Территория науки. 2015. № 3
5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов.
Список литературы
1. Политология /под ред. М.Н. Радугина. - М.: Наука, 1997. - 420 с.
2. Политология / под ред. И.В. Мерченко. - М.: Наука, 1995. - 520 с.
Гура Г. М.
МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА
Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь
Ключевые слова: международная ответственность, санкции,
ответные меры.
Keywords: international responsibility, sanctions, counter-measures.
Аннотация: Вопрос правомерности санкций в отношении России со стороны отдельных государств является актуальной темой настоящего времени. В данной статье проанализировано понятие международно -правовой ответственности государств, в частности санкций за нарушение норм международного права.
Abstract: The issue of the legality of sanctions against Russia on the part of individual States is a relevant topic of the present time. This article analyzes the concept of international legal responsibility of States, in particular the sanctions for violation of norms of international law.
Институт международно-правовой ответственности в международном праве существует давно, хотя международная практика государств поначалу знала только обязанность возмещения причиненного ущерба личности и имуществу иностранцев. Лишь только в начале XX века появились нормы о возмещении ущерба государству. В полной мере нормы международного права смогли «заработать» только в начале 40-х годов, была применена ответственность за войну: СССР был исключен из Лиги наций и Международной организации труда за агрессию против Финляндии.
Ответственность за агрессию, геноцид, расовую дискриминацию были выдвинуты на первое место по значимости после победы СССР во Второй мировой войне и образования ООН. Качественно изменились подходы к понятию международно-правовой
155
Территория науки. 2015. № 3
ответственности: за нарушение обычаев и законов войны была усилена ответственность, были отменены «право на войну» и «право победителя», изменился характер мер, применяемых к государствам -нарушителям.
Хотелось бы вспомнить понятие международно-правовой ответственности, которую можно определить как юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего нормы международного права и свои международные обязательства. Ее признают все правовые системы мира. Перечислим ее формы:
а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;
б) обязанность государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права,
в) применение к государству-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы.
Следует отметить, что только международно-правовая ответственность представляет собой необходимое юридическое средство обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав. Это особый инструмент урегулирования международных конфликтов, своеобразный гарант функционирования норм международного права. [1, С. 188]
Существуют два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая
ответственность заключается в применении принудительных мер к государству-правонарушителю и сочетается с материальной ответственностью. Формы политической ответственности: реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.
В последнее время некоторые исследователи, в частности И. И. Лукашук, выдвигают теорию самостоятельности института санкций, указывая, что принуждение или в виде санкций, или контрмер, является самостоятельным институтом, обладающим определенными особенностями и характеристиками.
Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Например, в отношении России введены ограничительные политические и экономические меры. Инициатором введения санкций против России стали США, к которым, испытывая
156
Территория науки. 2015. № 3
сильное давление, присоединились страны Евросоюза, а также страны «Большой семерки» и некоторые другие государства.
Корень противоречий между Россией и США и СЕ заключается в действиях России в Крыму и на Востоке Украины. По оценкам экспертов Совета Европы, референдум в Крыму 16 марта 2014 года неправомерен, так как Верховный Совет Крыма не имел права его проводить, тем более без предварительных переговоров с властями Киева. Эти действия противоречат Конституции Украины, считает западное сообщество, в том числе «Большая семерка», государства члены НАТО, ЕС, СЕ. Совбез ООН также рассматривал этот вопрос и тринадцать его членов поддержали резолюцию об объявлении референдума не имеющим юридической силы, Китай воздержался от голосования, а Россия наложила вето. Однако Генассамблея ООН приняла резолюцию о признании референдума, не имеющим законной силы, так как не было санкции Украины на его проведение, а соответственно, статус Крыма и Севастополя не может быть изменен. Однако Россия признала референдум, указав на закрепленный в Уставе ООН принцип права народов на самоопределение.
Этот небольшой экскурс в события, уже ставшие историей, позволяет представить причину международно-правовой
ответственности России в виде санкций со стороны США и государств Европы. Все осложнилось с принятием Минских договоренностей в феврале 2015 года, которые предусматривают незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в Донецкой и Луганской областях Украины, отвод тяжелых вооружений и пр.
Не надо забывать, что санкции как форма принуждения должны применяться только при условии совершения тяжкого международного правонарушения за умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Как пример можно привести санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил. Трудно квалифицировать правонарушение России как умышленное и тяжкое. Представляется, что в данном случае мы наблюдаем конфликт двух принципов международного права: права народов на самоопределение и принцип нерушимости государственных границ. Последнее слово должно остаться за Организацией Объединенных Наций, которая закрепляет и охраняет эти принципы. Однако, если вспомнить ситуацию, сложившуюся вокруг предоставления независимости Косово в свое время, кажется, что ответ на вопрос о нарушении принципов международного права содержится в решении ООН по этому вопросу. Причем, в то время президент США Дж. Буш признал
157
Территория науки. 2015. № 3
независимость Косова, а нынешняя администрация Соединенных штатов совсем по-иному относится к ситуации с референдумом по поводу независимости Крыма.
Хотелось бы проанализировать санкции в отношении России. Были введены санкции в сфере энергетики на экспорт оборудования и услуг по глубоководному бурению. Эти санкции, правда, больше мешают западным компаниям получать прибыль от поставок высокотехнологичного оборудования, а Россия не ощутила этих санкций: уровень добычи остается на постсоветском уровне - свыше 10 миллионов баррелей в день. Мишенью для санкций стала «Роснефть», которая, чтобы удовлетворить долларовые обязательства, вынуждена была просить покупателей платить за поставки нефти авансом.
Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что именно санкции стали причиной финансового кризиса в России, по данным Bloomberg (агентства экономических новостей), санкции причинили вред российской экономике в 2014 году.
Санкции вызывают и позитивные изменения на российском рынке. Некоторые производители намерены рефинансировать займы в российских банках, предлагающих более выгодные условия, чем зарубежные (например, производитель алюминия «Русал»).
Санкции в отношении шельфовых проектов не помешают реализации Филановского проекта в Каспийском море в этом году.
Эксперты отмечают, что странам Европы санкции будут стоить дорого, в отличие от США, ведь наша страна является третьим по объемам торговли партнером Европы. А США не граничат с Россией и не связаны с ней торговыми узами столь тесно. «Американцам легко говорить: «давайте это сделаем», - комментирует профессор
международных отношений Лондонской школы экономики Марго Лайт в интервью Washington Post. - Прежде чем санкции начнут оказывать действие, они причинят европейцам много бед».[2] В подтверждение этому можно привести цифры, характеризующие общий объем торговли России: с европейскими государствами он составляет около 400 млрд. долларов, а с США - всего лишь 38 млрд.
Можно сделать вывод о том, что введение санкций отражается, безусловно, не только на экономике государства - нарушителя, но и на жизнедеятельности других государств, независимо от их участия в возникшем конфликте. Тем более, что санкции могут вызвать принятие ответных мер. В. В. Путин неоднократно указывал на то, что введение санкций нанесет взаимный ущерб, поэтому угрозы в адрес России со стороны США контрпродуктивны и вредны. Он особо
158
Территория науки. 2015. № 3
отмечал, что Россия полна терпения и готовности на сотрудничество в отношениях с Киевом.
Еще в апреле 2014 года В.В. Путин не планировал введения контрмер, считая, что это вызовет возможные негативные последствия для присутствия западных партнеров в ключевых отраслях российской экономики. [1] Однако ситуация существенно изменилась, и Россия, реагируя на вводимые санкции, принимает ответные меры, которые являются весьма существенными для некоторых государств. Первым ответом на западные санкции, пожалуй, можно считать введенные в июле 2014 года ограничения на госзакупки иномарок и иностранной медицинской и текстильной техники, аналоги которой производятся в России. Объемы потерь для западных стран от ответных мер России впечатляющи, например, из-за продуктового эмбарго, введенного Россией в ответ на санкции ЕС и США, немецкие сельхозпроизводители теряют сотни миллионов евро, только в 2014 году ущерб составил примерно 600 млн. евро.[2]
По данным Федеральной таможенной службы России, импорт России из стран дальнего зарубежья продовольственных товаров и сырья для их производства в марте 2015 года составил 1,958 миллиарда долларов, для сравнения: в марте 2014 года - 3,2 миллиарда (падение на 38,8%).
Все вышеперечисленное свидетельствует об огромном вреде, нанесенном введением санкций экономикам многих государств, и хотелось бы выразить надежду на стабилизацию международной ситуации. Для всех государств мир и согласие должны стать главнейшим направлением международной политики, ведь целью международного права является поддержание мира, укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, и хотелось бы, чтобы они обеспечивались добровольно, без применения санкций.
Список литературы
1. Международное право: Учебник для вузов /Отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — 624 с.
2. Европа столкнется с негативом от санкций раньше России
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://expert.ru. (Дата
обращения 18.04.2015).
3. Калиновский И. Какие ответные санкции введет Россия против Запада [Электронный ресурс] Режим доступа: http://expert.ru. (Дата обращения 19.04.2015).
159