Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ТРУДА. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ТРУДА. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
Детский труд / эксплуатация детского труда / права ребенка / Международная организация труда / дискриминация прав ребенка

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдрашитов В.М., Сафронова К.В.

В настоящей статье затронута проблема детского труда как одной из наихудших форм дискриминации прав ребенка, представлен статистический анализ, причины возникновения и возможные способы решения данного вопроса. В рамках статьи авторами была поставлена цель показать актуальность детского труда, а также подчеркнуть роль международного права и международных организаций в сфере регулирования данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ТРУДА. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 34

Абдрашитов В.М.

доктор юридических наук, профессор кафедры философии и теории права, «Волгоградский государственный университет»

г. Волгоград, Россия Сафронова К.В.

студент, «Волгоградский государственный университет»,

г. Волгоград, Россия

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ТРУДА. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В настоящей статье затронута проблема детского труда как одной из наихудших форм дискриминации прав ребенка, представлен статистический анализ, причины возникновения и возможные способы решения данного вопроса. В рамках статьи авторами была поставлена цель показать актуальность детского труда, а также подчеркнуть роль международного права и международных организаций в сфере регулирования данной проблемы.

Ключевые слова: Детский труд, эксплуатация детского труда, права ребенка, Международная организация труда, дискриминация прав ребенка.

Введение:

Одной из основных задач современного международного права является конкретизация установленных прав и свобод человека, а также правовая защита отдельных социальных групп населения, известных как «уязвимые группы населения». Европейская парламентская исследовательская служба определяет их как «группы людей, которые считаются подверженными риску бедности или социальной изоляции из-за физических недостатков, возрастных факторов, этнического происхождения, отсутствия жилья или злоупотребления психоактивными веществами» [1]. Одной из таких групп населения являются дети, поскольку именно они в большей степени подвержены незащищенности и дискриминации, особенно в сфере труда, т.к. являются еще неокрепшим звеном трудовых правоотношений, в связи с чем у них часто возникают проблемы с реализацией своих основных прав и свобод.

Среди наихудших форм дискриминации прав ребенка можно выделить эксплуатацию детского труда, под которым понимают работы, для выполнения коих дети слишком малы, а также могущих нанести ребенку физический или моральный вред. Международная организация труда (далее МОТ), имеющая своей целью улучшение условий труда, а также запрет рабского и принудительного труда, определяет детский труд как виды работ, являющиеся психически, физически, социально или морально опасными и вредными для детей и/или препятствуют их школьному обучению путем: лишения их возможности посещать школу, принуждения их к преждевременному уходу из школы или требующие от них совмещать посещение школы с чрезмерно долгой и тяжелой работой [2].

Вопросы трудоустройства несовершеннолетних являются актуальными и в современных реалиях, поскольку распространенность детского труда приобрела все более широкие масштабы за последние несколько лет, несмотря на активную борьбу международных организаций по защите прав детей с данным явлением. Все это связано с тем, что военные конфликты, кризисы и пандемия COVID-19 подвергли многие семьи нищете и привели к тому, что все больше несовершеннолетних стали заниматься

детским трудом. По статистике ООН, сегодня 160 миллионов детей по-прежнему заняты в сфере детского труда, то есть это почти каждый десятый ребенок в мире [3].

Основная часть:

Статистика МОТ и Детского фонда ООН (далее ЮНИСЕФ) демонстрирует, что на протяжении последних 16 лет количество детей, задействованных в эксплуатации труда, постепенно уменьшается, что является успешным результатом борьбы многих правительственных и межправительственных организаций за права и свободы детей. В 2000-ом году в мире было зарегистрировано 245 миллионов трудящихся детей, из которых 170,5 миллионов выполняли виды работ, считающихся опасными [4, с. 12]. Статья 3 Рекомендации МОТ № 190 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [5] устанавливает классификацию опасных работ, а именно:

- работы, при которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию;

- работы, выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве;

- работы с опасными механизмами, оборудованием и инструментами или работы, требующие переноски или перемещения тяжестей вручную;

- работы во вредных для здоровья условиях, при которых дети могут подвергаться, например, воздействию опасных веществ, процессов или температур, уровней шума или вибрации, наносящих вред их здоровью;

- работы, которые выполняются в особо трудных условиях, связанных, например, с большой продолжительностью рабочего времени или работой ночью, а также работы, при которых ребенок необоснованно удерживается в помещении, принадлежащем работодателю.

С 2016-го года количество эксплуатируемых детей уменьшается до 151,6 миллионов, в то время как на опасных работах из всего этого количества трудилось 72,5 миллионов несовершеннолетних. Изменения наступили только после 2020 года, когда количество эксплуатируемых детей выросло и составило 160 миллионов, из которых 79 миллионов считались трудящимися на опасных работах [6, с.12].

Обращает на себя внимание то, что детский труд намного более распространен среди мальчиков, чем среди девочек абсолютно любого возраста, что подтверждает статистика МОТ и ЮНИСЕФ, рассчитанная среди детей от 5 до 17 лет, в рамках которой показано, что процент мальчиков, задействованных в детском труде, составляет 11,2%, а девочек - 7,8% соответственно [7, с. 12].

Относительно стран Африки можно сообщить следующее: к югу от Сахары усматривается наибольшее количество эксплуатируемых детей (86,6 миллионов), далее - Центральная и Южная Азия (26,3 миллионов), потом Восточная и Юго-Восточная Азия (24,3 миллиона), после них Северная Африка и Западная Азия (10,1 миллионов) и в конце Латинская Америка, Карибские острова (по 8,2 миллионов), а в заключение - Европа и Северная Америка (3,8 миллионов) [8, с. 13].

Представленные данные МОТ и ЮНИСЕФ откровенно говорят о том, что детский труд гораздо более распространен в сельской местности, в то время как 122,7 миллиона сельских детей заняты детским трудом против 37,3 миллионов городских. Обращает на себя внимание распространенность детского труда в сельских районах (13,9%), что почти в три раза выше, чем в городских районах (4,7%). Доказано, что большая часть детского труда как для мальчиков, так и для девочек по-прежнему используется в сельском хозяйстве (70%). Более того, стоит отметить, что многие из них - дети младшего возраста. Причем примерно 6,6 миллионов в возрасте старше 15 лет работают в арабских государствах, что составляет около 8,7% от общего числа домашних работников во всем мире. Этот сектор объединяет значительную долю занятости в регионе, поскольку на нее приходится 12,3% от общей занятости по сравнению с 2,3% в мире в целом. Между тем наибольшая доля детского труда приходится на семьи (72% всего детского труда и 83% детского труда среди детей от 5 до 11 лет), что в большей части приходится на семейные фермы или на семейные микропредприятия [9, с. 13].

В мире существует широкий спектр международных организаций, целью которых является защита

прав детей и недопущение их нарушения. МОТ, созданная в 1919 году и с 1946 года официально ставшая специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (далее ООН), занимает важнейшее место в этом списке. На сегодняшний день членами МОТ являются более 190 государств, главной целью которых является международно-правовое регулирование трудовых отношений между несовершеннолетним работником и работодателем.

Конвенции МОТ в основном регулируют вопросы о связи возраста и пригодности несовершеннолетнего работника для конкретной сферы, среди которых выделяют:

- медицинское освидетельствование работников;

- установление минимального возраста работника;

- регулирование ночного труда несовершеннолетних.

Решение о пригодности к отдельным видам профессий зависит от предоставления справки о медицинском освидетельствовании, подтверждающей его пригодность к такой работе, включая Конвенцию №77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (Монреаль, 19 сентября 1946 г.) [10], Конвенцию №78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (Монреаль, 9 октября, 1946) [11], Конвенцию №124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (Женева, 23 июня 1965 г.) [12].

Конвенции МОТ в сфере регулирования минимального возраста работника четко разграничивают возрастной диапазон работника, трудящегося в промышленных и непромышленных сферах. В данных нормативно-правовых актах также присутствует и разграничение по половому признаку, как в Конвенции МОТ №29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г [13]., устанавливающей разрешение привлекать к принудительному труду только трудоспособных взрослых лиц мужского пола не младше 18 лет и не старше 45 лет (ст. 11). А также Конвенция МОТ №138 "О минимальном возрасте для приема на работу" [14], регламентирующая правовые границы детского труда и создающая основания для национальных и международных действий по его искоренению, во 2 статье которой определен возраст не ниже возраста окончания обязательного школьного образования, т.е. не ниже 15 лет, что стало объединяющей нормой для таких актов как Конвенции МОТ №7, №10, №15, №58, №59, №60, №112 и №123.

Помимо этого, к МОТ относится Конвенция №79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" [15], которая определяет пределы работы несовершеннолетних в ночное время, где в статье 2 указано: «Дети в возрасте до четырнадцати лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше четырнадцати лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в четырнадцать последовательных часов, включая промежуток времени между восемью часами вечера и восемью часами утра». Несмотря на это, в этом акте имеется оговорка: в статье 2 Конвенции указано, что на основании национальных законов или правил там, где этого требуют местные условия, может быть введен другой промежуток времени продолжительностью в двенадцать часов, начало которого устанавливается не позднее чем с восьми тридцати вечера, а окончание - не раньше чем в шесть часов утра, а помимо этого, к данной области регулирования можно отнести Конвенцию МОТ №6 «О ночном труде подростков в промышленности» (Вашингтон, 29 октября, 1919 г.) [16] и Конвенцию №90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948 году) (Сан-Франциско, 17 июня 1948 г.) [17].

Помимо этого, важнейшее место в регулировании детского труда отдается Конвенции №182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" [18], принятие которой было вызвано необходимостью принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий, где

в статье 3 к наихудшим формам детского труда отнесены:

- все формы рабства, включая торговлю детьми, долговую кабалу, крепостную зависимость, принудительный труд, вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

- использование детей в проституции и порноиндустрии;

- использование детей в противоправной деятельности и продаже наркотиков, а также виды работ, приносящих вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Таким образом, МОТ создала целую систему международно-правовых актов по предотвращению и последующему искоренению труда несовершеннолетних с целью охраны его использования.

Многочисленные исследования, включая труды Морозова П.Е. по теме «Проблемы оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации» классифицируют причины использования детского труда на следующие виды: экономические, культурные, социальные и правовые, которые, в свою очередь, разделяются по наличию причин бедности, социальной изоляции, банальной нищеты, этнической или гендерной дискриминации, подталкивающие детей к выбору работы в раннем возрасте [19]. Возможный путь решения данной проблемы - расширение доступа к образованию в странах, где оно все еще является платным.

Основными причинами, которые подталкивают детей к труду в раннем возрасте, являются: бедные условия существования, необходимость оплаты обучения, высокие цены на образование и сферы услуг. Помимо этого, в качестве причин, подталкивающих детей к выбору труда, выделяют быстрое экономическое развитие в прогрессирующих странах, где дети, как правило, меньше знают о своих правах и готовы работать в условиях, которые взрослые считают неприемлемыми [20, с. 1]. Это подтвердила эпидемия COVID-19, в связи с которой в 2022 году Европейская Комиссия выделила 294,2 млн евро на гуманитарные нужды для оказания помощи наиболее уязвимым группам населения в Восточной и Южной Африки [21].

Помимо этого, доцент Морозов П.Е. также классифицирует социальные и культурные причины детского труда, в связи с чем ребенок рассматривается как член безликого сообщества, а не как отдельная личность [22, с. 1]. По данной причине происходит постоянное умаление прав ребенка во многих странах, даже развитых, что не может не расстраивать, поскольку, к нашему большому сожалению, ребенок не рассматривается как индивид, обладающий правами и свободами. Выходом из сложившейся ситуации является повышение общей и правовой культуры населения путем внедрения специальных культурных программ на телевидении, ставящих своей главной целью формирование установки у современного общества на определение высоких ценностных ориентиров. В этой связи не будет лишним введение в общеобразовательную программу специальных уроков по формированию у школьников определенных навыков, традиций, семейных ценностей и ориентиров на создание полной семьи.

Очевидно, что причинами возникновения детского труда являются несовершенство национального законодательства отдельных государств (в первую очередь трудового) и в отсутствии эффективных механизмов его реализации, а также защиты прав, свобод и интересов детей. Так, например, ковровая промышленность в Пакистане регулируется таким образом, чтобы избежать распространения на нее норм трудового законодательства страны. Решение данной проблемы состоит в устранении пробелов в законодательстве и повышении правовой осведомленности населения, в данном случае детей, поскольку, как уже отмечалось выше, права и свободы детей часто подвергаются дискриминации как раз из-за их низкой информированности о своем правовом статусе. Более того, поскольку большинство государств с высоким уровнем статистики детского труда являются членами МОТ, к которым могут быть отнесены: Нигерия, Эфиопия, Южно-Африканская Республика, Марокко, Демократическая Республика Конго, Сомали, Зимбабве, Бурунди, Йемен, Пакистан, Судан, Афганистан, Мьянма, Эритрея, Венесуэла, Чад, Мозамбик, Гана и др., к ним могут быть применены санкции ООН и МОТ, направленные на устранение правонарушения и ущерба в связи с эксплуатацией детей.

Выводы:

В заключение отметим, что детский труд является не только препятствием для прогресса в государстве, но и пережитком прошлого, которому не место на современных этапах развития мира, причем наихудшие формы детского труда, как нам представляется, недопустимы в цивилизованном государстве. Для качественного регулирования данной проблемы в помощь ООН и МОТ была создана Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК), главной задачей которой выступает постепенное искоренение детского труда во всем мире в его наихудших формах. Многочисленные усилия данной организации привели к тому, что сотни тысяч детей были отстранены от работы и лишены возможности выйти на рынок труда. Эксплуатация детского труда, по моему мнению, является наихудшей формой проявления человеческой алчности и эгоизма. Дети - это важнейшее звено общества, от которого зависит будущее планеты, их жизнь имеет такую же ценность, как и жизнь других людей, их права достойны такого же уважения и это то, о чем никогда нельзя забывать. Список использованной литературы:

1. Members' Research Service. Vulnerable social groups: Before and after the crisis [Электронный ресурс] / European Parliamentary Research Service: [сайт]. — URL: https://epthinktank.eu/2016/07/13/vulnerable-social-groups-before-and-after-the-crisis/ (дата обращения: 19.10.2023).

2. International Labour Organization. What is child labour [Электронный ресурс] // International Labour Organization: [сайт]. — URL: https://www.ilo.org/ipec/facts/lang--en/index.htm (дата обращения: 19.10.2023).

3. Организация Объединенных Наций. 2023 Тема: Социальная справедливость для всех. Покончим с детским трудом! [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/observances/world-day-against-child-labour (дата обращения: 19.10.2023).

4. International Labour Office, United Nations Children's Fund. Child Labour: Global estimates 2020, trends and the road forward. — New York: License: CC BY 4.0, 2021 — 87 c.

5. Международная организация труда. Рекомендация Международной организации труда №190 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда." [Электронный ресурс] // РЕКОМЕНДАЦИЯ 190: [сайт]. — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_r190_ru.htm (дата обращения: 19.10.2023).

6. International Labour Office, United Nations Children's Fund. Child Labour: Global estimates 2020, trends and the road forward. - С. 12.

7. International Labour Office, United Nations Children's Fund. Child Labour: Global estimates 2020, trends and the road forward. - С. 12.

8. Там же. - С. 13.

9. Там же. - С. 13.

10. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» [Электронный ресурс] // КОНВЕНЦИЯ 77: [сайт]. — URL: https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c077_ru.htm (дата обращения: 19.10.2023).

11. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» [Электронный ресурс] // КОНТИНЕНТ: [сайт]. — URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=30243564#pos=0;0 (дата обращения: 19.10.2023).

12. Международная организация труда Конвенция Международной организации труда №124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» [Электронный ресурс] // КОНВЕНЦИЯ 124: [сайт]. — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—

normes/documents/normativeinstrument/wcms_c124_ru.htm (дата обращения: 19.10.2023).

13. Международная организация труда Конвенция Международной организации труда №29 "О принудительном или обязательном труде" [Электронный ресурс] // КОНВЕНЦИЯ 29: [сайт]. — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—

normes/documents/normativeinstrument/wcms_c029_ru.htm (дата обращения: 19.10.2023).

14. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №138 "О минимальном возрасте для приема на работу" [Электронный ресурс] // Контур Норматив: [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=27589 (дата обращения: 19.10.2023).

15. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" [Электронный ресурс] // КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: [сайт].— URL: http://uraltradeunion.ru/acts/mezdunarod/nochnoi_trud_podrostkov_neprom.html (дата обращения: 19.10.2023).

16. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №6 «О ночном труде подростков в промышленности.» [Электронный ресурс] // Международная организация труда: [сайт]. — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/ normativeinstrument/wcms_c006_ru.htm (дата обращения: 19.10.2023).

17. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №90 «О ночном труде подростков в промышленности.» [Электронный ресурс] // Международная организация труда: [сайт]. — URL: https://www2019.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/ normativeinstrument/wcms_c090_ru.htm (дата обращения: 19.10.2023).

18. Международная организация труда. Конвенция Международной организации труда №182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда." [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/ documents/ decl_conv/conventions/convention182.shtml (дата обращения: 19.10.2023).

19. Морозов, П. Е. Проблемы оптимизации правового регулирования направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2011. — № 2093. — 6 с.

20. Там же. - С. 1.

21. Европейская Комиссия. Гуманитарная помощь: 294.2 млн евро для нуждающихся в Восточной и Южной Африке [Электронный ресурс] // Eureporter: [сайт]. — URL: https://ru.eureporter.co/ world/africa/ 2022/02/22/humanitarian-aid-e294-2-million-for-people-in-need-in-east-and-southern-africa/ (дата обращения: 19.10.2023).

22. Морозов, П. Е. Проблемы оптимизации правового регулирования направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации. - C. 1.

© Абдрашитов В.М., Сафронова К.В., 2023

УДК 34

Бабаева А.Г.

Магистрант 1 курса Университет Синергия Научный руководитель: Кожаев Р. С.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Аннотация

Одним из наиболее значимых для свободного гражданского оборота, является установленный и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.