Научная статья на тему 'Международная производственная практика как элемент взаимодействия образования, науки и бизнеса в аграрной сфере'

Международная производственная практика как элемент взаимодействия образования, науки и бизнеса в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / БИЗНЕС / АГРАРНАЯ СФЕРА / СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATION / SCIENCE / BUSINESS / AGRARIAN SPHERE / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев К.А., Marinkovich Branko

В статье проведен анализ текущего состояния значимости и важности международной производственной практики для формирования высококвалифицированного специалиста на основе обобщения опыта международного сотрудничества между высшими учебными заведениями России и Сербии (Кемеровский ГСХИ и Университет Новый Сад). Авторы считают, что путь к открытому обществу лежит через развитие качественного образования на основе укрепления сотрудничества между вузами, разработки совместных учебных программ и интенсификации академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL PRACTICAL TRAINING AS THE ELEMENT OF INTERACTION BETWEEN EDUCATION, SCIENCE AND BUSINESS IN THE AGRARIAN FIELD

The current state of the international practical training significance and importance in order to form a highly qualified specialist on the basis of summarizing the experience of international cooperation between higher educational institutions of Russia and Serbia (Kemerovo State Agricultural Institute and the University of Novi Sad) is conducted in the article. The authors believe that the path to the open society lies in the quality education development by strengthening the cooperation between universities, the joint educational program development and the academic mobility intensification.

Текст научной работы на тему «Международная производственная практика как элемент взаимодействия образования, науки и бизнеса в аграрной сфере»

УДК 378.147.88:338.431 К.А. Васильев, Бранко Маринкович

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

В статье проведен анализ текущего состояния значимости и важности международной производственной практики для формирования высококвалифицированного специалиста на основе обобщения опыта международного сотрудничества между высшими учебными заведениями России и Сербии (Кемеровский ГСХИ и Университет Новый Сад). Авторы считают, что путь к открытому обществу лежит через развитие качественного образования на основе укрепления сотрудничества между вузами, разработки совместных учебных программ и интенсификации академической мобильности. Ключевые слова: образование, наука, бизнес, аграрная сфера, сотрудничество.

K.A. Vasiliev, Branko Marinkovich

THE INTERNATIONAL PRACTICAL TRAINING AS THE ELEMENT OF INTERACTION BETWEEN EDUCATION,

SCIENCE AND BUSINESS IN THE AGRARIAN FIELD

The current state of the international practical training significance and importance in order to form a highly qualified specialist on the basis of summarizing the experience of international cooperation between higher educational institutions of Russia and Serbia (Kemerovo State Agricultural Instituteand the University of Novi Sad) is conducted in the article. The authors believe that the path to the open society lies in the quality education development by strengthening the cooperation between universities, the joint educational programdevelopment and the academic mobility intensification.

Key words:education, science, business, agrarian sphere, cooperation.

Введение. Основой благосостояния государства является обеспечение граждан продуктами питания, что в первую очередь зависит от состояния и условий функционирования аграрной сферы. Неустойчивое развитие аграрного производства в настоящее время, снижение экономической эффективности отрасли, низкий уровень доходов и других социальных параметров сельскохозяйственных товаропроизводителей привели к значительному ухудшению обеспеченности населения продовольствием отечественного производства и обострению многих социально-экономических проблем в сельской местности.

Имеющая огромный аграрный потенциал Россия на текущий момент времени находится в зоне продовольственной зависимости по ряду продуктов питания, в том числе по мясу и молоку. Предотвращение деструктивных тенденций развития сельского хозяйства, восстановление и последующее укрепление фундамента, необходимого для обеспечения перехода аграрной сферы экономики страны на устойчивый путь развития, носит срочный характер, поскольку является обязательным условием для формирования возможности участвовать в «диалоге цивилизаций» в статусе полноправного партнера [2].

Перечисленные выше проблемы невозможно решить без активизации процесса инновационного развития, и здесь нам видится необходимость совершенствовать формы взаимодействия образования, науки и бизнеса, объединив их экономические интересы.

ВестникКрасТАУ. 2014. № 6

Цель исследования. Определение особой важности и необходимости международного сотрудничества в научной и учебно-методической деятельности, в том числе организации международных производственных практик, стажировок и повышения квалификации студентов, ученых и представителей бизнеса в аграрной сфере.

Задачи исследования: сделать анализ текущего состояния значимости и важности международной производственной практики для формирования высококвалифицированного специалиста; обобщить опыт сотрудничества Кемеровского ГСХИ (Россия) и Университета Новый Сад (Сербия); подчеркнуть необходимость формирования инновационного образования, которое возможно только при интеграции образования и бизнеса.

Объект и методы исследования. Объектом исследования являются субъекты аграрной сферы, в том числе высшее учебное заведение. К методам исследования необходимо отнести монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический.

Результаты исследования. Одним из немаловажных элементов взаимодействия субъектов предпринимательства и образования является качественная организация производственной практики студентов, которая является составной частью учебного плана по подготовке специалистов. В ходе практики осуществляется практическая подготовка выпускника к профессиональной деятельности, углубляются знания по специальности, достигается практическая реализация теоретических знаний, а также налаживаются и укрепляются связи между производством и образованием.

В настоящее время предпринимательские структуры выдвигают повышенные требования к выпускникам вузов, требуя от них результата с момента трудоустройства. Однако даже при самой хорошей теоретической подготовке, которую может дать высшее учебное заведение, специалисты без практических навыков, без знания особенностей работы в реальном производственном коллективе не смогут принимать быстрых и правильных технологических и управленческих решений.

Недальновидность многих собственников бизнеса привела к тому, что даже те студенты, которые получили возможность пройти практику на реальном производстве, получают от нее гораздо меньшую отдачу, чем это требует программа подготовки квалифицированного специалиста.

В итоге отсутствие практических навыков значительно затрудняет поиск работы выпускников высших и средних учебных заведений, и в результате наблюдается парадокс, когда при нехватке специалистов многие выпускники вузов не могут найти работу или работают не по специальности, поскольку у них отсутствуют профессиональные навыки [1].

Проблема качества подготовки выпускников вузов к трудовой деятельности становится все более значимой. Для решения данной проблемы вузам необходимо взаимодействовать со стратегическими партнерами, к которым относятся образовательные учреждения, организации и предприятия аграрной сферы, научные организации, органы государственного управления, общественные организации. В настоящее время самыми значимыми в системе стратегического партнерства вузов являются работодатели. Главной задачей партнерства является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки выпускников на основе сотрудничества университета с заинтересованными предприятиями и организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов. Закон об образовании подталкивает вузы на развитие международного сотрудничества. Статья 57 Закона «Об образовании» ориентирует образовательные учреждения устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями [5].

Россия, подписав Болонскую декларацию в сентябре 2003 г., присоединилась к общеевропейскому процессу, цель которого - создание единой европейской системы высшего образования, что предполагает взаимное признание дипломов и практику общих подходов к качеству подготовки выпускников. Это позволяет повысить академическую мобильность студентов, расширить их возможности обучаться и трудоустраиваться в любой стране мира независимо от места проживания.

Занимаясь продвижением международного сотрудничества между высшими учебными заведениями России и Сербии, Кемеровский ГСХИ и Университет Новый Сад считают, что путь к открытому обществу лежит через развитие качественного образования на основе укрепления сотрудничества между вузами, разработки совместных учебных программ и интенсификации академической мобильности.

В условиях модернизации российского образования в вузах России создается необходимая инфраструктура для развития международной деятельности, разрабатываются и выполняются программы, направленные на интернационализацию образования, расширение сотрудничества с зарубежными вузами. Одним из важнейших этапов совершенствования российского образования и полноценного вхождения России в Болонский процесс является анализ и обобщение опыта ведущих стран мира в области структуры и организации учебного процесса. Также в настоящее время достаточно четко определены проблемы российского образования и основные пути их решения.

Что касается совместных образовательных программ российских вузов, то данные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов. Разработки совместных программ вузам России предоставляют возможности для популяризации и экспорта российского высшего образования за рубежом. А также для создания единого европейского рынка труда, так как профессиональная мобильность на сегодняшний день подразумевает не только расширение возможностей применить свои знания и умения в рамках профессии, но и возможность работать именно в том регионе, где они востребованы.

Профессиональными областями, в которых российскими вузами накоплен достаточный опыт сотрудничества, в том числе по созданию совместных программ, являются менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения, образование. Некоторый опыт сотрудничества между российскими и европейскими университетами в области инженерных программ накоплен, в том числе, благодаря процедурам международной аккредитации инженерных программ. В большей степени совместные программы реализуются на магистерском уровне; в меньшей степени - на уровне подготовки бакалавров [4].

Опыт международного сотрудничества российских вузов показывает, что при открытии и реализации совместных программ вузы-партнеры сталкиваются с определенными проблемами, в числе которых несоответствие законодательной базы стран, отсутствие механизма признания совместных степеней и дипломов, финансовые вопросы осуществления академической мобильности, а также вопросы обеспечения и контроля качества подготовки.

В связи с юридическими тонкостями в признании совместных степеней и дипломов на практике ни одна европейская программа не выдает по-настоящему юридически признанный совместный диплом. Чаще всего по завершении обучения выпускники получают два диплома либо один диплом и сертификат, подписанный вузами-партнерами и, соответственно, не имеющий юридического признания на национальном уровне.

Однако предоставление возможности студенту познакомиться с учебным процессом в университете другой страны, участие в различных международных конференциях, «круглых столах», а также прохождение производственной практики безусловно положительно сказывается на его дальнейшей карьере. Необходимо отметить, что международная производственная практика для вуза позволяет соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на международный рынок труда, а также получить обратную связь со стороны организаций, принимающих студентов на практику. Кроме этого, появляется возможность получить дополнительную информацию о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда. Следовательно, вузу недостаточно просто готовить специалиста по какому-либо направлению подготовки, требуется ориентироваться на потребности рынка труда региона.

Особое место в учебном процессе занимает организация международной производственной практики и стажировки студентов, ученых и представителей предпринимательских структур аграрной сферы экономики.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании в сфере научного и учебного сотрудничества между Сельскохозяйственным факультетом в Новом Саду (Сербия) и Кемеровским государственным сельскохозяйственным институтом (Россия) за период 2012-2013 гг. были организованы и проведены четыре совместные международные производственные практики студентов и повышения квалификации ученых, а также представителей бизнес-структур аграрной сферы [6].

С 9 по 19 июля 2012 года от Кемеровского ГСХИ было направлено 5 студентов в сопровождении одного ученого на производственную практику в Университет Новый Сад (Республика Сербия). Целью практики явилось исследование и ознакомление с передовыми технологиями возделывания сельскохозяйственных культур Сербии, а также с вопросами реализации семян и продуктов переработки мировым странам и странам Евросоюза.

Вестник,КрасГЯУ 2014. № 6

В период с 27 августа по 6 сентября 2012 г. производственную практику и повышение квалификации прошли студенты и ученые Университета Новый Сад на базе Кемеровского ГСХИ в составе 10 человек, из них 6 студентов, 2 фермера и 2 ученых.

Программа прохождения производственной практики включала посещение ряда крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе фермерских хозяйств, а также ряда эффективных предприятий различных отраслей экономики Кузбасса.

В 2013 году в период с 8 по 18 июля группа ученых и аспирантов в составе 3 человек прошла стажировку в Университете Новый Сад на базе ведущих фермерских хозяйств АО «Воеводины» и Сельскохозяйственного факультета.

Задачи стажировки были следующими: познакомиться с передовыми и инновационными технологиями возделывания сельскохозяйственных культур в Республике Сербия; изучить основные направления селекционной работы с зерновыми культурами на базе сельскохозяйственного научно-исследовательского института г. Банья Лука (Босния и Герцеговина); продолжить укрепление профессиональных связей между Кемеровским ГСХИ, Сельскохозяйственным факультетом Университета Новый Сад и передовыми фермерскими хозяйствами Республики Сербия.

Фотографии о прохождении международной производственной практики делегации Кемеровского ГСХИ на полях Сербии представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Международная производственная практика делегации из Кемеровского ГСХИ на полях Сербии

В период с 6 по 16 сентября 2013 г. производственную практику и повышение квалификации прошли студенты и ученые Университета Новый Сад на базе Кемеровского ГСХИ в составе 4 человек.

В первый день сербская делегация познакомилась с Кемеровским ГСХИ, встретилась с ректором и ведущими учеными института в зале ученого совета, где были определены цели и поставлены задачи на период пребывания делегации на кузбасской земле. Производственная практика проводились на производственных площадях ведущих предприятий Кузбасса (рис. 2).

Рис. 2. Международная производственная практика делегации из Университета Новый Сад (Сербия)

на полях Кузбасса

Каждая производственная практика обязательно заканчивается «круглым столом», и 13 сентября 2013 года, соответственно, состоялся традиционный «круглый стол» по развитию сотрудничества Кемеровского ГСХИ и Университета Новый Сад (Сербия) «Сербия - Россия. Кооперация и интеграция образования и бизнеса в аграрной сфере». Участниками стали ученые и студенты Университета Новый Сад и Кемеровского ГСХИ, представители Кузбасской торгово-промышленной палаты Кемеровской области, предпринимательские структуры аграрной сферы.

В ходе «круглого стола» были обсуждены перспективы образовательного, научного и торгово-экономического сотрудничества Кузбасса (Кемеровского ГСХИ) и Сербии (Университет Новый Сад), а также подведены итоги второй производственной практики ученых и студентов Сельскохозяйственного факультета Университета Новый сад. В режиме онлайн участие в работе «круглого стола» приняли и представители Сербии.

Безусловно, наиболее сложным вопросом для реализации международных производственных практик, а также совместных программ является финансирование. Совместные программы требуют больших затрат и на этапе разработки, и в процессе их реализации. В связи с тем, что количество студентов, участ-

ВестницКрасГЯУ 2014. № 6

вующих в программах, ограничено из-за относительно невысокого платежеспособного спроса, вузы сталкиваются с проблемой окупаемости и поисков источников финансирования подобных программ [3].

Тем не менее опыт российских вузов свидетельствует о наличии в системе российского образования реального потенциала для создания единой системы организации академической мобильности, включая реализацию совместных международных образовательных программ.

Выводы. Развитие инновационных процессов, как свидетельствует мировая практика, характеризуется созданием различных организационных структур в сотрудничестве между высшими учебными заведениями и предпринимательскими структурами, так как их партнерские отношения являются двумя сторонами образовательного процесса. Эффективность обратной связи между ними характеризует степень соответствия качества подготовки специалистов пожеланиям работодателя, а следовательно, и востребованность выпускника вуза на производстве.

В целом можно отметить, что международная производственная практика является существенным элементом получения качественного высшего образования и является уникальным этапом профессионального роста, дающим старт к росту личности студента. И только объединив усилия всех участников образовательного процесса, можно выполнить сверхзадачу максимально быстрой и качественной подготовки специалистов, объединяющих в себе профессионализм, самостоятельность, ответственность и гражданскую зрелость.

Литература

1. Андреева Н.В. Профессиональная подготовка выпускников вуза как составная часть социального партнерства и бизнеса // Организация производственных практик в вузе: проблемы и перспективы: мат-лы 1-й Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.Г. Прокошева (г. Владимир, 26-27 октября 2010 г.). - Владимир, 2010. - 290 с.

2. Богданова О.В., Леметти Ю.А. Устойчивое развитие сельского хозяйства: проблемы и перспективы. - Тверь: Изд-во Твер. ГСХА, 2012. - 174 с.

3. Герасименко В.В., Ульянова М.Г. Направления модернизации университетского образования с использованием современных форм международного сотрудничества университетов // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2011. - № 3.

4. Опыт российских вузов по созданию и реализации различных моделей образовательных программ (материал подготовлен при участии ФГУП «Научно-исследовательский центр экономических преобразований». - URL: http://inpro.msu.ru/PDF/opytvuzov.pdf.

5. Ожерельева О.Н., Кривенко Е.И. Формирование механизма взаимодействия вузов с работодателем // Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование механизма взаимодействия вузов c работодателей: мат-лы IX Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е.Д. Чертова. - Воронеж: Изд-во ВГУИТ, 2013. - 246 с.

6. URL: http://ksai.ru/view-content/id-388/menuid-737.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.