Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕСТИТУЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕСТИТУЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТИТУЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСКУССТВО / КОМПЕНСАТОРНАЯ РЕСТИТУЦИЯ / КОНВЕНЦИИ / RESTITUTION / CULTURAL VALUES / ART / COMPENSATORY RESTITUTION / CONVENTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Челядина А.С.

Статья посвящена международной реституции культурных ценностей. Рассмотрены события развития реституции, ее важнейшие моменты в становлении истории на международной арене. Перечислены основополагающие документы, позволяющие регулировать все спорные моменты, сложившие по многочисленным спорам, начиная с 19 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Челядина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL RESTITUTION OF CULTURAL PROPERTY

The article is devoted to the international restitution of cultural property. There are examined events of the development of restitution, which is the most important moments in the formation of history in the international arena. The fundamental documents are listed that allow you to regulate all the controversial issues that have developed over numerous disputes since the 19th century.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕСТИТУЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 007.03

Челядина А. С. студент магистратуры 2 курс, юридический факультет программа Международное право, европейское право, международная юридическая практика

РАНХиГС, ИГСУ Научный руководитель: Зайцева Н.В., к.ю.н.

Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕСТИТУЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация: Статья посвящена международной реституции культурных ценностей. Рассмотрены события развития реституции, ее важнейшие моменты в становлении истории на международной арене. Перечислены основополагающие документы, позволяющие регулировать все спорные моменты, сложившие по многочисленным спорам, начиная с 19 века.

Ключевые слова: реституция, культурные ценности, искусство, компенсаторная реституция, конвенции.

Cheliadina A.S.

master student 2 year, faculty of law program International law, European law, international legal practice RANEPA, IGSU Scientific adviser: Zaitseva N. V., Ph.D.

Russia, Moscow

INTERNATIONAL RESTITUTION OF CULTURAL PROPERTY

Annotation: The article is devoted to the international restitution of cultural property. There are examined events of the development of restitution, which is the most important moments in the formation of history in the international arena. The fundamental documents are listed that allow you to regulate all the controversial issues that have developed over numerous disputes since the 19th century.

Key word: restitution, cultural values, art, compensatory restitution, conventions.

Под реституцией в международном праве понимается возвращение в натуре имущества (вещей), неправомерно захваченного и вывезенного

одним из воюющих государств с территории другого государства, являвшегося его военным противником.1

Реституция представляет собой одну из форм возмещения материального ущерба, поскольку она направлена на восстановление фактического положения (status quo), "которое существовало бы, если бы неправомерный акт не был совершен"2. Мерами восстановления status quo, предшествующего правонарушению являются меры возмещения нанесенного правонарушением материального ущерба в форме реституции и (или) репараций3.

Реституция на международной арене относится в основном к такой категории, как культурные ценности.

Особое место среди реституции в сфере искусства занимает компенсаторная реституция, по другому restitution in kind. В международном праве вид материальной ответственности государства осуществившего агрессию состоит в обязанности государства-агрессора компенсировать причиненный др. государству материальный ущерб путем передачи ему (или путем изъятия потерпевшим государством в свою пользу) предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством-агрессором с территории потерпевшего государства. К.р. применятся, если осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно.4

История развития реституции крайне интересна. Все начиналось во времена Древнего Рима, но первый значимый в мире захват искусства, который имел значение для истории человечества произошел во время Первой Мировой войны в периоды правления Наполеона. Французский полководец задумал построить новый «супермузей». Цель была проста -показать культурные ценности всему человечеству. Вскоре, сразу после изъятия таких ценностей Франция потерпела поражение, и союзные монархи-победители стали раздавать эти произведения обратно. В 1815 году Венский конгресс не только призвал, но и обязал Францию вернуть все «награбленные» сокровища их законным владельцам. Сумма возвращенных произведений составляла около 5000 предметов искусства.

Помимо французов, немцы также внесли вклад в историю реституции. В ходе Второй Мировой войны, а также после нее фашисты захватили и истребили множество предметов искусства. Это был акт мести за версальские «унижения». Кроме того, была разработана концепция «реституции ценностей, украденных у немецкого народа». Она расширяла

1 Международное право: словарь-справочник. М., 1997. С. 285; Международное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 2-е изд. М., 1999. С. 622; Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2001. С. 104; Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. С. 200.)

2 Броунли Я. Международное право. Кн. 2. С. 121.

3 Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. М., 2000. С. 142.

4 URL: http://pravoteka.ru/encyclopedia8802

перечень «германской собственности» до любых творений «арийского духа», томящихся в музеях у «неполноценных народов».5

К данному виду изъятия применялось другое название - «Трофейное искусство». Вывозом наиболее значимых культурных ценностей занимался зондерштаб «Изобразительное искусство» Альфреда Розенберга, чьей непосредственной обязанностью была переправка культурных ценностей в город Линц, где шло строительство нацистского музея, наполненного трофейными ценностями со всего мира6. Например, Суммарный ущерб культурному достоянию СССР, нанесенный за годы войны, эксперты оценивают в 140 млрд руб. в золоте в ценах 1914 г. За эти годы цены выросли в сотни, тысячи раз, и по некоторым оценкам ущерб составляет 230 млрд долларов7

В ходе проведения таких операций пострадало множество стран, в том числе Франция, Австрия, США, Польша, СССР, Восточная Европа.

После капитуляции Франции Адольф Гитлер 30 июня 1940 года издал приказ изъять произведения искусства, принадлежащие французскому государству и частным лицам, в особенности евреям. Всего было изъято 21.902 предметов искусства из 203 художественных собраний, все они были инвентаризированы, определены и дополнительно изучены. Стоимость похищенного до марта 1941 года оценивалась берлинским руководством Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга более чем в один миллиард рейхсмарок. В период с апреля 1941 по июль 1944 г. через штаб Розенберга было отправлено в Германию 29 посылок из 4 174 ящиков культурных ценностей. Помимо того, была проведена «Акция М» — разграбление мебели и домашней утвари бывших еврейских владельцев: так из 71 619 квартир успели переправить из Франции в Германию более миллиона кубометров грузов в 29 436 железнодорожных вагонах. 8

Не смотря на активное изъятие культурных ценностей, немцы в свою очередь пощадили созданные немцами или же те, что так или иначе представлялись годными для продажи.

Произведения российских или польских художников, напротив, систематически уничтожались, так как национал-социалистами они считались как «бесполезные», согласно национал-социалистической идеологии принадлежавшие «недочеловекам» (унтерменшам).

Так, в оккупированных районах Советского Союза систематически грабили музеи, галереи и частные дома, православные церкви, синагоги и мечети на юге России были разрушены.

Самый известный случай кражи национал-социалистами произведений искусства — это, пожалуй, янтарная комната, которая в октябре 1941 года

5 Козлов Г. Реституция: искусство, освобожденное из плена // Журнал «Вокруг света». - Февраль. - 2007. -С. 24.

6 Николас Л. Похищение Европы: Судьба культурных ценностей в годы нацизма // Пер. с англ. С. А. Червонной. - М., 2001. - С. 27.

7 Соснов А. Искусство не может быть трофеем! // Невское время. - 1995. - № 45.

8 [Электронный ресурс], URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трофейное искусство (Вторая мировая война), (дата обращения 21.02.2020)

была вывезена из Екатерининского дворца царского села (Пушкин) около Санкт-Петербурга. Несколько месяцев спустя в Нюрнберг был доставлен фонтан Нептуна из парка царской резиденции.

После 1945 года трофейные предметы искусства были перемещены союзниками из укрытий в различные центральные пункты сбора («Central Collecting Point») в Мюнхене, Висбадене и Марбурге, после чего ценности были сфотографированы, каталогизированы, было проверено их происхождение и они были возвращены законным владельцам. В 1949 году Collecting Point прекратил свою деятельность и передал свои обязанности Немецкому Комитету по реституции.

В качестве примера компенстарной реституции из Германии в СССР до 1952 года было вывезено примерно 900 000 предметов искусства (по подсчетам немецкого Фонда Прусского культурного наследия), однако все же некоторые предметы искусства были возвращены в ГДР, такие как Пергамский алтарь и Сикстинскую Мадонну.

Например, В Австрии сложилась довольно таки спорная ситуация с предметами искусства, которые должны были вернуть уцелевшим после войны евреям. В 1940-1950х годах конфискованное было возвращено, однако, согласно австрийским законам, вывезти из страны свои коллекции они не могли. Пришлось семьям коллекционеров «дарить» музеям половину своих собраний, чтобы иметь возможность вывезти остальную часть.9

Реституция не является исключительно европейским явлением, как могло показаться. В 2010 году японцы возвратили корейцам (Сеулу, в частности) боле 1400 наименований культурных ценностей, захваченных Японией во время оккупации Корейского полуострова с 1910 по 1945 года.

Громкое судебное разбирательство относительно портрета Адели Блох-Бауэр I, именуемой еще «Золотой Аделью», проходило с 2000 по 2006 годы между наследницей Блох-Бауэра и австрийской галереей Бельведер. Полотно кисти художника Гюстава Климта оценивалось в сто миллионов евро. После длительного разбирательства, суд постановил возвратить картину наследникам Блох-Бауэра, проживающим в США. Кроме того, было возвращено еще 10 картин Климта. 10

На базе данных происшествий были созданы следующие нормативно-правовые акты, которые в дальнейшем помогали урегулировать сложившиеся споры.

Наиболее важными документами среди реституции культурных ценностей являются: Гаагская конвенция 1907 и 1954 годов. Согласно Гаагским «Правилам ведения войны» от 1907 года, «произведения искусства не могут быть использованы в качестве компенсации за военные потери», в то время как Конвенция 1954 года позволяет: 1) обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая

9 Звонова О. Великие "возвращенцы", илиКакобъектыкультурынаходятдорогудомой // Аргументы и факт. -М. - 2013. - С.1.

10 Там же. С. 1.

использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.11; 2) обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны12.

Важными источниками в сфере защиты культурных ценностей также являются также «Пакт Рериха» 1935 г13, Лондонская декларация 1943 г., Ялтинская конвенция 1945 г.14, тексты мирных договоров СССР с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией 1947 г.15 и Женевские конвенции 1949 г.16

Существует такой значимый нормативно-правовой акт, как Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.) Это первая и наиболее широко ратифицированная международная конвенция, касающаяся незаконного оборота культурных ценностей. Она играет тройную роль и предоставляет государствам -участникам возможность делать следующее:

(0 принимать превентивные меры: в частности, предоставление описей, выдача документов на вывоз, мониторинг деятельности торговцев и наложение уголовных или административных санкций и проведение просветительских кампаний. В соответствии со статьей 7 Конвенции государства-участники обязуются:

a) принимать все необходимые меры в соответствии с национальным законодательством, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями, расположенными на их территории, культурных ценностей, происходящих из другого государства-участника Конвенции, которые были незаконно вывезены после вступления в силу настоящей Конвенции в соответствующих государствах;

b) запрещать ввоз культурных ценностей, похищенных из музея или религиозного или светского исторического памятника или подобного учреждения другого государства-участника настоящей Конвенции после

11 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. 1954 г. // Вестник ВАС РФ. - 1996. - №12.

12Там же. № 12.

13Знамя мира: Организационные заседания 5 сентября 1934. Русский комитет Пакта Рериха в Харбине. - М., 1954. - Вып. 24.

14Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1955. - Вып. 9.

15Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1955. - Вып. 9.

16Основные положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. - М., 1994. - Вып. 2.

вступления настоящей Конвенции в силу в заинтересованных государствах, при условии, что такая ценность числится в описи предметов, принадлежащих данному учреждению;

(и) использовать положения о реституции: в соответствии со статьей 7 (Ь)(и) Конвенции государства-участники обязуются по требованию государства-участника, откуда происходит культурная ценность, предпринимать соответствующие шаги для обнаружения и возвращения любой подобной культурной ценности, ввезенной после вступления настоящей Конвенции в силу в обоих заинтересованных государствах, при условии, однако, что государство, обращающиеся с просьбой, выплачивает справедливую компенсацию добросовестному покупателю или лицу, которое имеет действительное право на эту ценность. Просьбы относительно розыска и возвращения направляются по дипломатическим каналам.

Разработанное совместно ЮНЕСКО и Всемирной таможенной организацией Типовое свидетельство на право вывоза культурных ценностей - это еще один полезный документ для борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей. Свидетельство предназначено специально для культурных ценностей, поскольку в большинстве стран сейчас используется один и тот же бланк для вывоза как «обычных» товаров (компьютеров, одежды и т.д.), так и дорогих культурных ценностей. Оно позволяет идентифицировать культурные ценности и проследить за их перемещением. Вместе с тем оно не особо обременительно для экспортеров и таможенных властей. Если это свидетельство будет широко распространено по всему миру и станет международным стандартом, от этого выиграют все государства и будет облегчена работа полиции и таможенных чиновников. ЮНЕСКО и ВТО распространили свидетельство среди своих государств -членов в 2005 г. они рекомендуют принять его (полностью или частично) в качестве специального национального свидетельства на право вывоза культурных ценностей. Как Конвенция ЮНЕСКО 1970 г., так и Конвенция ЮНИДРУА 1995 г. предусматривают использование экспортных сертификатов для культурных ценностей.17 Государства могут скопировать текст этого свидетельства и адаптировать его к своим нуждам, используя собственное название, бумагу и другие формальности

Важным правовым документом в сфере защиты культурных ценностей является В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (Россия относится к числу стран, подписавших Конвенцию, но еще не ратифицировавших).

Целями Конвенции являются, в частности, защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями.

Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной

культурной ценности вернуть ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало

17[Электронный ресурс], URL:http://www.шnesco.org/cшltштеЛaws/Шirit (дата обращения 20.02.2020).

известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца, и во всех случаях в 50-летний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца (ст. 3)18. Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после ее незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца в момент ее возврата справедливого возмещения убытков при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность могла быть похищена (ст. 4)19. Таким образом, согласно Конвенции УНИДРУА обеспечивается и защита права владельца похищенной ценности в случае добросовестного приобретения, поскольку предусматривается возмещение ущерба, понесенного таким добросовестным приобретателем.

Для 21 века огромное значение играет интернет, что в свою очередь облегчает задачу всем задачу в помощи защиты культурных ценностей. На сегодняшний день существует такой сайт:

http ://www.unesco. org/culture/natlaws, который хранит в себе важную информацию о законодательстве государств о культурном наследии, о определенной культурной ценности, которая была похищена или незаконно вывезена, своего рода - это база данных помогает обеспечивать покупателем и торговца простейший доступ к юридическим актам.

Удостоверение предмета искусства (ObjetlD) - это удобный в использовании стандарт для учета данных о предметах искусства и творениях природы. Он помогает учреждениям, обществам и отдельным лицам понять, как вести единую документацию о предметах искусства и антиквариата, разыскивать предметы культуры и творения природы в случае кражи, незаконного вывоза и утраты и восстанавливать эти предметы в случае их частичного разрушения или повреждения.

Вопрос возврата культурных ценностей на территорию Германии остается актуальным и по сей день. Особенно острые споры возникают между Российской Федерацией и Германией. До сих пор остаются множество неурегулированных конфликтов среди украденных объектов культурного наследия. По состоянию на 2020 год в России появилось специальное структурированное подразделение по вопросам культурных ценностей. Структура, созданная при государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО, займется вопросами поиска и возвращения ценностей, утраченных в годы Великой Отечественной войны20.

18 Конвенция Юнидруа о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. 1995. -[Электронный ресурс], URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-cultural-properties-140554.htm, (дата обращения 20.02.2020).

19 Там же. Ст. 4.

20[Электронный ресурс], URL: https://artinvestment.ru, (дата обращения 20.02.2020).

До сегодняшнего дня Германия призывает Россию вернуть культурные ценности. Вновь зародившиеся споры после долго затишья начались в 2013 году, когда была проведена выставка в Эрмитаже «Эпоха бронзы. Европа без границ». Примерно четверть экспонатов составили «перемещенные» предметы искусства, вывезенные в СССР с немецкой территории после Второй мировой21. После чего Берлин намеривался ни раз вернуть это ценности, незаконно вывезенные, после в СССР после второй мировой войны.

Таким образом, возвращение предметов искусства на родину до сих поря является актуальным вопросом в международном праве. С каждым днем находятся все новые обстоятельства, которые способствуют и помогают осуществлять высвобождение давно утративших и спрятанных предметов живописи. Важным моментом считается то, что не смотря на все происходящия разногласия между странами вопрос реституции является одним из самых востребованных на международной арене.

Использованные источники

1. Байназаров Э. Возвращать - плохая примета: ФРГ заговорила о реституции трофеев СССР. // Известия. - М., 2018. - С. 1

2. Броунли Я. Международное право. Кн. 2. С. 121.

3. Звонова О. Великие "возвращенцы", или Как объекты культуры находят дорогу домой // Аргументы и факт. - М. - 2013. - С.1.

4. Знамя мира: Организационные заседания 5 сентября 1934. Русский комитет Пакта Рериха в Харбине. - М., 1954. - Вып. 24.

5. Козлов Г. Реституция: искусство, освобожденное из плена // Журнал «Вокруг света». - Февраль. - 2007. - С. 24.

6. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. 1954 г. // Вестник ВАС РФ. - 1996. - №12.

7. Конвенция Юнидруа о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. 1995. - [Электронный ресурс], ЦКС https://www.icrc.org/rш/doc/resoшrces/docшments/misc/treaties-cшltшral-properties-140554.htm, (дата обращения 20.02.2020).

8. Международное право: словарь-справочник. М., 1997. С. 285; Международное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 2-е изд. М., 1999. С. 622; Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2001. С. 104; Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. С. 200.)

9. Николас Л. Похищение Европы: Судьба культурных ценностей в годы нацизма // Пер. англ. С. А. Червонной. - М., 2001. - С. 27.

10. Основные положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. - М., 1994. - Вып. 2.

11. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1955. - Вып. 9.

21Байназаров Э. Возвращать - плохая примета: ФРГ заговорила о реституции трофеев СССР. // Известия. -М., 2018. - С. 1

12. Соснов А. Искусство не может быть трофеем! // Невское время. - 1995. - № 45.

13. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. М., 2000. С. 142.

14. [Электронный ресурс], URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трофейное искусство (Вторая мировая война), (дата обращения 20.02.2020).

15. [Электронный ресурс], URL: http://pravoteka.ru/encyclopedia8802, (дата обращения 20.02.2020).

16. [Электронный ресурс], URL: https://artinvestment.ru, (дата обращения 20.02.2020).

17. [Электронный ресурс], URL: http ://www.unesco. org/culture/laws/illicit, (дата обращения 20.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.