Научная статья на тему 'Международная студенческая мобильность как фактор эффективного трудоустройства выпускников вузов'

Международная студенческая мобильность как фактор эффективного трудоустройства выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
студенты / выпускники / трудоустройство / международная мобильность / эффективность / students / graduates / employment / international mobility / efficiency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дружинина Е.С.

В представленной работе рассматриваются социально-политические условия, влияющая на возможности трудоустройства студентов по завершении ими обучения в высших учебных заведениях. Отмечено значение участия в программах международной студенческой мобильности как инструмента повышения возможностей трудоустройства по окончании обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дружинина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International student mobility as a factor of effective employment of university graduates

The presented paper examines the socio-political conditions affecting the employment opportunities of students upon completion of their studies in higher educational institutions. The importance of participation in international student mobility programs as a tool to increase employment opportunities after graduation is noted.

Текст научной работы на тему «Международная студенческая мобильность как фактор эффективного трудоустройства выпускников вузов»

Дружинина Е.С.

Соискатель, прикрепленный к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педа

Международная студенческая мобильность как фактор эффективного трудоустройства выпускников вузов

по мере того как мир становится все более глобализированным обществом, высшие учебные заведения (вузы) стремительно трансформируются. Мировые университеты больше, чем когда-либо, подключаются к совершенствующимся технологиям, все большее число студентов путешествуют по всему миру в поисках новых возможностей, а преподаватели сотрудничают в многоконтинентальных проектах. Глобальная студенческая мобильность играет решающую роль в укреплении и обновлении экономического, социального, культурного и научно-исследовательского развития принимающей страны, а также стимулирует разработку программ научных исследований1.

Любой вуз, который хочет привлечь, рекрутировать и выпустить талантливых студентов по итогам освоения образовательной программы, должен иметь четкое представление о том, что именно студенты ищут в своем образовательном опыте, а также о том, какая поддержка им необходима для достижения этих целей, и о любых опасениях, которые могут возникнуть у них по поводу перспектив трудоустройства после окончания обучения. выпускной. Кроме того, сами университеты должны постоянно развиваться, расти и предлагать надежные с точки зрения востребованности рынком труда академические программы, одновременно обеспечивая безопасную и комфортную среду для своих студентов. Хотя эти потребности постоянно меняются в соответствии с социально-экономическими, политическими, технологическими трендами, мировой политикой и текущими событиями, неудивительно, что основными проблемами студентов часто являются подготовка к карьере и возможности трудоустройства.

Иностранные студенты участвуют в программах обучения за ру-

1 Humfrey C. The long and winding road: A review of the policy, practice and development of the internationalisation of higher education in the UK. Teachers and Teaching, 2011. № 17 (6). Р. 649-661.

бежом по множеству причин, таких как потенциальные возможности иммиграции, накопление научного капитала, высококачественная исследовательская подготовка, культурный обмен и опыт в другой стране, финансовая выгода, ожидания семьи и политическая свобода; однако наиболее распространенным фактором является подготовка к карьере и продвижение по службе2. В дополнение к этому, многие работодатели сейчас ищут выпускников, обладающих дополнительными навыками, такими как межкультурная коммуникация, а также ожидают, что молодые кандидаты на имеющиеся вакансии будут иметь некоторый международный опыт.

Международная студенческая мобильность значительно возросла с 1,3 миллиона студентов в 1990 году до 2,1 миллиона в 2001 году и до шести миллионов в 2020 году; следуя этой траектории, прогнозы студенческой мобильности на 2030 год часто близки к диапазону в 10 миллионов3.

С глобальной точки зрения, западные страны (такие как США, Канада, Великобритания, Австралия и т.д.) обычно рассматриваются как имеющие более престижные и авторитетные образовательные учреждения и, таким образом, являются наиболее распространенными направлениями4. Они, как правило, имеют обширные возможности получения дипломов, самые современные учебные заведения и условия для практической подготовки, что объясняет, почему Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Канада, Австралия и Новая Зеландия вместе взятые принимают более 50% всех мобильность студентов во всем мире; только Соединенные Штаты (24%) и Великобритания (11%) являются двумя крупнейшими принимающими странами для иностранных студентов5.

Растущая мобильность студентов принесла пользу всем, в том числе, обществу и академическому миру, а также местным органам власти и университетам. Студенты-международники привносят новый уровень культуры и играют решающую роль в поощрении разнообразия в кампусе и сообществе. Они расширяют и обогащают среду

2 Li L., Shen W., Xie A. Why students leave Chinese elite universities for doctoral studies abroad: Institutional habitus, career script and college graduates' decision to study abroad. International Journal of Educational Development, 84, 102408. 2021.

3 Statista. Retrieved October 5, 2021 // URL: https://www.statista.com/ statistics/297132/top-host-destination-ofinternational-students-worldwide/

4 Zhao X., Kung M. What does it take to find a job today?: International Chinese doctoral student perspectives on domestic and international employment. In C. R. Glass & P. Gesing (Eds.), Critical perspectives on equity and social mobility in study abroad: Interrogating issues of unequal access and outcomes. 2021. Р. 97-114.

5 Institute of International Education. A World on the move: Trends in global student mobility. 2017. // URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Publications/ A-World-on-the-Move

обучения, привнося разнообразие, культурные перспективы, новые идеи и знания. Благодаря им их одногруппники часто могут открыть для себя мир и начать развивать профессиональную глобальную сеть, тем более что многие возвращающиеся иностранные студенты укрепляют и поддерживают связи с зарубежными компаниями и сообществами6. Кроме того, помимо культурной ценности, которую привносят иностранные студенты, они также вносят экономический вклад в принимающую страну. Международные студенты, как правило, полностью оплачивают обучение, и некоторые университеты в значительной степени полагаются на это плата за обучение для покрытия расходов университета. Например, по данным Министерства торговли США, в 2020 году иностранные студенты внесли свой вклад 39 миллиардов долларов для экономики США7.

Возможности трудоустройства студентов привлекают значительное внимание исследователей, хотя последовательное определение этого термина по-прежнему отсутствует.

Йорк и Найт (2006) определяют возможность трудоустройства как «набор достижений - навыки, понимание и личные качества, которые делают людей индивидуальными больше шансов получить работу и добиться успеха в выбранных ими профессиях, что принесет пользу им самим, рабочей силе, обществу и экономике»8. Это подчеркивает не только личные качества, наряду с навыками и знаниями, но и указывает на идею долгосрочного успеха и удовлетворенности трудовой деятельностью как части возможности трудоустройства. Хотя это не единственный способ взглянуть на возможность трудоустройства, одним из важных аспектов является то, как навыки, знания и отношение, приобретенные во время обучения за рубежом, непосредственно влияют на способность студента построить устойчивую карьеру.

В контексте все более интернационализирующейся повестки дня повышение возможностей трудоустройства стало ключевой мотивацией для студентов искать образование за рубежом и критерием оценки успеваемости на индивидуальном и институциональном уровнях.

6 Todoran C., Peterson C. Should they stay or should they go? How the 2017 U.S. travel ban affects international doctoral students. Journal of Studies in International Education, 2020. № 24 (4). Р. 440-455.

7 Institute of International Education. Open Doors 2021: report on International Educational Exchange. IIE open doors/international students. 2021, November 15. // URL: https://opendoorsdata.org/annual-release/international-students/#presentation

8 Yorke M., Knight P.T. Embedding employability into the curriculum. Higher Education Academy. 2006. // URL: https://www.advance-he.ac.uk/knowledge-hub/ embedding-employability-curriculum

С точки зрения студентов, нет никаких сомнений в том, что возможность трудоустройства является ключевым фактором для обучения за границей, особенно с точки зрения приобретения навыков и знаний, а также личностного развития9. С точки зрения преподавателя, при разработке учебной программы также важно учитывать возможность последующего трудоустройства студентов, чтобы обеспечить высокое качество преподавания. Наконец, необходимо отметить, что к выпускникам с международным опытом часто относятся более благосклонно по сравнению с выпускниками без такого опыта; действительно, многие работодатели в настоящее время ожидают, что студенты будут обладать той или иной формой международного опыта и навыками межкультурной коммуникации10.

В связи со значительным увеличением числа иностранных студентов университетам крайне важно соответствовать ожиданиям в отношении развития возможностей их трудоустройства. Однако литература по международной студенческой мобильности обычно фокусируется на академическом переходе иностранных студентов и относительно меньшее количество исследований было посвящено тому, как обучение за рубежом влияет на возможность трудоустройства иностранных студентов). Каковы потенциальные преимущества или недостатки обучения за границей с точки зрения возможности трудоустройства? Необходимы исследования, чтобы понять недопредставленные международные студенческие группы, в том числе группы с различным религиозным происхождением, студенты без документов и студенты-беженцы, студенты из менее богатых стран, а также те, кто изучает различные типы программ (например, краткосрочные, долгосрочные, обмен, интернационализация на родине) и ученые степени (например, фундаментальные степени, докторские степени). Исследования, сравнивающие студентов, получающих научные степени, с теми, кто изучает преподавательские степени, также отсутствуют.

Кроме того, исследования свидетельствуют о недостаточной вовлеченности работодателей и выпускников, особенно тех, кто базируется за рубежом, что требует внимания исследователей и практиков к укреплению связи между промышленностью и высшим образованием и выявлению различных точек зрения и ожиданий.

9 Singh J.K.N. Why do Chinese international students studying in Australia repatriate? Australian Chinese graduates tell it all. Journal of Further and Higher Education, 2020. № 44 (9). Р. 1207-1219.

10 British Council. Employability in Focus: Exploring employer perceptions of overseas graduates returning to China. 2018. // URL: https://www.agcas.org.uk/write/MediaUp-loads/Resources/ITG/British_Council_Employability_in_Focus_China.pdf

Студенческая мобильность и возможность трудоустройства тесно вплетены, и эта книга на основе эмпирических данных показала, что транснациональные студенты пересекают границы, испытывая беспокойство по поводу возможности трудоустройства в будущем. Некоторые хотят вернуться в свою родную страну, другие хотят остаться в принимающей стране, а третьи могут отправиться в третью страну для трудоустройства за пределами своей родины и принимающих стран. Что их объединяет, так это то, что иностранные студенты хотят улучшить свои возможности трудоустройства за счет обучения за границей.

Следует отметить, что несколько ведущих стран, таких как США и Великобритания, приняли новую политику, направленную на облегчение трудоустройства иностранных студентов в принимающей стране. В США совсем недавно администрация Байдена расширила список направлений STEM, которые дают иностранным студентам 36 месяцев факультативной практики (OPT) — время, в течение которого иностранные студенты могут работать в США после окончания учебы, прежде чем работодатели смогут спонсировать получение рабочей визы H1B11.

В Великобритании, начиная с июля с 1 января 2021 года все иностранные студенты, независимо от специальностей, могут работать до двух лет по новой выпускной визе. Все эти новые правила созданы для привлечения талантов со всего мира и приема большего числа иностранных студентов.

Пандемия COVID-19 потенциально изменила международное образование, поскольку многие иностранные студенты были вынуждены остаться в своей родной стране и прибегнуть к онлайн-образованию. Хотя некоторые иностранные студенты смогли путешествовать после 2021 года многие из них, особенно те, кто поступил в магистратуру, полностью завершили свое образование в своих родных странах. Для тех, кто не может физическое путешествие за рубеж для получения образования, доступна программа «Интернационализации дома» (IaH), предполагающая дистанционное обучение и участие в практических мероприятиях, а также дистанционные стажировки.

Высшие учебные заведения обязаны оказывать более эффективную поддержку службам карьерного роста иностранных студентов. Высшим учебным заведениям принимающих стран необходимо объ-

11 The White House. FACT SHEET: Biden-Harris Administration Actions to Attract STEM Talent and Strengthen our Economy and Competitiveness. 2022. // URL: https:// www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/01/21/fact-sheet-biden-har-ris-administration-actions-to-attract-stem-talent-andstrengthen-our-economy-and-com-petitiveness/

единить услуги по набору иностранных студентов и их карьерному росту и обеспечить более целостный подход к поддержке программ международной студенческой мобильности. Университетские службы развития трудовой карьеры и карьерного роста в настоящее время плохо оснащены для предоставления необходимой информации для развития студенческой международной мобильности, включая возможности стажировки, которые негативно влияет на удовлетворенность студентов. Чтобы продолжать привлекать абитуриентов и обеспечивать студентам устойчивые возможности для строительства карьеры, вузам необходимо более глобально подходить к формированию команды сотрудников и администраторов, обладающих знаниями и опытом в поддержке карьерного роста студентов, расширять возможности трудоустройства выпускников и, в конечном счете, повышать репутацию своих университетов.

Библиографический список / References

1. British Council. Employability in Focus: Exploring employer perceptions of overseas graduates returning to China. 2018. // URL: https://www.agcas.org.uk/write/MediaUploads/ Resources/ITG/British_Council_Employability_in_Focus_China.pdf

2. Humfrey C. The long and winding road: A review of the policy, practice and development of the internationalisation of higher education in the UK. Teachers and Teaching, 2011. № 17 (6). Р. 649-661.

3. Institute of International Education. A World on the move: Trends in global student mobility. 2017. // URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Publications/A-World-on-the-Move

4. Institute of International Education. Open Doors 2021: report on International Educational Exchange. IIE open doors/international students. 2021, November 15. // URL: https:// opendoorsdata.org/annual-release/international-students/#presentation

5. Li L., Shen W., Xie A. Why students leave Chinese elite universities for doctoral studies abroad: Institutional habitus, career script and college graduates' decision to study abroad. International Journal of Educational Development, 84, 102408. 2021.

6. Singh J.K.N. Why do Chinese international students studying in Australia repatriate? Australian Chinese graduates tell it all. Journal of Further and Higher Education, 2020. № 44 (9). Р.1207-1219.

7. Statista. Retrieved October 5, 2021 // URL: https://www.statista.com/statistics/297132/top-host-destination-ofinternational-students-worldwide/

8. The White House. FACT SHEET: Biden-Harris Administration Actions to Attract STEM Talent and Strengthen our Economy and Competitiveness. 2022. // URL: https://www.white-house.gov/briefing-room/statements-releases/2022/01/21/fact-sheet-biden-harris-adminis-tration-actions-to-attract-stem-talent-andstrengthen-our-economy-and-competitiveness/

9. Todoran C., Peterson C. Should they stay or should they go? How the 2017 U.S. travel ban affects international doctoral students. Journal of Studies in International Education, 2020. № 24 (4). Р. 440-455.

10. Yorke M., Knight P.T. Embedding employability into the curriculum. Higher Education Academy. 2006. // URL: https://www.advance-he.ac.uk/knowledge-hub/embedding-employability-curriculum

11. Zhao X., Kung M. What does it take to find a job today?: International Chinese doctoral student perspectives on domestic and international employment. In C. R. Glass & P. Gesing (Eds.), Critical perspectives on equity and social mobility in study abroad: Interrogating issues of unequal access and outcomes. 2021. Р. 97-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.