Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / ФОНД ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА / УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОЧНИКИ ПОПОЛНЕНИЯ / СОЗДАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДОХОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Учайкина И.П., Ковалева Т.В.

В статье проведен анализ развития эндаумент-фондов российских университетов, выполнен сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики, выявлены перспективы развития эндаумент-фондов образовательных организаций высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENDOWMENT FUNDS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

The article analyzes the development of endowment funds of Russian universities, performs a comparative analysis of domestic and foreign practice, identifies the prospects for the development of endowment funds of educational institutions of higher education in Russia

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.П. Учайкина, магистрант Т.В. Ковалева, канд. экон. наук, доцент Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-225-229

Аннотация. В статье проведен анализ развития эндаумент-фондов российских университетов, выполнен сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики, выявлены перспективы развития эндаумент-фондов образовательных организаций высшего образования в России.

Ключевые слова: эндаумент-фонд, фонд целевого капитала, университет, источники пополнения, создание, финансирование, доходность.

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что системы образования (в России и мире), как и многие другие сферы экономики и общества, претерпевают значительные изменения. Развиваются новые формы управления знаниями, виды организации обучения, появляются новые профессии и специальности, организуются принципиально иные инструменты по управлению образовательными организациями. Одним из таких новшеств, для нашей страны - одно из ключевых за последнее десятилетие, являются так называемые «эндаумент-фонды» образовательных организаций высшего образования.

Эндаумент - это фонд целевого капитала, формируемый преимущественно благодаря благотворительным пожертвованиям. Средства, имеющиеся в эндаумент фонде, могут быть инвестированы, преследуя, таким образом, цель - получить дополнительный доход. Безусловно, такая система существовала всегда, и в Российской империи, и за рубежом, с момента начала оформления полноценной системы образования. Так, известно, что еще в 1502 г. в Оксфордском и Кэмбриджском уни-

верситетах для создания кафедр богословия были внесены пожертвования от членов королевской семьи. Однако свое название подобная практика организации целевых фондов, действующих на легальной основе, получает именно в современный период исторического развития [1]. В мировой практике есть четко выраженные модели университетских эндаументов. Так, в англосаксонской модели (распространена в странах: США, Австралия, Канада, Великобритания, Новая Зеландия) сегодня наблюдается крайне высокий уровень развития эндаументов, а их использование стремится к повсеместному. Общий объем университетских эндаументов в 2 раза превышает годовой бюджет учреждения.

В отличие от англосаксонской модели, в странах, придерживающихся континентальной модели, эндаументы используются, наоборот, крайне неохотно, обычно если он есть в университете, то едва может превысить годовой бюджет. На рисунке 1 представлен топ-5 университетских энда-ментов в мире (все они - в США, что доказывает вышеуказанное утверждение) [2].

39,4

3073 27 7 ¿-1,1 -»c 1

¿ !

Гарвардский Сеть Йельский Стэндфордский Пристанский

университет университетов университет университет университет штат Техас

Рис. 1. Топ-5 университетских эндаументов в мире по объему фонда, млрд долл. США

Если говорить об азиатской части мира, то основными инвесторами и благотворителями являются сами государства, а не частные лица и предприятия. Так, в 2009 г. был создан крупнейший в Азии эндаумент на базе Научно-технологического университета им. Короля Абдаллы (Саудовская Аравия). Принципиальным отличием восточных университетов, тем не менее, является наличие политики продвижения вузов на международном рынке без участия в процессе создания эндаументов, а если они и создаются, то на государственные средства (бюджета). Объем эндаумента в азиатском вузе, таким образом, традиционно, гораздо ниже, чем его годовой бюджет.

К сожалению, стоит отметить, что российские ВУЗы пока находятся лишь на первоначальном этапе продвижения эндаумент фондов, и их организации в российских ВУЗах тормозится рядом обстоятельств:

1. Лучшие российские вузы, как правило, государственные. Это накладывает

специфику на процессы управления данными учреждениями, а их самостоятельность на международном рынке как полноценных участников весьма ограничена. Высокий уровень государственного участия, безусловно, сдерживает развитие, прежде всего, из-за наличия бюрократических и законодательных ограничений.

2. Во многих российских вузах не хватает финансирования, которое было бы способно обеспечить полную устойчивость ВУЗа на международном рынке образовательных услуг. Поскольку наша страна также участвует в интегративных процессах глобализации, развитие данного направления крайне важно для признания России полноправным членом международного сообщества.

Тем не менее, опыт организации эндау-мент-фондов в России есть. По данным Национальной ассоциации эндаументов по состоянию на начало 2020 г. в РФ действовало 188 эндаумент-фондов, а их структура представлена на рисунке 2 [3].

Рис. 2. Структура эндаумент-фондов в РФ, в %

Нормативное закрепление работы эндаумент-фондов было достигнуто в 2006 г. в связи с принятием Федерального закона №275 от 31.12.2006 г. «О фондах целевого капитала». Согласно ФЗ, эндау-мент-фонд в России - это целевой капитал некоммерческой организации, представляющий собой часть ее имущества, обособленную в целях получения дохода. Источником формирования и пополнения эндаумент-фонда могут служить только пожертвования, внесенные в специальном порядке; завещанное эндаумент-фонду имущество; неиспользованный доход от

доверительного управления активами эндаумент-фонда.

Целевой капитал некоммерческой организации может создаваться для финансирования некоммерческих проектов в определенных социальных сферах (наука, здравоохранение, культура, искусство, социальная помощь и другие). В образовании создание эндаумент-фондов тесно связано с процессом воспитания и обучения, приобретения знаний, умений, компетенций, опыта, в целях разностороннего развития человека. В таблице 1 представлены данные по объему эндаумент-фондов в вузах РФ [3].

Таблица 1. Топ-10 университетских эндаументов в РФ по объему денежных средств,

млн руб.

Название университета или научной организации Объем фонда

Сколковский институт науки и технологий 4772

Европейский Университет (Санкт-Петербург) 1764

Московский государственный институт международных отношений 1714

Санкт-Петербургский государственный университет 1050

НИУ «Высшая школа экономики» 942

НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева 800

РАНХиГС и Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара 593

Высшая школа менеджмента СПбГУ 590

Северо-Восточный федеральный университет 585

Московский физико-технический институт 580

Дальневосточный федеральный университет 558

Тихоокеанский государственный университет 3,26

Если на начало 2012 г. объем университетских эндаументов в РФ был равен 4 млрд. руб., то на начало 2020 г. этот показатель достиг более 29 млрд. руб., т.е. вырос более чем в 7 раз. Безусловно, есть шанс повышения конкурентоспособности на международном рынке благодаря таким фондам и введению повсеместно такой практики. Однако пока эндаументы в большинстве своем - это небольшие по объему структуры в ВУЗах, за исключением указанных в таблице 1. Так, в МГИМО объем эндаумент-фонда составляет 1,7 млрд руб. [4], в РЭШ - 319 млн руб. [5], а в ВШЭ - 268 млн руб.[6].

Для сравнения: топовые вузы в США имеют эндаументы объемом 10 млрд. долл. (таких университетов - 9), еще 11 университетов имеют объем эндаументов свыше 1 млрд долл. США [2].

Очевидной проблемой для дальнейшего развития является то, что деятельность та-

ких фондов в основном остается непрозрачной. Почти треть университетских эндаументов вообще не показывает никакой информации (т.е. не публикует открытые данные) о своей деятельности и результатах инвестирования.

Говоря о непосредственной эффективности эндаументов в российских вузах, можно отметить, что практика инвестирования является достаточно рациональной и имеет свои результаты. Так, за многие годы эндаумент МГИМО получил более 155 млн руб., а РАНХиГС - около 65 млн руб., что является существенной поддержкой, дающей широкие возможности для развития. ТОГУ имеет доходность 7,75 %, а общий объем фонда составляет 3,26 млн руб. На рисунке 3 приведены данные о средней доходности эндаументов ведущих российских вузов [7].

Рис. 3. Средняя доходность эндаумент-фондов ведущих российских вузов, в %

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Сравнивая университетские эндау-менты России и США, очевидно, что первые по масштабу значительно меньше. Например, аналогичный российскому Сколтеху американский фонд (Ни) включает целевой капитал в 533 раз больше (около 1,5 млрд. долл.). Относительно перспективы здесь можно говорить, что преодолеть подобный разрыв обычными методами явно невозможно.

2. Говоря об относительных удельных значениях российских эндаументов, мы видим, что они отстают от западных. Так, Сколтех в 7,5 раз меньше самого «богатого» вуза США - Пристонского университета. Однако обращаясь к другим вузам, мы видим, что есть возможность решения данной проблемы. Например, в РАНХиГС удельный вес эндаумент-фонда на 1 -го студента в 3 раза выше, чем в Сколте-хе [8]. Это говорит о том, что можно достичь более лучших показателей благодаря эффективности использования полученных фондом средств.

3. По всей видимости, в ближайшее время вузы в России будут нацелены на увеличение притока средств в фонды, привлекая не только внешних спонсоров, но и самих преподавателей, студентов.

4. Одним из перспективных направлений привлечения средств в эндаумент-

фонд для вузов являются специальные совместные программы с коммерческими банками. Так в Тихоокеанском государственном университете запущен совместный проект Фонда целевого капитала университета и АО «Газпромбанк» по оформлению для работников ТОГУ клубных банковских карт «Клубный Мир». Данный проект является уникальным для Хабаровского края.

Клубная банковская карта ТОГУ помимо того, что обладает широким бесплатным пакетом услуг для работников университета, бонусами и программой лояльности «Умный кэшбек», также является инструментом пополнения Фонда целевого капитала ТОГУ. 0,5 % от операций по безналичной оплате товаров/услуг клубной картой перечисляются АО «Газпромбанк» из собственных средств в Фонд целевого капитала ТОГУ. А полученные таким образом доходы Фонда целевого капитала ТОГУ будут направляться на поддержку инициатив обучающихся и работников университета.

В целом, можно сделать вывод, что российские университетские эндаументы пока находятся на начальном этапе своего развития. Построение данной системы внутри вузов пока носит достаточно непродуманный и в большинстве своем стихийный характер, без генеральной стратегии развития.

Библиографический список

1. Абанкина И. В., Винарик В. А., Филатова Л. М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений / И. В. Абанкина, В. А. Винарик, Л. М. Филатова // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2016. - № 3 (31). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econorus.org/repec/journl/2016-31-111-143r.pdf (дата обращения: 30.06.2021).

2. Балацкий Е. В. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов / Е. В. Балацкий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riep.ru/upload/iblock/498/4986f171f3cead74786d4ba5d964f668.pdf (дата обращения: 30.06.2021).

3. Национальная Ассоциация эндаументов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruea.ru/ (дата обращения: 30.06.2021).

4. Эндаумент МГИМО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fund.mgimo.ru/Finansovyi-otchet.html (дата обращения: 30.06.2021).

5. Фонд целевого капитала РЭШ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://giving.nes.ru/support-endowment/ (дата обращения: 30.06.2021).

6. Устав Фонда целевого капитала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://endowment.hse.ru/ (дата обращения: 30.06.2021).

7. «Английская грусть» российского эндаумента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maecenas.ru/libs/index.html?97 (дата обращения: 30.06.2021).

8. Годовой отчет РАНХиГС о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ranepa.ru/ob-akademii/fond-tselevogo-kapitala/ (дата обращения: 30.06.2021).

ANALYSIS OF THE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENDOWMENT FUNDS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

I.P. Uchaykina, Graduate Student

T.V. Kovaleva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Pacific State University (Russia, Khabarovsk)

Abstracts. The article analyzes the development of endowment funds of Russian universities, performs a comparative analysis of domestic and foreign practice, identifies the prospects for the development of endowment funds of educational institutions of higher education in Russia

Keywords: endowment fund, university, sources of replenishment, creation, financing, profitability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.