флаг во время плавания или стоянки в порту, кроме случаев перехода права собственности или смены регистрации.

С целью обеспечения и укрепления связи между государством и судном, плавающим под его флагом, в 1986 году была принята « Конвенция об условиях регистрации судов». В соответствии со статьей 19 , данный нормативный акт вступит в силу через 12 месяцев после даты, к которой не менее 40 государств, имеющих общий тоннаж судов не менее 25% от мирового, станут ее участниками [1].

Однако до сих пор нужно количество государств не ратифицировали Конвенцию, поэтому множество вопросов по регистрации судов остаются нормами международного права.

Ситуация, сложившаяся на сегодня остается сложной. С одной стороны, значительная часть мирового тоннажа судов зарегистрирована под « удобными флагами». Только на 6 государств с « удобным флагом» приходится 48% всего мирового тоннажа, но при этом вышеупомянутые страны не заинтересованы в ратификации « Конвенции об условиях регистрации судов». С другой стороны, сама Конвенция множество важных вопросов, касающихся регистрации судов, дает на откуп национальным законодательствам, что не способствует укреплению реальной связи между государством и судном, плавающим под флагом под его флагом [2 ].

Отсутствие единых правил предоставления страной права плавания под ее флагом способствовало тому, что на сегодняшний день в разных государствах эти правила разные и зависят как от политических, так и экономических интересов каждой страны.

« Удобный флаг»-явление, которое не имеет четкого юридического определения, однако оно существует и признается большинством государств мира.

Впервые проблема использования « удобного флага» попала в поле зрения МОТ еще в 1933 году, когда в эту организацию обратились представители Международной федерация транспортных рабочих.

Однако проблема использования « удобного флага» остается актуальной и сегодня.

Деление регистров судов на три группы ( « Государственный», второй или « международный» и третий или « открытый») остается довольно условным, поскольку критерии двух последних типов не могут быть четко разграничены.

Характерной чертой законодательства стран с открытой регистрацией является то, что они вообще или на недостаточном уровне регламентируют вопросы найма экипажа, не создают надежной системы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, поскольку граждане вышеупомянутых государств являются членами экипажей судов. ( Нужно отметить, что некоторые страны, предоставляющие услуги по открытой регистрации судов, вовсе не имеют

выхода к морю. Например, Монголия и Многонациональное государство Боливия). При этом трудовые контракты членов экипажа редко соответствуют международным стандартам, принятым МОТ. Дипломатический корпус таких стран также не заинтересован в защите интересов чужих моряков. Кстати, по данным МИД РФ примерно 70 000 российских моряков трудятся на судах, плавающими под иностранными, в том числе и « удобными» флагами.

- В спорных ситуациях страна национальности экипажа не может в полной мере защищать права и представлять интересы членов такого рода экипажей, поскольку суда под иностранными флагами находятся под юрисдикцией государства их зарегистрировавшего.

Режим « удобного флага» гарантирует судовладельцам-нерезидентам таких преимущества как:

- возможность быстрой и беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны

- возможность параллельной регистрации судов

-сохранение анонимности при совершении коммерческих операций владельцами судоходных компаний

-отсутствие чрезмерного контроля государственных органов в стране своей национальности и другие.

Однако критики практики свободной регистрации судов, прежде всего Международная федерация профсоюзов транспортных работников, приводят веские аргументы против повсеместного использования дешевых ( « удобных») флагов. Сама по себе открытая регистрация не является чем-то незаконным. Довольно часто использование выражений « дешевый», « удобный флаг» отображают определенную злость морских администраций

европейских стран и США, которые теряют доходы в сфере морских перевозок по причине нежелания бороться с бюрократизмом и тотальным контролем над судоходными компаниями. Регистрация под « дешевым флагом» совсем не освобождает судовладельца от необходимости получения классификационных свидетельств и прохождения осмотра с целью подтверждения класса судна, наличия дипломов для судовых специалистов. Представляется, что в большинстве случаев проблемы с несоблюдением международных стандартов зависят не от флага, а от порядка на конкретном судне, установленного судовладельцем и капитаном. Требования международных правовых актов, прежде всего « Конвенции по охране человеческой жизни на море», « Конвенции о подготовке дипломировании моряков и несении вахты» и других являются едиными для всего мирового флота. Их выполнение контролируется страной порта захода судна, невзирая на его флаг. Принимая за основу такие критерии как социальная защищенность моряков, охрана окружающей среду страны открытой регистрации можно разделить условно на две группы. К первой можно отнести флаги Мальты, Кипра,

Гибралтара. На суднах под этими флагами действуют достаточно жесткие национальные требования по обеспечению безопасности мореходства. Вышеупомянутые государства присоединились до Сводной конвенции Международной организации труда от 2006 года», которая защищает основные права моряков.

В заключении хотелось бы отметить, что вступление в силу « Конвенции ООН об условиях регистрации судов» от 1986 года и ратификация ее государствами, являющимися оффшорными финансовыми центрами, могло бы существенно укрепить международно-правовой принцип реальной связи между судной и страной его флага, наполнить его конкретным содержанием.

Список использованных источников:

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. Колосов и др. - М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1999-2000. -Т. 3. - 2000. - с. 310-330

2. Конвенция об условиях регистрации судов 1986 г. // Действующее между- народное право : в 3 т. / сост. Ю. Колосов и др. - М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1999-2000. - Т. 3. - 2000. - С. 330-340

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ветрова И.В.

Челябинский государственный университет

Аннотация: в этой работе поднимается проблема о недостаточности гарантий защиты основ конституционного строя России при внесении поправок в главы 3-8 Конституции РФ. Провожу анализ некоторых положений ФЗ от 4 марта 1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" и привожу предложения по их совершенствованию. Так же предлагаю возложить на Конституционный Суд Российской Федерации дополнительные обязанности, которые способствуют устранению некоторых неопределенностей в ходе внесения поправок в Конституцию нашей страны, и не будут перегружать Конституционный Суд.

Ключевые слова: конституционный строй, Конституция, гарантии, защита, поправки.

Abstract: in this work raises the problem of insufficient guarantees for the protection of the constitutional order of Russia the amendments to chapters 3-8 of the Constitution. I conduct an analysis of certain provisions of the Federal law of March 4, 1998 N 33-FZ "On the procedure of adoption and entry into force of the amendments to the Constitution" and bring suggestions for their improvement. The same is proposed at the constitutional court of the Russian Federation additional responsibilities that contribute to the elimination of some

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.