Научная статья на тему 'Роль эндаумент-фонда в развитии творческого вуза (на примере МГИК)'

Роль эндаумент-фонда в развитии творческого вуза (на примере МГИК) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНДАУМЕНТ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENDOWMENT / TARGET CAPITAL / UNIVERSITIES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаев Виталий Анатольевич

Данная статья направлена на решение актуальной проблемы повышения конкурентоспособности высшего образования в творческом секторе и посвящена теоретическим вопросам концепции организационно-экономических основ функционирования фондов целевого капитала в российских вузах (на примере МГИК). В статье рассмотрен мировой и отечественный опыт развития эндаумента, изучены преимущества и недостатки эндаументов-фондов в России, выявлена и обоснована необходимость создания фондов целевого капитала в творческих вузах. На основе проведённого исследования автор предлагает создать программу постоянного просвещения доноров и изменить корпоративную культуру вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ENDOWMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE UNIVERSITY (FOR EXAMPLE MGIK)

This article is aimed at solving urgent problems of increasing the competitiveness of higher education in the creative sector and dedicated to the theoretical aspects of the concept of organizational-economic bases of functioning of target capital funds in Russian universities (for example, IPCC). The article considers the global and domestic experience of development endowment, studied the advantages and disadvantages of endowment funds in Russia, identified and justified the need to create endowment funds in universities. Based on the conducted research the author proposes the creation of a program for continuous education of donors and the changing corporate culture of the University

Текст научной работы на тему «Роль эндаумент-фонда в развитии творческого вуза (на примере МГИК)»

ОЛЬ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ МГИК)

УДК 008:338.23 В. А. Катаев

Московский государственный институт культуры

Данная статья направлена на решение актуальной проблемы повышения конкурентоспособности высшего образования в творческом секторе и посвящена теоретическим вопросам концепции организационно-экономических основ функционирования фондов целевого капитала в российских вузах (на примере МГИК). В статье рассмотрен мировой и отечественный опыт развития эндаумента, изучены преимущества и недостатки эндаументов-фондов в России, выявлена и обоснована необходимость создания фондов целевого капитала в творческих вузах. На основе проведённого исследования автор предлагает создать программу постоянного просвещения доноров и изменить корпоративную культуру вуза.

Ключевые слова: эндаумент, целевой капитал, творческие вузы, высшее образование.

V. A. Kataev

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE ROLE OF THE ENDOWMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE UNIVERSITY (FOR EXAMPLE MGIK)

This article is aimed at solving urgent problems of increasing the competitiveness of higher education in the creative sector and dedicated to the theoretical aspects of the concept of organizational-economic bases of functioning of target capital funds in Russian universities (for example, IPCC). The article considers the global and domestic experience of development endowment, studied the advantages and disadvantages of endowment funds in Russia, identified and justified the need to create endowment funds in universities. Based on the conducted research the author proposes the creation of a program for continuous education of donors and the changing corporate culture of the University Keywords: endowment, target capital, the universities, higher education.

Сегодня россияне живут в условиях «новой экономической реальности», когда энергоносители в стоимостном выражении упали до своих минимумов, а основные статьи бюджета страны впервые за 15 лет секвестированы на 10%. В этих условиях Россия должна переходить к другой экономической модели, основанной на современных знаниях и инновациях, которые формируют вузы страны. Наступил тот момент, когда проблемы XXI века

необходимо решать методами XXI века, а не XX-го.

Такая «реальность» сказывается и на творческих вузах страны. На первый план выходят экономические критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления вузом. В частности, ректором МГИК поставлена ключевая цель нашего вуза — «повышение конкурентоспособности, на основе перехода от работы по догоняющей модели к модели

КАТАЕВ ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — кандидат технических наук, доцент кафедры экономики культуры социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

KATAEV VITALY ANATOLYEVICH — Ph.D. (Technical Sciences), Associate Professor of Department of economics of culture, Faculty of humanities and social studies, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: [email protected] © Катаев В. А., 2016

опережающего развития» [3].

Новым словом в повышении конкурентоспособности вуза стало появление эндау-мента (целевого капитала). Под эндаумен-том вуза понимается форма долгосрочного привлечения и использования денежных средств на образовательные, научно-исследовательские и другие общественно значимые цели, при этом основная часть средств остаётся нетронутой и используется в качестве источника доходов (инвестирование). Цель фонда — аккумулирование целевого капитала для долгосрочного развития МГИК, который будет «точкой роста», став заметной и надёжной поддержкой финансирования институтских проектов.

Мировой опыт эндаумента вузов насчитывает более пятисот лет. В Англии одним из первых и ярких примеров эндаумента того периода можно считать пожертвование на создание кафедр богословия в Оксфорде и Кембридже, сделанное леди Маргарет Бюфорт, бабушкой английского короля Генриха VIII. В Америке к зарождению эндаумента можно отнести завещание участка земли четырьмя выпускниками Гарвардскому университету. Самым известным мировым эндаументом является фонд Альфреда Нобеля, завещавшего свою собственность на продажу, а вырученные средства были вложены в надёжные ценные бумаги, с доходности которых по сей день выдаются денежные премии учёным в различных областях.

Российский опыт, конечно, более поздний, но не менее интересный. Так, ярким примером аналога современного эндау-мент-фонда в конце XVIII века являлся так называемый вечный капитал — банковский вклад, проценты по которому покрывали текущие расходы на тот или иной благотворительный проект. Именно так были созданы известные российские вузы — МГХПА имени С. Г. Строганова,

Лазаревский институт восточных языков (ныне МГИМО).

К крупнейшим мировым эндаумент-фондам вузов относят фонды Гарвардского университета (25,6 млрд дол.), Йель-ского университета (16,3 млрд дол.), Стэн-фордского университета (12,6 млрд дол.), Принстонского университета (12,6 млрд дол.), Массачусетского технологического института (6,7 млрд дол.). В этих университетах размер эндаумент-фондов на одного студента составляет от 300 тыс. долларов до 1 млн долларов. Доля целевого капитала в общих доходах этих вузов варьируется от 20 до 47%.

Конечно, российским вузам далеко до таких размеров. Так, к наиболее крупным в России эндаумент-фондам относят фонды МГИМО (более 1,64 млрд руб., или примерно 25 млн долларов, это в тысячу раз меньше, чем в Гарвардском университете), Российской экономической школы (РЭШ), Финансовой академии при Правительстве РФ, МГУ, РАНХИГС, ВШЭ, Сколтеха, СПбГУ, Новосибирского государственного университета, Сибирского федерального университета и других.

Анализируя динамику развития эндау-мент-фондов в России, можно увидеть, что за 7-летний период существования правовых основ, а это Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», число таких организаций увеличилось в 10 раз. Так, в 2007 году было зарегистрировано всего 13 таких фондов, а к 2015 году их количество составило — 130 (см. таблицу 1). Важным моментом в развитии фондов целевого капитала является экономическое развитие страны, например, если в период экономического роста с 2007 по 2008 и с 2010 по 2014 годы прирост составлял около 20 фондов, то в кризисный 2009 год — всего 8.

Динамика развития эндаумент-фондов в Российской Федерации с 2007 по 2014 год

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество эндаумент-фондов 13 35 47 63 82 100 117 130

Стабильность финансирования

Объективная

оценка деятельности

Простота инструмента

Независимость финансирования

Преимущества эндаумент-фонда

Долгосрочность финансового источника

Прозрачность

Налоговые Целевой характер

преимущества финансирования

Контролируемость

Поддержка государства

Рисунок. 1. Основные преимущества эндаумент-фонда

Преимущества эндаумент-фонда представлены на рисунке 1. Они заключаются в следующем:

1. Стабильность финансирования проектов подразумевает получение регулярных доходов эндаумент-фонда МГИК за счёт инвестирования управляющей компанией в ценные бумаги (ОФЗ, акции, облигации и другие), размещения на депозитах банков (получение процентов), операций с недвижимостью (купля-продажа, сдача в аренду и другие), покупки паевых инвестиционных фондов и других.

2. Простота инструмента эндаумент-фонда подразумевает понятную для всех

участников схему взаимодействия, чётко прописанную на законодательном уровне. Некоммерческая организация (НКО), созданная при МГИК, собирает пожертвования или завещания и передаёт их управляющей компании (УК) (как правило, это организация создана при коммерческом банке), УК инвестирует деньги в различные инструменты, приносящие доход, и через определённый промежуток времени полученный доход передаёт НКО при МГИК для реализации того или иного проекта.

3. Независимость финансирования от разовых поступлений, то есть чёткое по-

нимание у НКО МГИК, что через определённый промежуток времени придут доходы в определённом размере от ранее собранных и переданных УК средств.

4. Долгосрочность финансового источника, то есть капитал эндаумент-фонда (не менее 3 млн рублей) инвестируется на долгий временной период, а на проекты расходуются только полученные доходы от инвестиций.

5. Объективная оценка деятельности, то есть возможность оценить результаты деятельности на основе показателей управления эндаумент-фондом по данным отчётности.

6. Прозрачность деятельности, то есть все собранные средства аккумулируются на счёте НКО МГИК и передаются управляющей компании, которая отчитывается перед НКО МГИК, а НКО МГИК отчитывается перед донорами за расходование полученных доходов от УК.

7. Налоговые преимущества:

а) отсутствие налога на прибыль, то есть средства и активы, полученные от доноров, налогом на прибыль не облагаются;

б) отсутствие налогов при движении активов в ходе жертвования и использования дохода;

в) наличие налоговых вычетов для доноров — физических лиц, общий налоговый вычет из НДФЛ (в виде уменьшения до 25% его дохода на сумму совершенных пожертвований);

г) пожертвования в эндаумент-фонд в виде недвижимости НДС не облагаются; при этом возмещённый жертвователем НДС восстанавливается, но принимается к вычету в рамках эндаумент-фонда.

8. Целевой характер финансирования, то есть доходы эндаумент-фонда МГИК используются в определённых, зафиксированных направлениях деятельности.

9. Контролируемость эндаумент-фонда МГИК, то есть контроль осуществляется

не только донорами, но и регулируется Центральным банком Российской Федерации в виде лицензирования.

10. Поддержка НКО через социальную политику государства.

Нельзя не отметить и сдерживающие факторы развития эндаумента в России, которые можно разбить на три группы.

К первой группе можно отнести факторы мирового масштаба. Сюда целесообразно отнести политическую и экономическую нестабильность в мировой системе — снижение мирового валового внутреннего продукта, замедление экономического роста, террористические акты (снижение туристического потока в мировом масштабе), нестабильность политической власти в развивающихся странах (Сирийской Арабской Республике, Украине, Боливарианской Республике Венесуэла, Федеративной Республике Бразилия, Государстве Кувейт, Исламской Республике Иран, Республике Ирак и других), миграционные процессы, происходящие в Европейском Союзе, и т.п.

Ко второй группе — внутристрано-вого масштаба — относятся следующие факторы:

• экономический кризис в стране (снижение ВВП страны на 3,7%, впервые за 8 лет население России стало тратить на продукты питания более половины своих доходов, высокий процент невозврата кредитов более 1,5 трлн рублей);

• пробелы и нестыковки в законодательстве;

• незначительность налоговых преференций для юридических и физических лиц;

• низкая благотворительная культура в обществе (70 лет советской экономической модели не могли не отразиться на мышлении);

• недоверие к НКО как со стороны государства (запрет на ряд иностранных НКО),

так и со стороны общества;

• низкая вовлечённость общественности (это могут изменить социальные сети в Интернете, например, сегодня во всём мире набирают обороты такие технологии, как краудфандинг) и другие.

К третьей группе можно отнести вну-триорганизационные факторы:

• отсутствие миссии и стратегического планирования;

• непрозрачность и закрытость эндау-ментфондов;

• отсутствие опыта привлечения внебюджетного финансирования;

• слаборазвитые отношения с донорами и партнёрами;

• неэффективные ассоциации выпускников и попечительские советы;

• неэффективность вложений денежных средств, полученных от доноров;

• превращение привлечения денежных средств в непосредственную цель, а не в средство достижения научно-образовательных целей;

• управление деятельностью вуза может перейти к донорам, а не руководствоваться миссией;

• нецелевое использование средств, при условии несоблюдения относительной независимости фонда целевого капитала, несбалансированности формирования системы сдерживания и противовесов.

Целевое расходование на проект 1

Доноры (жертвователи)

Целевое

расходование

/ на проект 4

Внесение пожертвований

Целевое расходование на проект 2

нкомгик

(учредитель и получатель дохода)

Целевое расходование на проект 5

Целевое расходование на проект 3

Передача средств в доверительное управление

1

ДЩЩМ

щщл \

\

Управляющая компания

Целевое расходование на проект 6

Лицензирование, контроль

Центральный банк Российской Федерации

Рисунок 2. Механизм функционирования эндаумент-фонда МГИК

На рис. 2 представлен механизм функционирования эндаумент-фонда МГИК. На первом этапе формируется целевой капитал путём сбора денежных средств

жертвователей (общей суммой не менее 3 млн рублей) на основе индивидуальных, стандартизированных договоров дарения или по завещаниям, при этом обяза-

тельным условием является формирование НКО МГИК, Совета по использованию целевого капитала. На втором этапе собранные денежные средства передаются в доверительное управление управляющей компании, которая инвестирует в разрешённые активы (акции и облигации российских и иностранных эмитентов; паи паевых инвестиционных фондов; недвижимость; депозиты как в рублях, так и в иностранной валюте; ипотечные ценные бумаги и другие) и полученный доход от инвестиций передаётся НКО МГИК. На третьем этапе НКО МГИК распределяет переданный доход на цели, определённые жертвователями или Советом по использованию целевого капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эндаумент в МГИК станет эффективным связующим звеном института с бизнес-сообществом. Ключевыми направлениями в области сотрудничества с партнёрами станут следующие:

• информационная поддержка (газета «Аудитория культуры», МГИК ТВ, журнал «Культура и образование» и другие);

• позиционирование компании-партнёра на мероприятиях для выпускников и студентов МГИК;

• подготовка кадров и трудоустройство выпускников;

• повышение квалификации сотрудников компании-партнёра на базе МГИК;

• совместная исследовательская деятельность в области культуры и искусства;

• организация совместных мероприятий на площадке МГИК (семинары, форумы, конференции);

• творческое обеспечение выездных мероприятий компании-партнёра (музыкальное, хореографическое, оформительское, фото-, видеосъёмка и т.п.) и другие.

Конечно, необходимо разработать программы постоянного просвещения доноров МГИК: это студенты, родители, выпускники, сотрудники, работодатели,

спонсоры, меценаты и т.д.

Одновременно с этим необходимо изменить корпоративную культуру внутри вуза на основе выстраивания хороших человеческих отношений как между сотрудниками, так и со студентами.

Мировой опыт показывает, что привлечение ассоциаций выпускников даёт хорошие результаты по привлечению средств в вуз, посредством создания разветвлённой сети выпускников и друзей, корпоративных кафедр, на основе многолетней дружбы с компаниями, ведущими подготовку специалистов.

На сайте МГИК необходимо сделать настройку, которая позволит осуществлять автоматические переводы с банковской карты, подписать партнёрские соглашения с фандрейзинговыми платформами.

Особое внимание следует уделить институтским проектам. Традиционным мероприятием для вузов в области эндау-мента станет конкурс студенческих и аспирантских грантов. В результате будут совершенствоваться образовательные программы, становясь более практико-ориентированными, развиваться научные школы в области культуры и искусства, модернизироваться инфраструктура МГИК, поддерживаться студенческие инициативы, осуществляться предпринимательские и социальные проекты.

Таким образом, в соответствии с ключевой целью целевой капитал позволит МГИК повысить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, увеличив внебюджетное финансирование; развить долгосрочные отношения с компаниями-партнёрами и выпускниками; отразить качество подготовки выпускников и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, что приведёт к повышению рейтинга вуза, позволит получить статус флагмана среди творческих вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.