Научная статья на тему 'Международно-правовая регламентация государственного контроля в сфере местного самоуправления'

Международно-правовая регламентация государственного контроля в сфере местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / LOCAL GOVERNMENT / CONTROL POWERS / SUPERVISING PRINCIPLES OF THE CONTROL / THE INTERNATIONAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конопляникова М. В.

Рассматривается вопрос о необходимости контроля деятельности органов местного самоуправления со стороны государства и его правовые основания в международном и Российском национальном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE STATE CONTROL IN LOCAL GOVERNMENT SPHERE

In this article is given a substantiation of necessity of the control of activity of local governments from outside the states and its legal grounds in the international and Russian national right.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая регламентация государственного контроля в сфере местного самоуправления»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

права и обязанных субъектов, а также непосредственное содержание этих действий.

Человеческий эмбрион - это живой организм, который имеет право на жизнь в силу, с одной стороны, принадлежности к миру живых существ, а с другой, - в силу потенциальной возможности развиться до уровня человека. Мы считаем, что право на жизнь нерожденного ребенка должно быть обязательно закреплено законом, а также установлено определение момента начала жизни на законодательном уровне. Если жизнь зародилась в человеке, то должны быть веские обстоятельства, которые могли бы позволить принять решение о законном лишении этого права нерожденного ребенка.

1 См.: Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Во против Франции» (VO v. France) от 8 июля 2004 г. Журнал Гарварда по правам человека. Статья: «решение -не решать». http://www.law.harvard.edu/students/orgs/hrj/iss18/ goldman.shtml

2 Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стан-дарьы, российского законодательство и правоприменительная практика / Под общ. Ред. С.И. Беляева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. - С. 9-10.

3 http://marisbahai.blogspot.com/2010/12/blog-post_21.html

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. №567 «Об утверждении Перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности». «Собрание законодательства Российской Федерации», — 13.05.1996.13 мая.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. №485 О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности — Российская газета, .2003, 15 августа.

6 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июля 1993 г. №5487-1) (ред. От 27 декабря 2009 г.), «Российские вести», 1993, 9 сентября.

7 См.:Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. №736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25 декабря 2007 г. №10807)»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №9, 03.03.2008 ; Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 мая 2007 г. №335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 11 октября 2007 г. №»10308): «Российская газета», 2007 24 октября; Приказ Минздрава Российской Федерации от 14.10.2003 N 484 «Об утверждении инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25 ноября 2003 г. №5260) — Российская газета. 2003, 9 декабря.

8 http://www.rian.ru/spravka/20100402/217356070.html (История запретов и разрешений абортов в России. Сюжет: Криминальные аборты: расследование. От 2 апреля 2010 г.).

9 См. Гражданский Кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ

10 Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 17 июня 1996 г., №25; ст. 2954

11 http://www.permeparhia.ru/index.php?id=901 официальный сайт Пермской епархии Русской Православной Церкви

12 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII. 2

13 http://www.relga.ru Научно-культурный журнал №9 от 1 июля 2010 г. Статья Марины Жаровой «Этические проблемы начала жизни человека»

14 Ардашева Н.Понятие эксперемента в медицине и защита прав человека. // Государство и право. — 1995. — №12 — С. 105.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

М.В. Конопляникова,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского

университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Рассматривается вопрос о необходимости контроля деятельности органов местного самоуправления со стороны государства и его правовые основания в международном и Российском национальном праве.

Ключевые слова: местное самоуправление, контрольные полномочия, руководящие принципы контроля, международный контроль.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE STATE CONTROL IN LOCAL GOVERNMENT SPHERE

M.V. Konoplaynikova,

the teacher of chair of the theory and history of the state and the right of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of Russia

E-mail: Konoplyanikova-m@mail.ru

Annotation. In this article is given a substantiation of necessity of the control of activity of local governments from outside the states and its legal grounds in the international and Russian national right.

Keywords: local government, control powers, supervising principles of the control, the international control. Осуществление контрольных полномочий органами государственной власти в отношении муници-

пальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в области местного самоуправления, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основной международный договор в сфере местного самоуправления является Европейская Хартия о местном самоуправлении от 1985 г.1. состоящая из:

• преамбулы, в которой закреплены цели и мотивы договора;

• основной части, состоящей из 18 статей и трех частей, где определен предмет договора, права и обязанности сторон;

• порядок вступления в силу, указанный в статье 15.

Нормы Европейской Хартии о местном самоуправлении распространяются на государства-члены Совета Европы, которые ее подписали. Для Российской Федерации Европейская Хартия вступила в силу 1 сентября 1998 г.2, она закрепила понятие местного самоуправления, основные принципы, лежащие в основе организации местного самоуправления, сферу компетенции местного самоуправления, в том числе и делегированных, порядок реализации полномочий, источники финансирования органов местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.

О важнейшем значении контроля свидетельствует создание многочисленных международных органов, организаций, их подразделений, наделенных контрольными полномочиями. Они действуют на основе международных договоров.

Так, в 1953 г. была создана Международная ор-

ганизация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). В ее состав входят контрольные органы более 160 государств мира.

Лимская декларация руководящих принципов контроля была принята Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.3 (в Лиме, республика Перу); в ней определено, что «организация контроля является обязательным элементом управления государственными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой, является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры. В отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем»4.

Задачи ИНТОСАИ — проверка законности, правильности распределения финансовых средств и ведения бухгалтерских счетов5.

В Лимской декларации определены общие принципы функционирования контрольных органов, их взаимоотношений с государственными органами, права, полномочия, методы работы, принципы: четкости в определении и распределении полномочий между субъектами государственного контроля; системности; независимости контрольных органов; иерархичности контрольных органов; независимости.

Принципы применяются всеми высшими контрольными органами зарубежных стран. Тем не менее, контролирующие системы в различных странах имеют свои особенности. В большинстве государств высшие контрольные органы отчетны перед парламентом, хотя наделены самостоятельностью. В стра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

нах с президентской формой правления высшие контрольные органы подотчетных главе государства.

Контроль, как способ обеспечения принятых обязательств, существует как в международном, так и во внутригосударственном праве6. Государственный контроль позволяет систематически проверять использование постановлений центральной власти, укрепление государственной дисциплины и законности, изучать обоснованность и реальность решений центральных органов государства, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений'.

Так, в 1995 г. Счетная палата Российской Федерации вошла в состав Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТО-САИ) и Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ); в 1996 г. стала членом Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ), в 1999 г. - членом Международного Консорциума по государственному финансовому управлению; активно участвует в деятельности этих международных объединений. В рамках межрегионального сотрудничества осуществляется взаимодействие с Организацией высших органов финансового контроля стран Латинской Америки и Карибского региона (ОЛАСЕФС) и другими региональными организациями.

Международный контроль выступает способом обеспечения международных обязательств8.

В соответствии со ст.14 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.9 контрольным механизмом названо предоставление докладов о принятых мерах. Комитет по правам человека на основании изучения докладов направляет государствам-участникам свои доклады и замечания.

К формам международного контроля можно от-нести10:

• международный контроль, осуществляемый государствами индивидуально или коллективно;

• международный контроль, осуществляемый международными организациями (МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО и др.);

• международный контроль, осуществляемый специально учрежденными международными органами (Комитеты по правам человека, Комитет по наркотикам, Комитет по морскому дну);

• международный контроль, осуществляемый специальными миссиями, учрежденными государствами и международными организациями (Специальная комиссия, созданная резолюцией 687 (1991) Совета Безопасности ООН по Ираку);

• международный контроль, осуществляемый специальными представителями высших должностных лиц универсальных и региональных

международных организаций (Генеральным Секретарем ООН);

• международный контроль, осуществляемый неправительственными международными организациями (МККК и др.).

Кроме международных организаций, контрольными функциями наделяются специальные органы, образованные государствами для проверки выполнения обязательств по многосторонним конвенциям и двусторонним договорам.11 Например, государства учредили, в соответствии с нормами Конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации, Ко-

12

митет по ликвидации расовой дискриминации.12

Международный контроль может осуществляться и с участием: «специальных миссий»; представителей из третьих стран по их согласию.

Контроль как действует достижению целей договора, предупреждению и выявлению нарушений его положений и обеспечивает уверенность в соблюдении его положений.

В период после второй мировой войны на протяжении длительного времени разногласия между государствами по вопросам контроля были препятствием на пути к его применению.

Прежде всего, контролю подлежат указанные в договоре пункты, согласованные правила. Тем не менее, международному контролю подлежат и государства, не участвующие в договорных обязательствах.

Таким образом, непосредственный международный контроль осуществляется международными организациями в соответствии общепризнанными принципами международного права, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации в отношении государств, государственных органов; муниципальные образования, независимо от централизации, децентрализации государственной власти, являются частью любого государства и как следствие объектом данного контроля.

1 Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS N 122 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. №36. Ст.4466.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №15. Ст. 1695.

3 Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977г.// Контроллинг. -1991. — №1

4 Государственный контроль в зарубежных странах. Сборник материалов. — М, 1999. — С. 5.

5 Ст. 4 Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Принята IX Конгрессом Международной организации высших

контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977г. // Контроллинг. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

1991. - №1

6 Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. — Казань. 2003.

7 БСЭ. Т.7. С.171

8 Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире. — 1973. — С. 155 156.

9 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. — М. 1978. — С. 44.

10 Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. — Казань. 2003. — С.101

11 Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. — Казань. 2003. — С.104.

12 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных в СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. — 1973. — С. 109-118.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

А.Л. Миронов,

кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право arturmironov@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется содержание и нормативный характер права на получение квалифицированное юридической помощи в конституционном праве. Данное право рассматривается сквозь призму конституционно-правовой урегулированности.

Ключевые слова: квалифицированный, юридическая помощь, конституция, право, основные права.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO LEGAL ASSISTANCE

A.L. Mironov,

candidate of jurisprudence Scientific specialty: 12.00.02 — constitutional law; municipal law

Annotation. This article analyzes the content and normative right to qualified legal assistance in constitutional law. This right is considered in the light of the constitutional and legal settlement. Keywords: Skilled, legal assistance, constitution, law, basic human rights

Право на получение юридической помощи закреплено в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Даже беглый анализ этой статьи показывает, что это право является правом человека. Оно принадлежит и гражданам страны, и иностранцам, и лицам без гражданства. Кроме того, право на квалифицированную юриди-

ческую помощь, в том числе бесплатную, гарантируется государством.

Факт закрепления права на юридическую помощь в Конституции Российской Федерации делает это право основным, конституционным, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом материального гражданского, уголовного и процессуального. Попытаемся проанализировать содержание и нормативный характер права на полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.