VIII. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ. ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И СТАТИСТИКА
УДК 339.94
J.D. Murmyilo
INTERNATIONAL PRACTICE OF USING ENDOWMENT FUNDS AS LEVERS OF SUSTAINABLE SOCIALLY RESPONSIBLE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES
This article analyzes the problems of additional financing of the university and the possibility of considering them as a subject of social responsibility for Russian society. The possibility of improving the quality of education in higher education through the use of endowment assets is substantiated. The definition of endowment assets and funds is given. The level of development of this mechanism by the leading Russian universities is determined. The author analyzes the statistics of successful foreign use of such a tool as endowment funds. This article attempts to establish the relationship between the number of participants in endowment funds and the amount of funds raised. Also, the tasks necessary to develop an algorithm of actions that allow Russian higher education to use endowment assets have been formulated.
Keywords: endowment assets, endowment funds, corporate social responsibility, sustainable development, stakeholders.
Ю.Д. Мурмыло1
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ КАК РЫЧАГОВ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ
В данной статье анализируются проблемы дополнительного финансирования вуза и возможность рассмотрения их, как субъекта социальной ответственности для российского общества. Обосновывается возможность улучшения качества образования в высшей школе за счёт использования эндаумент-активов. Приводится определение эндаумент-активов и фондов. Определяется уровень разработанности данного механизма ведущими российскими университетами. Автором анализируется статистика успешного зарубежного применения такого инструмента, как эндаумент-фонды. В данной статье сделана попытка установить зависимость между численностью участников эндаумент-фондов и объёмом привлечённых денежных средств. Также сформулированы задачи, необходимые для выработки алгоритма действий, позволяющих российской высшей школе применять эндаумент-активы.
Ключевые слова: эндаумент-активы, эндаумент-фонды, корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, стейкхолдеры.
DOI: 10.36807/2411 -7269-2021-4-27-160-163
Вопросы обсуждения корпоративной социальной ответственности в настоящее время являются весьма актуальными. Однако, социальная ответственность таких субъектов как вузы фигурирует в научных дискуссиях весьма редко. А ведь каждый согласится с тем, что школы и высшие школы, т.е. высшие учебные заведения (вузы), являются важными социально ответственными субъектами. К субъектам социальной ответственности в обществе можно отнести народ, государство и его институты, обладающие властными функциями, частный бизнес, организации гражданского общества (НКО, сетевые соци-
1 Мурмыло Ю.Д., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)", г. Санкт-Петербург
Murmyilo J.D., Associate Professor of the Department of Management and Marketing, PhD in Economics; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Technological Institute (Technical University)", Saint-Petersburg E-mail: julianna_mur@mail.ru
альные движения, профсоюзы, предпринимательские объединения, структуры мониторинговой демократии, независимые информационные и экспертные сообщества и др.) и взрослых представителей общества [2].
Однако в вопросах разработанности теоретических и практических концепций в сфере устойчивого развития существуют проблемы, затрудняющие реализацию и изучение данных положений:
• короткий срок изучения (полвека практического применения);
• отсутствие стандартов в области методик выявления причинно-следственных связей между аспектами КСО и результирующими показателями деятельности организаций;
• аналитика прошедших периодов при исследованиях и потребность в перспективном взгляде на преимущества предприятий, придерживающихся концепций устойчивого развития;
• недооценка значимости взаимодействия между стейкхолдерами [8].
Что касается заинтересованных лиц или стейкхолдеров, то их можно разделить на внутренние группы, действующие внутри организации, внешние социальные группы, которые могут как содействовать, так и конкурировать, и третьи лица. Также весьма важным моментом для понимания является то, что можно выделить приоритетные или ключевые группы влияния, т.е. те группы, с чьими интересами организации необходимо считаться в своей социальной деятельности.
На образовательном рынке выделяют покупателей и потребителей образовательных услуг. Это чаще всего одни и те же рыночные субъекты: обучающиеся, компании, работодатели, государство. Для государственных вузов государство представляет собой единственный источник финансирования. В любом случае, необходимость работы со стейкхолдерами определяется важностью формирования общественного мнения. Конкурентная же среда образовательного рынка только в РФ представлена более тысячей государственных и коммерческих университетов [9].
Осознание российскими вузами своей общественной роли находится на начальной стадии. Вместе с тем, более 15 лет система образования в нашей стране находится в центре общегосударственных реформ, и вуз признаётся "главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний" [12]. Государство, общество, преподаватели и студенты ждут от университетов повышения качества человеческого потенциала и среды его жизнедеятельности, самостоятельности в выборе стратегии социально ответственного развития.
На основе 22 000 международных стандартов ИСО (независимая неправительственная организация и крупнейший разработчик международных стандартов) и связанных с ними документов, которые представляют собой признанные на международном уровне руководящие принципы, а также структуру содержания, основанные на мировом сотрудничестве, Организацией объединенных наций в 2015 г. были выдвинуты семнадцать целей устойчивого развития, необходимых к достижению до 2030 г., четвёртой из которых является "Качественное образование". 503 стандарта ИСО касаются именно цели, связанной с реализацией качественного образования. Однако, об исследованиях практики устойчивого развития в российских вузах мало что известно. Если на сайтах практически всех крупнейших российских корпораций есть вкладки, связанные с устойчивым развитием, и можно ознакомиться с нефинансовой отчётностью за последние и более ранние периоды, то о деятельности высшей школы в этом отношении сложно найти информацию [11].
Основной причиной этого является, конечно, проблема поиска источников дополнительного финансирования для реализации потенциала университетов в настоящее время. Принципиальным отличием социально ответственного поведения российских вузов от западных практик является то, что они осуществляют его за счёт средств от текущей внебюджетной деятельности, т.е. в форме социальных инвестиций. Зарубежные же высшие школы формируют специальные эндаумент-активы (или так называемые, фонды целевого капитала). При этом благотворительность, как один из вариантов эндаумента, не носит характер разовых мероприятий.
Эндаумент-фондом можно назвать целевой фонд, формирующийся благодаря пожертвованиям или средствам, которые инвестированы туда с целью получения дохода. Такие фонды могут быть стабилизирующими, поддерживающими. Частным случаем выступают университетские фонды.
Если исследовать иностранный опыт в данной области, то можно говорить о том, что первый аналог современных эндаументов появился в 1502 г. в Великобритании, когда вся королевская семья внесла пожертвование на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа. В США "первопроходцем" в создании фонда стал Гарвардский университет, когда в 1649 г. четыре выпускника завещали высшей школе небольшой участок земли. Сегодня на этой территории находится университетская библиотека [5].
Сейчас формированием фонда целевого капитала занимается в Гарвардском университете аппарат численностью 280 чел. Благодаря такой деятельности университету удалось привлечь 600 млн долл. Для сравнения можно констатировать, что в Ноттин-гемском университете в процессе эндаументов задействовано 65 чел., при этом объём привлечённых средств составляет 150 млн фунтов стерлингов (Табл. 1). В России же штат целевого капитала в самых знаменитых вузах страны, в лучшем случае, состоит из нескольких человек. Соответственно, это не позволяет покрывать расходы на содержание университета из доходов на управление капиталом и компенсироваться за счёт дополнительных средств пожертвований или имущественных взносов учредителей [1].
Таблица 1 - Сопоставление численности участников эндаумент-фондов и объёмов привлекаемых ими средств западных университетов
Численность участников эндаумент-фондов Объём привлечённых денежных средств
Гарвардский университет 280 чел. 600 млн долл.
Ноттингемский университет 65 чел. 150 млн фунтов стерлингов
Рассмотрим всемирно известную Йельскую модель управления капиталом (США). За 20 лет её разработчику, Дэвиду Свенсону, директору по инвестициям университетского фонда Йельского университета, удалось добиться средней доходности фонда более 15%. Крупнейшими эндаумент-фондами в мире сегодня являются: фонды Гарварда (25,7 млрд долл.), Йеля (16,3 млрд долл.), Стэнфорда (12,6 млрд долл.), Пристона (12,6 млрд долл.), Кембриджа (9,9 млрд долл.), Оксфорда (5,4 млрд долл.) (Рис. 1).
Рис. 1 - Объём привлечённых средств иностранными университетами
Так почему же, при таком положительном опыте использования данного механизма зарубежными странами, не воспользоваться им и не внедрить данную практику в нашем государстве?
Необходимо выработать алгоритм действий, позволяющий российской высшей школе, применять эндаумент-активы. В данной области можно выделить следующие задачи:
1) создание целевой модели университетских эндаументов;
2) пересмотр нормативно-правовой базы работы высшей школы;
3) разработка действующего механизма активизации фондов;
4) согласование мер поддержки эндаумент-фондов [10].
Эндаумент-фонды выступают рыночным рычагом финансирования социальной составляющей деятельности высшей школы, широко применяемым в международной практике. Наличие такого фонда позволяет вузу целенаправленно и планомерно осуществлять социальную ответственность в гораздо больших масштабах и направлениях, не отвлекая ограниченные ресурсы на решение функциональных задач, обеспечивает преимущество образовательному учреждению в получении более высоких государственных статусов, снижает финансовые риски и создаёт условия для устойчивого социально ответственного развития.
Список использованных источников
1. Анисина Е.А., Стерлигова Д.В. К актуальности создания эндаумент-фондов в ВУЗах российских регионов // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР, 2016. - С. 25-28.
2. Абанкина И.В., Винарик В.А., Филатова Л.М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. - № 3(31). - 2019. - С. 111-143.
3. Букалерова Л.А., Остроушко А.В., Шагиева Р.В., Байркенова Г.Т. Эндаументы в сфере российского образования // Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2020. - № 1(56). - С. 52-59.
4. Екшикеев Т.К. Стейкхолдеры рынка образовательных услуг // Экономика и бизнес. - 2020. - № 3. - С. 182.
5. Дьячкова Э.А. Управление доходами от целевого капитала в университетах // Вопросы образования. - 2019. - № 1. - С. 225-244.
6. Максаев А.А. Эндаумент как технология социально ответственного маркетинга в образовании // Экономика устойчивого развития. - 2020. - № 2(42). - С. 151-155.
7. Солодовник Т.В. Эндаумент фонды в России и США: сравнительный анализ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 5-2. - С. 124-126.
8. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов / Ба-лацкий Е.В. - М.: Буки Веди, 2017. - 84 с.
9. Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) государственных и муниципальных учреждений: организация деятельности, состояние и перспективы развития: Практическое руководство. Под рук. Я.М. Миркина. - М.: Финансовый университет, 2010. - 144 с.
10.Endowment / HU. - URL: http://www.harvard.edu/aboutharvard/harvard-glance/endowment (дата обращения: 01.10.2021).
11.Griswold A. Yale-NUS endowment is in the works // Yale daily news, 27.09.2020. URL: http://yaledailynews.com/blog/2020/09/27/yale-nusendowment-is-in-the-works/ (дата обращения: 01.10.2021).
12.Usher A. University Endowments in a Global Context // Higher Education Strategy Associates, 04.06.2019. - URL: http://higheredstrategy.com/university-endowments-in-a-globalcontext/.