Научная статья на тему 'Международная практика организации управленческого учета. Вызовы в условиях глобализации'

Международная практика организации управленческого учета. Вызовы в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / TRADITIONAL AND STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE STRATEGY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарева Зоя Валентиновна, Шибаева Анастасия Алексеевна

В данной статье рассмотрены основные этапы становления и развития международной практики организации управленческого учета (теории и основных методик), проанализировано влияние процессов глобализации на современные концепции управленческого учета в России и мире. Обозначены основные теории управления затратами на предприятии, современные концепции управленческого учета, а также влияние процессов глобализации и интегрированной интернационализации рынков на способ ведения бизнеса современными корпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная практика организации управленческого учета. Вызовы в условиях глобализации»

than by increasing the impact of the economy, ensuring the realization of social, economic and environmental pillars of sustainable development.

By the way, the post-crisis management mechanism in the current world economic practice is not something that does not encourage the development of entrepreneurial resource, but rather for the sake of political decisions restrains him. All these features characterize modern civilization practices affecting the general economic situation, including entrepreneurship.

Kazakhstan's practice of enterprise development should take into account the experience of raising its efficiency through the formation of its stimulating factors. There is a growing importance of the business in the right direction civilizational preferences, which provide guidance for future market conditions. In this regard, it is increasing the need to attract strategic management tool. And it must be carried on to the methodology of strategic planning and management has become a familiar level of government regulation and business practices. This approach allows the commensurate potential as the national economy, as well as all the participants in the business. Evaluation involves the analysis of the economic resources involved and not involved in the process of economic factors on the functioning of the economy which can extract in the foreseeable future added value.

References

1. Zhaleleva R.Z., Gabdullin R.B. Model Management entrepreneurial resources of the national economy of Kazakhstan.

INTERNATIONAL PRACTICE OF ORGANIZATION

OF MANAGEMENT ACCOUNTING. CHALLENGES

IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION 1 2 Chebotareva Z.V. , Shibaeva A.A. (Russian Federation)

Email: Chebotareva225@scientifictext.ru

1Chebotareva Zoya Valentinovna - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences; 2Shibaeva Anastasiya Alexeyevna - student of master program, STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: in this article outlined the main stages of the formation and development of international practice in the organization of management accounting (theory and basic methods), analyzed the influence of globalization processes on modern concepts of management accounting in Russia and the world. Stated the main theories of cost management at the enterprise, modern concepts of management accounting, as well as the influence of globalization processes and integrated internationalization of markets on the way of doing business by modern corporations.

Keywords: traditional and strategic management accounting, economics, enterprise strategy, globalization.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. ВЫЗОВЫ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ 1 2 Чеботарева З.В. , Шибаева А.А. (Российская Федерация)

1Чеботарева Зоя Валентиновна - доцент, кандидат экономических наук;

2Шибаева Анастасия Алексеевна - студент магистерской программы, факультет бухгалтерского, налогового, управленческого учета и финансового анализа бизнеса, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные этапы становления и развития международной практики организации управленческого учета (теории и основных методик), проанализировано влияние процессов глобализации на современные концепции управленческого учета в России и мире. Обозначены основные теории управления затратами на предприятии, современные концепции управленческого учета, а также влияние процессов глобализации и интегрированной интернационализации рынков на способ ведения бизнеса современными корпорациями.

Ключевые слова: традиционный и стратегический управленческий учет, экономика, стратегия предприятия, глобализация.

Определение термина «Управленческий учет» разное для каждой страны. Впервые этот термин возник в англоязычной литературе. Так, на американском континенте (США, Канада) в определение управленческого учета входят учет общих затрат предприятия, прибыли от продаж, инвестиции, а также финансовый результат их использования. В европейских странах (Франция, Германия) принятие управленческих решений в основном основано на показателях маржинальной прибыли. В Российской Федерации основная цель управленческого учета - принятие оперативных и обоснованных коммерческих решений в организации. При этом, основные пользователи информации - внутренние (т.е. сотрудники финансовой службы организации), для внешних пользователей информация управленческого учета нередко может быть закрытой.

Согласно Международному стандарту управленческого учета США 8МА 1А [1] управленческий учет - это процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой информации, используемой менеджментом в планировании, оценке и управлении организацией для обеспечения оптимального использования ее ресурсов и полноты их учета. Управленческий учет также включает подготовку финансовых отчетов для групп внешних пользователей информации - акционеров, кредиторов, регулирующих и налоговых органов.

В мировой практике можно выделить 4 витка развития [2] и становления управленческого учета. Для каждого из этапов характерны свои ключевые приоритеты. В рамках каждого из этапов также изменялась предметная область управленческого учета.

• До 1950 года основная область управленческого учета - калькуляция себестоимости продуктов и услуг, предлагаемых организацией. Учет затрат и финансовый контроль осуществляется с помощью системы бюджетирования.

• До 1965 года в организациях развивается учет затрат по центрам ответственности, планирование финансовых операций и анализ принятия решений на основе информации управленческого учета.

• До 1985 года основная область применения управленческого учета - анализ затрат организаций и разработка методов снижения задействованных ресурсов,

задействованных в бизнес-процессах. Основной инструмент управленческого учета на данном этапе развития - процессный анализ

• В 2000 годах управленческий учет ориентируется на обеспечение процессов управления целевыми результатами, путем своевременного планирования и прогнозирования ресурсов (финансовых, производственных, человеческих), принятие решений внутри организаций на основе комплексных сбалансированных экономических показателей.

Современные концепции управленческого учета, используемые и по сей день, зародились на 3 -4 витках развития управленческого учета, в то время как первые два витка скорее характеризуют его становление.

Основным стимулом стремительного развития теории управленческого учета и основных его методик является повсеместное усиление конкуренции, стремительное развитие технологии производства и процессов внутри организаций.

Не так давно корпорация могла быть успешной, сосредоточившись только на производстве и продаже товаров и услуг в пределах своих национальных границ. Международное влияние было минимальным. Прибыль, полученная от экспорта продукции на иностранные земли, считалась «глазурью на торте», но не считалась существенной для корпоративного успеха. Например, в 1960-е годы большинство американских компаний организовали ряд продуктовых подразделений [3], которые производили продукцию и продавали ее только на территории Соединенных Штатов. Все производство и продажа за пределы Соединенных Штатов происходило через международное подразделение компании.

Аналогичным образом, до конца 20-го века торговые организации могли быть очень успешными, не будучи при этом экологически чувствительными. Компании сбрасывают свои отходы в близлежащие озера и воды, свободно загрязняют воздух дымом, содержащим вредные газы. В результате множества жалоб, правительство стран в конечном итоге приняло ряд законов, ограничивающих расточительное использование окружающей среды. Судебные преследования вынуждают многие компании прекращать или ограничивать свою деятельность. Тем не менее, до начала 21 века большинство руководителей считаю меры по борьбе с загрязнением окружающей среды такими расходами на свой бизнес [4], которые необходимо либо минимизировать, либо вовсе избегать. Вместо того чтобы очищать загрязняющее атмосферу производство, они предпочитают закрывать завод и переводить его в развивающиеся страны с меньшими экологическими ограничениями.

Сегодня все изменилось. Глобализация, интегрированная интернационализация рынков и корпораций изменили способ ведения бизнеса современными корпорациями. Как Томас Фридман указывает на то, что «Мир плоский» [5], рабочие места, знания и капитал теперь могут перемещаться с гораздо большей скоростью и с гораздо меньшим трением, чем это было возможно несколько лет назад. Например, взаимосвязанный характер глобального финансового сообщества означает, что проблемы ипотечного кредитования банков США привели к глобальному финансовому кризису в 2008 году [6]; наличие интернета и логистических усовершенствований цепочки поставок (таких как контейнерные перевозки) предоставляют возможность иметь партнеров по всему миру. Чтобы достичь экономии за счет масштаба, необходимого для достижения определенного уровня затрат и, следовательно, низких цен, которые должны быть конкурентоспособными, компании теперь думают о покорении глобальных рынков, а не национальных, как было ранее. Например, Nike и Reebok производят свою спортивную обувь в разных странах Азии для продажи на всех континентах. Многие другие Компании в Северной Америке и Западной Европе осуществляют аутсорсинг своего производства, программного обеспечения, развития или обслуживания клиентов компаниям в Китае, Восточной Европе или Индии. Большие пулы талантливых программистов, знание английского языка и более низкий уровень заработной платы в Индии позволяет IBM

11

использовать 75000 человек в своих глобальных центрах доставки в Бангалоре, Дели или Калькутте для обслуживания клиентов в Атланте, Мюнхене или Мельбурне [7].

Корпорации теперь используют матричные структуры, в которых единицы продукции переплетаются с странами или целыми регионами. Международные назначения теперь считаются ключевыми и наиболее желаемыми для всех заинтересованных лиц в достижении высшего руководства.

По мере того, как все больше отраслей становятся глобальными, стратегическое управление становится все более важным способом отслеживания международных событий и позиционирования конкурентных преимуществ компании в долгосрочной перспективе. Например, General Electric провела крупную научно-исследовательскую работу лаборатории для разделения ее медицинских систем от Японии до Китая, чтобы узнать больше о разработке новых продуктов для развивающихся стран [8]. Крупнейший исследовательский центр Microsoft за пределами Редмонд, Вашингтон, находится в Пекине. Согласно Уилбуру Чангу, профессору Уортона, «Независимо от того, что развивает Китай, он выкарабкается в остальной мир. Китай может иметь более низкий ВВП на душу населения, чем развитые страны, но у китайцев есть сильное представление о том, как продукты должны быть на их рынке». Формирование региональных торговых ассоциаций и соглашений, таких как Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество, CAFTA и АСЕАН, теперь расцениваются как международные. Эти ассоциации привели к усилению гармонизации стандартов, чтобы производимые продукты можно было легче продавать и перемещать через национальные границы. Международные соображения привели к стратегическому альянсу между British Airways и American Airlines, а также приобретением компанией Miller Brewing Company [9].

В конце XX ряд экономистов высказывают критику в адрес основных концепций управленческого учета того времени. Данная критика, прежде всего, связана с тем, что управленческий учет не соответствовал стремительно нарастающей конкуренции и развитию производственных процессов и технологии. В 1987 году публикуется книга Р.Каплана «Утраченное значение: взлет и падение управленческого учета», которая получает широкую известность среди общественных кругов [10].

Для устранения выявленных недостатков разрабатывается несколько новых теорий управления затратами, которые относятся к современным концепциям управленческого учета, в том числе [11]:

• Теория ограничений (Воздействие на ограниченные области управления производством/организацией для достижения максимального эффекта).

• Система Just-in-time (Данная система в основном применима к производственным компаниям. Основная идея системы Just-in-time в том, что все этапы производства тщательно спланированы: новая партия прибывает на оборудование ровно тот момент, когда обработка предыдущей партии завершена. С помощью данной системы устраняется или минимизируется простой оборудования, изделий и человеческих ресурсов.

• Всеобщее управление качеством (Метод управления производством, направленный на всестороннее повышение качества поставляемой продукции).

• Управление на основе операций (Управление процессом приобретения, использования и продажи ресурсов организации).

Бенчмаркинг - это процесс сбора информации об опыте других компаний в интересующей сфере с целью выявления лучших практик. Обычно бенчмаркинг проводится по компаниям смежной отрасли. Проведение бенчмаркинга помогает компаниям избегать временных и финансовых затрат, которые понесли их конкуренты в процессе становления и внедрения успешных практик.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Современный управленческий учет представляет собой эффективное средство сбора

информации для ее последующего анализа и принятия управленческих решений. В современной экономической среде все большее значение имеет не только внутренний анализ затрат на производство, человеческий капитал и т.д., но и внешний анализ, на пример анализ конкурентов или клиентов. Стратегический управленческий учет обобщает данные как обо всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так и об отдельных ее элементах: отделов, департаментов. Таким образом, можно выделить несколько основных блоков современного управленческого учета: функциональный учет затрат и результатов, калькуляция на базе жизненного цикла, система целевых затрат, метод управления операциями, стратегическое управление затратами, сбалансированная система показателей. Управленческий учет применяется для планирования и прогнозирования, при оценке качественных и количественных критериев оценки результатов хозяйственной деятельности, для обеспечения потребительской полезности товаров, учета воздействия внутренних и внешних условий для организации, для всесторонней оценки существующей ситуации организации для принятия эффективных управленческих решений, для мониторинга внутренних в внешних процессов деятельности организации с целью выявления проблемных участков, корректировки и, соответственно, роста конкурентоспособности всего предприятия.

Понимание необходимости управленческого учета как основы системы управления предприятием все более становится правилом, а не исключением для российских компаний. При разработке методологической базы управленческого учета в конкретной компании важно непосредственное участие как заинтересованных центров ответственности, так и высшего руководства. Это обеспечит релевантность и актуальность оценочных показателей оперативного управленческого учета по отношению к стратегиям и результатам функционирования предприятия, бизнес-процессам, принимаемым управленческим решениям. Необходимым фактором успешного развития управленческого учета в современных условиях является автоматизация операций прогнозирования, планирования, учета и анализа в интеграции с данными других информационных баз предприятия и в снижении издержек на сбор и обработку информации.

Список литературы /References

1. Вахрушина М.А., Рассказова-Николаева С.А., Сидорова М.И. Управленческий учет. М., 2008. 364 с.

2. Волкова О.Н. Управленческий учет: учебник. М.: Велби; Проспект, 2005. 284 с.

3. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет // Экономический анализ: теория и практика, 2015. № 16. 4 с.

4. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений. М., 2012. 227 с.

5. Иванов В.В. Формирование системы управленческого учета на основе процессных методов управления компаний / В.В. Иванов, П.В. Богаченко, О.К. Хан // Управленческий учет, 2015. № 1. 14 с.

6. Иванов C.B. Управленческий учет как необходимый инструмент управления современным предприятием. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gaap.ru/ (дата обращения: 11.02.2017).

7. Николаева О.Е. Стратегический управленческий учет. 2-е изд. / О.Е. Николаева, О.В. Алексеева. М., 2010. 242 с.

8. Панчина В.А. Перспективы и тенденции развития управленческого учета в России // Все для бухгалтера, 2009. № 3. 2 с.

9. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Аналитическое обоснование становления и развития системы управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика, 2014. № 18. 4 с.

10. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Концептуальные основы развития управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика, 2012. № 3. 3 с.

11. Чеботарева З.В., Сотникова Ю.И. Экономическая сущность ликвидности как характеристики финансового состояния экономического субъекта Теоретический и научно-методический журнал «Вестник университета». № 3. ГУУ. М., 2015. 3 с.

FARMS AS AN EFFECTIVE FORM OF ECONOMIC ACTIVITY

IN A COMPETITIVE MARKET ENVIRONMENT 1 2 Ganiyev M.H.1, Ergashev B.Z.2 (Republic of Uzbekistan)

Email: Ganiyev225@scientifictext.ru

1Ganiyev Muhammadjon Halilovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS, Prorector;

2Ergashev Bahtiyor Zuhriddin ogli - Student, DIRECTION OF TECHNOLOGICAL MACHINES AND EQUIPMENT, NAMANGAN ENGINEERING-TECHNOLOGICAL INSTITUTE, NAMANGAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this new structure in the farm management system, in turn, provides opportunities for further strengthening the rights and interests offarmers, expanding their powers, and most importantly, for the introduction of achievements in the field of science and modern agricultural technologies. As a result, farmers are no longer limited to just one direction. Based on the requirements of a market economy, they are initiating the introduction of additional industries, the entry of industry into the countryside, the establishment of processing of processed products in the same region, and most importantly, the provision of rural employment.

Keywords: agriculture, Food, land and water resources, agricultural technologies, resource savings.

ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ 12 Ганиев М.Х. , Эргашев Б.З. (Республика Узбекистан)

1Ганиев Мухаммаджон Халилович - кандитат экономических наук, доцент, кафедра экономики. проректор; 2Эргашев Бахтиер Зухриддин угли - студент, направление: технологические машины и оборудование, Наманганский инженерно-технологический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: данная новая структура в системе управления фермерским движением, в свою очередь, даёт возможности для дальнейшего укрепления прав и интересов фермеров, расширения их полномочий, а самое главное, для внедрения в отрасль достижений в сфере науки и современных сельскохозяйственных технологий. В результате фермеры теперь не ограничиваются одним лишь направлением. Исходя из требований рыночной экономики, они становятся инициаторами внедрения дополнительных отраслей, вхождения промышленности в сельскую местность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.