Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ'

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ СТАРШИХ КУРСОВ / КУЛЬТУРА ТРУДОУСТРОЙСТВА / СТРАТЕГИИ СОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Каменева Елена Григорьевна, Кочемасова Любовь Александровна, Соколова Юлия Александровна

Введение. В условиях социально-экономических изменений в мире, отражающих существенные трансформации в сфере труда и молодежной занятости актуализируется востребованность оптимального трудоустройства выпускников вузов как значимого индикатора качества профессиональной подготовки молодых специалистов и пополнения рынка труда квалифицированной рабочей силой, обеспечивающей реализацию прогрессивных целей развития мирового сообщества. Вместе с тем в вузах уделяется недостаточное внимание к социально-педагогическому содействию трудоустройству выпускников и ее стратегиям, повышающим результативность первого вхождения молодежи в трудовую деятельности, их адаптационные возможности и конкурентные преимущества на рынке труда. Цель статьи: разработать и экспериментально апробировать стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. Методы исследования. В эксперименте приняло участие 448 студентов старших курсов российских вузов. Использовался комплекс валидных диагностических методик на определение уровня сформированности культуры трудоустройства студентов как результата реализации стратегий: тестовая беседа на выявление комплексных знаний о продуктивном трудоустройстве; анкетирование в области профессиональных планов и готовности к предстоящему трудоустройству; опросник самомониторинга; методика изучения мотивации профессиональной карьеры; шкала самоэффективности; методика оценки карьерных ориентаций; методика изучения потребности в саморазвитии; методика оценки самопрезентационных умений. Достоверность полученных данных проверялась с помощью статистического критерия χ2-Пирсона. Результаты исследования. В результате разработки и реализации комплекса стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в экспериментальной группе зафиксировано значимое повышение уровня сформированности культуры трудоустройства студентов (χ2эмп = 17,584) по сравнению с обучающимися контрольной группы, не показавших положительную динамику в уровне измеряемой профессионально-личностной характеристики (χ2эмп = 0,238) в ходе экспериментальной работы. Заключение. Выявлено, что использование стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов (актуализация профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогическое ориентирование студентов на успешную самопрезентацию; активизация профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинг) определяет результативность формирования культуры трудоустройства студентов и задает ориентир повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Каменева Елена Григорьевна, Кочемасова Любовь Александровна, Соколова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE STRATEGIES EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES

Introduction. In the context of socio-economic changes in the world, reflecting significant transformations in the field of labor and youth employment, the demand for optimal employment of university graduates as a significant indicator of the quality of professional training of young specialists and replenishment of the labor market with a qualified labor force that ensures the implementation of progressive development goals of the world community is actualized. At the same time, universities pay insufficient attention to socio-pedagogical assistance to the employment of graduates and its strategies that increase the effectiveness of the first entry of young people into labor activity, their adaptation opportunities and competitive advantages in the labor market. Purpose of the article: the purpose of the article: to develop and experimentally test strategies for socio-pedagogical assistance to the employment of university graduates. Research methods. The experiment was attended by 448 senior students of Russian universities. A set of valid diagnostic methods was used to determine the level of formation of a culture of employment of students as a result of the implementation of strategies: a test conversation to identify complex knowledge about productive employment; survey in the field of professional plans and readiness for upcoming employment; self-monitoring questionnaire; methodology for studying the motivation of a professional career; self-efficacy scale; methodology for assessing career orientations; methodology for studying the need for self-development; methodology for assessing self-presentation skills. The validity of the obtained data was tested using Pearson χ2 criteria. Results. As a result of the development and implementation of a set of strategies for socio-pedagogical assistance to the employment of university graduates in the experimental group, a significant increase in the level of formation of the culture of employment of students was recorded (χ2emp = 17.584) compared to students of the control group who did not show positive dynamics in the level of measured professional and personal characteristics (χ2emp = 0.238) during experimental work. The data suggest a positive increase in high and medium levels of student employment culture. Discussion and conclusion. It was revealed that the use of strategies of social and pedagogical assistance to the employment of university graduates (updating the professional and personal potential of young specialists; socio-pedagogical orientation of students to successful self-presentation; activating professional self-determination and the right to choose; scaffolding) determines the effectiveness of the formation of a culture of employment for students and sets a benchmark for increasing their competitiveness in the labor market.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 37.047

Л. Г. Пак, Е. Г. Каменева, Л. А. Кочемасова, Ю. А. Соколова

Стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов

Введение. В условиях социально-экономических изменений в мире, отражающих существенные трансформации в сфере труда и молодежной занятости актуализируется востребованность оптимального трудоустройства выпускников вузов как значимого индикатора качества профессиональной подготовки молодых специалистов и пополнения рынка труда квалифицированной рабочей силой, обеспечивающей реализацию прогрессивных целей развития мирового сообщества. Вместе с тем в вузах уделяется недостаточное внимание к социально-педагогическому содействию трудоустройству выпускников и ее стратегиям, повышающим результативность первого вхождения молодежи в трудовую деятельности, их адаптационные возможности и конкурентные преимущества на рынке труда.

Цель статьи: разработать и экспериментально апробировать стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

Методы исследования. В эксперименте приняло участие 448 студентов старших курсов российских вузов. Использовался комплекс валидных диагностических методик на определение уровня сформированности культуры трудоустройства студентов как результата реализации стратегий: тестовая беседа на выявление комплексных знаний о продуктивном трудоустройстве; анкетирование в области профессиональных планов и готовности к предстоящему трудоустройству; опросник самомониторинга; методика изучения мотивации профессиональной карьеры; шкала самоэффективности; методика оценки карьерных ориентаций; методика изучения потребности в саморазвитии; методика оценки самопрезентационных умений. Достоверность полученных данных проверялась с помощью статистического критерия х2-Пирсона.

Результаты исследования. В результате разработки и реализации комплекса стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в экспериментальной группе зафиксировано значимое повышение уровня сформированности культуры трудоустройства студентов (х2эмп = 17,584) по сравнению с обучающимися контрольной группы, не показавших положительную динамику в уровне измеряемой профессионально-личностной характеристики (х2эмп = 0,238) в ходе экспериментальной работы.

Заключение. Выявлено, что использование стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов (актуализация профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогическое ориентирование студентов на успешную самопрезентацию; активизация профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинг) определяет результативность формирования культуры трудоустройства студентов и задает ориентир повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: трудоустройство, высшее образование, социально-педагогическое содействие, студенты старших курсов, культура трудоустройства, стратегии содействия

Ссылка для цитирования:

Пак Л. Г., Каменева Е. Г., Кочемасова Л. А., Соколова Ю. А. Стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 200-218. сМ: 10.32744^.2022.5.12

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 17 June 2022 Published: 31 October 2022

L. G. Pak, E. G. Kameneva, L. A. Kochemasova, Y. A. Sokolova

Social and pedagogical assistance strategies employment of university graduates

Introduction. In the context of socio-economic changes in the world, reflecting significant transformations in the field of labor and youth employment, the demand for optimal employment of university graduates as a significant indicator of the quality of professional training of young specialists and replenishment of the labor market with a qualified labor force that ensures the implementation of progressive development goals of the world community is actualized. At the same time, universities pay insufficient attention to socio-pedagogical assistance to the employment of graduates and its strategies that increase the effectiveness of the first entry of young people into labor activity, their adaptation opportunities and competitive advantages in the labor market.

Purpose of the article: the purpose of the article: to develop and experimentally test strategies for socio-pedagogical assistance to the employment of university graduates.

Research methods. The experiment was attended by 448 senior students of Russian universities. A set of valid diagnostic methods was used to determine the level of formation of a culture of employment of students as a result of the implementation of strategies: a test conversation to identify complex knowledge about productive employment; survey in the field of professional plans and readiness for upcoming employment; self-monitoring questionnaire; methodology for studying the motivation of a professional career; self-efficacy scale; methodology for assessing career orientations; methodology for studying the need for self-development; methodology for assessing self-presentation skills. The validity of the obtained data was tested using Pearson x2 criteria.

Results. As a result of the development and implementation of a set of strategies for socio-pedagogical assistance to the employment of university graduates in the experimental group, a significant increase in the level of formation of the culture of employment of students was recorded (x2emp = 17.584) compared to students of the control group who did not show positive dynamics in the level of measured professional and personal characteristics (x2em = 0.238) during experimental work. The data suggest a positive increase in high and medium levels of student employment culture.

Discussion and conclusion. It was revealed that the use of strategies of social and pedagogical assistance to the employment of university graduates (updating the professional and personal potential of young specialists; socio-pedagogical orientation of students to successful self-presentation; activating professional self-determination and the right to choose; scaffolding) determines the effectiveness of the formation of a culture of employment for students and sets a benchmark for increasing their competitiveness in the labor market.

Keywords: employment, higher education, social and pedagogical assistance, senior students, employment culture, assistance strategies

For Reference:

Pak, L. G., Kameneva, E. G., Kochemasova, L. A., & Sokolova, Y. A. (2022). Social and pedagogical assistance strategies employment of university graduates. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 59 (5), 200-218. doi: 10.32744/pse.2022.5.12

_Введение

е условиях масштабных современных преобразований в мире новые тренды рынка труда (цифровизация, автоматизация, роботизация; появление, слияние и замена профессий; структурные отраслевые изменения в спросе на рабочую силу; несбалансированность занятости населения; активизация направлений онлайн-заня-тости; увеличение гибкости трудовых отношений; появление запроса на новые навыки и компетенции, транспрофессионализм молодых специалистов как гибких и универсальных работников в междисциплинарных профессиональных областях) инициировали кардинальные перемены в системе высшего образования с позиции реализации стратегий целенаправленного социально-педагогического содействия оптимальному трудоустройству студентов по окончании вуза. Трудоустройство выпускников вузов по специальности с позиции данного вида содействия выступает: во-первых, как значимый индикатор качества профессиональной подготовки молодых специалистов и востребованности вузов для абитуриентов; во-вторых, базовым регулятивом пополнения

и I ч/ f \j \J f \J

рынка труда молодой квалифицированной рабочей силой, обеспечивающей реализацию прогрессивных целей развития мирового сообщества, повышение конкурентоспособности экономики и устойчивое будущее.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» указана необходимость увеличения к 2030 г. количества молодых людей, обладающих востребованными навыками для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью. Так как одним из вопросов который вызывает серьезную обеспокоенность всего мирового сообщества является безработица, особенно среди молодежи, и необходимость содействия росту занятости молодых людей и обеспечению достойной работы для всех [1]. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), во всех странах-членах и странах-партнерах ОЭСР молодежь больше подвержена рискам нестабильной занятости и безработицы, по сравнению с более старшими поколениями [2].

По данным Статистической службы Европейского союза (Евростат) в июне 2021 года 2,967 миллиона молодых людей (до 25 лет) были безработными в ЕС и уровень безработицы среди молодежи составил 17,0% [3]. В 2022 г. уровень молодежной безработицы в ЕС немного сократился, но также вызывает серьезную озабоченность. В докладе «Социально-экономическое положение России» (январь - май 2022) 20,1% молодых людей в возрасте до 25 лет классифицируются как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) [4].

Достаточно высокий уровень молодежной безработицы в современном мире, в связи с невозможностью трудоустройства после окончания вузов, увеличивает шансы молодых людей оказаться в рядах NEET (not in employment, education or training - не работающих и не обучающихся), обусловливает возникновение «потерянного поколения» (без жизненных перспектив), не оправдывает вложения государства и потраченное время на обучение, деморализует и влияет на быструю потерю квалификации выпускников вузов, снижает уровень и качество жизни, выступает индикатором неиспользуемого трудового потенциала квалифицированной рабочей силы и экономической нестабильности в мире.

Безработица среди молодежи названа «эпидемией» сегодняшних дней и одной из главных проблем нашего времени в докладе «Молодежь и молодежная политика в России в контексте глобальных тенденций» [5]. Безработица среди выпускников вузов определяет ряд негативных последствий, определяющих отторжение поколения трудоспособных и квалифицированных молодых специалистов от активного функционирования на рынке труда, и в обществе, в целом.

В содержании Флагманского доклада Международной организации труда «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции - 2021» отмечается, что прогнозируемый рост молодежной занятости, вступающей на рынок труда будет достаточно слабым, так как в условиях современной постковидной реальности резко сужаются возможности трудоустройства выпускников на пути их перехода от вуза к работе [6].

Многоплановость такой социально-экономической и социально-педагогической проблемы современности как молодежная безработица сегодня побуждает образовательные организации высшего образования к выделению особого приоритетного направления реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в целях: формирования адекватных навыков трудоустра-иваемости и формирования культуры трудоустройства студентов с позиции изменяющихся запросов работодателей и условий рыночной экономики; проектирования четкого видения собственного профессионального будущего в контексте реализации себя в выбранной сфере труда и повышения уровня конкурентоспособности среди соискателей вакантных мест.

Необходимость обоснования и реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов с позиции дополнения содержания и технологий профессионального образования отражена в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581. Цель и задачи программы связаны со: снижением рисков незанятости молодежи путем повышения качества профессиональной подготовки и профессионально-личностного развития молодых людей для соответствия профессионально-квалификационным требованиям работодателей; содействием и государственной помощью при первом трудоустройстве молодых людей после завершения обучения; использованием ресурса совмещения обучения в образовательной организации и трудовой деятельности; развитием и поддержкой предпринимательской инициативы, активизацией профессионального и трудового потенциала молодежи; формированием карьерных стратегий с учетом запросов рынка труда и потребностей молодежи. К 2024 году доля трудоустроенных (занятых) выпускников образовательных организаций высшего образования должна достигнуть 85%, к 2027 г. - 87%, к 2030 году - 92% [7].

Значимость содействия трудоустройству выпускников вузов отражена в реализации приказа Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020 г. «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации» [8].

Необходимость оказания содействия трудоустройству молодых людей отражена в Проекте по апробации комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, включая развитие предпринимательских инициатив, в рамках федерального

проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (реализуемом АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» (24.06.2022 г.). В документе акцентируется внимание на выстраивание траектории перспективной занятости молодых людей на основе их личностно-профессиональных наклонностей и потребностей рынка труда, а также совершенствование деятельности центров карьеры / трудоустройства в образовательных организациях для содействия в трудоустройстве выпускников [9].

Однако, при всей государственной значимости содействия первичной занятости молодых специалистов, в образовательных организациях высшего образования уделяется недостаточно внимание реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в связи с приоритетностью транслирования профессионально-направленной знаниевой составляющей содержания подготовки. Так, O.S. Pitan фиксирует, что содержание профессионального образования не дает выпускникам полезных знаний и навыков, необходимых для результативного первичного трудоустройства на современном рынке труда [10]. K. Lowden и авт. подчеркивают тот факт, что по мнениям работодателей выпускникам вузов не хватает знаний и навыков правильного позиционирования себя и своих умений для оптимального трудоустройства и определяют необходимость оказания данного вида содействия в рамках стратегического планирования деятельности вузов, как централизованно, так и на уровне отдельных факультетов и кафедр [11]. П. Семенов, А. Сулих отмечают недостаточность организации целенаправленного содействия при выходе студентов на рынок труда и абстрактной ответственности образовательных организаций за трудоустройство молодых людей [12]. Выявленные проблемы первичной занятости выпускников вузов, по мнению О. В. Охотникова, Ю. Е. Казаковой, обусловлены некоторой обособленностью высшего образования от реальных запросов рынка труда и

I \J f \J f V VI

фрагментарной работой образовательных организаций по планомерному содействию продуктивной первичной занятости молодых специалистов [13].

В этой связи в педагогической науке и практике высшего образования актуализируется осмысление научной проблемы обоснования и реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов, определяющих пути, необходимые для успешного карьерного старта и способы результативного устройства на работу молодых специалистов в быстро изменяющемся мире и открытом будущем, а также значимое приобретение мировым сообществом необходимого интеллектуального молодого потенциала.

Цель исследования состоит в разработке и экспериментальном апробировании стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

_Обзор литературы

Исследование обозначенной проблемы показало, что в литературе накоплена необходимая совокупность знаний для достижения поставленной цели

Возможность трудоустройства рассматривается в исследованиях как набор достижений - навыков, знаний и личных качеств молодых людей, повышающих вероятность достижения успеха в устройстве по выбранной профессии, что приносит пользу им самим, рабочей силе, обществу и экономике [14]; полный набор важных качества, привитых субъектам для того, чтобы они могли продуктивно выполнять свои обязан-

I I U \J \J \J

ности, и в конечном итоге, выступить эффективной производительной рабочей силой [15]; способность молодых людей находить, сохранять и продвигаться в поиске работы для реализации себя в профессии [16]. При этом приоритет отдается значению возможности трудоустройства молодых людей с позиции нацеленности на карьеру, на успешность в выбранной сфере труда при ожидаемой экономической отдаче овладения содержанием высшего образования, а также на развитие полезных качеств, способностей и навыков трудоустраиваемости.

M. Cheng и авт. [17]; C. Sin и авт. [18] отмечают, что содействие возможности трудоустройству выпускников являются ключевой концепцией в высшем образовании. Уровень первичной занятости выпускников часто используется для оценки качества вузовской подготовки и регулятива востребованного высшего образования. Институциональная культура, которая не ставит во главу угла содействие трудоустройству обучающихся как одну из целей высшего образования, способствует росту уровня безработицы среди выпускников.

Оптимально организованное содействие трудоустройству обеспечивает успешный карьерный старт выпускников, заблаговременную коррекцию путей продуктивного поиска сферы первичной трудовой деятельности [19].

При анализе междисциплинарной литературы определены основные направления, определяющие основания для разработки реализации стратегий содействия трудоустройству выпускников в образовательных организациях высшего образования:

• транслирование в содержании образовательных программ задач трудоустраиваемости выпускников, которые выражаются в идее развития «полезных» навыков молодых людей с позиции использования ресурсов структурированного опыта работы и участия работодателей в разработке и предоставлении образовательных курсов, оказывающих положительное влияние на трудоустройство выпускников (G. Mason и авт. [20]); оптимальный переход студентов вузов от образования к карьере с позиции регулярного обновления основной профессиональной образовательной программы с учетом требований работодателей (Д. В. Мальцев [21]);

• комплементарность двух направлений работы в образовательной организации: внеаудиторной (деятельность университетского центра трудоустройства и вовлеченности по поддержке трудоустройства выпускников, развития карьеры, волон-терства «Трудоустройство плюс») и учебной (реализация стратегической миссии по преобразованию жизни и вдохновению на перемены во всех академических программах «Создатель изменений в учебной программе») (R. Maxwell, A. Armellini [22]); комплексное обучение студентов теории постановки целей «Требования к работе - ресурсы» [23], оптимальному построению карьеры и профессионального будущего, активному карьерному поведению как формальной части получения академической степени (А. J. Clements, C. Kamau [24]).

• активизация ответственности заинтересованных сторон (вузов, работодателей и политиков) в согласованном продвижении выпускников на рынок труда (L. Small [25]); взаимодействие всех структурных подразделений вузов, где организационная и координирующая работа принадлежит Центру карьеры / трудоустройства (А. И. Еремкин, В. А. Худяков, Ю. С. Савенкова, В. О. Петренко [26]); реализация ценностной идеи трудовой образовательной направленности подготовки студентов вуза к ситуации трудоустройства на всех этапах профессионального образования в структурных подразделениях вуза (О. В. Ивлева [27]);

• отслеживание последовательной интеграции выпускников вузов в область выбранной трудовой деятельности посредством поиска инструментов регулирования механизма сопровождения образовательно-карьерных траекторий профессионального становления молодых специалистов и содействия их профильной занятости (А. А. Борисова, А. Ю. Тимофеева [28]);

• разработка диагностического инструментария, позволяющего определить приоритетные компетенции, востребованные работодателем, знание и своевременное совершенствование которых позволят студентам успешно пройти процедуру трудоустройства (М. М. Дудина, Е. Е. Глотова [29]);

• развитие у молодых людей умений адекватной оценки своего профессионально-личностного потенциала для определения перспектив нахождения первого места работы, повышения уровня конкурентоспособности в борьбе за желаемую вакансию (А. В. Меренков [30]); формирование готовности выпускников к работе с позиции развитых навыков трудоустраиваемости, универсальных компетентностей для построения гибкой профессиональной траектории после обучения в вузе (В. А. Мальцева [31]).

Таким образом, краткий анализ обозначенного массива научных исследований в сфере оказания содействия трудоустройству студентов показал, что целостное обоснование и практическая реализация стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников в последовательности осуществления действий педагогической направленности («Актуализация», «Активизация», «Ориентирование», «Скаффолдинг») и социальной направленности («Совместная ресурсность», «Социальные партнеры», «Взаимовыгодное сотрудничество) не были предметом специального научного рассмотрения.

Изучение практического опыта работы вузов, анализ деятельности отделов профо-риентационной работы и трудоустройства выпускников / центров карьеры, также свидетельствуют о недооценке использования комплекса стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству студентов, позволяющих расширить диапазон знаний о себе, путях и способах трудоустройства, углубить представления о собственном профессионально-личностном потенциале и его соотнесении с требованиями работодателей, усилить мотивацию на поиск и устройство на работу по специальности, сформировать умения прогнозирования траектории трудовой занятости после окончания вуза.

_Материалы и методы

Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий оценочный. Были использованы: тестовая беседа на определение комплексных знаний о продуктивном трудоустройстве (Л. Г. Пак); опросник самомониторинга (М. Снайдер); методика изучения мотивации профессиональной карьеры (Э. Шейн, перевод и адаптация В. Э. Винокуровой, В. А. Чикер); методика оценки карьерных ориентаций (опросник «якоря карьеры» Э. Шейна); методика диагностики по критериям освоенности, продуктивности, действенности самопрезентационных умений в процессе решения самопрезентационных задач (А. А. Клименко, С. А. Хазова, С. А. Карасева); анкета «Профессиональные планы и готовность к предстоящему трудоустройству» (С. В. Шаляпина); шкала самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем); методика «Диагностика реализации потребности в саморазвитии» (Н. П. Фетискин). В основу эксперимен-

тальной работы (далее ЭР) положено отслеживание прироста уровневых показателей сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов (высокий, средний, низкий) как результата реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству студентов. Были использованы методы математико-статистического анализа (х2-критерий Пирсона).

Выборку составили 448 студентов старших курсов очной формы обучения ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Было выделено две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В ЭГ группу вошли 224 студентов, в КГ - 224 обучающихся.

Для формирующего эксперимента был разработан комплекс стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству студентов: актуализация профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогическое ориентирование студентов на успешную самопрезентацию; активизация профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинг (scaffolding).

В целом задействованные методы позволили обеспечить обоснованность предпринятого исследования, его теоретических и практических выводов.

Комплекс стратегий социально-педагогического _содействия трудоустройству выпускников вузов

Стратегии социально-педагогическое содействия трудоустройству выпускников вузов мы рассматриваем как поэтапную и пошаговую совокупность детализированных социально-педагогических действий с осмысленными прогнозируемыми целевыми ориентирами, проектируемыми временными периодами и подобранными методами, формами и приемами (соответственно задачам исследования), связанными с «искусством», мастерством субъектов-стратегов реализовывать их на практике для оптимального достижения заданного результата формирования культуры трудоустройства студентов в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Содержание стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов отражено в следующих положениях (модифицированные идеи Д. А. Коноплянского [32]):

• осознание стратегического назначения данного вида содействия для формирования такой профессионально-личностной характеристики студентов как «культура трудоустройства», которая обеспечивает выход из рискогенной ситуации дисбаланса спроса и предложения молодой квалифицированной силы на рынке труда;

• стратегическая цель стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов заключается в приобретении ими уникальных конкурентных преимуществ среди соискателей рабочих мест, активизации субъектной позиции для воплощения в жизнь целей и задач поиска работы;

• тактические задачи стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов заключаются в последовательном планировании, организации, координации и реализации совокупности методов и форм про-фориентационной и мотивирующей направленности для достижения желаемого прогнозируемого результата.

Кратко рассмотрим каждую из обоснованных в исследовании стратегий.

1. Стратегия актуализации профессионально-личностного потенциала молодых специалистов - отражает направленность «перехода» профессионально-личностных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций студентов из потенциального поля в актуальное посредством стимулирования внутренней мотивации, мобилизации на выполнение квазипрофессиональной деятельности, стремления к расширению потенциальных возможностей и самоутверждения в выбранной сфере труда.

Данная стратегия определяет целенаправленную совокупность социально-педагогических действий, связанных с переводом обучающихся с одного уровня профессионально-личностного развития и сформированности культуры трудоустройства на другой, из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития». Целесообразность проектируемого комплекса социально-педагогических действий определяет усиление мотивации молодых людей к трудоустройству по профессии, придающих глубокий личностный смысл получению образования и освоению выбранной сферы труда как инструментальной ценности будущего материально-экономического благосостояния и достижения успешности в разнообразных сферах профессиональной и личной жизни.

Г1 V» V»

В результате таких действий молодые люди становятся открытыми миру ценностей образования, интересной работы, реализации собственного предназначения, совместной продуктивной деятельности в проекции будущей трудовой активности, сознательно приобретают универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВО) для повышения собственной конкурентоспособности, отвечающей потребностям и вызовам современного рынка труда.

Наиболее эффективными методами и формами(реализации стратегии актуализации профессионально-личностного потенциала молодых специалистов выступили: посещение отчетных конференций по итогам производственных практик для обобщения опыта старшекурсников и нахождения собственной траектории прохождения квазипрофессионального пути; прогностические воркшопы («Идеал трудоустроенного выпускника вуза», «Я-концепция: идеальное представление о себе, образ «Я» и самооценка»); мастер-классы («Ранжирование качеств, ценностей и поведения выпускников вуза, востребованных на рынке труда», «Соотнесение возможностей, надежд, стремлений по поводу первичной интеграции в профессию и профессионального будущего»), педагогические мастерские («Прогностическое построение профессиональной биографии», «Точка бифуркации»: ситуация профессионального выбора»); приемы «Фишбоун», «Пять Почему».

2. Стратегия социально-педагогического ориентирования студентов на успешную самопрезентацию - нацелена на оказание помощи в конструировании собственного позитивного образа профессионала на основе осмысления положительных профессионально-личностных качеств, показа уникальных конкурентных преимуществ с целью самореализации в новом окружении.

Данная стратегия предполагает реализацию совокупности социально-педагогических мероприятий ознакомительно-рекомендательного, направляющего, поддерживающего характера, задающих продуктивные ориентиры студентам в сфере профессионально-образовательного познания, деятельности и общения, нацеленных на достижение желаемого результата (высокой культуры трудоустройства).

Главная идея стратегии связана с организацией помощи студентам в выборе оптимального направления улучшения результатов деятельности (в образование, профес-

сии, личной жизни) за счет: наполнения жизнебытия новыми смыслами и приоритетами будущего трудоустройства по избранной профессии; осмысленного понимания сильных и слабых сторон, затрудняющих поиск работы; устремленности к нахождению и реализации новых возможностей для формирования продуктивного конкурентного поведения при выходе на рынок труда среди соискателей рабочих мест; постоянного обмена информацией, ресурсами с референтно значимыми субъектами и освоения новых знаний о поиске подходящей работы, подготовке к ней и устройстве на работу.

Наиболее эффективными методами и формами реализации стратегии социально-педагогического ориентирования студентов на успешную самопрезентацию выступили: панельные дискуссии («Значимость выбора моей профессии», «Основные характеристики персонального бренда личности», «Образ будущего работодателя»); виртуальные экскурсии (на производство / в организации в рамках выявления рискогенных ситуаций собеседования с соискателями рабочих мест); интервью по дизайну жизни для сбора информации от работодателей, успешных выпускников вузов как наставников, которые делятся релевантными идеями и опытом, представляющим карьерный интерес; составление субтитров для художественных и документальных фильмов («Среда обитания. Как найти работу»; «Как пройти собеседование. Типичные ошибки соискателей»; «Собеседование: продать себя выгодно и правильно. Устроиться на работу с первого раза?»; «5 секретов сайта Headhunter.ru и 10 непростительных ошибок соискателей»); просмотр виртуальных интервью с коучем, психологом, консультантом по управлению репутацией, о том, как лучше подготовиться к собеседованию для успешного устройства на работу; упражнения («Визитная карточка», отображающая конкурентные преимущества выпускников вузов; «Имидж-дизайн акцентирования сильных сторон образа молодого профессионала»; «Интервью - образец тактичности и этикета», «Интервью - скандал»; «Представление себя в разных ситуациях трудоустройства»).

3. Стратегия активизации профессионального самоопределения и предоставления права выбора - направлена на оказание помощи самоопределяющимся молодым людям в решении задач жизненно-профессионального выбора, определении и минимизации образовательно-профессиональных дефицитов, тормозящих процесс устройства на работу посредством прохождения многообразных профессиональных проб и иных профориентационных практик.

Данная стратегия обеспечивает активную, сознательную, самостоятельную деятельность студентов посредством развертывания деятельностной составляющей социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. «Активизировать - пробудить активность, усилить, оживить деятельность студентов, сделать ее более результативной, самоэффективной относительно способности мобилизовать мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность» [33, с. 35], необходимые для самостоятельного и созидательного выдвижения профессиональной цели устройства на желаемую должность.

При этом значимым в ходе реализации данной стратегии выступает осмысление студентами ценности транспрофессионализма в его многомерности, обусловливающее необходимость усвоения новых ключевых компетенций из междисциплинарных областей деятельности, освоения обновленного трудового функционала и его продуктивной презентации для нахождения оптимальной ниши выхода на работу, проявления инициативы в постановке образовательных целей достижения уникальных конкурентных преимуществ, гармоничного формирования профессионально значимых и личностно-деловых качеств.

Наиболее эффективными методами и формами реализации стратегии активизации профессионального самоопределения и предоставления права выбора выступили: моделирование стандартных и нестандартных ситуаций для выбора и принятия решения устройства на работу в соответствии с потребностью, уровнем образования и квалификацией (метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа); кейс-тесты психологических опросников и тестов профессиональных качеств; заседания экспертной группы («Взаимодействие образования с работодателями: новые решения в вопросах трудоустройства»; «Определись, учись, работай»: практика содействия трудоустройству студентов); приемы («Обратное планирование», «Вперед в будущее»); деловые и ролевые игры («Карьерное моделирование», «Профстарт (ProfStart)», Профконтент (ProfContent), Профреал (ProfReal); «Колесо коучинга» (выявление сильных характеристик личности, определение причин и сфер их ослабления, выявление ресурсов корректировки), «Колесо моих способностей» (И. В. Москаленко, Т. М. Чурекова - ранжирование коммуникативных, дидактических, организаторских способностей, оптимистическое прогнозирование, эмоциональная устойчивость, открытость к нововведениям, готовность к профессиональному развитию); баскет-метод в принятии вызовов собственных притязаний; наставничество на производстве / в организации; разноуровневые задания с различной степенью педагогической помощи социального партнерства профессиональных сообществ; рефлексивные процедуры; квази-пробы (на разнообразных тренингах); проекты будущего трудоустройства, разработанные совместно с работодателями / специалистами организаций / предприятий; портфолио учебных и внеу-чебных достижений студентов.

4. Стратегия скаффолдинга (scaffolding) - определяет постепенное изменение позиции сопровождающего в виде «угасающей помощи» (fading help) в ходе активизации субъектной позиции студентов, расширения сферы самостоятельности и автономности субъектов трудоустройства.

Стратегия скаффолдинга описывает особый тип точечного инструктирования в области первичного вхождения студентов в выбранную сферу труда, направленного на запуск имеющегося у молодых людей ресурсного потенциала для решения поставленных в системе образования задач будущего трудоустройства и самостоятельного нахождения оптимальных путей ее решения. Это помощь соответствует определенному сотрудничеству между студентами и наставляющими взрослыми (педагогами, специалистами отдела профориентационной работы и трудоустройства, работодателями) на основе постоянного мониторинга и оценки актуальных действий выпускников, претендующих на определенную вакансию в процессе попыток самостоятельного решения поставленной задачи.

Основой стратегии скаффолдинга выступает обогащение субъектного опыта молодых людей, выражаемого: в готовности уже без помощи наставников (угасающая помощь» со стороны) соотносить собственные образовательно-профессиональные возможности и требования к специалистам выбранной сферы труда; в устремленности определять свои учебные и квазипрофессиональные проблемы и находить оптимальные способы их решения и минимизации; в своевременной оценке достижений в сфере образования и квазипрофессиональной деятельности через призму будущего трудоустройства; в самостоятельном, осмысленном планировании и корректировке процесса формирования культуры трудоустройства и реализации перспектив своего карьерного пути.

Наиболее эффективными методами, формами реализации стратегии скаффол-динга выступили: шэдоуинг («бытие тенью»); карьерное консультирование; карьерный коучинг; блок-схемы; наводящие вопросы («сократическая беседа»); резю-мерайтинг (продуктивная презентация накопленного профессионального опыта: позиционирование, резюме, сопроводительное письмо, «прокачивание» навыков успешного прохождения интервью); история достижений - START (S - situation, ситуация; T - task, какая стоит задача; А - action, какие действия предприняты; R - result, какой получен результат; T - talent, какие таланты при этом проявились); интервью по компетенциям, применимой к любой должности (деловая этика; профессиональное развитие; работа в команде; ориентация на результат); «Декартовы координаты» (Что я получу, если сделаю?, Что я потеряю, если сделаю?, Что я получу, если не сделаю?, Что я потеряю, если не сделаю?); «Пирамида Дилтса» ( «Что я имею?» - в окружении; «Что я делаю?» - в поведении; «Как я выбираю?» - способности и возможности; «Во что я верю?» - ценности и убеждения; «Кто я?» - идентичность; «Зачем я живу?» - миссия».

_Результаты исследования

Проведенный констатирующий эксперимент выявил недостаточный уровень сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов в экспериментальной группе: высокий уровень продемонстрировали лишь 21,8% респондентов, средний уровень изучаемой профессионально-личностной характеристики был выявлен у 43,8% опрошенных; низкий уровень зафиксирован у 34,4% студентов. В связи с этим нами был разработан и внедрен на формирующем этапе эксперимента комплекс стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству студентов, определяющий повышение данного вида культуры студентов.

Степень эффективности реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов определялась путем анализа результатов экспериментальной работы и использования одинакового диагностического инструментария в начале (констатирующий этап) и по завершению исследования (оценочный этап).

По итогам проведения исследования в экспериментальной группе отмечено положительное влияние реализации обоснованных стратегий на сокращение количества студентов (ЭГ) с низким уровнем сформированности культуры трудоустройства с 34,4% до 11,9% (средние значения результатов понизились в 2,89 раза). Высокий уровень сформированности изучаемой профессионально-личностной характеристики студентов увеличился с 21,8% до 42,4% (в 1,94 раза). Средний уровень изучаемого вида культуры увеличился незначительно (с 43,8% до 45,7%). При этом в контрольной группе ситуация осталась почти неизменной: высокий уровень сформированности культуры трудоустройства студентов незначительно возрос с 25,9% до 27,1%, так же, как и средний уровень увеличился с 40,7% до 42,7%, а низкий уровень данного вида культуры сократился незначительно с 33,4% до 30,2% (см. рис. 1).

На начало экспериментальной работы не выявлено статистически значимых различий в уровне сформированности культуры трудоустройства студентов между экспериментальной и контрольной группами (х2эмп = 0,48; p>0,05). В конце экспериментальной работы выявлены статистически значимые различия в уровне сфор-

мированности изучаемой профессионально-личностной характеристи-ки между опытными группами (х2эмп = 11,424; р<0,01). Это позволило сделать вывод о продуктивности внедрения стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

43,Е

45,7

40,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42,7

...

Высокийуроеень Среднийуровень Ниакий уроЕень Высокийуроеень СреднийуроЕень Низкий уроеень (ЭГ) (ЭГ) (ЭГ) (КГ) (КГ) (КГ)

■ Входная ди а гностика (Э Г) ■ Выходная ди а гностика (Э Г)

Рисунок 1 Динамика сформированности культуры трудоустройства выпускников

вузов (ЭГ, КГ) по этапам, в %

Таким образом, полученные результаты показывают, что после реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов отмечается увеличение количества студентов, у которых данный вид культуры сформирован.

_Обсуждение результатов

Полученные нами данные согласуются с результатами исследований J. Cavanagh и авт. [34], связанных с констатацией недостаточности организации в вузе подготовки студентов к продуктивному выходу выпускников на рынок труда и актуализацией проблемы разработки и внедрения ранних моделей, стратегий обучению трудоустройству, включенных в учебную программу вузов с целью повышения возможностей трудоустройства студентов путем обеспечения того, чтобы опыт обучения в университетах превращался в полноценный переход на рынок труда.

Мы согласны с K. Fulgence [35], что оптимальность трудоустройства выпускников вузов определяется реализацией стратегических мероприятий (в разнообразии методов, форм и приемов) развития навыков трудоустройства в контексте активизации субъектной позиции обучающихся, формирования востребованных работодателем компетенций, обучения предпринимательству. При этом разделяем позицию M. Goos [36]; P. Brown, M. Souto-Otero [37], о том, что в ходе трудоустройства студентов особый спрос возникает, как на навыки, позволяющие выполнять нерутинные и все более сложные интеллектуальные задачи, так и на универсальные навыки - решение проблем, креативность, адаптивность, коммуникативные навыки.

Результаты проводимого исследования подтвердили выводы ученых о том, что обоснование и реализация стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов позволит: своевременно подготовить студентов к новым паттернам занятости и новым задачам конкурентных реалий рынка рабочей силы; комплексно представить перспективные пути поиска работы и траекторию собственной профессиональной карьеры в дальнейшем с учетом обдуманного решения по определению индивидуального профессионального будущего, востребованного в обществе и на современном рынке труда; осуществить прогностичную оценку сфор-мированности культуры трудоустройства и перспективу коррекции данного процесса в условиях профессиональной подготовки в вузе, выбора молодыми людьми профессионального пути.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило актуальность и возможность достижения цели статьи (провести теоретическое обоснование и экспериментально апробировать стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов).

Анализ научных источников по изучаемой проблеме позволил определить значимость внедрения в содержание профессиональной подготовки вузов стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов для перспективного прогнозирования профессионального будущего и дальнейшего оптимального первичного устройства на рынке труда.

Констатирующий эксперимент выявил недостаточный уровень сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов. В этой связи были разработаны и внедрены в образовательную практику вузов (в ходе формирующего эксперимента) стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: актуализация профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогическое ориентирование студентов на успешную самопрезентацию; активизация профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинг (scaffolding).

Исследование результатов оценочного этапа эксперимента в экспериментальной группе выявило наличие статистически значимых сдвигов уровневых показателей сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов (подтвержденных статистическим анализом данных) как результата реализации стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

После реализации обоснованных стратегий с позиции планомерного осуществления совокупности методов и форм мотивирующей и профориентационной направленности снизилось количество студентов, испытывающих трудности при адекватной оценке соотнесения собственного ресурсного потенциала и требований для соискателей рабочих мест в избранной области труда, при выстраивании траектории формирования культуры трудоустройства с позиции продуктивного нахождения работы по специальности и достижения профессиональной успешности.

Ожидаемым результатом внедрения стратегий социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов выступило осмысление четкого образа перспектив профессионально-личностного развития, инициирующего социально продуктивную активность в овладении профессией и культурой трудоустройства.

_Финансирование

Исследование выполнено по проекту «Акмеологическая концепция социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-03-2021-044/1 от 30.06.2021 и № 073-03-2021-044/2 от 21.07.2021 г. к соглашению № 073-03-2021-044 от 18.01.2021 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года (A/70/L.1) «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 08.07.2022).

2. Regions and Cities at a Glance 2018 [Electronic. resource]. Paris: OECD Publishing: DOI: 10.1787/reg_cit_glance-2018-en

3. Eurostat. Newsrelease. Euroindicators. Statistics Explained [Electronic. resource]. URL: https://ec.europa.eu/ eurostat/statistics-explained/index.php?title=Unemployment_statistics (date of access: 08.07.2022).

4. Социально-экономическое положение России (январь - май 2022 года) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-05-2022.pdf (дата обращения: 08.07.2022).

5. Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в российской федерации «Молодежь и молодежная политика в России в контексте глобальных тенденций» [Электронный ресурс]: URL: https://молодежьсеверодвинска.рф/wp-content/uploads/2017/02/DOKLAD_O_POLOZhENII_ M0L0DYoZhI_2015.pdf (дата обращения: 08.07.2022).

6. Флагманский доклад Международной организацией труда «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции - 2021» [Электронный ресурс]: URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/---ro-geneva/—sro-moscow/documents/publication/wcms_796773.pdf (дата обращения: 08.07.2022).

7. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в РФ. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122021-n-3581-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 08.07.2022).

8. Приказ Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в РФ: URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-n-648-minobrnauki-rossii-n-1228/(дата обращения: 08.07.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1131 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в целях апробации комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, включая развитие предпринимательских инициатив, и индивидуального сопровождения развития предпринимательской деятельности в рамках реализации проекта «Страна мастеров» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=801024&ds t=100119#kA96GBTuYbm3pETj2 (дата обращения: 11.07.2022).

10. Pitan O. S. Towards Enhancing University Graduate Employability in Nigeria // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016. № 7. Рp. 1-11.

11. Lowden K., Hall S., Elliot D., Lewin. Employers' perceptions of the employability skills of new graduates. London, England: Edge Foundation, 2011 2011. 28 p.

12. Семенов П., Сулих А. Проблемы трудоустройства выпускников российских университетов // МНИЖ. 2016. № 5-1(47). С. 156-158. D0I:10.18454/IRJ.2016.47.009

13. Охотников О. В., Казакова Ю. Е. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. Т. 18. № 2. С. 431-449. DOI: 10.15826/ vestnik.2019.18.3.022

14. Yorke, M., Knight, P. T. Embedding Employability into the Curriculum. Learning and Employability // Higher Education Academy. Series 1. United Kingdomhttps, 2006. 32 с. URL: http://www.employability.ed.ac.uk/documents/Staff/ HEABriefings/ESECT-3-Embedding_employability_into_curriculum.pdf

15. Kalufya N., Mwakajinga L. Employability of higher education institutions graduates: exploring the influence of entrepreneurship education and employability skills development program activities in Tanzania // Institute of Social Work Journal. 2016. Vol. 1. № 2. Pp. 51-68.

16. Behle H. Students' and graduates' employability. A framework to classify and measure employability gain // Policy Reviews in Higher Education. 2020. № 4(1). Pp. 105-130. DOI: 10.1080/23322969.2020.1712662

17. Cheng M., Adekola O., Albia J., Cai S. Employability in higher education: a review of key stakeholders' perspectives // Higher Education Evaluation and Development. 2022. Vol. 16. № 1. Pp. 16-31. DOI: 10.1108/HEED-03-2021-0025

18. Sin C., Tavares O., Amaral A. Accepting employability as a purpose of higher education? // Studies in Higher Education. 2019. № 44. Pp. 920-931.

19. Еремина А. В., Зороастрова И. В. Выпускники вузов: стратегии карьерного старта // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С. 81.

20. Mason G., Williams G., Cranmer S. Employability Skills Initiatives in Higher Education: What Effects do They Have on Graduate Labour Market Outcomes? // Education Economics. 2009. № 17 (1). Pp. 1-30.

21. Мальцев Д. В. Влияние качества образовательных услуг технического университета на трудоустройство выпускников // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 459-473. DOI: 10.32744/pse.2020.6.35

22. Maxwell R., Armellini A. Identity, employability and entrepreneurship: the ChANGE framework of graduate attributes // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2019. Vol. 9. № 1. Pp. 76-91. DOI: 10.1108/ HESWBL-02-2018-0016

23. Strauss K., Griffin M. A., Parker S. K. Future work selves: How salient hoped-for identities motivate proactive career behaviors // Journal of applied psychology. 2012. № 97(3). Pp. 580-598. DOI:10.1037/a0026423

24. Clements A. J., Kamau C. Understanding students' motivation towards proactive career behaviours through goalsetting theory and the job demands-resources model // Studies in Higher Education. 2018. № 43. Pp. 2279-2293. D0l:10.1080/03075079.2017.1326022

25. Small L., Shacklock K., Marchant T. Employability: a contemporary review for higher education stakeholders // Journal of Vocational Education and Training. 2018. Vol. 70. № 1. Pp. 148-166. DOI:10.1080/13636820.2017.139 4355

26. Еремкин А. И., Худяков В. А., Савенкова Ю. С., Петренко В. О. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 54-58.

27. Ивлева О. В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореф. канд. дис. ... пед. наук. Калининград, 2012. 25 с.

28. Борисова А. А., Тимофеева А. Ю. Взаимосвязь динамики готовности обучающегося состояться в профессии с типом последующего трудоустройства // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 14 (413). C. 11-24.

29. Дудина M. M., Глотова Е. Е. Изучение требований работодателей к выпускникам вузов: российский и зарубежный опыт // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1(5). С. 95-98.

30. Меренков А. В. Изменения в ориентациях выпускников вузов на трудоустройство в условиях пандемии // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9 (89). С. 25-29. DOI: 10.24158/spp.2021.9.2

31. Мальцева В. А. Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? // Экономическая социология. 2021. № 2. С 109-138. DOI: 10.17323/1726-3247-2021-2-109-138

32. Коноплянский Д. А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения и принципы её реализации // Вестник УPАО. 2015. № 5. С. 40-46.

33. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М.: Университет Pоссийской академии образования, 2010. 180 с.

34. Cavanagh J., Burston M., Southcombe A., Bartram T. Contributing to a graduate-centred understanding of work readiness: An exploratory study of Australian undergraduate students' perceptions of their employability // The International Journal of Management Education. 2015. № 13. Pp. 278-288. DOI: 10.1016/J.IJME.2015.07.002

35. Fulgence K. Title of the Poster: Modeling Employability Skills Development Programs using Systems Dynamics Perspective Fulgence [Electronic Resource] // Conference: Kywi Conference on Social Cybernetics. At: Bern,

Switzeland. 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/283487527_Title_of_the_Poster_Modeling_ Employability_Skills_Development_Programs_using_Systems_Dynamics_Per

36. Goos M. The Impact of Technological Progress on Labour Markets: Policy Challenges // Oxford Review of Economic Policy. 2018. Vol. 34. № 3. Pp. 362-375.

37. Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data // Journal of Education Policy. 2020. № 35 (1). Pp. 95-118. DOI: 10.1080/02680939.2018.1549752

REFERENCES

1. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015 (A/70/L.1) "Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Available at: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ ru.pdf (accessed 8 July 2022).

2. Regions and Cities at a Glance 2018. Paris, OECD Publishing: DOI: 10.1787/reg_cit_glance-2018-en.

3. Eurostat. Newsrelease. Euroindicators. Statistics Explained. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Unemployment_statistics (accessed 8 July 2022).

4. Socio-economic situation in Russia (January - May 2022). Federal State Statistics Service. Available at: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-05-2022.pdf (accessed 8 July 2022).

5. Report on the Status of Youth and Implementation of State Youth Policy in the Russian Federation "Youth and Youth Policy in Russia in the Context of Global Trends". Available at: https://Mo^oflewbceBepo,qBMHCKa.p$/wp-content/ uploads/2017/02/DOKLAD_O_POLOZhENII_MOLODYoZhI_2015.pdf (accessed 8 July 2022).

6. Flagship report of the International Labor Organization "Employment and Social Protection Perspectives in the World: Trends - 2021". Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro-moscow/documents/publication/wcms_796773.pdf (accessed 8 July 2022).

7. Decree of the RF Government dated 14.12.2021 № 3581-r "On approval of the Long-term program to promote youth employment for the period up to 2030". Laws, codes and regulations in the Russian Federation. Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122021-n-3581-r-ob-utverzhdenii/ (accessed 8 July 2022).

8. Order of the Ministry of Labor of Russia № 648, Ministry of Education and Science of Russia № 1228 of 23.09.2020 "On approval of a set of measures to promote the employment of citizens who have completed training on the main educational programs of higher education in 2020, including in educational institutions of higher education and scientific organizations". Laws, codes and regulations in the Russian Federation. Available at: https://legalacts. ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-n-648-minobrnauki-rossii-n-1228/(accessed 8 July 2022).

9. Decree of the Government of the Russian Federation from 24.06.2022 № 1131 "On approval of the Rules of granting subsidies from the federal budget in 2022 to the autonomous non-profit organization "Agency for Development of Professional Skills (Worldskills Russia)" in order to approve a comprehensive approach to career support of youth, including development of entrepreneurial initiatives, and individual support of business development within the project "Country of Masters". Laws, codes and normative-legal acts in the Russian Federation. Available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=801024&dst=100119#kA96GBTuYbm3pETj2 (accessed 8 July 2022).

10. Pitan O. S. Towards Enhancing University Graduate Employability in Nigeria. Journal of Sociology and Social Anthropology, 2016, no. 7, pp. 1-11.

11. Lowden K., Hall S., Elliot D., Lewin. Employers' perceptions of the employability skills of new graduates. London, England: Edge Foundation, 2011. 28 p.

12. Semenov P., Sulikh A. Problems of employment of Russian university graduates. MNIJ, 2016, no. 5-1(47), pp. 156158. DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.009

13. Okhotnikov O. V., Kazakova Yu. E. Employment of university graduates as a problem of Russian education system. Bulletin of UrFU. Series Economics and Management, 2019, vol. 18, no. 2, pp. 431-449. DOI: 10.15826/ vestnik.2019.18.3.022

14. Yorke, M., Knight, P. T. Embedding Employability into the Curriculum. Learning and Employability. Higher Education Academy. Series 1. United Kingdomhttps, 2006. 32 p. Available at: http://www.employability.ed.ac.uk/documents/ Staff/HEABriefings/ESECT-3-Embedding_employability_into_curriculum.pdf (accessed 8 July 2022).

15. Kalufya N., Mwakajinga L. Employability of higher education institutions graduates: exploring the influence of entrepreneurship education and employability skills development program activities in Tanzania. Institute of Social

Work Journal, 2016, vol. 1, no. 2, pp. 51-68.

16. Behle H. Students' and graduates' employability. A framework to classify and measure employability gain. Policy Reviews in Higher Education, 2020, no. 4(1), pp. 105-130. DOI: 10.1080/23322969.2020.1712662

17. Cheng M., Adekola O., Albia J., Cai S. Employability in higher education: a review of key stakeholders' perspectives. Higher Education Evaluation and Development, 2022, vol. 16, no. 1, pp. 16-31. DOI: 10.1108/HEED-03-2021-0025

18. Sin C., Tavares O., Amaral A. Accepting employability as a purpose of higher education? Studies in Higher Education, 2019, no. 44, pp. 920-931.

19. Yeremina A. V., Zoroastrova I. V. Graduates of universities: strategies of career start. Management of economic systems: electronic scientific journal., 2013, no. 12 (60), p. 81.

20. Mason G., Williams G., Cranmer S. Employability Skills Initiatives in Higher Education: What Effects Do They Have on Graduate Labor Market Outcomes? Education Economics, 2009, no. 17 (1), pp. 1-30.

21. Maltsev D. V. The Impact of the Quality of Educational Services of Technical University on Graduate Employment. Perpectives of Science and Education, 2020, no. 6 (48), pp. 459-473. DOI: 10.32744/pse.2020.6.35.

22. Maxwell R., Armellini A. Identity, employability and entrepreneurship: the ChANGE framework of graduate attributes. Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 76-91. DOI: 10.1108/ HESWBL-02-2018-0016

23. Strauss K., Griffin M. A., Parker S. K. Future work selves: How salient hoped-for identities motivate proactive career behaviors. Journal of applied psychology, 2012, no. 97(3), pp. 580-598. DOI: 10.1037/a0026423.

24. Clements A. J., Kamau C. Understanding students' motivation towards proactive career behaviors through goalsetting theory and the job demands-resources model. Studies in Higher Education, 2018, no. 43, pp. 2279-2293. DOI: 10.1080/03075079.2017.1326022

25. Small L., Shacklock K., Marchant T. Employability: a contemporary review for higher education stakeholders. Journal of Vocational Education and Training, 2018, vol. 70, no. 1, pp. 148-166. DOI: 10.1080/13636820.2017.1394355

26. Eremkin A. I., Khudyakov V. A., Savenkova Y. S., Petrenko V. O. System of assistance in employment of university graduates in modern conditions. University management: practice and analysis, 2009, no. 3, pp. 54-58.

27. Ivleva O. V. Pedagogical accompaniment of the center of assistance to employment of graduates of higher education institution. Cand. Sci. (Educ.), Kaliningrad, 2012. 25 p.

28. Borisova A. A., Timofeeva A. Yu. Interrelation of the dynamics of the student's readiness to be established in the profession with the type of subsequent employment. Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 14 (413), pp. 11-24.

29. Dudina M. M., Glotova E. E. The study of employers' requirements to university graduates: Russian and foreign experience. Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities Research, 2015, no. 1(5), pp. 95-98.

30. Merenkov A. V. Vmeniya v orientatsii vysokikh urovniakh obrazovatel'nosti v sotsial'noi, psychologii, pedagogii [Changes in the Orientations of Graduates for Employment in the Conditions of Pandemic], 2021, no. 9 (89), pp. 25-29. DOI: 10.24158/spp.2021.9.2.

31. Maltseva V. A. What is wrong with the concept of work readiness of university graduates? Economic Sociology, 2021, no. 2, pp. 109-138. DOI: 10.17323/1726-3247-2021-2-109-138

32. Konoplyansky D. A. Pedagogical strategy of formation of competitiveness of a graduate of a higher educational institution and principles of its implementation. Bulletin of the URAO, 2015, no. 5, pp. 40-46.

33. Pak L. G. Subject-developing socialization of the student of higher education: theoretical and methodological foundations. Moscow, University of the Russian Academy of Education, 2010. 180 p.

34. Cavanagh J., Burston M., Southcombe A., Bartram T. Contributing to a graduate-centred understanding of work readiness: An exploratory study of Australian undergraduate students' perceptions of their employability. The International Journal of Management Education, 2015, no. 13, ppp. 278-288. DOI: 10.1016/J.IJME.2015.07.002

35. Fulgence K. Title of the Poster: Modeling Employability Skills Development Programs using Systems Dynamics Perspective Fulgence. Conference: Kywi Conference on Social Cybernetics. At: Bern, Switzeland. 2013. Available at: https://www.researchgate.net/publication/283487527_Title_of_the_Poster_Modeling_Employability_Skills_ Development_Programs_using_Systems_Dynamics_Per.

36. Goos M. The Impact of Technological Progress on Labor Markets: Policy Challenges. Oxford Review of Economic Policy, 2018, vol. 34, no. 3, pp. 362-375.

37. Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An analysis of the Relationship between Education and the Labor Market Using Big Data. Journal of Education Policy, 2020, no. 35 (1), pp. 95-118. DOI: 10.1080/02680939.2018.1549752

Информация об авторах Пак Любовь Геннадьевна

(Россия, Оренбург) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: lyubov-pak@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7321-506X Scopus Author ID: 57211777058 ResearcherID: AAB-7972-2020

Каменева Елена Григорьевна

(Россия, Оренбург) Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по социальной и воспитательной работе, доцент кафедры педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» E-mail: kameneva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0032-5193 Scopus Author ID: 574121399100 ResearcherID: 9085-7674

Кочемасова Любовь Александровна

(Россия, Оренбург) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

E-mail: lkochem@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4972-1047 Scopus Author ID: 57204706899 ResearcherID: 9218-5060

Соколова Юлия Александровна

(Россия, Оренбург) Начальник отдела профориентационной работы и трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» E-mail: uliababushkina@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4745-9903 ResearcherID: 2852-1114

Information about the authors Lyubov G. Pak

(Russia, Orenburg) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Sociology Orenburg State Pedagogical University E-mail: lyubov-pak@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7321-506X Scopus Author ID: 57211777058 ResearcherID: AAB-7972-2020

Elena G. Kameneva

(Russia, Orenburg) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Vice-Rector for Social and Educational Work, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Sociology Orenburg State Pedagogical University E-mail: kameneva@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0032-5193 Scopus Author ID: 574121399100 ResearcherID: 9085-7674

Lyubov A. Kochemasova

(Russia, Orenburg) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Sociology Orenburg State Pedagogical University E-mail: lkochem@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4972-1047 Scopus ID: 57204706899 Reseacher ID: 9218-5060.

Yulia A. Sokolova

(Russia, Orenburg) Head of the Department of Career Guidance and Employment of Graduates Orenburg State Pedagogical University E-mail: uliababushkina@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4745-9903 ResearcherID: 2852-1114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.