Научная статья на тему 'Международная научная конференция, посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики«Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»'

Международная научная конференция, посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики«Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / CONFERENCE / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плеханова Ирина Иннокентьевна

Хроника конференции, посвященной 90-летию ИГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Плеханова Ирина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International scientific conference dedicated to the 90th anniversary of Irkutsk State University and the Department of philology and journalism "Modern Times in the Reflection Mirror: Language - Culture - Education." (Irkutsk, October 6-9, 2008)

The chronicle of the Conference dedicated to the 90th Anniversary of ISU.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция, посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики«Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Международная научная конференция, посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование» (Иркутск, 6 - 9 октября 2008 г.)

Факультет филологии и журналистики - изначально историкофилологический - был одним из трех факультетов открывшегося в Иркутске в 1918 году второго сибирского университета. Ныне здесь готовят специалистов по русской и бурятской филологии, PR и журналистике. Юбилейная научная конференция должна была объединить исследования по четырем гуманитарным направлениям общей темой. В качестве интегрирующей формулы была избрана «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование». Она ориентировала на анализ значимых социокультурных явлений текущей истории в процессе их становления. Принцип двойной рефлексии, заложенный в названии, указывал на две цели научного обсуждения: складывающийся образ современности и способ ее интерпретации, т.е. методология мышления о ней. К достижению этой комплексной задачи стремилось большинство из 60 участников из Иркутска, Улан-Удэ, Томска, Барнаула, Кемерово, Улан-Батора (Монголия), Киля (Германия), Кракова и Кельце (Польша).

Работа велась по секциям «Язык на рубеже веков», «Образование и современная культура», «Монголистика и бурятская филология. Архетипическое и актуальное», «Литературоведение» с подсекциями: «Актуальность классики: опыт и перспективы», «Современное состояние литературы - “Post scriptum?”», «Гуманистическое и гуманитарное сознание XXI века». Научная дискуссия носила междисциплинарный характер, в ней участвовали доктора и кандидаты филологических, философских, исторических, экономических наук, искусствоведы, а также аспиранты ИГУ.

На пленарном заседании «Социокультурная реальность: проблемы и перспективы» были представлены доклады от всех секций. Т.Л. Рыбальченко в теоретическом обозрении «Экзистенциальные, социальные, цивилизационные границы интерпретации современности в русской литературе 1960 - 1980-х годов» дала широкий философский обзор методологических и творческих трактовок самого понятия «современность». Культурно-историческая заданность восприятия самого образа времени обусловила акценты художественной рефлексии: прогрессист-ская позиция в социальной теме - актуальное соотнесение с вечностью в традиционализме - феномен Тут-бытия в экзистенциализме. Концептуальное описание тенденций иллюстрировали убедительные примеры из поэзии и прозы.

Исследователи из Университета Христиана-Альбрехта (Киль) осветили панораму восприятия новейшей русской литературы в Германии (д-р Ф. Хюбнер, «Русскоязычная литература на рубеже тысячелетий в немецкоязычном ареале») и изменение образа противника в прозе о войне (проф. М. Дюринг, «“Вообще с немцами было весело”: Вальтер, Эрих, Отто и Петер как представители немцев в современной русской литературе»). Приведенный обзор свидетельствует об очень внимательном отслеживании переводчиками и издателями практически всех значимых событий на российском литературном рынке. Постмодернистская

обработка военной темы у В. Сорокина и М. Кононова трактуется М. Дюрингом как гуманизация конфликта.

Доклады на фольклорную и историко-литературную темы продемонстрировали современную методологию реконструкции бурятской мифологии (Л. С. Дам-пилова, «Культ камней и гор в шаманских обрядах») и осветили прошлый опыт исследований (Б. С. Дугаров, «О поездке Дж. Куртина к иркутским бурятам в 1900 году»).

В докладе М. Ташлыковой «Современный русский язык как предмет и средство философской рефлексии (на материале эссеистики М. Эпштейна)» был произведен объективный критический разбор новейших утопических проектов с позиций лингвистической теории и на примерах реального функционирования языка. Убедительно доказана активность креативного и миромоделирующего потенциала русского языка даже в условиях духовно-идеологического кризиса последних десятилетий.

Проблема утверждения новой тотальности - стереотипизации сознания - посредством массовых коммуникаций рассматривалась О. В. Краснояровой («Тота-лизация медиареальности и художественная культура»). Методологической опорой остаются труды культурологов (В. Беньямин, Ж. Бодрийяр), а основное противоречие современности трактуется как распад культурных связей в информационном обществе.

М.Я. Рожанский перевел обсуждение вызовов гуманитарному сознанию в практическую плоскость - проанализировал интервью студентов, их преимущественно отрицательное отношение к вытеснению фундаментальных дисциплин прикладными и отрыву образования от действительности («Гуманитарное образование как ресурс социальной рефлексии»). Вывод о пребывании гуманитарного образования на распутье - обслуживание рынка или академическая законсервиро-ванность - проецируется на состояние всего общества.

В докладах литературоведческой подсекции «Актуальность классики: опыт и перспективы» акцентировались духовные вопросы, спровоцированные современными общественными тенденциями: формирование неорелигиозной идеологии (О. Кренжолек, «Православная символика в контексте духовной традиции как фактор выявления современности русской реалистической литературы второй половины XIX века»), гендерные акценты миропонимания (О.Ю. Юрьева, «Мужской ум и “женское недоумие” мире Ф.М. Достоевского: об истоках мужского шовинизма»), историческое самоопределение в условиях распада (А.С. Сваров-ская, «Историософская проблематика в прозе русского зарубежья. (М. Алданов, Дм. Мережковский, М. Осоргин)»).

В подсекции «Современное состояние литературы - “Post scriptum?”» рассматривались тенденции новейшей литературы. С.М. Козлова проанализировала парадокс бесконфликтности в перенасыщенных сценами насилия пьесах братьев Пресняковых и В. Сигарева как следствие безыллюзорной антропологии конца ХХ века, а в «новой драме» угадывается метаморфоза жанра мелодрамы («Насилие как эстетическая проблема русской “новой драмы”»). В.А. Суханов отметил актуализацию чеховского трагизма («Русская классика в посттоталитарном дискурсе (проза В. Маканина рубежа XX - XXI вв.»), С.А. Комаров проследил эскапистское содержание мотива «утиной охоты» («Русский миф об охоте в творчестве литераторов вампиловского поколения»). С.Р. Смирнов отстаивал социальную значимость беллетристики («Творчество Ю. Поляков» как зеркало российского менталитета 1980 - 1990-х гг.»). И.И. Плеханова, анализируя романы 2006 года (В. Сорокин, В. Пелевин, А. Иванов), предложила гипотезу о становлении игровой мировоззренческой антитезы постмодернистской деконструкции («Перекон-струкция, или Игра как базовый принцип позитивной эпистемологии»).

Подсекция «Гуманистическое и гуманитарное сознание XXI века» объединила доклады, посвященные новейшей поэзии, и описания стратегий самоопреде-

ления гуманитариев в публичном пространстве. Лирика рубежа тысячелетий наиболее ярко и последовательно оппонирует тенденциям распада, обращаясь к экзистенциальной проблематике (А.С. Собенников, «Поэзия Б. Рыжего: лирический герой в ситуации “смерти автора”»), демонстрируя витальность (А.Н. Губайдуллина, «Эстетика необарокко в поэзии В. Павловой», Н.Н. Подрезо-ва, «Преимущество старости: феномен лирики И. Лиснянской») и выдвигая универсальные мировоззренческие концепции (О.Н. Зайцева, «Гносеология И. Жданова»). Социальное самоопределение гуманитариев тяготеет к игровым формам (М.В. Ильина, «Интеллектуальные игры как поприще гуманитариев», В.П. Титов, «Молодые гуманитарии в публичном пространстве»).

Секция «Монголистика и бурятская филология. Архетипическое и актуальное» объединила доклады, посвященные традициям и современному состоянию бурятской культуры и языка. Проф. С. Хувсгул в докладе «Исследование горим ’а пьесы “Житие Лунной кукушки”» предложила жанровое описание текста старомонгольской драмы. Е.К. Шаракшинова проанализировала контаминацию культур на примере детского фольклора («Современный бурятский детский фольклор: особенности бытования»). О сильных духовных позициях традиционализма в бурятской литературе свидетельствуют доклады Л.Ц. Халхаровой («Специфика сме-хового начала в прозе Ч. Цыдендамбаева»), Г.Ц. Бадуевой («Архетипический образ шаньюя Туманя в романе В. Митыпова “Долина бессмертников”»), Л.В. Баб-киновой («Роль мифологических элементов в раскрытии внутреннего конфликта повести Ц.Д. Хамаева “Андирай гуниг” (“Тоска турпана”») и др. Языковеды сосредоточились на социокультурных вопросах диалектологии и отражении в языке картины мира (В. И. Семенова, «Родовой состав и языковые особенности (на примере эхирит-булагатского говора бурятского языка)», Т.Б. Тагарова, «Диалектные “фразеологические сочетания” в освещении Т.А. Бергатаева», С.-Д.Б. Цынгуева, «О некоторых символических значениях слов “алтан” и “мунгэн”»).

В секции «Язык на рубеже веков» обсуждались вопросы социолингвистики и отношения планов содержание / выражение в художественных и публичных текстах. В докладе проф. Н. Нюблера «Статус категории глагольного вида в системе современного русского языка» решался теоретический вопрос об отнесении категории «вид глагола» к лексической подсистеме русского языка и признании «членов видовой пары формой одной лексемы». Методология описания языковой деятельности была в центе внимания Н.В. Сайковой («Типология языковой личности и вариативность метаязыковой деятельности»), О.Л. Михалевой («Современная публичная личность в свете дискурсивного анализа»), Л.И. Горбуновой («Лока-тивность. Взаимодействие с другими смысловыми областями»), И.И. Мезенцевой («Производное слово как средство выражения посессивного отношения в современном русском языке»). Формы языковой рефлексии стали объектом рассмотрения Гафаровой («Трансформация значения относительного прилагательного как отражение авторского мировидения (на материале поэзии В. Высоцкого») и Е.В. Стародворской («Содержательные и формальные маркеры иронии»).

Секция «Образование и современная культура» рассматривала новые образовательные модели, их роль, а также роль СМИ, в формировании современного культурного сознания. Доклады П. Байора («Система высшего образования в Польше в условиях выполнения “Болонского процесса”») и Е.А. Терпугова («Трансформационное образование: опыт западно-европейской системы обучения») знакомили с уже состоявшимися на Западе новациями. Т.П. Кальянова описала психологию трансформационного процесса изнутри («Чувство времени: ритмы, циклы, смыслы современности»), Г.И. Бобкова осветила процесс этнического культурного самоопределения в последние десятилетия («Татары России: трансформация национального самосознания в публицистике и литературе»). Особо обсуждалась тема ответственности за применение манипулятивных технологий в СМИ, рекламе и массовой литературе (И.Г. Чередниченко, «Реклама

и Зигмунд Фрейд», М.Н. Булатова, «Иронический детектив как продукт массовой культуры и рекламоноситель», А.П. Шинкарева, «Категории психологической безопасности информационной среды и нравственные категории современных российских СМИ»).

Итогом конференции можно считать состоявшийся междисцилинарный диалог и панорамное освещение тревог социокультурного самосознания интеллигенции и поисков надежных опор в условиях девальвации традиционных систем этики-эстетики, последнее и является пока основной характеристикой современности. Доклады участников опубликованы в сборнике «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование: Международная научная конференция, посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики (Иркутск, 6-9 октября 2008 г.): материалы» (Иркутск, 2009. 641 с.).

И.И. Плеханова, Иркутский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.