Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года)'

Международная научная конференция «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / РЕФЛЕКСИЯ / TIME / DEPICTION / CREATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плеханова Ирина Иннокентьевна

Хроника научной конференции «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня 1 июля 2010 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Плеханова Ирина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International scientific conference «Time as an object of depiction, creation and reflection» (Irkutsk, June 27 - July 1, 2010)

A Chronicle of the scientific conference «Time as an object of depiction, creation and reflection» (Irkutsk, 2010, June 27 July 1).

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

И.И. Плеханова

Иркутский государственный университет

Международная научная конференция «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года)

Аннотация: Хроника научной конференции «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года).

A Chronicle of a scientific conference «Time as an object of imaging, creation and reflection» (Irkutsk, 2010, June 27 - July 1).

Ключевые слова: время, изображение, творчество, рефлексия.

Time, imaging, creation, reflection.

УДК: 82.0.

Контактная информация: Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. ИГУ, факультет филологии и журналистики. Тел. (3952) 243995.

Конференция - уже четвертое совместное научное мероприятие факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета и Института славистики Университета Христиана-Альбрехта (г. Киль, Германия). Конференция продолжила ряд широких обсуждений темпоральной проблематики: «Время в социальном, культурном и языковом измерении» (Иркутск, сентябрь 2004 г.) и «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование» (Иркутск, октябрь 2008 г.). Общая стратегия - рассмотрение феномена времени стереоскопически: в социокультурном, историко-литературном аспекте, с точки зрения теории литературы и через анализ поэтики художественного времени.

Цель научного обсуждения феномена времени - приблизиться к пониманию его природы и особенностей представлений о нем посредством филологического знания, использующего классическую методологию и междисциплинарный подход. В преимущественно филологической конференции активно работали философы, историки, искусствоведы и культурологи. Поскольку сама филология обращена к разным формам и образам восприятия и осмысления природных начал, то общим содержанием всего научного мероприятия было рассмотрение разных модусов рефлексии времени: в литературе и языке, в традиционном сознании и медиакультуре новейшей истории.

Общий принцип панорамного рассмотрения темы продемонстрировало пленарное заседание, представившее все направления работы конференции. В теоретико-литературном докладе «Категория времени в мотивном анализе художественного текста» д.ф.н. И.В. Силантьев (Новосибирск) проследил на примере мотива встречи степень участия и отрефлексированности временного фактора в фабуле и сюжете произведений А.С. Пушкина. Доклад д.ф.н. И.Н. Сухих (Санкт-Петербург) «Трактовка времени в современном литературоведении» побудил к дискуссии стремлением лимитировать типологию хронотопов. Профессор

* Конференция проводилась при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 10-04-14009 г.

А. Ситарски (Познань) дал сравнительный обзор восприятия времени в разных славянских культурах («Концепт "время" в польском и русском языковом пространстве (на материале русских и польских фразеологизмов и паремий)». Профессор М. Дюринг (Киль) проанализировал антиутопические проекции культурных мифов в позднесоветской литературе («Эффект Христа»: рассказ «Петля Гистерезиса» И. Варшавского и феномен путешествия во времени»). Киновед Н.Е. Мариевская (к. филос. н., Москва) описала панораму сюжетов и художественных средств, представляющих нелинейное время в самом временном из видов искусств («Историческое и лирическое время в структуре кинематографического произведения»).

Проблематика, обсуждаемая на специализированных секциях, отражала конкретное содержание общей тематики, заявленной в названии конференции: анализ форм художественного воплощения онтологической координаты существования, рассмотрение индивидуальной авторской и социальной практики отношений с историей и злободневной актуальностью, концептуальные оценки истории и модусы переживания экзистенциального времени.

Секция I «Процессы истории: социальное в духовном выражении» объединила историков, социологов и литературоведов. Она освещала эволюцию идеологического и культурного сознания периода советской и постсоветской истории. Доклад к. филос. н. М.В. Лисаускене (Иркутск) «Прошлое, настоящее и будущее в сознании поколений российского студенчества» осветил процесс перемены ценностей за 20 лет и наметившийся культурный разрыв между преподавателями и студентами. М.Я. Рожанский, к. филос. н. (Иркутск), рассмотрел проблематику и формы литературно-дневниковой авторефлексии представителей того социального типа, который был сформирован взаимодействием идеологии и культурной традиции нравственного максимализма («Между настоящим и реальностью. Оптика советского идеализма»). Культурологический по методологии анализа доклад д.ф.н. Н.А. Петровой (Пермь) осветил особенности художественной фиксации культурных практик и духовной традиции позднесоветского периода («Кухня как хронотоп (заметки к теме)». Российско-германским параллели исторической рефлексии продемонстрировала к.ф.н. Ю.А. Арская (Иркутск) («Тотальность времени и власти в произведениях Кристофа Рансмайра»). Историософский и художественный потенциал новейшей литературы раскрыла д.ф.н. Т.Н. Маркова (Челябинск) в докладе «Жанровое поле антиутопии на рубеже ХХ-ХХ1 веков».

Секция II «Материализация времени в поэзии» рассматривала родовую специфику темпоральной рефлексии в лирике и эволюцию форм игры с художественным временем. Ряд докладов освещал типологические явления: д.ф.н. Т.А. Снигирева и к.ф.н. А.В. Подчиненов (Екатеринбург) анализировали модуляции натурфилософской поэзии («Пейзажные ретроспекции в русской лирике»), к.ф.н. О.Н. Владимиров (Кемерово) проследил связь форм лиризма и рефлексии Хроноса («Художественное время и форма высказывания в русской лирике ХХ-ХХ1 веков (некоторые наблюдения)»), д.ф.н. И.И. Плеханова (Иркутск) предложила гипотезу формирования поколений и характеристики только складывающейся, но эволюционно предопределенной типологии экспрессионизма в новейшей поэзии («Маяковское время»). Большинство докладов рассматривали индивидуальные поэтические стратегии художественного отображения времени. Н.В. Налегач, к.ф.н. (Кемерово), продемонстрировала экзистенциальную рефлексию («Поэтика овеществленного времени в лирике И. Анненского и его последователей»), Ю.М. Брюханова (Иркутск) - концептуализацию текущей истории с позиций философии жизни («Рефлексия времени в поэме Б. Пастернака «Высокая болезнь»). Специфику восприятия времени в сознании поэтов эмиграции рассматривали представители томской филологической школы: к.ф.н. А.С. Сваровская («Хронотоп эмигрантской лирики Г. Иванова»), д.ф.н. О.А. Дашевская («Сюжет постижения времени как способ экзистенциально-

го самоопределения личности в поэзии Вадима Андреева»), преп. Р. Компарелли (Неаполь) («"Цветное время" в поэзии Б. Поплавского»).

Секция III «Метаморфозы традиционализма и классики: хронотоп -нарратив - хронософия» рассматривала эволюцию принципов объективной концептуализации времени от фольклорной нерефлексивности (Е.К. Шаракшинова, к.ф.н., Иркутск, «Традиция бытования бурятских закличек и приговорок») к псев-домифологизму (О.С. Кренжолек, к.ф.н., Кельце, «Мифическое время "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Особое внимание уделялось феномену художественной отчужденности А.П. Чехова (А.В. Кубасов, д.ф.н., Екатеринбург, «Нарратив и время в рассказе А.П. Чехова "У знакомых"», Е.В. Шишпаренок, асп., Иркутск, «Время события и время повествования как основа создания образа автора в "Острове Сахалине" А.П. Чехова»).

Секция V «Исход советской эпохи: расщепление времени» рассматривала социальный психологизм как форму художественной историософии в позднесо-ветской прозе (Н.В. Ковтун, д.ф.н., Красноярск, «Модель мира в раннем творчестве В.П. Астафьева (пространственно-временной континуум)»; М. Рённау, магистр филологии, Киль, «Главная героиня повести Федора Абрамова "Пелагея" в пространственно-временном контексте»; П.П. Каминский, к.ф.н., Томск, «Категория времени в публицистике В.Г. Распутина»). Множественность концепций времени - от религиозно-эсхатологического (В.Я. Иванова, асп., Иркутск, «Маятник эсхатологического времени в повести В.Г. Распутина "Последний срок": способы художественной выразительности»; Н.С. Цветова, к.ф.н., Санкт-Петербург, «"Времени уже не будет..." (топос времени в новейшей русской литературной эсхатологии)») до условно-эстетического (Т.Л. Рыбальченко, к.ф.н., Томск, «Вечность как модернистский миф о "безсмертии" в метаромане А. Кима "Остров Ионы"») - свидетельство как разнообразия творческих стратегий, так и дезинтеграции истории и отчуждения в социуме.

Секция VI «Медиапространство текущей истории: цели - средства -субъекты - объекты» прослеживала роль СМИ в фиксации примет истории (А.П. Шинкарева, ст. преп., Иркутск, «Сибирь: взгляд со стороны (трансформация восприятия в путеводителях и воспоминаниях)») и ее концептуализации (М.В. Ильина, асп., Иркутск, «Юбилейные выпуски газеты "Советская молодежь": опыт саморефлексии»), а также опыты формирования образа будущего (С.Н. Булатова, к.филос.н., Иркутск, «Слухи, легенды, мифы).

Секция IV «Концептуализация времени в лингвистике» соединила сугубо грамматический аспект рассмотрения (проф. Н. Нюблер, Киль, «Время, Венд-лер и вид»; Л.И. Горбунова, к.ф.н., Иркутск, «Структура поля темпоральности (на материале отсубстантивных суффиксально-префиксальных прилагательных)») с методологией социолингвистики (Е.В. Стародворская, асп., Иркутск, «Иронический потенциал "чужого слова" в метаязыковой функции») и когнитивной лингвистики (Т.Н. Плешкова, д.ф.н., Познань, «Возраст как фактор изменения в речи»; А.А. Мамедов, асп., Иркутск, «Грамматическое, мифологическое и историческое время в поэмах С. Есенина "Пришествие" и "Преображение"»).

Все доклады вызывали живой отклик аудитории, сопровождались вопросами и дискуссией внутри секций.

Результаты работы. Обращение к теме времени - в силу его универсальной природы - позволяет объединить в плодотворном научном общении специалистов разных направлений филологии и гуманитарных дисциплин, побуждает самые локальные по теме исследования к концептуализации собранного материала. Личностное восприятие времени являет синкретизм индивидуального творческого сознания и заложенной в языке архетипической матрицы национальной культуры. Акцент на темпоральности раскрывает связь мировоззренческих установок с эстетикой и поэтикой, обнажает историософский потенциал и «подтекст» самого безыскусного повествования, будь то художественная литература или журналисти-

ка. Содержание докладов отмечено поиском новых аспектов рассмотрения классических текстов и обращено к осмыслению актуальной современности.

Основные методологические принципы связаны с применением теории хронотопа к новым объектам рассмотрения, обращением к темам (эсхатология), жанрам (утопия, антиутопия) и родам литературы (лирика) со стержневой временной проблематикой. Научному обсуждению предложены концепты: «хронософия» -как особая интеллектуальная форма рефлексии времени в его ценностном, содержательном наполнении и психологическом освоении; «автохрон» - тип творческого самоопределения художника и его героя в пространственно-временном континууме с акцентом на временном аспекте существования.

Доклады опубликованы в сборнике «Время как объект изображения, творчества и рефлексии: междунар. науч. конф. (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 г.): материалы / Отв. ред. И.И. Плеханова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 663 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.