НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И.И. Плеханова
Иркутский государственный университет
Международная научная конференция «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года)
Аннотация: Хроника научной конференции «Время как объект изображения, творчества и рефлексии» (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 года).
A Chronicle of a scientific conference «Time as an object of imaging, creation and reflection» (Irkutsk, 2010, June 27 - July 1).
Ключевые слова: время, изображение, творчество, рефлексия.
Time, imaging, creation, reflection.
УДК: 82.0.
Контактная информация: Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. ИГУ, факультет филологии и журналистики. Тел. (3952) 243995.
Конференция - уже четвертое совместное научное мероприятие факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета и Института славистики Университета Христиана-Альбрехта (г. Киль, Германия). Конференция продолжила ряд широких обсуждений темпоральной проблематики: «Время в социальном, культурном и языковом измерении» (Иркутск, сентябрь 2004 г.) и «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование» (Иркутск, октябрь 2008 г.). Общая стратегия - рассмотрение феномена времени стереоскопически: в социокультурном, историко-литературном аспекте, с точки зрения теории литературы и через анализ поэтики художественного времени.
Цель научного обсуждения феномена времени - приблизиться к пониманию его природы и особенностей представлений о нем посредством филологического знания, использующего классическую методологию и междисциплинарный подход. В преимущественно филологической конференции активно работали философы, историки, искусствоведы и культурологи. Поскольку сама филология обращена к разным формам и образам восприятия и осмысления природных начал, то общим содержанием всего научного мероприятия было рассмотрение разных модусов рефлексии времени: в литературе и языке, в традиционном сознании и медиакультуре новейшей истории.
Общий принцип панорамного рассмотрения темы продемонстрировало пленарное заседание, представившее все направления работы конференции. В теоретико-литературном докладе «Категория времени в мотивном анализе художественного текста» д.ф.н. И.В. Силантьев (Новосибирск) проследил на примере мотива встречи степень участия и отрефлексированности временного фактора в фабуле и сюжете произведений А.С. Пушкина. Доклад д.ф.н. И.Н. Сухих (Санкт-Петербург) «Трактовка времени в современном литературоведении» побудил к дискуссии стремлением лимитировать типологию хронотопов. Профессор
* Конференция проводилась при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 10-04-14009 г.
А. Ситарски (Познань) дал сравнительный обзор восприятия времени в разных славянских культурах («Концепт "время" в польском и русском языковом пространстве (на материале русских и польских фразеологизмов и паремий)». Профессор М. Дюринг (Киль) проанализировал антиутопические проекции культурных мифов в позднесоветской литературе («Эффект Христа»: рассказ «Петля Гистерезиса» И. Варшавского и феномен путешествия во времени»). Киновед Н.Е. Мариевская (к. филос. н., Москва) описала панораму сюжетов и художественных средств, представляющих нелинейное время в самом временном из видов искусств («Историческое и лирическое время в структуре кинематографического произведения»).
Проблематика, обсуждаемая на специализированных секциях, отражала конкретное содержание общей тематики, заявленной в названии конференции: анализ форм художественного воплощения онтологической координаты существования, рассмотрение индивидуальной авторской и социальной практики отношений с историей и злободневной актуальностью, концептуальные оценки истории и модусы переживания экзистенциального времени.
Секция I «Процессы истории: социальное в духовном выражении» объединила историков, социологов и литературоведов. Она освещала эволюцию идеологического и культурного сознания периода советской и постсоветской истории. Доклад к. филос. н. М.В. Лисаускене (Иркутск) «Прошлое, настоящее и будущее в сознании поколений российского студенчества» осветил процесс перемены ценностей за 20 лет и наметившийся культурный разрыв между преподавателями и студентами. М.Я. Рожанский, к. филос. н. (Иркутск), рассмотрел проблематику и формы литературно-дневниковой авторефлексии представителей того социального типа, который был сформирован взаимодействием идеологии и культурной традиции нравственного максимализма («Между настоящим и реальностью. Оптика советского идеализма»). Культурологический по методологии анализа доклад д.ф.н. Н.А. Петровой (Пермь) осветил особенности художественной фиксации культурных практик и духовной традиции позднесоветского периода («Кухня как хронотоп (заметки к теме)». Российско-германским параллели исторической рефлексии продемонстрировала к.ф.н. Ю.А. Арская (Иркутск) («Тотальность времени и власти в произведениях Кристофа Рансмайра»). Историософский и художественный потенциал новейшей литературы раскрыла д.ф.н. Т.Н. Маркова (Челябинск) в докладе «Жанровое поле антиутопии на рубеже ХХ-ХХ1 веков».
Секция II «Материализация времени в поэзии» рассматривала родовую специфику темпоральной рефлексии в лирике и эволюцию форм игры с художественным временем. Ряд докладов освещал типологические явления: д.ф.н. Т.А. Снигирева и к.ф.н. А.В. Подчиненов (Екатеринбург) анализировали модуляции натурфилософской поэзии («Пейзажные ретроспекции в русской лирике»), к.ф.н. О.Н. Владимиров (Кемерово) проследил связь форм лиризма и рефлексии Хроноса («Художественное время и форма высказывания в русской лирике ХХ-ХХ1 веков (некоторые наблюдения)»), д.ф.н. И.И. Плеханова (Иркутск) предложила гипотезу формирования поколений и характеристики только складывающейся, но эволюционно предопределенной типологии экспрессионизма в новейшей поэзии («Маяковское время»). Большинство докладов рассматривали индивидуальные поэтические стратегии художественного отображения времени. Н.В. Налегач, к.ф.н. (Кемерово), продемонстрировала экзистенциальную рефлексию («Поэтика овеществленного времени в лирике И. Анненского и его последователей»), Ю.М. Брюханова (Иркутск) - концептуализацию текущей истории с позиций философии жизни («Рефлексия времени в поэме Б. Пастернака «Высокая болезнь»). Специфику восприятия времени в сознании поэтов эмиграции рассматривали представители томской филологической школы: к.ф.н. А.С. Сваровская («Хронотоп эмигрантской лирики Г. Иванова»), д.ф.н. О.А. Дашевская («Сюжет постижения времени как способ экзистенциально-
го самоопределения личности в поэзии Вадима Андреева»), преп. Р. Компарелли (Неаполь) («"Цветное время" в поэзии Б. Поплавского»).
Секция III «Метаморфозы традиционализма и классики: хронотоп -нарратив - хронософия» рассматривала эволюцию принципов объективной концептуализации времени от фольклорной нерефлексивности (Е.К. Шаракшинова, к.ф.н., Иркутск, «Традиция бытования бурятских закличек и приговорок») к псев-домифологизму (О.С. Кренжолек, к.ф.н., Кельце, «Мифическое время "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Особое внимание уделялось феномену художественной отчужденности А.П. Чехова (А.В. Кубасов, д.ф.н., Екатеринбург, «Нарратив и время в рассказе А.П. Чехова "У знакомых"», Е.В. Шишпаренок, асп., Иркутск, «Время события и время повествования как основа создания образа автора в "Острове Сахалине" А.П. Чехова»).
Секция V «Исход советской эпохи: расщепление времени» рассматривала социальный психологизм как форму художественной историософии в позднесо-ветской прозе (Н.В. Ковтун, д.ф.н., Красноярск, «Модель мира в раннем творчестве В.П. Астафьева (пространственно-временной континуум)»; М. Рённау, магистр филологии, Киль, «Главная героиня повести Федора Абрамова "Пелагея" в пространственно-временном контексте»; П.П. Каминский, к.ф.н., Томск, «Категория времени в публицистике В.Г. Распутина»). Множественность концепций времени - от религиозно-эсхатологического (В.Я. Иванова, асп., Иркутск, «Маятник эсхатологического времени в повести В.Г. Распутина "Последний срок": способы художественной выразительности»; Н.С. Цветова, к.ф.н., Санкт-Петербург, «"Времени уже не будет..." (топос времени в новейшей русской литературной эсхатологии)») до условно-эстетического (Т.Л. Рыбальченко, к.ф.н., Томск, «Вечность как модернистский миф о "безсмертии" в метаромане А. Кима "Остров Ионы"») - свидетельство как разнообразия творческих стратегий, так и дезинтеграции истории и отчуждения в социуме.
Секция VI «Медиапространство текущей истории: цели - средства -субъекты - объекты» прослеживала роль СМИ в фиксации примет истории (А.П. Шинкарева, ст. преп., Иркутск, «Сибирь: взгляд со стороны (трансформация восприятия в путеводителях и воспоминаниях)») и ее концептуализации (М.В. Ильина, асп., Иркутск, «Юбилейные выпуски газеты "Советская молодежь": опыт саморефлексии»), а также опыты формирования образа будущего (С.Н. Булатова, к.филос.н., Иркутск, «Слухи, легенды, мифы).
Секция IV «Концептуализация времени в лингвистике» соединила сугубо грамматический аспект рассмотрения (проф. Н. Нюблер, Киль, «Время, Венд-лер и вид»; Л.И. Горбунова, к.ф.н., Иркутск, «Структура поля темпоральности (на материале отсубстантивных суффиксально-префиксальных прилагательных)») с методологией социолингвистики (Е.В. Стародворская, асп., Иркутск, «Иронический потенциал "чужого слова" в метаязыковой функции») и когнитивной лингвистики (Т.Н. Плешкова, д.ф.н., Познань, «Возраст как фактор изменения в речи»; А.А. Мамедов, асп., Иркутск, «Грамматическое, мифологическое и историческое время в поэмах С. Есенина "Пришествие" и "Преображение"»).
Все доклады вызывали живой отклик аудитории, сопровождались вопросами и дискуссией внутри секций.
Результаты работы. Обращение к теме времени - в силу его универсальной природы - позволяет объединить в плодотворном научном общении специалистов разных направлений филологии и гуманитарных дисциплин, побуждает самые локальные по теме исследования к концептуализации собранного материала. Личностное восприятие времени являет синкретизм индивидуального творческого сознания и заложенной в языке архетипической матрицы национальной культуры. Акцент на темпоральности раскрывает связь мировоззренческих установок с эстетикой и поэтикой, обнажает историософский потенциал и «подтекст» самого безыскусного повествования, будь то художественная литература или журналисти-
ка. Содержание докладов отмечено поиском новых аспектов рассмотрения классических текстов и обращено к осмыслению актуальной современности.
Основные методологические принципы связаны с применением теории хронотопа к новым объектам рассмотрения, обращением к темам (эсхатология), жанрам (утопия, антиутопия) и родам литературы (лирика) со стержневой временной проблематикой. Научному обсуждению предложены концепты: «хронософия» -как особая интеллектуальная форма рефлексии времени в его ценностном, содержательном наполнении и психологическом освоении; «автохрон» - тип творческого самоопределения художника и его героя в пространственно-временном континууме с акцентом на временном аспекте существования.
Доклады опубликованы в сборнике «Время как объект изображения, творчества и рефлексии: междунар. науч. конф. (Иркутск, 27 июня - 1 июля 2010 г.): материалы / Отв. ред. И.И. Плеханова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 663 с.