Научная статья на тему 'Международно-правовая регламентация спутникового интернета: способы защиты суверенитета и их последствия'

Международно-правовая регламентация спутникового интернета: способы защиты суверенитета и их последствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПУТНИКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ / «STARLINK» / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ БОРЬБА / БЛИЖНИЙ КОСМОС / SATELLITE INTERNET / STARLINK / INTERNATIONAL LAW / ELECTRONIC WARFARE / NEAR SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболев Даниил Владимирович

Постоянное развитие и совершенствование общественных отношений побуждают эволюционирующий социум удовлетворять трансформирующиеся потребности благодаря научно-техническому прогрессу. Одним из последних важнейших технологических достижений стало появление нового поколения спутникового интернета, который в ближайшее время может кардинально изменить сложившийся порядок жизни социума. В данной работе анализируется сама технология спутникового интернета на примере продукта компании Starlink, рассматриваются отдельные особенности его правовой регламентации, а также потенциальные позитивные результаты его эксплуатации. Отдельно анализируются оценки данной технологии различными государствами и их мнение касательно возможного нарушения суверенитета, подрыва национальных рынков связи и информационной интервенции. Приводятся наиболее возможные пути государственного противодействия данной технологии, включая правовые и оцениваются их результативность и потенциальные последствия для международного сообщества. Формулируются соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal regulation of satellite Internet: ways to protect sovereignty and their consequences

The constant development and improvement of social relations prompts an evolving society to satisfy transforming needs thanks to scientific and technological progress. One of the most important technological advances was the emergence of a new generation of satellite Internet, which in the near future can dramatically change the current order of life of society. In this work, the satellite Internet technology itself is analyzed using the Starlink product as an example, it discusses certain features of its legal regulation, as well as potential positive results of its operation. Separately, the assessments of this technology by various states and their opinion regarding a possible violation of sovereignty, undermining of national communication markets and information intervention are analyzed. The most possible ways of state opposition to this technology are given, including legal ones, and their effectiveness and potential consequences for the international community are evaluated. The corresponding conclusions are formulated.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая регламентация спутникового интернета: способы защиты суверенитета и их последствия»

Международно-правовая регламентация спутникового интернета: способы защиты

суверенитета и их последствия

International legal regulation of satellite Internet: ways to protect sovereignty and their

consequences

Соболев Даниил Владимирович

Студент 4 курса Юридического факультета им. А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар e-mail: Da-sbl@yandex.ru

Sobolev Daniil Vladimirovich

The 4thyear student Of the Faculty of Law named after A.A. Khmyrov, Kuban State University,

Russia, Krasnodar e-mail: Da-sbl@yandex.ru

Научный руководитель Малиновский Олег Николаевич,

Кандидат юридических наук, Доцент кафедры гражданского процесса и международного права,

Кубанский государственный университет

Scientific adviser Malinovsky Oleg Nikolayevich,

Candidate of law, Associate Professor of the Department of Civil Procedure and International Law, Kuban State University

Аннотация.

Постоянное развитие и совершенствование общественных отношений побуждают эволюционирующий социум удовлетворять трансформирующиеся потребности благодаря научно-техническому прогрессу. Одним из последних важнейших технологических достижений стало появление нового поколения спутникового интернета, который в ближайшее время может кардинально изменить сложившийся порядок жизни социума. В данной работе анализируется сама технология спутникового интернета на примере продукта компании Starlink, рассматриваются отдельные особенности его правовой регламентации, а также потенциальные позитивные результаты его эксплуатации. Отдельно анализируются оценки данной технологии различными государствами и их мнение касательно возможного нарушения суверенитета, подрыва национальных рынков связи и информационной интервенции. Приводятся наиболее возможные пути государственного противодействия данной технологии, включая правовые и оцениваются их результативность и потенциальные последствия для международного сообщества. Формулируются соответствующие выводы.

Annotation.

The constant development and improvement of social relations prompts an evolving society to satisfy transforming needs thanks to scientific and technological progress. One of the most important technological advances was the emergence of a new generation of satellite Internet, which in the near future can dramatically change the current order of life of society. In this work, the satellite Internet technology itself is analyzed using the Starlink product as an example, it discusses certain features of its legal regulation, as well as potential positive results of its operation. Separately, the assessments of this technology by various states and their opinion regarding a possible violation of sovereignty, undermining of national communication markets and information intervention are analyzed. The most possible ways of state opposition to this technology are given, including legal ones, and their effectiveness and potential consequences for the international community are evaluated. The corresponding conclusions are formulated.

Ключевые слова: спутниковый интернет, «Starlink», международное право, радиоэлектронная борьба, ближний космос.

Key words: satellite Internet, Starlink, international law, electronic warfare, near space.

На сегодняшний день человечество находится на пике стремительности своего развития и преобразования окружающей действительности. Это в первую очередь обусловлено высокими достижениями в науке, проложившими путь от Первой промышленной революции до сформировавшей современное постиндустриальное общество Цифровой революции. Глобальное реформирование общественных отношений, произошедшее за последние полвека, способствовало смещению вектора ресурсной ориентации человечества, и главенствующее положение по праву захватила всеобъемлющая информатизация.

Вполне обоснованно можно сказать, что главным достижением данного процесса стало возникновение мировой коммуникационной сети - интернета.

Интернет - глобальная информационная система, выступающая как средство объединения разнообразных информационных компьютерных сетей для передачи информации и обмена ею между странами, регионами, организациями и индивидуальными пользователями. Выступает в качестве квинтэссенции информационно-технической революции и является одним из ее важных аспектов [2].

Возникновение в 1969 году первых узлов будущей Всемирной паутины определило дальнейшее направление формирования цифровой инфраструктуры. Миллиарды вычислительных машин и миллионы стационарных связующих маршрутизаторов, доступ к которым обеспечивается посредством услуг провайдеров - так выглядит современная сеть, без которой уже невозможно представить нашу жизнь, несмотря на то что мы довольствуемся полноценными «дарами» данной технологии менее 40 лет. Было бы неправильно сказать, что данная отрасль последнее время находится в стадии стагнации, но стоит признать, что уже приличное время развитие происходит в ограниченных направлениях. Имеют место попытки разработать новые стандарты радиоволновой передачи информации, с целью увеличения скорости обмена данными, в крупных городах прокладываются новые кабели, создаются станции wi-fi трансляторов. Одним из громких проектов был Google Fiber, предполагавший организацию широкополосного доступа в интернет. Были проложены километры оптоволоконных магистралей для нескольких крупных городских агломераций США, однако в 2016 году второй по суммарной капитализации компанией мира было принято решение о приостановке данного проекта в связи с серьезными финансовыми убытками [3]. В процессе данных технологических решений за рамками обзора остается тот факт, что огромное число жителей мира до сих пор не имеют доступа к интернету, либо, по крайней мере, к бесперебойному и комфортному с точки зрения скорости доступу. Поэтому приходится констатировать, что до недавнего времени в этой сфере не наблюдалось ярких новоявлений, способных перекроить установившийся порядок информационного обмена. Однако, несмотря на определенный застой, пытливые умы человечества, как и положено в постиндустриальном обществе, находились в неустанном поиске способов преобразования имеющихся достижений, с целью организации условий максимальной эффективности и продуктивности нашей жизни. В конечном итоге стало понятно, что решение сложившихся проблем находится за пределами земной поверхности.

Одним из таких «громких» проектов стала концепция всемирного спутникового интернета «Starlink», разработанная компанией «SpaseX» во главе с выдающимся инженером, изобретателем и новатором Илоном Маском.

На фоне создавшего серьезный информационный резонанс запуска автомобиля Tesla в космос на новейшей ракете Falcon Heavy, за кадром общественного внимания на орбиту были выведены два спутника Microsat 2a (Tintin A) и 2b (Tintin B) [4]. Это первые тестовые модели будущей системы «Starlink». Согласно ее концепции, предполагается полное покрытие земной поверхности флотилией спутников, которые будут транслировать, по предварительным данным, бесплатный и скоростной доступ к сети интернет. Пока что

отсутствуют точные данные о планируемом количестве спутников, однако, по данным Федеральной комиссии связи, от «SpaceX» поступило две заявки на разрешение использования частот Ku, Ka (до 40 Ггерц) и V (от 40 до 75 Ггерц) в обще сложности для 11 925 спутников [5].

Скептический настрой вызывал факт достаточно долгой задержки в обмене сигнала между точкой приема и спутником (латентность) [6], однако для преодоления этой проблемы было решено размещать космические аппараты не на стандартной высоте схожих телекоммуникационных (приблизительно 35000 км.), а на расстоянии меньше 1500 километров, что позволит практически пренебречь задержкой, так как в среднем она будет не более 20 миллисекунд. Этот показатель больше, чем у наземной 4G сети (8 миллисекунд), однако превосходством становится возможность перенаправить сигнал на другой спутник в случае повышенной нагрузки, что на сегодняшний день реализовано лишь в крупных мегаполисах, так как финансово невыгодно строить такое большое количество стационарных вышек, имеющих и так небольшой радиус транслирования. Низкая высота полета орбитальных спутников также не позволяет покрывать большие области сигналом, хотя они и в несколько сотен раз больше области покрытия любой наземной станции. Тем не менее, количество аппаратов равное 12 тысячам полностью нивелирует данную издержку. Так же развитие компании «Starlink» под руководством «SpaseX» создает технологическую независимость. Собственные спутники, спроектированные под собственные ракеты, смогу размещаться в количестве более 50 шт. на одном носителе, что позволит в значительной степени снизить финансовые затраты, тем более что благодаря этой же компании ракеты в первые в истории человечества стали многоразовыми.

Данная технология находится лишь на «заре» своего развития, однако перспективы уже видны невооруженным глазом. Глобальная сеть такого уровня способна изменить привычный уклад жизни для миллиардов людей, так как даже в самых удаленных уголках планеты не останется зоны без интернета, все смогут пользоваться этим благом: читать и пользоваться любыми электронными ресурсами, смотреть кино и контактировать с людьми на другом конце планеты, следить за новостями, избегая любого вида локальной цензуры, и совершать покупки, открывать счета в банках, пользоваться дистанционными услугами и так далее. Этот список можно продолжать вечно, однако концепция данной технологии позволяет с уверенностью сказать, что предусмотренное ст. 19 Всеобщей декларацией прав человека от 1948 года [7] право свободно искать, получать и распространять информацию будет в полной мере гарантировано, так как отключить или ограничить доступ к такой системе «вещания» практически невозможно с технологической точки зрения.

Так же значительно упростится реализация ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву, предполагающей обязанность государства в лице капитанов, плавающих под его флагом, предпринимать все возможные усилия по оказанию помощи терпящему бедствие судну, так как с помощью бесперебойного интернет-соединения можно точно отслеживать местоположение любого корабля в любой точке Мирового океана. Аналогично упростится и реализация ст. 25 Чикагской Конвенции о международной авиации от 1944 года, регламентирующей обязанность государств оказывать помощь воздушным судам, терпящим бедствие [8].

Нельзя сбрасывать со счетов значительную экономию электроэнергии. Система спутникового интернета позволит разгрузить мобильную сеть, сократив значительное число базовых станций радиосвязи, что позволит перевести часть этой отрасли на возобновляемую солнечную энергию.

Другой немаловажный плюс этой технологии вытекает из предыдущих. Развитые государства уже много лет занимаются в той или иной степени реализацией п. 3 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года [9]. Согласно этой норме, участники данной конвенции должны содействовать организации и облегчению доступа к научно-техническим знаниям для детей из развивающихся стран с целью ликвидации неграмотности. В рамках этой программы все более широкое представление получает методика дистанционного

обучения при использовании таких технологий, как Skype, Line, Viber и других. Однако во многих развивающихся странах доступ в интернет ограничен либо отсутствием технических условий, либо политикой жесткой цензуры авторитарных режимов. Система спутниковой связи также нивелирует эти факторы и позволит распространить образование повсеместно и для всех.

В целом говорить о положительных сторонах системы связи, работающей в любом уголке Земного шара можно достаточно долго. Полет идеи команды Илона Маска нацелен на осуществление «взлета» всей отрасли на уровень космического пространства, что позволит компенсировать практически все издержки наземной среды. Необходимо отметить, что идея спутникового интернета не является сенсацией для данной области, и уже сегодня существуют запущенные космические аппараты, способные транслировать доступ к интернету, поэтому это далеко не первый проект, однако он однозначно является первым в таком масштабе реализации и в совершенно новом научно - техническом подходе.

Многие государства, видя возможные перспективы, активно сотрудничают с компанией «SpaceX», предоставляя всевозможные услуги и правовые разрешения. Создаются совместные проекты, например Испания заключила контракт с компанией на развитие собственной спутниковой программы (PNOTS), по которому 22 февраля ракетой Falcon 9 был успешно выведен спутник Paz [10]. Тем не менее, существуют государства, относящиеся к данной идее враждебно. В первую очередь речь идет о Российской Федерации, Китае и Иране.

Власти КНР пока официально не озвучивали свою позицию, касательно проекта «Starlink», однако сам Илон Маск предположил возможность вмешательства, намекнув на наличие оружия для сбивания низкоорбитальных объектов. Речь идет о проведенных в 2007 году испытаниях, в ходе которых Китай уничтожил собственный спутник [11] Feng Yun 1C кинетической боеголовкой, запущенной с космодрома Сичан (провинция Сичуань). Тем не менее, не смотря на удачное окончание эксперимента, необходимо отметить, что его последствия оказались катастрофическими. Взрыв образовал огромное количество обломков, которые представляют серьезную угрозу для любых орбитальных объектов. В Центре управления полетами РФ подтвердили факт опасности, так как наземные системы слежения не в состоянии обнаружить небольшие обломки, которые в свою очередь, двигаясь со скоростью около 10 километров в секунду, развивают огромную кинетическую энергию, сопоставимую с разогнанным грузовиком «КамАЗ» [12]. В США и СССР уже давно оценили масштаб данной проблемы, поэтому аналогичные испытания были прекращены более 40 лет назад. Приняв на себя ответственность, эти государства начали разработки проектов по сбору космического мусора. В СССР была создана система контроля космического пространства, а в 1992 уже в РФ был создан проект СИД (Стандартные исходные данные) для разработки специализированных орбитальных средств. Под финансированием Европейского союза был разработан «охотник» за орбитальным мусором RemoveDEBRIS, который был запущен в июне 2018 года с Международной космической станции [13]. Над интересным проектом трудятся инженеры и ученые NASA из Лаборатории реактивного движения. Вдохновившись способностью геккона держаться на любой поверхности без прикладывания усилий, они решили сделать робота с захватами, покрытыми огромным количеством синтетических волосков, размером не более 0,1 миллиметра, которые имитируют структуру лапки данной ящерицы. Чем больше сила надавливания, тем прочнее держится объект за счет силы Ван-дер-Ваальса. Это крайне важный аспект, учитывая скорость движения орбитальных объектов. Так же данные волоски покрыты специальным сухим клеем, разработанным учеными Стэнфордского университета, который не замерзает и не испаряется в условиях космического пространства, что позволяет удерживать объекты любой формы и гладкости, в любом положении [14].

Как мы видим, государства всего мира озабочены серьезностью данной проблемы и до сих пор не могут справиться с деструктивными последствиями. Очевидно, что уничтожение даже одного спутника может

принести колоссальные проблемы всем космическим державам, поэтому такой сценарий развития событий маловероятен. Тем более что и Китай и Российская Федерация ратифицировали Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам 1971 года, предусматривающую санкции за такие действия [15].

Позиция РФ по поводу международного спутникового интернета в определенной степени сформировалась в прошлом году.

В июне 2017 года на МЭФ (международный экономический форум) в Санкт-Петербурге дочерняя компания Роскосмоса и британская компания OneWeb, основанная Грегом Уайлером, подписали соглашение о создании совместного спутникового интернета. Масштабы его, конечно, меньше, чем у Starlink, однако 720 спутников так же способны покрыть огромные области земного пространства, необходимо лишь увеличить радиус орбиты. Амбициозность проекта позволила привлечь значительные инвестиции в размере 1.8 млрд. долларов. Осталось получить полосы выделенных радиочастот. Данный вопрос должен был решиться в декабре на заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Федеральная служба охраны и Государственная корпорация по космической деятельности одобрили сделку, сделав несколько оговорок. Однако Роскомнадозор предоставил отрицательный отзыв и выступил против данного проекта. Данный отзыв представляет собой экспертизу электромагнитной совместимости, которая, по заявлению Роскосомоса, дала отрицательный результат, так как данные частоты уже используются, что может привести к определенным помехам. Следовательно, ГКРЧ не сможет выдать разрешение, и данный проект будет запрещен на территории РФ [16].

Более кардинальные меры были предложены Министерством обороны РФ после успешного запуска тестовых спутников Starlink (Microsat 2a и 2b). По информации СМИ, Россия уже в 2016 году начала проводить испытания новейших систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способных блокировать спутниковые сигналы. Предположительно местом размещения станут берега Арктики [17].

Безусловно, арсенал такой техники у Российской Федерации крайне широк, а спектр их возможностей очень вариативен. Например, Комплекс «Красуха-2», представляющий собой станцию подавления из 3 машин. Укомплектованные специальным оборудованием, они способны блокировать радиосигналы любых современных станций в радиусе до 300 километров, а комплекс «Красуха-4» способен подавлять сигналы управления беспилотными аппаратами [18]. Так же возможно использование военных мобильных станций СПР-2 «Ртуть-Б», способных производить квази-непрерывные помехи и создавать ответные ложные сигналы [19]. Существуют модули пеленгации, устанавливаемы на борт авиации («Хибины», «Рычаг»). Следовательно, технологический потенциал присутствует, однако, по мнению ученых, для подавления сигнала тысячи спутников его недостаточно. Во-первых, необходимо учитывать территорию в 17 000 000 квадратных километров. Естественно, глушить незаселенные местности смысла нету, тем не менее по данным переписи 2018 года статус города имеют 1114 населенных пунктов. Для установки стольких системы радиоэлектронной борьбы потребуется огромное количество финансов и электроэнергии. Во-вторых, при создании такой обширной системы подавления сигналов невозможно избежать негативного воздействия на собственные источники радиоволновой передачи информации.

Таким образом, стоит признать, что цели не оправдывают средств. Но проблема нарушения национального суверенитета Российской Федерации, остается, поэтому Россия стала на путь правовой защиты собственных интересов. Прежде чем переходить к обсуждению конкретных мер и их последствий, стоит разобраться в правовой регламентации использования спутников для распространения информации.

Основные начала, на которых базируется развитие данной отрасли, нашли отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1982, закрепившей «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания». Согласно пункту 5 раздела С любая организация, санкционированная государством, в котором зарегистрирована, имеет право осуществлять международное телевещание. Однако в пункте 1 раздела А указано, что должны в паритете соблюдаться право свободно распространять (искать, получать) информацию и суверенные права государств [20]. Это в свою очередь породило в международно-правовой доктрине два подхода:

1. Право свободного распространения информации.

2. Необходимость предварительного согласия.

В разделах G и J данного правового акта закреплена обязанность субъекта, распространяющего информацию, по просьбе принимающего государства начать незамедлительные консультации для урегулирования спорных вопросов. Эта норма в определенной степени декларативна, так как она не обязывает приостанавливать вещание в момент переговоров, а также не дает понимания, касательно дальнейших действий при отсутствии взаимного согласия.

Право государства предотвращать распространение информации, транслируемой через спутник, закреплено в статье 2 Брюссельской Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 1974 года, но согласно статье 3 данного документа это право действует лишь в случае, если сигнал, полученный со спутника, не предназначался для распространяющего органа [21].

Так же остается непонятной ситуация с выделением полосы частот. Как было сказано ранее, Роскомнадзор мотивировал отрицательно заключение о предоставлении частот для OneWeb тем, что данные полосы были выделены ранее. Согласно Регламенту радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ), устанавливающему специальную таблицу распределения частот (раздел 4 статьи 5), в случае технического несоответствия, а так же наличия помех государство и контрагент могут обратиться в Бюро за координацией (Подраздел С раздела 2 статьи 9), но за государством остается право несогласия на выделение частот при наличии помех. Тогда по смыслу подраздела D раздела 2 статьи 9 Бюро на 6 месяцев откладывает право подачи заявки контрагента на выделение частот. В случае технического соответствия, но наличия устранимых помех, согласно подпункту 7.8 статьи 7 применяются положения статьи 15, предполагающей согласительные процедуры по балансировке мощностей сигнала и класса излучения, а также специальные меры для минимизации помех [22]. Однако в случае отсутствия помех за государствами не закрепляется право запретить спутниковое вещание. Иллюстрацией этого является ситуация с Ираном, который объявил, что телевещание программы BBC Persian television со спутника Hotbird является вмешательством в его внутренние дела. Не имея правовых рычагов, Иран не смог добиться отзыва частот над своей территорией и перешел в стадию технологического сопротивления, а именно начал попытки глушить сигнал спутника [23].

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что на сегодняшний день невозможно с точки зрения международного права запретить трансляцию интернета со спутников без наличия весомых оснований, не связанных с суверенитетом государства.

Теперь стоит вернуться к обсуждению правового пути развития событий, предположительно выбранному Российской Федерацией. По данным различных СМИ, РФ начла активно лоббировать изменения в международном законодательстве, касающиеся признания ближнего космоса над территорией государства суверенным [24].

Для начала определимся с дефиницией, так как в теории существует различное определение границ данной области. Нас интересует подход России в этом вопросе.

Ближний космос - околоземное космическое пространство от 100 до 2000 километров над уровнем моря (по данным Министерства обороны РФ) [25].

На сегодняшний день суверенитет территориальных границ государств закреплен в конституционном праве каждой страны. В РФ в ст. 3 Конституции указано, что суверенитет распространяется на всю ее территорию. Данное положение дополняется международно-правовыми документами. В первую очередь в Конвенции ООН по морскому праву, где в статье 2 указано, что суверенитет распространяется на территориальное море, а также на воздушное пространство над ним. Это же правило закреплено в статье 2 Конвенции о гражданской международной авиации. Следовательно, все воздушное пространство над территорией страны находится в ее исключительном суверенитете. Однако международное право, установив четки горизонтальные границы, не определило расстояние вертикальных, поэтому само понятие воздушное пространство остается недифференцированным.

С другой стороны за пределами воздушного начинается космическое пространство, где действует правовой режим, установленный Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 1966 года (далее - Договор о космосе). Согласно статье 2 данного акта на космическое пространство не распространяется суверенитет ни одного государства [26].

Исходя из этого у Российской Федерации имеется два потенциально возможных пути продвижения изменений в международное законодательство:

1. Установление четкой границы воздушного пространства на необходимом расстоянии.

2. Признание ближнего космоса (до 2000 км) суверенным.

По данным СМИ, сейчас рассматривается второй путь. Он наиболее вероятно приведет к желаемому результату, а именно защите от информационного вмешательства, так как спутники «Starlink» как раз попадают в указанную зону, ведь их размещение планируется на высоте до 1500 км. Однако какие международно-правовые и политические последствия это может повлечь?

Наверное, самым масштабным и деструктивным результатом таких изменений может стать милитаризация космоса, а именно право размещать в своей суверенной зоне ядерное оружие. Статья 4 Договора по космосу, запрещающая вывод любого оружия массового поражения, потеряет смысл. Нарушение стратегической стабильности и баланса в любом проявлений повышает международную напряженность, что в свою очередь становится серьезной угрозой всеобщей безопасности. В данном случае возможность молниеносной атаки из космоса повиснет дамокловым мечом над мирными государствами, и тогда любое «острое» высказывание, ложная тревога и угроза могут стать прецедентом для превентивного удара. И, к сожалению, это будет оправдано, ведь любое промедление может привести к «стиранию» суверенного государства с лица земли [27].

Цели государств, опасающихся спутникового интернета, понятны. Данная технология имеет ряд негативных аспектов для любого суверенного государства:

1. Неизбежное причинение серьезного ущерба национальному рынку связи. Ни один оператор не сможет конкурировать с полномасштабной дешевой или бесплатной сетью спутникового интернета, что скорее всего приведет к массовому банкротству, так как и мобильная связь в конечном итоге станет не нужна.

2. Невозможность контроля и осуществления минимально необходимого цензурирования потоков информации, что в свою очередь поставит под вопрос нормы Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 1981 года [28].

3. Возможные помехи в национальных системах радиосвязи из-за совпадения выделенных частот.

Тем не менее, подводя итог, хочется сказать, что данная технология в таком масштабе находится лишь на стадии своего зарождения. Ее потенциальные возможности обеспечить все население земного шара таким благом, как интернет, нельзя недооценивать. Положив на весы с одной стороны все негативные качества, а с другой все положительные в совокупности с угрозой указанных ранее последствий реформирования устоявших международных правил и принципов, мы придем к выводу, что диспозитивный путь, идущий «по ветру» научно технического прогресса, способен перекроить целую область общественных отношений, в значительной степени увеличив продуктивность социума в целом. С другой стороны о трагических последствиях императивного пути мы можем лишь догадываться, однако ход истории показывает, что технологическое развитие в любом его «амплуа» всегда является авангардом человеческого прогресса. Земное пространство мы уже практически покорили, поэтому поколению нынешнего миллениума посчастливится созерцать возвышение информационной и других инфраструктур в ближайшее космическое пространство.

Список используемой литературы:

1. Econet. 26 цитат Илона Маска// [Электронный ресурс] - URL: https://econet.ru/articles/168091-26-tsitat-ilona-maska (дата обращения 11.01.2020 г.).

2. Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - С. 383.

3. Газета. ru. Google: кладбище идей. // [Электронный ресурс] - URL: https://www.gazeta.ru/tech/2016/09/03/10175111/googles failures.shtml (дата обращения 11.01.2020 г.).

4. Ведомости. SpaseX запустила ракету с первыми спутниками для быстрого интернета// [Электронный ресурс] - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/02/20/751596-spacex-zapustila (дата обращения 11.01.2020 г.).

5. The Insider. Открытый космос. 12000 спутников Илона Маска дадут всем землянам доступ в интернет, и отключить его будет невозможно// [Электронный ресурс] - URL: https://theins.ru/obshestvo/94022 (дата обращения 13.01.2020 г.).

6. Салифов И. И. Расчет и сравнение сред передачи современных магистральных сетей связи по критерию латентности (задержки) // T-Comm. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raschet-i-sravnenie-sred-peredachi-sovremennvh-magistralnYh-seteY-svYazi-po-kriterivu-latentnosti-zaderzhki (дата обращения: 13.01.2020).

7. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.

8. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). // Справочная правовая система Консультант.

9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

10. Риа Новости. В Калифорнии стартовала ракета-носитель Falcon 9 c испанским спутником Paz// [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/science/20180222/1515154895.html (дата обращения 14.01.2020 г.).

11. Лига.Новости. Китай подтвердил, что сбил спутник ракетой// [Электронный ресурс] - URL: https://news.liga.net/world/news/kitay-podtverdil-chto-sbil-sputnik-raketoy (дата обращения 25.01.2020 г.).

12. Лента.т. Бей своих, чтоб чужие боялись. Китай сбил ракетой собственный спутник// [Электронный ресурс] - URL: https ://lenta.ru/articles/2007/01/19/test/ (дата обращения 25.01.2020 г.).

13. Вести.т На МКС начали первое тестирование спутника для сбора космического мусора// [Электронный ресурс] - URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3031750 (дата обращения 15.01.2020 г.).

14. Вести.т. Против космического мусора: робот-уборщик с лапками геккона наведет на орбите порядок// [Электронный ресурс] - URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2904851 (дата обращения 15.01.2020 г.).

15. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам : [принята 29.11.1971 г. резолюцией 2777 Генеральной Ассамблеи ООН]// [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/damage.shtml (дата обращения 25.01.2020 г.).

16. РБК. Сто бед - один OneWeb // [Электронный ресурс] - URL: https://www.rbc.ru/technology and media/14/04/2018/5ad0ac9d9a794746645fa041?from=main (дата обращения 20.01.2020 г.).

17. The Ftimes. МНИРИ разработали систему для заглушения космического Интернета от Илона Маска// [Электронный ресурс] - URL: http://ftimes.ru/206740-mniri-razrabotali-sistemu-dlya-zaglusheniya-kosmicheskogo-interneta-ot-ilona-maska.html (дата обращения 20.01.2020 г.).

18. Википедия. Красуха (комплекс РЭБ)// [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%83%D1%85%D0%B0 (%D0%BA%D0%B E%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81 %D0%A0%D0%AD%D0%91) (дата обращения 18.01.2020 г.).

19. Википедия. СПР-2// [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9F%D0%A0-2 (дата обращения 18.01.2020 г.).

20. Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания : [принята 10 декабря 1982 г. резолюцией 37/92 Генеральной Ассамблеи ООН]// [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/artificial earth satellites.shtml (дата обращения 27.01.2020 г.).

21. Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская Конвенция). Заключена в г. Брюсселе 21.05.1974 г.// [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/2540246/ (дата обращения 25.01.2020 г.).

22. Регламент радиосвязи МСЭ// .// [Электронный ресурс] - URL: https://www.itu.int/dms pub/itu-s/oth/02/02/S02020000244501PDFR.PDF (дата обращения 27.01.2020 г.).

23. Obob.TV. К истории спутникового глушения. Наш обзор и архив// [Электронный ресурс] - URL: http://obob.tv/sobvtiva/k-istorii-sputnikovogo-glusheniYa-nash-o/ (дата обращения 27.01.2020 г.).

24. Русский Монитор. Что стоит знать о планах Илона Маска по созданию глобальной сети спутникового интернета// [Электронный ресурс] - URL: https://rusmonitor.com/chto-stoit-znat-o-planakh-ilona-maska-po-sozdanivu-globalnojj-seti-sputnikovogo-interneta.html (дата обращения 27.01.2020 г.).

25. Министерство обороны РФ. Космическое пространство// [Электронный ресурс] - URL: http://encvclopedia.mil.ru/encvclopedia/dictionarv/details rvsn.htm?id=13372@morfDictionarv (дата обращения 30.01.2020 г.).

26. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела : [принят резолюцией 2222 Генеральной Ассамблеи ООН 19.12.1966 г.]// [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/outer space governing.shtml (дата обращения 02.02.2020 г.).

27. Соболев Д.В., Фирсов В.В. Геополитические последствия правового противодействия спутниковому интеренту // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: Материалы XXI международной научной конференции, г. Моррисвилль, Северная Каролина, США, 23-24 июля 2019 г. - Моррисвилль: Лулу Пресс, 2019. С. 48-52.

28. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств : [принята 09.12.1981 г. резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН]// [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/internal affairs decl.shtml (дата обращения 02.02.2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.