Научная статья на тему 'Международная практика налогового стимулирования инвестиционной деятельности'

Международная практика налогового стимулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамзаде Минаввар Намиг Кызы

Одними из самых актуальных задач налоговой политики любого государства являются налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, формирование благоприятного инвестиционного климата для инвесторов как отечественных, так и зарубежных. При этом в мировой практике существует множество налоговых методов стимулирования инвестиций, в особенности налоговые льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная практика налогового стимулирования инвестиционной деятельности»

Еще одной сильной стороной является то, что UO не забывают про то, что их работники это самые важные активы, а покупатели, их самый важный ресурс.

В компании очень популярен опыт мозгового штурма и благодаря этому компания всегда фантанирует новыми, необычными идеями. Кампания UoxConverse была результатом одного из таких мозговых штурмов.

Бренд очень активен в социальных сетях. У бренда есть раздел сайта UOCommunity (сообщество UO), где публикуются фото из социальных сетей потребителей, при условии, что они используют специальные хештеги. Таким образом, UO даже не нужно создавать фото со своими товарами - потребители сами их создают. Реклама перестает быть навязчивой, пользователи социальных сетей просто видят красивые фото и не воспринимают их как рекламу, хотя, увидев понравившуюся рубашку, они уже знают, где её купить.

С появлением новых технологий мир кардинально меняется. Меняются инструменты брендинга и, даже, его принципы. Если раньше скандал мог стать убийцей репутации компании, то сейчас это действенный инструмент для поддержания интереса аудитории к ней. Если раньше основным объектом брендинга был товар, то сейчас, в первую очередь, стараются продать образ жизни, а не просто товар [7]. Если раньше все делалось «не выходя за рамки», то сейчас рамками служит только возможная успешность компании. Если раньше уровень коммуникации с целевой аудиторией был очень низким, то сейчас, это один из важнейших пунктов брендинга. С учетом этих особенностей возможно осуществление успешной брендинг-политики и в индустрии моды.

Список литературы

1. Пименов П.А. Вижу - хочу! Мерчандайзинг в мире моды. Издательство: Smart Book, 2010.

2. Шкляревский Юрий. Trademark. Как бренд-менеджеры делают это. Питер, 2016.

3. Аакер Дэвид. Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха. Эксмо, 2016.

4. Мути Идрис. Брендинг за 60 минут. Эксмо, 2016.

5. Пигулевский В., Овруцкий А. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне, Гуманитарный центр, 2015.

6. Трайндл Арндт. Мастерство ритейл-брендинга, 2016.

7. Котлер Филипп. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер, 2016.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рустамзаде М.Н.

Рустамзаде Минаввар Намиг кызы - студент, финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: одними из самых актуальных задач налоговой политики любого государства являются налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, формирование благоприятного инвестиционного климата для инвесторов как отечественных, так и зарубежных. При этом в мировой практике существует множество налоговых методов стимулирования инвестиций, в особенности налоговые льготы.

Ключевые слова: налоговое стимулирование; инвестиционная деятельность; налоговые льготы; налоговые каникулы.

Сегодня политика государства в сфере инвестиционной деятельности является одним из важнейших факторов обеспечения роста экономики, усиления экономической конкурентоспособности страны на мировом рынке.

На сегодняшний день в мировой практике предусмотрены такие налоговые методы стимулирования инвестиционных процессов, как:

• установление специального порядка взимания налогов и сборов при осуществлении соглашения о распределении продукции;

• предоставление налоговых инвестиционных кредитов;

• а также налоговые льготы.

Стоит отметить, что наиболее распространенной мерой налогового стимулирования остается налоговая льгота. Все разнообразие налоговых льгот можно привести к следующим видам: ускоренная амортизация, снижение налоговой ставки, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, специальные правила налогообложения для особых экономических зон, освобождение от уплаты налога.

Таблица 1. Распространение различных форм налоговых льгот

Формы налоговых льгот Африка (23 страны) Азия (17 стран) Латинская Америка и Карибский бассейн (12 стран) Центральная и восточная Европы (20 стран) Западная Европа (20 стран) Прочие страны (6 стран) Всего стран (103)

Налоговые каникулы 16 13 8 19 7 4 67

Ускоренная амортизация 12 8 6 6 10 5 47

Инвестиционные скидки 4 5 9 3 5 0 26

Освобождение от импортных пошлин 15 13 11 13 7 4 63

Источник: составлено автором.

В таблице 1 приведены данные о распространении различных форм налоговых льгот в 103 странах мира.

Как можно увидеть из данной таблицы наиболее распространенным видом налоговых льгот являются налоговые каникулы и освобождение от импортных пошлин. При этом менее распространены такие налоговые льготы, как инвестиционные скидки.

Что касается целей предоставления налоговых льгот, то ими могут быть: стимулирование производства конкретных товаров или осуществление НИОКР, выравнивание доходов, поощрение экспорта или импорта конкретных видов товаров, стимулирование общественно и экономически необходимых процессов и т.д.

В США, например, инструменты налогового стимулирования инвестиций направлены на [1]:

• повышение скорости оборота основных средств за счет уменьшения сроков их списания (применения ускоренной амортизации), а также налоговых льгот на прибыли и инвестиции;

• поощрение мобилизации инвестиций (на уровне штатов);

• стимулирование вывоза продукции высокотехнологического характера (со значительной долей примененной «интеллектуальной собственности»).

Инструмент ускоренной амортизации изначально появился в США в 1954 г. и использовался для стимулирования наиболее приоритетных отраслей экономики, позже этот метод стали применять другие развитые страны мира.

В Германии метод ускоренной амортизации используется в сельском хозяйстве. Данный метод дает возможность за первый год использования оборудования осуществить списание до 50% стоимости, а в первые три года - до 80% [4].

Таблица 2. Ускоренная амортизация активов, используемых в исследованиях и разработках [7]

Страна Размер и сроки амортизации

Великобритания 100%

Канада 100% за исключением зданий и земельных участков

Германия 100% за исключением зданий и земельных участков

Индия 100% за исключением зданий и земельных участков, для фармацевтических компаний и компаний, занимающихся разработкой биотехнологий 150%

Италия Машины и оборудование амортизируются 10 лет, здания - 33 года

Греция 3 года

Мексика 100%

Испания Здания - 10 лет, машины и оборудование - «свободная» амортизация

Таиланд 40% в момент приобретения, остальное согласно законодательству

Источник: Global guide to R&D tax incentives.

Методами прямого регулирования инвестиционной деятельности выступают налоговые льготы в виде инвестиционной налоговой ставки и инвестиционного налогового кредита, предполагающий снижение налоговой по базы по налогу на прибыль на величину инвестиционных расходов компании [2].

В мировой практике также получило распространение налоговая льгота в виде уменьшения ставки налога на прибыль для малого и среднего бизнеса. Так, например, в США на федеральном уровне наряду с высшей ставкой корпоративного налога (35%) для предприятий малого и среднего бизнеса предусмотрены ставки 15 и 25% [3].

С началом нового этапа научно-технического прогресса в развитых странах мира чаще всего используется такая налоговая льгота, как исследовательский налоговый кредит, позволяющий вычитать из налога на доходы организаций определённую долю от суммы прироста собственных расходов на НИОКР по сравнению с аналогичными расходами в предыдущем периоде. Этот метод применяется в Италии и позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на часть инвестиционных расходов и затрат на инновационную деятельность. Также для стимулирования инвестиционной деятельности в экономически отсталых регионах в Италии применяют налоговые каникулы - полное освобождение от налогов или отсрочка от уплаты налогов. Некоторые предприятия имеют право на освобождение от уплаты корпоративного налога и местных налогов на предпринимательский доход в течение 10 лет [6].

Специальные (особые) экономические зоны функционируют в определенной географической области, регистрация на которых дает компаниям право на освобождение от уплаты одного или нескольких налогов и/или снизить административные требования.

В заключении стоит отметить, что использование налоговых инструментов стимулирования инвестиционных процессов, с одной стороны, и ограничение деятельности отечественных и иностранных инвесторов, служит рычагом влияния как на сферу инвестиций, так и на экономику в целом. Вместе с тем необдуманное использование налоговых льгот может привести к огромным потерям доходов для государства. Так, в США в середине 80-х ежегодные потери бюджета от

предоставления налоговых скидок в связи с приобретением основных средств составили $29,4 млрд, а от применения ускоренной амортизации еще $18,9 млрд; от предоставления налоговых льгот для поддержки научно-исследовательских и инновационных работ потери составили $3,1 млрд в год [5].

Список литературы

1. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, Б.Х. Алиев, М.К. Аристархова, ред.: И.А. Майбуров, ред.: Ю.Б. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 376 с.

2. Пансков В.Г. О некоторых теоретических аспектах содержания понятия «налоговая льгота» // Финансы и кредит, 2014. № 4.

3. Сулейманов М.М., Алиев Б.Х. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право, 2011. № 7. С. 178-182.

4. Сулейманов М.М., Алиев Б.Х. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит, 2013. № 42 (570). С. 43-47.

5. Султанов Г.С., Алиев Б.Х., Глотова В.Г.Стимулирование инвестиционной деятельности компаний налоговыми методами: мировая практика // Фундаментальные исследования, 2015. № 9 (часть 2). С. 379-383.

6. Экономика налоговых реформ: монография / под ред. Н.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. К.: Алерта, 2013. 432 с.

7. Global guide to R&D tax incentives - Tax and Economic Interest Grouping, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.