Международная торговля услугами по оценке гостиничных проектов
УДК:339.5:338.46; Анна Викторовна КОМАРОВА,
ББК:65.428:65.432; К63 кандидат экономических наук,
DOI: 10.24412/2072-8042-2023-2-113-124 Всероссийская академия внешней торговли
(119285 Москва, Воробьевское шоссе, 6а), кафедра менеджмента и маркетинга - профессор, e-mail: avkomarova@vavt.ru; Сергей Викторович ГАЛЫНИН, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82), заведующий учебно-проектной лабораторией факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента, e-mail: galynin-sv@ranepa.ru; Глеб Андреевич КОМАРОВ, Академия труда и социальных отношений (119454, Москва, ул. Лобачевского, д. 90), аспирант, e-mail: gleb.komarov.97@list.ru
Аннотация
На международном гостиничном рынке существенное место занимает торговля услугами по оценке инвестиционной привлекательности проектов. Гостиничные проекты являются одними из самых сложных и капиталоемких на рынке коммерческой недвижимости. Одним из ключевых этапов девелопмента гостиничных проектов является оценка его инвестиционной привлекательности. Статья посвящена рассмотрению метода оценки инвестиционной привлекательности проекта, широко используемого в международном гостиничном бизнесе. Приведены примеры расчета ключевых экономических показателей, отражающих целесообразность реализации и инвестиционную привлекательность гостиницы.
Ключевые слова: торговля гостиничными услугами, гостиничные консалтинг, инвестиционная привлекательность, девелопмент гостиничного проекта.
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
113 Q
International Trade in Hotel Project Valuation Services
Anna Viktorovna KOMAROVA,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobevskoe shosse, 6A), Department of management and marketing of RF -Professor, e-mail: avkomarova@vavt.ru; Sergey Viktorovich GALYNIN,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (119571, Moscow, Prospect Vernadskogo, 82), Institute of Industry Management, faculty of Hospitality, the Head of educational laboratory of hotel and restaurant business, e-mail: galynin-sv@ranepa.ru; Gleb Andreevich KOMAROV,
Academy of Labour and Social Relations (119 454 Moscow, Lobachevsky str., 90) -Postgraduate student, e-mail: gleb.komarov.97@list.ru
Abstract
Trade in services to assess the investment attractiveness of projects plays a significant role in the international hotel market. Hotel projects are among the most complex and capital-intensive in the commercial real estate market. One of the key stages in the development of hotel projects is the assessment of its investment attractiveness. The article deals with the method of assessing the investment attractiveness of the project, widely used in the international hotel business. Examples of the calculation of key economic indicators reflecting the feasibility of implementation and investment attractiveness of the hotel are given.
Keywords: trade in hotel services, hotel consulting, investment attractiveness, hotel project development.
Международный гостиничный рынок включает в себя широкий перечень услуг от разработки концепции отеля до введения его в эксплуатацию и оперативного управления им в долгосрочной перспективе. Существенное место среди них занимает торговля услугами по оценке инвестиционной привлекательности проектов. Это обусловлено тем, что гостиничные проекты характеризуются большими инвестициями и сроками окупаемости. Как правило, эти услуги предоставляют международные гостиничные операторы или консалтинговые компании. Основная задача гостиничного девелопмента заключается в успешном развитии и реализации проекта, что обеспечит создание эффективно работающего бизнеса, а также возврат инвестиций в запланированный срок. На предынвестиционной стадии девелопмента проекта необходимо осуществить все экономические расчеты, подтверждающие целесообразность создания гостиничного объекта и его инвестиционную привлекательность. Для этих целей в международной практике применяется физибилити-анализ (англ. feasibility study), который является одним из наиболее
^ 114
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
часто используемых инструментов планирования и реализации гостиничных проектов. Физибили-анализ позволяет определить, будет ли бизнес-идея по созданию гостиничного объекта осуществима в конкретных рыночных условиях.
Оценка проекта на реализуемость позволит инвестору:
^ формализовать бизнес-концепцию и рассчитать инвестиционные показатели в части строительства и оснащения гостиничного проекта;
^ создать прогноз финансовой деятельности гостиницы для определения сроков окупаемости проекта.
Прогноз финансовой деятельности гостиницы является одним из основных разделов физибилити-анализа. Профессионально подготовленный финансовый анализ выступает одним из ключевых факторов успеха реализации гостиничного проекта. Прогноз финансовой деятельности в формате отчета о прибылях и убытках за первые десять лет эксплуатации будущей гостиницы (англ. Profit and Loss Statement (P&L)) включает ключевые операционные метрики и финансовые индикаторы гостиницы1:
> прогнозируемую загрузку;
> среднюю стоимость номера ADR (от англ. Average Daily Rate);
> доход на доступный номер (англ. Revenue Per Available Room (RevPAR));
> валовую операционную прибыль (англ. Gross Operating Profit (GOP));
> чистый операционный доход (англ. Net Operating Income (NOI)) от основной операционной деятельности.
Финансовая оценка проекта осуществляется на основании результатов маркетингового анализа рынка и такого инструмента анализа деятельности основных конкурентов, как бенчмаркинг. Применительно к гостиничному бизнесу бенчмар-кинг - это сравнение основных операционных метрик планируемой гостиницы с показателями отелей, которые входят в ее конкурентное окружение. Инструмент позволяет с высокой степенью достоверности определить2:
^ как соотносятся операционные показатели планируемого отеля с показателями конкурентного окружения;
^ какова динамика загрузки, ADR и RevPAR отелей конкурентной группы или рынка в целом;
> какими могут быть рыночные позиции планируемого отеля и как они будут изменяться со временем;
^ сбалансированы ли основные метрики, отражающие продажи гостиничных номеров (соотношение цены продажи и получаемой загрузки);
^ какова перспективная справедливая и актуальная рыночная доля планируемой гостиницы;
^ удастся ли гостинице получить необходимый объем загрузки исходя из возможностей номерного фонда всего конкурентного рынка.
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
115 Q
Прогнозы доходов и расходов гостиницы, которые готовятся в рамках финансового прогноза, являются индикативными и основаны на реальном опыте специалистов, имеющих опыт оценки «классических» гостиниц заданной бизнес-концепции и стандарта. Для подготовки прогнозов используется единая система счетов для гостиничных предприятий USALI (англ. Uniform System of Accounts for the Lodging Industry). Она устанавливает стандартизированные форматы отчетов и классификацию счетов предприятий гостиничной индустрии.
Система USALI представляет собой руководство для индивидуальных и корпоративных предприятий по подготовке ежемесячной и ежегодной финансовой отчетности и следует общепринятым в США принципам бухгалтерского учета GAAP. Стандартизация, учрежденная единой системой счетов для гостиничных предприятий, позволяет внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности применять единую систему координат для сравнения финансового положения и операционных показателей конкретного предприятия с подобными предприятиями гостиничной отрасли. Единая система USALI состоит из 5 основных частей. Отметим ключевые особенности каждой из них.
Первая часть детализирует финансовые отчеты, относящиеся к операционной деятельности гостиничного предприятия, как это отражается в сводных операционных и вспомогательных детализированных отчетах по всем гостиничным департаментам. В ней отражены требуемые форматы отчетной финансовой документации, а также даны определения и толкования всех терминов, упомянутых в сводных и детализированных утвержденных форматах отчетности и операционного анализа.
Во второй части системы представлены формы отчетов и определения, используемые при подготовке основной финансовой и бухгалтерской отчетности в соответствии с GAAP, предназначенной для внешних пользователей, таких как акционеры и кредиторы.
В третьей части системы рассматриваются форматы представления данных, определения, толкования и принципы расчета финансовых коэффициентов и операционных метрик, которые являются необходимым элементом анализа финансовой и операционной деятельности.
Четвертая часть представляет собой справочники, содержащие информацию по корректному учету доходов и расходов всех видов.
В заключительной части USALI показаны особенности учета на основании GROSS / NET классификации доходов и расходов, а также трактовка дополнительных сборов, платы за обслуживание и чаевых.
Отчеты, представленные в единой системе USALI, могут быть легко адаптированы к любому типу и бизнес-концепции гостиничной недвижимости (см. рисунок 1).
^ 116
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
Рис. 1. Структура данных в единой системе счетов USALI Fig. 1. Data structure in the unified system of USALI accounts Источник: составлено авторами
Следует помнить, что единая система USALI не является отчетностью в формате GAAP, а скорее представляет собой набор отчетов, которые отражают результаты операционной деятельности гостиницы.
Примеры и форматы отчетов, применяемых в системе USALI, соответствуют американским стандартам представления финансовой отчетности, которые могут не соответствовать требованиям, предъявляемым к отчетности в других странах.
В этом случае пользователи вносят в нее необходимые корректировки. В стремлении сделать единую систему USALI применимой к деятельности гостиничных
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
117 Q
предприятий по всему миру она была разработана с использованием терминологии, формулировок и определений, которые носят глобальный характер.
Обычно гостиничные инвестиции осуществляются на основе ожиданий будущего дохода инвестируемого объекта. Как правило, финансово-экономические показатели работы гостиницы в прошлом могут в определенной степени стать основой для прогнозирования результатов операционной деятельности в будущем, однако в данном случае речь идет о планируемом гостиничном проекте, поэтому учитываются лишь ожидаемые доходы будущих периодов.
Экономически целесообразный проект должен отвечать следующему условию - разница между его чистой текущей стоимостью (англ. Net Present Value (NPV)), рассчитанной исходя из доходов и расходов гостиницы в прогнозируемый период, и расходами на строительство и реализацию гостиничной части проекта должна быть положительной величиной. При этом, чем более значительна такая разница, тем более выгодна реализация проекта.
Если на момент выполнения физибилити-анализа у собственника отсутствует достоверная информация о планируемых затратах на строительство, о стоимости земли и структуре финансирования, то определить точные затраты на реализацию проекта не представляется возможным. По этой причине применяется метод оценки остаточной стоимости, который основывается на реальных известных затратах на строительство и оснащение гостиниц различных ценовых категорий в соответствующем регионе. Рассмотрим пример подобного анализа.
При проведении оценки затрат на строительство будущей гостиницы были сделаны следующие допущения:
^ общее количество номеров планируемой гостиницы - 220; ^ общая площадь строительства, которая приходится на каждый номер, - 90 м2 (площадь складывается из площади номера, зон общего доступа, а также технических и прочих вспомогательных площадей в пересчете на один номер);
^ затраты на строительство 1 м2 гостиничной площади - 3300 долл. Это значение является приблизительным, основанным на сметах на строительство гостиниц класса той же категории в Москве, и учитывает затраты на проектирование и строительство, непредвиденные расходы по проекту, а также расходы на оснащение / меблировку.
Исходя из указанных выше допущений стоимость строительства гостиницы составит порядка 65 340 тыс. долл., или 297 тыс. долл. на номер.
При рассмотрении возможных схем финансирования строительства и ожидаемой нормы прибыли были сделаны следующие предположения:
^ финансирование 60% общей стоимости строительства осуществляется за счет заемных средств, в течение двухлетнего срока строительства оплачиваются только проценты по займу на общую сумму 3 261 773 долл.;
^ 118
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
> предполагаемая норма прибыли инвестора составляет 20% за два года и оценивается на уровне 13 068 тыс. долл.
Принимая во внимание стоимость пользования заемными средствами и указанную выше норму прибыли, стоимость реализации гостиничного проекта составит порядка 81 669 773 долл. (см. рисунок 2).
Допущения и предположения Значение
Количество номеров, шт, 220
Общая площадь на 1 номер, м! 90
Общая площадь гостиницы, м2 19 300
Стоимость строительства на 1 мг, у. е. 3 300
Стоимость строительства 1 номера (справочному. е. 297000
Схема финансирования
Доля собственного финансирования 40%
Доля заемного финансирования 60%
Ставка заемного финансирования 4,2%
Срок финансирования, годы 2
Норма прибыли девелопера 20%
Общая стоимость строительства: 65 340 000
включая собственное финансирование 26 136 000
заемное финансирование 39 204 000
Проценты по заемному финансированию 3 261 773
Прибыль инвестора 13 068 000
Общая сумма инвестиций 81 669 773
Рис. 2. Затраты на строительство и оснащение гостиницы Fig. 2. Costs of construction and equipment of the hotel Источник: составлено авторами
Для того чтобы рассчитать стоимость рассматриваемого проекта, составляется прогноз будущих доходов и расходов, который затем капитализируется с учетом метода дисконтирования денежных потоков (см. рисунок 3).
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
119 Q
Гад Гч1 Гад! Год4 Гад!
Eueii 9*. % ГА * * fi * *
KanmeaBDHOucfOG ззс 130 330 130 330
tyHttflburppoi ГХ) ш 58.8JH SWJS 5M6S 53,754
ЯЙ/МЧ мы 541.0 ну 383,9 333,7 38S.7 337.3 394,5 351.S
Hws-iti-HeAPn/BsvfM ш ш ли* У* 1,9* ДО Ж U* 3,04
ОпЕра^днниидомц
Ноиера 13*77515 беда 17050756 si J* 17BH1S 67.1* 11МЛ15 43,7* W60965I 67r34
Г1[ВД|лЛ11» Ншиии 5703989 аз 71#345 ¿1, IS 7 4U 550 да 71(3 363 37,8* 7638 M0 !7,M
Прочие Операционни Департамента SsMt 4.1S 1М№ Hit ЦК 107b 363 4.CS 1С!! 661 4JS
Приие^аицы ! 50 ООО ол 15» И» №64 150000 № 150 000 0.6* 150 MO 154
05цм Опера|рюнный Дохзд 20141110 ¡5 311196 26521Я9 24 957 S41 ¡7 486396
Рмхидн Дапартмчнт»
HOHija 19В 730 7063 303 13,14 1S.7* Ш431 11,6* ¡156478 11,64
Прод^плъ и Напмгт »гш (9,5* 4 714 413 66,04 4 7В 59! уда 1499 5 72 (3,8* 4 ИЗ 916 63,»
Прочие Операционные Департамента 117803 u: Hi in,» 536 JJi »i №0* 544 333 soon
Обцн* РасюДр! napfiutmei 6}li 720 7МШ UJ0111 7Ш94 7494726
ПрнбкЧДвГИрИ^вНТ»
Км^к USBW 85.7)4 «ВД 15 7» «0 ВЛ 1(453171 8414
Продукт и Напигги 17В ЯЕ 3425 932 34,(fe 26Й957 ЗМ* 37Ш91 37,3* 7844 LH 37J4
ПрниОкфщиошмДрярмат 117 ИЗ ямв НС на MU4 536 »1 sт 53! Ш 50,0* 541 33i 5W4
ПичиеДиоди 150 ОМ ВД* воооо ЩИ 150030 IMJM 150 Ш 10ЩЯ 150 K0 Iffi.H
Обцан Прнбм/» Д|парш«нгп1 ШИ390 14.7* 15 353 411 7Ц* 1915LS5S 71,1% ¡9 539 356 31,7* 19 991 670 71,7*
Нсрнпредшмые ОпЕрлцианние Рвсяода
^илнистрэгевные «Обшие 1135Ш ЩЙ Шщ ¡liOffi 9,1* 34« 335 9.1* ¡533 371 9,34
Инфсрщцжииые И Ть|ВИО¥НуЧИЙЦ№ЧНЫ& щщ 1,5* 380318 1,591 397 SB ц* «4 383 1,5* 413 396
Пщ^ш! н Нариепыг »7 Ж (Д «дат 4,3* 1060» т 107! ¡0! 4,(S 1099 456 4ЛЧ
^гкпйнци* ч Тймчт» Обиувдмия} 4ШЩ ш 761 № 3,» Л060 во т 1016 305 4,0* 1099154 4,04
hr.M^rdilDh'.'t ¡1о1:риДГ> MJ410 и» 573 346 3,3» 613013 439 657 3.4* 667476 w
Мщк* Опццрюнч* PtOCjtv 4191171 1№ Я« 115 5MJB5 ¡11,9* 5W3S9 11,04 ML« 11,1*
Вывыя Операционная Прибыль |ИР[ НИ 51-9 47,9ft 13 939 31Э 51,OS 13 USUI 51,3* 13954 913 51,74 14190612 51,6*
Плт н УприлЕнн«
fe iSSii wit 6W923 ш 76146 ая 7ЙЙ0 Ж mm 3,0* 8СЯ2 3i04
Пинцригепьке юмагражд^нк« «5560 1,5* tliJBS 13S1B1 ЦП 1313636 4,9* 1338601 4,94
при».' ь да ВнЕепср1цхамнки Дойди " Ршод" г 115 236 40,14 Ш 9611094 «,2* 11531613 43,54 11513 635 12 029 О «1*
$нсдп1р?цнднн^ Дд|д^| и Pltrtflti
До|Щ -
Имуществен ни н Ярсчнв Кмош W7585 1,5* 1143151 4Д* IIDN 4^5* 1315089 4,5* 1 ¡36-835: 4,54
Стринзин* жкг 1.5* 3K1LJ 1,5» 397850 ЦП ИЛ 3E3 1.5* 113 396 V$K
Мщм(™п|р)цшн||щ Доколи к Раноды Ш№ № 1 533 !)3 4,0* liiliM 6,0* 1417453 ifls 1643 iW S.S5i
ebitda 6935 390 9 437 Ш ИД* 9SW3H 3!, 5Х 1B196 193 17,tS 10 980 234 17j8S
Ре зерни ча займу SOi 105 1Я& JS1436 3» iWOad IS 1319089 4,50* 1336 88S 1S04
eftftpft ц нш putptti («ИТ (¡75 396 ЯД* ¡97? «9 33,54 гад аз! ¡ 149 317
Рис. 3. Прогноз доходов и расходов гостиницы Fig. 3. Forecast of hotel income and expenses Источник: составлено авторами
^ 120
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
Полученные результаты расчетов могут не всегда совпадать с данными, которые будут генерироваться в процессе операционной деятельности построенной гостиницы.
Однако это именно эта информация является достаточной при принятии решения о строительстве, купле-продаже гостиницы или прочих целях, для которых проводится оценка.
Предлагаемые прогнозы составлены на пятилетний срок, а чистый денежный поток для 5-го года работы гостиницы используется как основа при расчете будущих доходов в период с 6-го по 10-й год, которые могут строиться с учетом возможного развития гостиничного рынка.
Чистые денежные потоки приводятся к реальным цифрам, т.е. составляются без учета инфляции. После этого к ним применяется ставка дисконтирования (в данном случае равная уровню эквивалентной доходности - 10%). Один из самых часто используемых способов расчета ставки дисконтирования - формула стоимости средневзвешенного капитала (англ. Weighted Average Cost of Capital (WACC))3.
E D
WACC =-xRe+-xRdx(l-TJ,
где E - размер собственного капитала в проекте или компании;
D - размер заемных средств в проекте или компании;
V = E + D;
Re - безрисковая ставка;
Rd - ставка по займу;
Tc - налог на прибыль.
В примере используется ставка дисконтирования в размере 10% для рассчитанных денежных потоков, которые не учитывают уровень инфляции и применяются при расчете рыночной стоимости объекта.
Чистые денежные потоки (без учета инфляции) для 10-го года работы гостиницы использовались для расчета терминальной стоимости. Терминальная стоимость (англ. Terminal value (TV)), или продленная стоимость (англ. Continuing value (CV)), - стоимость (или оценка) ожидаемого денежного потока проекта за пределами прогнозируемого периода, обычно после 7-10 лет. Термин «терминальная стоимость» отражает возможность распространить конечный прогноз денежного потока с приемлемым приближением на условно бесконечную перспективу.4
FCFn X (1 + д-)
IV —-»
(WACC - д)
где TV - терминальная стоимость;
FCFn - свободный денежный поток последнего периода;
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
121 Q
g - постоянный устойчивый темп роста; МАСС - средневзвешенная стоимость капитала.
Стоимость бизнеса обычно определяется как дисконтированная стоимость чистого денежного потока (БСБ) в бессрочной перспективе. Таким образом, формула оценки стоимости бизнеса будет выглядеть следующим образом5:
где РУ - стоимость бизнеса;
ТУ - терминальная стоимость;
БСИ - свободный денежный поток 1-го периода;
М - ставка дисконтирования.
В соответствии с приведенными выше формулами была рассчитана чистая текущая стоимость гостиницы в дисконтированном виде (10% - ставка дисконтирования), которая равняется 82 942 368 долл.
Разница между чистой текущей стоимостью денежных потоков гостиницы (82 942 368 долл.) и затратами на строительство гостиницы (81 669 773 долл.) составляет 1 272 595 долл. При рассмотрении затрат на реализацию гостиничного проекта отсутствовали информация относительно стоимости земельного участка и расходы, связанные с закреплением инвестиционных прав. По предварительной оценке, полученная разница в размере 1 272 595 долл. достаточна для приобретения земельного участка и связанного с ним обслуживания долговых обязательств (см. рисунок 4).
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023
Год Чистый доход, у.е. Рост, % Уровень доходности, % NPV, долл.
1 6 434 287 7,87 5 849 352
2 5 675 786 34,8 10,61 6 916 234
3 8 879 449 2,3 10,86 6 320 216
4 3 983 093 1.2 10,99 5 708 918
5 9 143 347 1.8 11,18 5 188 180
6 9 417 647 3,0 11,52 4771 273
7 9 700 176 3,0 11.86 4 387 867
3 9 991 182 3,0 12.22 4 035 271
9 10 290 917 3,0 12.59 3 711 008
10 10 599 645 3,0 12,96 3 412 802
Терминальная стоимость 105 996446 32 641 197
Рис. 4. Чистая текущая стоимость гостиницы Fig. 4. Net present value of the hotel Источник: составлено авторами
На основании полученных данных можно сделать вывод, что проект строительства гостиницы с указанными параметрами является экономически целесообразным и инвестиционно-привлекательным.
Таким образом приведенный пример экономического расчета подтверждает, что оценка инвестиционной привлекательности проекта требует наличия международного опыта в данной области. Покупка этой услуги у международных гостиничных операторов или консалтинговых компаний позволит объективно оценить целесообразность инвестирования финансовых средств в объект и повысить эффективность реализации проекта.
2 - 2023
Российский внешнеэкономический вестник
123 Q
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Penner H. et al. Robson Hotel Design, Planning, and Development, Second Edition W. W. Norton & Co, 2020. - P. 208.
2 Lawson. Fred Hotels and Resorts Planning, Design and Refurbishment, 2018. - P. 110.
3 The Cornell School of Hotel Administration on hospitality: cutting edge thinking and practice / edited by Michael C. Sturman, Jack B. Corgel, Rohit Verma. 2021. - P. 81.
4 HVS U.S. Hotel Franchise Fee Guide 2020 Kasia M. Russell, Bomie Kim https://www.hvs. com/article/8966-hvs-us-hotel-franchise-fee-guide-2020. - P. 111.
5 Hospitality financial management / by Agnes DeFranco & Thomas Lattin. 2019. - P. 65.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Девелопмент гостиничных проектов: международная практика и российский опыт: учебник/С.В. Галынин, И.В. Гончарова, А.В. Комарова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021.- 337 с. @@ Development gostinichny'x proektov: mezhdunarodnaya praktika i rossijskij opyt: uchebnik/S.V. Galynin, I.V. Goncharova, A.V. Komarova. - M.: IzdateFskij dom «Delo» RANXiGS, 2021.- 337 S.
Комарова А.В., Галынин С.В. Гибридные модели управления в гостиничном бизнесе. Элект. ж-л «Вектор экономики». 2021. № 10 (64).- С 35-47 @@ Komarova A.V., Galynin S.V. Gibridnye modeli upravleniya v gostinichnom biznese. E'lekt. zh-l «Vektor e'konomiki». 2021. № 10 (64).- S 35-47.
HVS U.S. Hotel Franchise Fee Guide 2020 Kasia M. Russell, Bomie Kim - https://www.hvs. com/article/8966-hvs-us-hotel-franchise-fee-guide-2020.
Hospitality financial management / by Agnes DeFranco & Thomas Lattin. 2019. - 175 p. Lawson. Fred Hotels and Resorts Planning, Design and Refurbishment, 2018. - 215 p. Penner H. et al. Robson Hotel Design, Planning, and Development, Second Edition W. W. Norton & Co, 2020. - 464 p.
The Cornell School of Hotel Administration on hospitality: cutting edge thinking and practice / edited by Michael C. Sturman, Jack B. Corgel, Rohit Verma. 2021. - 143 p.
^ 124
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2023