[хроника]
Исходя из того, как основное выступление и сопровождающая его аргументация, предложенные практические задания и оживленные встречные выступления учителей строились вокруг необходимости проектирования современной педагогической деятельности учителя русского языка с опорой на предложенную Общеевропейскими рамками триаду «изучать-преподавать-оценивать», с учетом взаимозависимости составляющих ее процессов, было неоднократно подчеркнуто, что педагог должен направить свое преподавание исключительно на удовлетворение
коммуникативных потребностей самого учащегося в том виде, в котором они предусмотрены школьной программой и поэтому выступают в режиме норматива, т. е. стандарта, обязательных требований; с другой стороны, те же требования одновременно служат и ориентирами для устройства системы оценки и разработки структуры тестов для национальных экзаменов по РКИ и РКР.
Аксинья Красовски, Председатель РАПРЯЛ, доц. каф. русской филологии Бухарестского университета
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ»
(г. Никшич, Черногория, 22-24 сентября 2010 года)
Конференция состоялась на философском факультете Университета Черногории. Она была организована и проведена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Философского факультета Университета Черногории, Общества преподавателей русского языка Черногории, Общества выпускников советских и российских вузов из Черногории. Конференция оказалась первым за последнее время столь широким и представительным международным форумом по актуальным проблемам науки о русском языке и литературе в Черногории. В течение трех рабочих дней были проведены пленарное заседание и заседания 3 секций и круглого стола. На пленарном заседании было представлено 4 доклада, на секционных — 35. В работе конференции приняли участие исследователи русского языка и литературы из России, стран СНГ, Западной и Центральной Европы.
С приветственным словом к участникам конференции обратились д-р м. наук, проф., декан Философского факультета Университета Черногории Б. Церович, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Черногории Я. Ф. Герасимов, представитель секретариата МАПРЯЛ Т. Б. Авлова, д-р филол. наук, проф., зав. Кафедрой русского языка и литературы философского факультета Университета Черногории Д. Копривица. Т. Б. Авлова зачитала приветствие участникам форума от имени президента МАПРЯЛ Л. А. Вербицкой, в котором было отмечено, что «в лице русистов Черногории Россия находит надежного партнера в деле распространения и развития русского языка и культуры».
Тематика секций и пленарных заседаний концентрировалась вокруг проблем теории и методологии русского языкознания, истории и предыстории русского языка, актуальных системных процессов в его современном состоянии, условий и результатов функционирования русского языка как средства международного, межнационального общения и межкультурной коммуникации, особенностей функционирования русского языка в учреждениях среднего и высшего образования, вопросов преподавании русского языка в иноязычной аудитории.
Плодотворные дискуссии состоялись как на заседаниях секций, тематически относящихся к уровневой организации русского языка, так и в рамках секции, посвященной та-
кой значимой сфере, как актуальные проблемы школьного, вузовского и курсового преподавания русского языка, литературы, культуры.
В процессе работы секции «Язык и культура в синхронии и диахронии» был обсужден широкий спектр проблем, который можно разделить на следующие направления: языковые проблемы в компаративном ключе (Д. Керкез, В. Вукичевич, З. Бабич); проблемы жанровой и стилистической специфики (Т. Е. Милевская — мемуары, Г. А. Задонская — публицистика, П. Крклевич — исследование языка художественного концепта; современный подход к проблемам межкультурной коммуникации (Дж. Лагоденко); исследование практического использования когнитивного подхода к конструированию текстов через языковую личность (М. Ш. Мусатаева, Л. В. Ешкембеева); исследование современных вопросов проявления личностного начала в жанрах глобальной виртуальной субкультуры молодежи (И. Бугаева).
В работе секций «Русская художественная литература: от классики до современности» и «Актуальные проблемы школьного, вузовского и курсового преподавания русского языка, литературы, культуры» шла речь о специфике классической и современной литературы, прослеживалось взаимодействие традиций русской и национальных литератур. Обсуждалась хронология вхождения русской литературы в культуру Китая. Рассматривалась концепция детства в творчестве Ф. М. Достоевского и многое другое. Все доклады были ориентированы на практическое использование.
Участники конференции отметили актуальность и хороший теоретический уровень состоявшейся конференции, а также большой вклад, который в его проведение внесла Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
Необходимо отметить творческую работу руководителей секций и круглых столов Мароевич Радмило, д-ра филол. наук, профессора кафедры славянских языков и литератур филологического факультета Белградского университета, Копривица Драгана, д-ра филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка и литературы философского факультета Университета Черногории.
П. Р. Пайкович, Председатель Общества выпускников советских и российских вузов из Черногории
108
[мир русского слова № 4 / 2010]